Оригинальная статья / Original article УДК 69.003
DOI: http://dx.doi.org/10.21285/2227-2917-2020-3-350-357
Анализ собираемости взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов
© А.Ю. Апрелкова, Т.В. Добышева
Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Россия
Резюме: Цель - анализ формирования денежных начислений - взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов и оценка собираемости взносов на территории субъектов Российской Федерации. Работа содержит общие положения о капитальном ремонте общего имущества многоквартирных домов с опорой на Жилищный кодекс РФ, а также появление понятия «взнос» на ремонт общего имущества при переходе жилищного фонда в собственность граждан путем внесения изменений в Жилищное законодательство РФ в 2012 г. Размеры взносов на ремонт многоквартирных домов устанавливаются регионами самостоятельно с опорой на достаточность и доступность собираемых денежных средств. При этом увеличение взносов в субъектах РФ объясняется инфляцией и повышением НДС. Представлен анализ собираемости взносов на капитальный ремонт общего имущества жилого фонда с 2014 по 2019 гг. как по России в целом, так и по Иркутской области. Согласно данным анализа, заметен явный рост собираемости взносов, указывающий на качественную работу региональных систем и повышение доверия граждан. При этом достаточно небольшой остается доля включения многоквартирных домов в соответствующие региональные программы, что свидетельствует о проблемах с очередностью включения данных домов в программы и недостаточностью денежных средств на счетах домов. Анализ формирования взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов позволил определить, что важную роль в достаточности взносов играет размер денежных средств, взимаемых с граждан и прозрачность схемы организации и проведения капитального ремонта.
Ключевые слова: фонд капитального ремонта, общее имущество, региональный оператор, многоквартирный дом, взносы, тарифы
Информация о статье: Дата поступления 03 июня 2020 г.; дата принятия к печати 07 июля 2020 г.; дата онлайн-размещения 30 сентября 2020 г.
Для цитирования: Апрелкова А.Ю., Добышева Т.В. Анализ собираемости взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов. Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2020. Т. 10. № 3. С. 350-357. https://doi.org/10.21285/2227-2917-2020-3-350-357
Analysis of the collection rate of contributions for capital repairs of the common
property of apartment buildings
Abstract: This article aims to analyse the formation of monetary accruals from contributions for capital repairs of the common property of apartment buildings and to assess the collection of contributions in the subjects of the Russian Federation. The work presents general provisions on capital repairs of the common property of apartment buildings based on the Housing Code of the Russian Federation, as well as considers the emergence of the concept of "contribution" for the repair of the common property in the Housing Code of the Russian Federation in 2012. The amount of contributions for the repair of apartment buildings is established by the governments of Russian regions based on the sufficiency and availability of funds collected. At the same time, the noted increase in such contributions in the regions of the Russian Federation is associated with price inflation and the VAT increase. The article presents an analysis of the collection rate of contributions for capital repairs of the common property of the hous-
Alexandra Y. Aprelkova, Tatyana V. Dobysheva
Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russia
ISSN 2227-2917
(print) ISSN 2500-154X (online)
Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate
Том 10 № 3 2020
с. 350-357 Vol. 10 No. 3 2020 pp. 350-357
ing stock from 2014 to 2019, both in Russia as a whole and in the Irkutsk Region. According to the analysis, the collection of contributions during this period demonstrated an apparent growing trend, thereby indicating the efficiency of regional systems and increasing public confidence. At the same time, the rate of including apartment buildings in regional development programmes remains relatively moderate, which indicates problems with the order of inclusion of these houses in the programmes and insufficient funds in the house accounts. The conducted analysis of the formation of contributions for capital repairs of the common property of apartment buildings showed that the sufficiency of contributions is determined both by their rate for the citizens and the transparency of the whole process of capital repairs.
Keywords: capital repair Fund, common property, regional operator, apartment building, fees, tariffs
Information about the article: Received June 03, 2020; accepted for publication July 07, 2020; available online September 30, 2020.
For citation: Aprelkova AY, Dobysheva TV. Analysis of the collection rate of contributions for capital repairs of the common property of apartment buildings. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitelstvo. Nedvizhimost = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2020;10(3):350-357. https://doi.org/10.21285/2227-2917-2020-3-350-357
Введение
Мероприятия по организации и выполнению работ капитального ремонта общего имущества жилых домов законодательно отнесены к полномочиям субъекта Российской Федерации1.
Проведение капитального ремонта жилищного фонда в настоящий период времени является одной из наиболее актуальных проблем сферы жилищно-коммунального хозяйства, так как со временем увеличивается износ жилого фонда, а люди нуждаются в благоустроенном и безопасном жилье [1, 2].
Капитальный ремонт имущества жилого фонда, как правило, представляет собой замену или восстановление строительных конструкций или элементов этих конструкций,
а также систем инженерно-технического обес-
2
печения .
Взносы на капитальный ремонт
В советское время при планово-распределительной системе хозяйствования понятия «частная собственность» не было как такового. Люди платили за услуги найма жилых помещений (квартир, частных домов), денежные средства на осуществление капитального ремонта домов поступали из бюджета, который был сформирован за счет взносов нанимателей. В период упразднения советской власти происходит преобразование жилищного фонда, который является государственной собственностью, в частную соб-
ственность, и былое ранее финансирование капитального ремонта домов становится недопустимым [3].
В 2012 г. в России происходят изменения в Жилищном законодательстве РФ и вносятся поправки, согласно которым собственники жилых помещений обязаны осуществлять взносы денежных средств на счет, сформированный для ремонта их дома и именуемый специальным счетом. Либо второй вариант - перечислять платежи в общий фонд, именуемый как фонд регионального оператора, который образовывался в том случае, если иного решения владельцами жилых помещений не принято. Однако Жилищный кодекс РФ еще в конце 2012 г. был дополнен разделом IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», согласно которому предусматривается обязательное начисление денежных средств собственниками помещений в многоквартирных домах в фонд капитального ремонта жилых домов. Значение минимального размера таких начислений должно было устанавливаться самостоятельно регионами Российской Федерации. Основой для законодательной базы капитального ремонта помимо закона № 271-ФЗ стали Жилищный кодекс РФ и Градостроительный кодекс РФ, Федеральные законы № 417-ФЗ и № 176-ФЗ2, а также многие другие нормативные документы.
Распоряжением Правительства РФ от 30 апреля 2013 г. № 720-р утвержден план мероприятий по реализации закона № 271-ФЗ, а соответ-
1Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (Принят Государственной Думой 22.12.2004) // Собрание законодательства РФ. N 1 (ч. I). 03.01.2005. ст.14. 2Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения. Утв. приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23.11.88 № 312. М.: Стройиздат, 1991. 64 с.
Том 10 № 3 2020 ISSN 2227-2917
ствующие методические рекомендации введены 10 июля 2013 г. (приказ Минрегиона России от 10 июля 2013 г. № 288 «Об утверждении методических рекомендаций по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт»). Только после введения вышеуказанных документов субъекты РФ имели возможность для принятия необходимых региональных законов. Уже в 2014 г. владельцам жилых помещений впервые начали поступать квитанции для оплаты взноса в фонд капитального ремонта домов3 [4].
Формирование денежных начислений на восстановление жилых домов путем проведения капитального ремонта может осуществляться:
1) на специальном счете;
2) на счете регионального оператора.
При формировании денежных начислений на специальном счете собственники жилых помещений занимаются мероприятиями по организации капитального ремонта их дома самостоятельно, в том числе выбирают подрядную организацию, которая будет осуществлять работы по ремонту дома и заключают с ней договор. Владельцем такового спецсчета, на который поступают денежные взносы, может быть как управляющая организация, так и товарищество собственников жилья (ТСЖ), жилищный кооператив (ЖК), либо
региональный оператор. При данном способе формирования взносов капитальный ремонт жилого фонда осуществляется в сроки, которые устанавливаются согласно региональной программе, либо досрочно, если денежных средств на счете достаточно.
Во втором случае формирование взносов осуществляется на счете регионального оператора, который часто называют «общий котел», при этом так называемый региональный оператор возлагает организацию по проведению ремонта многоквартирного дома в установленные региональной программой сроки на себя. Важно знать, что денежные поступления от собственников жилых помещений одного жилого дома региональный оператор вправе использовать для осуществления финансирования и проведения капитального ремонта другого дома, при этом должно выполняться условие - эти дома формируют денежные взносы на счете одного регионального оператора [5].
Согласно данным субъектов РФ за 2019 г., собственниками наиболее часто сбор средств осуществлялся на счете регионального оператора (85,8%) и на специальных счетах управляющих организаций, ТСЖ, ЖК и регионального оператора (12,8%) (рис. 1).
ЧСчет регионального оператора -(Спецсчет регионального оператора -(Спецсчет управляющей организации МСпецсчет ТСЖ, ЖСК, ЖК -(Способ не определен
Рис. 1. Статистика формирования фондов капитального ремонта за 2019 г. Fig. 1. Statistics of capital repair funds formation for 2019
В связи с тем, что каждый регион РФ имеет право самостоятельно устанавливать размер денежного взноса, денежные начисления на восстановление работоспособности многоквартирных домов могут значительно разниться по стране. Ежегодно начисления на выполнение капитального ремонта имущества возрастают. Рост начисле-ний вызван, прежде
всего, ежегодной индексацией размера взноса в большую сторону [6, 7]. Каждый регион РФ вправе разработать и утвердить свою программу восстановления жилого фонда путем проведения капитального ремонта. Такая программа обычно рассчитывается на 30 лет и должна включать в себя сведения с адресным перечнем жилых домов, подлежащих ремонту, сроки проведения ра-
Букин С.Н. Организационно-экономический механизм формирования и развития системы управления капитальным ремонтом многоквартирных жилых домов: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Пенза, 2014. 26 с.
ISSN 2227-2917
(print) ISSN 2500-154X (online)
Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate
Том 10 № 3 2020
с. 350-357 Vol. 10 No. 3 2020 pp. 350-357
бот, а также виды ремонтных работ [8].
В соответствии с приказом Минстроя России от 7 февраля 2014 г. № 41/пр утверждены методические рекомендации, которые устанавливают субъектам РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных жилых домах.
На основании данных рекомендаций минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в жилых домах рекомендуется устанавливать согласно следующим принципам:
1) определение минимального размера платежей согласно оценке общей потребности денежных средств, необходимых на выполнение работ по восстановлению работоспособного состояния жилого фонда;
2) доступность данного размера взноса для собственников жилых помещений с учетом всех необходимых расходов по оплате содержания жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг;
3) достаточность денежных средств, определяемая с учетом мероприятий финансовой поддержки, планируемых за счет средств федерального бюджета, а также местных бюджетов в соответствии со статьей 191 Жилищного Кодекса РФ с целью осуществления региональной программы капитального ремонта общего имущества граждан.
Начисления платежей на капитальный ремонт жилого фонда в России в 2019 г. и в целом увеличились на 6-10% в зависимости от региона. Согласно данным, полученным от Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, за 2019 г. средний минимальный взнос за капитальный ремонт в России увеличился на 10,4% и составил 8,49 руб. за 1 м2. Такой рост взносов на капитальный ремонт обусловлен несколькими причинами:
1) инфляцией;
2) повышением налога на добавленную стоимость - НДС (с 18 до 20%).
При этом согласно статистическим данным по Иркутской области, минимальный размер денежных начислений на капитальный ремонт не изменился.
Так, минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах с 2014 г. сохранился на 2020 г. согласно постановлению Правительства Иркутской области от 27 ноября 2019 г. № 1007-пп «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Иркутской области, на 2020 год». Но при этом были зафиксированы случаи добровольного увеличения тарифов собственниками жилых помещений. При повышении НДС автоматически увеличиваются затраты, связанные с приобретением строительных материалов и оплатой строительно-монтажных работ [9, 10].
В настоящее время в региональные программы по восстановлению общего имущества жилого фонда по всей России включено более 700 тыс. жилых домов, общей площадью 2,5 млн м2. При этом, согласно статистическим данным, на начало 2020 г. план по количеству многоквартирных домов, нуждающихся в проведении капитального ремонта, выполнен на 82,4%, причем на восстановление жилого фонда общей площадью 159 802,81 тыс. м2 затрачено 192 257,63 млн руб.
В 2019 г. работы по капитальному ремонту выполнены в 37,5 тыс. многоквартирных домах на общую сумму 146 000 млн руб., что является на 18% больше чем в 2018 г. (рис. 2). Наибольшее выполнение работ, согласно статистике по объемам выполненных работ, наблюдается в Москве, Воронежской, Сахалинской, Омской областях, Красноярском крае, Ханты-Мансийском автономном округе [11].
60 000 50 000 40 000 30 000 20 000 10 000
57 388
I 47 305
Год 2019
Запланировано, Выполнено, мкд
мкд
Рис. 2. Степень выполнения капитального ремонта в многоквартирных домах за 2019 г. в России Fig. 2. The degree of completion of major repairs of apartment buildings in 2019 in Russia
Том 10 № 3 2020 ISSN 2227-2917
Собираемость взносов
Также при восстановлении работоспособности жилищного фонда играет важную роль собираемость платежей - взносов на выполнение работ по восстановлению жилого фонда, формирующих необходимую сумму для организации работ. Собираемость взносов - это степень сбора взносов или количество начислений от граждан на капитальный ремонт общего имущества того или иного дома относительно количества взносов, необходимых на осуществление данного ремонта [12-14].
В настоящее время доля собираемости денежных взносов граждан на капитальный ремонт достигла 94%, что свидетельствует о превышении аналогичного показателя прошлого года. В 12 регионах РФ - Владимирской, Липецкой, Белгородской, Калужской, Курской, Вологодской, Саратовской, Пензен-
ской, Самарской областях, в республиках Адыгея, Башкортостан и в Ямало-Ненецком автономном округе - уровень собираемости взносов составил 100%. Также в 41 регионе собираемость взносов превысила среднероссийский показатель. Собираемость платежей на капитальный ремонт в России по итогам 2019 г. составила 94%.
Этот показатель демонстрирует высокий уровень доверия собственников жилого фонда к региональным программам по восстановлению общего имущества жилого фонда, который должен быть оправдан качественной работой региональных систем (рис. 3).
При этом отмечаются регионы, существенно отстающие по таким показателям, как темпы проведения капитального ремонта, уровень собираемости взносов, эффективность планирования и использования средств.
Рис. 3. Уровень плановой и фактической собираемости средств собственников в России с 2014 по 2019 гг. Fig. 3. The level of planned and actual collection of owners' funds in Russia from 2014 to 2019
К ним относятся: Ивановская, Саратовская, Нижегородская, Астраханская области, Красноярский край, а также Республика Северная Осетия-Алания. Следовательно, этим субъектам нужно обратить внимание на оптимизацию работы в данном направлении.
Согласно анализу собираемости взносов по Иркутской области за 2019 г. (рис. 4), в 2019 г. собираемость взносов составила 81,3% от запланированной суммы, а с 2014 г. по 2019 г. выросла в среднем на 88,5%, что характеризует положительную динамику увеличения собираемости взносов.
Также известно, что доля включения жилых домов в региональные программы по проведению капремонта составляет всего 23,1%, остальные 76,9% - остаются не включенными в данные программы4.
Данная ситуация объясняется очередностью включения многоквартирных домов в программу, изученностью работоспособности и технического состояния домов, а также достаточностью денежных средств на сформированном счете для осуществления мероприятий по капитальному ремонту5.
4Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.fkr38.ru (15.08.2020)
5Об утверждении методических рекомендаций установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме: приказ от 04.08.2014 № 427/пр. Нормирование в строительстве и ЖКХ. N 4. 2014 г. 15. Ценообразование и сметное нормирование в строительстве. N 10. Октябрь, 2014 г.
Том 10 № 3 2020
Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 350-357 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 10 No. 3 2020 _pp. 350-357_
ISSN 2227-2917 (print)
354 ISSN 2500-154X (online)
Рис. 4. Уровень плановой и фактической собираемости средств собственников в Иркутской области с 2014 по 2019 гг. Fig. 4. The level of planned and actual collection of owners' funds in Irkutsk region from 2014 to 2019
Исходя из некоторых критериев, установленных согласно закону субъекта РФ и поделенных по муниципальным образованиям, определяется очередность проведения капитального ремонта в многоквартирных домах6.
К тому же в первую очередь капитальному ремонту подлежат те многоквартирные жилые дома, в которых не было подобного ремонта в период от даты приватизации первого жилого помещения этого дома до утверждения соответствующей региональной программы.
Выводы
Собираемость взносов на осуществление мероприятий капитального ремонта с целью восстановления жилого фонда напрямую влияет на очередность включения многоквартирных домов в краткосрочный
план. Так как при ремонте домов с одинаковым годом постройки и равной степенью физического износа в первую очередь приоритет отдается многоквартирному дому, собираемость взносов в котором выше.
Также количество домов, включаемых в план капитального ремонта, зависит не только от уровня собираемости взносов, но и от размера взноса. Иными словами, чем меньше накоплено денежных средств, тем меньше домов будет отремонтировано.
Чем прозрачнее и понятнее будет представлена схема организации и проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, тем выше и активнее будет собираемость денежных средств собственниками жилых помещений, следовательно, тем быстрее произойдет восстановление жилищного фонда.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Генцлер И.В. Основные проблемы капитального ремонта многоквартирных домов и пути их решения // Аналитический вестник. 2014. № 15 (533). С. 27-31.
2. Дружникова Е.П., Самхарадзе А.К. Система капитального ремонта в сфере ЖКХ: недостатки и способы оптимизации // Приволжский научный вестник. 2015. № 7 (47). С. 72-81.
3. Леонова Л.Б. Сфера жилищно-коммунального хозяйства как важнейший индикатор изменения качества жизни населения // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 11 (55). С. 304-320. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-11-25
4. West G. A Guide to Major House Repairs.
Ramsbury, Wiltshire: The Crowood Press Ltd., 2012. 192 р.
5. Ковалёва О.А., Сотникова Ю.В. Государственные органы, осуществляющие жилищные программы // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее: сб. ст. VII Междунар. науч.-практ. конф. (9 января 2017 г., г. Пенза.). Пенза: Наука и просвещение, 2017. С. 132-139.
6. Ишков А.Д. Строительная отрасль России в показателях Росстата: 2003-2015 годы [Электронный ресурс] // Интеграция, партнерство и инновации в строительной науке и образовании: сборник материалов Международной научной конференции (16-17 ноября 2016 г., г. Москва). М.: Изд-во МГСУ, 2017. С. 534-536.
6Контроль за процессом капитального ремонта общего имущества: права и возможности граждан-собственников: практ. пособие. М., 2016. 50 с.
Том 10 № 3 2020 ISSN 2227-2917
с. 350-357 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость (print) Vol. 10 No. 3 2020 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate ISSN 2500-154X pp. 350-357_(online)
URL: http://mgsu.ru/resources/izdatelskayadeyat elnost/izdaniya/izdaniya-otkr-dostupa/
7. Ямщикова И.В., Боброва Е.Ю. Теоретические основы управления муниципальной собственностью // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2016. № 2 (17). С. 112-119.
https://doi.org/10.21285/2227-2917-2016-2-112-119
8. Гассуль В.А. Управление капитальным ремонтом многоквартирного дома в системе ЖКХ. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. 154 с.
9. Canada Mortgage and Housing Corporation. Operations Manual for Owners and Managers of Multi-Unit Residential Buildings. Community Investment Corporation; 2016. 59 p.
10. Real Estate Property Management. 5th ed. First Tuesday, 2013. 609 p.
11. Горбачевская Е.Ю. К вопросу о развитии жилищно-коммунальной системы РФ // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2015. № 1 (12). С. 17-21.
12. Гареев И.Ф. О необходимости формирования жилищной стратегии в Российской Федерации // Жилищные стратегии. 2015. Т. 2. № 1. С. 7-18. https://doi.org/10.18334/zhs.2.1.234
13. Bribian I.Z., Uson A.A., Scarpellini S. Life cycle assessment in buildings: State-of-the-art and simplified LCA methodology as a complement for building certification // Building and Environment. 2009. Vol. 44. Issue 12. P. 2510-2520. https://doi.org/10.1016/j.buildenv.2009.05.001
14. Ramesh T., Prakash R., Shukla K.K. Life cycle energy analysis of buildings: An overview // Energy and Buildings. 2010. Vol. 42. Issue 10. P. 15921600. https://doi.org/10.1016/j.enbuild.2010.05.007
REFERENCES
1. Genzler IV. Main problems of capital repairs of apartment buildings and ways to solve them. Analiticheskii vestnik. 2014;15:27-31. (In Russ.)
2. Druzhnikova EP., Samkharadze AK. System of capital repair in the sphere of hcs: its drawback and ways of optimization. Privolzhskii nauchnyi vestnik = The Privolzhsky scientific journal. 2015;7:72-81. (In Russ.)
3. Leonova LB. Sphere of housing and communal services as the most important indicator of changes in the quality of life of the population. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem. 2015;11:304-320. (In Russ.) https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-11-25
4. West G. A Guide to Major House Repairs. Ramsbury, Wiltshire: The Crowood Press Ltd.; 2012.192 p.
5. Kovaleva OA, Sotnikova YuV. State bodies implementing housing programs. Nauka i obra-zovanie: sokhranyaya proshloe, sozdaem bu-dushchee: sbornik statei VII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoi konferencii = Science and education: preserving the past, creating the future: collection of articles of VII International scientific-practical conferences. 9 January 2017, Penza. Penza: Nauka i Prosveshchenie; 2017. p. 132-139. (In Russ.)
6. Ishkov aD. Russian construction industry in terms of Rosstat: 2003-2015. Integratsiya, part-nerstvo i innovatsii v stroitel'noi nauke i obra-zovanii. Sbornik materialov mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii = Integration, partnership and innovations in construction science and education. A collection of materials of the international scientific conference. 16-17 November 2016, Moscow. Moscow: Moscow state University of civil engineering, 2017. p. 534-536. (In Russ.)
7. Yamshchikova IV, Bobrova EYu. Theoretical outlines of municipal property management. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitelstvo. Nedvizhimost = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2016;2:112-119. (In Russ.) https://doi.org/10.21285/2227-2917-2016-2-112-119
8. Gassull VA. Management of major repairs of apartment buildings in the housing sector. Rostov na Donu: Feniks; 2013. 154 p. (In Russ.)
9. Canada Mortgage and Housing Corporation. Operations Manual for Owners and Managers of Multi-Unit Residential Buildings. Community Investment Corporation, 2016. 59 p.
10. Real Estate Property Management. 5th ed. First Tuesday, 2013. 609 p.
11. Gorbachevskaya EYu. To the question of the development of the housing and public system in russian federation. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitelstvo. Nedvizhimost = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2015;1:17-21. (In Russ.)
12. Gareev IF. On the necessity of forming housing strategies in the Russian Federation. Zhilishchnye strategii = Russian journal of housing research. 2015;2(1):7-18. https://doi.org/10.18334/zhs.2.1.234 (In Russ.)
13. Bribian IZ, Uson AA, Scarpellini S. Life cycle assessment in buildings: State-of-the-art and simplified LCA methodology as a complement for building certification. Building and Environment. 2009;44(12):2510-2520. https://doi.org/10.1016/j.buildenv.2009.05.001
14. Ramesh T, Prakash R, Shukla KK. Life cycle energy analysis of buildings: An overview. Energy and Buildings. 2010;42(10): 1592-1600. https://doi.org/10.1016Zj.enbuild.2010.05.007
ISSN 2227-2917 Том 10 № 3 2020 осе (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 350-357 356 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 10 No. 3 2020 _(online)_pp. 350-357
Критерии авторства
Апрелкова А.Ю., Добышева Т.В. имеют равные авторские права и несут ответственность за плагиат.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Сведения об авторах
Апрелкова Александра Юрьевна,
главный специалист управления ЖКХ, Комитет по управлению Свердловским округом администрации г. Иркутска, 664005, г. Иркутск, ул. Терешковой, 24, Россия,
e-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6735-5306
Добышева Татьяна Васильевна,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры экспертизы и управления
недвижимостью,
Иркутский национальный исследовательский
технический университет,
664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83,
Россия,
Se-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9964-8963
Contribution
Aprelkova A.Y. Dobysheva T.V. have equal author's rights and bears the responsibility for plagiarism.
Conflict of interests
The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.
The final manuscript has been read and approved by all the co-authors.
Information about the authors
Alexandra Y. Aprelkova,
Chief Specialist of Housing and Communal Services,
Committee for Management of the Sverdlovsk District of the Irkutsk city Administration, 24 Tereshkova St., Irkutsk 664005, Russia, e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6735-5306
Tatyana V. Dobysheva,
Cand. Sci. (Econ.),
Associate Professor of the Department of Real Estate Expertise and Management, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk 664074, Russia, He-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9964-8963
Том 10 № 3 2020 ISSN 2227-2917