Научная статья на тему 'Анализ содержания категории «Резерв качества»'

Анализ содержания категории «Резерв качества» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / РЕЗЕРВ КАЧЕСТВА / КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЗЕРВОВ КАЧЕСТВА / ПОИСК И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕЗЕРВОВ КАЧЕСТВА / ФОРМИРОВАНИЕ РЕЗЕРВОВ КАЧЕСТВА / ПЛАНИРОВАНИЕ РЕЗЕРВОВ КАЧЕСТВА / РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗЕРВОВ КАЧЕСТВА / QUALITY / THE RESERVE OF QUALITY / THE CLASSIFICATION OF THE RESERVES OF QUALITY / SEARCH AND RESERVE FORECASTING QUALITY / FORMATION OF RESERVES OF QUALITY / PLANNING OF THE RESERVES OF QUALITY / THE REALIZATION OF THE RESERVES OF QUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Золенко Галина Владимировна

В статье подчеркивается важность работы приоритетного направления деятельности любого предприятия – совершенствования качества выпускаемой продукции, а следовательно, и постоянного поиска резервов, обеспечивающих требуемое качество товаров. Констатируется, что в настоящий момент в экономической теории не существует единого определения термина «резерв качества». Тем самым обосновывается целесообразность введения данного понятия. Предлагается по возможности максимально упрощать результаты научных теоретических изысканий для наилучшего применения их на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CATEGORY "RESERVE OF QUALITY"

Article is devoted to the importance of improving the quality of products as priority of the work for any company and, therefore, a constant search for reserves to ensure the required quality of the goods. It is stated that at the moment in the economic theory there is no single definition of the term "reserve quality". Thus, the expediency of introducing the concept. It is suggested to simplify the theoretical results of scientific research to achieve the best use of them in practice.

Текст научной работы на тему «Анализ содержания категории «Резерв качества»»

УДК 658.5:338.24

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ КАТЕГОРИИ «РЕЗЕРВ КАЧЕСТВА»

Г. В. Золенко

ANALYSIS OF CATEGORY "RESERVE OF QUALITY"

G. V. Zolenko

Аннотация. В статье подчеркивается важность работы приоритетного направления деятельности любого предприятия - совершенствования качества выпускаемой продукции, а следовательно, и постоянного поиска резервов, обеспечивающих требуемое качество товаров. Констатируется, что в настоящий момент в экономической теории не существует единого определения термина «резерв качества». Тем самым обосновывается целесообразность введения данного понятия. Предлагается по возможности максимально упрощать результаты научных теоретических изысканий для наилучшего применения их на практике.

Ключевые слова: качество, резерв качества, классификация резервов качества, поиск и прогнозирование резервов качества, формирование резервов качества, планирование резервов качества, реализация резервов качества.

Abstract. Article is devoted to the importance of improving the quality of products as priority of the work for any company and, therefore, a constant search for reserves to ensure the required quality of the goods. It is stated that at the moment in the economic theory there is no single definition of the term "reserve quality". Thus, the expediency of introducing the concept. It is suggested to simplify the theoretical results of scientific research to achieve the best use of them in practice.

Key words: quality, the reserve of quality, the classification of the reserves of quality, search and reserve forecasting quality, formation of reserves of quality, planning of the reserves of quality, the realization of the reserves of quality.

Для обеспечения эффективного функционирования предприятия необходимо производить продукцию, удовлетворяющую потребителя, запросы которого постоянно возрастают, требуя повышения качества. Таковы объективные законы развития. Обеспечить же желаемое качество можно только при условии, что работа над этими проблемами для предприятия является систематической и самой приоритетной. Поэтому главнейшей задачей менеджмента качества любого предприятия является выявление и реализация резервов качества. Эту задачу ставит потребитель современного рынка, управляемого законами непрерывного развития и обострения конкурентной борьбы. И чтобы ее решить, менеджменту качества необходим действенный инструментарий: реальная методология, базирующаяся на стройной и доступной для понимания теории о резервах качества. На наш взгляд, на сегодняшний день такой теории, по сути, нет. Есть множество исследований в этой области, но они настолько разрозненны и не ориентированы на обычного менеджера по качеству, что не могут стать направляющим инструментом в его деятельности. И это одна из главных причин, порождающих проблемы формальной и неэффективной деятельности менеджмента качества большинства отече-

ственных предприятий, особенно промышленных как наиболее структурно сложных. Безусловно, если наука о качестве создана ради потребителя, то наука о резервах качества существует ради удовлетворяющего его потребности производителя.

Однако на сегодняшний день, на наш взгляд, наука о резервах качества, как и два десятилетия назад, находится лишь в зачаточном состоянии. По-прежнему нет единого определения категории «резерв качества», нет и единой классификации резервов качества. А ведь это основополагающие понятия, фундамент, без которого невозможно дальнейшее строительство науки. И в этом одна из главных причин столь медленного ее развития. По этой же причине научные исследования разрозненны, не поняты и не востребованы теми, кому они предназначены, т.е. менеджменту качества предприятий. Считаем, что науку о резервах качества нужно всемерно и активно развивать, сориентировав ее на производителя.

С целью совершенствования и развития теории о резервах качества и усиления ее связи с реальным производственным сектором необходимо устранение вышеперечисленных недостатков. Для этого, на наш взгляд, необходимо следующее:

1) принять единую концепцию проведения научных изысканий о резервах качества;

2) ввести единое понятие термина «резерв качества»;

3) принять единую классификацию резервов качества;

4) исходя из принципов единой концепции научных изысканий, единого понятия резерва качества и единой классификации резервов качества провести методологические изыскания поиска, планирования, формирования и реализации резервов качества на предприятии.

Относительно единой концепции предлагается применять следующие принципы при проведении научных изысканий:

1) использовать единые термин и классификацию резервов качества;

2) предмет и объект исследования взаимоувязывать со всеми процессами предприятия с целью достижения объективности результатов;

3) по возможности максимально упрощать результаты изысканий для достижения наилучшего их применения на предприятиях;

4) по результатам изысканий сформулировать конкретные рекомендации по практической реализации их на предприятии.

Принятие единой концепции приведет к более активному использованию менеджментом качества предприятий новейших научных разработок и позволит практически реализовать простую программу действий менеджмента качества предприятия, понятную простому менеджеру. Схематично алгоритм такой программы представлен на рис. 1.

В основе данного алгоритма находятся формирование и последующая реализация резервов качества. Осуществляется это с помощью методологической базы менеджмента системы качества предприятия, разработанной на основе новейших достижений науки, и с помощью методов поиска, прогнозирования и планирования резервов качества предприятия. Здесь следует отметить, что формирование резерва качества собственно и есть принятие решения об его использовании или неиспользовании.

Рис. 1. Последовательность действий менеджмента качества предприятия

В экономической литературе представлены различные формулировки определения «резерв». Так, С. А. Бороненкова, Ю. Г. Бондарь понимают под резервами неиспользованные и постоянно возникающие возможности роста и совершенствования производства, улучшения его конечных результатов [1]. Ю. П. Маркин определяет, что резервы производства - это неиспользованные возможности увеличения выпуска продукции при минимальных затратах за счет наиболее полного использования ресурсов и сокращения прямых потерь в процессе производства [2]. А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфулин считают, что «резервы - это неиспользованные возможности снижения текущих и авансируемых затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов при данном уровне развития производительных сил и производственных отношений» [3]. Б. Л. Бенцман говорит о резервах как о разнице между возможным уровнем достижения цели производства и фактически достигнутым [4].

По вопросу о введении понятия термина «резерв качества» предлагается принять, наконец, единое определение этой основополагающей категории. Правильным считаем самый простой вариант: резерв качества - это возможность улучшения качества. Конкретизировать и усложнять это определение, на наш взгляд, нецелесообразно по следующей причине. Категории «качество» аналогична категория «резерв качества» - это объемное, комплексное понятие, охватывающее все сферы деятельности производителя - не только внутренние, но и внешние, проникающее при этом и в потребителя, и в поставщика, и в науку, и во все сопутствующие и окружающие процессы. Иными словами, резервы качества для предприятия - это возможность улучшения качества не только производимой продукции, но и происходящих процессов внутри и вне предприятия, а значит, и жизнедеятельности сотрудников и окружающей среды. К примеру, возможность уменьшения вредных выбросов в атмосферу - это тоже резерв качества. Если он и не влияет непосредственно на улучшение качества производимой продукции, то улучшает окружающую среду, в которой живут люди, в том числе сотрудники предприятия и потре-

бители. Даже такой простой пример показывает, насколько сложным является понятие резерва качества.

При научном исследовании какого-либо явления, материального или нематериального, как правило, сначала подробно изучаются все составляющие его признаки и свойства. И только после этого возможно объективное исследование процессов и механизмов, влияющих на данное явление. Считаем, что такой общепринятый подход необходимо применить и к изучению резервов качества. Только тогда можно глубоко понять сущность и содержание этой категории, процессов и механизмов, влияющих на нее.

Из известного принципа «нет предела совершенству» вытекает, что число путей улучшения качества, а значит и резервов качества, также неиссякаемо. Но у всех них одна сущность - улучшение качества. И поэтому они наполнены одним содержанием - одинаковым набором признаков, в который входят причина возникновения, время и место проявления, длительность существования, потенциал, интенсивность, емкость, эффективность и др. По этим признакам распознается данная категория в общей среде явлений и процессов. Но в то же время каждый резерв качества индивидуален, отличается от другого параметрами этих признаков, т.е. свойствами. Именно свойства и есть отличительные черты каждого резерва. В этом сущность и содержание резервов качества. Подробное изучение признаков и свойств понятия «резерв качества», на наш взгляд, поставит на научную основу исследования этой категории и позволит применить к ней современные технологии, например компьютерное программирование.

Так как категория «резерв качества» нематериальна, то для человека, а значит и для менеджера, любой резерв качества возникает от начала его восприятия и существует до его окончания, т.е. от момента его обнаружения до момента реализации его потенциала либо до момента потери интереса к нему. В течение периода существования резерва качества менеджер изучает его и при наличии условий использует его потенциал. В этом и состоит сущность работы менеджера с резервами качества.

Таким образом, вся основная работа менеджмента качества предприятия заключается в поиске, изучении и реализации резервов качества (рис. 2).

Рис. 2. Влияние менеджмента качества предприятия на резервы качества

Для создания конкурентоспособной продукции отечественным предприятиям необходима эффективная деятельность менеджмента качества, который сегодня крайне нуждается в направляющем влиянии науки - стройной, понятной и реально обращенной лицом к нему. Однако пока современная наука о менеджменте качества находится на стадии становления и имеет множество «белых пятен», для удаления некоторых из них в области теории о резервах качества, на наш взгляд, необходимо проведение следующих мероприятий.

1. Принять единую концепцию для научных изысканий о резервах качества, предполагающую усиление ориентации на практическую применимость и доступность.

2. Ввести единое понятие термина «резерв качества».

3. Принять единую классификацию резервов качества.

4. Ввести термины «используемый резерв качества», «неиспользуемый резерв качества», «оперативный резерв качества» и «стратегический резерв качества».

5. Системно и целенаправленно провести методологические разработки общих методов оценки резервов качества по всем без исключения направлениям (поиску, мониторингу, прогнозированию, формированию, классификации, эффективности, времени реализации и т.д.) и по группам предприятий.

По нашему убеждению, проведение этих первоочередных мероприятий систематизирует теорию о резервах качества, придаст ей стройность, объективность и обеспечит доступность ее при практическом применении для менеджмента качества предприятий. Результаты исследования содержания категории «резерв качества», а также приведенные выше схемы будут использованы автором в дальнейших исследованиях при разработке механизма воздействия на резервы качества и функциональной структуры менеджмента качества предприятия.

Список литературы

1. Бороненкова, С. А. Экономический анализ - основа поиска резервов : учеб. для вузов / С. А. Бороненкова, Ю. Г. Бондарь. - М. : Финансы и статистика, 1988. - 91 с.

2. Маркин, Ю. П. Анализ внутрипроизводственных резервов : учеб. для вузов / Ю. П. Маркин. - М. : Финансы и статистика, 1991. - 160 с.

3. Шеремет, А. Д. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности промышленного предприятия (объединения) : учеб. для вузов / А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфулин. - М. : Экономика, 1980. - 232 с.

4. Бенцман, Б. Л. Резервы, качество, эффективность : учеб. пособие для вузов / Б. Л. Бенцман, В. М. Ларин, И. М. Герман. - Саратов : Приволжское книжное издание, 1973. - 180 с.

Золенко Галина Владимировна аспирант,

кафедра менеджмента,

Саратовский государственный

социально-экономический институт

Российского экономического

университета

им. Г. В. Плеханова

E-mail: zolenko7galina@mail.ru

Zolenko Galina Vladimirovna postgraduate student, sub-department of management, Saratov State Social and Economic Institute of Russian Economic University named after G. V. Plekhanov

УДК 658.5:338.24 Золенко, Г. В.

Анализ содержания категории «резерв качества» / Г. В. Золенко // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 4 (8). - С. 42-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.