Научная статья на тему 'Анализ системы разработки программ'

Анализ системы разработки программ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гвоздев А.Л.

программно-целевой подход на сегодняшний день является основным в практике государственного управления. За последнее десятилетие в России, как и во всем мире уже наработана богатая практика его применения. Тем не менее, существуют проблемы, которые не позволяют реализовать программноцелевой подход в полной мере. Об этих проблемах и о путях их решения и пойдет речь в статье

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ системы разработки программ»

В заключение - несколько слов о производительности КТББ. Авторами был проведен эксперимент по сравнению производительности файловых систем NTFS и ext4 v1.0 при копировании файлов разных размеров. Источник и получатель находились на одном и том же физическом диске. Эксперимент, как и полагается, проводился на одинаковых, с точки зрения аппаратных компонентов, компьютерах. Исходные данные и результаты приведены в таблице.

Таблица

Сравнение производительности файловых систем_

Операционная система Копируемые файлы Размер и кол-во файлов Время копирования

Windows 7 Дистрибутив (iso) Windows 7 Один файл 2,3 Гб 1 мин. 10 сек.

Ubuntu 11.04 1 мин. 42 сек.

Windows 7 Папка с фотографиями 907 файлов. Общий объем 1,7 Гб 1 мин. 22 сек.

Ubuntu 11.04 1 мин. 27 сек.

Windows 7 Дистрибутив (часть) Windows XP 4021 файл. Общий объем 202 Мб 35 сек.

Ubuntu 11.04 15 сек.

Файловая система ext4 v1.0 была выбрана в качестве «конкурента», поскольку она является, в настоящий момент, основной файловой системой для многих популярных версий Linux. Как видно из таблицы при копировании файлов большого объема Windows с NTFS опережает конкурента. При копировании средних по размеру файлов (от 2 до 4 Мб) результаты примерно одинаковы. Linux с ext4 выигрывает соревнование только при копировании очень небольших файлов. Таким образом, файловая система NTFS обладает множеством замечательных возможностей и достоинств, обеспечивающих удобство работы пользователей и администраторов.

Литература

1. Helen Custer. Inside the Windows NT file system // Microsoft Press, 1994. - 91 с.

2. Brian Carrier. File System Forensic Analysis // Addison-Wesley Professional; 1 edition (March 27, 2005). - 600 с.

3. Mark E. Russinovich, David A. Solomon, Alex Ionescu. Windows Internals, Part 1: Covering Windows Server 2008 R2 and Windows 7 // Microsoft Press; Sixth Edition edition (April 5, 2012). - 752с.

4. Электронный ресурс TechNet http://technet.microsoft.com/ru-ru/windowsserver

А.Л. Гвоздев

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ ANALYSIS OF SYSTEM PROGRAMMING

Аннотация: программно-целевой подход на сегодняшний день является основным в практике государственного управления. За последнее десятилетие в России, как и во всем мире уже наработана богатая практика его применения. Тем не менее, существуют проблемы, которые не позволяют реализовать программно-целевой подход в полной мере. Об этих проблемах и о путях их решения и пойдет речь в статье.

© А.Л. Гвоздев, 2012

Ключевые слова: стратегическое планирование, государственное управление, программно-целевое планирование.

Abstract: now days programming is one of the most popular ways of strategic planning in many countries. In Russia it is implemented about 10 years. But there are still problems which should be solved. In this article will be discussed these problems and ways of their solving will be showed.

Keywords: strategic planning, innovation, public administration, effectiveness, efficiency.

Программирование и целевые программы

Программирование - это форма системного перераспределения ресурсов на основе заранее установленных целей, критериев и форм использования данных ресурсов для решения конкретных экономических и социальных задач. Программирование отличается от планирования лишь кругом первоочередных проблем. От непрограммных мероприятий программирование отличает системный характер, который позволяет четко структурировать проблему, определить возможные сроки ее решения и установить четкие критерии степени достижения желаемого результата.

Программирование тесно связано с разработкой и реализацией целевых программ. Целевые программы в процессе государственного управления позволяют:

Во-первых, добиться для управляющего органа значительной концентрации ресурсов в рамках решения отдельной проблемы. Зачастую традиционные методы государственного управления оказываются менее эффективными, поскольку именно программирование предусматривает связь целей ресурсов и результата;

Во-вторых, привлечь для решения проблемы на системной основе организационные ресуры в виде взаимосвязанной системы мероприятий, способов стимулирования и снижения рисков в случае возникновения непредвиденных трудностей с реализацией программы;

В-третьих, по сравнению с индикативными методами планирования они выступают в качестве более жесткого распределительного инструментария. Там, где рекомендательные функции индикативных планов оказываются недостаточными, в действие вступают меры активного государственного распределения и перераспределения финансовых и материальных ресурсов.

Поэтому в случае возникновения затруднений с решением проблемы, руководящие органы стремятся взять в свои руки все рычаги прямого вмешательства в ход решения проблемы, при этом игнорируя более тонкие, косвенные методы регулирования.

Методология разработки программ

Богатый опыт практического применения программно-целевого планирования, разработки и реализации целевых программ в течених многих десятилетий в разных странах мира не привел к созданию единой методологии. Основная причина отсутствия целостной методологии и общепринятой типовой методики разработки и реализации целевых программ заключается в индивидуальности и специфики каждой из них. Конечно, разрабатывая новую программу, ее создатель использует опыт аналогичных программ, применяет методические рекомендации, выработанные теорией программно-целевого планирования и управления, но обладание этой информацией недостаточно для полноценной разработки целевой программы [5]. Характер программно-решаемой проблемы, временные и ресурсные ограничения, намечаемые сроки и область действия программы, состав исполнителей, специфика действия рыночных механизмов накладывают индивидуальный отпечаток на применяемую методику разработки, порядок выполнения расчетно-аналитических процедур.

Федеральные целевые программы - гибкий инструмент реализации долгосрочной экономической политики государства, активного воздействия на

производственные и экономические процессы. Они включают в себя конкретные цели и результаты, которые необходимо достигнуть исходя из сформированных приоритетов среднесрочной программы социально-экономического развития страны, а также перечень инвестиционных и инновационных проектов, обеспечивающих достижение этих целей и обоснованное ресурсное обеспечение, в том числе за счет федерального бюджета. На сегодняшний день федеральные целевые программы - это наиболее прозрачный инструмент проведения социально-экономической политики с использованием поддержки из федерального бюджета [1, 3, 4]. Методические положения о разработке и реализации федеральных целевых программ изложены в «Порядке разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация», принятом постановлением Правительства от 26 июня 1995 г. № 594.

Действующий порядок предусматривает следующие этапы разработки и утверждения целевых программ:

- разработка проекта концепции;

- утверждение концепции;

- разработка проекта целевой программы;

- согласование;

- рассмотрение на заседании Правительства Российской Федерации;

- устранение замечаний;

- утверждение Правительством Российской Федерации.

Отбор направлений для реализации ФЦП является ключевым моментом в применении программного метода. «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ»...устанавливает следующие критерии отбора проблем для их программной разработки и решения на федеральном уровне:

- значимость проблемы;

- невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки ее решения;

- принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности общественного производства;

- необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решений данной проблемы.

Практика показывает, что применяемые критерии не обеспечивают эффективный отбор проблем для их программной проработки. Установленные критерии недостаточно конкретны, в частности, фактор значимости. Более четкая формулировка позволит увязать целевые программы с долгосрочной стратегией федерального правительства, финансирование - с результатом реализации программы и возможностями бюджета.

Предложения о программной разработке проблемы с обоснованиями направляются в Министерство экономического развития Российской Федерации. Предложения должны содержать:

- наименование проблемы и анализ причин ее возникновения;

- возможные способы решения проблемы, предполагаемый перечень мероприятий, которые необходимо осуществить в сфере науки, техники, производства и реализации продукции;

- потребность в финансовых ресурсах и возможные источники их обеспечения;

- предварительную оценку социально-экономической эффективности и последствий от реализации программы, соответствия программных мероприятий различным требованиям;

- государственных заказчиков и разработчиков целевой программы, срок и стоимость подготовки целевой программы.

Министерство экономического развития совместно с Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными органами исполнительной власти на основе прогнозов социально-экономического развития страны, приоритетов структурной и научно-технической политики и анализа представленных материалов подготавливает предложения по решению данной проблемы программными методами и направляет их в Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации на основе представленных предложений принимает решение о подготовке соответствующей целевой программы, сроках и стоимости ее разработки, определяет государственного заказчика. Для целевых программ, имеющих более одного государственного заказчика, определяется государственный заказчик-координатор.

В целом ситуация, при которой у ФЦП имеется более одного государственного заказчика, не может считаться нормальной. Приведем три аргумента:

1. Размывается ответственность за достижение тех целей, во имя которых была предпринята Программа. Каждый государственный заказчик отвечает перед Правительством России только за выполнение «своих» мероприятий.

2. Ни одно из ведомств, выступающих в качестве созаказчика федеральных целевых программ, не обладает возможностями эффективного мониторинга ее реализации в целом, и не может оперативно реагировать на изменения ситуации, препятствующие достижению поставленных Программой целей.

3. Смешиваются функции Заказчика и Исполнителя. В этих условиях основным критерием эффективности работы ведомства в рамках ФЦП является выполнение запланированных мероприятий, а не достижение поставленных целей.

Указанные последствия рассеивания полномочий по реализации ФЦП между несколькими федеральными ведомствами проявляются при анализе таких программ как «Электронная Россия» (7 заказчиков), «Жилище» (4 заказчика) и др.

В целом для реализации целевых программ необходимо разработать соответствующие методические рекомендации по внедрению разработанных предложений в процесс стратегического планирования, а так же рассмотреть возможность создания финансовых стимулов для повышения качества и результативности целевых программ.

Литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации / СПС «Консультант-плюс».

2. Постановление Правительства России от от 26 июня 1995 г. № 594 «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» / СПС «Консультан-плюс».

3. Постановление Правительства РФ от 19 апреля 2005 года № 239 «О Положении о разработке, утверждения и реализации ведомтсвенных целевых программ» / СПС «Консультант-Плюс».

4. Федеральный закон РФ от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» / СПС «Консультант-плюс».

5. Бюджетирование ориентированное на результат: международный опыт и возможности применения в России / под ред. А. Д. Жукова. - М: Ленанд, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.