Научная статья на тему 'Анализ рынка въездного/выездного туризма Украины'

Анализ рынка въездного/выездного туризма Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ ВЪЕЗДНОЙ / TOURISM INBOUND / TOURISM OUTBOUND / ТУРИЗМ ВЫЕЗДНОЙ / ПОТОК ТУРИСТИЧЕСКИЙ / TOURIST STREAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронин И. Н.

В статье дан анализ туристическому потоку въездного и выездного туризма Украины. Для анализа использовался большой массив официальной статистики. Определены основные тенденции на перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analyzes of inbound & outbound tourism of Ukraine

In the paper analyzes the tourist’s stream of inbound and outbound tourism in Ukraine. Used for the analysis of a large amount of official statistics. Identified the main trend of the future.

Текст научной работы на тему «Анализ рынка въездного/выездного туризма Украины»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «География». Том 25 (64). 2012 г. №4. С.62-69.

РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

УДК 339.138:338.48

АНАЛИЗ РЫНКА ВЪЕЗДНОГО/ВЫЕЗДНОГО ТУРИЗМА УКРАИНЫ

Воронин И.Н.

Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь,

Украина, E-mail: voronin. igor45@gmail com

В статье дан анализ туристическому потоку въездного и выездного туризма Украины. Для анализа использовался большой массив официальной статистики. Определены основные тенденции на перспективу.

Ключевые слова: туризм въездной, туризм выездной, поток туристический.

ВВЕДЕНИЕ

Окончание «высокого сезона» в туризме традиционно является удобным периодом для подведения итогов деятельности. Главной и основной проблемой в подведении итогов деятельности туристической отрасли Украины является сложный и неоперативный статистический учет.

1. ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

На сегодняшний день, статистика въездного/выездного туризма ведется двумя организациями: Государственной пограничной службой Украины, которая запрашивает у каждого приезжего иностранца цель его визита, и Государственным агентством Украины по туризму и курортам, собирающим данные с мест размещения, т.е. из гостиниц, пансионатов, санаториев. Именно в различных методах сбора информации этими службами и заключается неоднозначность показателей. Что касается Госпогранслужбы, то при опросе о цели приезда, опрашиваемый, как правило, определяет ее спонтанно. Кроме того, пограничники считают количество въездов в страну, а не количество въехавших людей. Часто бывает и так, что один и тот же человек в течение месяца посещает Украину несколько раз. И получается, что вместо фактически одного человека пограничники подают данные о нескольких.

Если же говорить о Гостуризмкурорте, то здесь имеются другие проблемы в подсчете: многие туристы предпочитают снимать квартиры посуточно. Также не следует забывать о существовании неофициальных гостиниц или занижении реального числа постояльцев ради экономии уплаты налога на прибыль. Естественно, в таком случае они часто проходят мимо учета вышеупомянутой госслужбы. В результате возникает немалая разница: 20 млн. иностранных гостей от Госпогранслужбы и 500 тыс. от Гостуризмкурорта [1].

Что же касается низкой оперативности сбора статистических данных, то наглядным примером этому факту могут стать сайты Государственной службы статистики и Гостуризмкурорта, на которых сегодня не найти более-менее точной информации о числе туристов, посещающих Украину.

Тем не менее, по данным погранслужбы в прошлом году Украину посетило 21,1 млн. иностранных туристов, что на 2% или 380 тыс. больше, чем в позапрошлом году. Причем увеличение произошло в основном за счет индивидуальных туристов, число которых составило чуть более 19 млн. чел. Максимально большой прирост индивидуальных туристов предоставила соседняя Россия, откуда за прошлый год турпоток увеличился на 20% или на 1,2 млн. чел. Далее следуют страны Евросоюза: Словакия (прирост на 14% или на 70 тыс. туристов), Венгрия (16% или 124,5 тыс. туристов соответственно) и Германия (3% и 95,3 тыс.).

Гораздо ниже показатели по организованным группам туристов и бизнес-туристов. Так, по итогам прошлого года количество организованных туристов уменьшилось на 17%, а людей, прибывших в Украину по служебным делам - на 10%. Уменьшение организованного турпотока произошло за счет России (падение на 34% или на 193,3 тыс. туристов), Польши (на 11% или 19 тыс.) и Канады (на 18% или 2 тыс. соответственно). Снижение же деловой активности наблюдалось за счет Латвии (падение на 10% или на 0,7 тыс. туристов), Польши (на 2% или 3 тыс.) и России (на 38% или 110,6 тыс. чел.) [1] (рис. 1).

еооооо

500000

W0000

300000

200000

100000

г

гУт! 1. . 1 .1 LjI 1. .1 L

□ Иттал ил

■ Швейцария

□ Австрия

□ Греция

■ Ч ем1я

□ Турция

■ Игр а ил ь

□ Е гип ет

■ Южная Корея

■ Таил авд

□ ОАЭ

□ США

2005 2006

2007

2003

200& 2010

Рис. 1. География и динамика выездного туризма, чел. [2]

Позитивной для нашей страны является тенденция к увеличению притока индивидуальных туристов. Это, по нашему мнению, является наглядным подтверждением успешного проведения Украиной Евро-2012. Иными словами,

отечественная туристическая инфраструктура уже сегодня позволяет иностранному туристу самостоятельно забронировать отель, сформировать программу визита и тем самым не обращаться к услугам турфирм. Впрочем, это частично подтверждают эксперты туристического рынка. Таким образом, можно говорить о все возрастающем интересе к Украине. Причем этот интерес наблюдается как со стороны европейских туристов, так и из более дальних регионов. В Интернете уже сегодня можно найти много туристической информации об Украине, кроме того, среди иностранных туристов распространяется информация о наших достопримечательностях, природе и доступности цен. Если говорить о снижении потока организованных групп туристов, то, на фоне роста числа индивидуальных туристов, это является вполне закономерной тенденцией. Как уже упоминалось выше, иностранные туристы с радостью отправятся в самостоятельное путешествие, которое будет более насыщенным и менее дорогим, чем, если бы они обратились за помощью к турфирмам. Кстати, не вызывает удивления и снижение числа бизнес-туристов по итогам прошлого года. Ведь мировой финансовый кризис в первую очередь ударил по бизнес-структурам различных стран мира, которые, стремясь минимизировать убытки, резко сократили расходы на командировки.

В свою очередь, украинцы также стали больше ездить за границу. Об этом свидетельствуют данные, предоставленные Управлением коммуникаций и доступа к публичной информации Госстата [3]. Такие данные свидетельствуют о том, что рынок туристических услуг Украины, а также стран-акцепторов потоков из Украины, активно развивается. Вместе с тем, необходимо отметить, что приведенная Госстатом классификация не является оптимальной с точки зрения категоризации потоков, в том числе и туристических. Ведь, если рассматривать частные поездки, то понятно, что часть из них смело можно относить к индивидуальному туризму: в соответствии с классификацией Всемирной туристской организации (World Tourism Organization, WTO), каждый иностранец, который провел хотя бы одну ночь в отеле или другом средстве размещения, автоматически квалифицируется как турист. А в соответствии с классификацией Госстата [3], граждане, которые отправляются в поездку за границу с целью посещения родственников или друзей и ночуют у них (следовательно, туристами не являются) и те украинцы, которые отправляются за границу индивидуально, но при этом пользуются услугами гостиничной инфраструктуры (к ним, следовательно, понятие «туристы» уже применимо), попадают в одну категорию - «частная поездка». Хотя на самом деле это две совершенно разных категории. Такой подход можно объяснить довольно просто - данные Госстата базируются на данных Госпогранслужбы [4], сотрудники которой, как уже говорилось выше, задают при выезде за границу вопрос о цели поездки, однако не имеют никакой возможности эту цель проверить. Тем не менее, приведенные данные дают определенное представление о динамике выездных турпотоков из Украины. Конечно, в контексте приведенных цифр невозможно проследить динамику индивидуальных турпотоков. Предположим, однако, что она довольно значительна - ведь самостоятельное, в том числе он-лайн, бронирование туруслуг, приобретает в нашей стране все большую популярность.

Наблюдается большой прирост и в категории, которую Госстат называет «организованный туризм», поскольку подавляющее большинство наших соотечественников, попавших в эту категорию, воспользовалось услугами туристических компаний (рис. 2).

Таким образом, несмотря на то, что абсолютные цифры прироста потоков в категории «организованный туризм» относительно невелики, организованные турпотоки демонстрируют рекордные темпы роста. Наконец, если говорить о служебных поездках, подавляющее большинство которых можно квалифицировать как бизнес-туризм, то они если и демонстрируют рост, то очень слабый. Ничего удивительного в этом нет, поскольку этот показатель является одним из самых надежных индикаторов темпов развития экономики в целом.

Следующие данные демонстрируют разницу между общим количеством заграничных поездок и теми, которые Госстат квалифицирует как частные. К сожалению, категоризация данных турпотоков также весьма затруднительна. К категории «другие» относятся служебные поездки, организованный туризм, бизнес, спортивные соревнования, делегации, культурно-просветительские акции и т.п. Совершенно очевидно, что доля потоков бизнес-туризма в Россию существенно больше, чем, скажем, в Молдову. С другой стороны, если говорить о той же самой Молдове, то всерьез говорить о каком-либо туризме в этом направлении не приходится. Очевидно также, что в общей структуре турпотока в Польшу и Венгрию организованный и бизнес-туризм занимает подавляющую долю -поскольку это основные визовые направления [5].

Интересно, что на второе место в рейтинге организованного туризма поднялась Россия (в прошлом году на втором месте был Египет). Доля организованного туризма в Россию невелика - очевидно, эту статистику в первую очередь формируют довольно популярные у украинцев туры в Санкт-Петербург. Возможно, ощутимый статистический вес имеют также туры в Москву и по Золотому Кольцу России, однако перспективы развития других направлений в Россию достаточно не четки.

□ частные поездки

■ служебные поездки

□ срганизсЕаньый туризм

Рис. 2. Зарубежные поездки по категориям туристов, 2011 [1]

Характеризуя туристский поток Украины в целом, можно заметить довольно интересную тенденцию, а именно - кризисный спад турпотоков успешно преодолен, и туристическая индустрия медленно, но верно возвращается к докризисным объемам. Данные, приведенные в диаграмме, являются сборными - в них показаны все граждане Украины и не только туристы. Но в большинстве случаев туристы значительно преобладают. Данные составлены из различных источников: информации консульств, продаж авиабилетов, регистрации в отелях, отчетов Госпогранслужбы и т.п. Особо выделяется Турция: так, по данным Отдела культуры и туризма в посольстве Турецкой Республики в Украине, в прошлом году в Турцию прибыло 574 тыс. украинцев.

Несмотря на политические события в Египте, эксперты отмечают его достаточно высокую популярность. На третьем месте по популярности - Греция, на четвертом - Испания.

Открытием года для многих туристов стал Вьетнам, Камбоджа, Израиль и Португалия. Также продолжает набирать обороты направления, открывшие недавно прямое авиасообщение с Украиной - Гоа (Индия), Шри-Ланка и Доминиканская Республика. В целом же, рынок вырос на 25% [5].

По данным немецкой компании TUI (TUI AG, Touristic Union International), доля турпотоков по традиционным массовым направлениям составила около 60%. По мнению специалистов, это объясняется рядом факторов. Во-первых, отдых в Египте после революционной «арабской весны» стал более доступным по цене, во-вторых, снижение цен на отдых стало для украинцев достаточным аргументом для приобретения турпакета в эту страну. К тому же, как показывает практика, негативные события быстро забываются и не оказывают значительного влияния на дальнейший турпоток.

В летнем сезоне из массовых направлений самым популярным по-прежнему оставалась Турция, прежде всего, благодаря оптимальному соотношению «цена-качество». За относительно небольшую сумму в Турции можно получить отдых высокого уровня по системе «all-inclusive» (все включено), а также совместить пляжный отдых с богатой экскурсионной программой. Еще одно преимущество Турции - упрощенная система получения визы (а в этом сезоне полная ее отмена).

Также в этом году наблюдался существенный рост объемов отечественного турпотока в Грецию и Испанию. Однако если в очередности по востребованности стран туроператоры единогласны, то в отношении темпов роста продаж по греческому и испанскому направлениям мнения расходятся. Некоторые участника рынка считают, что сложность получения виз в эти страны не дает им возможности значительно увеличить показатели въездного туризма. Греция, как и прошлым летом, оказалась на третьем месте по посещаемости после Турции и Египта [6].

Помимо массовых направлений, были популярны экзотические курорты: Тунис, Мексика, Мальдивы, Шри-Ланка, Куба, Доминиканская Республика, а также увеличился спрос на внутренний туризм. В частности, на середину сентября 2012 г. Крым, по данным Министерства курортов и туризма Автономной Республики Крым, посетило 5,7 млн. туристов (что на 5% больше, чем в прошлом). А Карпаты,

по предварительным оценкам операторов, посетило около 1 млн. туристов (на 30% больше) [6].

Наступающей зимой будут востребованы как горнолыжные курорты - в Словакии, Болгарии, Польше, Австрии, Андорре, так и морские - Объединенные Арабские Эмираты, Таиланд, Бали (Индонезия), Доминиканская Республика, Ямайка, Куба. По наблюдениям туроператоров, традиционные массовые направления пользуются высоким спросом как летом, так и зимой. Зимний сезон неизменно показывает хорошие продажи по следующим направлениям: Турция (Анталийское побережье и горнолыжные районы), Египет, Таиланд, ОАЭ, Австрия особенно популярны в период новогодних праздников. Турция уже перестала быть страной только летнего отдыха. А популярность этой страны в новогодний период объясняется еще и тем, что стоимость тура (на 5-7 дней) сопоставима со стоимостью посещения хорошего ресторана в новогоднюю ночь, например, в Киеве. Спросом на Новый год также будут пользоваться Куба, Доминиканская Республика и Мальдивы. Все большее количество туристов отдают предпочтение новым направлениям: Шри-Ланка, Вьетнам, Таиланд и Камбоджа. Даже с учетом стоимости авиаперелета цена на отдых в этих государствах сопоставима с отдыхом в 4-5* отелях Турции. Приемлемые цены на отели и увеличившийся выбор авиаперелетов помогут этим направлениям сделать хороший рывок в перспективе. Также планируется интенсивное развитие исторического туризма в Эфиопию, Чили, Перу и Иран.

Как уже говорилось, повысился спрос на туры, пользовавшиеся ранее меньшей популярностью. Например, в этом году увеличилось количество туристов, выбирающих отдых в Индии и на Шри-Ланке. Открытие прямых рейсов по маршруту: Киев-Гоа-Киев и Киев-Коломбо-Киев увеличило поток туристов в эти страны. Данные направления предлагались и ранее, но ввиду отсутствия прямого регулярного рейса не все туристы решались на поездки, да и стоимость перелета через стыковочный пункт была выше. Увеличение количества прямых рейсов и запуск авиакомпаниями новых направлений также оказывает значительное влияние на туристический спрос. Об этом свидетельствует статистика турпотоков прошлого года, поэтому авиаперевозчики намерены и в дальнейшем разнообразить свои предложения. В этом году значительно расширилась география полетов отечественных авиаперевозчиков, в частности в Марокко и Тунис. Данные страны проявляют себя в значительно большей степени, чем в прошлые годы, как привлекательные туристические направления для украинских туристов. В перспективе ожидается, что помимо Испании существенно вырастет турпоток в Португалию, Францию и Италию.

Как известно, с февраля 2011 г. введен безвизовый режим с Израилем. Предположительный уровень роста составил 15-20%. Однако эксперты опасаются, чтобы смена власти в Египте может оказать негативное влияние на израильско-египетские отношения, что в свою очередь может затормозить турпоток в Израиль. Невысокий темп роста турпотока обусловлен тем, что не только безвизовый статус страны оказывает влияние на выбор туриста. Во-первых, израильское направление -не самый доступный по цене вариант отдыха. Во-вторых, достаточно высока

стоимость авиаперелета. Поэтому данному направлению еще предстоит провести определенную туристическую информационную кампанию, прежде чем оно займет прочную нишу на туристическом рынке нашей страны. Были популярны в этом сезоне и другие безвизовые направления - Хорватия и Черногория.

Что же касается перспектив на следующий «высокий сезон», то учитывая всемирный экономический кризис и связанный с ним рост цен, туристическая отрасль не обещает стать исключением, но подорожание, по мнению экспертов, будет незначительным. Цены, в частности, на отдых в европейских странах, существенно не поднимутся, учитывая популяризацию бюджетных отелей, которые составляют все большую конкуренцию гостиницам средней и высокой ценовых категорий. Относительно бюджетные направления останутся прежними. Туроператоры прогнозируют доступные цены в следующем летнем сезоне на отдых в Болгарии, Черногории и в бюджетных отелях Турции категорий 3* и 4*. В свою очередь, Турцию уже нельзя назвать бюджетным направлением, так как цены на размещение там ежегодно растут на 20-30%, а то и более. Крымские цены также уже обогнали Болгарию. Чего нельзя, к сожалению, сказать об уровне нашего сервиса [6].

Что касается цен турпакетов на летний сезон, то, по данным туристической компании Tez Tour Ukraine, стоимость отдыха в Турции составит от US $ 500 на 1 чел. за неделю в отеле 5*; в Таиланде - от US $ 1 тыс. на 1 чел. за неделю в отеле 4*; в Австрии - от € 600 на 1 чел. за неделю в отеле 4* [6].

Ценовая политика авиаперевозчиков, по мнению операторов, на сегодняшний день непредсказуема. Цены на авиабилеты зависят от конъюнктуры рынка и стоимости топлива. Цена может измениться почти в 2 раза - как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

Размер комиссии для турагентств операторы оставляют стандартным - как правило, это 10% от стоимости тура. Но практически все туроператоры предлагают систему бонусов для агентств, совершающих наибольшее количество продаж. Это могут быть и предоставление более высокого процента, и бесплатные места в рекламных турах. В целом рынок вырастет на 20-25% по сравнению с текущим годом. Об этом уже свидетельствуют показатели результатов летнего сезона, а также первые результаты раннего бронирования на зимний сезон.

Относительно перспектив развития в сегменте делового туризма мнения специалистов расходятся. Если часть считает, что данный сегмент продолжит свое падение, то другая настроена более оптимистично. Более 20% опрошенных представителей туристических компаний поделились наблюдением, что предприятия вновь выделяют бюджет для деловых поездок своих сотрудников, поэтому командировки становятся более частыми.

Единогласно эксперты рынка прогнозируют популяризацию медицинского туризма, доля которого должна увеличиться в следующем году. Также незначительно вырастет спрос на активный туризм.

ВЫВОДЫ

Главными задачами со стороны государства в сфере туриндустрии на сегодняшний день являются поддержка и развитие внутреннего и въездного туризма, и, соответственно, презентация украинских курортов на международном уровне. Препятствием для осуществления некоторых поставленных целей может стать нехватка финансирования. К сожалению, в этом году уменьшилось финансирование со стороны Гостуризмкурорта. На развитие туристической отрасли был выделен бюджет размером 1,8 млн. грн. И только часть этой суммы была предназначена для рекламной кампании. Есть и другие мероприятия, которые также необходимо проводить: пресс-конференции, круглые столы, научные исследования. Более детально спрогнозировать дальнейшее развитие рынка эксперты смогут после окончательного подведения итогов 2012 г. [7].

Список литературы

1. Козловский Р. Въездной туризм-2010: итог положительный // Украинский туризм / Р. Козловский.

- №2, 2011. - С. 22-24.

2. Турпотоки: возращаемся к докризисным объемам // Украинский туризм. - №4, 2011. - С. 69.

3. Сайт Державно! служби статистики Укра!ни / Режим доступу: http://www.ukrstat.gov.ua.

4. Сайт Державно! прикордонно! служби Укра!ни / Режим доступу: http://www.pvu.gov.ua.

5. Самойлов Ю. Выездные потоки возрастают // Украинский туризм / Ю. Самойлов. - №2, 2012.

- С. 24-25.

6. Пестерева А. Основные тенденции туррынка 2011 // Турбизнес / А. Пестерева. - №1-2 (43-44), 2011. - С. 52-56.

7. Сайт Державного агентства Укра!ни з туризму i курорив / Режим доступу: http://www.tourism.gov.ua.

8. Турпотоки: возращаемся к докризисным объемам // Украинский туризм. - №4, 2011. - С. 69.

Воронш I. М. Arnai3 ринку в'1зного / вшзного туризму Укра'ши / I. М. Воронш // Вчеш записки Тавршського нацюнального ушверситету iм. В. I. Вернадського. Серiя: Географiчнi науки. - 2012. - Т.25 (64), №4. - С.62-69.

У статп дано аналiз туристичного потоку в'!зного та ви!зного туризму Укра!ни. Для аналiзу використовувався великий масив офщшно! статистики. Визначено основш тенденцп на перспективу. Ключовi слова: туризм в'!зний, туризм ви!зний, потк туристичний.

Voronin I. Analyzes of inbound & outbound tourism of Ukraine / I. Voronin // Scientific Notes of Taurida

National V.I. Vernadsky University. - Series: Geography Sciences. - 2012. - V.25 (64), No4. - P.62-69.

In the paper analyzes the tourist's stream of inbound and outbound tourism in Ukraine. Used for the analysis

of a large amount of official statistics. Identified the main trend of the future.

Key words: tourism inbound, tourism outbound, tourist stream.

Поступила в редакцию 03.12.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.