Научная статья на тему 'Анализ смертности от дорожно-транспортного происшествия в Казахстане и в других странах мира'

Анализ смертности от дорожно-транспортного происшествия в Казахстане и в других странах мира Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
735
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
околоносовые пазухи / мужчины / женщины / травматизм / возраст / контрольная группа / paranasal sinuses / men / women / injuries / age and the control group

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — А Т. Махмутов, К З. Сакиев, Т С. Сергалиев, Ш Д. Джакетаева, К Т. Абдрахманов

На основе проведенных расчетов был установлен коэффициент потерь лет жизни на каждого погибшего, который составил 24,7 лет (количество потерянных лет жизни всего 623731,8 количество погибших от дорожно-транспортных про-исшествий составил 25215). Таким образом, на основании проведенного исследо-вания можно сделать следующие выводы: средний возраст погибших от транс-портных несчастных случаев у мужчин составил 35 лет, у женщин 38 лет. Наи-большая смертность приходится на трудоспособный возраст 20-49 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of deaths from road traffic accidents in Kazakhstan and in other countries

Due to these measures the coefficient of losing the years of life is equal to 24.7 year, and if it amounts to 62373.8 year among all the years of losing of life, the amount of death because of the road accidents is equal to 25215 people. In conclusion, studying the causes of death due to road-accidents the average age of men is 35, the average age of women is 38. And taking into account the average age of death in both sexes, the majority of deaths falls on the working age 20-49 years old people.

Текст научной работы на тему «Анализ смертности от дорожно-транспортного происшествия в Казахстане и в других странах мира»

ШОЛУ

УДК 610.21

АНАЛИЗ СМЕРТНОСТИ ОТ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ В КАЗАХСТАНЕ И В ДРУГИХ СТРАНАХ МИРА

А.Т. Махмутов, К.З. Сакиев, Т.С. Сергалиев, Ш.Д. Джакетаева, К.Т. Абдрахманов, М.М. Сыздыков, Н.У. Шинтаева, Ж.А. Алданова, А.М. Сергалиев

РГКП «Национальный центр гигиены труда и профессиональных заболеваний»

МЗСР РК, г. Караганда, Карагандинский государственный медицинский университет, г. Караганда

На основе проведенных расчетов был установлен коэффициент потерь лет жизни на каждого погибшего, который составил 24,7 лет (количество потерянных лет жизни всего - 623731,8 количество погибших от дорожно-транспортных происшествий составил 25215). Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы: средний возраст погибших от транспортных несчастных случаев у мужчин составил 35 лет, у женщин 38 лет. Наибольшая смертность приходится на трудоспособный возраст 20-49 лет.

Ключевые слова: околоносовые пазухи, мужчины, женщины, травматизм, возраст, контрольная группа

В структуре зарегистрированной заболеваемости травмы находятся на четвертом месте, среди причин временной нетрудоспособности - на втором, первичной инвалидности на третьем, смертности - на втором месте [1-3].

Современное состояние травматизма характеризуется тремя основными обстоятельствами: резкое увеличение локальных войн и международного терроризма, ростом количества автомобильного транспорта и соответственно дорожно-транспортных происшествий (ДТП), возрастанием экологических и промышленных катастроф. Дорожно-транспортные травмы составляют 35,4% всех видов травм, занимают первое место среди причин смертности от механических повреждений и являются одной из основных причин выхода на инвалидность граждан трудоспособного возраста. [4-8] В мире общее число смертельных случаев, связанных с транспортом, доставляет 1 млн. в год и 12 млн. раненых [9].

Высокий уровень травматизма вследствие дорожно-транспортных происшествий и локальных военных конфликтов, которые объединяет преимущественное поражение опорно-двигательной системы, устойчивая тенденция к увеличению общей численности пострадавших вследствие этих причин требуют прове-

ISSN 1727-9712

Гигиена труда и медицинская экология. №1 (50), 2016

дения на государственном уровне мероприятий по созданию и развитию системы реабилитации данного контингента лиц.

Важное значение имеет также решение проблемы оказания неотложной помощи лицам, пострадавшим в локальных конфликтах, при ДТП, экстренной доставки их к стационарным медицинским учреждениям и обеспечения их комплексной реабилитации [11-15].

Несмотря на некоторые позитивные шаги в этом направлении, следует отметить, что до настоящего времени отсутствует комплексная система реабилитации пострадавших, порядок взаимодействия учреждений различной ведомственной принадлежности, последовательность и преемственность в проведении реабилитационных мероприятий, не определены оптимальные модели реабилитационных учреждений и приоритетные реабилитационные технологии для восстановления здоровья, профессионального и социального статуса данного контингента лиц [12-16].

В глобальном исчислении количество погибших на дорогах человек достигло 1,24 млн. человек в год, эксперты прогнозируют увеличение этого показателя до 3,6 млн. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), существуют все предпосылки к тому, что в развивающихся странах, таких как Казахстан, гибель в ДТП станет пятой по значимости причиной смерти [ 17-22].

В Российской Федерации на дорогах страны ежегодно погибает 42-45 тыс, человек, число раненых составляет более 200 тыс. человек [23].

Из числа раненых вследствие дорожно-транспортных происшествий около 20% становятся инвалидами I и II групп инвалидности, при этом контингент инвалидов с последствиями этих травм ежегодно увеличивается на 12-15 тыс. человек, Государство и общество вследствие этих причин несет большие, а в значительной мере не оправданные и безвозвратные потери трудового потенциала страны [24].

Ведущие международные организации (ООН, ВОЗ, Совет Европы, Европейский Союз), рассматривая вопрос о правах пострадавших пациентов, придают важное значение не только проблеме профилактики травматизма, но и вопросам оказании неотложной медицинской помощи пострадавшим вследствии ДТП и медицинского обеспечения безопасности дорожного движения [25-28].

В последние годы выполнено ряд работ, посвященных профилактике дорожных мототранспортных несчастных случаев в России, динамике инвалидности и медико-социальной экспертизе при последствиях боевых травм опорно-двигательной системы, реабилитации инвалидов вследствие травм нижних конечностей [29-32].

Вместе с тем, отсутствие сведений о контингенте пострадавших вследствие дорожно-транспортных происшествий, отражающих тяжесть, а характер травматических повреждений, социальных потребностях пострадавших, возможностях их комплексной реабилитации с применением современных реабилитационных

ISSN 1727-9712

Гигиена труда и медицинская экология. №1 (50), 2016

технологий делают эту проблему особенно актуальной и социально значимой. Другой не менее важной причиной роста травматизма в нашей стране являются локальные военные конфликты, характеризующиеся массовым применением противопехотных мин.

В результате этого в последнее десятилетие в России существенно увеличился контингент лиц молодого, трудоспособного возраста, подвергшийся воздействию оружия минно-взрывного действия, представленный участниками боевых действий в Афганистане, локальных военных конфликтов в Абхазии, Нагорном Карабахе, Приднестровье, а также военных действий в Чечне [33,34].

Специфической особенностью минно-взрывной травмы является множественность, сочетанность и особая тяжесть поражений различных органов и систем, прежде всего, опорно-двигательного аппарата [35].

Самыми опасными на планете являются дороги небольшой Доминиканской республики, где на 100 тыс. человек приходится 41,7 смерти. В Таиланде этот показатель равняется 38,1, а в Венесуэле - 37,2.

В Казахстане на 100 тыс. человек ежегодно в ДТП погибает 21,9. Это самый высокий показатель среди всех соседей республики: в Китае он равен 20,5, в Кыргызстане - 19,2, в Узбекистане - 11,3, в России - 18,6. В Беларуси на дорогах ежегодно погибает 14,4 человек на 100 тыс. населения, а в Украине - 13,5. Главные причины смертности на дорогах Казахстана - превышение скорости, алкогольное опьянение, езда без шлема на мотоцикле, в чуть меньшей степени, пренебрежение ремнями безопасности [36-38].

Наиболее тяжелые травмы при дорожно-транспортных происшествиях, как правило, сопровождаются множественными переломами не только костей опорно-двигательного аппарата, но и тяжелыми черепно-мозговыми травмами с повреждениями лица [39,40].

Значительная часть травм лица приходится на центральную носоглазнич-ную область и в силу ее тесной топографо-анатомической функциональной взаимосвязи с другими отделами черепа, носит множественный и сочетанный характер [41,42].

Среди пострадавших с травмами лица носоглазной области наиболее часто встречаются лица в возрасте 20-40 лет (93% случаев) (таблица 1).

В зависимости от наличия перелома стенок глазницы и проводимой реконструкции орбиты пострадавшие были условно разделены на 3 основные группы:

1 группа - пострадавшие с переломом медиальной стенки орбиты (латеральной стенки решетчатой пазухи) (24%);

2 группа - пострадавшие с переломом нижней стенки орбиты (верхней стенки верхнечелюстной пазухи (23%);

3 группа - пострадавшие с комбинированным переломами стенок орбит (нижней и медиальной) (29%).

ISSN 1727-9712

Гигиена труда и медицинская экология. №1 (50), 2016

Таблица 1 - Распределение пострадавших с травмами лица по возрасту и полу

Возраст Пол(%) и количество пострадавших(абс) Всего (чел.)

мужской женский

15-20 57 43 14

21-25 70 30 30

26-30 66 34 38

32-35 62 38 29

36-40 68 32 19

41-45 80 20 5

46-50 75 25 4

51 и старше 100 - 1

Итого 140

Кроме того, в зависимости от сочетанного повреждения носа, околоносовых пазух, слезных путей в группе пострадавших с повреждение паранальных си -нусов были выделены подгруппы:

A) повреждение лобных пазух (7%);

Б) Повреждение решетчатой пазухи (13%);

B) Повреждение верхне-челюстной пазухи (18%); Г) Комбинированные повреждения пазух (21%);

Д) Повреждение околоносовых пазухи наружного носа (26%); Е) Повреждение околоносовых пазух и перегородки носа (15%). Пострадавшие с повреждением делятся на три подгруппы:

A) Пострадавшие с повреждение слезных канальцев (35%);

Б) Пострадавшие с разрушением или деформацией слезного мешка (27%);

B) Пострадавшие с комбинированными повреждениями слезоотводящих путей (38%).

Контрольную группу составили 35 пострадавших с травмами носоорби-тальной области. В нее вошли пострадавшие, идентичные основной группе, которые не подвергались хирургическому вмешательству.

При исследовании пострадавших с травматическими повреждениями лица использовался комплекс клинических методик, в частности анамнез пострадавших, рентгенологическое исследование костей черепа, контрастное исследование слезоотводящих путей, определение остроты и поля зрения, экзофтальмометрия, пассивная подвижность глазного яблока и др.

Глобальная автомобилизация, недостаточно безопасные для человека транспортные средства, слаборазвитая дорожная сеть, низкий профессионализм водителей, отсутствие своевременной и полноценной медицинской помощи пострадавшим остро обозначили проблему дорожно-транспортных происшествий.

ISSN 1727-9712

Гигиена труда и медицинская экология. №1 (50), 2016

В последние годы обстановка с обеспечением безопасности дорожного движения в стране обостряется, начиная с 2001г., отмечается рост основных показателей аварийности. Количество дорожно-транспортных происшествий за период 2003-2011 гг. возросло на 18,1% (от 16,7 тыс., в 2003г. до 20,4 тыс. в 2011г.), численность раненных в результате ДТП увеличилась на 24,6% (с 18,3 тыс. чел в 2003г. до 24,3 тыс. чел. в 2011г.), число погибших - на 7,8% (от 3,2 тыс. чел. в 2003г. до 3,5 тыс. чел. в 2011г.). В минувшем году абсолютные значения количества ДТП и число раненых в них людей достигли максимального уровня. Всего в 2011г. зарегистрировано 20,42 тыс. ДТП, в которых погибли 3,5 тыс. человек и получили ранения 24,39 тыс. человек [43].

Количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в Казахстане в 2013 г. увеличилось на 64,9%, сообщает пресс-служба Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК.

«Согласно сведениям банка, данных учета дорожно-транспортных происшествий и лиц, в них пострадавших, за 12 месяцев 2013 г. по республике зарегистрировано 23359 ДТП, против 14168 ДТП, зарегистрированных в 2012г. Таким образом, в истекшем периоде наблюдается увеличение числа зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий на 9191 фактов, или 64,9%», - поясняется в сообщении. Если рассматривать в разрезе каждой области, то наибольшее количество ДТП совершено в Алматы - 6872 (в прошлом году - 2467), Южно-Казахстанской - 3839 (1883), Алматинской - 1872 (1519), Жамбылской - 1627 (874), Восточно-Казахстанской - 1579 (1119) областях.

Статистика также показывает, что большая часть аварий произошла в результате наезда на пешеходов. Чаще всего причинами ДТП становятся превышение скорости и переход пешеходами проезжей части в неустановленном месте.

В результате ДТП погибли более 3 тыс. человек, 29 тыс. - получили различные ранения. При этом большое количество лиц, погибших в ДТП, зарегистрировано в Южно-Казахстанской - 529 (в прошлом году - 538), Алматинской -529 (492), Жамбылской - 312 (295), Карагандинской - 250 (303), Восточно-Казахстанской - 177 (202), Акмолинской - 155 (151) областях и в г. Алматы - 166 (186).

Вышеуказанные факты свидетельствуют о тревожной ситуации по уровню ДТП, что касается каждого, поскольку все граждане в повседневной жизни являются пешеходами, водителями и пассажирами, от которых зависит ситуация на дорогах».

В глобальном исчислении количество погибших на дорогах человек достигло 1,24 млн. человек в год, эксперты прогнозируют увеличение этого показателя до 3,6 млн. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), существуют все предпосылки к тому, что в развивающихся странах, таких как Казахстан, гибель в ДТП станет пятой по значимости причиной смерти.

ISSN 1727-9712

Гигиена труда и медицинская экология. №1 (50), 2016

Самыми опасными на планете являются дороги небольшой Доминиканской республики, где на 100 тыс. человек приходится 41,7 смертей. В Таиланде этот показатель равняется 38,1, а в Венесуэле - 37,2.

В Казахстане на 100 тыс. человек ежегодно в ДТП погибает 21,9. Это самый высокий показатель среди всех соседей республики: в Китае он равен 20,5, в Кыргызстане - 19,2, в Узбекистане - 11,3, в России - 18,6. В Беларуси на дорогах ежегодно погибает 14,4 человек на 100 тыс. населения, а в Украине - 13,5. Главные причины смертности на дорогах Казахстана - превышение скорости, алкогольное опьянение, езда без шлема на мотоцикле, в чуть меньшей степени, пренебрежение ремнями безопасности.

На основе проведенных расчетов был установлен коэффициент потерь лет жизни на каждого погибшего, который составил 24,7 лет (количество потерянных лет жизни всего - 623731,8; количество погибших от дорожно-транспортных происшествии составил 25215) [44]. Таким образом на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы: средний возраст погибших от транспортных несчастных случаев у мужчин составил 35 лет, у женщин 38 лет. Наибольшая смертность приходится на трудоспособный возраст 20-49 лет.

Литература

1. Артмошина М.П. Смертность и летальность при дорожно-транспортном травматизме как самостоятельные понятия и факторы, влияющие на их величину // Медицина катастроф. - 2007. - №3. - С.38-40.

2. Артмошина М.П. Показатели смертности и летальности при дорожно-транспортном травматизме // Бюллетень национального НИИ общественного здоровья. - 2007. - №3. - С.28-30.

3. Бекирова А. Травматизм остается одной из важнейших медико-социальных проблем Казахстана. - Алматы, 2011. URL: http//:i-news kz/2011/01/14/ 39935591-travmatizm ostaeetsea odnoi iz vazneishi. html

4. Закон Республики Казахстан от 4 июля 2008 года 55-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения».

5. Аубакирова А.С. Разработка подходов медико-социальной оценки организационных мер по снижению смертности от дорожно-транспортных происшествий в Республике Казахстан: Дис. ... докт. философии (PhD). - 2014. - 76 с.

6. Актави Х., Тутохил К.К., Андрейко Р.Л. Изменения сердечно-сосудистой системы при ЧМТ // Материалы 4-й научно-практической конференции Центрального военного госпиталя МО ДРА: тез. докл. - Кабул, 2005. - С.51-53.

7. Актуальные проблемы инвалидности в Российской Федерации / под ред. д.м.н., проф. Л.П. Гришиной // ЦБНТИ. - М., 2007.

ISSN 1727-9712

Гигиена труда и медицинская экология. №1 (50), 2016

8. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства / Руководство для врачей. - М.: Медицина, 2004. - 400 с.

9. Алферова Т.С. Теоретические основы развития биосоциальных систем и научное обоснование информационного обеспечения службы реабилитации: Дис. ... докт. мед. наук. - 2011. - 379 с.

10. Алферова Т.С., Потехина О.А. Основы реабилитологии. - Тольятти: Московский институт медико-социальной реабилитологии, 2005. - 147 с.

11. Андреева О.С. Актуальные проблемы инвалидности и пути медико-социальной реабилитации инвалидов в Москве. - М.: ЦИЭТИН, 2007. - 250 с.

12. Арбатская Ю.Д. Руководство по врачебно-трудовой экспертизе / в 2-х т. - М.: Медицина, 2011. - 560 с.

13. Аржанцев П.З. Восстановительная хирургия мягких тканей челюстно-лицевой области. - М., 2007. - 228 с.

14. Бажанов Н.Н., Тер-Асатуров Г.П. Комбинированная остеоколлагено-пластика дефектов нижней челюсти // Проблемы аллопластики в стоматологии. -М., 2006. - С.66-77.

15. Бай-Балаева Е.К. К вопросу о социальной ситуации развития личности воинов-интернационалистов, несших службу в Афганистане // В кн. : Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации. - М., 2007. - С.35.

16. Балоян М.С., Савинская С.С. Современные данные об этиологии острых гепатитов // Клин. мед. - 2005. - №2. - С.20-26.

17. Безруков В.М. Восстановление функций-основные направления в пластической хирургии Ф.М. Хитрова // Восстановительная хирургия челюстно-лице-вой области. - М., 2008. - С. 12-16.

18. Беркутов А.Н., Цыбаляк Г-Н., Егурнов Н.И. Травматический шок // Вест. хир. - 2006. - №6. - С.112-125.

19. Беро М.П., Курлов В.В. О семейной и социально-трудовой реабилитации ликвидаторов аварий на ЧАЭС // Международ. мед. журнал. - 2009. - №3. -С.35-37.

20. Боголюбов В.М. с соавт. Медицинская реабилитация (в 3-х томах). -М., 2008. - Т.1. - 643 с.

21. Брюсов П.Г., Жижин В.Н. и др. Медицинская сортировка-важнейший организационный элемент оптимизации медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях // Воен. мед. журнал. - 2009. - №4. - С.31-32.

22. Брюхин И.А. Хирургия повреждений; состояние и перспективы // Вест. хир. - 2008. - №7. - С.73-77.

23. Вегер А.М. Клинические варианты отдаленных последствий травм черепа // В кн. Травматические поражения центральной и периферической нервной системы. - М., 2006. - С.83-86.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISSN 1727-9712

Гигиена труда и медицинская экология. №1 (50), 2016

24. Волошина Л.В. Роль совершенствования организации медицинской помощи на муниципальном уровне в снижении смертности от дорожно-транспортных происшествии: Автореф. ... канд. мед. наук. Л.В.Волошина. - М., 2011.24 с.

25. Гавура Н.В. Особенности клиники и исходов вирусного гепатита В // Врачебное дело. - 2009. - №11. - С.15-19.

26. World Health Report. 1999: Making a Differense. - Geneva: World Health Organization, 1999. - Tab.2. - P.102. - Tab.4. - P.110.

27. Peden M. et al. World report on road traffic injury prevention. - Geneva: World Health Organization, 2004. - 246 p.

28. Шумилина Л.Н. Роль образовательных программ в профилактике дорожно-транспортного травматизма среди детей школьного возраста // Информационно-методический журнал «Открытая школа». - 2010. - №7(98). - С.53-57.

29. Рубцова, И.Т. Медико-организационные подходы к снижению смертности от предотвратимых причин на региональном уровне: Автореф. ... канд. мед. наук: 14.00.3. - М., 2008. - 24 с.

30. Козлов С.В. Совершенствование организации работы службы судено-медицинской экспертизы по случаям дорожно-транспортных происшествий со смертным исходом (на примере г. Хабаровска): Автореф. ... канд. мед. наук: 14.00.33. - Хабаровск, 2007. - 28 с.

31. Осипов В.В. Особенности дорожно-транспортного травматизма в регионе и научное обоснование путей уменьшения его медицинских и социально-экономических последствий (на примере Хабаровского края): Автореф. . канд. мед. наук: 14.00.33. - Хабаровск, 2004. - 32 с.

32. Кулеша Н.В. Медико-социальная и экспертная оценка дорожно-транспортного травматизма в современных условиях (на примере Амурской области): Автореф. ... канд. мед. наук: 14.00.33. - Хабаровск, 2006. - 30 с.

33. Меркулов С.Е. Социально-гигиенические аспекты травматизма городского населения трудоспособного возраста: Автореф. ... канд. мед. наук: 14.00.33. - М., 2008. - 35 с.

34. Салахов Э.Р. Научное обоснование совершенствования мониторинга травматизма и смертности от дорожно-транспортных происшествий: Автореф. ... канд. мед. наук: 14.00.33. - М., 2006. - 28 с.

35. Слесарев В.Г. Совершенствование системы экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях в Республике Казахстан: Автореф. ... докт. мед. наук: 14.00.33. - Алматы, 2008. - 38 с.

36. Михеева Т. И. Структурно-параметрический синтез систем управления дорожно-транспортной инфраструктурой: Автореф. ... докт. тех. наук: 05.13.01. -Самара, 2007. - 35 с.

37. Рузанов И.С., Лукьянов В.Ю., Турковский В.Б. Характеристика травматических повреждений, полученных в ходе ДТП у детей // Саратовский научно-медицинский журнал. - 2007. - №2(16). - С.18-20.

ISSN 1727-9712

Гигиена труда и медицинская экология. №1 (50), 2016

38. Окуневский А.И. Разработка экспертной модели оценки предрасположенности водителей к созданию аварийных ситуаций и рационализация мер влияния на дорожно-транспортный травматизм: Автореф. ... канд. мед. наук: 05.13.01. - Воронеж, 2008. - 28 с.

39. Радушкевич В.Л., Окуневский А.И. Оценка предрасположенности водителей автотранспорта к созданию аварийных ситуаций - поиск путей влияния на автодорожный травматизм // Скорая медицинская помощь: реальность и перспективы: сб. научно-практических работ. - Воронеж, 2006. - С.54.

40. Окуневский А.И., Радушкевич В.Л. Анализ факторов предрасположенности водителей автотранспорта к созданию аварийных ситуаций с целью влияния на дорожно-транспортный травматизм // Производственная и клиническая трансфузиология: реальность и перспективы: сб. науч.-практ. работ. - Воронеж, 2007. - С.258-260.

41. Сошников С.С. Роль алкогольного фактора в формировании потерь здоровья населения в результате дорожно-транспортных происшествий (на примере Москвы): Автореф. ... канд.мед.наук: 14.00.33. - М., 2008. - 26 с.

42. Исаев Н.Ю. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: Автореф. ... канд. юр. наук: 12.00.08. - М., 2009. - 35 с.

43. Гвоздева Е.В. Предупреждение уголовно наказуемых нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (по материалам Приволжского федерального округа): Автореф. ... канд. юр. наук: 12.00.08. -М., 2007. - 35 с.

44. Закон РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения". [Электр. ресурс]. URL: http://www.zakon.kz/114906-o-priniatii-parlamentom-rk-zakona-o.html

Тужырым

Керсетшген керсетюштердщ непзшде, каза болган эр адамга eмiр жылда-рын жогалту коэффициент бектлд^ ол 24,7 жылды к^райды (барлы; жогалган жылдар саны - 62373,8, жол-келш апатынан каза болган адамдардьщ саны 25215 к^райды). Сонымен, жYргiзiлген зерттеулер непзшде келес корытындыны шыга-руга болады: келш апатынан кайтыс болган адамдардыц орташа жасы ерлер ара-сында - 35 жас, эйелдер арасында - 38 жас к^райды. Ал, eлiм-жiтiмнщ кeбiн ецбекке жарамды 20-49 жастагы адамдар алып отыр.

TYüindi свздер: м^рын куысы, ерлер, эйелдер, жаракат, жас, бакылау тобы

ISSN 1727-9712

Гигиена труда и медицинская экология. №1 (50), 2016

Summary

Due to these measures the coefficient of losing the years of life is equal to 24.7 year, and if it amounts to 62373.8 year among all the years of losing of life, the amount of death because of the road accidents is equal to 25215 people. In conclusion, studying the causes of death due to road-accidents the average age of men is 35, the average age of women is 38. And taking into account the average age of death in both sexes, the majority of deaths falls on the working age 20-49 years old people.

Key words: paranasal sinuses, men, women, injuries, age and the control group

ISSN 1727-9712

Гигиена труда и медицинская экология. №1 (50), 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.