ской глубины, от восточныя до западныя, от лета до севера, от земли и до небеси, и со всех четырех сторон... [3, с. 47].
Интерес вызывает и место, куда стремится герой заговора. Это место осознается в качестве центра универсума (мира). «Центр мира - одно из ключевых понятий всего корпуса заговорных текстов, ориентированных на высшие сакральные ценности традиции» [7, с. 312]. Сюда герой стремится к встрече с магическим персонажем, от которого ждет помощи. Чаще всего центр представлен в образе некоего пространственного объекта, выделяющего для героя искомый локус в ряду аналогичных форм пространства (камень, остров, дом, дерево, гора и т.д.). Вместо камня может быть мировое дерево, столб, церковь и т.п.
Итак, иллюстративный материал свидетельствует об отнюдь не примитивной модели пространственной ориентации в русской заговорной картине мира, что обусловлено, на наш взгляд, достаточно сложной структурой пространственной ориентации в сознании «мифологического» человека, включающей несколько пластов, в том числе и достаточно архаических (напр., единство трехчастного мира: нижнего,
земного, верхнего). Действия героя заговора возможны в любом направлении сторон света; менее опасным для индивида представляется восток, откуда появляются солнце, Бог и сакральные персонажи, а наиболее опасно северное /западное направление. Требуется, однако, подчеркнуть, что все пласты функционально взаимосвязаны, не всегда поддаются строгому разграничению, благополучно сосуществуют в сознании и актуализируются в зависимости от социально-реального контекста.
литература
1. Ахмерова Л.Р. К вопросу о русской языковой картине времени // Русская и сопоставительная филология. Казань : КазГУ, 2004. С. 20 - 24.
2. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л. : Наука (Ленингр. отд-ние), 1983.
3. Молитвы и заговоры. 3-е изд. Минск : Современное слово, 2000. 256 с.
4. Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия /собр. М. Забыли-ным. М. : Книга. Принт-шоп, 1989.
5. Словарь символов и знаков /авт.-сост. В.В. Адамчик. М. : Минск, 2006.
6. Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. М., 2004.
7. Шиндин С.Г. К общей характеристике восточнославянских заговоров // Этноязыковая и этнокультурная история Восточной Европы. М. : Индрик, 1995. С. 303 - 318.
Space paradigm within the frame of Russian spell model of the world
There is described the setting of space coordinates of Russian myth world mapping based on spell. The conclusion is done about that Russian spell mapping reflects a sophisticated structure of space orientation in the consciousness of a “myth human”.
Key words: earth corners, spell text, spell model of the world, “myth human”, consciousness, hero’s way, sacral character.
В.Н. ЯШИН (Саратов)
анализ системы архетипических ключевых слов современной российской политической речи
На материале текстов выступлений российских президентов рассматриваются особенности функционирования архетипических ключевых слов (АКС) современной российской политической речи (работа, закон, развитие, решить и др.), анализируются их частотность, положение в текстовом пространстве, синтагматика, семантика, использование в дефинициях. Наличие в данных текстах системы АКС связано с отражением в политической речи научной картины мира.
Ключевые слова: язык политики, политическая лексика.
К настоящему моменту накоплено значительное количество работ, посвященных анализу политической лексики. Разработанность тематики позволяет проводить исследования не только описательного, но
© Яшин В.Н., 2010
и диахронного характера. Этой проблеме, к примеру, посвящены диссертационные работы Ю.В. Ошеевой «Политическая лексика и фразеология русского языка» (1985 -2000) [4], Л.А. Ждановой «Общественнополитическая лексика: структура и динамика» [2]. Наше исследование - это синхронный функционально-семантический анализ одной лексической подсистемы политической речи.
традиционно к наиболее значимым опорным пунктам смысловой организации политических текстов относят идеоло-гемы и ключевые слова текущего момента (КТСМ) [8]. Особое место в системе политической лексики занимают архетипиче-ские ключевые слова (АКС) [5]. АКС - это тип ключевых слов, характерный для значительного массива текстов, объединенных по самым общим основаниям, например, тексты, написанные в соответствии с идеалистической топикой и, с другой стороны - материалистической, тексты светской и духовной литературы, определенных литературных направлений. АКС напрямую не соотносятся с концептуальной информацией и не воспринимаются интерпретатором как существенные для понимания смысла речевого произведения элементы, но, функционируя в системе, формируют невидимый текстовый каркас, который отражает определенный взгляд на вещи, картину мира. в нашей работе феномен АКС рассматривается на материале современной российской политической речи.
Перед тем как перейти к анализу, рассмотрим методологию исследования, приведем в качестве иллюстрации АКС советской политической речи. К последним относятся лексемы товарищ, работа, вопрос, борьба, условие, задача, масса, победа, успех, враг, линия, основа, элемент, правильный, руководство, обстановка, достижение, опасность, ошибка, вред, трудность и некоторые другие (АКС приведены по мере убывания частотности). Данные слова выделены А.П. Романенко по методике выявления КТСМ Т.В. Шмелевой на основании ряда признаков: высокой частоты употребления в советских публицистических текстах; использования в заголовках, определениях; широкой сочетаемости и словообразовательного потенциала; активного вступления в синонимические и антонимические отношения. Эти слова названы исследователем архетипическими, потому
что «они незаметны (в отличие... от идеоло-гем), обычны и не осознаются говорящими в качестве ключевых символических слов», при этом они строят систему общих мест, восходящую к основам идеологии, и организуют речемыслительную деятельность советского ритора [5, с. 120].
В публицистических текстах германской фашистской идеологии к АКС правомерно отнести пять структурирующих ло-госферу фашизма ключевых слов, выделенных А.К. Михальской: борьба, раса, превосходство, территория, пол [3, с. 120 - 24].
На основании методологии Т.В. Шмелевой нами были выявлены АКС современной российской политической речи. Материалом послужили тексты статей и публичных выступлений трех российских президентов. Общий объем проанализированного материала составил 337230 слов (734 страницы печатного текста).
К АКС современной российской политической речи относятся слова (в скобках указана частотность в материале): рабо-та(1574), закон(1434), развитие(1382), решить (1265), проект (1025), система (1015), действие (983), проблема (964), основа (918), задача (829), обеспечивать (818), вопрос (806), требовать (655), условие (679), эффективный (651), уровень (597), сфера (595), программа (536), реализация (580), средство (532), направление (533), интерес (520), принцип (429), опасность (425), результат (398), реальный (385), план (380), ситуация (363), ответственный (366).
Проанализируем особенности функционирования в политических текстах выявленных слов по наиболее существенным признакам АКС: частотности, положению в текстовом пространстве, синтагматике, семантике, использованию в дефинициях.
Частотность. В данном случае активизируются не отдельные слова, а система слов, за этой активизацией стоит использование особой речемыслительной модели, как и в советской словесной культуре. Проведем сопоставление частотности АКС в трех содержательно близких текстах - Посланиях к Федеральному Собранию РФ Б.Н. Ельцина (1996), В.В. Путина (2000), Д.А Медведева (2008). Статистические данные по основной части АКС представим в виде гистограммы. (В гистограмме показатели частотности рассматриваемых лексем в текстах Путина и Медведева смодулированы пропорционально объему посланий.)
Ельцин
Путин
Медведев
В гистограмме схематически отображены общее и различия в анализируемых текстах.
Общее. 1) Относительное число употребленных в каждом из текстов АКС практически одно и то же. Это говорит об общем функциональном наборе архети-пической лексики, присущем президентской речи. 2) Наиболее частотны в текстах одни и те же АКС: работа, закон, основа, решить. Они формируют ключевой топос -решать (проводить работу) на основе закона. Здесь эксплицирована установка президентской власти на активное политическое действие, признание закона высшей ценностью.
Различия. 1) У Путина и Медведева удельный вес АКС в текстах выше, чем у Ельцина. Указанный факт, на наш взгляд, свидетельствует о нормализации президентского стиля, формировании системы общих мест. Характерным является повышение не только общего количества АКС в текстах, но и изменения в частоте употребления некоторых из них. От Ельцина к Медведеву повышается частотность слов развитие, действие, система, вопрос, решить, реальный, интерес, план, проект. Это, по нашему мнению, обусловлено особенностями экономической и общественнополитической обстановки современной России, в которой на всех уровнях по сравнению с 1990-ми гг. наблюдается относительная стабилизация, стремление к порядку (актуализуется АКС-система). По-
следнее создает условия для долгосрочного планирования (развитие, проект, план), повышается значимость управленческой деятельности президента (действие, решить, вопрос, интерес).
Текстовое пространство. Все АКС могут выступать в названиях текстов (полужирным выделены АКС и их производные): «О действенности государственной власти в России», «Порядок во власти -порядок в стране» (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации) (Ельцин);
«Выступление на заседании Совета безопасности России по проблеме совершенствования государственной политики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и распространением наркомании» (Путин);
«О работе органов государственной власти в сфере социального развития 5 июня 2007» (Медведев).
Как видно, в заголовках нередко встречаются два АКС. Безусловные лидеры по этому признаку слова вопрос, работа, сфера.
Не менее важно распределение АКС в текстовом пространстве: оно равномерно. В материале практически нет страниц без АКС. Характерна концентрация разных АКС в значимых частях текста -вступлениях, заключениях, формулировках тезисов. Некоторые из рассматриваемых слов тяготеют к определенному композиционному закреплению (хотя все они
могут встречаться в любых частях текста): так, АКС решить, проблема характерны для начала речи. Вот примеры использования анализируемой лексической группы в значимых композиционных элементах выступлений:
Жизненно важно подключить к реализации этого закона систему мер, обеспечивающих развитие местного самоуправления как жизнеспособного уровня власти и в то же время как наиболее перспективной формы самоорганизации людей (Ельцин).
Общая задача всех этих актов - сделать и исполнительную и законодательную власть действительно работающими, наполнить конституционные принципы разделения властей и единства исполнительной вертикали абсолютно реальным содержанием (Путин).
Все эти программы сегодня действуют в качестве основных направлений развития корпоративной структуры открытого акционерного общества «Газпром» и тоже вносят свою добавку в капитализацию (Медведев).
Синтагматика (сочетаемость) ар -хетипической лексики. АКС в рассматриваемом материале имеют высокую сочетаемость. Самая высокая сочетаемость помимо слов вопрос и работа, заимствованных из системы АКС советской политической речи, у лексем действие, план система, средство, направление.
Нужно отметить и активную взаимную сочетаемость рассматриваемых слов: эффективно работать, решить в условиях, решить проблему (задачу, вопрос), заинтересован в обеспечении, принцип приоритета, уровень развития, содействовать развитию, развитая система, развивать сферы, направление развития, условий для развития, основное направление, уровень работы, реализация принципов.
В материале встретились состоящие из АКС и их производных сложные трех- четырехкомпонентные словосочетания: реализация основных направлений, основных направлений развития, эффективная система управления, проблемы решались на основе, взаимодействие по решению проблем, а также словосочетания, состоящие из трех АКС и распространенные неархетипиче-ской лексикой: результатам их управленческого воздействия на ситуацию, добиваться решения (вот этих) основных проблем, от-
ветственность (скажем, за провал) в реализации нацпроекта, реальное начало реализации проектов, ситуация с реализацией национальных проектов, содействовать нашей эффективной работе. Возможно построение распространенных предложений, состоящих из одних АКС, например: Выработать решение по основным направлениям реализации плана работы.
Семантика. Все АКС многозначны, кроме того, у некоторых наблюдается сравнительно быстрое появление новых значений, что легко проиллюстрировать на материалах словарных статьей МАС (под ред. Евгеньевой) [7], издававшегося в 1981 -1984 гг., и БТС (под ред. С.А. Кузнецова) [1], изданного в 1996 г. Показательно, что эти словари составлены на базе одной картотеки.
Новые значения появились у АКС (в скобках количество новых значений): работа (1), принцип (1), система (4), основа (1), вопрос (1), требовать (2), сфера (1), программа (2), интерес (1), план (1), результат (2), ответственный (1).
Дефиниции. Согласно А.П. Романенко, АКС сами являются средствами метаязыка [5, с. 129]. Приведем примеры построения толкований с помощью АКС.
Именно поэтому развитие права - актуальное направление политики по укреплению Российского государства (Ельцин). Следующая важная задача - это развитие отечественного образования (Путин). Наша первая и самая главная проблема - ослабление воли (Путин). Недоверие к власти - проблема системная... (Медведев).
Как видим, АКС могут выполнять функцию средства толкования друг друга: задача - развитие, развитие - направление. Это характеризует анализируемые слова как лексику, задающую наиболее обобщенную модель действительности.
таким образом, проведенный анализ показал, что выявленная нами на материале современной российской политической речи лексическая группа отвечает наиболее существенным признакам АКС - для ее представителей характерны высокая частотность; равномерное распределение в текстовом пространстве; употребление в заголовках; широкая сочетаемость; многозначность; использование в дефинициях.
Наличие различного по составу набора АКС в нескольких культурно-исторических
типах политических риторик - фашистско-германской, советской и современной российской - позволяет говорить об архетипи-ческих ключевых словах как о самостоятельной лексической подсистеме политической речи.
литература
1. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб. : Норин, 2008.
2. Жданова, Л.А. Общественно-политическая лексика: структура и динамика : дис. ... канд. филол. наук. М., 1996.
3. Михальская А.К. Русский Сократ: лекции по сравнительно-исторической риторике. М. : Академия, 1996.
4. Ошеева Ю.В. Политическая лексика и фразеология русского языка (1985 - 2000 гг.) : дис. ... канд. филол. наук. Уфа, 2004.
5. Романенко А.П. Советская словесная культура: образ ритора : дис. ... д-ра филол. наук. Саратов, 2001.
6. Словарь сочетаемости слов русского языка / под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. 3-е изд., испр. М. : АСТ, 2005.
7. Толковый словарь русского языка : в 4 т./ АН СССР, Ин-т рус. яз. ; под ред. А.П. Евгень-евой. 2-е изд. М. : Рус. яз., 1981. Т. I; Т. II; Т. III; Т. IV.
8. Шмелева Т.В. Ключевые слова текущего момента // Collegium. 1993. № 1. С. 33 - 41.
источники
9. Медведев Д.А. Национальные приоритеты. Статьи и выступления. М. : Европа, 2008.
10. Медведев Д.А. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года. URL: http://www.kremlin.ru/ appears/2008/11/05/1349_type63372type63374type 63381type82634_208749.shtml. (дата обращения: 20.02.2009).
11. Послания Президента России Бориса Ельцина Федеральному Собранию РФ. URL : http://www.intelros.ru/2007/02/04/poslanija_prezi-denta_rossii_borisa_elcina_federalnomu_sobraniju. (дата обращения: 20.02.2009).
12. Путин В.В. Избранные речи и выступления. М. : Книжный мир, 2008.
The analysis of the system of archetype key words in Russian modern political speech
On the texts of the Russian President’s speech there are studied the archetype key words of Russian modern political speech (work, law, development, to decide etc.). Also there are analyzed their frequency, position in the text, syntagmatics, semantics, using in definitions. The presence of such key words in these texts is connected with the reflection of scientific world mapping in the political speech.
Key words: the language of the politics, political lexis.