этом, в отличие от воздействия на совокупный спрос, которое тоже реализуется путем стимулирования или ограничения инвестиционной деятельности, особую важность приобретает селективное (выборочное) предоставление льгот и понижение процентных издержек тем корпорациям в тех отраслях, которые способны сыграть роль «локомотива» в отношении всей экономики. В Германии, где скорость обращения денежной массы была достаточно стабильной за последние 20 лет, Бундесбанк использует в качестве промежуточных целевых ориентиров рост показателя денежной массы. Типичный пример, используемый в Германии, приводится ниже в таблице 1.
В этом примере целевой ориентир в области инфляции определен в 2% годовых, тенденция роста реального объема производства принимается за 2,25% в год и скорость обращения денежной массы (МЗ), по оценке, будет уменьшаться на 1 % в год. Это дает целевой ориентир в области увеличения денежной массы немногим менее 5,5%. Чтобы сделать допуск на некоторую неопределенность относительно роста скорости обращения, Бундесбанк, как правило, устанавливает диапазон вокруг центра в 5,5% для роста МЗ, такой как 4-7% в год.
В основном из-за сложности прогнозирования скорости обращения денег ряд стран отказался от промежуточных ориентиров в области денежно-кредитной политики в пользу или промежуточных ориентиров по валютному курсу, в особенности, в случае небольшой открытой экономики, или в пользу конечных целевых ориентиров для будущей инфляции.
Целевые ориентиры в области инфляции, как правило, предполагают подготовку прогноза инфляции для сопоставления с целевыми ориентирами. Если
ожидается, что инфляция отклонится от целевого ориентира, это будет означать необходимость изменения политики: ужесточение политики, если прогнозируется превышение целевого ориентира, и послабление политики, если уровень инфляции прогнозируется ниже целевого ориентира. Такой подход имеет преимущество и позволяет использовать большой объем информации, чем тот, что представляется одной переменной величиной в области денежной массы или валютного курса.
Библиографический список
1. Назарбаев Н.А. Новый Казахстан в новом мире (послания Президента РК Назарбаева Н.А. на роду Казахстана). «Казахстанская правда» от 01.03.2007 г.
2. Среднесрочная фискальная политика Правительства РК на 2007- 2009 годы. «Казахстанская правда» от 01.08.2006 г.
3. Челекбай А.Д. «Регулирование валютно-финансовых потоков в внешне-экономической деятельности: проблема и пути решения», ж. «КазЭУ хабаршысы», 2006, № 1.
4. Челекбай А.Д. «Пути вывода экономики Казахстана из синдрома «голландской болезни», ж. «КазЭУ ха-баршысы», 2007, № 1.
АЛЬМЕРЕКОВ Нурлан Алтынбекович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «МЭиМО».
Дата поступления статьи в редакцию: 13.09.2007 г.
© Альмереков Н. А.
УДК 631-1*338-43 Г. К. КАБДУЛЛИНА
Кокшетауский университет, Республика Казахстан
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
В настоящее время для предприятий АПК проблема сбыта продукции, точнее, проблема формирования портфеля заказов и обеспечения его материальной базы, становится центральной. От правильного и своевременного решения этих вопросов зависит финансовое положение предприятий, их конкурентоспособность на рынке. В связи с этим особую важность приобретает исследование организации маркетинговой информационной системы (МИС) АПК.
В настоящее время в Акмолинской области вы- ственным имуществом; областная налоговая инспек-
полнением функции управления и контроля агропро- ция; территориальный комитет по приватизации;
мышленным комплексом занимается 9 государствен- областной департамент финансов. ных органов областного значения (рис. 1): областной Вышеуказанные областные органы управления
акимат; областной департамент сельского хозяйства; имеют свои отделы, филиалы и управления в райо-
областной комитет по земельным отношениям; об- нах. Например, в районах головным государственным
ластной комитет по водным ресурсам; областной де- органом, не считая районного акимата, является рай-
партамент экономики и бюджетного планирования; сельхозуправление, начальник которого одновремен-
территориальный комитет по управлению государ- но утвержден первым заместителем районного Аки-
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007
Рис. 1. Система управления АПК Акмолинской области
[Примечание: разработано автором]
ма. Вопросами землепользования занимаются районные отделы по земельным отношениям, а водопользованием отделы оросительных систем и мелиорации. Имеется представительство и по управлению государственным имуществом и приватизации, в районном акимате имеется отдел экономики.
Все районные и областные органы практически занимаются хозяйствующими субъектами, давая соответствующие инструкции, постановления, предписания и даже распоряжения. В данном случае речь идет о многочисленности областных и районных государственных органов. Кроме того, имеется немало организаций, имеющих функции финансового, правового, налогового и других видов контроля.
Основным непосредственным координатором деятельности всей системы агропромышленного комплекса является областной департамент сельского хозяйства.
В структуре центрального аппарата областного департамента 5 отделов (рис. 2). Региональные структуры подведомственные областному департаменту сельского хозяйства включает 17 отделов, управленческая взаимосвязь, с которыми заметно ослабла. Ограниченная двухсторонняя связь и информация с мест значительно снижают уровень управленческого воздействия аппарата областного департамента сельского хозяйства на низовые производственные звенья и делают структуру АПК слабо управляемой.
Областной департамент сельского хозяйства осуществляет: организацию производственной и сбытовой деятельности всего аграрного сектора области; надзор за техническим состоянием машинно-тракторного парка и оборудования; методическое руководство бухгалтерским учетом, осуществляет сбор, разработку, свод и предоставление в соответствующие органы бухгалтерских отчетов; разработку и реализацию мероприятий по совершенствованию и улучшению кормовой базы и рационализации структуры посевных площадей; анализ кадрового потенциала всего АПК; финансирование и кредитование предприятий и организаций АПК; издает приказы, инструкции и дает указания, обязательные для исполнения всеми предприятиями, объединениями и имеет ряд других прав.
Областной департамент сельского хозяйства состоит из следующих отделов: отдел инвестиций и налоговой политики, отдел аграрной политики, отдел экономики и финансов, отдел маркетинга, общий отдел.
Функции отдела инвестиций и налоговой политики: оказание содействия хозяйствующим субъектам в стандартизации бухгалтерского учета; контроль за реализацией инвестиционной политики, сбор информации и координация работы по государственным закупкам и способам их проведения; обобщение данных кредиторской и дебиторской задолженностей, разработка предложений по проблемам взаиморасчетов; контроль за движением и сохранностью имущества и материальных ценностей управления, экономным и рациональным расходованием средств, ведение учета и отчетности по содержанию аппарата, составление и сдача бухгалтерских отчетов, балансов.
Функции отдела аграрной политики: проведение технологической политики и перспектив развития в земледелии и животноводстве; обеспечение разработки и внедрения в производство достижений НТП, передовой практики, связи производства с научными заведениями, обобщение опыта работы на местах; достижение строгого выполнения технологических процессов в сельскохозяйственном производстве, мероприятия по защите растений и животных; обеспечение полной информацией руководства области и доведение необходимой информации до сельскохозяйственных товаропроизводителей; руководство в разработке лизинговой политики, программы по созданию сети технического и технологического обслуживания товаропроизводителей; взаимодействие с поставщиками и предприятиями сельхозпродукции; представление облсельхозуправления в районных органах по вопросам, входящим в его компетенцию или по поручению руководства управления; взаимодействие с территориальным управлением Министерства сельского хозяйства; систематический анализ положения отраслей сельского хозяйства области; изучение рынка сбыта на сельскохозяйственную продукцию.
Функции отдела экономики и финансов: разработка предложений по экономическому оздоровлению в
Рис. 2. Схема управления сельским хозяйством Акмолинской области
....... — координирующие связи,---------— прямое подчинение
[Примечание: разработано автором]
Рис. 3. Схема функционирования единой информационно-маркетинговой системы АПК в Акмолинской области
[Примечание: разработано автором]
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007
Рис. 4. Основные характеристики маркетинговой системы на региональном уровне
АПК области, по становлению реформированных и новых сельхозформирований; анализ развития сельхоз-формирований, переданных инвесторам, и хода реформ на селе; вопросы погашения задолженности по налогам и заработной плате сельхозтоваропроизводителей; координация и мониторинг хода реформ по вопросам реабилитации, санации, банкротства и ликвидации несостоятельных хозяйств, практическая помощь в реализации программы углубления реформ на селе.
Функции отдела маркетинга: решение вопросов информационно-методического обеспечения РУСХ своевременными технологиями по переработке сельскохозяйственных продуктов и сырья, производства, хранения и переработки, спроса и предложения на сельскохозяйственную продукцию; изучение рынка сбыта на сельскохозяйственную продукцию; анализ экономической ситуации внешнего рынка сельскохозяйственных культур, продуктов и сырья для определения стратегии и ценовой политики в целях продвижения товаров отечественного производства на рынки; систематизация информации экономического положения отраслей сельского хозяйства области; проведение маркетинговых исследований среди коммерческих и государственных структур для привлечения инвесторов в аграрный сектор области.
Схема функционирования единой информационно-маркетинговой системы в Акмолинской области приведена на рисунке 3.
В настоящее время для предприятий АПК проблема сбыта продукции, точнее, проблема формирования портфеля заказов и обеспечения его материальной базы, становится центральной. От правильного и своевременного решения этих вопросов зависят финансовое положение предприятий, их конкурентоспособность на рынке. В связи с этим особую важность приобретает исследование организации маркетинговой информационной системы (МИС) АПК.
В устойчивом развитии и повышении эффективности АПК как целостной многофункциональной системы наиболее перспективным направлением, позволяющим решить целый ряд актуальных проблем, является концепция маркетинга. Маркетинг необходимо рассматривать как целостную концепцию управления, ориентирующую на достижение собственных целей через удовлетворение спросов потребителей.
Формирование эффективной стратегии маркетинга в агропромышленном комплексе невозможно без учета следующих особенностей этой сферы эконо-
мики: высокой степени конкуренции на большинстве рынков; прямого и косвенного влияния государства на спрос и предложение; высоких барьеров мобильности; воздействия климатических и природных условий, а также социально-экономических; культурных и других факторов. Информация для принятия решений руководством организаций АПК может принимать самые различные формы и обладать разным набором свойств и требований к ней, что обусловлено многообразием видов хозяйственной деятельности, форм собственности и степенью интеграции.
В целом рассмотрение теории информационных систем в современной экономике можно разделить на уровни (которые в свою очередь соответствуют приведенной нами классификации подходов к маркетингу): микро-, мезо- и макроуровень, то есть в качестве объекта рассматриваться предприятия, территориальные образования (регионы), а также республиканский и международный уровни. Исходя из того, что МИС на микроуровне может быть определена как совокупность процедур и методов, предназначенных для целенаправленного, регулярного сбора, анализа и распределения информации для подготовки и принятия управленческих решений, а также ее основных характеристик, следующим этапом исследования стало обоснование концептуальных основ развития маркетинговой информационной системы на мезоуровне — в региональном АПК.
Проведенный анализ научных подходов к формированию единого информационного пространства в отраслевом разрезе подтвердил разобщенность точек зрения ученых по данному вопросу. Уточнение понятия регионального маркетинга позволило установить функциональную взаимосвязь между его субъектом и объектом, а также целевой, функциональной и управляющей подсистемами и перейти к обоснованию места МИС в совокупности понятий, характеризующих информационное пространство АПК региона.
В этой связи главной задачей коммуникационной политики на региональном уровне является формирование и развитие маркетинговой системы, в свою очередь, являющейся главным звеном информационной инфраструктуры региона. Эта работа должна быть начата с разработки стратегии развития, совокупности различных предплановых исследований (аналитических, концептуальных, прогнозных), что позволит повысить уровень исследований на элементной стадии анализа. Основные характеристики МИС
регионального АПК представлены на рисунке 4.
Исходя из этого, на наш взгляд, логично определить региональную маркетинговую информационную систему как сложный процесс коммуникации между информационными базами участников рыночной деятельности (хозяйствующих субъектов, потребительского рынка, государственных органов власти и широких масс общественности), включающий элементы информационной инфраструктуры конкретной отрасли и ориентированный на концепцию регионального маркетинга. В разработке региональной стратегии управления задача МИС может быть определена как создание информационной, методической и ресурсной базы, а также координация коммуникационных потоков и исследовательских задач в процессе принятия стратегических и тактических управленческих решений с позиции управленческой школы маркетинга.
Основополагающими принципами, которые позволят повысить вероятность достижения положительных результатов в процессе формирования и
функционирования МИС регионального АПК, должны стать следующие: научного обоснования и правовой регламентации системы управления; системного подхода к управлению; ориентации экономики регионального АПК на инновационный путь развития; единства теории и практики управления; рационального сочетания форм управления.
Библиографический список
1. Сарсенбиева Н., Арапбаева Ж. Анализ информационно-маркетинговой системы АПК. Экономический журнал Аль-пари. Алматы. №1. 2006 г. - С. 146-148.
КАБДУЛЛИНА Гульмира Кабиденовна, кандидат экономических наук, доцент.
Дата поступления статьи в редакцию: 01.09.2007 г.
© Кабдуллина Г. К.
УДК 002.56:334+025 Н. В. НОВИКОВА
Государственная публичная научнотехническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ МАРКЕТИНГА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В БИБЛИОТЕКЕ
В статье рассматриваются проблемы формирования информационной системы обслуживания предпринимателей. Приведены результаты исследования информационных потребностей представителей бизнеса. Анализируются существующие и перспективные модели информационного обслуживания на базе научных библиотек.
Учитывая особенности развития системы бизнес-образования в России, формирования информационных потребностей будущих предпринимателей и бизнесменов, необходимо совершенствовать их профессиональную подготовку с учетом современной информационной ситуации [1, 2].
В настоящее время вопросы создания единой информационной среды для подготовки бизнесменов и функционирования бизнеса, роли государственных и общественных структур в определении целей и задач информационного обеспечения являются предметом обсуждения регулярно проводимых конференций и семинаров для представителей союзов и объединений предпринимателей, федеральных министерств и ведомств, отраслевых и территориальных органов исполнительной власти, учебных заведений, общественных организаций и средств массовой информации, действующих в сфере поддержки предпринимательства в различных городах [3, 4].
Вопросам эффективного использования современных информационных ресурсов и технологий для повседневного обучения и ведения бизнеса посвящены публикации многих специалистов ведущих компаний информационного рынка, создателей информационных и коммуникационных технологий [5 — 7]. Анализ публикаций по этому вопросу позволил сделать вывод о том, что информационное обеспечение предпринимательства является одним из приоритетных направлений развития отечественного бизнеса. В этом процессе наряду с целым рядом структур задействованы и библиотеки, которые предоставляют информационные услуги бизнесменам.
В 1994 г. один из ведущих специалистов по маркетингу Моррис Робин [8] указывал, что традиционные информационные услуги и учреждения создавались в расчете на то, что информация представляет собой что-то объективное, такое, что можно извлечь из систем или справочников и передать пользователю, лучше всего в нужное время и в нужном форма-
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007