Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В IT-КОМПАНИИ ЗАО "РЕСУРС-СЕРВИС"'

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В IT-КОМПАНИИ ЗАО "РЕСУРС-СЕРВИС" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
646
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛ / ОБУЧЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / КОМПАНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пименова Екатерина Андреевна, Саблина Мария Алексеевна, Ананишнев Владислав

Обучение персонала для современной организации является одним из инструментов повышения эффективности работы и конкурентоспособности. Затраты на обучение и развитие персонала выступают долгосрочными инвестициями в человеческий капитал организации. Задачи обучения напрямую связаны со стратегическими планами и целями компании. В данной статье речь идет о современных вариантах обучения и аттестации персонала в IT-компании на примере ЗАО «Ресурс-Сервис»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В IT-КОМПАНИИ ЗАО "РЕСУРС-СЕРВИС"»



Magazine: Clusters. Research and development Publisher: Moscow business initiatives cluster (Moscluster), BIN 1157746107606, INN 7719402939 ISSN: 2414-9047 Article: Analysis of the personnel training system in the IT company CJSC Resource Service FOS: 5.02, Economics and Business WoS: B.00090, Economics Authors: E.A. Pimenova, M.A. Sablina, Ananishnev VV E-mail the authors: ananishnev@yandex.ru Country, region, city of residence: Russian Federation, Moscow, Moscow Academic degrees: -Titles: - Workplace authors: Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia Positions: Bachelor SPIN: - ODCID: - Researcher ID: - Abstract: Training of personnel for a modern organization is one of the tools to increase efficiency and competitiveness. The costs of training and development of personnel are long-term investments in the human capital of the organization. The objectives of the training are directly related to the strategic plans and objectives of the company. In this article we are talking about modern training options for personnel in an IT company using the example of CJSC Resource Service Key words: personnel, training, motivation, company, technology of training. 2939

Журнал: Кластеры. Исследования и разработки Издатель: Московский кластер бизнес-инициатив (Москластер), ОГРН 1157746107606, ИНН 7719402939 ISSN: 2414-9047 Название статьи: Анализ системы обучения персонала в IT-компании ЗАО «Ресурс-Сервис» FOS: 5.02, Economics and Business WoS: B.00090, Economics УДК: 33 ББК: 65.050 ГРНТИ: 06.52.01 РВИНИТИ: 061.51.53.01 РФФИ: 06.6.50 РНФ: 08.1.55 Авторы: Пименова Екатерина Андреевна, Саблина Мария Алексеевна, Ананишнев Владислав Телефон: +79264794079 Электронная почта авторов: ananishnev@yandex.ru Страна, область, город проживания: РФ, Москва, Москва Ученая степень: -Ученое звание: - Место работы авторов: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия Должность: Бакалавр SPIN: - ODCID: - Researcher ID: - Аннотация: Обучение персонала для современной организации является одним из инструментов повышения эффективности работы и конкурентоспособности. Затраты на обучение и развитие персонала выступают долгосрочными инвестициями в человеческий капитал организации. Задачи обучения напрямую связаны со стратегическими планами и целями компании. В данной статье речь идет о современных вариантах обучения и аттестации персонала в IT-компании на примере ЗАО «Ресурс-Сервис». Ключевые слова: персонал, обучение, мотивация, компания, технология обучения 2939

п/п Наименование Содержание

4 Фамилия Имя Отчество рецензента, зарегистрированного на сайте elibrary.ru Брижанин Владимир Владимирович

29

Место работы, должность рецензента, зарегистрированного на сайте elibrary.ru: ООО «Москластер»

Учена степень рецензента, присвоенная или нострифицированная ВАК Минобрнауки России Кандидат наук

Степень актуальности предоставляемой статьи (соответствие содержания статьи заявленной в названии теме, соответствие современным достижениям науки, доступность читателям с точки зрения языка, стиля, расположения материала, наглядности таблиц, диаграмм, рисунков и формул): Выбранная в рамках работы тема актуальна. Во-первых, повышение эффективности системы управления персоналом на предприятии обуславливается тенденциями социально-экономического развития страны. В результате чего появляется необходимость в формировании методологии стратегического управления персоналом предприятия, которое бы обуславливало развитие российской экономики и повышение конкурентоспособности предприятия на российском и международном рынке. Во-вторых, в современных условиях хозяйствования существенно обострились проблемы формирования и развития кадровых служб предприятия, которые бы отвечали современным требованиям, способствовали формированию систем обучения персонала на предприятии и т.д.

Рекомендацию к публикации (в чем конкретно заключаются положительные стороны, а также недостатки статьи, какие исправления и дополнения должны быть внесены автором, целесообразность публикации статьи с учетом ранее вышедших в свет публикаций): Предназначение организационной культуры непосредственно связано с решением ключевых проблем компании - ее адаптации и выживания в социально-экономической среде и внутренней интеграции для достижения целей, которые решаются именно посредством коммуникаций. Достоинством данной работы является полнота исследования выбранной темы и подробный анализ организационной культуры на современном предприятии. В заключении сделаны выводы по проделанной работе. Рекомендую статью к публикаци. Полагаю, что рецензируемая статья заслуживает публикации в научном издании, включенном в Перечень ВАК и РИНЦ (elibrary.ru).

Фамилия Имя Отчество рецензента, зарегистрированного на сайте elibrary.ru Положенцева Ирина Вениаминовна

Место работы, должность рецензента, зарегистрированного на сайте elibrary.ru: МГУТУ

Учена степень рецензента, присвоенная или нострифицированная ВАК Минобрнауки России Кандидат наук

Степень актуальности предоставляемой статьи (соответствие содержания статьи заявленной в названии теме, соответствие современным достижениям науки, доступность читателям с точки зрения языка, стиля, расположения материала, наглядности таблиц, диаграмм, рисунков и формул): Содержание данной статьи полностью соответствует заявленной в названии теме. Статья грамотно изложена: рассматривается зарождение термина процесса обучения сотрудников и развитие его отечественными учеными и писателями, а также представлен алгоритм разработки и развития данной системы на практике. Материал данной статьи изложен доступным для читателей языком, а его графическое оформление способствует ясному представлению о затронутой теме. Разделы статьи логически взаимосвязаны и подтверждены цитатами из авторитетных источников и ссылками на научные исследования.

Рекомендацию к публикации (в чем конкретно заключаются положительные стороны, а также недостатки статьи, какие исправления и дополнения должны быть внесены автором, целесообразность публикации статьи с учетом ранее вышедших в свет публикаций): Авторы статьи рассматривают систему обучения в 1Т-компании. Обучение персонала предприятий является одним из главных факторов обеспечение конкурентоспособности предприятия в условиях динамического развития инновационной экономики знаний и процессов глобализации. В статье представлены методы обучения в компании «Ресурс-Сервис».В статье подробно описывается, почему обучение является одним из неотъемлемых частей работы организации и эффективности организации в целом. Достоинством статьи является аргументированное и поэтапное изложение советов, которые могли бы помочь в развитии системы обучения сотрудников, как необходимого в работе навыка. Изучение данного опыта позволило как можно более точно сформулировать существенные выводы, поэтому, статья носит как теоретический, так и практический характер, что является ее преимуществом. Полагаю, что рецензируемая статья заслуживает публикации в научном издании, включенном в Перечень ВАК и РИНЦ (elibrary.ru).

На сегодняшний день современное состояние развития экономики предъявляет новые повышенные требования к качеству рабочей силы на производстве, её конкурентоспособности. Обучение персонала является одним из важнейших мероприятий активной политики занятости населения, которое выступает в качестве средства достижения стабильного экономического роста, активно влияет на профилактику массовой безработицы среди занятых работников, обеспечивает сохранение и развитие трудового потенциала общества.

Обучение персонала предприятий является одним из главных факторов обеспечения конкурентоспособности предприятия в условиях динамического развития инновационной экономики знаний и процессов глобализации. Быстрые изменения технологии и экономической среды требуют планомерной регулярной подготовки персонала. Именно это предопределяет потребность подробного изучения организации профессиональной учебы персонала на предприятии, на основании чего возможна разработка научно обоснованной политики относительно регулирования развития системы

профессионального обучения в Российской Федерации.

В условиях рынка большое значение приобретает человеческий фактор, который является главным фактором производства предприятия. Ведь кадры, которые способны и готовы работать, а также владеют высоким уровнем профессионализма, могут обеспечить стабильность и эффективность работы предприятия. Рост кадрового потенциала достигается лишь при условии постоянного углубления знаний, умений, навыков, благоприятного социально-психологического климата и соответствующих условий труда.

Развитие персонала является важным фактором успешной деятельности предприятия, который достигается через применение комплекса мероприятий, который охватывает профессиональное обучение, переподготовку, повышение квалификации, а также планирование карьеры персонала предприятия.

Существенным элементом обновленной системы управления персоналом предприятия является система стимулирования профессионального развития работников, что позволяет значительно повысить конечные результаты трудовой деятельности и достичь главной цели предприятия максимизации прибыли.

По мнению российских ученых, развитие персонала - это комплекс мероприятий, который включает: профессиональное обучение выпускников школ; переподготовку кадров; повышение квалификации кадров; планирование карьеры [1].

В современных организациях профессиональное обучение персонала представляет собой комплексный непрерывный процесс, который содержит несколько этапов. Рассмотрим более детально процесс профессионального обучения персонала организации на рис.1.

Рис.1. персонала

Процесс обучения

организации

«Ресурс Сервис» - российская 1Т компания, оказывающая широкий спектр профессиональных услуг компаниям различных отраслей на территории России и стран СНГ. Системный подход «Ресурс Сервис» к ведению бизнеса позволяет Компании строить долгосрочные позитивные бизнес-отношения с целым рядом ведущих отечественных организаций. В компании ЗАО «Ресурс Сервис» подготовка, переподготовка и повышение квалификации всех категорий персонала проводится с целью привидения уровня квалификации в соответствие с требованиями, установленными в должностных инструкциях и функциональных обязанностях работников предприятия [2].

В компании проводится профессиональная переподготовка работников с целью получения дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки консалтинга, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а также получения новой квалификации в рамках имеющегося направления подготовки (специальности).

Наиболее актуальна для компании в целом задача проведения регулярного обучения работников для поддержания компетенции компании на рынке ИТ услуг. Это связано с тем, что знания, которые требуются на рынке консалтинговых услуг, устаревают с периодичностью 1-3 года [3].

В качестве центра профессионального обучения компанией ЗАО «Ресурс Сервис» выбран учебный центр «Ланит».

Стоимость данного обучения составляет от 2800 рублей до 160 000 тысяч рублей.

Крупные западные корпорации тратят на обучение персонала 2-10% годового бюджета. Компания ЗАО «Ресурс Сервис» тратит 3% от годовой прибыли на обучение и повышение квалификации персонала.

Например, оценка использования лицензий на программное обеспечение в

результате проведенного консалтинга позволяет понять, сколько лицензий

закуплено, и кто действительно использует лицензируемые программы, а у кого из

работников эти программы просто установлены на компьютерах, но не

33

используются. Это знание позволяет экономить, например, на лицензиях на пакет проектирования AutoCAD, при численности сотрудников в 55 000 человек - до 500 000 долларов в год.

Обучение сотрудников является ключом к возможности реорганизации компании для того, чтобы она смогла приспособиться под требования рынка15. В частности, процесс обучения устраняет следующие сложности:

1. недостаток у персонала знаний и навыков, необходимых в новых условиях;

2. недоверие к руководству;

3. старая система ценностей и приоритетов, определяющих поведение работников;

4. страх перед новым, неуверенность в собственных силах;

5. непонимание целей и путей осуществления изменений;

6. недостаточная заинтересованность в изменениях.

Кадровая служба ЗАО «Ресурс Сервис» предлагает те решения, которые подходят именно в отрасли консалтинговых услуг. В настоящее время система развития и обучения персонала стала краеугольным камнем в системе управления персоналом компании. И чтобы развитие системы обучения было действительно полезным и эффективным, первоначальным этапом ее проектирования и формирования была формулировка целей данной системы для конкретной организации ЗАО «Ресурс Сервис».

В качестве подтверждения квалификации работники компании ЗАО «Ресурс Сервис» периодически обязаны сдавать экзамены по решениям в области информационных технологий от тех производителей, которые они настраивают и продают. Периодичность сдачи таких экзаменов обычно составляет от 1 года до 3

лет. Есть некоторые исключения из этого правила. Сдача некоторых экзаменов гарантирует поддержание квалификации без ограничения срока действия.

В большинстве случаев сдача экзамена проводится в виде тестирования или письменного экзамена. Для некоторых компетенций высокого уровня, например для решений компании Symantec необходимо дополнительно пройти собеседование. Чаще всего экзамены и собеседования проводятся на английском языке, поэтому для современных специалистов очень важны навыки разговорного английского языка [4].

Работник сдает экзамен на компьютере, который подключен через интернет к внутренней сети Prometric. После процесса сдачи экзамена полученный балл распечатывается на бумаге, сохраняется в профиле работника Prometric. В случае успешной сдачи экзамена компетенция работника засчитывается у производителя, по решению которого был экзамен.

Проверка знаний работников в рамках профессиональной учебы осуществляется не реже одного раза в два года в одной из следующих форм:

- собеседование;

- тестирование;

- зачет;

- письменный экзамен.

Руководящий состав компании ЗАО «Ресурс Сервис» обучается по индивидуальным планам. Чаще всего руководящие работники проходят обучение в виде коучинга.

К традиционным методам относятся лекции, семинары и самостоятельное обучение, например просмотр учебных видеофильмов[5]. Эти методы являются преобладающими при передаче и закреплении знаний. Несмотря на то, что традиционные методы преобладают и в настоящий момент, они имеют ряд недостатков:

- не позволяют учитывать разный уровень знаний;

- не предполагают обратной связи;

- не демонстрируют качество усвоения материала.

- Следующий метод обучения в ЗАО «Ресурс Сервис» - это деловая игра. Деловые игры — это такая форма обучения, когда отработка учебной тематики происходит на основе ситуаций и материала, моделирующих те или иные аспекты профессиональной деятельности слушателей [6].

- Ролевые игры относятся к методам активного обучения. Этот метод становится все более популярным при обучении руководителей разных уровней и кандидатов (резерв) на занятие руководящих должностей. Чаще всего ролевые игры используют в ходе тренингов различного рода.

В компании ЗАО «Ресурс Сервис» обучение в виде мозгового штурма активно используется при работе группами сотрудников на реальных проектах. Осборн говорил: «Количество идей переходит в качество. В каждой идее есть рациональное зерно». Мозговой штурм идеально подходит, чтобы собрать как можно больше новых и самых разных идей. Для этого организуется работа в малых группах (5-6 человек).

Наставничество также является традиционным методом обучения в компании, особенно при развитии компетенции в тех направлениях бизнеса компании, где практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалистов. Данный метод требует особой подготовки и склада характера наставника, которым практически невозможно стать по распоряжению сверху [7]. .

Наставничество играет существенную роль в развитии персонала компании. В настоящее время система наставничества используется и применяется в обучении, как линейных сотрудников, так и менеджеров компании.

В компании ЗАО «Ресурс Сервис» начал недавно использоваться новый метод обучения - поведенческое моделирование. Это относительно новый метод обучения навыкам межличностного общения и изменения установок.

В компании, начиная с начала 2011 года начал активно использоваться такой

метод обучения сотрудников, как «Story Telling». Сторителлинг (от английского

Story Telling, дословно — «рассказывание историй») заключается в том, чтобы с

36

помощью мифов и историй из жизни организации обучать молодых сотрудников правилам работы в компании.

Перед выходом на работу сотрудник также знакомится со всеми необходимыми ему локальными нормативными актами: правилами внутреннего трудового распорядка, политикой в области управления персоналом и пр.

Такой метод обучения, как «Secondment» активно используется в компании ЗАО «Ресурс Сервис». Дословный перевод термина «Secondment» -командирование. Такая форма является разновидностью ротации персонала, при которой сотрудника «командируют» на другое место работы (в другой департамент, отдел или подразделение) на время, а потом он возвращается к своим прежним обязанностям.

Преимущества применения метода «Secondment»:

- личностное развитие сотрудников;

- укрепление командной работы;

- улучшение навыков межличностного общения.

В компании ЗАО «Ресурс Сервис» также используется метод обучения «Buddying». Обучение по методу «Buddying» заключается в том, что за специалистом закрепляется «buddy» - партнер. Его задача - предоставлять постоянную обратную связь о действиях и решениях того сотрудника, за кем он закреплен [8]. Согласитесь, в рабочей ситуации, в спешке иногда сложно отследить насколько профессионально и грамотно ты решаешь те или иные ситуации. Иногда бывает очень полезно взглянуть на свои действия и реакции со стороны. Партнер предоставляет такую возможность. Метод «Buddying» основан на предоставлении информации или объективной и честной обратной связи при выполнении задач в первую очередь, связанных с освоением новых навыков, во вторую очередь связанных с выполнением текущих профессиональных обязанностей.

В современных условиях учебы и развитие персонала предприятия является необходимостью, которая обусловлена усилением конкурентной борьбой.

В настоящее время на рынке компании работают не только на цену и ассортимент предлагаемых услуг, но и на качество этих услуг. Компания вынуждена работать гибко, создавая новые системы отношений как с партнерами по бизнесу, так и со своими сотрудниками, вырабатывать адекватные происходящим изменениям стратегии, пересматривать приоритеты в развитии организации. Поэтому сейчас как никогда важен вопрос эффективности обучения и повышения квалификации сотрудников внутри компании за счет грамотно налаженного процесса управления персоналом.

Компания вынуждена работать гибко, создавая новые системы отношений как с партнерами по бизнесу, так и со своими сотрудниками, вырабатывать адекватные происходящим изменениям стратегии, пересматривать приоритеты в развитии организации.

Решением проблемы профессионального обучения персонала занимается отдел профессионального обучения компании. Компания ЗАО «Ресурс Сервис» выделяет на эти цели до 3% годовой прибыли. Эти средства рассматриваются не как досадные дополнительные расходы, а как инвестиции, которые в будущем позволят компании выйти на более высокий уровень прибыли.

Определенно, что стратегия развития трудового потенциала персонала включает систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала. Поэтому насущным заданием должно быть формирование современной системы повышения квалификации кадров, которая бы отвечала стратегии развития предприятия [9].

Также необходимо отметить выделение и распределение организационных ресурсов - времени, материальных и денежных средств, интеллектуального капитала на систему непрерывного обучения. Необходимо заметить, что все еще распространенная точка зрения, что расходы на учебу персонала - это неминуемые расходы. Такой подход следует пересмотреть, поскольку в настоящее время развитие человеческих ресурсов из статьи расходов превратилось в объект инвестиций, и как любые инвестиции они требуют их эффективного использования [10].

В современных условиях быстрого устаревания профессиональных навыков способность организации постоянно повышать квалификацию своих сотрудников является одним из важнейших факторов успеха. В последние двадцать лет большинство ведущих организаций взяли на себя основные функции обучения сотрудников. Многие из них создали постоянно действующие учебные центры, институты и университеты. Сегодня организации рассматривают профессиональное обучение как непрерывный процесс, оказывающий непосредственное влияние на достижение организационных целей.

Список литературы

1) Нестеров Л.,Аширова Г. Национальное богатство и человеческий капитал. // ВЭ, 2003, № 2; Экономическая теория. / Под ред. Николаевой И.П. - М.: Юнити, 2014. С. 417

2) ЗАО «Ресурс Сервис». - Режим доступа: http://rs-it.ru

3) Лукичева, Л.И. Управление персоналом: Учебное пособие / Л.И. Лукичева; Под ред. Ю.П. Анискин. - М.: Омега-Л, 2013. - 263 а

4) Привой В. А. Применение метода бенчмаркинга для совершенствования систем менеджмента качества испьитательных центров и лабораторий / В. А. Привой // Актуальные проблемы экономики, 2015. - № 3 (45). - С. Шапиро С.А., Основы управления персоналом в современных организациях. Экспресс - курс /С.А., Шапиро, О.В. Шатаева.- М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2011. - с. 468.

5) Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М.: Аспект Пресс, 2013.

6) Шабурова А.В. Механизм воспроизводства трудового потенциала и его влияние на конкурентоспособность работника: Дисс. ... канд. экон. наук. Новосибирск, 2005.

7) Лукичева, Л.И. Управление персоналом: Учебное пособие / Л.И. Лукичева; Под ред. Ю.П. Анискин. - М.: Омега-Л, 2013. - с. 263.

8) Казимов К. Внутрифирменное обучение и развитие персонала : Учебное пособие. - 2-е изд. / К. Казимов.- М.: МИК,2013, - 240 с.

9) Дж.П.Уэйн Обучение и развитие персонала: лучшие примеры в мировой практике. - Режим доступа: www.expo.trainings.ru/conference/archive., свободный. Дата обращения: 29.05.2017.

10) Внутрифирменное обучение как технология развития кадрового потенциала организации. Режим доступа: http://www.elitarium.ru/vnutrifirmennoe_obuchenie_kak_tekhnologija_razvitija_kadrovogo_pot enciala_organizacii/, Дата обращения: 29.05.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.