Научная статья на тему 'Анализ ситуации психологического консультирования сточки зрения категории "общения"'

Анализ ситуации психологического консультирования сточки зрения категории "общения" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
334
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мишина Е.В.

В статье рассматривается возможность применения концепции онтогенеза общения М.И. Лисиной для анализа взаимодействия психолога-консультанта с клиентом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ ситуации психологического консультирования сточки зрения категории "общения"»

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 159.922+615.851

анализ ситуации психологического консультирования с точки зрения категории «общения»

Е.В. МИШИНА*

Московский городской психолого-педагогический университет, Москва

Построение общепсихологического базиса психотерапевтической теории включает в себя задачи осмысления элементов теории с помощью общепсихологических категорий. В свете вышеуказанного представляется актуальным осуществить теоретический анализ ситуации психотерапевтического взаимодействия с позиций фундаментальных категорий общей психологии.

Если задуматься о том, какая из общепсихологических категорий наиболее емко и точно сможет определить процесс психологического консультирования, то выбор падет на категорию общения. Для того чтобы глубже понять специфику применения категории общения как средства анализа ситуации психотерапевтического взаимодействия необходимо разрешить методологический вопрос о статусе общения и рассмотреть его концептуальную принадлежность.

наиболее острая методологическая проблема заключается в определении статуса общения: является ли общение деятельностью или нет? Полярный взгляд на эту проблему таков: процессы общения и деятельности рассматривается как отдельные, несвязанные и имеющие различную специфику [1, с. 94]. Вместе с тем наиболее распространенной является точка зрения,

© Мишина Е.В., 2009

* Для корреспонденции:

Мишина Е.В. Московский городской психолого-педагогический университет 127051 Москва, ул. Сретенка, 29

согласно которой эти два процесса рассматриваются как взаимосвязанные, однако характер и качество этой взаимосвязи разные, а именно: общение и деятельность могут расцениваться как параллельно существующие и взаимосвязанные процессы, или же общение и деятельность оцениваются как две стороны жизни человека [1, с. 94], или же общение рассматривается как особый элемент деятельности, включенный в любую деятельность человека [1, с.

98].

Указанные подходы представляются правомерными в случае, когда общение имеет место в ходе выполнения некоторой предметной деятельности и по поводу нее. В ситуации психологического консультирования необходим несколько иной подход. В такой ситуации общение имеет самостоятельный, а не обслуживающий статус, становится отдельным видом деятельности, имеющим свою структуру и закономерности.

Пример того, как общение выступает самостоятельно, мы можем увидеть на определенных этапах онтогенеза, например, у подростков (Д.Б. Эльконин), у младенцев (М.И. Лисина). Согласно периодизации психического развития Д.Б. эльконина, деятельность общения является необходимым условием психического развития [9]. Если проводить аналогии с психотерапевтическим процессом, то ситуация психотерапевтического взаимодействия является средой, в которой посредством общения может осуществляться интенсивное развитие личности. В этой связи интересно было

бы провести исследование, в рамках которого проследить закономерности общения между психотерапевтом и клиентом и сопоставить эти закономерности с этапами развития общения в онтогенезе.

В связи с вышесказанным приобретает актуальность применение концепции онтогенеза общения М.И. Лисиной для анализа взаимодействия психолога-консультанта с клиентом. Общение понимается М.И. Лисиной как «взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий, с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [5, с. 9]. Основными характеристиками процесса общения выступают: «взаимная направленность действий людей при общении» [там же], субъект-субъектная природа процесса общения (когда каждый из партнеров активно воздействует на другого и сам активно отвечает на адресованные ему воздействия), а также полноценное взаимодействие двух личностей, возникающее в процессе общения [там же].

Перед тем как перейти непосредственно к рассмотрению структурных составляющих общения, необходимо сделать одно различение, имеющее методологическое значение. М.И Лисина присваивает деятельности общения название «коммуникативной деятельности» [5, с. 12], но придает этому термину иное содержание по сравнению с принятым в западных социальных концепциях (где акцентируются формальные аспекты общения, а коммуникативные акты приравниваются к наблюдаемым актам поведения). В отличие от западных теорий коммуникации, в рамках концепции М.И. Лисиной подчеркивается необходимость исследования содержательной стороны коммуникативной деятельности, ее потребностно-мотивационных аспектов.

Рассмотрим структурные компоненты общения, которые выделяются в рамках теории онтогенеза общения, и исследуем возможности их применения для анализа си-

туации психологического взаимодействия. К структурным компонентам общения М.И. Лисина относит следующие: предмет общения, потребность в общении, коммуникативные мотивы, действие общения, а также задачи, средства, продукты общения [5, с. 13]. Для удобства сгруппируем их в два блока: содержательные компоненты (к ним отнесем предмет общения, потребность в общении и коммуникативные мотивы) и формообразующие компоненты (действие, задачи, средства и продукты общения). Начнем сопоставление с содержательных компонентов.

В качестве предмета общения М.И. Лисина выделяет другого человека, или партнера по общению. В соответствии с этим потребность в общении рассматривается как «стремление к ... познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью к самопознанию и самооценке» [5, с. 13]. коммуникативные же мотивы выступают как «то, ради чего предпринимается деятельность общения».

В рамках психологического консультирования выделение в качестве предмета общения другого человека является неоднозначным. В тех случаях, когда отношения между консультантом и клиентом попадают в фокус психотерапевтической работы (например, при интерпретации переноса в психоаналитической психотерапии, или при углублении процесса психологического консультирования до психотерапевтического уровня, как это происходит в русле экзистенциальной психотерапии), предметом общения становится личность другого человека. Тогда, с нашей точки зрения, к анализу взаимодействия психолога-консультанта и клиента применимы и коммуникативные мотивы и потребность в общении, разработанные М.И. Лисиной в концепции онтогенеза общения. С другой стороны, остается открытым вопрос о психологической проблеме как предмете психотерапевтической работы [2, с. 30], которая является поводом для обращения клиента к психотерапевту.

Анализ ситуации психологического консультирования с точки зрения категории «общения»

Остановимся на формообразующих компонентах в структуре деятельности общения. Действие общения М.И. Лисина понимает как «единицу коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку» [5, с. 13].

Два основных параметра действий общения в этой связи - инициативные акты участников процесса коммуникации и ответные действия. Такая трактовка действий общения применима и для анализа психотерапевтического взаимодействия, позволяет выделить неаддитивную единицу общения. Понятие задачи общения как «цели, на достижение которой в конкретных условиях направлены конкретные действия» [5, с. 13] также может быть использовано для анализа психотерапевтического взаимодействия, равно как и понятие средства общения «как операций, с помощью которых осуществляются действия общения» [5, с. 13].

отдельно следует остановиться на понятии «продукта общения». В качестве результата, или продукта общения, по мнению м.и. Лисиной, могут выступать общий результат, взаимоотношения, а также образы себя и другого [5, с. 13].

В рамках психотерапевтического консультирования продуктом общения также могут являться как взаимоотношения, так и образы себя и других участников процесса общения. Если мы примем данное утверждение, то встает вопрос о том, как в эту схему вписывается результат психологической работы - решение проблемы, избавление от симптома и т.д.? Ответить на него можно, обратившись к функциям общения.

Среди них выделяются: 1) познание людьми друг друга; 2) формирование и развитие межличностных отношений; 3) организация совместной деятельности [5]. именно в поле третьей из указанных функций общения лежит ответ на вопрос о проблеме - как предмете и решении проблемы - как результате психотерапевтической работы. Если анализировать взаимодействие

психотерапевта и клиента не только с помощью категории «общения», но и с позиций категории «совместной деятельности», то можно определить психологическую проблему как предмет, а ее решение - как результат, но не в рамках деятельности общения, а в рамках совместной деятельности, возникающей между психологом-консультантом и клиентом.

Таким образом, психологическая проблема, а также решение проблемы как результат психологической проблемы обретают свое место.

В заключение отметим, что применение концепции онтогенеза общения м.и. Лисиной для осмысления ситуации психологического взаимодействия психолога-консультанта и клиента представляется адекватным и продуктивным. понятие «общение», предложенное м.и. Лисиной, наиболее точно отражает одну из сторон реальности психологического консультирования. Вместе с тем применение категории общения недостаточно для описания всех процессуальных аспектов взаимодействия психолога-консультанта и клиента -необходимо также оперировать понятием совместной деятельности.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Проект № 0706-00477а.

Литература

1. Андреева М.Г. Социальная психология. -М.: МГУ, 1980.

2. Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия, как психотехническая система: автореф. дисс. ... доктора психол. наук. М., 2007.

3. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории // Моск. психотерапевт. журн. - 1992. - № 1.

4. Василюк Ф.Е. Семиотика психотерапевтической ситуации и психотехника понимания // Моск. психотерапевт. журн. - 1996. -№ 4.

5. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.

6. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под. ред. Смирновой Е.О. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: НПО «модэк», 2001.

7. Мишина Е.В. Роль запроса в формировании рабочего альянса в психологическом консультировании / Молодые ученые - московскому образованию: Материалы VI городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего

образований городского подчинения. - М.: МГППУ, 2007.

8. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослым / Под. ред. Лисиной М.И. - М.: Педагогика, 1985.

9. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под. ред Д.И. Фельдштейна. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.