Научная статья на тему 'Анализ смет Военного министерства Российской Империи как материала для изучения подготовки русской армии к Первой мировой войне'

Анализ смет Военного министерства Российской Империи как материала для изучения подготовки русской армии к Первой мировой войне Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
74
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарный вестник
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / АРМИЯ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ АРМИИ / СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА / СМЕТЫ / ВОЕННОЕ МИНИСТЕРСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дубровин Михаил Геннадьевич

Представлен анализ смет Военного министерства Российской Империи XIX начала XX в., включающих в себя финансовые и статистические материалы. Рассмотрено содержание смет ряда Главных управлений Военного министерства и определено значение смет как исторического источника, раскрывающего процесс финансирования армии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysing expenditures of the Ministry of War of the Russian Empire considered as material for studying the preparation of the Russian Army for the World War I

We present an analysis of the Ministry of War of the Russian Empire expenditures dating back to the 19th early 20th centuries, which include financial and statistical data. We study the contents of expenditures for several Main Directorates of the Ministry of War and determine the importance of these expenditures considered as a historical source revealing the army funding process.

Текст научной работы на тему «Анализ смет Военного министерства Российской Империи как материала для изучения подготовки русской армии к Первой мировой войне»

УДК 930.2

DOI 10.18698/2306-8477-2016-10-3 93

Анализ смет Военного министерства Российской Империи как материала для изучения подготовки русской армии к Первой мировой войне

© М.Г. Дубровин

Государственный академический университет гуманитарных наук, Москва, 119049, Россия

Представлен анализ смет Военного министерства Российской Империи XIX — начала XX в., включающих в себя финансовые и статистические материалы. Рассмотрено содержание смет ряда Главных управлений Военного министерства и определено значение смет как исторического источника, раскрывающего процесс финансирования армии.

Ключевые слова: Российская Империя, Первая мировая война, армия, реорганизация армии, сухопутные войска, сметы, военное министерство.

Тема военных преобразований в России в период между Русско-японской и Первой мировой войнами поднималась во многих исторических исследованиях. Круг проблем, рассмотренных в этих работах, весьма многогранен: от исследований, касающихся стратегического планирования и организации управления войсками, до посвященных изучению реорганизации материальной части армии. Например, работы Е.З. Барсукова [1, 2] посвящены подготовке к войне в артиллерийском отношении, а в трудах А.М. Зайончковского [3, 4] главным образом представлена разработка планов военных действий. А.Л. Сидоров изучал вопросы денежного обеспечения армии и флота [5]. К.Ф. Шацилло подробно рассматривал влияние Русско-японской войны на состояние отечественных армии и флота, проведение послевоенных реформ, подготовку России к Первой мировой войне [6].

Сметы Военного министерства Российской Империи либо не затрагивались в исследованиях вовсе, либо были приведены лишь частично, как вспомогательный материал. Между тем этот источник предоставляет исследователю большой и уникальный по содержанию материал, раскрывающий многочисленные аспекты финансирования реорганизации русской армии накануне Первой мировой войны.

Итак, сметы Военного министерства — это обширный корпус финансовых документов, относящихся к периоду с середины XIX в. до 1918 г. Из года в год сметная документация формировалась в рамках деятельности нескольких Главных управлений Военного министерства, которые выполняли функции по контролю над отдельными

сферами его деятельности. Во главе каждого Управления стоял начальник, подчинявшийся непосредственно военному министру.

Для изучения реорганизации русской армии перед Первой мировой войной имеют значение лишь сметы тех Управлений, в которых представлен наибольший объем расходов, направленных на мероприятия по укреплению обороноспособности государства. В связи с этим исследователя могут заинтересовать сметы Главного штаба (ГШ) и Главного управления Генерального штаба (ГУГШ), Главного артиллерийского управления (ГАУ), Главного интендантского управления (ГИнтУ), Главного управления по Квартирному довольствию войск (ГУКваДоВ) и Главного инженерного управления (ГИУ). Сметы же Военно-санитарного управления, Военно-судного управления и Управления военно-учебных заведений в наименьшей степени содержат предметы расходов, касающиеся реорганизации сухопутных войск России.

Структура смет, идентичная для всех Главных управлений, включает в себя структурные элементы, рассмотренные ниже.

В начале — список условных обозначений (включая список сокращений, встречающихся в смете), список условных кредитов (т. е. расходов, по которым объем финансирования из года в год оставался неизменным) и общий перечень расходов, представленных во всех параграфах сметы на текущий год.

После этих небольших разделов представлена «Объяснительная записка к смете». Она является важной частью документа, поскольку в ней приведен сравнительный анализ доходов и расходов Главного управления, по которому составлялась смета. В Объяснительной записке (далее — Записка) суммы, рассчитанные на текущий год, сравниваются с суммами, предоставленными в предыдущем году. Также в Записке указывают причины изменения (увеличения или уменьшения) финансирования по различным статьям и изменения состава смет, например, включение или исключение параграфов, а также их перенос в другие сметы.

После «Объяснительной записки» следует раздел «Доходы и расходы». Доходы не столь интересны для изучения вопроса реорганизации армии, в связи с чем обратим внимание на расходы. Этот раздел состоит из параграфов и статей, содержание которых связано с тем, в рамках какого Главного управления формировалась смета.

Перед всеми параграфами и статьями «Расходов» расположен обобщенный «Перечень главных статей», где приведены суммы, необходимые Министерству в текущем сметном году для обеспечения различных нужд. Затем следует раздел, в котором представлены основания для предоставления средств по указанным предметам расходов. Под основаниями имеются в виду ссылки на приказы по Военному министерству, согласно которым было разрешено предоставле-

ние денежных средств на тот или иной предмет расхода. Помимо названных разделов, после самих смет практически во всех документах идет раздел с приложениями. В них более детально, чем в самих сметах, показано распределение финансовых потоков в рамках той или иной статьи, а также могут быть подробнее представлены отдельные предметы расходов.

Особенности сметной документации влияют на принцип работы с этим источником. Смета представляет собой лишь финансовый план, а не отчет о потраченных средствах (хотя подобная информация в сметах есть, она не имеет первостепенного значения). Для установления точных размеров сумм, которые были предоставлены Военному министерству, нужно сравнить два последовательных сметных периода. Таким образом, принцип работы со сметным материалом следующий: финансовые предположения, указанные в смете текущего года, необходимо сопоставлять с той суммой средств, которая указана в смете следующего года (т. е. представляет собой уже свершившийся факт).

Для разъяснения этой схемы рассмотрим такой пример. Чтобы узнать точную сумму средств, затраченных на какой-либо «предмет расхода» в 1912 г., мы должны обратиться к смете на 1913 г., где и приведена сумма, отпущенная на этот «предмет расхода». Руководствуясь данным принципом работы со сметными источниками, можно установить размеры средств, ассигнованных по каждому предмету расхода, касающемуся реорганизации сухопутной армии.

Следует уточнить, что при изучении смет Военного министерства можно пропустить следующие разделы, характерные для смет всех Главных управлений: «Общие расходы по военному управлению» — раздел, включающий содержание центральных учреждений, расходы на администрацию, разные расходы по управлению (в некоторых сметах этот раздел содержит статьи расходов, направленные на финансирование военных преобразований, но их не очень много); «Просвещение, наука и искусство» — состоит из расходов на военные училища, выплаты стипендий и премий учащимся, платы преподавателям, оплату заграничных командировок; «Расходы по пенсионному обеспечению служащих» — всевозможные пенсии и пенсионные пособия служащим и их семьям; «Общие и специальные расходы по Гражданскому управлению». Данные разделы не содержат достаточно большого объема расходов на реорганизационные вопросы.

Информацию из этих разделов можно привлечь лишь частично, для того чтобы при вычислениях видеть общий объем средств, отпускавшихся Военному министерству.

Теперь обратимся к сметам Главных управлений Военного министерства и рассмотрим, какую именно информацию о военных преобразованиях в России накануне Первой мировой войны они содержат.

В сметах ГШ практически нет статей, касающихся финансирования реорганизации вооруженных сил, а главным образом представлены расходы на содержание центральных и местных подведомственных учреждений, военную администрацию, печатные и сопутствующие им работы, пособия офицерам и их семьям, пенсии и т. п. [7, с. 37]. К вопросу реорганизации армии можно отнести кредиты, отпускавшиеся на постройку казарм в Европейской России, на Кавказе и в Туркестане [8, с. 35], и частично расходы на военно-конскую повинность [9, с. 36].

Средства, исчислявшиеся на производство военно-конской переписи, расходовали на снабжение военно-конских участков разнообразными принадлежностями и обеспечение управлений уездных воинских начальников щипцами и пломбировочным материалом для комиссий, принимающих лошадей при мобилизации и проводящих военно-повозочную перепись. Более того, вели перепись голов не только лошадей, но также волов, буйволов и верблюдов. Таким образом, данная статья включала учет всех вьючных и ездовых животных во всех областях Российской Империи (кроме Варшавского генерал-губернаторства и Финляндии).

В связи с реорганизацией центральных управлений Военного министерства (по Высочайшему повелению от 14 марта 1909 г.) [8, с. 1] указанные выше статьи расходов были изъяты из сметы ГШ и перенесены в смету ГУГШ. В 1909 г. они назывались «Военно-конская повинность», а в 1910 г. — «Расходы, касающиеся постройки казарменных помещений». Поэтому в подробном изучении смет Главного штаба не видится необходимости.

В 1909-1914 гг. в номенклатуре смет ГУГШ произошло множество количественных и качественных изменений. Большая часть параграфов, переносившихся из других смет или сформированных вновь, добавляла в смету все больше позиций, относящихся к вопросу реорганизации армии. Также в сметах ГУГШ практически нет приложений, что не дает возможности более детально рассмотреть интересующие нас предметы расходов.

Кроме ассигнований на строительство казарм и военно-конскую повинность, уже упомянутых в контексте смет ГШ, в сметы ГУГШ была добавлена информация, касающаяся перевозки войск и грузов (прежде соответствующие статьи относились к смете ГИнтУ). Например, расходы на содержание и эксплуатацию Хабаровского военного полевого парового пути, военной железной дороги Ковель — Владимир-Волынский и другие не столь существенны. Значительным изменением в 1913 г. стало исключение из состава смет ГУГШ параграфов «Необоронительные сооружения» и «Приобретение земельных участков для лагерей, полигонов и стрельбищ» из-за образования нового Главного управления «по квартирному довольствию

войск, на основании утвержденного 23 июля 1912 г. положения Военного Совета» [10, с. 7].

В контексте военных реформ интересны параграфы смет ГУГШ, связанные с расходами на «учрежденную при Главном управлении Генерального штаба... воздухоплавательную часть» [11, с. 7], войсковые автомобили и развитие автомобилизма в России. Согласно информации из смет, на развитие автомобилизма в 1911 г. Российскому автомобильному обществу было единовременно выплачено 5 000 руб., в том числе для создания русского автомобильного корпуса добровольцев [12, с. 42].

По состоянию на 1910 г. в смету ГУГШ входили кредиты, связанные с эксплуатацией и приобретением [13, с. 22] войсковых и крепостных автомобилей. Также в смету был включен единовременный расход по снабжению войск автомобилями. По этой статье, которая была только в смете на 1910 г., ГУГШ были ассигнованы денежные средства на приобретение 16 грузовых автомобилей (152 000 руб.) и двух санитарных автомобилей (22 400 руб.) с запчастями [13, с. 25]. После 1910 г. позиция, касающаяся закупки автомобилей, была удалена из сметы как единовременная, и более в ее состав не включалась. В статье остались лишь расходы на содержание и эксплуатацию автотранспорта, в связи с чем резко снизился объем средств, отпускавшихся на этот предмет. Без учета упомянутых расходов на закупку автомобилей, по данной статье было отпущено всего 14 400 руб. Однако стоит отметить, что впоследствии ассигнования на их эксплуатацию и содержание стали постепенно расти. В 1911 г. они выросли до 24 000 руб., в 1912 г. — до 93 000 руб., а в 1913 г. — до 238 470 руб. В 1914 г. статья была изъята из сметы ГУГШ и перенесена в номенклатуру сметы ГВТУ [14, с. 63].

Нельзя с точностью сказать, что стало причиной столь быстрого восстановления финансирования «автомобильного вопроса», поскольку исчисления все так же проводились по статье «на содержание и эксплуатацию», а указаний на закупку новых автомобилей в смете не появилось. Можно предположить, что такое увеличение отпускавшихся средств связано с расходами на пополнение военных автомобильных парков, вопрос о котором поднимал военный министр В.А. Сухомлинов [15, л. 24].

К сожалению, в смете ГУГШ не так много комментариев относительно предметов расхода, и более подробной информации по упомянутым статьям в ней не представлено.

Сметы ГИнтУ — самые объемные из всех смет Главных управлений Военного министерства. В разное время они включали в себя от 21 до 27 параграфов.

В рамках затрат на оборону государства, согласно этим сметам, наиболее значительные денежные средства были выделены на со-

держание и довольствие войск (обмундирование, снаряжение, продовольствие, фураж и денежные выплаты войскам). Сюда не входили издержки на приобретение оружия, патронов, инженерного и медицинского имущества. Кроме того, в составе смет ГИнтУ находились статьи расходов на содержание больных, перевозку войск и грузов, командировки, почтово-телеграфные издержки, прием новобранцев, расходы на обучение войск грамотности и проведение учебных сборов [16, с. 1].

Основная особенность смет ГИУ в том, что среди других смет Военного министерства они были самыми ясными по форме отчетности, в связи с чем с ними гораздо удобнее работать, чем с другими сметами.

Главным образом, ассигнования, представленные в смете ГИУ, связаны с приобретением и ремонтом инженерных принадлежностей, специальным обучением саперных, понтонных, телеграфных, воздухоплавательных войск [17, с. 105], оборонительными и необоронительными работами и сооружениями. Основная составляющая инженерных смет — расходы на закупку, ремонт и содержание инженерного имущества, в том числе на его заготовление для пехоты, кавалерии, артиллерии, воздухоплавательных войск (авиации) и крепостей.

Немаловажен тот факт, что по количеству ежегодно отпускавшихся денежных средств параграфы, посвященные строительным и ремонтным работам, занимают в сметах ГИУ первое место, причем наибольший объем средств выделялся по параграфу «Расходы на необоронительные сооружения». В 1914 г. по всем его статьям было исчислено 12 350 000 руб. [14, с. 11]. К сожалению, этот параграф содержит лишь цифровые данные, сопровождающие их комментарии носят слишком общий характер, например, «необоронительные работы по крепостям» и «работы по зданиям вне крепостей» [17, с. 121].

Первая смета ГУКваДоВ появилась в 1913 г., позже смет других Управлений. В ее состав включен ряд статей с предметами расходов, ранее исчислявшихся по сметам ГУГШ, ГИУ и ГИнтУ [18, с. 3].

Помимо тех параграфов, которые были перенесены из других смет, в сметах ГУКваДоВ находятся два основных раздела: «Расходы на размещение войск» (оплата проживания, отопления, освещения, водоснабжения, уборки зданий) и «Расходы на необоронительные сооружения». Последний включает в себя немаловажную статью — «Новые постройки, капитальные перестройки и приобретение недвижимого имущества». По этой статье министерству ассигновались средства на строительные работы в Европейской России, Сибири, Туркестане и на Кавказе. Статья невелика, но к ней относится объемное 121-страничное приложение [18, с. 125-246]. Оно самое крупное среди приложений других смет Военного министерства, в нем до-

вольно подробно описываются работы по возведению необоронительных сооружений, проводившиеся во всех военных округах государства. В рамках каждого округа строительные работы распределялись в смете по отдельным населенным пунктам, и уже в них указывались конкретные задачи, вариативность которых была столь же велика, сколь и данное приложение к смете, например, возведение каменных и деревянных казарм, бараков; постройка лазаретов и клиник; строительство войсковых храмов; постройка конюшен и помещений для автомобилей; постройка цейхгаузов, каменных и деревянных складов и сараев; работы по устройству водопроводов и канализаций; строительство мостовых, дорог, железных дорог и многое другое.

Большая часть расходов, касающихся реорганизации русской сухопутной армии, заключена в сметах ГАУ. Они содержат информацию, связанную с изготовлением огнестрельного, холодного оружия и перевооружением артиллерийских частей войск. Это и есть основная составляющая в процессе модернизации материальной части вооруженных сил страны.

В сметах ГАУ упомянутые выше предметы расхода входят в состав многих статей, в числе которых расходы на изготовление стрелкового (трехлинейных винтовок и револьверов) и холодного вооружения (шашек, пик, кинжалов), артиллерийских орудий и отдельных запасных деталей к ним. Производство боеприпасов (для практической стрельбы и в запас) также относится к отдельным статьям, а подробности, касающиеся типа боеприпасов (фугасные бомбы, шрапнель, гранаты) или калибра, представлены в приложениях.

Стоит заметить, что в таком важном документе, как сметы ГАУ, многое оказалось неясным. Например, сведения о пулеметах не только рассеяны по разным статьям (информация о них входит в статью «Изготовление ручного огнестрельного оружия...» [19, с. 57] и раздел «Расходы на вооружение крепостей») [20, с. 1], но и весьма неполны. В одном месте сообщается о приобретении запасных частей к пулеметам или о приобретении имущества пулеметных команд, в другом — о расходах «на содержание в исправности материального имущества. пулеметных команд» [21, с. 51]. К сожалению, вся эта информация представлена в сметах без указания точного объема закупаемой продукции.

Схожие проблемы встречаются в данной смете и относительно другого огнестрельного оружия. Так, параграф сметы ГАУ, по которому отпускались средства «На дополнительные расходы по снабжению артиллерийских парков» (547 000 руб.), вовсе не содержит уточняющей информации. В параграфе же «Изготовление артиллерии, оружия и предметов артиллерийского снабжения» за 1909 г. точно

указано количество денежных средств, необходимое для закупки 6- и 24-дюймовых гаубиц (с материальной частью), а также отмечено, сколько требуется денег для изготовления переносных железных дорог определенной протяженности. Но в том же параграфе за 1911 г. описание расходов на приобретение пушек или строительство железных дорог отсутствует. Из всей конкретной информации в параграфе есть лишь сумма, относящаяся к заготовлению запасных частей для пулеметов, при том что размеры ассигнований по данному параграфу выросли за два года почти в 2 раза.

Также обращает на себя внимание статья «Дополнительное оборудование батареи» [19, с. 94, 95]. В ней описаны расходы на проведение строительных работ и на техническое оборудование батареи и поля Главного артиллерийского полигона. При этом не уточняется, на какие именно «строительные работы» и на какое именно «техническое оборудование» отпускались средства, а также в каком объеме должны были проводиться работы. Возможно, что запрошенная сумма (а она составляла 560 000 руб.) могла существенно превышать необходимую или же, наоборот, была недостаточной для проведения работ и закупки оборудования. К сожалению, статьи, в которых отсутствуют четкость и конкретика в описании предметов расхода, не единичны и наблюдаются в сметах других главных управлений.

Итак, в сметах Военного министерства содержится большой объем информации, которая может быть использована при изучении вопросов, связанных с преобразованиями в русской армии накануне Первой мировой войны. При этом в сметах имеется неожиданное и немаловажное свойство, которое затрудняет анализ материала: в них много обобщений и мало конкретики, особенно когда речь идет об изучении разделов, связанных с реорганизацией армии.

Можно предположить, что одной из причин такого состояния смет стал человеческий фактор. Подобные недоработки при составлении смет могли иметь место из-за недостаточной аккуратности лиц, ответственных за их составление.

На первый взгляд, сметная документация должна предоставлять исчерпывающую информацию о финансировании вооруженных сил. Но из-за недостаточно определенной и ясной формы отчетности по каждому предмету расхода, входящему в состав сметы, а также из-за того, что в номенклатуре смет из года в год регулярно происходили изменения, их структура теряет четкость и сопоставление находящейся в них информации является затруднительным. Наглядным примером может послужить цитата из сметы ГВТУ: «К отпуску на оборонительные работы в крепостях» [14, с. 87]. Таким коротким предложением в сметах объяснялась необходимость в ежегодном ассигновании денежных средств на проведение строительных работ в

крепостных сооружениях. Более никаких комментариев за ней не следовало.

Принимая во внимание все сказанное выше, можно прийти к выводу, что сметы, с одной стороны, представляют интерес для исследователя и являются важным источником по изучению финансовой стороны военных преобразований в России накануне Первой мировой войны. С другой — информация в сметах не всегда полная, что может потребовать привлечения дополнительных материалов для ее уточнения. Вместе с тем, сметы Военного министерства Российской Империи содержат ценную историческую информацию, которая позволяет составить представление о финансировании армии в период реформ 1905-1914 гг.

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, задание № 33.1543.2014/К.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Барсуков Е.З. Артиллерия русской армии (1900-1917 гг.). Москва, 1948, 392 с.

[2] Барсуков Е.З. Подготовка России к мировой войне в артиллерийском отношении. Москва, 1926, 216 с.

[3] Зайончковский А.М. Мировая война 1914-1918 гг. Общий стратегический очерк. Москва, 1924, 457 с.

[4] Зайончковский А.М. Подготовка России к империалистической войне. Очерки военной подготовки и первоначальных планов. Москва, 1926, 452 с.

[5] Сидоров А.Л. Финансовое положение России в годы первой мировой войны. Москва, 1960, 579 с.

[6] Шацилло К.Ф. От Портсмутского мира к Первой мировой войне. Генералы и политика. Москва, 2000, 398 с.

[7] Смета Военного министерства по Главному штабу на 1914 год. Санкт-Петербург, 1913, 129 с.

[8] Смета Военного министерства по Главному штабу на 1910 год. Санкт-Петербург, 1909, 39 с.

[9] Смета Военного министерства по Главному штабу на 1909 год. Санкт-Петербург, 1908, 37 с.

[10] Смета Военного министерства по Главному управлению Генерального Штаба на 1914 год. Санкт-Петербург, 1913, 96 с.

[11] Смета Военного министерства по Главному управлению Генерального Штаба на 1913 год. Санкт-Петербург, 1912, 145 с.

[12] Смета Военного министерства по Главному управлению Генерального Штаба на 1911 год. Санкт-Петербург, 1910, 132 с.

[13] Смета Военного министерства по Главному управлению Генерального Штаба на 1910 год. Санкт-Петербург, 1909, 52 с.

[14] Смета Военного министерства по Главному военно-техническому управлению на 1915 год. Санкт-Петербург, 1914, 93 с.

[15] РГВИА, ф. 2000, оп. 1, д. 170.

[16] Смета Военного министерства по Главному интендантскому управлению на 1912 год. Санкт-Петербург, 1911, 287 с.

[17] Смета Военного министерства по Главному инженерному управлению на 1910 год. Санкт-Петербург, 1909, 125 с.

[18] Смета Военного министерства по Главному управлению по квартирному довольствию войск на 1914 год. Санкт-Петербург, 1913, 254 с.

[19] Смета Военного министерства по Главному артиллерийскому управлению на 1913 год. Санкт-Петербург, 1912, 99 с.

[20] Смета Военного министерства по Главному артиллерийскому управлению на 1912 год. Санкт-Петербург, 1911, 141 с.

[21] Смета Военного министерства по Главному артиллерийскому управлению на 1909 год. Санкт-Петербург, 1908, 131 с.

Статья поступила в редакцию 06.10.2016

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом: Дубровин М.Г. Анализ смет Военного министерства Российской Империи как материала для изучения подготовки русской армии к Первой мировой войне. Гуманитарный вестник, 2016, вып. 10. http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2016-10-393

Дубровин Михаил Геннадьевич — аспирант Государственного академического университета гуманитарных наук. е-шаП: etnograf2@yandex.ru

Analysing expenditures of the Ministry of War of the Russian Empire considered as material for studying the preparation of the Russian Army for the World War I

© M.G. Dubrovin

State Academic University for Humanities, Moscow, 119049, Russia

We present an analysis of the Ministry of War of the Russian Empire expenditures dating back to the 19th — early 20th centuries, which include financial and statistical data. We study the contents of expenditures for several Main Directorates of the Ministry of War and determine the importance of these expenditures considered as a historical source revealing the army funding process.

Keywords: Russian Empire, World War I, army, army reorganisation, ground forces, expenditures, Ministry of War.

REFERENCES

[1] Barsukov E.Z. Artilleriya russkoy armii (1900-1917 gg.) [Artillery of the Russian Army (1900-1917)]. Moscow, 1948, 392 p.

[2] Barsukov E.Z. Podgotovka Rossii k mirovoy voyne v artilleriyskom otnoshenii [Russia's preparation for the World War in terms of artillery]. Moscow, 1926, 216 p.

[3] Zayonchkovskiy A.M. Mirovaya voyna 1914-1918 gg. Obshchiy strategicheskiy ocherk [The 1914-1918 World War. Essay on general strategy]. Moscow, 1924, 457 p.

[4] Zayonchkovskiy A.M. Podgotovka Rossii k imperialisticheskoy voyne. Ocherki voennoy podgotovki i pervonachalnykh planov [Russia's preparation for the Imperialist war. Essays on military preparation and original plans]. Moscow, 1926, 452 p.

[5] Sidorov A.L. Finansovoe polozhenie Rossii v gody pervoy mirovoy voyny [Financial standing of Russia during the First World War]. Moscow, 1960, 579 p.

[6] Shatsillo K.F. Ot Portsmutskogo mira k Pervoy mirovoy voyne. Generaly i politika [From the Treaty of Portsmouth to World War I. Generals and politics]. Moscow, 2000, 398 p.

[7] Smeta Voennogo ministerstva po Glavnomu shtabu na 1914 god [1914 Ministry of War expenditure for the Main Staff]. Saint Petersburg, 1913, 129 p.

[8] Smeta Voennogo ministerstva po Glavnomu shtabu na 1910 god [1910 Ministry of War expenditure for the Main Staff]. Saint Petersburg, 1909, 39 p.

[9] Smeta Voennogo ministerstva po Glavnomu shtabu na 1909 god [1909 Ministry of War expenditure for the Main Staff]. Saint Petersburg, 1908, 37 p.

[10] Smeta Voennogo ministerstva po Glavnomu upravleniyu Generalnogo Shtaba na 1914 god [1914 Ministry of War expenditure for the Main Directorate of the General Staff]. Saint Petersburg, 1913, 96 p.

[11] Smeta Voennogo ministerstva po Glavnomu upravleniyu Generalnogo Shtaba na 1913 god [1913 Ministry of War expenditure for the Main Directorate of the General Staff]. Saint Petersburg, 1912, 145 p.

[12] Smeta Voennogo ministerstva po Glavnomu upravleniyu Generalnogo Shtaba na 1911 god [1911 Ministry of War expenditure for the Main Directorate of the General Staff]. Saint Petersburg, 1910, 132 p.

[13] Smeta Voennogo ministerstva po Glavnomu upravleniyu Generalnogo Shtaba na 1910 god [1910 Ministry of War expenditure for the Main Directorate of the General Staff]. Saint Petersburg, 1909, 52 p.

[14] Smeta Voennogo ministerstva po Glavnomu voenno-tekhnicheskomu upravleniyu na 1915 god [1915 Ministry of War expenditure for the Main Military Technical Directorate]. Saint Petersburg, 1914, 93 p.

[15] Russian State Military History Archive, fund 2000, list of files no. 1, file 170.

[16] Smeta Voennogo ministerstva po Glavnomu intendantskomu upravleniyu na

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1912 god [1912 Ministry of War expenditure for the Main Intendant Directorate]. Saint Petersburg, 1911, 287 p.

[17] Smeta Voennogo ministerstva po Glavnomu inzhenernomu upravleniyu na 1910 god [1910 Ministry of War expenditure for the Main Engineering Directorate]. Saint Petersburg, 1909, 125 p.

[18] Smeta Voennogo ministerstva po Glavnomu upravleniyu po kvartirnomu dovolstviyu voysk na 1914 god [1914 Ministry of War expenditure for the Main Military Housing Allowance Directorate]. Saint Petersburg, 1913, 254 p.

[19] Smeta Voennogo ministerstva po Glavnomu artilleriyskomu upravleniyu na

1913 god [1913 Ministry of War expenditure for the Main Artillery Directorate]. Saint Petersburg, 1912, 99 p.

[20] Smeta Voennogo ministerstva po Glavnomu artilleriyskomu upravleniyu na 1912 god [1912 Ministry of War expenditure for the Main Artillery Directorate]. Saint Petersburg, 1911, 141 p.

[21] Smeta Voennogo ministerstva po Glavnomu artilleriyskomu upravleniyu na 1909god [1909 Ministry of War expenditure for the Main Artillery Directorate]. Saint Petersburg, 1908, 131 p.

Dubrovin M.G., post-graduate student, State Academic University for Humanities. е-mail: etnograf2@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.