Научная статья на тему 'Анализ состава, структуры и использования земель Приволжского федерального округа'

Анализ состава, структуры и использования земель Приволжского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1107
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кувшинов А. И., Степовик Д. А.

В статье рассмотрены основные аспекты состояния и использования земельного фонда Приволжского федерального округа и приведен их анализ. Проанализирована структура использования земель в Оренбургской области и представлена диаграмма их распределения по угодьям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the structure, composition and utilization of lands in the Privolzhskiy Federal District

The paper focuses on the basic aspects and analysis of the condition and use of lands available in the Privolzhsk Federal District. The structure of land use in the Orenburg region is also analyzed and the diagram of lands distribution according to their designated purpose is suggested.

Текст научной работы на тему «Анализ состава, структуры и использования земель Приволжского федерального округа»

Анализ состава, структуры и использования земель Приволжского федерального округа

А.И. Кувшинов, д.э.н., профессор, Д.А. Степовик, аспирант, Оренбургский ГАУ

Земля является важнейшим стратегическим ресурсом государства, поэтому неэффективное ее использование может негативно отразиться на экономике всей страны и ее регионов. Для повышения эффективности использования земельных ресурсов необходимо проводить экономическую и экологическую оценку сельскохозяйственных угодий, так как сельское хозяйство — важнейшее звено единого экономического механизма, обеспечивающего продовольственную безопасность государства [1].

В структуре земель Приволжского федерального округа за отчетный год произошли определенные изменения. Существенны изменения в категориях земель запаса, земель лесного фонда, земель поселений и земель сельскохозяйственного назначения. Площадь категории земель лесного фонда увеличилась за счет земель сельскохозяйственного назначения. По сравнению с предшествующим годом в округе значительно выросла площадь неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, включенных в фонд перераспределения земель. За отчетный год общая площадь фонда перераспределения земель, по данным Госнедвижимости [2], увеличилась на 225,6 тыс. га, в том числе площадь сельскохозяйственных угодий — на 183,3 тыс. га. Фонд перераспределения земель в 2006 г. формировался в основном за счет земель прекративших свою деятельность сельскохозяйственных предприятий, организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также земельных участков, ранее

предоставленных из фонда перераспределения земель в срочное пользование и включенных вновь в фонд в результате истечения срока аренды и временного пользования. В Оренбургской области фонд перераспределения земель составил на 1 января 2007 г. 342 тыс. га (18% фонда округа), из них 332,6 тыс. га — сельскохозяйственные угодья.

На 1 января 2007 г. площадь сельскохозяйственных угодий во всех категориях земель в Приволжском федеральном округе составила 55187,3 тыс. га и несельскохозяйственных угодий

— 48510,2 тыс. га.

В Оренбургской области земли сельскохозяйственного назначения составляют 10962,6 тыс. га (18,4% земель сельскохозяйственного назначения округа) и занимают первое место по площади в округе, земли несельскохозяйственного назначения — 1407,6 (2,9%) тыс. га.

В целом по округу сократилась площадь сельскохозяйственных угодий. Уменьшение площади продуктивных угодий наблюдалось в 12 субъектах Российской Федерации, входящих в округ. Распределение земель по угодьям описано в табл. 1 [2]. Структура земель Оренбургской области представлена на рис. 1. Основными причинами такого перераспределения земель явилось отсутствие финансовых средств для поддержания высокой продуктивности пахотных угодий. С целью рационального использования земель угодья переводились в сенокосы и пастбища.

Работы по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения были начаты в субъектах Российской Федерации в 2000 г. и проводились в два этапа. Результатом

1. Распределение земель по угодьям, (тыс. га 1.04.2007 г.)

Общая площадь Сельскохозяйственные угодья Лесные земли Под древесно-кустарниковой растительностью, не входящей в лесной фонд Под водой Земли застройки Под дорогами Болота и л м о со о и г р

всего в том числе

пашня залежь многолетние насаждения сенокосы пастбища

Оренбургская 12370,2 10839,5 6137,3 - 23,2 688,2 3990,8 593,6 210,6 111,2 149,5 185,8 15,2 264,8

область

Всего по 103697,5 55187,3 36464 764,9 359,8 3642,2 13956,4 39017,1 1502,6 2488,6 1092,5 1788,3 892,2 1728,9

Приволжскому

Федеральному

округу

87,6%

■ Сельскохозяйственные угодья - 87,6% цЛесные земли - 4,8%

□ Земли под древесно-кустарниковой растительностью не входящей в лесной фонд - 1,7%

■ Земли под водой - 0,9%

■ Земли застройки - 1,2%

□ Земли под дорогами - 1,5%

И Болота - 0,12% цДругие земли - 2,1%

Рис. 1 - Распределение земель Оренбургской области по угодьям

2. Качественные характеристики сельскохозяйственных угодий, тыс. га [2]

Общая площадь Эродированные Дефлированные Переувлаж- ненные Заболоченные

Оренбургская область 10491 3251,6 1049,6 74,5 20

Приволжский федеральный округ 51313,5 17445,4 1453,4 1932,9 919,7

первого этапа работ стали удельные показатели кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов Российской Федерации, в границах бывших колхозов и совхозов, а где это было возможным, в границах фактических землепользований. На втором этапе оценочных работ в 2005 г. определялись удельные показатели кадастровой стоимости иных земель сельскохозяйственного назначения (за исключением сельскохозяйственных угодий).

Г осударственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий завершена во всех субъектах Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ. По удельным показателям кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов Российской Федерации, самые ценные сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых составляет 22970 руб./га, расположены в Чувашской Республике, а самая низкая кадастровая стоимость в Коми-Пермяцком автономном округе составляет 2510 руб./га. Оренбургская область занимает 12-е место по уровню кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения (13890 руб./га.).

Оценочные работы, с учетом определения базовых показателей, по землям сельскохозяйственного назначения в течение 2006 г. проводились во всех субъектах Российской Федерации. Во всех регионах Приволжского федерального округа органами исполнительной власти утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения. Указанные результаты применяются для целей налогообложения земельным налогом с 2007 г. Основной причиной невыполнения работ по государственной кадастровой оценке земель сельскохо-

зяйственного назначения в остальных регионах является полное отсутствие их финансирования средствами бюджетов субъектов Российской Федерации.

В отчетном году во всех субъектах Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, за исключением Коми-Пермяцкого автономного округа, проведены работы по государственной кадастровой оценке иных земель сельскохозяйственного назначения (за исключением сельскохозяйственных угодий).

Результаты оценочных работ, утвержденные органами исполнительной власти регионов, представлены в таблице. Удельный показатель кадастровой стоимости земель данной категории варьирует в пределах от 26 руб./га в Республике Мордовия до 28512 руб./га в Саратовской области.

В Оренбургской области определены значения удельных показателей кадастровой стоимости земель, руб./га: минимальное — 396; среднее 7042; максимальное — 25905.

На территории округа среди пахотных земель преобладают земли четвертого (32,3%) и третьего (28,9%) классов пригодности. Земли первого и второго классов занимают соответственно 12,7% и 14,6% от площади пашни. Потенциальный среднегодовой сбор зерна в округе при условии повсеместного внедрения интенсивных технологий и средней нормативной урожайности 20,5 ц/га может составить порядка 36,5 млн. т.

Приволжский федеральный округ является наиболее опасным в эрозионном и дефляционном отношении регионом Российской Федерации. В таблице 2 представлена информация о том, что в округе находится 46,6% эрозионно опасных почв Российской Федерации и 30,7% — дефляционно опасных.

Эрозионно опасные почвы сельскохозяйственных угодий в округе занимают 49,3%, дефляционно опасные — 32,2%. Эродировано 34,0% почв сельскохозяйственных угодий округа и 34,3% пахотных угодий, дефлировано соответственно — 2,8% и 2,8%, в основном в слабой и средней степени.

Наиболее опасными в эрозионном отношении являются почвы сельскохозяйственных угодий республик Чувашская (88,4%), Башкортостан (83,7%), Мордовия (81,9%), Удмуртская (78,4%) и Марий Эл (54,0%), а также Ульяновской (57,0%), Самарской (51,1%), Нижегородской (48,0%), Саратовской (44,1%) и Оренбургской (35,3%) областей.

Наиболее дефляционно опасными являются почвы сельскохозяйственных угодий Саратовской (67,9%), Оренбургской (55,5%) и Самарской (50,8%) областей. В меньшей степени в округе распространены переувлажнение и заболачивание сельскохозяйственных угодий.

Продолжает ухудшаться культуртехническое состояние кормовых угодий. На округ приходится более 10% пастбищ и сенокосов России, заросших кустарником и мелколесьем, они находятся преимущественно в Оренбургской области, Республике Башкортостан и Саратовской области.

На территории округа выделено 33,9% сбитых пастбищ, из них среднесбитых — 22,3%, сильносбитых — 9,7%. Наибольшие площади сбитых пастбищ выделены в Республике Башкортостан

— 70,5%, Республике Мордовия — 40,8%, Оренбургской области — 42,0%.

Значительные территории Оренбургской и Саратовской областей подвержены деградации.

Продолжается загрязнение земель тяжелыми металлами, химическими веществами и их соединениями, а также захламление земель отходами производства и потребления, что наиболее характерно для территорий, примыкающих к промышленным предприятиям, автомобильным трассам, нефтепроводам [2].

Вследствие развития негативных процессов продолжается ухудшение плодородия почв, особенно пашни, где характерными процессами для всех субъектов Российской Федерации, отнесенных к округу, являются дегумификация почв, ухудшение водно-физических и других свойств почв.

При правильном использовании земля не изнашивается, как другие средства производства, а улучшается, плодородие ее повышается. Для решения проблемы по оптимизации структуры земельного фонда области, повышения эффективности использования земельных ресурсов и создания основы для построения устойчивого сельского хозяйства и сохранения оптимума степного ландшафтного и биологического разнообразия необходимо проводить не только экономическую, но и экологическую оценку земель [3].

Литература

1. Левыкин, С.В. О внедрении инновационных научных технологий в систему оценки и кадастра земель / С.В. Левыкин, Р.Ш. Ахметов, В.П. Петрищев, С.И. Жданов, И.В. Грошев // Вестник ОГУ. 2004. № 7. С. 91-96.

2. Сборник сведений о состоянии и использовании земель в федеральных округах Российской Федерации в 2006 г. / Роснедвижимость, 2007 г.

3. Организация сельскохозяйственного производства / Ф.К. Шакиров, В.А. Удалов, С.И. Грядов и др.; под ред. Ф.К. Шакирова. М.: Колос, 2000. 504 с.: ил. (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений).

Функционирование системы муниципального страхования жилья в Республике Башкортостан

Р.Р. Яруллин, д.э.н, профессор, Р.З. Кинзябулатов,

к.э.н, ст. преподаватель, Башкирский ГАУ

Жилищное страхование в большинстве стран является одним из основных источников возмещения ущерба жилого фонда в случае стихийных бедствий, аварий, пожаров и других непредвиденных событий. Становление жилищного страхования следует рассматривать как одну из наиболее актуальных в отечественной экономической науке и практике проблем развития страховых отношений в условиях рыночных преобразований.

Страхование жилья можно разделить на систему муниципального страхования жилья и коммерческого страхования жилья.

Развитие системы страхования жилья изучено на примере программы муниципального страхования жилья г. Уфы. По согласованию с Администрацией г. Уфы в 2005 г. три страховые компании приступили к реализации программы добровольного страхования жилых помещений с включением страхового взноса в квитанции по уплате коммунальных платежей. Программа страхования жилых помещений призвана была защитить имущественные интересы собственников и нанимателей жилья и обеспечить им возмещение убытков в случае повреждения или уничтожения отделки и оборудования жилых помещений.

В концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства реализация программы страхова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.