Научная статья на тему 'Анализ содержания категории смысла жизни как психологического феномена'

Анализ содержания категории смысла жизни как психологического феномена Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
1956
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛ ЖИЗНИ / SENSE OF LIFE / ЦЕЛЬ ЖИЗНИ / PURPOSE OF LIFE / ХАРАКТЕРИСТИКИ СМЫСЛА ЖИЗНИ И ЦЕЛИ ЖИЗНИ / CHARACTERISTICS OF SENSE OF LIFE AND THE PURPOSE OF LIFE / ФУНКЦИИ СМЫСЛА ЖИЗНИ И ЦЕЛИ ЖИЗНИ / FUNCTIONS OF SENSE OF LIFE AND THE PURPOSE OF LIFE / PRECONDITIONS OF SENSE OF LIFE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жильцова Татьяна Михайловна

Анализируется понятие смысла жизни. Обосновывается актуальность его исследования. Рассматриваются существующие в психологической науке представления о смысле жизни. Формулируются два подхода к трактовке данной категории. Первый подход – отождествление смысла жизни и цели жизни. Второй подход – анализ смысла жизни как самостоятельного концепта. Выделяются основные характеристики и функции смысла жизни и цели жизни. Обосновывается необходимость разведения понятий цели жизни и смысла жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the content of category of meaning of the life as psychological phenomenon

In this article a problem of Sense of life is analyzed and urgency of its exploration is proved. Conceptions of Sense of life in phsychology are examined. Two ways of approach to this category are formulated. The first one is identification of Sense of life with the Purpose of life. The second one is – Sense of life as an independed concept. Main characteristics and functions of Sense of life and the Purpose of life are marked as well as the necessity of making difference between Sense of life and the Purpose of life is proved.

Текст научной работы на тему «Анализ содержания категории смысла жизни как психологического феномена»

ФЕНОМЕНЫ ЛИЧНОСТИ

Т.М. Жильцова

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ КАТЕГОРИИ СМЫСЛА ЖИЗНИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА

Анализируется понятие смысла жизни. Обосновывается актуальность его исследования. Рассматриваются существующие в психологической науке представления о смысле жизни. Формулируются два подхода к трактовке данной категории. Первый подход - отождествление смысла жизни и цели жизни. Второй подход - анализ смысла жизни как самостоятельного концепта. Выделяются основные характеристики и функции смысла жизни и цели жизни. Обосновывается необходимость разведения понятий цели жизни и смысла жизни.

Ключевые слова: смысл жизни, цель жизни, характеристики смысла жизни и цели жизни, функции смысла жизни и цели жизни.

Актуальность изучения смысла жизни

«Смысл жизни» - категория, пришедшая в психологическую науку из философии, плотно здесь обосновавшаяся и ставшая в настоящее время одним из важнейших предметов изучения. Чем же вызван такой интерес к проблеме смысла жизни? Австрийский психолог В. Франкл в своей книге «Человек в поисках смысла жизни»1 указывает на актуальность для современного человека ноогенного невроза - невроза потери смысла жизни. Причин его возникновения несколько: XX в. - век резких исторических, политических, социальных и экономических перемен, период, когда многие теряли все, что имели и во что верили, все, что наполняло их жизнь содержанием и смыслом; революции и войны уносили тысячи жизней, выжившие оказывались в лагерях,

© Жильцова Т.М., 2012

Анализ содержания категории смысла жизни...

уезжали на чужбину - и все равно стремились жить, выживать и любить жизнь. Каковы источники этого негаснущего стремления жить и неувядающего жизнелюбия? С уверенностью можно сказать, что один из таких источников - наличие у каждого конкретного человека смысла жизни и стремление его сохранить или обрести заново.

Еще одну причину ноогенного невроза можно увидеть в чрезвычайно быстрых темпах прогресса на рубеже ХХ-ХХ1 вв., заставляющего человека беспрерывно адаптироваться к новым возможностям организации своей жизни и осмысливать их. Один из авторов сборника «Психологические проблемы смысла жизни и акме» - В.И. Меренков - отмечает, что в современном быстро меняющемся мире у человека нет опыта реализации умножившихся смыслов, поэтому их реализация сопровождается стрессами и напряжением2. Крайним проявлением этого может также стать ситуация потери человеком смысла собственной жизни. Р. Мэй комментировал такое явление следующим образом: «Необычайно возросшие возможности в области технологий не позволяют нам осуществлять контроль над ними, и каждый дальнейший шаг в этой области воспринимается многими как новый толчок к нашему возможному уничтожению»3.

Особенностью современности Р. Мэй отмечает и обрушивающийся на человека большой объем разнообразной информации по СМИ - радио, телевидению, каналам спутниковой связи -и уменьшающуюся при этом внутреннюю уверенность человека относительно собственного бытия4.

Актуальное для современного общества стремление к карьерному росту часто приводит к отождествлению профессиональной деятельности с жизненным призванием, в результате чего рано или поздно человек сталкивается с ощущением своей бесполезности.

Ряд авторов (П. Тиллих, В. Франкл) причиной возникновения чувства смыслоутраты называют разрушение старых традиций в отсутствие новых: «Содержания традиции <...> утрачивают способность быть содержательными сегодня. А современная культура еще менее способна предложить содержание»5.

Все это делает актуальным изучение смысла жизни. Однако нерешенными остаются даже первичные вопросы: как формируется смысл жизни, откуда берется, когда, в каком возрасте или при каких обстоятельствах он появляется у человека и как осуществляется на протяжении дальнейшей жизни? - все эти вопросы еще ждут своих ответов.

Т.М. Жильцова

В этой работе мы рассмотрим, какие представления о смысле жизни существуют в науке на данный момент, путем детального анализа постараемся выделить из них наиболее точные и чистые определения, не зашоренные другими, близкими на первый взгляд понятиями; предложим возможные свойства и функции той психологической реальности, которая стоит за термином «смысл жизни». Говоря здесь о психологической реальности, мы имеем в виду в данном случае не только узкую научно-психологическую, но и в целом гуманистическую, включающую в себя и антропологическую, и телеологическую реальности. Эти сферы оказываются связанными понятием «смысл жизни», и ниже мы постараемся это обосновать.

В 2011 г. нами было проведено пилотажное исследование, направленное на выявление того, как испытуемые понимают смысл жизни, как представлено это понятие в обыденном сознании. В эксперименте приняли участие 52 испытуемых в возрасте от 17 до 39 лет, которым предлагалось ответить на следующие вопросы.

Напишите 5-7 слов-ассоциаций, которые возникают у Вас на словосочетание «смысл жизни». Когда Вы впервые задумались о смысле жизни? Как, по Вашему мнению, наличие смысла жизни сказывается на судьбе человека? Изменяется ли смысл жизни с возрастом? Возникало ли у Вас ощущение потери смысла жизни? Если да, с чем это было связано? Возникает ли это ощущение у Вас сейчас и с какими обстоятельствами это связано?

Результаты исследования показали, что почти в половине случаев происходит подмена смысла жизни целью (или целями) жизни, актуализация проблемы смысла жизни оказывается мало зависящей от возраста, функции же смысла жизни состоят в организации жизни, в предоставлении человеку ресурсов и мотивации на пути достижения целей. Такие результаты ставят перед нами как исследователями несколько вопросов: правомерно ли синонимичное употребление понятий «смысл жизни» и «цель жизни», чем вызвана возрастная разница в степени заинтересованности человека проблемой смысла собственной жизни, существуют ли другие функции смысла жизни и т. д.? В этой статье мы ограничимся рассмотрением первого вопроса: анализ литературы свидетельствует о том, что путаница понятий присутствует не только в сознании случайных испытуемых, составивших нашу выборку, но и в научных теоретических концепциях. Поэтому решение вопроса о том, что же такое смысл жизни как психологическая категория и синонимична ли она категории цели жизни, позволит нам, путем

Анализ содержания категории смысла жизни..

разведения этих понятий, выявить специфику каждого из них и тем самым, возможно, выработать новый понятийный аппарат данной проблемной области. Гипотетически мы можем предположить несколько вариантов взаимоотношений понятий «смысл жизни» и «цель жизни»: отношения тождества, зависимости (смысл жизни первичен по отношению к цели жизни, и наоборот) и полного их различения.

Смысл жизни и цель жизни

Анализ существующих в науке представлений о смысле жизни позволяет выделить две группы вариантов трактовки этой категории. Концепции первой группы отождествляют понятия «смысл жизни» и «цель жизни». Концепции второй группы рассматривают смысл жизни как самостоятельную категорию.

1. Тождество понятий. К этой группе можно отнести концепции В.Э. Чудновского и А.А. Бодалева с его последователями. Первый из них определяет смысл жизни как «отражение в сознании субъекта особенностей иерархии целевых установок его жизни и деятельности, ставших для него жизненно значимой ценностью чрезвычайно высокого порядка»6. А.А. Бодалев утверждает, что «...конкретный человек должен научиться выражать смысл жизни в целях, которые он ставит перед собой, в средствах, которые он выбирает для их осуществления, и в результатах, которые он получает, познавая мир, строя свое общение с людьми, проявляя себя как созидатель-профессионал в выбранной им области труда»7. Первое определение делает рядоположенными понятия смысла жизни, целевых установок и ценностей. Оно свидетельствует о наличии иерархически организованных для человека сфер жизни, значимость которых столь велика, что они приобретают статус ценности. Таким образом, можно сказать, что речь идет не о жизни в целом, а о нескольких ее наиболее существенных, по мнению субъекта, областях. Подчеркивается и осознанный характер столь значимых для человека целевых установок. По мнению А.А. Бодалева, смысл жизни выражается в целях, средствах их достижения и в результатах познания мира, общения и профессиональной деятельности человека. Таким образом, намечаются три сферы реализации смысла жизни - познание мира, общение с людьми и творческая реализация - созидательность - в области труда. Смысл жизни предполагает активность человека, связанную с необходимостью

Т.М. Жильцова

«выражать», т. е. осуществлять свой смысл жизни посредством целей, средств и результатов своей жизнедеятельности.

Если мы обратимся теперь к вопросу понимания цели жизни, то увидим много общего с описанным выше пониманием смысла жизни. Стоит, правда, сразу оговориться, что большинство авторов дают определения термина «цели», и лишь по контексту становится понятно, что предложенная трактовка может быть применима и к цели жизни.

Психологический словарь Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко8 в статье «Цель» отсылает нас к трем более общим понятиям - воли, деятельности и интенции. Воля определяется как способность человека действовать в направлении поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (курсив мой. - Т. Ж.). Специфичным для волевого поведения является наличие внутреннего интеллектуального плана, организующего все имеющиеся у человека в данный момент побуждения в направлении такой их иерар-хизации, при которой ведущим мотивом становится сознательно поставленная цель. Интенция в узком смысле слова является направленностью на цель, целевой замысел действия (курсив мой. -Т. Ж.). Таким образом, цель понимается здесь как мотив, замысел, подчеркивается осознанность цели, ее побуждающий и направляющий деятельность субъекта характер.

Словарь по этике И. Кона определяет цель как «заранее предполагаемый (мыслимый, желаемый или предполагаемый) результат действия или деятельности людей, на осуществление которого они направлены», и поясняет далее, что «целесообразный характер деятельности человека помимо постановки цели предполагает выбор наиболее пригодных из имеющихся в наличии средств для ее осуществления»9. Данное определение цели практически повторяет понимание смысла жизни А.А. Бодалевым: цель определяется посредством предполагаемого результата и выбора субъектом адекватных средств его достижения. Кроме того, отмечается осознанный характер цели (заранее предполагаемый результат). Таким образом, цель понимается как замысел, реализация которого требует активности человека.

Тематический философский словарь Н.А. Некрасовой определяет цель как «идеальный образ и предвосхищающая модель жизненной ситуации человека, ставшей основой его жизнедеятельности на определенное время»10. Здесь для нас важным является понимание цели как идеальной модели жизненной ситуации, а также учет временного фактора: цель актуальна лишь то время, пока

Анализ содержания категории смысла жизни...

данная жизненная ситуация является основой жизнедеятельности человека, пока она воспринимается таковой человеком.

Таким образом, мы вплотную подошли к возможности сформулировать определение цели жизни, но прежде чем осуществить эту задачу, отметим важную характеристику жизненных целей -их масштаб: цели жизни формируются в личностно значимых для человека областях и, как правило, они имеют долгосрочную перспективу. Таким образом, можно сказать, цель жизни - это образ желаемых достижений человека. Достижения эти относятся часто к какой-либо определенной области или сфере: спорт, здоровье, образование, создание семьи и т. д. Следует также отметить, что целей жизни может быть несколько и количество их соответствует количеству значимых для человека сфер жизни, в которых он хотел бы максимально себя реализовать. Цели жизни, как правило, типичны: они усваиваются человеком как присущие конкретному социуму способы организации жизни. По мере своего развития человек выбирает из них наиболее соответствующие и актуальные его возрасту и его представлениям о собственной жизни.

2. Трактовка смысла жизни как самостоятельной категории. К такому пониманию склоняется большинство изученных нами авторов. Однако их концепции различаются по степени точности понимания смысла жизни. Так, например, Д.А. Леонтьев определяет смысл жизни как концентрированную и описательную характеристику «наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого»11. Если Д.А. Леонтьев определяет смысл жизни как характеристику смысловой ситемы, то К.В. Карпинский12 понимает его как систему уникальных по своему содержанию, обобщенных и относительно неизменных в масштабе жизни смысловых структур, занимающих центральное, иерархически высшее место в смысловой структуре личности и слабо зависящих от динамики конкретных жизненных обстоятельств (курсив мой. - Т. Ж.). Данные авторы, на наш взгляд, сузили семантическую область понятия смысла жизни, ограничив его принадлежность исключительно к смысловой сфере, но не отметив при этом специфики его содержания. Однако для нас важны хараткеристики смысла жизни, отмеченные данными авторами. Речь идет о том, что смысл жизни задает общую направленность жизни, является уникальным и относительно неизменным в ходе жизни человека.

Более точно к трактовке вопроса о смысле жизни подошел, на наш взгляд, С.Л. Рубинштейн13, который утверждает, что смысл

Т.М. Жильцова

жизни связан со смысловым анализом человеческого поведения, который становится путем духовной жизни, что, в свою очередь, позволяет определить, что для человека значимо, как происходит изменение акцентов, переоценка ценностей человека. Несколькими страницами ранее автор пишет: «человеческая жизнь выступает как замысел (сначала неосознанный), а затем как его реализация. Детерминированность человека свойствами его решений и одновременно не только ответственность за то, что он делает, но и за то, чем он будет становиться, за самого себя ... человек не только сам относится к миру и определяется им, но сам определяет это свое отношение (курсив мой. - Т. Ж.)...»14. И еще чуть ранее: «существует отношение, возникающее при раскрытии и осознании объективного, различного при разных условиях соотношения жизни и смерти <...> Таким образом возникает необходимость создания концепции жизни субъекта (курсив мой. - Т. Ж.), человека, из которой уже вытекало бы как естественное, закономерное такое или иное отношение к жизни и смерти»15.

Нам кажется очень важным, что С.Л. Рубинштейн указывает на жизнь человека как на замысел, который требует своей дальнейшей реализации. Мы встречались уже с похожей идеей образа (модели), когда в нашей статье шла речь о цели. Однако тогда мы говорили об образе ситуации, теперь же - о замысле всей жизни человека, что, в свою очередь, ближе, на наш взгляд, к смыслу жизни. Также важной нам кажется идея о необходимости создания концепции жизни субъекта. Хотелось бы обратить особое внимание на слово «концепция». Возможно, из всех рассмотренных здесь вариантов понимания смысла жизни такой является наиболее точным. Утвердиться в этом положении нам позволяет работа С. Франка «Смысл жизни», в которой автор пишет, что «смысл жизни осмысливает человеческие дела, может вдохновлять человека на истинно великие дела, но никакое дело не может осмыслить само по себе человеческой жизни»16. В этой мысли очень точно отражены отношения между действиями человека, его жизнью и смыслом: дело или поступок как самостоятельные составляющие нашей жизнедеятельности не способны задать и придать смысл ни сами себе, ни жизни в целом, и лишь смысл (замысел) помогает человеку выйти в иную - надситу-ативную - плоскость - плоскость жизни. И тогда вслед за С.Л. Рубинштейном можно сказать, что «человек сам относится к миру и сам определяет это свое отношение».

Такой взгляд позволяет охарактеризовать смысл жизни как концепт, определяющий трактовку человеком его взаимоотно-

Анализ содержания категории смысла жизни...

шений с миром, его поступков, событий его жизни; делающий жизнь не только целенаправленной, поведение и сознание не устремленными на какой-то результат, но дающий возможность понять и принять, что каждая мельчайшая деталь в жизни не случайна, но необходима, что без нее жизнь каждого человека была бы другой, понимание того, что, что бы ни происходило -это единственно возможный для каждого вариант жизни. В таком контексте мы можем говорить об уникальном для каждого человека смысле жизни.

Таким образом, можно сформулировать предварительное определение интересующего нас понятия. Смысл жизни - это уникальный для каждого человека концепт его собственной жизни, определяющий ее восприятие и понимание и позволяющий отнестись к своей судьбе как единственно для себя возможной.

Характеристики цели жизни и смысла жизни

Приведенные выше определения позволяют выделить несколько общих характеристик для понятия цели, которые, по нашему мнению, являются и характеристиками цели жизни.

1. Цель - есть результат, образ или модель, отсроченные в будущее и, таким образом, заданные нам из будущего. Такой задан-ностью цель детерминирует направленность в будущее и нашего сознания и поведения, т. е. задает им определенный вектор, а тем самым добавляет им динамики.

2. Динамичность целей проявляется и в том, что они на определенное время могут становиться ведущими мотивами, побуждающими субъекта к проявлению активности.

3. Важным здесь является и то, что цели порождаются самим субъектом, иными словами, он свободен в выборе наиболее желательных для себя целей.

4. Еще одной особенностью цели является то, что, как результат или образ результата действия, она реально достижима. Доступность, часто в практическом плане, обеспечивает человеку чувство уверенности в реальности, ее надежности и подвластности человеку, а его действиям сообщает характер завершенности. Возможно, здесь кроется одна из причин подмены в обыденном сознании людей понятий цели и смысла жизни: жизнь удобнее и психологически безопаснее воспринимать как последовательность достижимых целей, чем посредством ее осмысления.

Т.М. Жильцова

Прежде чем перейти к характеристикам смысла жизни, рассмотрим кратко, каковы представления психологической науки о категории смысла. В отечественной психологии большое внимание проблеме смысла уделяли Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и другие авторы. Проблема смысла возникает в работах этих авторов в контексте необходимости разводить значение и смысл слова. Под значением принято понимать объективно сложившуюся в процессе истории систему связей, которые стоят за словом: «значение есть устойчивая система обобщений, стоящая за словом, одинаковая для всех людей (выделено автором. -Т. Ж.), причем эта система может иметь разную глубину, разную обобщенность, разную широту охвата обозначаемых им предметов, но она обязательно сохраняет неизменное "ядро" - определенный набор связей»17. Под смыслом же понимается «индивидуальное значение слова, выделенное из этой объективной системы связей; оно состоит из тех связей, <...> которые имеют отношение к данному моменту и к данной ситуации <...> «смысл» - это привнесение субъективных аспектов значения соответственно данному моменту и ситуации (курсив мой. - Т. Ж.)»18. При этом «референтное значение» является основным элементом языка, а «социально-коммуникативное значение» или «смысл» является основной единицей коммуникации и связан с конкретной аффективной ситуацией использования слова субъектом. «За словом всегда стоит многомерная система связей. Эти связи разнообразны <...>. В норме преобладающую роль играют смысловые связи (ситуационные или понятийные), которые меняются в зависимости от поставленной перед испытуемым задачи... (курсив мой. - Т. Ж.)»19. В своей работе «Мышление и речь» Л.С. Выготский отмечает, что смысловая система представляет собой единство аффективных и интеллектуальных процессов.

Таково понимание проблемы значения и смысла в работах Л.С. Выготского, которое разрабатывалось дальше А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным.

А.Н. Леонтьев предлагает иную трактовку проблемы. В значениях представлена свернутая «идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой»20. В процессе развития ребенок осваивает сначала предметно отнесенные значения, которые, интериоризируясь, образуют, в свою очередь, отвлеченные значения. Их «движение» в системе индивидуального сознания и составляет умственную деятельность. Это обстоятельство, по мне-

Анализ содержания категории смысла жизни..

нию А.Н. Леонтьева, ставит нас перед необходимостью различать «сознаваемое объективное значение и его значение для субъекта». Для обозначения последнего А.Н. Леонтьев вводит понятие личностного смысла. Личностный смысл возникает благодаря воздействию на человека мотивов, которые «как бы "оценивают" жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах, придают им личностный смысл...»21. Далее А.Н. Леонтьев отмечает, что значения, функционируя в системе индивидуального сознания, «реализуют не самих себя, а движение воплощающего в них себя личностного смысла - этого для-себя-бытия конкретного субъекта (курсив мой. - Т. Ж.)»22.

Описанные концепции категории смысла позволяют нам увидеть, что одним из условий его существования является уникальность. Но если А.Н. Леонтьев говорит об уникальном - индивидуальном - сознании, о конкретном «для-себя-бытии», то Л.С. Выготский говорит о конкретности ситуации, об особенности задачи, возникающей перед субъектом. Кроме того, смысл, по мнению А.Н. Леонтьева, возникает при воздействии на человека мотивов, по мнению же Л.С. Выготского - афффективно-волевой сферы.

Определив содержание категорий отдельно смысла и смысла жизни, поговорим теперь о специфике характеристик последнего.

Первую характеристику обозначим как трансцендентность смысла жизни. Ряд авторов (И. Ялом, В. Франкл, Р. Мэй, С.Л. Рубинштейн и др.) отмечают, что смысл жизни трансцендентен. И. Ялом утверждает, что осмысленность жизни связана с трансцендентными ценностями, которые выходят за пределы собственного Я. С.Л. Рубинштейн в книге «Человек и мир» несколько раз обращает внимание читателя на необходимость человека выходить за границы собственного Я и собственной жизни: «Смысл жизни каждого человека определяется только в соотношении содержания всей его жизни в отношении с другими людьми. Сама по себе жизнь вообще такого смысла не имеет»23. Далее он пишет, что философское осмысление жизни связано с появлением рефлексии, которая выводит человека мысленно за пределы жизни, человек как бы занимает позицию вне ее. В. Франкл объясняет трансцендентность направленностью «человеческого бытия всегда вовне на нечто, что не является им самим, на что-то или на кого-то: на смысл, который необходимо осуществить, или на другого человека, к которому мы тянемся с любовью»24. Р. Мэй утверждает способность человека выходить за пределы наличной ситуации неотъемлемой частью сознавания себя, своего Я: «очевидно ведь, что простое осознание

Т.М. Жильцова

себя отдельным индивидом в мире предполагает способность дистанцироваться и со стороны взглянуть на себя и на сложившуюся ситуацию, дабы оценить ее и действовать, выбирая среди бесконечного многообразия возможностей»25.

Трансцендентность смысла жизни определяется, таким образом, во-первых, обращенностью человека на другого, особым к нему отношением. С.Л. Рубинштейн пишет, что людям свойственно относиться друг к другу как к маскам, «как олицетворенным носителям функций», такое отношение неверно, и лишь его преодоление позволяет отнестись к человеку, воспринять его во всей полноте человеческого бытия: «Показать человеку все богатство его жизни - этим больше всего можно его укрепить и ему душевно помочь жить полной жизнью в данных условиях»26. Во-вторых, способностью и готовностью человека преодолевать собственные пределы и пределы наличной ситуации. В-третьих, наличием у человека определенной позиции по отношению к жизни, смерти, а через это - к вечности. Эту позицию очень четко выразил С. Франк: «Моя жизнь может быть осмыслена, если она обладает вечностью»27.

Следующей характеристикой смысла жизни является религиозность. Этой позиции придерживаются И. Ялом, отмечая, что осмысленность жизни положительно связана с глубинными религиозными убеждениями, В. Франкл, указывая, что мы несем ответственность за реализацию смысла жизни не только перед совестью, которая, по его мнению, является проводником к смыслу, но и перед еще одной инстанцией, имеющей облик Личности. «Более того, -пишет В. Франкл, - это своеобразная сверхличность (выделено автором. - Т. Ж.)», и имя ее - Бог: «за человеческим сверх-Я стоит Божественное "Ты"»28, а наша совесть есть, по мнению В. Франкла, трансцендированное «Ты». В пользу религиозности смысла жизни высказываются и отечественные философы и психологи. Так, например, С. Франк называет два условия, необходимых для того, чтобы жизнь имела смысл: «существование Бога и наша собственная причастность Ему». Религиозность смысла жизни может быть представлена не только верой в Бога. Б.С. Братусь, выделяя в смысловой сфере человека несколько уровней, отмечает, что высший из них связан с религией, даже если она является атеистической: на этом уровне «определяются субъективные отношения человека с беспредельным, устанавливается его личная религия, то есть отношения к конечным вопросам и смыслам жизни. Эта религия может быть даже атеистической, исключающей Бога, но она всегда продукт некой веры...»29.

Анализ содержания категории смысла жизни..

Третья характеристика смысла жизни связана с категорией времени, и связь эта двояка. С одной стороны, мы сталкиваемся с фактом собственной смерти, придающим нашей жизни свойство временности и конечности. Учитывая его, «мы не имеем права упускать ни единой из возможностей, сумма которых в результате и делает нашу жизнь действительно полной смысла»30. Интересны также мысли С.Л. Рубинштейна об отношении к смерти: «Мое отношение к собственной смерти определяется двумя обстоятельствами: во-первых, тем, насколько завершенной, а не оборванной будет к моменту наступления смерти моя жизнь, насколько хоть в какой-то мере будет закончен ее замысел <...> а во-вторых, в какой мере я не покинул, не бросил, не оставил на произвол судьбы тех людей, которым я нужен»31.

С другой стороны, мы сталкиваемся с необходимостью находить смысл в каждой конкретной ситуации. Смысл этот не только и, возможно, не столько отнесен в будущее или прошлое, но должен присутствовать и в настоящем человека. Особенно очевидно это следует из работ психологов экзистенциального направления (В. Франкл, Р. Мэй, И. Ялом). Таким образом, проблема смысла жизни может стать актуальной для человека в любых, по крайней мере взрослых, возрастах. Тогда мы можем говорить о своеобразной "всевременности" смысла жизни. В своем пределе свойство всевременности смысла жизни обладает, на наш взгляд, и собственной трансцендентностью: оно позволяет человеку определенным образом отнестись не только к своему субъективному прошлому, настоящему и будущему, но и к смерти, к конечности и бесконечности.

Следующая характеристика смысла жизни делает его уникальным для каждого человека. С.Л. Рубинштейн отмечает, что на протяжении жизни человек оказывается в специфических исторических условиях и жизненных обстоятельствах, их сочетание определяет поиск и порождение субъектом собственных смыслов, что, в свою очередь, определяет их уникальность. В таком контексте смысл жизни является одновременно объективно и субъективно заданным, что, по мнению В. Франкла, помещает человека в своеобразное «поле напряжения», возникающее между бытием и смыслом, «я есмь» и «я должен», реальностью и идеалом. В. Франкл пишет, что сама жизнь задает вопросы людям: «требование ситуации адресовано самой личности, а не исходит от нее»32. От человека же зависит то, какие именно вопросы он видит и что именно он «считывает» с канвы событий своей жизни. Путь поиска смысла во

Т.М. Жильцова

многом определяется совестью человека. Выше мы отмечали, что именно ее - совесть - В. Франкл рассматривает как проводник к смыслу жизни, объясняя свою позицию тем, что совести открыто «то, что еще не существует, а лишь должно существовать»33. Мы можем сказать, что совесть создает своеобразную зону ближайшего развития человека на пути обретения им смысла своей жизни.

Обнаружение смысла жизни не является, однако, единственной задачей человека: смысл жизни должен быть реализован. Это непрерывный процесс, основной движущей силой которого является описанное выше поле напряжения, в котором оказывается человек в процессе бытия: «быть человеком означает быть обращенным к смыслу, требующему осуществления <...> Это значит жить в поле напряжения, возникающего между полюсами реальности и идеалов...»34. Необходимость осуществления обретенного смысла сопровождает человека на протяжении всей его жизни, в противном случае возникает ощущение смыслоутраты, бессмысленности собственного бытия, субъективно жизнь воспринимается остановившейся. Поэтому мы можем выделить еще одну характеристику смысла жизни - его процессуальность, - которая выражается в необходимости постоянного движения человека по пути осуществления смысла своей жизни.

Итак, подводя итоги этой части анализа, обозначим еще раз главные характеристики смысла жизни:

- трансцендентность;

- религиозность;

- всевременность;

- уникальность;

- процессуальность.

Функции смысла жизни

Последнее, что хотелось бы осветить в статье - это функции смысла жизни. Понять их отчетливее позволит, на наш взгляд, сравнение с функциями цели жизни. Цель жизни, будучи образом желаемой действительности, играет мотивирующую, побуждающую роль в деятельности человека. Кроме того, она позволяет человеку скорректировать в случае необходимости свое движение в направлении достижения, позволяет критично отнестись к так называемому индивидуальному стилю жизни. Фундаментальная функция смысла жизни как концепта жизни состоит в утвержде-

Анализ содержания категории смысла жизни...

нии бытия человека, в утверждении самой необходимости жить и выживать в любых обстоятельствах. Смысл жизни позволяет человеку осмыслить историю своей личности, принять уникальность своей судьбы, а также заставляет человека быть в постоянном движении на пути реализации смысла собственной жизни. Осмысленная жизнь - это всегда жизнь, полная активного отношения к миру, активного с ним взаимодействия, причем активность может осуществляться не только в видимом, практическом плане, но и в ментальном - в активной жизнеутверждающей позиции по отношению к миру. Жизнь без целей будет пуста, жизнь без смысла станет невозможной.

Таким образом, проведенный анализ позволил нам обозначить существенные различия понятий цели и смысла жизни. В первом приближении мы постарались уточнить специфику категории смысла жизни и пришли к нескольким значимым выводам. Смысл жизни - категория, определяющая сложную психологическую реальность. Эта реальность тесным образом связана со способностью человека к самотрансцендированию и установлению своих личных отношений с Богом. Осмысление жизни провоцирует человека на постоянный поиск и осуществление единственно верного и уникального для каждого человека смысла. Функции же смысла жизни - правильное понимание личной истории и принятие человеком своей судьбы, направление всей его активности на осуществление «концепции» своей жизни - помогают ему ответственно отнестись к своим решениям и поступкам и максимально полно прожить временной отрезок длиною в жизнь.

Примечания

1 Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

2 Меренков В.И. Детерминация судьбы человека его смыслом жизни в современной ситуации // Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XI симпозиума / Под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромова М., 2006. С. 21.

3 Мэй Р. Открытие бытия: очерки экзистенциальной психологии. М.: Ин-т общегуманитар. исслед., 2004. С. 5.

4 Там же. 224 с.

5 Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.: Юристъ, 1995. С. 38.

6 Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипирован-ности от «внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 2. С. 15.

Т.М. Жильцова

7 Бодалев А.А. Учиться властвовать собой // Психологические проблемы смысла жизни и акме... С. 16.

8 Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак; ОЛМА-Пресс, 2003. 666 с.

9 Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. М.: Политиздат, 1975. С. 374.

10 Некрасова Н.А., Некрасов С.И., Садикова О.Г. Тематический философский словарь. М.: МГУ (МИИТ), 2008. 164 с.

11 Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1997. С. 250.

12 Карпинский К.В. Человек как субъект жизни. Гродно: ГрГУ, 2002. 280 с.

13 Рубинштейн СЛ. Человек и мир. М.: Наука, 1997. 191 с.

14 Там же. С. 80.

15 Там же. Франк С. Смысл жизни. М.: АСТ, 2004. С. 34. Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов н/Д: Феникс, 1998. С. 60. Там же. Там же. С. 139.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2004. С. 110.

21 Там же. С. 116.

22 Там же. С. 118.

23 Рубинштейн СЛ. Указ. соч. С. 77.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24 Франкл В. Указ. соч. С. 29.

25 Мэй Р. Указ. соч. С. 170.

26 Рубинштейн СЛ. Указ. соч. С. 78. Франк С. Указ. соч. С. 50. Франкл В. Указ. соч. С. 126.

Цит. по: Леонтьев Д.А. Психология смысла. С. 101. Франкл В. Указ. соч. С. 192. Рубинштейн С.Л. Указ. соч. С. 82. Франкл В. Указ. соч. С. 190.

33 Там же. С. 97.

34 Там же. С. 285.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.