Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО БЛОКА СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ДИСЦИПЛИНЕ ЧИРЛИДИНГ-ГРУППА-СМЕШАННАЯ'

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО БЛОКА СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ДИСЦИПЛИНЕ ЧИРЛИДИНГ-ГРУППА-СМЕШАННАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИР СПОРТ / ЧИРЛИДИНГ / ЧИРЛИДИНГ-ГРУППА-СМЕШАННАЯ / ПРОГРАММА / МУЗЫКАЛЬНЫЙ БЛОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьев М.М., Пустуев А.А., Тихонов Р.Г.

Чирлидинг является отдельным направлением чир спорта и включает в себя различные виды, в том числе чирлидинг-группа-смешенная, в котором вместе выступают мужчины и женщины. В 2020 году были подвержены изменению правила чирлидинга, сократилось время на выполнение музыкального блока во время выступлений. На сегодняшний день существует необходимость уточнения и дополнения характеристики соревновательных программ практическими данными, при этом за период с момента вступления изменений в силу по настоящее время прошло достаточное количество спортивных мероприятий для проведения качественного анализа. Целью исследования, представленного в данной статье, являлось определение содержания соревновательных программ в дисциплине чирлидинг-группа-смешанная. В ходе исследования, которое было организовано с января 2021 года по март 2023 года, с использованием метода видеоанализа были обработаны тридцать семь выступлений команд в дисциплине чирлидинг-группа-смешанная. Для анализа были использованы видеоматериалы с Чемпионата и Первенства России, Кубка России и Всероссийских соревнований среди студентов. В результате исследования были получены данные о количественном содержании соревновательных программ по каждому упражнению, входящему в судейский протокол: станты, пирамиды, акробатические элементы, тоссы и переходы. Также фиксировалось время, которое было затрачено на их выполнение. На основе выявленных показателей была проведена сравнительная характеристика с предложенной ранее теоретической моделью содержания соревновательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьев М.М., Пустуев А.А., Тихонов Р.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CONTENT OF THE MUSIC BLOCK OF COMPETITIVE PROGRAMS IN THE DISCIPLINE CHEERLEADING-GROUP-MIXED

Cheerleading is a separate discipline of cheer sports and includes various types, including mixed group cheerleading, in which men and women perform together. In 2020, they were subject to a change in the rules of cheerleading, the time for performing a musical block during performances was reduced. To date, there is a need to clarify and supplement the characteristics of competitive programs with practical data, while for the period from the moment the changes came into force to the present, a sufficient number of sporting events have taken place to conduct a qualitative analysis. The purpose of the study presented in this article was to determine the content of competitive programs in the discipline of cheerleading-group-mixed. During the study, which was organized from January 2021 to March 2023, thirty-seven team performances in the cheerleading-group-mixed discipline were processed using video analysis. For the analysis, video materials from the Championship and the Championship of Russia, the Cup of Russia and the All-Russian competitions among students were used. As a result of the study, data were obtained on the quantitative content of competitive programs for each exercise included in the referee protocol: stunts, pyramids, acrobatic elements, tosses and transitions. The time spent on their implementation was also recorded. Based on the identified indicators, a comparative characteristic was carried out with the previously proposed theoretical model of the content of competitive programs.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО БЛОКА СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ДИСЦИПЛИНЕ ЧИРЛИДИНГ-ГРУППА-СМЕШАННАЯ»

мотивами занятий, волевыми качествами, способностями к самоконтролю и самоуправлению. А вот в заинтересованности социального окружения у юных дарований джиу-джитсу нет. Формирование спортивной мотивации в данной области следует осуществлять в направлении к внешне организованной деятельности, когда эти отношения возникают и актуализируются преимущественно под влиянием социального окружения и обусловлены особенностями конкретной ситуации. Одной из наиболее вероятных причин снижения уровня спортивной мотивации может быть изменение социального статуса семьи, в которой воспитываются дети.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузьмин Е.Б. Педагогические условия формирования спортивной мотивации волейболистов 15-16 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Кузьмин Евгений Борисович. - Набережные Челны, 2009. - 22 с.

2. Шаболтас А.В. Мотивы занятий спортом высших достижений в юношеском возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Шаболтас Алла Вадимовна. - Санкт-Петербург, 1998. - 24 с.

3. Егоров М.И. Сплоченность и чувство коллективизма на занятиях физической культурой. / М.И. Егоров, С.В. Камшилов, А.А. Прижановская // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире : Материалы международной научно-практической конференции. - Коломна, 2014. - № XXIV. - С. 198-200.

REFERENCES

1. Kuzmin, E.B. (2009), Pedagogical conditions for the formation of sports motivation of volleyball players aged 15-16, dissertation, Naberezhnye Chelny.

2. Shaboltas, A.V. (1998), Motives of sports of higher achievements in adolescence, dissertation, St. Petersburg.

3. Egorov, M.I., Kamshilov, S.V., Prizhanovskaya, A.A. (2014) "Cohesion and a sense of collectivism in physical education classes", Man, health, physical culture and sport in a changing world, materials of the international scientific and practical conference, Kolomna, No. XXIV, pp. 198-200.

Контактная информация: tversokolov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.05.2023

УДК 793.3

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО БЛОКА СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ДИСЦИПЛИНЕ ЧИРЛИДИНГ-ГРУППА-СМЕШАННАЯ

Михаил Максимович Соловьев, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Анатольевич Пустуев, старший преподаватель, Ростислав Георгиевич Тихонов, старший преподаватель, Балтийский государственный технический университет «Военмех» им.

Д.Ф. Устинова, Санкт-Петербург

Аннотация

Чирлидинг является отдельным направлением чир спорта и включает в себя различные виды, в том числе чирлидинг-группа-смешенная, в котором вместе выступают мужчины и женщины. В 2020 году были подвержены изменению правила чирлидинга, сократилось время на выполнение музыкального блока во время выступлений. На сегодняшний день существует необходимость уточнения и дополнения характеристики соревновательных программ практическими данными, при этом за период с момента вступления изменений в силу по настоящее время прошло достаточное количество спортивных мероприятий для проведения качественного анализа.

Целью исследования, представленного в данной статье, являлось определение содержания соревновательных программ в дисциплине чирлидинг-группа-смешанная.

В ходе исследования, которое было организовано с января 2021 года по март 2023 года, с использованием метода видеоанализа были обработаны тридцать семь выступлений команд в дисциплине чирлидинг-группа-смешанная. Для анализа были использованы видеоматериалы с

Чемпионата и Первенства России, Кубка России и Всероссийских соревнований среди студентов.

В результате исследования были получены данные о количественном содержании соревновательных программ по каждому упражнению, входящему в судейский протокол: станты, пирамиды, акробатические элементы, тоссы и переходы. Также фиксировалось время, которое было затрачено на их выполнение. На основе выявленных показателей была проведена сравнительная характеристика с предложенной ранее теоретической моделью содержания соревновательных программ.

Ключевые слова: чир спорт, чирлидинг, чирлидинг-группа-смешанная, программа, музыкальный блок

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p399-402

ANALYSIS OF THE CONTENT OF THE MUSIC BLOCK OF COMPETITIVE PROGRAMS IN THE DISCIPLINE CHEERLEADING-GROUP-MIXED

Mikhail Maksimovich Solovev, candidate of pedagogical sciences, docent, Alexander Anatol-yevich Pustuev, senior teacher, Rostislav Georgievich Tikhonov, senior teacher, Baltic State Technical University "Voenmeh " D.F. Ustinov, St. Petersburg

Abstract

Cheerleading is a separate discipline of cheer sports and includes various types, including mixed group cheerleading, in which men and women perform together. In 2020, they were subject to a change in the rules of cheerleading, the time for performing a musical block during performances was reduced. To date, there is a need to clarify and supplement the characteristics of competitive programs with practical data, while for the period from the moment the changes came into force to the present, a sufficient number of sporting events have taken place to conduct a qualitative analysis.

The purpose of the study presented in this article was to determine the content of competitive programs in the discipline of cheerleading-group-mixed.

During the study, which was organized from January 2021 to March 2023, thirty-seven team performances in the cheerleading-group-mixed discipline were processed using video analysis. For the analysis, video materials from the Championship and the Championship of Russia, the Cup of Russia and the All-Russian competitions among students were used.

As a result of the study, data were obtained on the quantitative content of competitive programs for each exercise included in the referee protocol: stunts, pyramids, acrobatic elements, tosses and transitions. The time spent on their implementation was also recorded. Based on the identified indicators, a comparative characteristic was carried out with the previously proposed theoretical model of the content of competitive programs.

Keywords: cheer sports, cheerleading, cheerleading-group-mixed, program, music block

В соответствии с актуальными на сегодняшний день правилами вида спорта, соревновательные направления в чир спорте разделяются на артистические и акробатические. К артистическим относят «чир перфоманс», а к акробатическим «чирлидинг» и «батон-твир-линг». Чирлидинг, как отдельное направление, включает в себя пять различных видов: чир-лидинг-группа, чирлидинг-группа-смешанная, чирлидинг-стант, чирлидинг-стант-сме-шанный и чирлидинг-стант-партнерский. Следует отметить, что в настоящее время на чемпионатах России проводятся соревнования только в видах, которые относятся к групповым взаимодействиям. В дисциплине чирлидинг-группа-смешанная выступают только женщины, мужчины и женщины вместе выступают в чирлидинг-группа-смешанная [1].

Каждый вид имеет свои требования к продолжительности выступления. Музыкальный блок (часть) программы в спортивных дисциплинах чирлидинг-группа и чирлидинг-группа-смешанная на сегодняшний день не должен превышать две минуты пятнадцать секунд. Данное правило в России было утверждено в 2020 году [1]. До 2020 года продолжительность программ составляла две минуты тридцать секунд. Такие изменения в правилах вида спорта повлияли в первую очередь на количественное соотношение упражнений и время, затраченное на их выполнение, в соревновательных программах.

В 2020 году было произведено исследование, целью которого было определение содержания соревновательных программ в групповых дисциплинах чирлидинга, при этом

учитывалась продолжительность музыкальной части в соответствии с изменениями в правилах. В ходе исследования были проанализированы различные соревнования, где продолжительность музыкальной части ещё соответствовала требованиям предыдущей редакции правил и составляла на пятнадцать секунд больше. На основе полученных данных была предложена модель содержания программы, рассчитанная на две минуты пятнадцать секунд. Данная модель была разработана в период, когда соревнования по новым правилам ещё не проводились, и была предложена тренерам и специалистам в качестве ориентира к построению программ [2].

В настоящее время существует необходимость уточнения и дополнения предложенной модели содержания программ, так как за период с 2021 года по настоящее время было проведено достаточно большое количество спортивных соревнований, что позволяет произвести качественный анализ выступлений по актуальным правилам, опираясь уже на практические результаты.

Цель исследования: определить содержание соревновательных программ в дисциплине чирлидинг-группа-смешанная.

Исследование было проведено в период с января 2021 года по март 2023 года, в ходе которого были проанализированы выступления команд. Использовались видеоматериалы программ музыкального блока с различных соревнований (Чемпионат и Первенство России, Кубок России, Всероссийские соревнования среди студентов). Всего было проанализировано тридцать семь выступлений, где фиксировалось количественное содержание упражнений (станты, пирамиды, акробатические элементы, тоссы и переходы) и время, затраченное на выполнение программы. Для каждого из этих упражнений существует отдельный критерий судейской оценки, а в сумме они определяют 85% итогового результата, остальные 15% зависят от критериев «общее впечатление» и «чир-блок» [1, 3].

На рисунке 1 представлены результаты анализа количественного соотношения упражнений в музыкальном блоке программ.

В ходе исследования были проанализированы видеоматериалы выступлений команд на различных соревнованиях, где общее количество упражнений, выполненных за отведенное на программу время, составило 34,4 (рисунок 1). Данный показатель несущественно превышает рекомендованное теоретической моделью значение, полученное в 2020 году [2], при этом время, затраченное на выполнение отдельных упражнений от ранее предложенных ориентиров, отличается значительнее (рисунок 2). Так на выполнение стантов ранее было предложено тратить 37,5 секунд, а на практике команды выполняли данные упражнения за 32,5 секунды. Пирамиды и тоссы были выполнены быстрее, но существенных отличий не наблюдалось. На выполнение акробатики и переходов в ходе выступлений было затрачено больше времени в сравнении с теоретической моделью.

28

Переходы

0

2

4

6

8

10 12

20,8 _

1 Стант 1 Тосс

32,5

1 Пирамида Переходы

^35,2

1 Акробатика

Рисунок 1 - Количественное соотношение упражнений Рисунок 2 - Время (с), затраченное на выполнение

музыкального блока программ, п=37

упражнений музыкального блока программ, п=37

Сокращение времени на выполнение музыкального блока в дисциплине чирлидинг-группа-смешанная способствовало уплотнению программ на соревнованиях, на что

6

указывают полученные в ходе исследования результаты. Следует отметить, что общее количество выполненных стантов и пирамид не имеет значительных отличий в сравнении с показателями, где на выполнение отводилось ещё на пятнадцать секунд больше [2]. Судейская оценка за выполнение данных упражнений определяет половину общего результата выступления, возможно поэтому приоритет при составлении программ был направлен именно на эти упражнения.

Полученные в ходе исследования данные дополнят характеристику соревновательных программ в дисциплине чирлидинг-группа-смешанная. Количественное соотношение упражнений может послужить качественным ориентиром к построению музыкального блока, позволит специалистам и тренерам оптимизировать тренировочный процесс.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении правил вида спорта «чир спорт» : Приказ Минспорта России от 03.12.2020 № 890 // Консультант Плюс : [сайт]. - URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_375730/ (дата обращения: 11.04.2023).

2. Содержание соревновательных программ групповых дисциплин в чирлидинге / М.М. Соловьев, Р.Г. Тихонов, М.В. Купреев, Е.С. Бокулева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 12 (190). - С. 231-234.

3. Хоробрых Н.М. Компоненты оценки значимых показателей на основе анализа содержания структурных групп в чир спорте на этапе начальной подготовки / Н.М. Хоробрых, Е.В. Путин-цева, М.Ю. Моор // Перспективы науки. - 2021. - № 5 (140). - С. 237-242.

REFERENCES

1. Ministry of Sport of the Russian Federation (2013), "On the approval of the rules of the sport «cheer sport»", Order № 890 dated 03 January 2020, available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_375730/ (accessed 11 April 2023).

2. Solovev, M.M., Tikhonov, R.G., Kupreev, M.V. and Bokuleva, E.S. (2020), "Content of competitive programs of group disciplines in cheerleading", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 190, No. 12, pp. 231-234.

3. Khorobrykh, N.M., Putintseva, E.V. and Moore, M.Yu. (2021), "Components of the assessment of significant indicators based on the analysis of the content of structural groups in cheer sports at the stage of initial training", Prospects of Science, 2021, № 5 (140), pp. 237-242.

Контактная информация: solovev_mm@voenmeh.ru

Статья поступила в редакцию 06.06.2023

УДК 378

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ

ГВАРДИИ

Дмитрий Петрович Солощенко, преподаватель, Михаил Николаевич Тереньтев,

старший преподаватель, Денис Александрович Шиленин, преподаватель, Георгий Владимирович Рязанов, преподаватель, Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-Петербург

Аннотация

Актуальность исследования обуславливается постоянным совершенствованием военно-профессионального образования, которое требует изменений в профессиональной деятельности преподавателей военных институтов войск национальной гвардии. Задачей статьи является рассмотрение профессионально-педагогических качеств преподавателей, которые необходимы для повышения уровня подготовки курсантов в процессе военно-профессионального образования. При решении задач раскрыты современные профессиональные качества преподавателей, которые направлены на развитие организаторских способностей, профессионально-нравственных качеств и качеств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.