Научная статья на тему 'Анализ состояния дилерских сетей в России'

Анализ состояния дилерских сетей в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2323
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК / ДИЛЕРСКИЕ СЕТИ / ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ / ДИЛЕР / АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЬ / AUTOMOBILE MARKET / DEALER NETWORKS / DEALER / PASSENGER CARS / AUTHORIZED DEALER / THE AUTOMAKER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алимова Лилия Равилевна

В статье приведены аналитические данные по результатам эффективности продаж через дилерские сети в России и в Европе, а также их перспективы роста на 2018 г. На этом фоне отмечена количественная динамика дилерских центров в России за период с 2013-2017 гг. Приведены факторы влияния экономической нестабильности на дилерские сети, а также примеры закрытия крупнейших дилерских центров в России. Перечислены зоны открытия новых дилерских центров в регионах Российской Федерации крупнейшими мировыми концернами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS DEALER NETWORKS IN RUSSIA

The article presents analytical data on the effectiveness of sales through dealer networks in Russia and in Europe, as well as their growth prospects for 2018. Against this background the quantitative dynamics of dealer centers in Russia for the period from 2013-2017. The factors of influence of economic instability on dealer networks, as well as examples of closing of the largest dealer centers in Russia, are given. The zones of opening of new dealer centers in the regions of the Russian Federation by the largest global concerns are listed.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния дилерских сетей в России»

ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

УДК 658.849.2 JEL L62

DOI 10.26425/1816-4277-2018-3-71-74

Алимова Лилия Равилевна

аспирант, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г Москва е-mail: Lilimangusheva@gmail.com

Alimova Liliya

Postgraduate student, State University

of Management, Moscow

е-mail: Lilimangusheva@gmail.com

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДИЛЕРСКИХ СЕТЕЙ В РОССИИ

Аннотация. В статье приведены аналитические данные по результатам эффективности продаж через дилерские сети в России и в Европе, а также их перспективы роста на 2018 г. На этом фоне отмечена количественная динамика дилерских центров в России за период с 2013-2017 гг. Приведены факторы влияния экономической нестабильности на дилерские сети, а также примеры закрытия крупнейших дилерских центров в России. Перечислены зоны открытия новых дилерских центров в регионах Российской Федерации крупнейшими мировыми концернами. Ключевые слова: автомобильный рынок, дилерские сети, легковые автомобили, дилер, автопроизводитель.

ANALYSIS DEALER NETWORKS IN RUSSIA

Abstract. The article presents analytical data on the effectiveness of sales through dealer networks in Russia and in Europe, as well as their growth prospects for 2018. Against this background the quantitative dynamics of dealer centers in Russia for the periodfrom 2013-2017. The factors of influence of economic instability on dealer networks, as well as examples of closing of the largest dealer centers in Russia, are given. The zones of opening of new dealer centers in the regions of the Russian Federation by the largest global concerns are listed.

Keywords: automobile market, dealer networks, dealer, passenger cars, authorized dealer, the automaker.

В современных условиях роста потребительского спроса на автомобили иностранного производства в Российской Федерации становится все больше представительств зарубежных автомобильных концернов. Требования автомобильных концернов к официальным дилерам достаточно высоки. Однако получить статус официального дилера стремятся многие компании. Это позволит последним предлагать услуги клиентам по более выгодным ценам, а также дает возможность завоевывать региональный рынок гарантийных автомобилей профильных марок.

Дилер — это юридически самостоятельное предприятие, деятельность которого основана на продаже и обслуживании товаров одного или нескольких производителей, в рассматриваемом нами случае — автомобилей отечественных или зарубежных производителей, реализуемых в России. Такая деятельность часто ограничивается определенным российским регионом в соответствии с заключенным дилерским договором. Дилер также может принимать на себя по договору с производителем сервисные обязанности (обслуживание и ремонт автомобилей), обеспечение покупателей сменными узлами и деталями, запасными частями. Автомобильные концерны с дилерами заключают целевые соглашения (дилерские договоры), которые состоят из количественной и качественной частей. Количественная часть регламентирует целевые количественные значения по продаже автомобилей (квота ежеквартальных и годовых продаж, модельный ряд, также прописаны площади помещений для сервисного цеха, склада запасных частей, выставочного зала, офиса, квота по первичной закупке запасных частей и пр.). Качественная часть соглашения направлена на совершенствование процессов работы дилерского центра (обучение персонала, бонусные программы, отличная репутация и пр.). Следует отметить, что структура взаимодействия автомобильных концернов с дилерской сетью является весьма гибкой. Она во многом зависит от концепции развития завода-производителя, от свойств и модификации предлагаемой продукции, а также от национальных особенностей менталитета покупателей и их территориального расположения. По оценкам специалистов, расходы на открытие одного дилерского центра составляют от 60 млн до 600 млн руб. в зависимости от региона, бренда и других условий, что при нынешней экономической отдаче в этом бизнесе возможно небольшому кругу компаний [5].

Деятельность дилерских сетей в России за последние годы привела к тому, что доли импортных иномарок (317,9 тыс. шт.) и иномарок российской сборки (864,9 тыс. шт.) в общих продажах легковых автомобилей

на автомобильном рынке (сегмент легковые автомобили, проданные через дилерские сети) в 2017 г. снижались соответственно на 51 % и 34 %. В этот период импортные иномарки занимали 21,3 %, а иномарки российской сборки 57,8 % в общем объеме этого сегмента [1].

При рассмотрении автомобильного рынка Европы анализ эффективности продаж автомобилей через дилерские сети России в 2017 г. показал пятый результат в европейском рейтинге. По предварительным оценкам аналитического агентства «АВТОСТАТ» продажи легковых автомобилей в прошлом году составили порядка 1,48 млн единиц. Также по оценкам «АВТОСТАТа» емкость рынка автосервисных услуг, оказываемых через дилерские и дистрибьюторские сети в России, по легковым автомобилям в 2017 г. по 69 наиболее крупным регионам Российской Федерации составила 543,9 млрд руб. Это те регионы России, где числится более 97 % парка легковых автомобилей. Этот показатель отразил годовые объемы реализации услуг по техническому обслуживанию и ремонту официальными дилерами (49,4 млрд руб.) и независимыми станциями технического обслуживания (79,8 млрд руб.), однако без учета реализации запасных частей. Расчет потенциала рынка автосервисных услуг, в который входят работы по ремонту и обслуживанию автомобилей, в 2018 г. привел к результату в 147,5 млрд руб. в денежном выражении. При этом перспектива объемов оказания таких услуг, как автомойка, в денежном выражении составляет 120,1 млрд руб., шиномонтаж - 24,5 млрд рублей, кузовной ремонт -122,5 млрд рублей [4].

Четыре последних года автомобильный рынок показывал отрицательную динамику, и автодилеры терпели экономические убытки. Специалисты отмечали кризис в автомобильном ритейле, причинами которого было:

- резкое падение платежеспособности граждан;

- рост кредитных ставок, как для бизнеса, так и для клиентов;

- повышение автокомпаниями цен на 35-80% из-за обесценивания рубля.

Так, если в конце 2013 г. в России было около 4,2 тыс. официальных автомобильных центров, то на начало января 2018 г. их число сократилось до 3,53 тыс. (-19 %). Дилеры, которые в 2017 г. поднялись на волне продаж, открывали новые шоурумы (303 шт.), но большее количество ритейлеров потеряло свой бизнес (392 шт.). Анализ показал, что за 2017 г. количество дилерских центров по России сократилось на 117. Основные закрытия пришлись на 2015-2016 гг. - только за эти два года закрылось около 500 предприятий [3].

Автомобильные производители при расширении дилерской сети учитывают спрос на свою продукцию. Так, если при открытии дилерских центров закладывать в расчетные параметры продажу до 3,5 тыс. автомобилей за расчетный промежуток времени, но в действтельности получить объем рынка 1,4-1,5 тыс. автомобилей, то возникнет проблема избыточности дилерских центров. При этом состояние российской экономики 2017 г. и уровень доходов российских граждан показывает, что наблюдается снижение спроса на легковые автомобили в целом и на класс новых иностранных автомобилей - в частности. К этим причинам прибавились уход из России концерна General Motors и масштабная деградация дилерских сетей Group PSA, Honda, Fiat Chrysler Automobiles.

Говоря о крупных российских автомобильных дилерских сетях, следует отметить тенденцию их снижения. Так, в октябре 2017 г., некогда крупная группа «Независимость» буквально за месяц потеряла дилерство большинства брендов, а часть ее автосалонов была выставлена на продажу. Это было связано с нестабильным финансовым положением этой фирмы: 24.11.2017 г Газпромбанк подал иски о банкротстве к нескольким структурам «Независимости» на сумму 2,2 млрд рублей.

Проблемы коснулись и региональных дилерских автомобильных сетей. Также «Газпромбанк» обратился в арбитражные суды Свердловской области с исками о банкротстве структур этой автомобильной дилерской группы. Банком предъявлены иски о банкротстве компаний «Независимость Екатеринбург М» (на сумму 167,9 млн. руб.), «Независимость Екатеринбург К» (164,3 млн руб.), «Независимость недвижимость Урал» (1,89 млрд руб.), «Независимость - автомобили с пробегом». Общая задолженность «Независимости» составляет около 6 млрд руб. В связи с этим в 2017 г. крупный столичный дилер закрыл все свои салоны. Также осенью 2017 г. практически одновременно компания лишилась контрактов с дистрибьюторами BMW, Volvo и Jaguar Land Rover. Этому предшествовал резонансный скандал, связанный с большими задержками при выдаче покупателям оплаченных автомобилей.

Также в тяжелой финансовой ситуации оказалась восьмая по объемам продаж группа компаний Genser. По информации «Автобизнесревю» в 2016-2017 гг. продажи компании сократились на четверть и составили около 26,4 тысячи новых машин за 2016 г. и 25,3 тысячи новых машин за 2017 г. Оборот Genser в 2017 г. снизился на 11 % - до 46,2 млрд руб.

Экономика: проблемы, решения и перспективы

Пример ухода с рынка продаж легковых автомобилей группы «Независимость» и финансовых проблем, возникающих у других дилеров, показал, что небольшое восстановление продаж в российских дилерских сетях в 2017 г. не решило финансовых проблем дилеров. Многие руководители крупных российских автомобильных предприятий, а также специалисты, оценивающие автомобильный рынок России, отмечают неустойчивое положение дилерских сетей и в начале 2018 г. В текущей сложной ситуации ряд бенефициаров стремится продать свой бизнес, не выдерживая кредитной нагрузки и возросших обязательств, а крупные игроки готовы воспользоваться предложением нарастить свою долю. Несмотря на то, что у всех дилерских холдингов своя политика, наблюдаются трудности как у небольших монобрендовых автомобильных дилерских центров, так и у крупных «игроков», таких как «Независимость» или «Авто Алеа».

По статистике Ассоциации европейского бизнеса за январь-октябрь 2017 г. тройку лидеров продаж автомобилей в России через дилерские сети возглавляет «АвтоВАЗ» (+17 %; 250 тыс. шт.), второе место у Kia (+25 %; 152,6 тыс. шт.), третье - у Hyundai (+11 %; 125,6 тыс. шт.). Но если говорить только о динамике, то более впечатляющий рост у некоторых китайских компаний. Так, Changan увеличил продажи на 159 % (1 162 шт.), Zotye - на 256 % (809 шт.), Foton - на 771 % (366 шт.) [2].

На фоне наблюдавшейся стагнации дилерского автомобильного рынка по России наблюдается некоторое развитие дилерских сетей по регионам, таким как Центральный федеральный округ и некоторые крупные города Сибири. Так, в 2017 г. в Нижнем Новгороде «Автомир» открыл дилерские центры Skoda и GM-АвтоВАЗ, в Новокузнецке запустили Hyundai, до конца года планируется открытие дилера Audi в Новосибирске.

Проведенный анализ динамики роста дилерских центров в крупных городах России и в Москве, свидетельствует о том, что и сами дилеры не видят необходимости в увеличении числа автомобильных центров. Например, сейчас в Москве нет необходимости в открытии новых автосалонов, так как бренды уже представлены несколькими дилерами. Открытие новых автосалонов оправданно лишь в регионах, где бренды представлены неравномерно. В связи с оживлением продаж в России крупные иностранные автомобильные производители начали поиски новых региональных дилеров. Развитие региональных дилерских сетей по всей России характеризуется желанием иностранных крупных автомобильных компаний занять свою долю российского рынка продаж легковых автомобилей. Неразвитость региональных рынков продажи автомобильной техники дает возможность созданию дополнительных дилерских сетей в регионах России.

Например, официальный импортер японского Suzuki компания «Сузуки Мотор Рус» в 2017 г. объявил о приеме заявок от потенциальных партнеров в России. Среди приоритетов — Новосибирск и Южный федеральный округ, поиск дилеров ведется еще в 16 городах России.

Другой крупный иностранный автомобильный производитель — Toyota, два раза только за 2017 г. объявлял тендер на дилера в Барнауле: итоги первого были подведены в мае 2017 г., но дилер так и не начал работу. Поиск дилера обусловлен банкротством новосибирской группы «СЛК-Моторс», которая еще в 2016 г. прекратила продажи машин в регионе.

Дистрибьютор другого японского бренда Nissan «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» до 01.09.2017 г. принимал заявки на тендер, ища новых партнеров в России. В планах компании является открытие новых дилерских центров Nissan в четырех российских городах. Еще один крупный иностранный автомобильный производитель - Ford, планирует открыть в 2018 г. 14 новых центров продаж и запустить через своего официального дистрибьютора новый для российского автомобильного рынка бренд «Форд Соллерс Холдинг».

О поиске дилеров на бренд DS в Москве и Санкт-Петербурге в 2017-2018 гг. объявила группа PSA (представляет также марки Peugeot и Citroen). Долгосрочные планы по расширению присутствия в России есть у китайской Chery, которая к концу 2018 г. хочет увеличить дилерскую сеть почти на треть, до 115 автомобильных центров, и у Volvo, который планирует открыть в ближайшие три года еще 11 дилерских точек. В восьми городах России ведет поиск дилера для Audi. О поиске дополнительных партнеров в регионах России заявил также бренд Hyundai.

Продолжает поиск новых партнеров Mercedes. Акционерное общество «Мерседес-Бенц РУС» осуществляет продажи и сервисное обслуживание легковых и малотоннажных автомобилей Mercedes-Benz, автомобилей smart, а также сервисное обслуживание автомобилей Maybach на территории России через сеть официальных дилеров и сервисных центров, а также через собственный центр продаж и обслуживания в г. Москве. По состоянию на апрель 2017 г. дилерская сеть легковых автомобилей «Мерседес-Бенц» на территории России насчитывает 71 дилерский центр, из них 12 предприятий находятся в Москве, 6 - в Санкт-Петербурге, остальные 53 предприятия расположены

практически во всех крупных регионах России, от Калининграда до Владивостока. Также в Москве и Санкт-Петербурге имеются городские шоурумы, причем в Москве это специализированный центр продаж автомобилей AMG.

Анализ состояния автомобильных дилерских сетей различных автомобильных производителей показывает, что пока во многом государство стимулирует растущий спрос, и вопрос успешности дилерского бизнеса зависит от того, насколько успешно модельный портфель компании привязан к госдотациям, что отмечают в Российской ассоциации автомобильных дилеров. Экономия сегодня единственный постулат, которым сейчас руководствуются дилеры. Еще два года назад автопроизводители категорически запрещали размещать свои машины под одной крышей с конкурентами, но в текущих условиях дилеры добились этого. Однако продажи новых автомобилей еще далеки от докризисных, динамика по открытию новых центров не будет существенной, потому что существующее количество дилеров избыточно для такой емкости российского рынка. Но если рынок будет восстанавливаться более активно, то и число дилеров будет соответственно увеличиваться. В этой связи существует необходимость дальнейшего развития российских дилерских сетей, в том числе и посредством государственной поддержки [6].

В правительстве России понимают, что развитие рынка продаж легковых автомобилей разных производителей и различных брендов является драйвером развития экономики. Совершенствование рынка дилерских продаж требуется для роста всей автомобильной промышленности в России.

Библиографический список

1. Бутов, А. М. Рынок легковых автомобилей [Электронный ресурс] / А. М. Бутов. - Режим доступа: https://dcenter.hse.ru/ data/2017/08/30/1173968062/ (дата обращения: 23.02.2018).

2. Иванов, А. Автомобильный рынок России и СНГ. Обзор отрасли за февраль 2017 г. [Электронный ресурс] / А. Иванов, А. Томышев. - Режим доступа: http://www.ey.com/PubHcation/vwLUAssets/ey-automotive-survey-2018-rus/$FILE/ey-automotive-survey-2018-rus.PDF (дата обращения: 23.02.2018).

3. Комарова, В. В России в 2017 г. закрылось более 100 автодилерских центров [Электронный ресурс] / В. Комарова // РБК, 25.01.2017 г. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/25/01/2018/5a69acb69a79472963dd1653 (дата обращения: 27.02.2018).

4. Лобода, В. Емкость российского рынка услуг автосервиса в 2017 г. [Электронный ресурс] / В. Лобода. - Режим доступа: https://www.autostat.ru/infographics/32676/ (дата обращения: 25.02.2018).

5. Нечаева, М. Н. Рынок легковых автомобилей в России: анализ перевозок, логистика поставок и прогноз производства / М. Н. Нечаева // Развитие экономической науки на транспорте «Новые решение»: материалы II международной научно-практической конференции. - Санкт-Петербург: ПГУПС, 2013. - С. 348-353.

6. Степанов, А. А. Развитие автомобильного бизнеса в России / А. А.Степанов, Е. В. Купцова, А. Е. Кондратьев, Е. С. Купцова // Вестник Транспорта . - 2015. - № 1. - С. 13-17.

References

1. Rynok legkovykh avtomobilej [The market of cars] Available at: https://dcenter.hse.ru/data/2017/08/30/1173968062/ (accessed 23.02.2018).

2. Аvtomobil'nyj rynok Rossii i SNG Obzor otrasli Fevral' 2017 [Automotive market in Russia and CIS Industry overview February 2017] Available at: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-russia-automotive-market-overview-2017-rus/ (accessed 23.02.2018).

3. V Rossii v 2017 zakrylos' bolee 100 avtodilerskih centrov [In Russia in 2017, more than 100 auto dealerships were closed] Available at: https://www.rbc.ru/business/25/01/2018/5a69acb69a79472963dd1653 (accessed 27.02.2018).

4. Yomkost' rossijskogo rynka uslug avtoservisa v 2017 [Capacities of the Russian market of car-care center services in 2017] Available at : https://www.autostat.ru/infographics/32676/ (accessed 25.02.2018).

5. Nechaeva, M. N. Rynok legkovykh avtomobilej v Rossii: analiz perevozok, logistika postavok i prognoz proizvodstva [The market of cars in Russia: the analysis of transportations, logistics of deliveries and the forecast of manufacture]. Razvitie ehkonomicheskoj nauki na transporte «Novye reshenie»: materialy II mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Development of economic science in transport "New solutions": materials of the II International Scientific and Practical Conference], 2013, pp. 348-353.

6. Stepanov, А. А., Kuptsova, E. V., Kondrat'ev, А. E., Kuptsova, E. S., Razvitie avtomobil'nogo biznesa v Rossii [Development of automotive business in Russia]. Vestnik Transporta [Bulletin of Transport], 2015, I. 1, pp. 13-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.