Научная статья на тему 'Анализ системообразующих факторов внешней и внутренней среды в формировании стратегического контроллинга (на примере корпоративных структур авиастроения)'

Анализ системообразующих факторов внешней и внутренней среды в формировании стратегического контроллинга (на примере корпоративных структур авиастроения) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1139
457
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контроллинг / системообразующие факторы / системный подход / авиастроение / государственная корпорация / controlling / system-forming factors / system approach / aircraft industry / government corporation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаев Виктор Алексеевич, Чувашлова Марина Владимировна

В статье обосновываются факторы внешней и внутренней среды авиастроительной корпорации, оказывающие влияние на построение системы контроллинга. Системный подход при внедрении контроллинга позволяет не только учесть влияние и воздействие сложной комбинации различных факторов, но и позволяет обеспечить решение ключевых задач отрасли авиастроения с наименьшими затратами. Автор обосновывает такие факторы внешней среды как институциональную среду, деятельность поставщиков и финансовых органов, требования потребителей, деятельность конкурентов, наукоемкие технологии в авиастроении. Среди факторов внутренней среды представлены: средства производства, производственный цикл, трудовые ресурсы, материальные ресурсы, способы и методы управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM APPROACH IN ESTABLISHING OF CONTROLLING IN CORPORATE AVIATION STRUCTURES

The article substantiates the external and internal factors of aircraft corporation influencing the process of establishment of controlling system. A systematic approach when implementing controlling system allows not only to consider the impact and effects of complex combinations of different factors, but also to provide a solution to the key objectives of the aviation industry at the lowest cost. The author substantiates the external factors such as institutional environment, activities of suppliers and financial institutions, consumer requirements, competitive activity, high technology in the aircraft industry. The internal factors under study include means of production, production cycle, human resources, material resources, techniques and management methods.

Текст научной работы на тему «Анализ системообразующих факторов внешней и внутренней среды в формировании стратегического контроллинга (на примере корпоративных структур авиастроения)»

СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА

М.В. Чувашлова

УДК 658 . 012 . 7

Анализ системообразующих факторов внешней и внутренней среды в формировании стратегического контроллинга (на примере корпоративных структур авиастроения)

В статье обосновываются факторы внешней и внутренней среды авиастроительной корпорации, оказывающие влияние на построение системы контроллинга. Системный подход при внедрении контроллинга позволяет не только учесть влияние и воздействие сложной комбинации различных факторов, но и позволяет обеспечить решение ключевых задач отрасли авиастроения с наименьшими затратами . Автор обосновывает такие факторы внешней среды как институциональную среду, деятельность поставщиков и финансовых органов, требования потребителей, деятельность конкурентов, наукоемкие технологии в авиастроении Среди факторов внутренней среды представлены: средства производства, производственный цикл, трудовые ресурсы, материальные ресурсы, способы и методы управления

Ключевые слова: контроллинг, системообразующие факторы, системный подход, авиастроение, государственная корпорация

Контроллинг как новая философия менеджмента представляет собой комплексную межфункциональную технологию управления настоящим и будущим организации, выполняющую комментирующую функцию финансового, экономического и организационного характера на основе рефлексивного воздействия для принятия управленческих решений, охватывающих объект и субъект управления, с использованием для этих целей специально разрабатываемых и информационно обеспечиваемых методов измерения ресурсов, процессов и результатов хозяйственной деятельности . Внедрение контроллинга — сложный многоаспектных процесс, охватывающий огромное количество различных факторов внешней и внутренней среды, специфичных как для различных отраслей, так и для отдельных хозяйствующих субъектов

Выявим и систематизируем основные факторы, которые могут служить основанием для внедрения контроллинга в деятельность авиационных корпора-

© Николаев В .А. , Чувашлова М . В . , 2016

ций . С этой целью проанализируем основные причины создания Объединенной авиастроительной корпорации в России, ее достижения и проблемы, решение которых возможно с помощью инструментов контроллинга .

Продукция авиационной промышленности — авиационная техника различного класса и назначения (самолеты, вертолеты и беспилотные летательные аппараты) — представляет собой сложную техническую систему. Это определяется множественностью конструкторско-технологических решений, материалов, количеством деталей, агрегатов и узлов, из которых состоит летательный аппарат, необходимостью согласованной работы различных элементов в рамках единого комплекса

Авиационная техника состоит из основных компонентов: планера, силовой установки, бортовых систем стабилизации, навигации, автоматического пилотирования и так далее, которые, в свою очередь, также являются наукоемкой продукцией предприятий машиностроения и приборостроения

Продукция промышленных предприятий авиастроения является не только сложной, но и наукоемкой продукцией . Для ее разработки, модернизации и обслуживания требуются специальные научно-технические знания, приобретаемые в процессе фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ не только по направлениям авиационной науки, но и в смежных областях знаний . Формирование необходимого опыта требует большого объема опытно-экспериментальных работ, наличия специального научного и стендового оборудования, высококвалифицированного персонала

Указанные параметры продукции авиационной промышленности характеризуют специфику, присущую как самой отрасли, так и производимой в ней продукции: высокая капиталоемкость, длительность, высокая рискованность, наукоемкость, трудоемкость, сложность кооперационных связей при производстве, большое количество и значительный объем привлекаемых ресурсов, высокая квалификация задействованного персонала, необходимость послепродажного обслуживания

Авиационная промышленность является отраслью высокотехнологичного сектора, которая обладает потенциалом «интеллектуализации» российской промышленности в целом Стабильная работа авиационной отрасли создает предпосылки к сохранению и развитию других высокотехнологичных промышленных производств ввиду значительной разветв-ленности технологических цепочек, работающих на создание современных образцов авиатехники

Авиационная промышленность и ее смежные производства играют важнейшую социально-экономическую стабилизирующую функцию, обеспечивая сохранение высококвалифицированных рабочих мест в научно-исследовательских, конструкторских, экспериментально-производственных структурах

Отечественное производство гражданской авиатехники является необходимым условием нормального функционирования авиационного транспорта страны, для которой перспектива перехода на импортную технику может «породить» экономические проблемы, особенно в секторе внутренних авиаперевозок, обеспечивающих территориальную целостность государства [3, с. 228].

На сегодняшний день основными элементами авиастроительной промышленности России можно назвать опытно-конструкторские бюро и заводы, которые в большинстве своем объединены в ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ПАО «ОАК») .

Опытно-конструкторское бюро — это научно-конструкторская организация, занимающаяся разработкой новой техники Наиболее развитыми являются КБ России, сохранившиеся после распада СССР и занимающиеся созданием пассажирских самолетов, а именно ОКБ Ильюшина, ОКБ Туполева, ОКБ Яковлева, ОКБ Сухого .

Авиационные заводы служат производственной площадкой для конструкторских бюро Так, крупнейшими авиационными заводами России, выпускающими гражданскую авиатехнику, являются:

— Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО);

— ОАО «Корпорация «Иркут»;

— Казанское авиационное производственное объединение имени С. П . Горбунова (КАПО);

— Открытое акционерное общество «Авиакор — авиационный завод»;

— Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю. А. Гагарина (КнААПО);

— АО «Авиастар-СП» .

Как уже было отмечено, в настоящее время большинство институциональных объектов авиастроительной отрасли входят в состав объединенной авиастроительной корпорации ПАО «ОАК» .

У ОАК существует собственная миссия и стратегия развития, которая включает в себя достижение следующих задач в рамках развития гражданской и военной авиации [2]

Миссия Корпорации — разработка, производство и послепродажное обслуживание самолетов военного и гражданского назначения с приоритетом потребностей государственных заказчиков, достижение и удержание долгосрочной конкурентоспособности авиастроительного комплекса России на глобальном рынке авиационной техники

Выполнение данной миссии в современных условиях — сложная и трудновыполнимая задача, поскольку на деятельность всех организаций, входящих в авиационную корпорацию, оказывает влияние сложная социально-экономическая обстановка в стране, а также совокупность негативных внешних и внутренних факторов, среди которых можно выделить следующие (таблица 1) .

таблица 1

Факторы негативного воздействия и ограничения при производстве

авиационной техники

Внешние факторы Внутренние факторы

Емкость рынка воздушных судов ограничена. Оборудование морально устарело и физически изношено.

Усиление конкуренции со стороны иностранных производителей воздушных судов. Потеря темпов освоения новых технологий, проведения НИР и ОКР.

Возможность организации производства самолетов Ту-334 на других авиационных заводах. Отсутствие собственных оборотных средств для организации производства воздушных судов.

Недостаточная государственная поддержка производства самолетов. Высокая трудоемкость производства воздушных судов, длительный финансовый и производственный цикл.

Повышение ставок по кредитам и лизингу воздушных судов. Острая нехватка как инженерных кадров, так и основных и вспомогательных рабочих.

Вступление в ВТО и последствия для производства авиационной техники. Наличие объектов незавершенного производства.

Снижение таможенных ограничений на импорт воздушных судов и комплектующих к ним. Низкая информатизация хозяйственной деятельности.

Низкая инвестиционная привлекательность производства воздушных судов. Отсутствие согласованности деятельности структурных подразделений корпорации.

Санкции США и ряда европейских стран по военно-техническому сотрудничеству. Неготовность предприятий корпорации к динамичной импортозамещающей деятельности.

Совокупность данных факторов оказывает влияние как на формирование миссии авиастроительной корпорации, так и на конкретизацию миссии через систему целей, прогнозов, планов .

Государство как самый крупный акционер ПАО «ОАК» в значительной степени определяет целевые ориентиры, ограничения и возможности по реализации стратегии развития Корпорации

Указом Президента Российской Федерации Пр-804 от 1 апреля 2012 года приняты «Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года», в которых наличие мощного авиационного потенциала признано необходимым условием социально-экономического и инновационного развития, а также обеспечения безопасности Российской Федерации

Государственная программа «Развитие авиационной промышленности на 2013—2025 годы», новая редакция которой была утверждена Постанов-

лением Правительства Российской Федерации № 303 от 15 апреля 2014 года, направлена на создание высококонкурентной авиационной промышленности и закрепление ее позиции на мировом рынке в качестве третьего производителя по объемам выпуска авиационной техники

Для достижения этой цели по подпрограмме «Самолетостроение» предполагается решение ряда приоритетных задач, включая:

• завершение реструктуризации самолетостроительной отрасли;

• расширение присутствия организаций самолетостроения на рынке;

• развитие глобальной сервисной сети и системы послепродажного обслуживания;

• обеспечение потребностей Российской Федерации в гражданской авиатехнике в значительной степени за счет отечественной продукции

Суммарный объем финансирования госпрограммы в 2013—2025 годах составит более 714 млрд рублей (в ценах соответствующих лет) . На реализацию подпрограммы «Самолетостроение» планируется выделить свыше 83 млрд рублей из федерального бюджета [1].

Исходя из данных целевых установок, можно сделать вывод, что ПАО «ОАК» ставит перед собой амбициозные задачи собственного развития и развития отечественного авиастроения Решение данных задач в достаточно короткие сроки требует применения новых инновационных методов управления, основным из которых является контроллинг

Внедрение контроллинга в процесс управления авиастроительной корпорации позволит решить следующие проблемы их деятельности:

• преодолеть низкую загрузку производственных мощностей предприятий отечественного самолетостроения (5—10 самолетов в год) по сравнению с зарубежными конкурентами (40—50 самолетов в месяц);

• снизить себестоимость производства самолетов как результат недоиспользования производственных мощностей;

• провести корректировку целевых установок авиастроительной корпорации, которые подлежат жесткому регулированию со стороны государства и не всегда соответствуют целевым установкам самих авиастроительных предприятий;

• устранить применение на авиастроительных предприятиях устаревших методов планирования, калькуляции и анализа, не удовлетворяющих требованиям менеджмента предприятий;

• преодолеть отсутствие единых для всех предприятий корпорации методик учета и анализа, несоответствие имеющейся информации для принятия управленческих решений требованиям современного менеджмента

Наличие одной и нескольких выявленных проблем в деятельности авиастроительной компании требует разработки мероприятий по пошаговому внедрению контроллинга как системы Однако успешное функционирование контроллинга невозможно без учета факторов внешней и внутрен-

ней среды, которые оказывают серьезное воздействие как на деятельность самой корпорации, так и на эффективность контроллинговых работ

Представим в виде рисунка 1 основные системообразующие факторы внедрения контроллинга в авиастроительной корпорации

Рисунок 1. Системообразующие факторы внедрения контроллинга в авиастроительной корпорации. Источник: разработано авторами.

Внешняя среда корпорации представляет собой ее институциональную среду, включающую совокупность законодательных актов, норм, правил и стандартов и непосредственное воздействие государственных органов . Учитывая огромную значимость авиастроения для национальной экономики и безопасности страны, влияние данного фактора крайне велико

Кроме того, важными факторами внешней среды являются деятельность конкурентов (в первую очередь, иностранных, формирующих основные направления развития отрасли), требования потребителей, определяющие параметры каждого конкретного продукта, развитие научно-технического прогресса в авиастроении и смежных отраслях, политические, экономические и социальные факторы

Внутренняя среда корпорации формируется за счет действия других факторов, наиболее значимыми из которых являются: крайне высокая длительность производственного цикла, техническое и технологическое состояние средств производства, высокая материалоемкость выпускаемой продукции, зависимость поставок от определенных конкретным разработчиком видов материалов, степень квалификации трудовых ресурсов и другие факторы

Тем самым, внедрение контроллинга в деятельность авиастроительной корпорации обусловлено необходимостью решения следующих основных проблем их функционирования: увеличение загрузки производственных мощностей, снижение себестоимости продукции, согласование целевых параметров государственных программ в авиастроении и стратегических целей самих предприятий, прекращение применения на авиастроительных предприятиях устаревших методов планирования, калькуляции и анализа, не удовлетворяющих требованиям менеджмента предприятий и другие задачи Рассмотрим более подробно основные факторы внешней среды, оказывающие прямое воздействие на промышленную корпорацию, специфичные для авиастроительной отрасли [4, с . 193] .

1 . Институциональная среда, формируемая и формализуемая органами государственного управления . Многие законы, в том числе трудовое законодательство, и деятельность государственных учреждений также влияют на построение системы контроллинга В связи с этим можно выделить следующие специфические особенности авиастроения: стратегическое значение авиационной отрасли, длительный инвестиционный цикл и большие объемы средств, которые необходимы для разработки новых современных видов авиационной техники Все это определяет ту роль, которую в авиационной промышленности играет государство как стратегический заказчик

В частности, на деятельность самолетостроительных предприятий со стороны государства в настоящее время оказывают влияние главным образом следующие факторы:

— одобрение государством всех крупных экспортно-импортных контрактов;

— выделение бюджетных средств на разработку и освоение новых видов продукции;

— таможенная политика (необходимость сохранения жесткой политики государства в отношении запретительных пошлин на ввоз иностранной авиационной техники, аналоги которой производятся внутри страны);

— налоговая политика (снижение налоговой нагрузки предприятий за счет изменения налоговых ставок)

2 . Деятельность поставщиков и финансовых органов. Авиастроительные предприятия работают с большим числом поставщиков: только по основным материалам и полуфабрикатам их насчитывается порядка 150, по покупным комплектующим изделиям — порядка 170, кроме того, поставщики оборудования, инструментов, энергоресурсов, различного рода услуг, трудовых ресурсов, капитала и так далее. Закупки материально-технических ресурсов и услуг составляют значительную долю расходов авиастроительных предприятий, а именно — до 50 % всех затрат на производство и реализацию.

В связи с большой капиталоемкостью авиастроительного производства предприятия вынуждены привлекать значительные заемные средства из различных финансовых институтов Затраты на обслуживание долговых обязательств — важная статья прочих расходов предприятий авиастроения, поэтому на конечный финансовый результат оказывают влияние и колебания процентных ставок, и курсовая разница валют (при заимствовании в валютном эквиваленте)

3 . Требования потребителей . Для авиастроения потребители определяют большинство параметров выпускаемой продукции: это и специфика конструкции, и особенности гарантийного обслуживания, и перечень дополнительных услуг и оборудования, и многое другое Тем самым необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействие организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов В этом аспекте основная проблема связана со значительными расходами предприятий промышленного авиастроения на подготовку и освоение производства и возникающими при этом рисками, обусловленными тем, что новые проекты, на разработку которых могут быть затрачены значительные средства, не будут реализованы или не окупятся Кроме того, может появиться риск возникновения непредвиденных затрат — он связан в первую очередь с изменениями конструкторской документации, а также с необходимостью уточнения требований авиакомпаний по уровню комплектации и интерьера

4 . Деятельность конкурентов . В авиастроении во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода и качества результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить . Важно учитывать, что потребители являются не единственным объектом соперничества предприятий Последние ведут конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал, право использовать определенные технические нововведения, знания, опыт, профессиональные навыки,

необходимые для производства или освоения той или иной технологии, системы («ноу-хау») . От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда, характер отношений руководителей с подчиненными и так далее. Безусловно, роль государства в обеспечении жизнеспособности такой отрасли, как авиастроение, переоценить невозможно, но и значимость рыночных факторов занижать нельзя Поэтому конкуренция с мировыми лидерами авиастроения, в том числе и за собственный рынок — неизбежная реальность уже сегодняшнего дня

5 Качественный и количественный состав трудовых ресурсов, наличие необходимых компетенций и навыков Данный фактор является и внутренним, и внешним одновременно Наличие необходимого количества, специальностей, уровня подготовки трудовых ресурсов для обеспечения достижения поставленных перед предприятием целей является одним из наиболее весомых факторов, воздействующих как на конкурентоспособность предприятия в целом, так и на особенности построения его системы контроллинга в частности Важно учесть, что авиастроение — это высокотехнологичное производство со сложными техническими, технологическими, коммуникационными и экономическими процессами . Человеческий фактор является основополагающим для предприятия и, следовательно, для всех его механизмов, так как без людей, способных оптимально, рационально, производительно, результативно, эффективно использовать сложную технологию, капитал, материалы, информационные и энергоресурсы, оно обречено на прекращение своей деятельности . Однако в настоящее время развитие российских авиапредприятий сдерживается нехваткой нужных специалистов, так как отрасль долгое время находилась в условиях тяжелого кризиса, и вследствие низкого уровня заработной платы по отрасли молодые специалисты не шли работать в самолетостроение Ситуация усугубляется еще и тем, что в условиях кризиса не пользовались спросом самолетостроительные специальности вузов страны

6 . Наукоемкие технологии в авиастроении . Технология — это не только внутренняя переменная производственной функции, но и важный внешний фактор, влияющий на построение системы контроллинга . Технологические нововведения влияют на эффективность изготовления и продажи продукции, на скорость устаревания продукта, на способы сбора, хранения и распределения информации, а также на ожидания потребителей от авиастроительных предприятий Некоторые крупные технологические (то есть научно-технические) нововведения, такие как компьютерная, лазерная, микроволновая, полупроводниковая технологии, интегрированные линии, связи, робототехника, спутниковая связь, разработка новых сверхпрочных и сверхлегких материалов, а также разработка новых методик и методов в области экономики и управления, в значительной степени повлияли на авиастроение и, соответственно, на экономический механизм управления затратами

В связи с этим организации, имеющие дело непосредственно с технологиями высокого уровня, наукоемкие предприятия должны быть в состоянии быстро реагировать на новые разработки и сами предлагать нововведения. Чтобы сохранить конкурентоспособность, все организации вынуждены использовать те разработки, от которых зависит эффективность их деятельности Данное правило характерно и для авиастроения Однако в настоящее время отечественное самолетостроение отличается высокими издержками производства продукции и высоким уровнем трудоемкости, что свидетельствует о низкой производительности труда по сравнению с ведущими мировыми производителями авиатехники и, соответственно, о применении устаревших технологий

Далее рассмотрим основные факторы внешней среды косвенного воздействия, специфичные для авиастроительной отрасли

К ним относятся: состояние экономики, социокультурные и политические факторы. Факторы среды косвенного воздействия обычно не влияют на систему контроллинга так же заметно, как факторы среды прямого воздействия Тем не менее, для повышения эффективности управления их необходимо учитывать. Среда косвенного воздействия в большинстве случаев сложнее, чем среда прямого воздействия . Руководители зачастую вынуждены опираться лишь на предположения о такой среде, основываясь на неполной информации, в попытках спрогнозировать возможные последствия для организации

1 . Состояние экономики . Руководство должно уметь оценивать влияние изменения состояния экономики, как российской, так и мировой, и в соответствии с этими тенденциями корректировать принятие решений в рамках контроллинга предприятий авиастроения . Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех ввозимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги, в том числе и продукцию отрасли авиастроения

2 Социокультурные и политические факторы Авиастроение как отрасль, формирующая конкурентные преимущества страны на мировом рынке, является предметом пристального политического интереса От расстановки сил на политической арене как внутри страны, так и за рубежом зависит и выбор государственной экономической политики — от протекционизма до либерализации, и величина госрасходов на оборону, и, соответственно, наличие контрактов на изготовление самолетной продукции

Особую актуальность политические факторы приобрели в последние годы в связи с введением экономических санкций в отношении России . Большинство российских самолетов гражданского назначения производится с использованием компонентов и комплектующих, созданных на территории стран СНГ. Причем наибольшую роль играют поставки с Украины, где располагаются 34 завода-поставщика авиатехники и головное конструкторское бюро «Антонов» . Так, в частности, российские самолеты «Руслан» комплектуются украинскими двигателями Д-18Т.

Рассмотрим основные факторы внутренней среды, влияющие на построение системы контроллинга

1 Средства производства Данный фактор характеризует наличие оборудования и инструментов, обеспечивающих выпуск необходимого количества и качества продукции . Анализ рационального использования орудий труда может выявить следующие резервы: возможность более полной загрузки производственных мощностей, повышение сменности работы оборудования, сокращение времени его пребывания в ремонте, максимальное использование технических параметров станков и другого оборудования

2 Производственный цикл Для авиастроительных предприятий данный фактор является наиболее существенным, так как в среднем производственный цикл основных изделий авиастроительных предприятий составляет 2,5 года . Анализ данного фактора позволит выявить резервы сокращения периода подготовки производства и освоения новых видов продукции, сокращения длительности производственного цикла, а также уменьшения размеров производственных запасов и заделов

3 Трудовые ресурсы Анализ данного фактора определяет возможности роста производительности труда за счет более полной загрузки работников с учетом их квалификации, опыта, а также сокращения потерь и непроизводительных затрат рабочего времени Основными факторами, влияющими на фактические трудовые затраты, являются нарушение оптимальной партии запуска машин и отклонение сроков производства по этапам от серийного циклового графика Кроме того, оказывает влияние несоответствие фактической структуры персонала в части производственных рабочих основного производства оптимальной структуре, определенной для конкретного изделия в конкретных условиях производства Фактическое состояние существующего парка производственного оборудования в свою очередь оказывает влияние на фактические трудовые затраты, вызывая отклонения от серийного технологического процесса

4 Материальные ресурсы Материальные ресурсы в себестоимости самолета занимают 40—70 % в зависимости от изделия и учета в себестоимости стоимости двигателей и поэтому являются самым большим финансовым рычагом

5 Средства и методы управления Так как центральным пунктом теории управления является процесс принятия решений, то совершенствование управления, с научной точки зрения, необходимо проводить путем совершенствования методов управления и использования моделирования как средства повышения эффективности организаций путем увеличения способности руководителей к принятию обоснованных объективных решений в ситуациях большой неопределенности и сложности . Также используемые средства и методы определяют информационное обеспечение системы управления Информационное обеспечение системы управления в настоящее время представляет собой объективную необходимость, обус-

ловленную требованиями внешней среды и внутренними изменениями предприятия, адекватно реагировать в возникающих ситуациях .

Подводя итоги, отметим, что применение системного подхода при внедрении контроллинга в деятельность авиастроительной корпорации позволяет обеспечить учет и мониторинг большого количества факторов внешней и внутренней среды как прямого, так и косвенного воздействия . Только внедрение контроллинга как целостной системы позволит обеспечить решение ключевых задач авиастроения на современном этапе.

Литература

1 . Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиаци-

онной промышленности на 2013—2025 годы»: утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 303 . Режим доступа: http://www. consultant . ru (дата обращения: 10 октября 2016 года) .

2 . Официальный сайт ПАО «ОАК» . Режим доступа: http://www. uacrussia .

ru/ru/corporation/strategy/ (дата обращения: 30 сентября 2016 года) . 3. Попова Е.В. Особенности экономического развития современной России и состояние ее авиационной отрасли // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы уп-равления-2004» . Москва, 2004. С. 227—231. 4 . Чувашлова М.В. Внедрение контроллинга в систему управления предприятием авиационной промышленности . М . : ИД «Академия естествознания», 2013 315 с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Gosydarstvennaya proramma RF razvitie aviacionnoi promislennosti na 2013— 2025 godi [The RF State Program of Aircraft Industry Development for 2013— 2025 years]. Approved by the RF Government decree dated April 15, 2014, по. 303 . Available at: http://www.consultant.ru (accessed 10 October 2016).

2 . Official web-site PAO "OAK". Available at: http://www.uacrussia . ru/ru/corpo-

ration/strategy/ (accessed 30 September 2016) .

3 . Popova E .V. Osobennosti ekonomicheskogo razvitiya sovremennoy Rossii i sostoyanie

ee aviatcionnoy otrasli. [Features of economic development in modern Russia and the State of its aviation industry], Materialy mezhdunarodnof nauchno-prakticheskoy konferentcii Aktualnye problemy upravleniia-2004 [Articles of the conference Current management problems] . Moscow, 2004. Рp. 227—231 . (in Russian)

4 . Chuvashlova M .V. Vnedrenie kontrollinga v sistemy ypravleniya predpriyatiem

aviacionnoi promislennosti [Implementation of controlling in management system of aircraft industry enterprise], Moscow: IDNatural science academy, 2013 . 315 p. (in Russian) .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.