Научная статья на тему 'Анализ (состояние) финансово-экономической и производственно-хозяйственной деятельности машиностроительных предприятий Иркутской области'

Анализ (состояние) финансово-экономической и производственно-хозяйственной деятельности машиностроительных предприятий Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
528
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАШИНОСТРОЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / ИНДЕКС ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / MECHANICAL ENGINEERING / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / GROSS REGIONAL PRODUCT / INDUSTRIAL PRODUCTION INDEX / FINANCIAL-ECONOMIC AND INDUSTRIAL-ECONOMIC INDICATORS / QUALITY OF MANAGEMENT / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Спивак Валерий Владимирович

Рассматриваются экономическое положение и основные проблемы развития машиностроения и машиностроительных предприятий Иркутской области, приведено сравнение региональных экономических показателей отрасли со среднероссийскими, показаны и интерпретированы основные финансово-экономические и производственные результаты деятельности предприятий по видам экономической деятельности. Проведен краткий анализ региональной структуры добавленной стоимости с точки зрения социально-экономического значения машиностроения Иркутской области для экономики. Исследованы тенденции отдельных показателей развития машиностроительных предприятий. Классифицированы крупные и средние предприятия машиностроения по видам экономической деятельности. Обозначены основные проблемы управления машиностроительными предприятиями в контексте конкурентоспособности и качества менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS (STATE) OF FINANCIAL-ECONOMIC AND INDUSRIAL-ECONOMIC ACTIVITY OF MACHINE-BUILDING ENTERPRISES OF THE IRKUTSK REGION

The article considers the economic situation and major development problems of mechanical engineering and machine-building enterprises of the Irkutsk region. It compares regional economic performances of the branch and average Russian ones; shows and treats the main financial, economic and productive performances of enterprise activity by the kinds of economic activity; carries out a brief analysis of the regional structure of added value in terms of the socio-economic importance of the Irkutsk region mechanical engineering to the economy; studies trends of some indicators of development of machine-building enterprises. The major management problems of machine-building enterprises are identified in the context of competitiveness and quality management.

Текст научной работы на тему «Анализ (состояние) финансово-экономической и производственно-хозяйственной деятельности машиностроительных предприятий Иркутской области»

Реализацию идеи регионального консалтинго-инжинирингового центра (КИЦ) возможно осуществить в рамках создания региональной особой экономической зоны промышленного или технико-внедренческого типа. КИЦ должен стать управляющим модулем данной зоны.

К задачам консалтинго-инжиниринговых центров (КИЦ) должны также относиться:

1. Организация и управление инфраструктурой особой экономической зоны.

2. Юридическое и экономическое сопровождение проектов (бизнес-планы, налоги, патенты и т.п.).

3. Помощь при прохождении разрешительно-согласовательных процедур.

4. Транспортный аутсорсинг.

5. Помощь в продвижении готовой продукции.

6. Практическое изучение зарубежных технологических решений с привлечением студентов втузов.

Использование статуса особой экономической зоны позволит обеспечить реализуемым проектам комфортное налоговое и инфраструктурное окружение, что, в свою очередь, отразится на уровне инновационной активности региона.

УДК 338.001.36

АНАЛИЗ (СОСТОЯНИЕ) ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

В.В.Спивак1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматриваются экономическое положение и основные проблемы развития машиностроения и машиностроительных предприятий Иркутской области, приведено сравнение региональных экономических показателей отрасли со среднероссийскими, показаны и интерпретированы основные финансово-экономические и производственные результаты деятельности предприятий по видам экономической деятельности. Проведен краткий анализ региональной структуры добавленной стоимости с точки зрения социально-экономического значения машиностроения Иркутской области для экономики. Исследованы тенденции отдельных показателей развития машиностроительных предприятий. Классифицированы крупные и средние предприятия машиностроения по видам экономической деятельности. Обозначены основные проблемы управления машиностроительными предприятиями в контексте конкурентоспособности и качества менеджмента. Ил. 8. Табл. 1. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: машиностроение; социально-экономическое развитие; валовой региональный продукт; индекс промышленного производства; финансово-экономические и производственно-хозяйственные показатели; качество управления; система менеджмента качества.

ANALYSIS (STATE) OF FINANCIAL-ECONOMIC AND INDUSRIAL-ECONOMIC ACTIVITY OF MACHINE-BUILDING ENTERPRISES OF THE IRKUTSK REGION V.V. Spivak

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article considers the economic situation and major development problems of mechanical engineering and machinebuilding enterprises of the Irkutsk region. It compares regional economic performances of the branch and average Russian ones; shows and treats the main financial, economic and productive performances of enterprise activity by the kinds of economic activity; carries out a brief analysis of the regional structure of added value in terms of the socio-economic importance of the Irkutsk region mechanical engineering to the economy; studies trends of some indicators of development of machine-building enterprises. The major management problems of machine-building enterprises are identified in the context of competitiveness and quality management. 8 figures. 1 table. 5 sources.

Key words: mechanical engineering; socio-economic development; gross regional product; industrial production index; financial-economic and industrial-economic indicators; quality of management; quality management system.

Машиностроительный комплекс Иркутской области представляет собой совокупность групп промышленных предприятий, а также интеллектуальный по-

тенциал работников машиностроения, изготавливающих средства производства, транспорт, предметы потребления, оборонную технику.

1Спивак Валерий Владимирович, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления промышленными предприятиями, тел.: 92-90-10; e-mail: [email protected]

Spivak Valéry, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Management of Industrial Enterprises, tel.: 929010; e-mail: V. Spivak @ govirk.ru

Предприятия бывшей отрасли «машиностроение и металлообработка» в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ВЭД) присутствуют в разделе й - обрабатывающие производства и сгруппированы по подразделам: йи -металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (класс 28 - производство готовых металлических изделий); йК - производство машин и оборудования; й1_ - производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; йМ - производство транспортных средств и оборудования.

Значение машиностроения Иркутской области с экономической точки зрения определяется прежде всего тем, что машиностроительные предприятия формируют одну из базовых отраслей экономики региона, обеспечивающую устойчивое функционирование энергетики, металлургии, нефтехимии и других отраслей региона. Машиностроение является основой развития технологического ядра промышленности и источником наполнения различных рынков, как внутренних, так и внешних, в вышеобозначенных продукционных сферах, а также направлено на предоставление различных услуг.

От уровня развития предприятий, входящих в территориальный машиностроительный комплекс, зависят важнейшие удельные показатели валовой добавленной стоимости Иркутской области (валового регионального продукта - ВРП) - материалоемкость, энергоемкость, а также производительность труда в региональной промышленности и обороноспособность государства (рис.1).

0128 0,3%

01 0,5%

ОК 1,8%

ОМ 2,01%

Рис. 1. Доля машиностроительных видов экономической деятельности Иркутской области в

производстве валового регионального продукта (структура валовой добавленной стоимости) в % к итогу (предварительные данные)

Социальная значимость регионального машиностроения определяется тем, что комплекс объединяет 54 крупных и средних предприятия и порядка 90 малых предприятий. Численность работников во всех видах экономической деятельности машиностроительного комплекса превышает 37,5 тыс. человек, что в структуре занятости в промышленности области

составляет 22,1%. Степень подготовленности и уровень квалификации работников машиностроения во многом определяют кадровый потенциал промышленности Приангарья.

Машиностроительная отрасль обеспечивает кадрами технические университеты, учреждения дошкольного, начального, среднего профессионального образования региона и другие организации. Однако особое, определяющее значение машиностроение приобретает в свете перспектив социально-экономического развития Иркутской области.

Крупные предприятия машиностроения Иркутской области специализируются в следующих основных сферах:

- производство готовых металлических изделий -ОАО «Шелеховский ремонтно-механический завод» (ОАО «Шелеховский РМЗ»), ОАО «Иркутский завод сборного железобетона» (ОАО «ИЗСЖБ»), ЗАО «Профсталь», ОАО «Центральный ремонтно-механический завод» (ОАО «ЦРМЗ»), а также предприятия, осуществляющие различные виды ремонтных работ: ЗАО «Иркутскагроремонт», ООО «Тимокс», ЗАО «Иркутскэнергоремонт» и др.;

- производство машин и оборудования, в том числе горно-шахтного и обогатительного, нефтехимического и металлургического для цветной и черной металлургии (ОАО «Иркутский завод тяжелого машиностроения», ОАО «ПО «Усольмаш», ОАО «ВосточноСибирский машиностроительный завод», ООО «Ленрэм» и др.);

- производство электротехнической продукции -кабельная продукция, аккумуляторные батареи, низковольтные коммутационные и комплектные устройства (ОАО «Иркутсккабель», ЗАО «Аккумуляторные технологии», ОАО «Иркутский релейный завод», ООО «Ангарский завод низковольтных комплектных устройств» и др.);

- производство летательных аппаратов военного и гражданского назначения - многоцелевой истребитель Су-30, учебно-боевой самолет ЯК-130, готовится производство нового перспективного среднемагистраль-ного пассажирского самолета МС-21 (Иркутский авиационный завод - филиал ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут»). Данная отрасль является наиболее перспективной и для России и для Иркутской области.

В объеме выпуска машиностроительной продукции 5,8% приходится на производство готовых металлических изделий, 10,7% - на производство машин и оборудования, 11,6% - на производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования и 71,9% - на производство транспортных средств и оборудования (рис. 2).

В структуре промышленного производства региона по итогам 2010 года удельный вес машиностроения составляет 16,4% (второе место, после металлургии), при этом объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по хозяйственным видам экономической деятельности по полному кругу предприятий составил 59,8 млрд руб.

Рис. 2. Структура объемов выпуска машиностроительной продукции по видам экономической деятельности за 2010 год, %

Анализ индексов промышленного производства машиностроительных видов экономической деятельности по итогам 2009 и 2010 годов (рис. 3) показывает, что экономический кризис 2008-2009 годов в значительной мере повлиял на такие ВЭД, как производство машин и оборудования (йК), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (й1_) и в значительно в меньшей степени на производство готовых металлических изделий (^28) и производство транспортных средств и оборудования (йМ).

Это объясняется, прежде всего, тем, что продукция подраздела йМ имеет стабильный спрос, обусловленный долгосрочными международными контрактами на поставку военной авиационной техники.

Продукция подраздела ^28 в меньшей степени, чем продукция подразделов йК и й1_ зависит от платежеспособного спроса традиционных потребителей. Кроме того, значительная часть продукции подраздела ^28 ближе к конечному продукту или представляет собой уже готовые изделия, тогда как большая часть продукции подраздела й1_ и значительная часть продукции подраздела йК включаются в готовый продукт на более ранних стадиях производственного цикла, что в условиях изменения какой-либо обеспечивающей составляющей цикла, например финансирования, резко снижает спрос на продукцию этих ВЭД -кабельная продукция, коммутационные и комплектные устройства, насосы и др.

Рис.3. Индексы промышленного производства машиностроительных видов экономической деятельности за 2009 и 2010 годы,% (по крупным и средним предприятиям)

Динамика и величина налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации в 20092010 годах (рис.4) свидетельствуют о значительном росте поступлений от машиностроительных ВЭД, что говорит о наметившейся положительной тенденции улучшения финансово-хозяйственной деятельности предприятий машиностроения в посткризисный период.

Доля машиностроения Иркутской области в общем объеме поступивших платежей в бюджетную систему Российской Федерации в 2010 году (рис.5) полностью корреспондируется с долей машиностроения в структуре добавленной стоимости (см.рис.1) - 4,6 и 4,б1% соответственно, что говорит о высокой транспарентности экономики предприятий в частности и экономики машиностроения региона в целом.

Учитывая, что Росстат и соответственно Иркутск-стат отгрузку товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по машиностроительным видам экономической деятельности, кроме ^28, показывают в совокупности (йК+йЬ+йМ), динамику отгрузки товаров и объемов услуг в денежном выражении возможно показать только по всему машиностроительному комплексу без детализации по конкретным ВЭД (рис.6).

Рис.4. Динамика и величина налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации от машиностроительных ВЭД Иркутской области за 2009 и 2010 годы

Рис.5. Доля машиностроительных ВЭД в общем объеме поступивших платежей в бюджетную систему Российской Федерации от экономики Иркутской области

Рис.6. Динамика отгрузки товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (по чистым видам экономической деятельности) по крупным, средним и малым организациям ВЭД DJ28+DK+DL+DM (руб.)

Из приведенных данных видно, что наиболее негативные во всех отношениях последствия экономического кризиса для машиностроительного комплекса Иркутской области проявились в 2009 году, и в основном в сфере деятельности промышленных предприятий ВЭД йК - «производство машин и оборудования», что объясняется низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции и падением спроса со стороны традиционных заказчиков. Значительное увеличение ИПП в 2010 году (до 165,3%) в этом ВЭД необходимо соотносить с его значением в 2009 году (32%), что свидетельствует о том, что докризисные объемы выпускаемой продукции пока не достигнуты.

Для полноты представления ситуации необходимо привести данные за рассматриваемый период в разрезе всей промышленности (рис.7 и 8).

Здесь также видно, что в отличие от разделов С -«добыча полезных ископаемых» и Е - «производство и распределение электроэнергии, газа и воды», в которых, несмотря на экономический кризис 2008-2009 годов, наблюдаются устойчивые тенденции роста как индексов промышленного производства, так и объемов отгрузки, в разделе й - «обрабатывающие производства», куда входят все машиностроительные виды экономической деятельности в виде подразделов ^28, йК, й1_ и йМ, отчетливо наблюдается «провал» в 2009 году и по ИПП, и по отгрузке. Следует отме-

тить, что именно в обрабатывающих производствах наблюдаются большие последствия экономического кризиса, а внутри раздела машиностроительных ВЭД - в йК и й1_, для которых характерны наибольшие по времени производственные циклы изделий и, как следствие, низкая конкурентоспособность по отношению к другим ВЭД.

Рис. 7. Динамика отгрузки товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по добыче полезных ископаемых обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды (по чистым видам экономической деятельности) по крупным, средним и малым организациям (руб.)

Рис.8. Индексы промышленного производства в Иркутской области по полному кругу предприятий

В трех из четырех машиностроительных ВЭД средняя заработная плата не превышает средней по экономике (таблица). Учитывая, что в промышленности она всегда выше, чем во всей экономике региона, можно сделать вывод: в большинстве машиностроительных предприятий заработная плата ниже средней по Иркутской области и существенно ниже средней в промышленности.

Сопоставление положения машиностроения в структуре промышленной занятости и в структуре промышленного производства (22,1 и 16,4% соответственно) показывает, что они соотносятся между собой как 1:0,74 или 1:3/4, а это значит, что производительность труда (точнее выработка на одного занятого) в машиностроительных ВЭД ниже средней в промышленности региона приблизительно на 25%.

Среднемесячная заработная плата работников

за декабрь 2010 года по полному кругу _организаций_

Вид экономической деятельности Заработная плата, руб.

Иркутская область, всего 26184

^28- производство готовых металлических изделий 14155

йК - производство машин и оборудования; й1_ 24021

й1_ - производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 21736

йМ - производство транспортных средств и оборудования 35923

Здесь уместно привести данные о том, что на машиностроительных предприятиях в развитых регионах России работает 34,5% трудоспособного населения от общего числа занятых в промышленности в целом. За счет функционирования машиностроения в течение последних лет создается в среднем 15% ВВП.

Сравнение основных показателей регионального и российского машиностроения показывает, что для достижения среднероссийских показателей необходимо увеличение доли отрасли в структуре промышленного производства Иркутской области как минимум вдвое, а по вкладу в ВРП - втрое и более, что вряд ли возможно в ближайшей перспективе. Кроме того, отраслевая специализация промышленности Иркутской области в советский период была направлена на развитие металлургических и нефтехимических производств и сложившаяся тогда структура была стабильна и, несмотря на сокращение количества промышленных предприятий уже в рыночное время, не претерпела значительных изменений. Так, доля машиностроения в промышленном производстве в период с 1990 по 2010 год возросла на 2,4% - с 14 до 16,4%, причем увеличение произошло в последние 3-4 года, в основном за счет увеличения количества новых предприятий, специализирующихся на ремонте автотранспорта и др., на которых производительность труда (а может быть, статистическая и бухгалтерская отчетность) оставляет желать лучшего. При этом остававшееся относительно неизменным соотношение доли машиностроения в структуре промышленной занятости к доле объема отрасли в общем объеме производства в течение полутора десятка лет, составлявшее пропорцию 1:1, ухудшилось в сторону снижения производительности труда до пропорции 1:3/4. Одной из возможных причин может являться остающаяся нетранспарентной экономика малых предприятий -численность показывается, а финансовые показатели, мягко говоря, несколько искажаются. Такие проблемы отсутствуют в металлургическом и нефтехимическом комплексах Иркутской области, где доля малых и средних предприятий существенно не влияет на средние показатели в конкретных ВЭД. Впрочем, все сказанное в последнем абзаце является точкой зрения автора.

Заканчивая тему производительности труда в российском и региональном машиностроении, необходимо обратиться к причинам, определяющим положение дел в данной сфере, а также к необходимым мерам, направленным на улучшение ситуации:

- Первая причина - значительная социальная нагрузка, ложится тяжелым грузом на корпоративный ВВП, и те, кто, в сущности, занимается полезным делом, участвуют в «снижении» производительности труда корпораций и страны в целом. А с учётом годового рабочего времени, которого в России из-за праздников меньше, чем у иностранных коллег, эти потери существенны.

- Вторая причина - низкая квалификация. По статистике, количество работников высшей квалификации в России составляет 5-7% от общего числа работающих, тогда как в развитых странах - в пределах половины, что является мощным фактором, влияющим на производительность труда, так как позволяет на постоянной основе обновлять технологии и оборудование.

- Третья причина - технологическое наследие прошлого. Известно, что научные и проектные фирмы, ориентированные на разработку новых производств, невозможно создать одномоментно, даже накачкой капитала.

Настоящие инженерные кадры «куются» поколениями, а ультрасовременные технологии взрастают на почве когда-то созданных и эффективно работающих разработок. В РФ налицо технологический перекос, поскольку в СССР поддерживалась исключительно военная и космическая инженерия. Как результат: продукция военно-промышленного комплекса России и сейчас конкурентна и востребована, о чем свидетельствует ежегодно возрастающая доля на рынке вооружений.

Проблема заключается в том, что покупка ноу-хау и новых станков может подтянуть промышленность до некоторого порогового уровня, но не обеспечит паритет производительности труда россиян. Это связано с тем, что западные страны, подчиняясь инстинкту экономического самосохранения, никогда не поделятся своими суперновыми секретами и будут продавать пускай и хорошие технологии, но вчерашнего дня. Очевидно, что западный уровень производительности труда может быть достигнут только российской наукой.

- Четвертая причина - «советский» менталитет. Он тоже из прошлого. Специалисты по бизнесу признают, что теория Дарвина вполне подходит и для промышленной конкуренции. Выживают умнейшие и удачливые, способные организовать оптимальный труд своих сотрудников, жестко отсеивая неспособных и выдвигая одаренных. Вряд ли «плохому от природы менеджеру» помогут годы учения в Кембридже и умные книжки по оптимизации труда. В свое время в России к власти над корпорациями пришли «красные директора», получившие заводы и пароходы даром. Зачем стараться, если и так всё хорошо. На западе давно поняли, что путь к повышению производитель-

ности труда лежит через банкротство неэффективных фирм, а не через «парниковые условия» для них.

- Пятая причина. Ошибочно полагать, что отставание производительности труда можно объяснить только старой материальной базой, унаследованной советской промышленностью, и изношенными доисторическими станками и агрегатами. Массовые закупки оборудования не являются самоцелью, так как не будут эффективно использоваться (см. причина 3). Всё произойдет само собой, если к управлению экономикой придет новая буржуазия и/или адаптируется нынешний менеджмент.

Для этого нужно немного: жесткое антикоррупционное законодательство, господдержка консалтинга, биржевая электронная, в том числе и региональная торговля основными материалами - бензином, цементом, металлом, пшеницей и т.д. То есть нужна здоровая конкуренция. И главное - время, учитывая, что, в отличие от многовековой истории капитализма в Америке и Европе, новая экономическая модель экономики России находится в зачаточном состоянии.

К сожалению, по оценкам аналитиков, перспективы развития российского машиностроительного комплекса весьма пессимистичны. С одной стороны, растет потребность в продукции отечественных машиностроительных предприятий. Это происходит вследствие увеличения масштабов деятельности других отраслей российской экономики, которые выступают активными потребителями машиностроительной продукции. Рассматривать как альтернативу приобретение продукции машиностроительного профиля у иностранных производителей не всегда целесообразно. Как показывает практика, стоимость отечественного аналога обходится потребителю гораздо дешевле. По таким направлениям, как тяжелое машиностроение, химическое и нефтяное, кораблестроение, Россия является одним из мировых лидеров в области качества. С другой стороны, машиностроительные предприятия в последнее десятилетие столкнулись с рядом серьезных проблем, усугубленных кризисом 2008-2009 гг.: недозагруженность производственных мощностей, вытеснение с внутренних рынков отечественных производителей машин и оборудования, слабая (по сравнению с зарубежной) инновационная деятельность, низкий уровень заработной платы среди квалифицированных кадров.

Немаловажной причиной такого положения дел в машиностроении Иркутской области является низкое качество управления - категория, с одной стороны, виртуальная, с другой - вполне конкретная. Действительно, как объективно измерить качество управления, с помощью каких показателей можно выделить управленческую составляющую в результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия? Для организаций, на которых внедрены и функционируют какие-либо формализованные системы менеджмента, например системы менеджмента качества (СМК), таких вопросов не существует.

В современных СМК на основе новых стандартов ИСО - 9000 акцент сделан на процессный подход к организации и управлению работами, главная цель

которого - избавиться от разобщенности, неэффективности и внутренних конфликтов, присущих многим функциональным иерархическим структурам, к которым относятся и крупные, и средние производственные единицы - заводы, фабрики, комбинаты и др. Переход от функции на процесс интегрирует все действия и операции, осуществляемые организацией для удовлетворения конкретных потребителей или уверенного и стабильного присутствия в определенном сегменте рынка со своей продукцией или услугами. Результаты процессов измеряемы, управление ими можно корректировать и определять, в какие моменты нужно улучшение и совершенствование. Видна роль руководства и каждого члена коллектива в достижении результата. В конце концов, формируется цепочка: цели - показатели - результативность - эффективность. Чего, казалось бы, проще? Может быть, система сбалансированных показателей (ССП) как система, где цели и показатели используются для мотивации и оценки структурных подразделений организации и конкретных должностных лиц? Так, ССП органично интегрируется в уже внедренную и сертифицированную СМК, как в регламентированную среду, где возможен эффективный контроль показателей.

Можно еще приводить примеры в пользу СМК - от предстоящего вхождения России во Всемирную торговую организацию до создания конкурентных преимуществ по отношению к другим организациям. Очевидно, что именно СМК является интегратором одинаковых процедур для различных процессов в единую систему управления организацией и на сегодняшний день это один из наиболее рациональных, со всех точек зрения, способов создания хорошей системы управления предприятием.

Однако, по мнению автора, здесь на передний план выходит вышеобозначенная четвертая причина. Кроме того, российское общество в своем большинстве еще не готово к потреблению действительно качественных, по меркам развитых стран, продукции и услуг, и как следствие, организации обеспечивают только имеющийся спрос на качество. Основная причина такого положения кроется в относительно низком жизненном уровне большинства российских потребителей и их менталитете. В результате уже в рыночных условиях XXI века функционирует множество организаций, не обеспечивающих ожидания российских потребителей и клиентов.

Вместе с тем, машиностроение Иркутской области как сфера деятельности, определяющая уровень производственного и кадрового потенциала территории, обеспечивающая вклад в обороноспособность страны, стабильное и устойчивое функционирование других отраслей, является одним из основных плацдармов подъема экономики региона с выраженным вектором инновационной направленности. Только опережающее развитие отрасли в части обеспечения производств новыми, в т.ч. инновационными, техническими средствами и технологиями позволит повышать производительность и эффективность труда, стабильно увеличивать ВРП.

От развития предприятий машиностроительных видов экономической деятельности во многом зависит положение Иркутской области среди промышленно развитых регионов России, обладающих высокотехнологичной промышленностью и производящих продукцию, конкурентоспособную на внутренних и внешних рынках, а также способность, прежде всего, самих машиностроительных предприятий эффективно осуществлять деятельность в соответствии с требованиями ВТО.

Библиографические ссылки

1. Данные Территориального органа Федеральной службы 3. Производительность государственной статистики по Иркутской области: [сайт]. URL: http://irkutskstat.gks.ru (дата обращения: 11.01.201101.03.2011).

2. Данные Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области: [сайт]. URL: http://www.r38.nalog.ru ((дата обращения: 01.03.2011).

Реализация имеющегося потенциала, с учетом некоторой разрозненности машиностроительных предприятий и пока несостоятельности рыночного саморегулирования, возможна только при активном участии государства и общества в виде региональной исполнительной и законодательной власти, различных общественных организаций, с применением программно-целевого подхода. И все предпосылки для этого в Иркутской области имеются.

труда: [сайт]. URL: http://www.mashportal.ru (дата обращения: 11.01.2010).

4. Концепция формирования государственной комплексной программы развития машиностроения России: [сайт]. URL: http://www.soyuzmash.ru (дата обращения: 11.01.2011).

5. Соболева И. Недоиспользование трудового потенциала страны: путь в направлении обратном общемировому // Человек и труд. 2003. № 6. С. 56-59.

УДК 005.591:33

ПРОБЛЕМЫ И ФАКТОРЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИЙ В РОССИИ

Л

А.А.Ценунин'

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассматриваются проблемы и факторы, сдерживающие развитие инноваций в России. Указаны предпосылки проблем развития инноваций. Приведены статистические данные по развитию инноваций из различных источников, а также данные опросов по развитию инноваций среди предприятий. Приведены значения мировых индексов различных показателей. Высказано мнение нескольких экспертов в данной области. Ключевые слова: инновации; инвестиции; инвестиции в России; проблемы развития; индексы.

PROBLEMS AND FACTORS RESTRAINING THE DEVELOPMENT OF INNOVATIONS IN RUSSIA A.A. Tsenunin

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The problems and factors restraining the development of innovations in Russia are discussed. The backgrounds of innovation development problems are specified. The paper presents statistical data on innovation development from various sources, as well as data of surveys on innovation development among enterprises. It demonstrates the values of global indices of various indicators. The opinion of several experts in this field is given. Key words: innovations; investments; investments in Russia; development problems; indices.

В то время, пока мир лихорадил экономический кризис, темпы роста основных экономик существенно сократились, и Россия оказалась в сложной ситуации вызова. С одной стороны, наша экономика растет быстрыми темпами, особенно на фоне общемировых, с другой - существуют пределы роста, преодоление которых возможно исключительно на основе инновационного пути развития. Премьер-министр России Владимир Путин так охарактеризовал этот вызов: «Для нас жизненно важной задачей является значительное повышение эффективности и устойчивости национальной экономики. С производительностью труда, как вы знаете, у нас большие проблемы. За счет повсеместного внедрения инноваций мы должны развиваться путем улучшения инфраструктуры, модернизации социальной сферы и формирования мак-

симально благоприятной среды для предпринимательской деятельности».

В России сложная плановая советская экономика, а затем крах СССР и кризис 1990-х существенно деформировали традиционное понимание инноваций. Да и в целом об инновациях в 1990-е годы практически не вспоминали. Есть данные, что на конец 1980-х годов предприятия, на которых активно внедрялись инновации, составляли 70% от общего числа. В 1997 году этот показатель сократился до 4,7% - в 15 раз. Период экономических преобразований 1990-х годов, сопровождаемый резким спадом производства и платежеспособного спроса на фоне высоких темпов инфляции, был ознаменован неуклонным падением уровня инновационной активности. Период 1990-х годов в экономике России характеризовался ради-

1Ценунин Александр Александрович, аспирант, тел.: 89246064929, e-mail:[email protected] Tsenunin Alexander, Postgraduate, tel.: 89246064929, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.