Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ИНДИКАТОРОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗЕМЕЛЬ ГЕРМАНИИ'

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ИНДИКАТОРОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗЕМЕЛЬ ГЕРМАНИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
83
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИКАТОР / ГЕРМАНИЯ / СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ЦУР / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЗЕМЛЯ / СУБИНДИКАТОР

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Таскин Фёдор Александрович

Анализ системы индикаторов устойчивого развития федеральных земель Германии является актуальной задачей, поскольку позволяет оценить степень разработанности концепции устойчивого развития и системы индикаторов устойчивости на региональном уровне, определить вклад каждой федеральной земли в достижение национальных индикаторов Германии и, как следствие, целей устойчивого развития ООН. Целью исследования является сравнение системы индикаторов устойчивого развития Германии на федеральном и региональном уровнях. В ходе работы проведен анализ универсальной системы индикаторов LiKi федеральных земель Германии; представлен состав тематических полей и субиндикаторов земель; сопоставлены субиндикаторы земель и индикаторы устойчивого развития Германии; оценен вклад федеральных земель в достижение целей устойчивого развития Германии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE SYSTEM OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT INDICATORS OF THE GERMAN FEDERAL STATES

The analysis of the system of sustainable development indicators of the German federal states is an urgent issue, since it allows us to assess the development degree of the sustainable development concept and the system of sustainability indicators at the regional level, determine the contribution of each federal state to the achievement of German national indicators and, as a result, UN Sustainable Development Goals. The aim of the study is to compare the system of German sustainable development indicators at the federal and regional levels. In the course of the work, an analysis of the universal system of LiKi indicators of German federal states was made; the structure of the thematic fields and sub - indicators of states is represented; sub-indicators of states and German sustainable development indicators are compared; the contribution of federal states in achieving German Sustainable Development Goals has been evaluated.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ИНДИКАТОРОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗЕМЕЛЬ ГЕРМАНИИ»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Таскин Ф. А. Анализ системы индикаторов устойчивого развития федеральных земель Германии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 09 (сентябрь). - 1,0 п. л. -URL: h ttp://e-koncept.ru/2023/233006. htm.

ART 233006 DOI 10.24412/2304-120X-2023-13006 УДК 338.27

Таскин Фёдор Александрович,

студент ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина», г. Екатеринбург [email protected]

Анализ системы индикаторов устойчивого развития федеральных земель Германии

Аннотация. Анализ системы индикаторов устойчивого развития федеральных земель Германии является актуальной задачей, поскольку позволяет оценить степень разработанности концепции устойчивого развития и системы индикаторов устойчивости на региональном уровне, определить вклад каждой федеральной земли в достижение национальных индикаторов Германии и, как следствие, целей устойчивого развития ООН. Целью исследования является сравнение системы индикаторов устойчивого развития Германии на федеральном и региональном уровнях. В ходе работы проведен анализ универсальной системы индикаторов и^ федеральных земель Германии; представлен состав тематических полей и субиндикаторов земель; сопоставлены субиндикаторы земель и индикаторы устойчивого развития Германии; оценен вклад федеральных земель в достижение целей устойчивого развития Германии.

Ключевые слова: Германия, федеральная земля, стратегия устойчивого развития, индикатор, субиндикатор, ЦУР. Раздел: 08.00. 00 Экономические науки.

Введение

Вслед за федеральным центром земли Германии также выражают приверженность идее интеграции устойчивого развития во все сферы, рассматриваемые в рамках целей устойчивого развития (далее - ЦУР). В первую очередь это проявляется в создании собственных стратегий устойчивого развития и публикации отчетов, представляющих статистическую информацию и оценку развития выбранных землями индикаторов. Многие индикаторы земель совпадают с национальными индикаторами Германии, но также есть ряд индикаторов, которые уникальны для земель вследствие их приоритетного значения по сравнению с другими землями или федеральным центром [1].

Приоритеты каждой земли в рамках политики устойчивого развития отражены в основных направлениях деятельности, акцентирующих внимание на одной или нескольких ЦУР. Универсальными для земель являются области защиты климата, развития энергетики, в частности расширения использования возобновляемых источников энергии, и образования в интересах устойчивого развития [2, 3].

В целях организации эффективной деятельности по достижению устойчивости в землях действуют уполномоченные органы. В большинстве земель таким органом выступает Министерство окружающей среды или Государственная канцелярия земли. В некоторых землях действуют только координационные органы [4].

Центральным элементом системы устойчивого развития федеральных земель Германии является инициатива земель по основным индикаторам Landerinitiative Kernindikatoren (далее - LiKi). Она представляет собой общий набор из 25 феде-

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Таскин Ф. А. Анализ системы индикаторов устойчивого развития федеральных земель Германии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 09 (сентябрь). - 1,0 п. л. -URL: h ttp://e-koncept.ru/2023/233006. htm.

ральных и региональных экологических индикаторов устойчивости, впервые принятый в 2004 году Конференцией министров окружающей среды (Umweltministerkonferenz, далее - UMK). С тех пор дальнейшие разработки, применение показателей, а также представления земель о качестве окружающей среды и временных тенденциях были задокументированы в периодических отчетах, направляемых в UMK. Последний седьмой отчет был опубликован в ноябре 2022 года [5].

Анализ действующей системы индикаторов устойчивого развития федеральных земель Германии позволит оценить ее универсальность; рассмотреть корреляцию между системой индикаторов LiKi, индикаторами федеральных земель и национальными индикаторами Deutsche Nachhaltigkeitsstrategie (далее - DNS); провести сравнительный анализ прогресса федеральных земель в достижении идентичных индикаторов Германии.

Методология и результаты исследования

Исследование основывается на теории международных отношений, нормативных документах и статистических данных Германии и ее федеральных земель в области устойчивого развития. Использованы методы сравнительного анализа, синтеза информации и обобщения данных. Данный комплекс методов позволяет полностью решить исследовательскую цель.

Все индикаторы ЫК\ распределены по четырем тематическим полям и разделены на 45 субиндикаторов (табл. 1) [6].

Таблица 1

Индикаторы LiKi

Тематическое поле Индикатор Субиндикатор

А. Климат и энергетика А1. Изменение климата и вегетационное развитие А1.1. Начало цветения яблони (день года)

А1.2. Продолжительность вегетационного периода (дни)

А2. Выбросы углекислого газа А2.1. Выбросы углекислого газа, связанные с энергетикой, относительно жителей (тонн на 1 жителя в год)

А2.2. Выбросы углекислого газа на транспорте, связанные с топливом, относительно жителей (тонн на 1 жителя в год)

А3. Потребление энергии А3.1. Первичное потребление энергии, относительно жителей (ГДж на 1 жителя в год)

А3.2. Конечное потребление энергии в секторе частных домохо-зяйств, относительно жителей (ГДж на 1 жителя в год)

А4. Возобновляемые источники энергии А4.1. Доля возобновляемых источников энергии в первичном потреблении энергии (%)

А4.2. Доля возобновляемых источников энергии в конечном потреблении энергии (%)

А4.3. Доля возобновляемых источников энергии в потреблении электроэнергии (%)

В. Природа и ландшафт В1. Разрыв ландшафта В1.1. Доля UZVR (неразделенные пространства с ограниченным движением) более 100 км2 от площади земли, %)

В1.2. Средняя степень разрыва (эффективный размер сетки meff) (км2)

В2. Биоразнообразие и качество ландшафта В2. Динамика численности репрезентативных видов: целевой показатель на 2030 год

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Таскин Ф. А. Анализ системы индикаторов устойчивого развития федеральных земель Германии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 09 (сентябрь). - 1,0 п. л. -URL: h ttp://e-koncept.ru/2023/233006. htm.

В3. Природоохранные территории В3. Доля охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся под строгой охраной, в земельной площади (%)

В4. Состояние лесов В4. Доля деревьев, значительно поврежденных на уровне 2 и выше (комбинированный уровень повреждения 2-4) (%)

В5. Поступление кислоты и азота В5.1. Поступление кислоты из атмосферы в результате влажного осаждения на открытых пространствах в лесу (килоэквивалент на га в год)

В5.2. Поступление азота из атмосферы в результате влажного осаждения на открытых пространствах в лесу (кг на га в год)

В6. Избыток азота В6. Избыток азота на сельскохозяйственных землях Германии (баланс площадей) (кг на га в год)

В7. Сельскохозяйственные угодья с высокой природной ценностью В7.1. Доля сельскохозяйственных угодий с высокой природной ценностью (HNV Farmland) в общей площади сельскохозяйственного ландшафта (%)

В7.2. Доля пастбищных угодий HNV в общей площади сельскохозяйственного ландшафта (%)

В8. Экологическое состояние внутренних поверхностных вод В8.1. Доля проточных вод с хорошим или очень хорошим состоянием в общем количестве оцениваемых водоемов (%)

В8.2. Доля поверхностных озер в хорошем или очень хорошем состоянии в общем количестве оцениваемых водоемов (%)

В9. Водная система В9.1. Степень изменения водной системы (классы)

В9.2. Доля поперечных сооружений с хорошей проходимостью для рыб с точки зрения экологии в проточных водах (%)

С. Окружающая среда и здоровье С1. Качество воздуха С1.1. Среднегодовое значение концентрации выбросов РМ10 в городских условиях (мкг на м3)

С1.2. Среднегодовое значение концентрации выбросов РМ25 в городских условиях (мкг на м3)

С1.3. Среднегодовое значение концентрации выбросов NO2 в городских условиях (мкг на м3)

С1.4. Концентрации озона; количество 1-часовых показаний (среднечасовых значений), превышающих 180 мкг/м3 в год в городских условиях (среднее количество часов)

С2. Шумовое загрязнение С2.1. Доля людей, страдающих от Lden > 65 дБ, в общей численности населения(%)

С2.2. Доля людей, страдающих от Lnight > 55 дБ, в общей численности населения (ночью) (%)

С3. Пропускная способность С3.1. Пропускная способность общественного пассажирского транспорта, относительно жителей (ПКМ на 1 жителя в год)

С3.2. Объем грузоперевозок железнодорожным, внутренним водным и автомобильным транспортом, абсолютный (млн ткм в год)

С3.3. Доля железнодорожных и внутренних водных перевозок в объеме грузоперевозок (%)

С4. Рекреационные зоны С4. Зоны отдыха, спорта, досуга, а также кладбища в городах (по классам размеров) (м2 на 1 жителя)

С5. Нитраты в грунтовых водах С5.1. Доля точек измерения с содержанием нитратов выше 25 мг/л (%)

С5.2. Доля точек измерения с содержанием нитратов выше 50 мг/л (%)

С6. Поступление тяжелых металлов С6. Поступление тяжелых металлов из атмосферы в естественные экосистемы, свободные от лесов (индекс)

D. Ресурсы и эффективность D1. Использование площади D1.1. Увеличение площади населенных пунктов и участков движения, абсолютное (га в день)

D1.2^. Доля площади населенных пунктов и участков движения в общей площади земли до 2015 г. (%) D1.2.b. Доля площади населенных пунктов и участков движения в общей площади земли с 2016 г. (%)

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Таскин Ф. А. Анализ системы индикаторов устойчивого развития федеральных земель Германии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 09 (сентябрь). - 1,0 п. л. -URL: h ttp://e-koncept.ru/2023/233006. htm.

D2. Органическое сельское хозяйство D2. Доля земель с органическим сельским хозяйством в общей площади, используемой в сельском хозяйстве (%)

D3. Общее количество отходов D3.1. Количество отдельных городских отходов (бытовых и крупногабаритных), относительно жителей (кг на 1 жителя в год)

D3.2. Количество отдельных городских отходов (бытовых и крупногабаритных отходов, а также отдельно регистрируемых вторсырья из домашних хозяйств и биоотходов), относительно жителей (кг на 1 жителя в год)

D4. Устойчивое хозяйствование D4.1. Доля работников в организациях, зарегистрированных в EMAS, в общей численности занятых в экономике (%)

D4.2. Доля работников, занятых в сфере охраны окружающей среды, в общей численности занятых в экономике (%)

D5. Производительность энергии D5. Отношение валового внутреннего продукта к конечному потреблению энергии (индекс 1991 = 100)

D6. Производительность сырья D6. Отношение валового внутреннего продукта к потреблению сырья (индекс 1994 = 100)

Тематическое поле «Климат и энергетика» (А) охватывает четыре индикатора. Вслед за Германией федеральные земли прилагают усилия по сокращению выбросов парниковых газов. Сокращение выбросов углекислого газа, на долю которого в Германии приходится в среднем почти 90% от общего объема выбросов парниковых газов, является приоритетной целью политики земель в области защиты климата. Для достижения этой цели был принят ряд мер по увеличению доли возобновляемых источников энергии и повышению энергоэффективности [7].

Тематическое поле «Природа и ландшафт» (В) включает в себя девять индикаторов. Ландшафт в Германии характеризуется сильным антропогенным влиянием. Продолжающееся использование человеком природы и ландшафта в результате интенсивной индустриализации, урбанизации, интенсивного сельского хозяйства и потребления ресурсов приводит к деградации экосистем. Последствия включают изменение ландшафта и растущую утрату биоразнообразия. Вследствие этого набор показателей экологической устойчивости был дополнен данными об избытке азота на сельскохозяйственных угодьях, а также на сельскохозяйственных угодьях с высокой природной ценностью. Создание охраняемых территорий и устойчивое управление сельским, лесным хозяйством и водными ресурсами являются важнейшими условиями для сохранения биоразнообразия [8].

Тематическое поле «Окружающая среда и здоровье» (С) состоит из шести индикаторов. Хотя качество воздуха в Германии в последние годы заметно улучшилось, Федеральное управление по охране окружающей среды указывает на серьезные превышения обновленных нормативных значений Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Выхлопные газы, сверхтонкие частицы, шумовое загрязнение, нитраты в подземных водах, биологические загрязнители, опасные химические вещества, отходы в почве, радиоактивное излучение, смог и многое другое - все это влияет на качество жизни и здоровье людей. Поэтому защита окружающей среды также является крайне необходимой профилактической мерой здравоохранения [9].

Тематическое поле «Ресурсы и эффективность» охватывает шесть индикаторов. Деятельность человека неразрывно связана с использованием природных ресурсов. В этом отношении, например, использование земли является важным ключевым показателем, отражающим небрежное обращение с ограниченными ресурсами: по данным Федерального статистического управления, в Германии в

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Таскин Ф. А. Анализ системы индикаторов устойчивого развития федеральных земель Германии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 09 (сентябрь). - 1,0 п. л. -URL: h ttp://e-koncept.ru/2023/233006. htm.

2020 году около 54 га площади земли в день превращалось в населенные пункты и участки движения, которые ежедневно безвозвратно терялись, в частности, для сельского хозяйства. Уже одно это обстоятельство показывает, что как экономное использование ресурсов, так и повышение эффективности их использования необходимо, чтобы обеспечить последующим поколениям достаточный простор для действий по улучшению качества жизни [10].

Субиндикаторы представляют девять ЦУР: ЦУР 2 (Ликвидация голода), 3 (Хорошее здоровье и благополучие), 6 (Чистая вода и санитария), 7 (Недорогостоящая и чистая энергия), 8 (Достойная работа и экономический рост), 11 (Устойчивые города и населенные пункты), 12 (Устойчивое потребление и производство), 13 (Борьба с изменением климата), 15 (Сохранение экосистем суши). В основном это экологические индикаторы, но некоторые из них сопряжены с экономическими и социальными аспектами [11].

В настоящее время в Германии действует новая редакция Стратегии устойчивого развития, опубликованная Федеральным правительством 10 марта 2021 года. В Стратегии обоснованы подходы к построению системы индикаторов устойчивого развития и обращается внимание на их соответствие ЦУР. В документе появились две новые сферы: Состояние здоровья населения в мире и Культурное наследие; и исключена область Леса. Также были добавлены новые индикаторы DNS. Общее количество сфер составило 39, индикаторов DNS - 75. Достижение ЦУР определяется степенью выполнения индикаторов DNS или их отклонением от запланированных параметров [12].

Корреляция между субиндикаторами LiKi и национальными индикаторами DNS представлена в табл. 2.

Таблица 2

Корреляция между субиндикаторами LiKi и национальными индикаторами DNS

Субиндикатор LiKi Индикатор DNS Степень соответствия

А2.1 13.1.а очень похожи

А2.2 13.1.а очень похожи

А3.1 7.1.b очень похожи

А3.2 12.1.b тематически похожи

А4.2 7.2.а идентичны

А4.3 7.2.b идентичны

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В2 15.1 очень похожи

В5.1 15.2 тематически похожи

В5.2 15.2 тематически похожи

В6 2.1.а очень похожи

С1.1 3.2.b очень похожи

С1.2 3.2.b очень похожи

C1.3 3.2.a тематически похожи

C3.2 11.2.a тематически похожи

C3.3 11.2.a тематически похожи

C5.1 6.1.b идентичны

C5.2 6.1.b идентичны

D1.1 11.1.a идентичны

D1.2 11.1.b тематически похожи

D2 2.1.b идентичны

D4.1 12.2 очень похожи

D5 7.1.a идентичны

D6 8.1 очень похожи

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Таскин Ф. А. Анализ системы индикаторов устойчивого развития федеральных земель Германии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 09 (сентябрь). - 1,0 п. л. -URL: h ttp://e-koncept.ru/2023/233006. htm.

Более половины субиндикаторов LiKi сопоставимы с индикаторами DNS. По степени соответствия они делятся на три типа: идентичны, очень похожи и тематически похожи. Из 23 сопоставимых субиндикатора семь идентичны, девять очень похожи, семь тематически похожи на национальные индикаторы Германии.

Тематическое поле «Природа и ландшафт» (В) представлено наименьшим количеством сопоставимых субиндикаторов при их превалирующем над другими тематическими полями количестве: только 4 из 14 субиндикаторов могут быть сопоставлены с индикаторами национальной стратегии. При этом ни один из представленных субиндикаторов не идентичен соответствующему национальному. Это тематическое поле отражает региональную специфику федеральных земель, которые стремятся внедрить те индикаторы, которые не были представлены в Стратегии Германии, но имеют большое значение для реализации ЦУР 2 (Ликвидация голода), 6 (Чистая вода и санитария), 15 (Сохранение экосистем суши) [13].

Помимо представления в Стратегии устойчивого развития Германии, субиндикаторы также отражены в стратегиях федеральных земель (табл. 3).

Таблица 3

Представление индикаторов LiKi в стратегиях устойчивого развития

федеральных земель

Федеральная земля Идентичный индикатор Очень похожий индикатор Тематически похожий индикатор Общее количество аналогичных индикаторов Общее количество индикаторов стратегии

Баден-Вюртемберг 11 3 0 14 58

Бавария 9 7 1 17 40

Берлин Стратегия отсутствует 40

Бранденбург 7 7 1 15 33

Бремен* 7 3 1 11 -

Гамбург Стратегия отсутствует

Гессен 14 2 6 22 94

Мекленбург-Передняя Померания Стратегия отсутствует

Нижняя Саксония 20 6 0 26 60

Северный Рейн-Вестфалия 11 5 1 17 67

Рейнланд-Пфальц 11 4 5 20 27

Саар 2 3 0 5 39

Саксония 11 2 0 13 58

Саксония-Анхальт 13 1 2 16 30

Шлезвиг-Гольштейн 20 7 3 30 75

Тюрингия 14 3 0 17 33

* В данном случае имеется в виду Стратегия Бремена по адаптации к изменению климата 2018 года [14].

В среднем по землям более 17 из 45 субиндикаторов LiKi имеют представление в региональных стратегиях. Наибольшее количество индикаторов, аналогичных индикаторам LiKi, содержит отчет об устойчивом развитии Шлезвига-Гольштейна. Из 75 индикаторов земли 30 аналогичны индикаторам LiKi, причем 20 полностью идентичны и охватывают все четыре тематических поля. Такая высокая степень соответствия

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Таскин Ф. А. Анализ системы индикаторов устойчивого развития федеральных земель Германии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 09 (сентябрь). - 1,0 п. л. -URL: h ttp://e-koncept.ru/2023/233006. htm.

связана в первую очередь с тем, что при отборе индикаторов земли учитывалась их сопоставимость с отчетами федерального правительства и других земель [15].

В свою очередь, Рейнланд-Пфальц имеет наибольший процент соответствия собственных индикаторов с индикаторами LiKi: почти 75% индикаторов аналогичны друг другу. При этом следует учитывать, что в индикаторном отчете Рейнланд-Пфальца содержится наименьшее число индикаторов по сравнению с другими федеральными землями [16].

Однако из всех федеральных земель наименее сопоставима система индикаторов Саара. Из 39 индикаторов только пять в той или иной степени совпадают с индикаторами LiKi. Во многом это связано с тем, что политика устойчивого развития Саара направлена на приоритетное развитие социальной и экономической сфер, что отражено в основных направлениях деятельности, в то время как индикаторы LiKi представляют экологический аспект устойчивого развития [17].

Каждая земля вносит свой вклад в достижение ЦУР не только на своей территории, но и в целом по всей Германии. Успешность выполнения индикаторов устойчивого развития в определенной земле предопределяет потенциальную возможность Германии достичь целевого значения конкретного индикатора и связанной с ним ЦУР. Наиболее наглядно это видно при сравнении индикаторов LiKi, идентичных национальным индикаторам (см. табл. 4).

Идентичные индикаторы представляют тематические поля «Климат и энергетика» (А), «Окружающая среда и здоровье» (С) и «Ресурсы и эффективность» Всего таких индикаторов семь, однако индикатор С5.1 при совпадении формулировки с национальным индикатором 6.1 .Ь отличается от него пороговым значением. Поэтому при анализе будет учтен только сопутствующий индикатор С5.2, пороговое значение которого совпадает с национальным [18].

Индикаторы А4.2 «Доля возобновляемых источников энергии в конечном потреблении энергии» и А4.3 «Доля возобновляемых источников энергии в потреблении электроэнергии» представляют ЦУР 7 (Недорогостоящая и чистая энергия) и соответствующие национальные индикаторы 7.2.а и 7.2.Ь. Долгосрочная цель Германии состоит в том, чтобы увеличить показатели по этим индикаторам до 30% и 80% соответственно. Несмотря на то что оба индикатора успешно преодолели целевое значение 2020 года, в настоящее время их показатели имеют тенденцию к снижению, что ставит под угрозу достижение целевого значения в 2030 году [19].

Среди федеральных земель целевого значения по индикатору А4.2 уже достигли Шлезвиг-Гольштейн (40,3%) и Бранденбург (30,7%), причем после преодоления этого значения в 2015 году Шлезвиг-Гольштейн продолжает увеличивать долю возобновляемых источников энергии в конечном потреблении энергии. Однако состояние данного индикатора в других федеральных землях нельзя назвать успешным. Восемь федеральных земель находятся ниже общегерманского уровня: не считая трех городов со статусом федеральной земли, низкую позицию занимает Северный Рейн-Вестфалия с долей 7,9%.

Более благоприятно развивается индикатор А4.3. Здесь также лидирующую позицию занимает Шлезвиг-Гольштейн со своим превалирующим значением в 150,1%. Другими успешными землями, преодолевшими целевое значение, являются Бран-денбург (95%) и Нижняя Саксония (82,9%). В целом практически во всех землях наблюдается позитивное развитие по данному индикатору. Только в Берлине этот индикатор остается на одном и том же низком уровне.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Таскин Ф. А. Анализ системы индикаторов устойчивого развития федеральных земель Германии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 09 (сентябрь). - 1,0 п. л. -URL: h ttp://e-koncept.ru/2023/233006. htm.

Таблица 4

Индикаторы LiKi, идентичные национальным индикаторам за 2019 год

Федеральная земля/ индикатор

-Q §

CD §

CD О

£ О со О

CD §

45=

«ч

3

со

а

CD I 05

I .

CD -

с; !

CD

i о с

-Q §

CD §

CD О

£ О со

0 CD

1

а

CD

05

0

1 CD

5

I

CD

£ CD

i О С

о;

== S

i 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

cd P

со

¡c CD

о ЕЕ

о

о

* 8 10 с 1 О °

CD

I

CD CD

& £

3

-о со

Ei

0 g

CD

1

CD

з-р

о

^

СО -Q _ I CK CD

- -о

3 I

I

CD -о CD

CD CD

£

О о; со О

X

§

-а §

_ о §

Я Sc

Q S

gj CD

^ CD

2 £

с: °

§ >3

с: ^

I 8

3 X

3 §

£

0 с >3 (D

1 §

о ^

о § § *

8 |

§

CD CD

I

CD

3

0

1

О ю Q

а

Ж ^

05 о 2

з и ||

0 3

3= со CD

1

Баден-Вюртемберг

16,4

24,6

8,3

5,2

13,2

143,9

Бавария

20,7

45,8

4,8

10,6

11,9

142,1

Берлин

4,6

2,7

0,2

22,9

180,0

Бранденбург

30,7

95,0

11,3

1,4

13,2

196,1

Бремен

5,4

16,0

0,1

24,2

134,2

Гамбург

7,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4,8

-0,2

9,5

165,4

Гессен

11,5

22,7

14,1

15,5

131,5

Мекленбург-Передняя Померания_

17,8

2,5

12,5

Нижняя Саксония

24,1

82,9

27,9

5,1

4,7

155,5

Северный Вестфалия

Рейн-

7,9

16,7

14,4

6,0

143,5

Рейнланд-Пфальц

16,0

38,1

26,6

1,4

11,2

120,3

Саар

0,0

0,9

18,1

Саксония

12,6

22,8

25,9

7,5

240,5

Саксония-Анхальт

26,0

76,2

20,9

1,0

9,1

202,6

Шлезвиг-Гольштейн

40,3

150,1

24,5

2,3

6,6

159,9

Тюрингия

21,6

42,4

21,6

6,4

251,5

Германия

17,3

41,9

15,8

52,0

9,7

152,6

Целевое значение для Германии_

30,0 (к 2030 г.)

80,0 (к 2030 г.)

0,0 (к 2030 г.)

30,0 (к 2030 г.)

30,0 (к 2030 г.)

+2,1% в год

Индикатор С5.2 «Доля точек измерения с содержанием нитратов выше 50 мг/л» сопряжен с ЦУР 6 (Чистая вода и санитария) и соответствующим национальным индикатором 6.1.Ь. Германия стремится к тому, чтобы во всех точках измерения соблюдалось пороговое значение 50 мг/л. Начиная с 2008 года доля точек измерения, соответствующих цели, стабильно находилась на уровне 19-16%, то есть примерно шестая часть всех грунтовых вод была непригодна для питья без предварительной очистки. В 2019 году эта тенденция не изменилась, что свидетельствует о сохраняющемся высоком уровне загрязнения грунтовых вод нитратами.

Состояние индикатора в федеральных землях также вызывает опасения. В

2019 году в шести федеральных землях (Нижняя Саксония, Рейнланд-Пфальц, Саксония, Шлезвиг-Гольштейн, Тюрингия и Саксония-Анхальт) показатель нитратов превышал значение 50 мг/л в более 20% грунтовых вод. В то время как в Саксонии в

2020 году произошло резкое сокращение непригодных вод (с 25,9% до 18,3%), в Шлезвиг-Гольштейне наблюдалась обратная ситуация: ранее высокий показатель стал еще больше (с 24,5% до 31,5%).

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Таскин Ф. А. Анализ системы индикаторов устойчивого развития федеральных земель Германии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 09 (сентябрь). - 1,0 п. л. -URL: h ttp://e-koncept.ru/2023/233006. htm.

На этом фоне особенно примечательно, что в Сааре начиная с 2012 года во всех точках измерения соблюдалось пороговое значение. Саар является землей с хорошими в качественном и количественном отношении запасами подземных вод. Здесь около 96% питьевой воды обеспечивается за счет глубокого бурения и около 4% - из родников [20]. Успешное представление индикатора также характерно для Баварии (4,8%) и Баден-Вюртемберга (8,3%). Однако как на национальном уровне, так и на уровне федеральных земель загрязнение грунтовых вод нитратами остается серьезной проблемой.

Индикатор D1.1 «Увеличение площади населенных пунктов и участков движения» связан с ЦУР 11 (Устойчивые города и населенные пункты) и соответствующим национальным индикатором 11.1.а. Земля является ограниченным ресурсом, на который претендуют не только населенные пункты и транспорт, но и сельское и лесное хозяйство. Поэтому к 2030 году планируется ограничить использование дополнительных земель для населенных пунктов и транспорта в среднем менее чем 30 га в день. К 2050 году планируется создать экономику замкнутого цикла в землепользовании. Это означает, что никакие дополнительные площади не будут использоваться для строительства населенных пунктов и транспортных целей [21].

Германия успешно и последовательно движется к этой цели. С 2004 года наблюдается постоянное сокращение прироста площадей для населенных пунктов и транспорта. В 2019 году Германия достигла самого низкого значения за весь период - 52 га в день.

В свою очередь, положение федеральных земель можно охарактеризовать как стабильное. В большинстве земель прирост территорий для транспорта и населенных пунктов составляет от 0 до 5 га в день. Только в Баварии прирост в 2019 году принял значение 10,6 га в день. В Гамбурге, наоборот, наблюдалось сокращение таких территорий на 0,2 га в день. Из всех федеральных земель только в Тюрингии развитие данного индикатора имеет отрицательную оценку. В остальных землях индикатор имеет либо стабильное состояние, либо позитивную тенденцию к сокращению.

Индикатор D2 «Доля земель с органическим сельским хозяйством в общей площади, используемой в сельском хозяйстве» относится к ЦУР 2 (Ликвидация голода) и соответствует национальному индикатору 2.1 .Ь. Органическое сельское хозяйство особенно оказывает положительное воздействие на природу, климат и окружающую среду и служит для производства высококачественных продуктов. Поэтому в 2022 году целевое значение было увеличено: теперь доля сельскохозяйственных земель, находящихся под экологическим управлением, должна составить не 20%, а 30% к 2030 году [22].

Всего около 10% сельскохозяйственных территорий Германии находились под экологическим управлением в 2019 году. Безусловно, с 2015 года отмечается более явное увеличение показателя и на протяжении всего периода наблюдений заметна тенденция к увеличению, однако это увеличение до сих пор является недостаточным при запланированном целевом значении 30%.

С другой стороны, федеральные земли вносят огромный вклад в достижение этого индикатора. Лидером по органическому земледелию является Бремен. Здесь площадь сельскохозяйственных территорий под экологическим управлением составляла 24,2% в 2019 году, а в 2021 году это значение поднялось уже до 32,2%. Не менее успешным в 2019 году являлось положение Берлина со значением индикатора 22,9%. Несмотря на то что значение индикатора в других землях было несколько меньше, во всех федеральных землях наблюдается положительная тенденция к увеличению площадей органического.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Таскин Ф. А. Анализ системы индикаторов устойчивого развития федеральных земель Германии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 09 (сентябрь). - 1,0 п. л. -URL: h ttp://e-koncept.ru/2023/233006. htm.

Индикатор D5 «Отношение валового внутреннего продукта к конечному потреблению энергии» представляет ЦУР 7 (Недорогостоящая и чистая энергия) и соответствует национальному индикатору 7.1.а. Снижение потребления энергии за счет повышения энергоэффективности является второй опорой энергетического перехода наряду с расширением использования возобновляемых источников энергии. Цель состоит в том, чтобы достичь высоких экономических показателей при минимально возможном потреблении энергии. Согласно энергетической концепции Федерального правительства, конечная производительность энергии должна увеличиваться ежегодно на 2,1% в период с 2008 года по 2050 год и на 139% в целом к 2050 году [23].

Германия планомерно движется к цели, однако в некоторые годы не наблюдался запланированный прирост в 2,1%. В 2019 году значение индикатора составляло менее половины от целевого значения. Согласно индикаторному отчету дальнейшее развитие индикатора в таком же темпе не позволит достичь целевого значения, отклонение от которого в 2050 году составит более 20% [24].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенно благоприятно этот индикатор развивается в Центральной и Восточной Германии. Наибольший индекс конечной производительности энергии имеет Тюрингия, которая в 2019 году достигла значения 251,5%. Затем идут другие земли этого региона: Саксония (240,5%), Саксония-Анхальт (202,6%), Бранденбург (196,1%) и Берлин (180,0%). С другой стороны, в Западной Германии этот индикатор принимает относительно низкие значения. Наименее интенсивным является развитие индикатора в Рейнланд-Пфальце - 120,3%. При этом развитие индикатора только в этой земле имеет негативную тенденцию, тогда как в большинстве земель наблюдается позитивное развитие.

Достижение устойчивости в Германии напрямую связано с реализацией политики устойчивого развития в каждой федеральной земле. В частности, такая взаимосвязь прослеживается при сравнении аналогичных индикаторов. Федеральные земли достигли различного прогресса по данным индикаторам, при этом наблюдается довольно большой разрыв между наиболее и наименее успешной землей. В такой ситуации индикатор Германии принимает среднее значение, чаще всего приближенное к менее успешным землям. Однако практически по каждому индикатору можно выделить лидера, который придает импульс для остальных земель, что улучшает показатели в целом по Германии.

В сфере возобновляемых источников энергии лидирующие позиции занимает Шлезвиг-Гольштейн. Географическое положение на побережье Северного и Балтийского морей и сравнительно низкая плотность населения создают здесь особенно хорошие условия для использования ветряных турбин, но солнечная энергия и биомасса также вносят значительный вклад в энергоснабжение. Благодаря этому Шлезвиг-Гольштейн все больше становится «энергетическим центром» между Германией и Скандинавскими странами.

В области обеспечения чистой водой лидером является Саар. В Сааре питьевая вода практически на 100% поступает непосредственно из грунтовых вод, отфильтрованных естественным путем. В Законе о воде земли Саар четко указано, что общественное водоснабжение имеет приоритет над всеми другими секторами использования водных ресурсов, такими как сельское хозяйство и промышленность. По всей Германии питьевая вода в среднем обеспечивается только грунтовыми водами примерно на 65%. Из-за этого обработка питьевой воды на водопроводных станциях за пределами Саара иногда требует больших затрат.

В сфере расширения площадей для транспорта и населенных пунктов нельзя выделить единственную успешную землю, поскольку показатели большинства зе-

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Таскин Ф. А. Анализ системы индикаторов устойчивого развития федеральных земель Германии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 09 (сентябрь). - 1,0 п. л. -URL: h ttp://e-koncept.ru/2023/233006. htm.

мель находятся на одном уровне. Однако Гамбургу удалось добиться того, чтобы данные площади не увеличивались, а сокращались.

В секторе органического земледелия безусловным лидером является Бремен. Значение органического земледелия в Бремене в последние годы постоянно возрастает. В настоящее время здесь располагается 31 ферма, которая ведет хозяйство в соответствии с принципами органического земледелия. Предприятия органического земледелия в основном занимаются разведением крупного рогатого скота и производством молока и мяса. Всего в Бремене, помимо производителей сельскохозяйственной продукции, находится около 230 предприятий, которые включены в процедуру контроля в соответствии с «Регламентом ЕС по органическому сельскому хозяйству».

В сфере производительности энергии наиболее заметной и значимой является позитивная тенденция развития земель Центральной и Восточной Германии. С базового 1991 года индекс этих земель возрос в 2-2,5 раза. На сайте Федерального статистического управления базовым годом выбран 2008 год, поэтому показатели земель принимают меньшее значение, при этом первое место занимает Берлин.

Заключение

Таким образом, набор индикаторов LiKi является универсальной системой оценки прогресса в достижении устойчивого развития с упором на его экологическую составляющую. Данная система позволяет не только изучить уровень устойчивости конкретной федеральной земли Германии, но и сравнить прогресс земель между собой, а также с общегерманским уровнем. Для этого каждый индикатор делится на один или несколько субиндикаторов, которые более детально отражают определенный аспект устойчивого развития федеральной земли.

Субиндикаторы LiKi частично пересекаются с индикаторами Стратегии устойчивого развития Германии 2021 года, что показывает преемственность методики разработки системы индикаторов внутри страны. В целом более половины индикаторов являются идентичными или аналогичными. Остальная часть субиндикаторов представляет темы, особенно актуальные на уровне федеральных земель.

Кроме этого субиндикаторы LiKi сопоставимы с индикаторами, определенными в стратегиях устойчивого развития и индикаторных отчетах федеральных земель. Поскольку в стратегии каждой земли определено разное количество индикаторов, общее количество индикаторов земли, аналогичных индикаторам LiKi, также различается. В некоторых случаях наблюдается прямая корреляция: большое количество земельных индикаторов увеличивает количество сопоставимых индикаторов. Однако наблюдается и обратная ситуация: большое количество земельных индикаторов сопряжено со сравнительно небольшим числом аналогичных индикаторов (Гессен), или, наоборот, небольшое количество земельных индикаторов сопряжено с большим числом аналогичных индикаторов (Рейнланд-Пфальц). Эта взаимосвязь показывает, в какой степени определенная федеральная земля придерживается универсальной системы LiKi или же стремится разработать собственный, наиболее подходящий набор индикаторов.

Помимо собственных приоритетных направлений деятельности, сформулированных в стратегиях, в рамках инициативы LiKi земли руководствуются четырьмя тематическими полями, охватывающими преимущественно экологический аспект устойчивого развития. Тематические поля отражают сферы, наиболее важные для всех земель и для Германии в целом.

Достижение устойчивости происходит довольно неравномерно на территории Германии. В то время как одни земли преуспевают в реализации индикаторов, в других

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Таскин Ф. А. Анализ системы индикаторов устойчивого развития федеральных земель Германии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 09 (сентябрь). - 1,0 п. л. -URL: h ttp://e-koncept.ru/2023/233006. htm.

наблюдается регресс или стагнация. Также актуальной проблемой является недостаток данных по показателям за некоторые годы. В частности, в Мекленбурге-Передней Померании отмечается наибольшая доля отсутствующей информации по индикаторам. Во многом это связано с тем, что данная земля не имеет представительства в LiKi, а также собственной стратегии и системы индикаторов устойчивого развития.

Наиболее точная оценка прогресса земель возможна при сравнении идентичных индикаторов. Каждая земля вносит свой вклад в достижение устойчивости в Германии. Шлезвиг-Гольштейн задает курс развития в области возобновляемой энергетики, Саар - в сфере снабжения населения чистой водой, Гамбург - в деятельности по сокращению площадей, отводимых под населенные пункты и транспортные цели, Бремен - в секторе органического земледелия. Федеральные земли Центральной и Восточной Германии показали хорошие результаты по увеличению производительности энергии. В настоящее время им удалось достичь уровня остальных федеральных земель и продолжить позитивное развитие.

Ссылки на источники

1. Цверианашвили И. А., Копеина В. В. Политика устойчивого развития ФРГ на современном этапе: проблемы и перспективы // Устойчивое развитие науки и образования. - 2020. - № 4(43). - С. 9-13.

2. Проваторова А. А. Россия и Германия: реализация целей устойчивого // Устойчивое развитие: экологические, экономические и социальные аспекты: сб. науч. ст. по результатам междунар. конф., Санкт-Петербург, 12-14 мая 2021 года / под ред. Е. В. Викторовой. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2021. - С. 306-311.

3. Тимошенкова Е. П. Политика Германии в области развития: основные задачи, принципы, структура // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. - 2021. - № 5(23). - С. 109-118. DOI: 10.15211/vestnikieran52021109118.

4. Игнатов А. А. [и др.]. Подходы ведущих стран-доноров к внедрению ЦУР в национальные стратегии устойчивого развития // Вестник международных организаций. - 2019. - Т. 14. - № 1. - С. 164-188.

5. Länderinitiative Kernindikatoren - LiKi // LiKi-Indikatoren. - URL: https://www.liki.nrw.de/

6. Erfahrungsbericht 2022 zu umweltbezogenen Nachhaltigkeitsindikatoren der Bund / LänderArbeitsgemeinschaft «Klima, Energie, Mobilität - Nachhaltigkeit» (BLAG KliNa) // LiKi-Indikatoren. - URL: https://www.liki.nrw.de/fileadmin/liki/Dokumente/Erfahrungsberichte/Erfahrungsbericht-07-2022.pdf

7. Umweltbezogene Nachhaltigkeitsindikatoren 2022. Informationen zur Umweltqualität in den Bundesländern // LiKi-Indikatoren. - URL: https://www.liki.nrw.de/fileadmin/liki/Dokumente/Erfahrungsberichte/Erfahrungsbericht-07-2022-Broschuere.pdf

8. Natur & Landschaft (B) // LiKi-Indikatoren. - URL: https://www.liki.nrw.de/natur-und-landschaft/indikatoren-natur-und-landschaft

9. Umweltbezogene Nachhaltigkeitsindikatoren 2022. Informationen zur Umweltqualität in den Bundesländern.

10. Ressourcen & Effizienz (D) // LiKi-Indikatoren. - URL: https://www.liki.nrw.de/ressourcen-und-effizienz/indikatoren-ressourcen-und-effizienz

11. Umweltbezogene Nachhaltigkeitsindikatoren 2022. Informationen zur Umweltqualität in den Bundesländern // LiKi-Indikatoren. - URL: https://www.liki.nrw.de/fileadmin/liki/Dokumente/Erfahrungsberichte/Erfahrungsbericht-07-2022-Broschuere.pdf

12. Deutsche Nachhaltigkeitsstrategie - Weiterentwicklung 2021 // Bun-desministerium für Umwelt, Naturschutz, nukleare Sicherheit und Verbraucher-schutz. -URL: https://www.bundesregierung.de/resource/blob/998006/1873516/3d3b15cd92d0261e7a0bcdc8f43 b7839/2021-03-10-dns-2021-finale-langfassung-nicht-barrierefrei-data.pdf?download=1

13. Deutsche Nachhaltigkeitsstrategie - Weiterentwicklung 2021.

14. Klimaanpassungsstrategie. Bremen. Bremerhaven // Anpassung an die Folgen des Klimawandels im Land Bremen. - URL: https://www.klimaanpassung.bremen.de/downloads-links/downloads-20412

15. Zusammenfassung: Nachhaltigkeitsbericht Schleswig-Holstein 2020 // Landesportal Schleswig-Holstein. - URL: https://www.schleswig-holstein.de/DE/landesregierung/themen/umwelt-naturschutz/nachhaltigkeit/Nach-haltigkeitsbe-

richt/_documents/zusammenfassung_bericht.pdf?_blob=publicationFile&v=1

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Таскин Ф. А. Анализ системы индикаторов устойчивого развития федеральных земель Германии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 09 (сентябрь). - 1,0 п. л. -URL: h ttp://e-koncept.ru/2023/233006. htm.

16. Nachhaltigkeitsstrategie Rheinland-Pfalz. Indikatorenbericht 2021 // Die Landesregierung RheinlandPfalz. - URL: https://www.rlp.de/fileadmin/rlp-stk/pdf-Dateien/Nachhaltigkeit/Strategie/2021_Indikatorenbericht.pdf

17. Gemeinsam Verantwortung tragen für heute und morgen. Nachhal-tigkeitsstrategie für das Saarland // Landesportal Saarland. - URL: https://www.saarland.de/SharedDocs/Downloads/DE/mukmav/nachhaltigkeit/dl_nachhaltigkeitsstrategie _muv.pdf?_blob=publicationFile&v=5

18. Länderinitiative Kernindikatoren - LiKi.

19. Zugang zu bezahlbarer, verlässlicher, nachhaltiger und moderner Energie für alle sichern // Statistisches Bundesamt (Destatis). - URL: https://dns-indikatoren.de/7/

20. Trinkwasser im Saarland - aus bis zu 100 Prozent Grundwasser // Ministerium für Umwelt, Klima, Mobilität, Agrar und Verbraucherschutz. - URL: https://www.saarland.de/mukmav/DE/portale/wasser/home/trinwasser/gewinnspiel_node.html

21. Flächeninanspruchnahme - Flächen nachhaltig nutzen // Statistisches Bundesamt (Destatis). - URL: http://dns-indikatoren.de/11-1-a/

22. Landbewirtschaftung - In unseren Kulturlandschaften umweltver-träglich produzieren // Statistisches Bundesamt (Destatis). - URL: http://dns-indikatoren.de/2-1-b/

23. Ressourcenschonung - Ressourcen sparsam und effizient nutzen // Statistisches Bundesamt (Destatis). - URL: http://dns-indikatoren.de/7-1-ab/

24. Nachhaltige Entwicklung in Deutschland. Indikatorenbericht 2021 // Statistisches Bundesamt (Destatis). - URL: https://dns-indikatoren.de/assets/publications/reports/de/2021 .pdf

Fedor A. Taskin

Student, Department of International Relations, Ural Federal University named after the first President of

Russia B. N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia

[email protected]

The analysis of the system of sustainable development indicators of the German federal states Abstract. The analysis of the system of sustainable development indicators of the German federal states is an urgent issue, since it allows us to assess the development degree of the sustainable development concept and the system of sustainability indicators at the regional level, determine the contribution of each federal state to the achievement of German national indicators and, as a result, UN Sustainable Development Goals. The aim of the study is to compare the system of German sustainable development indicators at the federal and regional levels. In the course of the work, an analysis of the universal system of LiKi indicators of German federal states was made; the structure of the thematic fields and sub - indicators of states is represented; sub-indicators of states and German sustainable development indicators are compared; the contribution of federal states in achieving German Sustainable Development Goals has been evaluated. Key words: Germany, federal state, sustainable development strategy, indicator, sub-indicator, SDGs. References

1. Cverianashvili, I. A., & Kopeina, V. V. (2020). "Politika ustojchivogo razvitiya FRG na sovremennom etape: problemy i perspektivy", Ustojchivoe razvitie nauki i obrazovaniya, , № 4(43), pp. 9-13 (in Russian).

2. Provatorova, A. A. (2021). "Rossiya i Germaniya: realizaciya celej ustojchivogo", Ustojchivoe razvitie: ekologicheskie, ekonomicheskie i social'nye aspekty: sb. nauch. st. po rezul'tatam mezhdunar. konf., Sankt-Peterburg, 12-14 maya 2021 goda, Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj ekonomicheskij univer-sitet, St. Petersburg, pp. 306-311 (in Russian).

3. Timoshenkova, E. P. (2021). "Politika Germanii v oblasti razvitiya: osnovnye zadachi, principy, struktu-ra", Nauchno-analiticheskij vestnik Instituta Evropy RAN, , № 5(23), pp. 109-118. DOI: 10.15211/vestnikieran52021109118 (in Russian).

4. Ignatov, A. A. [et al.]. (2019). "Podhody vedushchih stran-donorov k vnedreniyu CUR v nacional'nye strategii ustojchivogo razvitiya", Vestnik mezhdunarodnyh organizacij, , t. 14, № 1, pp. 164-188 (in Russian).

5. "Länderinitiative Kernindikatoren - LiKi", LiKi-Indikatoren. Available at: https://www.liki.nrw.de/ (in Russian).

6. "Erfahrungsbericht 2022 zu umweltbezogenen Nachhaltigkeitsindikatoren der Bund / LänderArbeitsgemeinschaft "Klima, Energie, Mobilität - Nachhaltigkeit" (BLAG KliNa)", LiKi-Indikatoren. Available at: https://www.liki.nrw.de/fileadmin/liki/Dokumente/Erfahrungsberichte/Erfahrungsbericht-07-2022.pdf (in Russian).

7. "Umweltbezogene Nachhaltigkeitsindikatoren 2022. Informationen zur Umweltqualität in den Bundesländern", LiKi-Indikatoren. Available at:

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Таскин Ф. А. Анализ системы индикаторов устойчивого развития федеральных земель Германии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 09 (сентябрь). - 1,0 п. л. -URL: h ttp://e-koncept.ru/2023/233006. htm.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

https://www.liki.nrw.de/fileadmin/liki/Dokumente/Erfahrungsberichte/Erfahrungsbericht-07-2022-Broschuere.pdf (in German).

"Natur & Landschaft (B)", LiKi-Indikatoren. Available at: https://www.liki.nrw.de/natur-und-landschaft/indikatoren-natur-und-landschaft (in German).

Umweltbezogene Nachhaltigkeitsindikatoren 2022. Informationen zur Umweltqualität in den Bundesländern (in German).

"Ressourcen & Effizienz (D)", LiKi-Indikatoren. Available at: https://www.liki.nrw.de/ressourcen-und-effizienz/indikatoren-ressourcen-und-effizienz (in German).

"Umweltbezogene Nachhaltigkeitsindikatoren 2022. Informationen zur Umweltqualität in den Bundesländern", LiKi-Indikatoren. Available at: https://www.liki.nrw.de/fileadmin/liki/Dokumente/Erfahrungsberichte/Erfahrungsbericht-07-2022-Broschuere.pdf (in German).

"Deutsche Nachhaltigkeitsstrategie - Weiterentwicklung 2021, Bun-desministerium für Umwelt", Naturschutz, nukleare Sicherheit und Verbraucher-schutz. Available at: https://www.bundesregierung.de/resource/blob/998006/1873516/3d3b15cd92d0261e7a0bcdc8f43b783 9/2021-03-10-dns-2021-finale-langfassung-nicht-barrierefrei-data.pdf?download=1 (in German). Deutsche Nachhaltigkeitsstrategie - Weiterentwicklung 2021 (in German).

"Klimaanpassungsstrategie. Bremen. Bremerhaven", Anpassung an die Folgen des Klimawandels im Land Bremen. Available at: https://www.klimaanpassung.bremen.de/downloads-links/downloads-20412 (in German).

"Zusammenfassung: Nachhaltigkeitsbericht Schleswig-Holstein 2020", Landesportal SchleswigHolstein. Available at: https://www.schleswig-holstein.de/DE/landesregierung/themen/umwelt-naturschutz/nachhaltigkeit/Nach-haltigkeitsbe-

richt/_documents/zusammenfassung_bericht.pdf?_blob=publicationFile&v=1 (in German).

"Nachhaltigkeitsstrategie Rheinland-Pfalz. Indikatorenbericht 2021", Die Landesregierung RheinlandPfalz. Available at: https://www.rlp.de/fileadmin/rlp-stk/pdf-Dateien/Nachhaltigkeit/Strategie/2021_Indikatorenbericht.pdf (in German).

"Gemeinsam Verantwortung tragen für heute und morgen. Nachhal-tigkeitsstrategie für das Saarland", Landesportal Saarland. Available at:

https://www.saarland.de/SharedDocs/Downloads/DE/mukmav/nachhaltigkeit/dl_nachhaltigkeitsstrategie

_muv.pdf?_blob=publicationFile&v=5 (in German).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Länderinitiative Kernindikatoren - LiKi (in German).

"Zugang zu bezahlbarer, verlässlicher, nachhaltiger und moderner Energie für alle sichern", Statistisches Bundesamt (Destatis). Available at: https://dns-indikatoren.deA7/ (in German). "Trinkwasser im Saarland - aus bis zu 100 Prozent Grundwasser, Ministerium für Umwelt, Klima, Mobilität", Agrar und Verbraucherschutz. Available at: https://www.saa-rland.de/mukmav/DE/portale/wasser/home/trinwasser/gewinnspiel_node.html (in German). Flächeninanspruchnahme - Flächen nachhaltig nutzen, Statistisches Bundesamt (Destatis). Available at: http://dns-indikatoren.de/11-1-a/ (in German).

"Landbewirtschaftung - In unseren Kulturlandschaften umweltver-träglich produzieren", Statistisches Bundesamt (Destatis). Available at: http://dns-indikatoren.de/2-1-b/ (in German). "Ressourcenschonung - Ressourcen sparsam und effizient nutzen", Statistisches Bundesamt (Destatis). Available at: http://dns-indikatoren.de/7-1-ab/ (in German).

"Nachhaltige Entwicklung in Deutschland. Indikatorenbericht 2021", Statistisches Bundesamt (Destatis). Available at: https://dns-indikatoren.de/assets/publications/reports/de/2021.pdf (in German).

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 23.07.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 25.08.23

Принята к публикации Accepted for publication 25.08.23 Опубликована Published 30.09.23

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Таскин Ф. А., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.