Научная статья на тему 'Анализ схемотехнических решений для построения автоматических систем паспортного контроля'

Анализ схемотехнических решений для построения автоматических систем паспортного контроля Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
570
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CТАЦИОНАРНЫЙ ПРОПУСКНОЙ МОДУЛЬ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ ДОКУМЕНТОВ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА АВТОМАТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА АВТОМАТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПО ИЗОБРАЖЕНИЮ ЛИЦА / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА АВТОМАТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПО ОТПЕЧАТКАМ ПАЛЬЦЕВ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ДОСТУПА / STATIONARY PASS UNIT / TECHNICAL MEANS OF DOCUMENT CONTROL / TECHNICAL MEANS OF AUTOMATIC PERSONAL IDENTIFICATION / TECHNICAL MEANS OF AUTOMATIC PERSONAL IDENTIFICATION BY FACE IMAGES / TECHNICAL MEANS OF AUTOMATIC PERSONAL IDENTIFICATION BY FINGERPRINTS / TECHNICAL MEANS OF ACCESS CONTROL

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Копылов Дмитрий Николаевич, Алтынников Владимир Владимирович

Исследованы особенности внедренных в настоящее время автоматических систем паспортного контроля специфического предназначения для конкретных типов пропускных пунктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Копылов Дмитрий Николаевич, Алтынников Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Circuitry Analysis for Construction of Automated Passport Control Systems

The peculiarities of automated passport control systems of special purpose which are now introduced for particular types of checkpoints are studied. Refs. 5. Figs. 3. Tabs. 5.

Текст научной работы на тему «Анализ схемотехнических решений для построения автоматических систем паспортного контроля»

УДК 004.932

Д. Н. Копылов, В. В. Алтынников

АНАЛИЗ СХЕМОТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ АВТОМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПАСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ

Исследованы особенности внедренных в настоящее время автоматических систем паспортного контроля специфического предназначения для конкретных типов пропускных пунктов.

E-mail: www.biometric.bmstu.ru

Ключевые слова: стационарный пропускной модуль, технические средства проверки документов, технические средства автоматической идентификации личности, технические средства автоматической идентификации личности по изображению лица, технические средства автоматической идентификации личности по отпечаткам пальцев, технические средства контроля доступа.

Анализ информации из литературных источников позволяет сделать вывод о наличии систем автоматизированного и автоматического паспортного контроля в разных странах мира [1-5]. Проблеме решения задач в области автоматического паспортного контроля в настоящее время наибольшее внимание уделяется в странах Евросоюза, Восточной Азии, Австралии и США. Внедрение автоматических систем паспортного контроля (АСПК) позволяет охватывать только несколько процентов пассажиропотока, следующего через государственную границу. Кроме этого, внедренные и эксплуатируемые системы различаются конструкцией автоматических проходов, способом хранения биометрической информации, а также принципами идентификации личности и проверки пассажиров по базам оперативного учета.

В соответствии с Регламентом Совета Евросоюза № 2007/2004 взаимодействие национальных пограничных служб координирует Европейское агентство по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах государств — членов Евросоюза (European Agency for the Management of Operational Cooperation at the External Borders of the Member States). Европейское агентство проводит изучение технологий автоматического пересечения, исследование оборудования и способов автоматического пограничного контроля, используемых в государствах — членах Евросоюза, а также способствует интегрированному управлению автоматическими системами паспортного контроля. Европейское агентство по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах государств — членов Евросоюза обеспечивает координацию и исследование процесса создания и внедрения систем пропуска и регистрации пассажиров при пересечении внешних границ

с использованием признаков биометрии и других новейших технологий. Некоторые правительства стран Евросоюза уже начали использование биометрических технологий для построения систем автоматического пересечения границ в аэропортах с перспективой повышения безопасности и упрощения формальностей для пассажиров.

В результате исследования особенностей применения АСПК в Австралии, Брунее, Великобритании, Германии, Гонконге, Нидерландах, Португалии, ОАЭ, Пакистане, Сингапуре, США, Тайланде, Франции, Чили и Японии установлено их преобладание на пунктах пропуска на воздушном транспорте.

Особенностью внедренных в настоящее время АСПК является их специфическое предназначение для конкретных типов пунктов пропуска.

Таким образом, АСПК преимущественно представляют собой стационарные модули по проверке документов, устанавливаемые лишь в аэропортах.

Автоматизация паспортного контроля на железнодорожном транспорте в зарубежных странах сводится к использованию мобильных переносных устройств сканирования и экспресс-проверки подлинности паспортно-визовых документов. Автоматические мобильные пропускные модули для использования на железнодорожном, автомобильном, морском и других видах транспорта в настоящее время не разработаны и не применяются. При использовании средств автоматизации паспортного контроля на железнодорожном и прочих видах транспорта решение о возможности пропуска пассажира через границу принимается сотрудником пограничной службы.

Методы построения и функционирования АСПК. В зарубежных аналогах АСПК используют технологии автоматической идентификации личности, проверки электронных и машиносчитываемых документов и автоматического контроля доступа.

Анализ применения зарубежных аналогов АСПК в деятельности органов пограничного контроля позволил выявить частичную или полную автоматизацию таких функций, как проверка паспортно-визовых документов, идентификация личности, обеспечение контролируемого пересечения границы.

В зарубежных аналогах АСПК проверка паспортно-визовых документов включает в себя оптическое распознавание страницы установочных данных, считывание данных с электронного чипа и проверку подлинности страницы установочных данных.

Контролируемое пересечение границы в зарубежных аналогах АСПК основано на применении специализированных автоматизированных турникетов или шлюзовых кабин, обеспечивающих предотвращение несанкционированного пересечения границы и автоматическое

открывание створок при положительном результате проверки документов и автоматической идентификации личности.

Обобщенный алгоритм проведения автоматического паспортного контроля в зарубежных аналогах АСПК предусматривает наличие следующих этапов:

— считывание данных с электронного документа;

— получение биометрических шаблонов из электронного документа или из базы данных;

— автоматическая биометрическая идентификация личности;

— автоматическое срабатывание устройства контроля доступа в случае положительного решения — о пропуске пассажира, формирование сигнала в случае отрицательного решения — о не пропуске пассажира.

Весь процесс автоматической проверки пассажира сопровождается демонстрацией информации на специальных мониторах.

Результаты обобщения особенностей технологий автоматического оформления пассажиров, используемых в зарубежных аналогах АСПК, приведены в табл. 1.

Таблица 1

Обобщенные особенности технологий автоматического оформления пассажиров, используемых в зарубежных аналогах АСПК

Технология Используемые средства

Автоматическая биометрическая идентификация личности Изображения лица, отпечатков пальцев, радужной оболочки глаза

Автоматический контроль доступа Управляемые двусторонние турникеты, управляемые односторонние турникеты, управляемые шлюзовые кабины

Электронные и машиносчитывае-мые документы Электронный паспорт (Б-РаззроП), смарт-карта с электронным чипом

В зарубежных аналогах АСПК присутствует ряд существующих ограничений на их использование:

— пропускные модули АСПК не имеют возможности обслуживать инвалидов, так как эта группа людей всегда имеет приоритет при прохождении классической проверки;

— системы не обслуживают людей, для которых не может быть выполнена регистрация биометрических характеристик;

— системы не обслуживают детей и подростков в возрасте до 17 лет, поскольку биометрическая технология не всегда обеспечивает требуемую вероятность ошибки;

— система не обслуживает в одном пропускном модуле АСПК двух и более пассажиров.

Для обеспечения автоматизации функций паспортного контроля в состав зарубежных аналогов АСПК включаются современные технические средства, обеспечивающие автоматическое считывание данных электронных документов, автоматическую регистрацию биометрических характеристик пассажира и идентификацию личности, а также средства вычислительной техники, выполняющие управление автоматическими средствами контроля доступа, техническими средствами предоставления информации пассажиру и оповещения сотрудников пограничной службы.

Для обеспечения ускоренного оформления пассажиров на путях международного сообщения в АСПК должны быть реализованы следующие функции:

— автоматическая проверка паспортно-визовых документов;

— автоматическое фиксирование факта пересечения границы;

— автоматическая идентификация личности пассажира и автоматическое определение принадлежности документа предъявляющему его пассажиру;

— автоматическое срабатывание блокирующих устройств, входящих в состав управляемых преграждающих устройств на входе и выходе автоматического пункта пропуска;

— отображение информации о правилах и последовательности автоматической проверки документов и идентификации личности;

— взаимодействие с автоматизированными информационными системами пограничной службы для обеспечения актуализации информации о праве пересечения границы и получения списков для идентификации личности.

Для выполнения перечисленных функций в состав АСПК должны входить следующие функциональные подсистемы:

— проверки документов;

— идентификации личности;

— контроля пересечения границы;

— отображения информации и взаимодействия с пользователем;

— информационная подсистема управления и принятия решений;

— коммуникационная подсистема взаимодействия.

Особенности функционального взаимодействия между подсистемами АСПК представлены на рис. 1.

Адаптация АСПК к пунктам пропуска различного вида. Ввиду увеличения числа пассажиров, пересекающих государственную границу РФ, для уменьшения времени проведения паспортного контроля целесообразно обеспечить пункты пропуска автоматическими системами паспортного контроля.

Подсистема идентификации личности

Команды управления

Подсистема проверки документов

Биометрические Команды данные управления

Изооражения Паспортные данные

Информационная подсистема управления и принятия решений

Команды управления

Подсистема контроля пересечения границы

Команды управления

Подсистема отображения информации

" Изображения Паспортные данные

Операти вные задания

га

S

ш

1-

ü

S

и

g ос

о X

с со 1-

к и

Л! >5

X Ф

т et

о о

s 5

S

го ги

Э£ m

S CD

I

>

Е

S

о

X

Рис. 1. Структурная схема АСПК

В соответствии с утвержденными постановлением Правительства РФ правилами установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу РФ по виду международного сообщения выделяют следующие типы пунктов пропуска: морские, речные (озерные), воздушные, автомобильные, железнодорожные, пешеходные и смешанные.

Особенностью воздушных, автомобильных и пешеходных пунктов пропуска является наличие достаточной территории, на которой возможна установка стационарных автоматических пропускных модулей.

На морских, речных и железнодорожных пунктах пропуска могут отсутствовать специально оборудованные помещения для проведения паспортного контроля. В этом случае паспортный и другие виды контроля могут проводиться как на входе-выходе из средств передвижения, так и во время их движения. Поэтому целесообразна разработка мобильного варианта автоматического пропускного модуля, предназначенного для установки в помещениях, на перронах или передвижных платформах.

Стационарный автоматический пропускной модуль. Оборудование постоянно действующих пунктов пропуска через государственную границу средствами автоматического паспортного контроля должно предусматривать установку стационарных автоматических пропускных модулей и рабочих мест операторов АСПК, развертывание коммуникационной подсистемы АСПК для обеспечения взаимодействия с подсистемой автоматизированного контроля машиносчи-тываемой паспортно-визовой информации (ПАК МСПВ) "Каскад".

Стационарный автоматический пропускной модуль должен обеспечивать комфортное прохождение пассажиром паспортного контроля, а также конструктивное сопряжение с техническими средствами других видов контроля, такими, например, как технические средства досмотра багажа.

Для обеспечения защиты технических средств автоматического паспортного контроля от несанкционированных действий пассажира устройства проверки подлинности документа, считывания данных с электронного чипа идентификации личности и средства отображения информации целесообразно разместить в едином терминале, оборудованном средствами защиты от взлома и вандализма.

Стационарный автоматический пропускной модуль представляет собой шлюзовую кабину с установленными на входе и выходе управляемыми преграждающими устройствами, ограничивающими перемещение пассажира внутри кабины.

На рис. 2 приведен общий вид стационарного автоматического пропускного модуля, оснащенного полноростовыми управляемыми преграждающими устройствами, устройством проверки документов, биометрическими сканером лица и сканером отпечатков пальцев, а также панелью отображения видеоинформации и передачи аудиосигнала.

Рис. 2. Общий вид стационарного пропускного модуля

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На стенах автоматического пропускного модуля устанавливается специальное осветительное оборудование, предназначенное для создания равномерной освещенности лица пассажира. Стационарный автоматический пропускной модуль может быть оснащен дополнительными средствами видеонаблюдения и техническими средствами охраны — датчиками движения, обнаружения взрывчатых веществ, пожарной сигнализации.

Стационарный автоматический пропускной модуль должен быть подключен к локальной коммуникационной среде для обеспечения обмена данными с ПАК МСПВ "Каскад" через подсистему коммуникационного взаимодействия.

Мобильный автоматический пропускной модуль. Для оснащения пунктов пропуска железнодорожного, морского и речного международного сообщения с учетом особенностей посадки пассажиров на транспортные средства целесообразно разработать мобильные автоматические пропускные модули. Их отличительной особенностью является мобильность, возможность транспортирования на расстояние без потери функциональных возможностей.

Мобильный автоматический пропускной модуль предназначен для проверки документов, видео- и аудиосопровождения процесса идентификации личности, контроля и управления доступом пассажира. Мобильный автоматический пропускной модуль не позволяет обеспечивать задержание пассажира в случае получения отрицательных результатов проверки документа или идентификации его личности, а направляет его к контролеру пограничной службы или вызывает контролера для углубленного контроля пассажира.

На рис. 3 показан мобильный автоматический пропускной модуль.

Особенностью построения мобильного автоматического пропускного модуля является наличие встроенной в его корпус системы формирования равномерного освещения пассажира, предназначенной для обеспечения автоматической идентификации личности. Дополнительными условиями для выбора места размещения мобильного пропускного модуля являются требования, предъявляемые к фону (заднему плану), создаваемому окружающими объектами за пассажиром. Наличие фронтальной засветки, сложно структурированного фона или других лиц является недопустимым для автоматической идентификации личности пассажира. Поэтому перед размещением мобильного автоматического пропускного модуля необходимо создание однотонного заднего плана.

На первом этапе перехода к автоматическому оформлению пассажиров целесообразно использовать АСПК-экспресс, сохранив контролирующую роль сотрудников пограничной службы при пропуске

Рис. 3. Внешний вид мобильного автоматического пропускного модуля

пассажиров. Такой пропускной модуль оставляет право принятия решения на пропуск пассажира контролеру пограничной службы. При наличии благоприятной социально-экономической обстановки, создании и утверждении нормативно-технической и нормативно-правовой базы в дальнейшем целесообразно использовать АСПК-автомат, который полностью выполняет функции контролеров пограничной службы и автоматически принимает решение о пропуске пассажира через государственную границу. В случае возникающих проблем во время паспортного контроля пропускной модуль будет автоматически отправлять пассажира к контролеру пограничной службы.

Для построения автоматических пропускных модулей используется несколько различных видов технических средств для проверки документов, автоматической идентификации личности и контроля доступа.

Технические средства проверки документов. Среди всех классов технических устройств для проверки документов наиболее широкие возможности имеют аппаратно-программные средства, построенные на основе современных датчиков изображений, которые сохраняют чувствительность к излучениям в широком спектральном диапазоне от ближней ультрафиолетовой до ближней инфракрасной областей

спектра. Именно эти возможности технических средств проверки подлинности обеспечивают явное преимущество перед визуальным контролем документов, так как человеческий глаз способен воспринимать только излучение видимой области спектра.

В табл.2 приведены некоторые устройства считывания и распознавания паспортно-визовых документов, созданные отечественными и зарубежными производителями.

Таблица 2

Технические средства проверки ПВД НП

Название Производитель Внешний вид

ОСУДРВ НИИЦ БТ МГТУ им.Н.Э. Баумана, РФ

Регула" серия 70X4 ООО "Регула™, Беларусь

5000B-SC L-1 Identity Solution, США m 1ÊÈ

Считыватель ПВД НП ООО "Интек", РФ

Технические средства автоматической идентификации личности используемые в пропускных модулях. Для автоматической идентификации личности в системах безопасности применяют биометрические сканеры, обеспечивающие регистрацию и обработку биометрических данных человека, формирование необходимых для достоверной идентификации условий регистрации.

В настоящее время рынок биометрических сканеров изображений лица и биометрических сканеров отпечатков пальцев насыщен как отечественными, так и зарубежными разработками.

Для обеспечения возможности применения в АСПК биометрические сканеры изображений лица (технические средства регистрации изображений лица) должны иметь специальные интерфейсы подключения и соответствовать требованиям национальных стандартов в области биометрии лица ГОСТ Р ИСО/МЭК 19784-2.

В табл. 3 и 4 приведены некоторые биометрические сканеры изображений лица и отпечатков пальцев ведущих производителей, продукция которых представлена на российском рынке.

Таблица 3

Технические средства автоматической идентификации личности по

изображению лица

Название Производитель Внешний вид

Сканер лица 2D НИИЦ БТ МГТУ им.Н.Э.Баумана, РФ V

ЛМ 2.1 НПО "Информация", РФ i

Face Reader L-l Identity Solution, США ё

FaceConlrol ООО "Вокорд", РФ mi

Таблица 4

Технические средства автоматической идентификации личности по

отпечаткам пальцев

Название Производитель Внешним вид

БСП07-У НИИЦ БТ МГТУ им. Н.Э.Баумана, РФ

Futronic Биометрические технологии, РФ ф

ДС-22 Биометрические технологии, РФ

СОП ООО "Интек", РФ

Технические средства контроля доступа для пограничных пунктов пропуска. Согласно основному руководящему документу в области построения систем контроля и управления доступом ГОСТ Р 51241-98 турникеты являются одним из исполнительных устройств систем и относятся к разделу "Устройства преграждающие управляемые" (УПУ).

В соответствии с ГОСТ Р 51241-98 турникеты классифицируются по виду перекрытия проема: с частичным перекрытием проема; с полным перекрытием; с блокированием объекта в проеме (шлюзы, кабины проходные).

В настоящее время на рынке представлено большое разнообразие технических средств контроля доступа, отличающихся пропускной способностью, степенью обеспечения безопасности, конструктивным исполнением и стоимостью.

В табл. 5 приведены различные типы средств контроля доступа и особенности их конструктивного исполнения.

Таблица 5

Технические средства контроля доступа

Название Внешний пил Конструктивные особенности

L С частичным

Калитка j» ] 1ерекрытисм проема

Трипод г То же

Роторный ПОЯСНОЙ турникет -//-

Турникеты е выдвижными тем С полным

створками Ш перекрытием

Турникеты шлюзовые ^ То же

Роторные полноростовые С блокированием

турникеты ш объекта в проеме

Шиозовые кабины 0 То же

Для применения в АСПК предпочтительными являются конструкции из турникетов с выдвижными створками, обеспечивающими фиксацию и контролируемые перемещения пассажира при прохождении

автоматического паспортного контроля, а также шлюзовые кабины, которые могут быть дополнительно оснащены техническими средствами охраны: датчиками движения, оставленных предметов, пожарной и охранной сигнализации.

Использование одиночного турникета целесообразно при создании мобильного автоматического пропускного модуля АСПК, в котором не предусмотрено блокирование пассажира в шлюзовой кабине.

Заключение. Показаны целесообразность и наличие научно-технического задела, позволяющего создать и приступить к опытной эксплуатации автоматической системы паспортного контроля, которая позволит увеличить пропускную способность пункта пропуска; снизить вероятность ошибок при проведении контроля пассажира, пересекающего границу, и снизить загруженность контролерского состава.

Постоянный рост числа пересечений государственной границы, давно превысившего сто миллионов пересечений в год, обусловливает актуальность создания автоматизированной системы паспортного контроля.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Устройство для проверки подлинности ценных бумаг и/или документов. Пат. 2304309 РФ: МПК G 07 D 7/12, G 06 К 9/00.

2. Средства защиты документов от подделки. Способы выявления подделок: Лекция / А.В. Семенов. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2002. - 30 с.

3. ГОСТ Р ИСО/МЭК 19794-5. Автоматическая идентификация. Идентификация биометрическая. Форматы обмена биометрическими данными. Данные изображения лица.

4. К у х а р е в Г. А. Биометрические системы: Методы и средства идентификации личности человека. - СПб.: Политехника, 2001. - 240 с.

5. Автоматическая система паспортного контроля (шифр "Режим-Ускорение"), Пояснительная записка, НВРА.425510.001 П1

Статья поступила в редакцию 9.08.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.