УДК 656.1 (571.52)
doi 10.24411/2221-0458-2022-102-15-21
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И АВАРИЙНОСТИ НА ДОРОГАХ И УЛИЦАХ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Сандан Н. Т.
Тувинский государственный университет, Кызыл
ANALYSIS OF TRAFFIC CONDITIONS AND ACCIDENTS ON THE ROADS AND STREETS OF THE REPUBLIC OF TUVA N.T. Sandan Tuvan State University, Kyzyl
В данной статье представлен анализ состояния и динамики аварийности на автомобильном транспорте. Это показывает, что уровень дорожно-транспортного травматизма в Республике Тыва продолжает оставаться недопустимо высоким. Однако, несмотря на некоторое снижение числа ДТП за последние пять лет, наблюдается рост числа погибших на 0,4%, раненых на 0,6%. Так, за 2021 год число погибших составило 111 человек и раненых 693 человека. При этом заметим, что тяжесть последствий ДТП в среднем по России в 2021 году составила 14,8 тыс.чел., тогда как по Республике Тыва она равна 111 (111 погибших на 693 пострадавших).
Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие; автомобильный транспорт; авария; безопасность дорожного движения
This article presents an analysis of the state and dynamics of accidents of road transport. This shows that the level of road traffic injuries in the Republic of Tuva continues to be unacceptably high. However, despite a slight decrease in the number of road accidents over the past five years, there has been an increase in the number of deaths by 0.4%, injured by 0.6%. Thus, in 2021, the number of dead was 111 and injured 693 people. At the same time, the severity of the consequences of fatal accidents in Russia averaged 14.8 thousand people in 2021, while in the Republic of Tuva it is 111 (111 deaths per 693 injured).
Keywords: traffic accident; road transport; accident; road safety
На территории Республики Тыва обстановка, связанная с аварийностью на наблюдается крайне нестабильная автомобильном транспорте. Это связано со
слабо развитой системой телефонной связи, отсутствие системы аварийного вызова, недостаточного материально-технического обеспечения учреждений скорой помощи, в крайне неудовлетворительном состоянии находится система спасения и эвакуации пострадавших с мест дорожно-транспортных происшествий, оказание им своевременной медицинской помощи. Не эффективна существующая система обнаружения дорожно-транспортных
происшествий.
В отдаленных районах республики в большинстве случаев пострадавшим не могут оказать первую медицинскую помощь из-за недофинансирования и необеспеченности медицинскими препаратами больниц. Также отмечается ухудшение транспортной дисциплины водителей.
Показательным является пример работы водителей маршрутных автобусов на улицах г. Кызыла. В угоду экономическим интересам в нарушение Федерального закона «О безопасности дорожного движения» они зачастую пренебрегают правилами дорожного движения, что не замедлило сказаться на росте числа ДТП, связанных именно с маршрутным транспортом.
Кроме того, при оценке ущерба от ДТП не всегда учитываются такие потери как порча груза, в том числе упущенная выгода, повреждения дорог и средств организации дорожного движения. Одной
из существенных причин высокого уровня аварийности в Республике Тыва является сложившаяся диспропорция между темпами развития улично-дорожной сети и темпами роста количества автотранспорта, старением подвижного состава.
Особенно остро стоят проблемы организации подготовки водителей транспортных средств из-за низкого качества преподавания и слабой материально-технической базой в автошколах.
Резюмируя вышеизложенное, можно заметить тенденцию сокращения количества ДТП в Республике Тыва, однако уровень аварийности на автотранспорте остается недопустимо высоким.
По данным Тывастат, число дорожно-транспортных происшествий в 2021 году снизилось и осталось почти на уровне 2020 года, но возросло количество погибших в них людей.
За год было совершено 491 ДТП, в которых погибло 103 человека и ранено 780 человек. По сравнению с 2020 годом, число ДТП и число раненых в них снизилось, а число погибших увеличилось.
В результате анализа дорожной обстановки в Республике Тыва возникает вопрос о необходимости совершенствования организации дорожного движения по аварийным улицам г. Кызыла [8].
Ниже приведены диаграммы с общими данными о состоянии аварийности за последние 5 лет в Республике Тыва (рис. 1, 2, 3) [8].
30
25
20
15
10
количество ДТП по годам
539
530 494 491 474
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
2021 год
Рисунок 1 - Сведения о состоянии аварийности за 5 лет в Республике Тыва
количество погибших в ДТП по годам
30
25
20
15
10
111
99 92 104 103
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
2021 год
Рисунок 2 - Сведения о погибших при аварии за 5 лет в Республике Тыва
5
0
5
0
количество раненых в ДТП по годам
30
25
20
15
10
781
788
757
780
693
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
2021 год
5
0
Рисунок 3 - Сведения о раненых при аварии за 5 лет в Республике Тыва
За последние пять лет в Республике Тыва зарегистрировано 2528 ДТП, 3799 человек ранено, 509 человек погибло. Вероятно, это связано с
неудовлетворительным состоянием дорог и перекрестков [8].
Анализ реальных причин и условий возникновения дорожно-транспортных происшествий позволил выявить взаимосвязь факторов, порождающих и
образующих предпосылки для аварийной обстановки. Непременными участниками каждого ДТП являются водители и управляемые ими автомобили или иные транспортные средства. Неспособность воспринять окружающую обстановку, естественно, не позволяет водителю ее оценить, принять и реализовать решение, обеспечивающее безопасность движения [8].
Таблица 1 - Состояние аварийности, число погибших и раненых по республике
2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.
ДТП, единиц 539 530 494 491 474
Погибло, чел. 99 92 104 103 111
Ранено, чел. 781 788 757 780 693
99% ДТП связано с нарушением правил дорожного движения, из них 78% ДТП произошло по вине водителей
автотранспортных средств, число погибших по этой причине составило 86,7%.
Такой высокий процент ДТП, совершенных по вине водителей, говорит о низкой подготовке водителей и низком техническом состоянии автотранспортных средств.
По вине пешеходов в 2021 году произошло 134 дорожно-транспортных происшествия, в них погибло 15 человек и ранено 125 человек. 35 дорожно-транспортных происшествий, или третья часть таких происшествий, произошли по вине нетрезвых пешеходов.
Потери от транспортных задержек определяются перемножением суммарной задержки на средневзвешенную стоимость одного маш.-ч в рублях. Таким образом, потери от задержек на нерегулируемом ца и регулируемом перекрёстках
определяются соответственно:
qн = 1,5 • Dн, (1)
qp = 1,5 • Dp , (2)
Число ДТП на рассматриваемом нерегулируемом перекрёстке определяется на основе статистики за предшествующие годы, в течение которых интенсивность движения значительно не отличалась от существующей в настоящее время.
Библиографический список 1. «Развитие транспортной системы Республики Тыва на 2017 - 2019 годы» Об утверждении государственной программы Республики Тыва: постановление Правительства Республики Тыва от 26.07.2017 № 339 (с изменениями на:
ISSN 2077-6896
Указанный показатель, полученный на основе обработки сравнительно большого массива статистических данных, определяется в зависимости от приведённой суммарной интенсивности движения на перекрёстке (M+N), приходящейся в среднем на одну полосу движения главной дороги.
Ввод светофорного регулирования на перекрёстке приведёт к определённому снижению числа и тяжести ДТП. Величина потерь от ДТП для регулируемого перекрёстка - Кр определяется как
рр = Р ■ кр , (3)
где Кр - коэффициент снижения потерь.
Ввод светофорного регулирования на перекрёстке является целесообразным.
Вывод
В результате анализа обстановки в республике, можно сделать вывод, что для улучшения дорожной обстановки требуется проведение мероприятий, направленных на снижение количества ДТП, числа пострадавших, а также экономических потерь, связанных с возникающими авариями.
26.07.2017г.). URL:
http: //publication.pravo.gov.ru/Document/View / 1700201707310003?rangeSize=10 (дата обращения 29.10.2022). Текст : электронный. 2. Об утверждении плана мероприятий, направленных на снижение смертности населения от ДТП на автомобильных
дорогах регионального, межмуниципального и местного значения на территории Республики Тыва: распоряжение
Правительства РТ от 21 сентября 2017г. №444-р. Текст : непосредственный // Тувинская правда. 2017.
3. Петров, А. И. Сравнительная энтропийная оценка состояния (2021) дорожно-транспортной аварийности в крупных городах России / А. И. Петров, С. А. Евтюков. Текст : непосредственный // Транспортные и транспортно-технологические системы : материалы Международной научно-технической конференции. Тюмень : 2022. С. 118-121.
4. Евтюков, С. С. Пути повышения безопасности дорожного движения немеханических транспортных средств в г. Санкт-Петербург / С. С. Евтюков, И. С. Брылев, М. М. Блиндер. Текст : непосредственный // Инфокоммуникационные и интеллектуальные технологии на транспорте : сборник статей международной научно-практической конференции. Липецк, 2022. С. 39-48.
5. Медрес, Е. Е. Факторы, влияющие на равномерность движения автомобильного транспорта в условиях насыщенных транспортных потоков / Е. Е. Медрес, Е. В. Голов, Т. И. Бабенко. Текст : непосредственный // Транспортное дело России. 2017. № 2. С. 89-90
6. Корчагин, В. А. Повышение безопасности движения автомобилей на основе анализа аварийности и моделирования ДТП / В. А. Корчагин, С. А. Ляпин, В. Э. Клявин, В. В. Ситников. Текст : непосредственный // Фундаментальные исследования. 2015. № 6. С. 251-256
7. Врубель, Ю. А.Определение потерь в дорожном движении / Ю. А. Врубель, Д. В. Капский, Е. Н. Кот. Минск : БНТУ, 2006. 252 с. Текст : непосредственный.
8. Черноусов, В. Н. Анализ дорожно-транспортных происшествий на улице
Кочетова г. Кызыла / В. Н. Черноусов, Е. А. Циулина. Текст : непосредственный // Вестник ТувГУ. 2009. № 3(3). С. 57-59.
References
1. Decree of the Government of the Republic of Tuva "On the approval of the State program of the Republic of Tyva "Development of the transport system of the Republic of Tyva for 2017-2019" with amendments by 26.07.2017. Available at: http: //publication.pravo.gov.ru/Document/View / 1700201707310003?rangeSize=10 (access date: 29.10.2022)
2. Order of the Government of the Republic of Tuva "On approval of the action plan aimed at reducing the mortality of the population from road accidents on highways of regional, intermunicipal and local significance on the territory of the Republic of Tuva" dated September 21, 2017 No. 444-r // Tuvinskaya Pravda. 2017. (In Russian)
3. Petrov A.I., Yevtyukov S.A. Sravnitel'naja jentropijnaja ocenka sostojanija (2021) dorozhno-transportnoj avarijnosti v krupnyh gorodah Rossii [Comparative entropy assessment of the state (2021) of road traffic accidents in large cities of Russia]. Transport and transport-technological systems. Materials of the International Scientific and Technical Conference: in 2 volumes. Tyumen, 2022. pp. 118-121. (In Russian)
4. Evtyukov S.S., Brylev I.S., Blinder M.M. Puti povyshenija bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija nemehanicheskih transportnyh sredstv v g. Sankt-Peterburg [Ways to improve road safety of non-mechanical vehicles in St. Petersburg]. Infocommunication and intelligent technologies in transport. Collection of articles of the international scientific and practical conference. Lipetsk, 2022. pp. 39-48. (In Russian)
5. Medres E.E., Golov E.V., Babenko T.I. Faktory, vlijajushhie na ravnomernost' dvizhenija avtomobil'nogo transporta v uslovijah nasyshhennyh transportnyh potokov [Factors influencing the uniformity of motor transport
movement in conditions of saturated traffic flows]. Transportnoye delo v Rossii [Transport Business in Russian]. 2017. No. 2. pp. 89-90. (In Russian)
6. Korchagin V.A., Lyapin S.A., Klyavin V.E., Sitnikov V.V. Povyshenie bezopasnosti dvizhenija avtomobilej na osnove analiza avarijnosti i modelirovanija DTP // Fundamental'nye issledovanija [Improving vehicle traffic safety based on accident analysis and accident modeling // Fundamental
Research]. 2015. No. 6. pp. 251-256. (In Russian)
7. Vrubel Yu. A., Kapsky D.V., Kot E.N. Opredelenie poter' v dorozhnom dvizhenii [Determination of losses in road traffic]. Minsk, BNTU, 2006. 252 p. (In Russian)
8. Chernousov V.N., Tsiulina E.A. Analiz dorozhno-transportnyh proisshestvij na ulice Kochetova g. Kyzyla [Analysis of traffic accidents on Kochetova Street, Kyzyl]. Vestnik of Tuvan State University. 2009. No. 3(3). pp. 57-59. (In Russian)
Сандан Нелли Тимуровна, старший преподаватель кафедры транспортно-технологических средств, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, e-mail: sandan.nelli@yandex.ru
Nelly T. Sandan, Senior Lecturer of the Department of Transport and Technological Means, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, е-mail: sandan.nelli@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 24.11.2022