Научная статья на тему 'Анализ системы налогообложения недропользования в КНР в контексте реализации экономической стратегии государства'

Анализ системы налогообложения недропользования в КНР в контексте реализации экономической стратегии государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
573
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / НЕДРА / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куклина Евгения Анатольевна, Федорков Александр Иванович

В статье анализируется система налогов за пользование ресурсами в КНР. Подробно рассмотрен ресурсный налог за использование полезных ископаемых. Определены отличия ресурсного налога в КНР от налога на добычу полезных ископаемых в РФ. Формулируются предложения по совершенствованию налогообложения природных ресурсов в КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Analysis of Tax System of Subsurface Use in the People’s Republic of China in a Context of Realization of State Economic Strategy

The article examines the tax system for using natural resources in China. There is discussed in detail the resource tax for using minerals. There are identified differences between the resource tax in China and the mining tax in Russia. There are made some proposals aimed to improving the taxation of using natural resources in China.

Текст научной работы на тему «Анализ системы налогообложения недропользования в КНР в контексте реализации экономической стратегии государства»

Куклина Е. А., Федорков А. И

Анализ системы налогообложения недропользования в КНР в контексте реализации экономической стратегии государства

Куклина Евгения Анатольевна

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Заведующий кафедрой макроэкономического регулирования Профессор кафедры экономической теории и прикладной экономики Доктор экономических наук, доцент jeakuklina@mail .ru

Федорков Александр Иванович

Санкт-Петербургский государственный экономический университет Профессор кафедры государственного и муниципального управления Доктор экономических наук, профессор aif1954@yandex.ru

РЕФЕРАТ

В статье анализируется система налогов за пользование ресурсами в КНР. Подробно рассмотрен ресурсный налог за использование полезных ископаемых. Определены отличия ресурсного налога в КНР от налога на добычу полезных ископаемых в РФ. Формулируются предложения по совершенствованию налогообложения природных ресурсов в КНР.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

природные ресурсы, недра, налоговая система, налоговые ставки, экономическая стратегия, государственное регулирование

Kuklina E. A., Fedorkov A. I.

The Analysis of Tax System of Subsurface Use in the People's Republic of China in a Context of Realization of State Economic Strategy

Kuklina Evgenia Anatolievna

North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public

Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation)

Head of the Chair of Macroeconomic Regulation

Professor of the Chair of the Economic Theory and Applied Economy

Doctor of Science (Economy), Associate Professor

jeakuklina@mail .ru

Fedorkov Alexander Ivanovich

Saint-Petersburg State University of Economics (Saint-Petersburg, Russian Federation) Professor of the Chair of State and Municipal Management Doctor of Science (Economy), Professor aif1954@yandex.ru

ABSTRACT

The article examines the tax system for using natural resources in China. There is discussed in detail the resource tax for using minerals. There are identified differences between the resource tax in China and the mining tax in Russia. There are made some proposals aimed to improving the taxation of using natural resources in China.

KEYWORDS

natural resources, minerals, tax system, payments, tax rates, economic strategy, governmental regulation

о <

2 В современном мире природные ресурсы, площадь территории и географическое ^ положение страны формируют систему конкурентных преимуществ и в значи-о тельной степени обусловливают магистральные направления развития нацио-о нальной экономики. В государствах с развитой рыночной экономикой эти три со фактора являются ключевыми для социально-политического устройства страны. х И если в начале ХХ в. их интегральное воздействие было не столь значительным, н- то в третьем тысячелетии в условиях глобализации, расширения межгосудар-< ственных связей и становления мировой экономики их значимость трудно пере-т оценить.

Установление платежей за природные ресурсы преследует цели экономического регулирования природопользования, стимулирования рационального и комплексного использования различных видов природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирования фондов денежных средств для охраны и воспроизводства природных ресурсов. Они призваны оказать позитивное влияние на повышение эффективности использования и охраны земель, лесов, водных объектов и недр, добычи и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов и продуктов их переработки.

Таким образом, актуальность исследований систем налогообложения недропользования в странах мира, обладающих значительным минерально-сырьевым потенциалом (одной из них является КНР), представляется весьма существенной. Сейчас, с учетом анализа результатов реформирования и модернизации экономики Китая, можно утверждать, что модернизация здесь приняла черты национальной модели в связи с отсутствием догоняющего характера и направленности на решение специфических китайских проблем, заимствовании западных технологий в условиях сохранения своей цивилизационной специфики.

Термин «глокализация» английского социолога Р. Робертсона, составленный из двух слов — глобализация и локализация, получил в национальных моделях развития свое ясное выражение: глобализация экономики имеет реакцией закрепление национальных культур и цивилизаций [1].

В докладе Национального разведывательного совета США «Мир 2020» отмечается безусловный рост экономики КНР и ее увеличивающаяся способность конкурировать с США. В тексте доклада подчеркивается, что «Китай, Индия, а также, возможно, Бразилия и Индонезия, способны в будущем упразднить такие категории, как Запад и Восток, Север и Юг, присоединившиеся и неприсоединившиеся, развитые и развивающиеся страны» [2, с. 26]. Академия общественных наук КНР, в свою очередь, также подготовила доклад, в котором было сделано заявление, что Китай «к 2020 г. будет бороться за место среди пяти самых конкурентоспособных стран из группы „двадцати" — 020», а «к 2050 г. станет второй по совокупной мощи державой мира, уступая только США» [8, с. 229].

Китай вполне способен выполнить поставленные задачи с учетом имеющихся достижений за три десятилетия реформ и, видимо, опередить США как страну с крупнейшей экономикой мира. Этому в немалой степени будет способствовать то обстоятельство, что в структуре ВВП США большая часть приходится на отрасли «третьей сферы» (услуги, транспорт, торговля, финансы и др.), а в КНР — на «вторую сферу» (промышленность и капитальное строительство). Сравнение отраслевой структуры ВВП США и КНР, таким образом, позволяет сделать заключение, что качество ВВП Китая в определенном смысле выше, чем качество ВВП США, что обусловливает стратегические преимущества китайской экономики.

Сейчас по объему ВВП (4,9 трлн долл.) Китай заметно отстает от США (14,2 трлн долл.), но если США будут развиваться такими годовыми темпами, как сегодня (2%), а КНР сохранит современные темпы развития (10%), то к 2020 г. КНР обязательно догонит США. Высокие ежегодные темпы роста экономики Китая, много-

миллиардные иностранные инвестиции, деятельность десятков совместных пред- 2 приятий позволяют утверждать, что его успешное развитие продолжится и в бу- | дущем. о

Примером этому является развитие в КНР автомобилестроения. В настоящее о время в стране производятся автомобили «Фольксваген», «Пежо», «Тойота», «Бьюик» т и др. Еще десять лет назад большинство автомобилей на улицах китайских городов х были иностранными, но сейчас улицы заполнены машинами, созданными на со- н вместных предприятиях. За один только 2010 г. в стране произведено более 18 млн «с автомобилей всех видов, и в настоящее время Китай по производству автомобилей т занимает 1-е место в мире, опережая США и Японию.

Хотя экспорт автомобилей в период финансового кризиса и сократился, но зато увеличился внутренний спрос — китайцы покупают более 10 млн автомобилей в год. Безусловно, рост числа автомобилей влечет за собой новые проблемы, связанные с парковками, развязками, улучшением качества дорог, но в Китае они довольно успешно решаются, стимулируя тем самым развитие сопутствующих отраслей (дорожно-строительной, нефтеперерабатывающей и т. д.). Так, например, производство бензина растет в среднем на 8-10 млн т в год, а дизельного топлива — на 15-20 млн т в год при сохранении государственного контроля над ценами [8, с. 231].

За короткий срок в Китае введен в эксплуатацию аэропорт в Пекине, аэропорт «Пудун» в Шанхае, аэропорт в Гуанчжоу — самый большой в Азии. В Пекине сейчас шесть кольцевых дорог (в Москве — три). В Пекине, Шанхае, Гуанчжоу чуть ли не из центра городов проведены прямые автобаны в аэропорты. Крупные китайские мегаполисы — это действительно XXI в. На месте старых, ветхих хибар выросли десятки многоэтажных жилых домов, причем реконструкция ведется целыми кварталами, стимулируя строительство и создавая в стране новые рабочие места.

Реформы, которые сформировали современный Китай, американский ученый, эксперт по международным вопросам в Конгрессе США, К. Менгес охарактеризовал как «четыре модернизации и „выход вовне"» [7, с. 146-152].

1. Модернизация в экономике и социальной сфере, включающая изменение роли государства в экономике (заинтересованность государства в рынке, и защита последнего от криминала).

2. Модернизация сельского хозяйства посредством организации автономии до-мохозяйств, семейных форм сельскохозяйственного производства, обеспечения условий для этого.

3. Модернизация деревни как локального социума, предполагающая переход к семейной организации сельского хозяйства и ответственности семей.

4. Модернизация промышленности на основе индустриализации, развития «экономики знания» и современных высокотехнологичных производств, науки, предпринимательства.

«Выход вовне» — это политика открытости, направленная на привлечение западных инвестиций, предоставления Китаю рынков, участие в глобальном рынке.

Быстрый рост экономики Китая сопровождается растущей потребностью в минеральном сырье и в первую очередь — в энергоносителях; материальной основой настоящего и будущего экономического развития Китая являются его природные ресурсы. По суммарной стоимости природного капитала КНР занимает 4-е место в мире, при этом 16% суммарного природного капитала приходится на богатство недр (табл. 1). За период существования КНР, модернизации и реформирования экономики в стране достигнуты огромные успехи в изысканиях и освоении полезных ископаемых: определены запасы многих их видов, создана эффективная система снабжения продукцией земных недр, которая является гарантией устойчивого, продолжительного развития экономики страны.

2 Природный капитал стран-лидеров,

о занимающих первые 5 позиций мирового рейтинга*

Страна Природный капитал % к общему объему

всего, трлн долл. США на душу населения, тыс. долл. США Земля Леса Полезные ископаемые

всего в том числе пашня всего в том числе охраняемые

Россия 24,0 160 15 10 15 5 65

США 4,6 16,5 60 44 20 8 19

Индия 3,9 3,9 90 88 4 3 5

КНР 3,4 2,7 79 75 5 1 16

Саудовская Аравия 1,4 71,9 5 5 — — 94

Примечание: * По оценке Всемирного банка (по состоянию на конец 90-х гг. ХХ в.).

В настоящее время свыше 92% первичных энергоносителей, 80% промышленного сырья и более 70% материалов аграрного производства страны зависят от освоения месторождений полезных ископаемых. В Китае придается огромное значение продолжительному (долгосрочному) развитию и рациональному использованию полезных ископаемых, при этом такое развитие определяется как государственная стратегия, а охрана ресурсов недр — как важное содержание экономической стратегии государства.

С целью увеличения поставок отечественной минерально-сырьевой продукции поощряется освоение полезных ископаемых, пользующихся рыночным спросом, в особенности — богатых ресурсов западных регионов страны. Наряду с этим, важным является привлечение иностранных инвестиций и технологий для освоения полезных ископаемых, стимулирование выхода горнорудных предприятий на мировой рынок.

В настоящее время в Китае обнаружены залежи 171 вида полезных ископаемых, определены запасы по 158 видам, в том числе: по 10 видам энергоносителей, включая нефть, природный газ, уголь, уран, геотермальные источники; по 54 видам руд, включая железо, марганец, медь, алюминий, свинец, цинк; по 91 виду нерудных ископаемых, включая графит, фосфор, серу, калий; по 3 видам водных запасов, включая подземные воды и минеральные источники. Стремительно наращиваются масштабы освоения полезных ископаемых как для внутреннего потребления, так и в целях поставки на мировой рынок.

За период существования КНР были построены Дацинские, Шэнлийские и Ляо-хэские крупные нефтепромыслы; центры угледобычи в Датуне, Яньчжоу, Пиндин-шане, Хуайнане, Хуайбэе и Джунгаре; крупные металлургические базы в Шанхае, Аныпане, Ухане и Паньчжихуа; крупные базы цветных металлов в Байине, Цзинь-чуане, Тунлине, Дэсине и Гэцзю; крупные горнорудные базы химической промышленности в Кайяне, Куньяне и Юньфу. В результате этого сложилась мощная система снабжения энергоносителями, сырьем и горнорудной продукцией.

Возникновение и подъем ряда новых горнорудных городов стимулировали урбанизацию Китая. Сейчас по производству и потреблению продукции земных недр

Китай занимает первые строчки мировых рейтингов. В настоящее время произ- 2 водство минерально-сырьевой продукции по десяти видам цветных металлов со- | ставляет более 10,2 млн т в год. КНР сейчас на первом месте в мире по произ- о водству угля, стали, десяти видов цветных металлов и цемента, на втором — по о фосфорной руде, на третьем — по пириту, на пятом — по добыче сырой нефти. т После завершения Всемирного конгресса по окружающей среде и развитию, х проведенного ООН в 1992 г., правительство КНР первым выступило с Белой книгой н «Повестка дня Китая в XXI веке — народонаселение, окружающая среда и развитие». «с В апреле 2001 г. был утвержден «Общегосударственный план по полезным иско- т паемым», а с января 2003 г. начала осуществляться «Программа действий продолжительного развития Китая в начальный период XXI века», реализация которой заложила фундамент развития страны в третьем тысячелетии [4].

Необходимо отметить, что подъем китайской экономики положил конец самому понятию «устойчивое развитие» как эвфемизму, предполагающему отсутствие развития для всех, кроме западных стран. Сегодня, когда Китай «поднялся», понятие «устойчивое развитие» стало для него более привлекательным и нашло отражение в новой доктрине о гармоничном развитии1.

Экономическая стратегия КНР на современном этапе — освоение западных территорий с переносом «центра тяжести» в экономическом строительстве с восточных районов страны в западные районы. Это стратегическое урегулирование направлено на то, чтобы посредством огромных капитальных вложений превратить в XXI в. обширные и удаленные западные районы в край, где человек гармонирует с природой. Освоение Запада — не только великое экономическое освоение, оно затрагивает самые различные стороны: общество, культуру, население, природные ресурсы, экологию, окружающую среду.

Государственная программа освоения ресурсов минерального сырья в КНР нацелена на рациональное использование полезных ископаемых, при этом рациональность по-китайски понятие в большей степени конфуцианское, чем декартовское. Главными целями государства в охране и рациональном использовании полезных ископаемых являются следующие:

1. увеличение эффективных вложений в разведку и освоение полезных ископаемых, расширение территориального охвата и глубины разведки и освоения, усиление охраны полезных ископаемых, расширение внешней открытости и активное участие в международном сотрудничестве;

2. стимулирование улучшения экологической среды на шахтах и рудниках, снижение и контроль нарушений и загрязнений окружающей среды, осуществление нормального оборота между разработкой полезных ископаемых и охраной природной среды;

3. совершенствование законов, правил и регламентов по охране окружающей среды на шахтах и рудниках, улучшение их реализации;

4. формирование среды для развития равноправной конкуренции, совершенствование законов и нормативных актов по управлению полезными ископаемыми, улучшение инвестиционной среды, качественные информационные услуги, конкуренция, открытая, упорядоченная, нормализованная, единая рыночная среда. Налоги за пользование ресурсами — земельный налог и ресурсный налог —

являются частью налоговой системы КНР и взимаются с недропользователей, а также с пользователей городских и районных земель [5]. Плательщиками налога за пользование землями городов и городских районов (земельного налога) являются предприятия, учреждения, организации, личные семейные хозяйства,

1 В данном контексте делается акцент на том, что категория «гармонии» является традиционной и едва ли не центральной в китайской культуре.

Ставки земельного налога*

о о

CD

О <

Объект налогообложения Ставка налога (юань/м2)

Города: крупные средние малые 0,5-10 0,4-8 0,3-6

Шахтерские районы 0,2-4

Примечание: *Источник: КиберЛенинка. Научная электронная библиотека. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/nalog-za-polzovanie-resursami-v-knr

частные предприниматели и другие юридические лица (включая предприятия с иностранными инвестициями, иностранные предприятия и иностранные физические лица).

Объекты налогообложения и налоговые ставки дифференцируются в зависимости от региона. Для «бедных» местностей или районов ставка налога может быть уменьшена или увеличена в соответствии с действующими положениями. Сумма налога к уплате определяется как произведение занимаемой площади и налоговой ставки, установленной за 1 м2 площади (табл. 2).

От налогообложения освобождаются земли, занимаемые правительственными, общественными и военными учреждениями; предприятиями, которые непосредственно финансируются государством; организациями религиозного характера, а также парками и историческими памятниками; местными властями как земли общественного пользования; зелеными насаждениями (леса, поля); предприятиями сельскохозяйственного, лесохозяйственного, животноводческого, звероводческого и рыбоводческого характера; объектами защиты окружающей среды (водохранилища и др.); объектами энергетики и транспортного хозяйства.

Ресурсными платежами облагается использование находящихся в государственной собственности природных ресурсов, их цель — выровнять доходы налогоплательщиков, которые осуществляют природопользование в разных местностях и условиях. Плательщиками ресурсного налога являются все организации и индивидуальные предприниматели, занятые добычей некоторых видов полезных ископаемых и производством соли в пределах территории КНР.

Взимание налога на использование природных ресурсов в Китае в настоящее время регулируется: Временными нормами и правилами КНР «О налоге на использование природных ресурсов» (были приняты 26 ноября 1993 г., опубликованы и вступили в силу с 1 января 1994 г.); Подробными правилами применения Временных норм и правил КНР «О налоге на использование природных ресурсов» (вступили в силу от 30.12.1993 г. с момента опубликования). Ресурсный налог является совместным налогом, который поступает в совместное распоряжение как центрального, так и местных правительств.

Сумма ресурсного налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как произведение объема добытого полезного ископаемого и установленной налоговой ставки. Ставка налога устанавливается на объем или вес добытых полезных ископаемых и варьируется в зависимости от вида и разработки полезных ископаемых (табл. 3).

К наиболее существенным исключениям и льготам, предусматриваемым законодательством КНР при уплате этого налога, можно отнести следующие: 1. Сырая нефть, используемая для разогрева и поддержания скважин в рабочем

состоянии, может быть вычтена при расчете суммы налога.

Ставки ресурсного налога*

Объект налогообложения Ставка налога

Сырая нефть 8-30 юаней за тонну

Природный газ 2-15 юаней за 1000 м3

Уголь 0,3-5 юаней за тонну

Руды черных металлов 2-30 юаней за тонну

Руды цветных металлов 0,4-30 юаней за тонну

Иные неметаллические руды 0,5-20 юаней за тонну или 1000 м3

Твердая соль 10-60 юаней за тонну

Жидкая соль 2-10 юаней за тонну

Примечание: *Источник: China Window [Электронный ресурс]. URL: http://chinawindow.ru/ china/legalinformation-china/chinese-taxation/resource-tax/

2. Налогоплательщикам, несущим серьезные убытки в результате природных катастроф и чрезвычайных ситуаций (аварий), могут быть предоставлены налоговые освобождения или налоговые скидки (в зависимости от масштабов понесенных ими потерь).

3. Ресурсный налог, уплачиваемый при добыче черных руд и цветных металлов независимыми добывающими предприятиями, может быть снижен на основании решения Государственного Совета КНР (например, с 1 января 2006 г. взимается 60% от обычной суммы налога по железорудным предприятиям)1. Местом уплаты налога на использование природных ресурсов является место

фактического проведения разработки природных ресурсов, налоговые периоды составляют 1, 3, 5, 10, 15 дней, 1 месяц. Фактический налоговый период для налогоплательщика устанавливается компетентным налоговым органом на основании суммы налога; в случае если фиксированный период уплаты налога не может быть установлен, допускается уплата налога при проведении каждой хозяйственной операции отдельно.

В случае если налоговый период составляет 1 месяц, декларация об уплате налога подается в течение 10 дней по окончании периода; в случае если налоговый период составляет 1, 3, 5, 10, 15 дней, то в течение 5 дней по окончании периода производится предварительная уплата налога и в течение 10 дней следующего месяца подается декларация об уплате налога и рассчитывается окончательная сумма налога к уплате за предыдущий месяц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В структуре налоговых доходов КНР ресурсный налог составляет менее 1% (2009 г. — 0,6% [6]), что является совершенно недостаточным, учитывая существенный минерально-сырьевой потенциал и упущенные возможности увеличения налогооблагаемой базы. Если провести параллели с Россией, которая занимает первую позицию мирового рейтинга по величине природного капитала (см. табл. 1), то можно увидеть принципиально иную ситуацию (табл. 4): величина доходов по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) составляет около 4% налоговых доходов и платежей в РФ; доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов, составляют почти 1/3 от общей величины налоговых изъятий в ВВП России.

Результаты анализа современного состояния и перспектив развития системы платного недропользования в России, представленные в [3], позволяют сформулировать основные отличия ресурсных платежей КНР от российских аналогов.

1 Аналог «скидки на истощение недр» [3].

2 Динамика доходов бюджета РФ за период 2007-2013 гг., % к ВВП*

о _

о Год

го X Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

(оценка)

Доходы, всего 40,21 39,17 35,04 34,62 37,48 37,91 36,11

О < Налоговые доходы 36,49 36,04 30,88 31,12 34,54 34,99 33,31

СО и платежи

в том числе: 3,60 4,14 2,72 3,04 3,67 3,98 3,86

налог на добычу

полезных иско-

паемых

таможенные 7,06 8,51 6,52 6,74 8,13 8,06 7,29

пошлины

прочие налоги 1,78 1,73 1,99 1,88 1,72 1,75 1,82

** и сборы

Примечание: *Официальный сайт Налоговой службы Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: www.nalog.ru; Источник: ВВП — Росстат, доходы консолидированного бюджета РФ — Казначейство России; ** налоги на совокупные доходы, налоги на имущество, налог на добычу полезных ископаемых (кроме НДПИ) и без учета государственной пошлины.

1. В КНР существует только один ресурсный налог на недра, в то время как в РФ разработана система платежей за пользование недрами, предусматривающая следующие формы фискальных изъятий: регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти), на поиск и разведку месторождений (ренталс), разовые платежи на право вести разведку недр (бонусы), специальные таможенные пошлины на вывоз сырья.

2. Плата за пользование недрами в КНР взимается только в форме денежных платежей, в то время как российское законодательство предусматривает, помимо денежной формы выплат, также плату в форме: части объема добытого минерального сырья или иной продукции, производимой пользователями недр; выполнения работ или предоставления услуг; зачета сумм предстоящих платежей в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов РФ, в местные бюджеты в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного предприятия.

3. В Китае применяется абсолютная (количественная) ставка налогообложения в ден. ед. (юанях) в расчете на натуральную единицу (1 т, 1 м3) минерально-сырьевой продукции, тогда как в РФ используется относительная налоговая ставка (в %), дифференцированная по видам полезных ископаемых.

4. В КНР платежи за использование природных ресурсов уплачиваются только с полезных ископаемых (углеводородное сырье, руды металлов, соль и др.), тогда как в РФ налоги уплачиваются за пользование водными объектами, лесным фондом, за загрязнение окружающей природной среды и пользование недрами.

На основе проведенного анализа можно сформулировать следующие основные направления совершенствования системы налогообложения природопользования в КНР.

1. В целях рационального природопользования и увеличения налоговых поступлений в бюджет включить в число объектов налогообложения, помимо полезных ископаемых, также лесные ресурсы (5% природного капитала КНР), водные ресурсы (по гидроэнергетическим ресурсам Китай занимает 1-е место в мире) и минеральные воды.

2. Введение относительной (процентной) налоговой ставки, повышающей эффективность государственного регулирования процессов недропользования.

3. Формирование системы платежей за использование недр, включающей фи- 2

скальные изъятия ренталс и бонусов на поиски и разведку месторождений полез- |

ных ископаемых. о

Литература х

^

1. Буров В. Г., Федотова В. Г. Китайский опыт модернизации: теория и практика // Вопросы н-философии. 2007. № 5, С. 7-20. <

2. Доклад Национального разведывательного совета США «Мир 2020». 2005. № 6-7 (64). С. 26. ^

3. Кимельман С. А., Куклина Е. А. Система платного недропользования в России: современное состояние и перспективы развития // Управленческое консультирование. 2013. № 4. С. 95-108.

4. Куклина Е. А., Гао Цзе. Устойчивое развитие КНР и природопользование // Экономика и управление производством : межвуз. сб. Вып. 15. СПб. : Изд-во СЗГТУ, 2005. С. 140-142.

5. Куклина Е. А., Чжу Сяоцин, Сунь Юйсю, Се Тяньчэн. Налоговая политика стимулирования инноваций как фактор экономического роста: китайский путь // Управленческое консультирование. 2014. № 2 (62). С. 84-93.

6. Лыкова Л. Н. Налоговые системы зарубежных стран : учебник для магистров / Л. Н. Лыкова, И. С. Букина. М. : Юрайт, 2013. 428 с.

7. Менгес К. Китай. Нарастающая угроза / пер. с англ. А. Г. Булычева. М. : Независимая газета, 2006. 608 с.

8. Основные отрасли и сферы экономики современного Китая / отв. ред. А. В. Островский; сост. П. Б. Каменнов. В 2 кн. Кн. 2. М. : ИДВ РАН, 2013. 239 с.

References

1. Burov V. G., Fedotova V. G. Experience of China in modernization: theory and practice [Kitaiskii opyt modernizatsii: teoriya i praktika] // Philosophy Questions [Voprosy filosofii]. 2007. N 5. P. 7-20.

2. Report of National Intelligence Council of the USA "World 2020" [Doklad Natsional'nogo razvedyvatel'nogo soveta SShA «Mir 2020»]. 2005. N 6-7 (64). P. 26.

3. Kimelman S. A., Kuklina E. A. System of paid subsurface use in Russia: current state and development prospects [Sistema platnogo nedropol'zovaniya v Rossii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya] // Administrative consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2013. N 4. P. 95-108.

4. Kuklina E. A., Gao Jie. Sustainable development of the People's Republic of China and environmental management [Ustoichivoe razvitie KNR i prirodopol'zovanie] / Economy and production management [Ekonomika i upravlenie proizvodstvom] : interuniversity collections of works. Vol. 15. SPb. : Publishing house of NWSTU [Izd-vo SZGTU], 2005. P. 140-142.

5. Kuklina E. A., Zhu Xiaoqing, Sun Yoxiu, Xie Tiancheng. The Fiscal policy for stimulation of innovations as factor of economic growth: the Chinese way [Nalogovaya politika stimulirovaniya inno-vatsii kak faktor ekonomicheskogo rosta: kitaiskii put'] // Administrative consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2014. N 2 (62). P. 84-93.

6. Lykova L. N. Tax systems of foreign countries [Nalogovye sistemy zarubezhnykh stran] : the textbook for masters / L. N. Lykova, I. S. Bukina. M. : Yurait [Jurajt], 2013. 428 p.

7. Menges C. China: The Gathering Threat [Kitai. Narastayushchaya ugroza] / translated from English Bulychev A. G. M. : Independent newspaper [Nezavisimaya gazeta], 2006. 608 p.

8. Primary branches and spheres of economy of modern China [Osnovnye otrasli i sfery eko-nomiki sovremennogo Kitaya] / executive edition of A. V. Ostrovsky ; collector P. B. Kamennov. In 2 books. Book 2. M. : IFES RAS [IDV RAN], 2013. 239 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.