Научная статья на тему 'Анализ соревновательной деятельности элитных парабадминтонистов, выступающих на колясках'

Анализ соревновательной деятельности элитных парабадминтонистов, выступающих на колясках Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
77
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАБАДМИНТОН / АНАЛИЗ МАТЧЕЙ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ УДАРЫ / НЕВЫНУЖДЕННЫЕ ОШИБКИ / PARA-BADMINTON / MATCH ANALYSIS / COMPETITIVE ACTIVITY / SUCCESSFUL SHOTS / UNFORCED ERRORS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Добрынин Павел Константинович, Ворошин Игорь Николаевич, Добрынина Екатерина Александровна

Исследованы особенности техники и тактики игры элитных пара-бадминтонистов, выступающих на колясках в спортивно-функциональных классах WH1, WH2 на одном из ответственных международных турниров. Выявлено, что спортсменами класса WH1 в заднюю зону завершено 31,32% розыгрышей, а в переднюю зону 53,74%, следовательно, удары в заднюю зону являются больше разыгрывающими, чем завершающими. Ошибками в заднюю и переднюю зону завершено 41,60% и 47,48% розыгрышей соответственно. В классе WH2 спортсмены преимущественно завершают розыгрыши через заднюю линию. Удары в переднюю зону в данном классе носят более разыгрывающий характер, чем в классе WH1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Добрынин Павел Константинович, Ворошин Игорь Николаевич, Добрынина Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of competitive activities of elite wheelchair para-badminton players

The tactical and technical features of the elite para-badminton wheelchair players of WH1 and WH2 sport class during one of the important international tournaments have been investigated. It is revealed that the athletes of WH1 sport class have finished 31.32% rallies to the back of the court and 53.74% to the front of the court. Consequently, shots to the back of the court are more preparatory than finishing. 41.60% and 47.48% of unforced errors have been made to the back and to the front of the court respectively. Athletes of WH2 sport class predominantly finish the rallies to the back of the court. Shots to the font of the court in this sport class are more preparatory than in WH1.

Текст научной работы на тему «Анализ соревновательной деятельности элитных парабадминтонистов, выступающих на колясках»

Контактная информация: voroshin_igor@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.05.2019

УДК 796.344

АНАЛИЗ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭЛИТНЫХ ПАРАБАДМИНТОНИСТОВ, ВЫСТУПАЮЩИХ НА КОЛЯСКАХ

Павел Константинович Добрынин, тренер, Спортивная школа «Лидер» Фрунзенского района, Санкт-Петербург; Игорь Николаевич Ворошин, доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры; Екатерина Александровна Добрынина, тренер, магистрант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Исследованы особенности техники и тактики игры элитных пара-бадминтонистов, выступающих на колясках в спортивно-функциональных классах WH1, WH2 на одном из ответственных международных турниров. Выявлено, что спортсменами класса WH1 в заднюю зону завершено 31,32% розыгрышей, а в переднюю зону 53,74%, следовательно, удары в заднюю зону являются больше разыгрывающими, чем завершающими. Ошибками в заднюю и переднюю зону завершено 41,60% и 47,48% розыгрышей соответственно. В классе WH2 спортсмены преимущественно завершают розыгрыши через заднюю линию. Удары в переднюю зону в данном классе носят более разыгрывающий характер, чем в классе WH1.

Ключевые слова: пара-бадминтон, анализ матчей, соревновательная деятельность, результативные удары, невынужденные ошибки.

ANALYSIS OF COMPETITIVE ACTIVITIES OF ELITE WHEELCHAIR PARABADMINTON PLAYERS

Pavel Konstantinovich Dobrynin, the para-badminton coach, Sport school "Leader" of Frun-zensky district, St. Petersburg; Igor Nikolaevich Voroshin, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, senior researcher, St. Petersburg Research Institute of Physical Culture; Ekate-rina Aleksandrovna Dobrynina, para-badminton coach, the master student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The tactical and technical features of the elite para-badminton wheelchair players of WH1 and WH2 sport class during one of the important international tournaments have been investigated. It is revealed that the athletes of WH1 sport class have finished 31.32% rallies to the back of the court and 53.74% to the front of the court. Consequently, shots to the back of the court are more preparatory than finishing. 41.60% and 47.48% of unforced errors have been made to the back and to the front of the court respectively. Athletes of WH2 sport class predominantly finish the rallies to the back of the court. Shots to the font of the court in this sport class are more preparatory than in WH1.

Keywords: para-badminton, match analysis, competitive activity, successful shots, unforced errors.

С января 2019 года начался период набора очков международного рейтинга для отбора на Паралимпийские игры-2020 в Токио, в связи с чем количество элитных участников (топ уровень) и уровень конкуренции на таких турнирах резко возрос. Одним из ключевых видов спортивной подготовки элитных парабадминтонистов является технико-тактическая подготовка. В дисциплинах спортсменов, выступающих на колясках - классы WH1, WH2 данная подготовка имеет значительные особенности, однако, не выявлено доступной отечественной или зарубежной литературы, посвященной их изучению. Анализ техники и тактики сильнейших парабадминтонистов мира, выступающих на колясках - важная задача на пути реализации эффективной спортивной подготовки к Паралимпийским играм.

Цель исследования: выявить специфические техиики-тактические особенности соревновательной деятельности элитных парабадминтонистов, выступающих на колясках.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ техники-тактические особенности соревновательной деятельности элитных парабадминтонистов, выступающих на колясках выполнялся на основе видеозаписи международного турнира «YONEX Canada Para-Badminton International 2019», который проходил 06-13 мая в г. Оттава, Канада. Для анализа были выбраны четвертьфинальные, полуфинальные и финальные матчи в мужском одиночном разряде WH1, WH2 в которых сумма очков в двух партиях проигравшего больше 20 - 6 матчей в мужском одиночном разряде WH1, 4 матча в мужском одиночном разряде WH2 (таблица!).

№ Имя, Фамилия Позиция в рейтинге BWF Соревновательный класс Стадия турнира Счет

1 Thomas Wandschneider 2 WH1 1/4 финала 21:13; 21:16

Osamu Nagashima 10

2 David Toupe 7 WH1 1/4 финала 11:21; 16:21

Hiroshi Murayama 8

3 Young-Chin Mi 9 WH1 1/4 финала 15:21; 7:21

Jung Man Choi 5

4 Thomas Wandschneider 2 WH1 1/2 финала 21:13; 18:21; 23:21

Hiroshi Murayama 8

5 Dong Seop Lee 3 WH1 1/2 финала 19:21; 21:18; 25:23

Jung Man Choi 5

6 Thomas Wandschneider 2 WH1 Финал 13:21; 17:21

Dong Seop Lee 3

7 Jung Jun Kim 1 WH2 1/4 финала 21:14; 21:16

Amir Meir Levi 3

8 Daiki Kajiwara 13 WH2 1/4 финала 21:8; 15:21; 22:20

Martin Rooke 5

9 Jung Jun Kim 1 WH2 1/2 финала 21:19; 21:18

Kyung Hoon Kim 4

10 Jung Jun Kim 1 WH2 Финал 17:21; 11:21

Ho Yuen Chan 2

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате выполненного видеоанализа было установлено, что в виду уменьшенной ширины корта не имеет большого значения, был ли выполнен удар по линии или по диагонали, поэтому направлением удара было решено пренебречь. Во внимание было принято количество ударов в розыгрыше, включая подачу, и способ завершения розыгрыша. Розыгрыш может завершиться либо успешным ударом, либо невынужденной ошибкой одного из соперников. В рамках анализа удары были разделены на следующие: подача, высоко-далекий (удар из задней зоны в заднюю зону соперника), укороченный (удар из задней зоны в переднюю зону соперника), подставка (удар из передней зоны в переднюю зону соперника), откидка (удар из передней зоны в заднюю зону соперника), смеш (атакующий удар с силой сверху вниз).

При выполнении анализа ошибками считались только очевидно невынужденные из них в ситуациях, когда спортсмен удобно подошел к волану, но не справился с выполнением удара, либо проводил атакующие действия из благоприятной ситуации и отправил волан в сетку или аут. Если спортсмен опаздывал к волану, попытался его отбить, но не справился с ударом, то розыгрыш считается завершенным с помощью предшествующего успешного удара соперника. Кроме того, любая неуспешная защита спортсмена от смеша

не считается ошибкой, а считается успешно забитым смешем соперника.

Было установлено, что за 6 игр в классе WH1 было сыграно 519 розыгрышей, 281 из них был завершен активным ударом одного из спортсменов, 238 завершились невынужденной ошибкой одного из спортсменов, что составляет 45,86%. Для класса WH2 ошибками завершились 55,52% розыгрышей. Необходимо констатировать факт, что из года в год существует тенденция к уменьшению количества невынужденных ошибок. Больше невынужденных ошибок выполняют спортсмены класса WH2 (больше половины розыгрышей). Спортсмены данного класса играют на колясках на все более высоких скоростях, забить волан сложно, т.к. спортсмены успевают практически на все воланы, в попытках максимально обострить игру совершаются ошибки, в отличие от спортивного класса WH1, где скорости ниже, т.к. функциональные поражения более выражены.

Средняя длина розыгрышей у спортивных классов WH1 и WH2 очень близка - 9,38 и 9,52 удара соответственно, что подчеркивает их сходство ме^ду собой. Часто, спортсмены классов WH1 и WH2 тренируются вместе, спаррингуют друг друга на тренировках и работают по одной тренировочной программе. Но кроме очевидных сходств, существуют и значительные различия между этими классами. Сравнения некоторых соревновательных критериев классов WH1, WH2 приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Основные показатели технико-тактической подготовки классов WH1. WH2

№ Удар WH1 WH2

Результативный Ошибочный Результативный Ошибочный

1. Укороченный 37,37% 31,93% 28,97% 31,49%

2. Высоко-далекий 20,64% 26,89% 24,83% 29,28%

3. Подставка 16,37% 15,55% 11,72% 18,23%

4. Смеш 12,46% 3,36% 11,03% 3,87%

5. Откидка 10,68% 14,71% 17,93% 13,26%

6. Подача 2,49% 7,56% 5,52% 3,87%

7. Удары в заднюю зону 31,32% 41,60% 42,76% 42,54%

8. Удары в переднюю зону 53,74% 47,48% 40,69% 49,72%

Самым результативным ударом с точки зрения завершения розыгрыша в обоих спортивных классах стал укороченный удар, 37,37% и 31,93% безошибочных розыгрышей было завершено этим ударом в классах WH1 и WH2 соответственно. На втором месте высокодалекий удар - 20,64% и 26,89% для WH1 и WH2 соответственно. С третьего места по результативности ударов начинаются отличия: в классе WH1 на третьем месте стоит подставка, а в классе WH2 - откидка. Данное различие характеризует тактическую разницу в классах: в классе WH1 подставка является скорее завершающим, чем разыгрывающим уда -ром, а в классе WH2 - наоборот, разыгрывающим. Более заметна тактическая разница при сравнении количества забитых воланов в переднюю и заднюю зоны: в спортивном классе WH1 с большим перевесом чаще забивают в переднюю зону, чем в заднюю: 53,74% и 31,32% соответственно, а в спортивном классе WH2 с небольшим перевесом забивают больше в заднюю, чем в переднюю: 42,76% и 40,69% соответственно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Были определены самые результативные удары для завершения розыгрыша, а также наиболее часто встречающиеся ошибки в мужском одиночном разряде элитных парабад-минтонистов, выступающих на колясках - спортивно-функциональные классы WH1, WH2 на примере четвертьфинальных, полуфинальных и финальных матчей международного турнира «YONEX Canada Para-Badminton International 2019». В спортивном классе WH1 в заднюю зону завершено 31,32% розыгрышей, а ошибок сделано 41,60%, из этого можно сделать вывод, что удары в заднюю зону являются больше разыгрывающими, чем завершающими, их следует выполнять с большей степенью надежности и с меньшим риском. Удары в переднюю зону очень важны для завершения розыгрыша, 53,74% розыгрышей завершены ударами в переднюю зону, спортсменам класса WH1 следует уделять

повышенное внимание отработке этих ударов на тренировках. В спортивном классе WH2 выявлено преобладание завершенных через заднюю линию розыгрышей над завершенными через переднюю. Удары в переднюю зону в данном классе носят более разыгрывающий характер, чем в классе WH1.

Подобный подход к анализу матчей позволяет более глубоко понять тактику современного пара-бадминтона элитного уровня, следить за тенденциями его развития, а также подбирать наиболее эффективные тактические схемы игры для конкретного спортсмена, учитывая его сильные стороны, против конкретного соперника.

Контактная информация: voroshin_igor@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.05.2019

УДК 796.035

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ГОЛБОЛА В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Максим Валерьевич Дьяконов, аспирант, Алексей Алексеевич Баряев, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Совершенствование системы дополнительного образования в общеобразовательных школах, где обучаются в коррекционных классах слепые и слабовидящие дети, является очень актуальным вопросом. В своей работе мы провели эксперимент по внедрению спортивной дисциплины голбол, в систему дополнительного образования коррекционных классов общеобразовательных школ. Результаты исследования показали, что занятие голболом является хорошим средством для развития статического равновесия, а целенаправленное использование элементов голбола позволит разнообразить программу дополнительного образования коррекционных классов общеобразовательных школ.

Ключевые слова: дополнительное образование, голбол, слепые и слабовидящие, 1-4 класс, создание голбольной команды.

PROSPECTS OF APPLICATION OF GOALBALL ELEMENTS IN THE PROGRAM OF ADDITIONAL EDUCATION FOR CORRECTIONAL CLASSES IN COMPREHENSIVE SCHOOLS

Maxim Valerievich Dyakonov, the post-graduate student, Alexey Alekseevich Baryaev, the candidate of pedagogical sciences, associate professor, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

Improvement of the system of additional education in secondary schools, where blind and visually impaired children are enrolled in remedial classes, is a very topical issue. The optimal choice for blind and visually impaired children, in this case, was goalball. The results of the study showed that goalball is a good tool for the development for static equilibrium, and the purposeful use of the elements of goalball will diversify the program of additional education for correctional classes at secondary schools.

Keywords: additional education, goalball, blind and visually impaired, grades 1-4, creating of goalball team.

ВВЕДЕНИЕ

Голбол - одна из самых распространенных в мире игр среди слепых и слабовидящих спортсменов. С 1980 года игра входит в программу летних Паралимпийских игр. В голболе принимают участие две команды, в каждой из которых играют по три человека. Также

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.