Научная статья на тему 'Анализ системы государственных закупок'

Анализ системы государственных закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2285
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЗАКУПКАМИ / АУКЦИОНЫ / КОНКУРСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыманов А.Ю.

Рассмотрен положительный опыт функционирования системы государственных закупок в связи с введением федеральной контрактной системы на федеральном, субфедеральном и муниципальном уровнях. Структура распределения стоимости заключенных контрактов в зависимости от способов размещения заказов свидетельствует о том, что наибольшая доля приходится на субъекты естественных монополий, чуть меньше на открытый конкурс, также относительно высокую долю занимают заказы, осуществляемые государственными унитарными предприятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ системы государственных закупок»

16 (367) - 2014

Управленческий учет

УДК 336.532.1

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

А.Ю. РЫМАНОВ,

доктор экономических наук, заведующий кафедрой финансов и налоговой политики E-mail: kafedra-finp@yandex.ru Новосибирский государственный технический университет

Рассмотрен положительный опыт функционирования системы государственных закупок в связи с введением федеральной контрактной системы на федеральном, субфедеральном и муниципальном уровнях. Структура распределения стоимости заключенных контрактов в зависимости от способов размещения заказов свидетельствует о том, что наибольшая доля приходится на субъекты естественных монополий, чуть меньше - на открытый конкурс, также относительно высокую долю занимают заказы, осуществляемые государственными унитарными предприятиями.

Ключевые слова: управление государственными закупками, аукционы, конкурсы

Система закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, основанная на конкурентном отборе поставщиков, является общепризнанной в мировой практике, направленной помимо прочего на экономию государственных расходов. Набор видов конкурентных процедур (аукционы, конкурсы различных типов и др.) является стандартным, тем не менее частота и сфера применения того или иного вида конкурентных процедур различаются. Рассмотрим характер использования различных видов конкурентных процедур для отбора поставщиков в рамках национальной системы государственных закупок, а также наиболее востребованные конкурентные процедуры размещения государственных закупок (способов размещения заказа) в действующей системе государственных закупок. Исходными данны-

ми являются конкурсная документация проводимых процедур. Методы исследования - сравнительный анализ, системный подход.

Нормативное регулирование и исследования системы государственных закупок. На международном уровне функционирует соглашение по правительственным закупкам ВТО. Оно направлено на открытие национальных рынков государственных закупок.

В США федеральные закупки регулируются сводом правил государственных закупок (Federal Acquisition Regulation) [1, 5, 7, 10].

В Европейском союзе государственные закупки регулируются на трех уровнях: на международном, на уровне ЕС и на национальном [3, 6].

Для стран с переходной и развивающейся экономикой основным международным регулирующим документом является модельный закон Комиссии ООН по праву международной торговли «О закупках товаров (работ) и услуг», разработанный ООН в 1994 г.

В исследовании [8] основное внимание уделено попыткам в ЕС трансформировать процесс государственных закупок в более эффективный по затратам и инновационный процесс. Показано, что информационные технологии являются мощным инструментом, который может уменьшить структурные изменения внутри и между странами и позволит перемещаться товарам и услугам более свободно, стимулируя конкуренцию европейских поставщиков на внутренних и международных рынках. Анализ данных обеспечил получение

ряда результатов в отношении последующих действий, которые необходимо предпринять странам Центральной и Восточной Европы, а также план действий использования результатов исследования вместе с предлагаемыми рекомендациями для обсуждения важных вопросов развития электронных государственных закупок.

В статье [9] анализируется практика осуществления государственных закупок применительно к теоретическим моделям, основанным на партнерстве, конкуренции, и смешанным моделям. Задачами исследования являются определение сущности текущей практики государственных закупок по отношению к перечисленным моделям и выявление того, существует ли взаимосвязь между принятой практикой государственных закупок и достижением эффекта «цена-качество».

В статье [10] исследованы пути, по которым местные органы власти в Англии используют государственные закупки в целях стимулирования устойчивого развития. Они применяют широкий набор инструментов, направленных на достижение различных аспектов устойчивости. Эти инструменты рассмотрены в рамках методологии управления цепями поставок для госсектора.

Исследование [11] направлено на выявление устойчивости закупок в госсекторе Великобритании. Местные органы власти имеют сильную склонность к осуществлению закупок у местных и небольших поставщиков. Как выяснилось, издержки являются основным барьером для обеспечения устойчивых закупок.

В статье [7] отмечается, что в процессе реализации контрактов государственно-частного партнерства среди факторов, препятствующих достижению высокой результативности этих контрактов, являются высокие издержки процесса государственных закупок, конфликт интересов сторон, участвующих в них.

Анализ функционирования российской системы государственных закупок. Непрерывное совершенствование системы государс-

твенных закупок направлено на повышение прозрачности и эффективности механизмов отбора поставщиков. Проанализируем функционирование системы государственных закупок с позиции видов применяемых конкурентных процедур.

Распределение стоимости заключенных контрактов в зависимости от способов размещения заказов, регламентируемых Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 94-ФЗ), представлено на рис. 1.

Наибольшая доля (более половины) приходится на открытый аукцион в электронной форме. Приблизительно равные доли приходятся на открытый конкурс и закупки у единственного поставщика. Незначительная доля стоимости заключенных контрактов в форме запроса котировок (около 3% в общей стоимости государственного заказа) объясняется низкой стоимостью единицы товаров, закупленных с использованием данного способа размещения заказа.

Структура распределения стоимости заключенных контрактов в зависимости от способов размещения заказов, регулируемых Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Федеральный закон № 223-Ф3), представлена на рис. 2. Именно спецификой деятельности

Запрос котировок

Открытый конкурс

Единственный поставщик

Открытый аукцион в электронной форме

Источник: Портал закупок. http://zakupki.gov.ru.

Рис. 1. Структура распределения государственного заказа по способам размещения в 2012 г. в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ, %

Источник: Портал закупок. http://zakupki.gov.ru. Рис. 2. Структура распределения государственного заказа по способам размещения в 2012 г. в соответствии с Федеральным законом № 223-Ф3, %: 1 - субъекты естественных монополий; 2 - открытый конкурс; 3 - государственные унитарные предприятия; 4 - организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации

(захоронения) твердых бытовых отходов; 5 - закупка у единственного поставщика; 6 - аукцион в электронной форме; 7 -запрос котировок; 8 - хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50%; 9 - дочерние хозяйственные общества; 10 - другие

50

ш

Федеральный

Региональный

2011

2012

Муниципальный 2013 (январь - сентябрь)

отдельных юридических лиц объясняется отличие в структуре распределения заказов по способам размещения.

Наибольшая доля (почти 34%) приходится на субъекты естественных монополий. Чуть меньше (22%) - на открытый конкурс. Примечательно, что проведение открытых конкурсов используется более широко (по крайней мере в стоимостном выражении) по заказам, размещаемым в соответствии с Федеральным законом № 223-Ф3, чем по заказам, регулируемым Федеральным законом № 94-ФЗ. Также относительно высокую долю занимают заказы, осуществляемые государственными унитарными предприятиями (11%). Остальные способы размещения заказов имеют относительно невысокие доли.

Распределение стоимости заключенных контрактов по уровням заказчиков в 2011-2013 гг. свидетельствует, что федеральные и региональные заказчики финансировали основные объемы государственных контрактов (40-47% - федеральные и 37-41% - региональные заказчики от общих объемов финансирования). Муниципальные заказчики финансировали в данный период 16-22% от общих объемов финансирования (рис. 3).

Перспективы функционирования федеральной контрактной системы. В ближайшей перспективе система государственных закупок будет функционировать в форме федеральной контрактной системы* (см. подробнее работы [2, 4]).

Значительно изменится процесс планирования и прогнозирования государственных закупок - будет составляться сводный прогноз закупок. Кроме того, расширится перечень используемых конкурентных механизмов. К рассмотренным в ходе анализа способам размещения заказа дополнительно будут использоваться конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений.

Проведенный анализ распределения стоимости заключенных контрактов в зависимости от способов размещения заказов, регла-

Источник: Портал закупок. http://zakupki.gov.ru.

Рис. 3. Структура распределения стоимости государственных контрактов по федеральному, региональному и муниципальному уровням заказчиков

в 2011-2013 гг, %

* О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг: проект федерального закона № 68702-6. URL: http:// docs.cntd.ru/document/902345650.

ментируемых Федеральным законом № 94-ФЗ, показал, что наибольшая доля приходится на открытые аукционы в электронной форме, приблизительно равные доли приходятся на открытые конкурсы и закупки у единственного поставщика.

Структура распределения стоимости заключенных контрактов в зависимости от способов размещения заказов, регулируемых Федеральным законом № 223-Ф3, свидетельствует о том, что наибольшая доля приходится на субъекты естественных монополий, чуть меньше - на открытый конкурс, также относительно высокую долю занимают заказы, осуществляемые государственными унитарными предприятиями.

Распределение стоимости заключенных контрактов по уровням заказчиков свидетельствует, что федеральные и региональные заказчики в 2011—2013 гг. финансировали основные (и приблизительно одинаковые) объемы государственных контрактов.

Ожидается, что с помощью федеральной контрактной системы большинство проблем в планировании государственных закупок будет решено.

Список литературы

1. Анчишкина О.В. Планирование государственных закупок: опыт ФКС США для развития контрактных отношений в российском госзаказе // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2011. № 6. С. 66-94.

2. Воробьева А.И. Международный опыт построения системы госзакупок // Бюджет. URL: http://www.bujet.ru/article/193855.php.

3. Каранатова Л.Г. Иностранные модели управления государственными заказами: вопросы теории и практики // Управленческое консультирование. 2011. № 1. С. 145-160.

4. Пискунов А.А. Федеральная контрактная система как инструмент развития // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2011. № 6. C. 48-57.

5. Тульцова И.В. Особенности функционирования федеральной контрактной системы США // Вестник Академии. 2012. № 3. C. 31-32.

6. Храмкин А.А. Международный опыт построения системы госзакупок // Бюджет. URL: http:// www.bujet.ru/article/46008.php.

7. Akintoye A., Hardcastle C., BeckM., Chinyio E., Asenova D. Achieving best value in private finance initiative project procurement // Construction Management and Economics. 2003. Vol. 21. № 5. P. 461-470.

8. Carayannis E.G., Popescu D. Profiling a methodology for economic growth and convergence: Learning from the EU e-procurement experience for central and eastern European countries // Technovation. 2005. Vol. 25. № 1. P. 1-14.

9. Erridge A., Nondi R. Public procurement, competition and partnership // European Journal of Purchasing and Supply Management. 1994. Vol. 1. № 3. P. 169-179.

10. Preuss L. Addressing sustainable development through public procurement: The case of local government // Supply Chain Management. 2009. Vol. 14. № 3. P. 213-223.

11. Walker H., Brammer S. Sustainable procurement in the United Kingdom public sector // Supply Chain Management. 2009. Vol. 14. № 2. P. 128-137.

Management accounts

A STUDY OF THE PUBLIC PROCUREMENT SYSTEM Aleksandr Iu. RYMANOV

Abstract

The article considers the positive experience of the government procurement system functioning in connection with the federal-contract-system putting into effect at federal, sub-federal and municipal levels. The structure of distribution of signed-contracts costs, depending on the ways of orders placing, indicates

that the greatest part of them is with the subjects of natural monopolies, and a little bit less - with the open competitive tenders . A rather considerable proportion of the orders goes to the state unitary enterprises .

Keywords: management, government procurement, auction, competitive tender

yhpaöMmecKuü yuem

16 (367) - 2014

References

1. Anchishkina O.V. Planirovanie gosudarst-vennykh zakupok: opyt FKS SShA dlia razvitiia kontraktnykh otnoshenii v rossiiskom goszakaze [The public purchases planning: the U.S. experience for the Russian procurement contract relations]. ETAP: Ekonomicheskaia Teoriia, Analiz, Praktika - ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice, 2011, no. 6, pp.66-94.

2. Vorob'eva A.I Mezhdunarodnyi opyt postro-eniia sistemy goszakupok. Biudzhet [Global practices of public procurement. Budget]. Available at: http://www. bujet.ru/article/193855.php. (In Russ.)

3. Karanatova L.G. Inostrannye modeli uprav-leniia gosudarstvennymi zakazami: voprosy teorii i praktiki [Foreign models of government business management: theory and practice]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie - Administrative consulting, 2011, no. 1, pp. 145-160.

4. Piskunov A.A. Federal'naia kontraktnaia sistema kak instrument razvitiia [A federal contract system as a tool for development]. ETAP: Ekonomicheskaia Teoriia, Analiz, Praktika - ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice, 2011, no. 6, pp. 48-57.

5. Tul'tsova I.V. Osobennosti funktsionirovaniia federal'noi kontraktnoi sistemy SShA [The features of functioning of the USA federal contract system]. Vestnik Akademii - Messenger of Academy, 2012, no. 3, pp.31-32.

6. Hramkin A.A. Mezhdunarodnyi opyt postro-eniia sistemy goszakupok. Biudzhet [Global practices of public procurement. Budget]. Available at: http://www. bujet.ru/article/46008.php. (In Russ.)

7. Akintoye A., Hardcastle C., Beck M., Chinyio E., Asenova D. Achieving best value in private finance initiative project procurement. Construction Management and Economics, 2003, vol. 21, no. 5, pp. 461-470.

8. Carayannis E.G., Popescu D. Profiling a methodology for economic growth and convergence: Learning from the EU e-procurement experience for central and eastern European countries . Technovation, 2005, vol. 25, no. 1, pp. 1-14.

9. Erridge A., Nondi R. Public procurement, competition and partnership . European Journal ofPurchasing and Supply Management, 1994, vol. 1, no. 3, pp. 169-179.

10. Preuss L. Addressing sustainable development through public procurement: The case of local government . Supply Chain Management, 2009, vol. 14, no 3, pp.213-223.

11. Walker H., Brammer S. Sustainable procurement in the United Kingdom public sector. Supply Chain Management, 2009, vol. 14, no. 2, pp. 128-137.

Aleksandr Iu. RYMANOV

Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk,

Russian Federation

kafedra-finp@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.