Научная статья на тему 'Анализ рынка утеплителей в России и за рубежом'

Анализ рынка утеплителей в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
1197
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УТЕПЛИТЕЛИ / НЕТКАНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ / HEAT RETAINERS / UNWOVEN TEXTILE / TEST METHODS

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Гоголева Наталья Сергеевна, Тюменев Юрий Якубович, Мухамеджанов Габит Кульжабаевич

Широкое применение в мире, в том числе и в нашей стране, получило производство утеплителей для одежды, выработанных по различным технологиям. В настоящее время выпускается большой ассортимент с широким спектром свойств данной группы материалов. Современные технологии изготовления утепляющих материалов дают возможность создавать новые материалы с заранее определенными свойствами. Применение новых волокон, способов их скрепления, отделки расширяет ассортимент и области их применения. Материалы, используемые для изготовления одежды, имеют высокие теплозащитные свойства, которые зависят от состава, технологии производства и структуры материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Гоголева Наталья Сергеевна, Тюменев Юрий Якубович, Мухамеджанов Габит Кульжабаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN AND FOREIGN HEAT RETAINER MARKET ANALYSIS

Clothes heat retainer production made according to different technologies has been widely used in our country. Nowadays a considerable assortment with a wide range of specific features peculiar to this material group is being produced. Current heat retainer manufacture technologies provide with an opportunity to create new materials with the characteristics specified beforehand. The use of fibers and the ways of their fastening and trimming enlarges the assortment and their application field. Materials used to manufacture clothes have fine thermal characteristics that depend on material composition, production technology and structure.

Текст научной работы на тему «Анализ рынка утеплителей в России и за рубежом»

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ В ПРОИЗВОДСТВЕ ИЗДЕЛИЙ ДЛЯ СФЕРЫ СЕРВИСА И ТУРИЗМА

УДК 677.026

АНАЛИЗ РЫНКА УТЕПЛИТЕЛЕЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Гоголева Наталья Сергеевна, аспирант кафедры технологии, конструирования и экспертизы изделий, mite1339@mail.ru,

Тюменев Юрий Якубович, кандидат технических наук, профессор кафедры технологии, конструирования и экспертизы изделий,

mite1339@rambler.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

Мухамеджанов Габит Кульжабаевич, кандидат технических наук, доцент кафедры материаловедения, mite1339@rambler.ru,

ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет дизайна и технологий»,

г. Москва

RUSSIAN AND FOREIGN HEAT RETAINER MARKET ANALYSIS

Gogoleva N.S., Tyumenev Y.Y., Mukhamedzhanov G. K.

Широкое применение в мире, в том числе и в нашей стране, получило производство утеплителей для одежды, выработанных по различным технологиям. В настоящее время выпускается большой ассортимент с широким спектром свойств данной группы материалов. Современные технологии изготовления утепляющих материалов дают возможность создавать новые материалы с заранее определенными свойствами. Применение новых волокон, способов их скрепления, отделки расширяет ассортимент и области их применения. Материалы, используемые для изготовления одежды, имеют высокие теплозащитные свойства, которые зависят от состава, технологии производства и структуры материала.

Ключевые слова: утеплители, нетканые материалы, методы испытаний.

Clothes heat retainer production made according to different technologies has been widely used in our country. Nowadays a considerable assortment with a wide range of specific features peculiar to this material group is being produced. Current heat retainer manufacture technologies provide with an opportunity to create new materials with the characteristics specified beforehand. The use offibers and the ways of their fastening and trimming enlarges the assortment and their application field. Materials used to manufacture clothes have fine thermal characteristics that depend on material composition, production technology and structure.

Key words: heat retainers, unwoven textile, test methods.

Изучение рынка утеплителей, их экспертиза представляют собой одну из актуальных задач проектирования новых материалов и разработки их классификации. Актуальность обусловлена тем, что с появлением новых видов утеплителей с различными свойствами возникает необходимость исследовать и оценивать их качество. В настоящее время большое внимание привлекает создание материалов с бикомпонентными, легкоплавкими, силиконизированными, профилированными и другими совершенно новыми видами волокон.

Нетканые материалы бытового назначения выпускают многие отечественные предприятия. При этом на российском рынке представлены также нетканые материалы различного назначения зарубежных фирм и стран СНГ.

Производство нетканых материалов занимает самостоятельное положение среди отечественных отраслей текстильной промышленности, т. к. специфические свойства позволяют широко использовать их не только в качестве заменителей некоторых тканей, но и создавать материалы с принципиально новыми эксплуатационными свойствами, которые не могут быть обеспечены классическими способами производства текстильной продукции.

Текстильная промышленность не попала в число сфер приоритетного развития экономики, и до настоящего времени отсутствует единая точка зрения относительно перспектив ее развития. Результатом является то, что производство нетканых материалов в условиях растущего спроса на продукцию подотрасли развивается на фоне интервенции российского рынка нетканых материалов со стороны западных и восточных товаропроизводителей [1].

Наибольший объем выпуска данной продукции приходится на страны Западной Европы, где в 2011 г. было произведено более 1,1 млн. т нетканых материалов, что на 7,2% больше по сравнению с предыдущим годом. Объем импорта нетканых материалов в 2009 г. составил 18 тыс. т, в 2008 - 16,7 тыс. т. Основными зарубежными импортерами являются: Германия, Италия, Польша, Китай, США, Чехия.

Аналогичная тенденция наблюдается в России. В 2009 г. в нашей стране выпуск нетканых материалов типа тканей составил 186,55 млн. кв. м, что на 7,1% превосходит объем их производства в 2008 г. В таблице 1, на основании данных Государственного таможенного комитета Российской Федерации, приведены объемы импорта нетканых материалов в натуральном и стоимостном выражении.

Анализ таблицы показывает, что импорт нетканых материалов в Россию в 2009 г. по сравнению с 2008 г. сократился в натуральном выражении на 5,5%. Это

связано прежде всего со значительным уменьшением поставок продукции из стран СНГ - на 12,1%. При этом объем импорта нетканых материалов из стран дальнего зарубежья увеличился на 4,7%. Несмотря на уменьшение объема импорта нетканых материалов из стран СНГ, его сегмент на внутреннем рынке в 2009 г. был на 14% больше сегмента продукции, поступающей из стран дальнего зарубежья.

Таблица 1 - Объем импорта нетканых материалов

Импорт Цена, $/т

Страны Тонн, 2008 г. Тонн, 2009 г. 2009 г. в % к $, 2008 г. $, 2009 г. 2009 г в % 2008 г. 2009 г.

2008 г к 2008 г.

Все страны Страны 24372 23024 94,5 45876,4 39102,6 85,2 1882,4 1698,3

дальнего зарубежья 9545 9994 104,7 21788,8 19674,4 90,3 2282,7 1968,6

Страны СНГ 14827 13040 87,9 24087,6 19428,2 80,7 1624,6 1489,9

В 2009 г. средняя цена на импортные нетканые материалы снизилась на 9,8% и составила около $1,7 тыс. за тонну. Объем импорта нетканых материалов в стоимостном выражении снизился в 2009 г. на 14,8% (до $39,1 млн.) по сравнению с предыдущим годом. При этом импорт из стран СНГ уменьшился на 19,3% (до $19,4 млн.), а из стран дальнего зарубежья - на 9,7% (до $19,7 млн.).

Несмотря на преобладание на российском рынке нетканых материалов из стран СНГ, в стоимостном выражении импорт из них практически соответствует импорту из стран дальнего зарубежья. Это может быть связано как с меньшими расходами на импорт материалов из стран СНГ, так и с поставками более дорогого ассортимента продукции из стран дальнего зарубежья. Основной страной-экспортером нетканых материалов является Республика Беларусь практически со стабильным объемом поставок продукции на российский рынок в последние годы: в 2008 г. - 46%, в 2009 г. - 45% от всего ее импорта.

Перспективы развития производства нетканых материалов, расширения их ассортимента в мире, в том числе в России, связаны с освоением новых видов химических волокон и новых способов формирования волокнистых структур.

Негативное влияние на показатели развития производства нетканых материалов оказывает состояние рынка отечественного сырья, так как производство нетканых полотен очень чувствительно к качеству исходного сырья: полиэфирного, полипропиленового, вискозного волокна, химических нитей.

Для современных технологий и нового ассортимента нетканых материалов требуются также полиэтиленовые волокна; волокна арамидной группы, обладающие повышенной термостойкостью; волокна, обладающие антимикробными свойствами; волокна с новыми физико-механическими свойствами (повышенной извитостью, различной пропиткой); полые, профилированные, бикомпонентные волокна. Однако такое сырье отечественная промышленность не выпускает.

В настоящее время в России нетканые материалы выпускают около 70 предприятий, включая и те, на которых установлено по 1-2 единицы оборудования. Консолидация капитала и объемов производства в подотрасли достигла очень высокого уровня - первые пять компаний (ОАО «Комитекс»; ООО «Сибур-геотекстиль», ООО «Номатекс», ОАО «Туймазытекс», ООО «СиАйрлайд») обеспечивают более 80% общего выпуска нетканых материалов. На всех остальных предприятиях нетканые полотна производятся в небольших объемах одним, редко -двумя технологическими способами. Обеспечить потенциальные потребности рынка возможно только за счет ускоренного развития следующих технологий получения нетканых материалов:

- из расплава полимеров (спанбонд, мелтблаун);

- по технологии воздушной укладки коротких волокон (айрлайд);

- технологий, позволяющих получать композитные (многослойные) материалы;

- гидроструйное соединение волокон (спанлейс).

Широко распространенными остаются традиционные способы производства нетканых материалов - иглопробивной, термоскрепления (термобондинг).

По причине климатических условий на территории ряда отечественных регионов одним из необходимых материалов для швейных изделий, предназначенных для эксплуатации в холодных условиях, является утеплитель.

К утеплителям относятся текстильные полотна (в том числе нетканые), создающие тепловой комфорт при эксплуатации одежды и обеспечивающие защиту человека от холода (низких температур). Утеплители располагаются во внутренних слоях пакета материалов для изготовления одежды. Существенное влияние на теплоизоляционные свойства пакета материала и комплекта одежды в целом оказывает толщина утепляющего слоя, а также способность сохранять эту толщину в процессе эксплуатации изделия.

В меньшей степени на показатели теплозащитных свойств пакета материалов оказывает влияние природа волокнистого состава утеплителя. При этом утепляющие

материалы могут быть выработаны как из натуральных (хлопковых, шерстяных и др.), так и из химических волокон, в основном синтетических (полиэфирных, полиолефиновых), или из смесей этих волокон.

В последние годы на отечественном рынке появились объемные нетканые полотна, в которых используются новые модификации синтетических волокон, в том числе прямые, извитые, полые, различной формы поперечного сечения и др. Кроме того, волокна отличаются по тонине и длине резки. К такому разнообразию признаков добавляются еще различные способы расположения и соединения волокон при формировании холста (нетканого полотна).

Сегодня одним из наиболее распространенных является аэродинамический (пневматический) способ формирования холста, при котором холст образуется из волокон, движущихся в воздушном потоке. При таком способе происходит получение холста с неориентированным (равномерным) расположением волокон в холсте во всех направлениях, то есть формируется холст с изотропными (одинаковыми во всех направлениях) свойствами. При получении нетканых объемных материалов чаще всего используется данный способ.

В настоящее время на отечественном рынке существует большое количество утеплителей с различными наименованиями. Однако, несмотря на различные названия, утепляющие материалы могут представлять практически аналогичные полотна (одинаковые типы и виды волокон, способы формирования полотна, близкие значения показателей свойств и т. д.). Такое разнообразие названий утеплителей затрудняет производителям одежды их выбор для защиты от холода.

К современной спецодежде предъявляются более высокие требования не только в отношении дизайна, обеспечения комфорта и удобства в носке, но и длительности срока службы, легкости и простоте ухода.

Учитывая климатические условия (на большей части отечественной территории длительное время держится минусовая температура), фирмы-производители и потребители (особенно в добывающих отраслях) уделяют повышенное внимание рабочей одежде, предназначенной для использования в холодное время года, особенно при выполнении работ на открытой территории. Поэтому спецодежда, предназначенная для защиты работающих в условиях минусовых температур, должна обладать прежде всего соответствующими теплозащитными свойствами. Кроме того, рабочая и специальная утепленная одежда не должна быть тяжелой, чтобы обеспечивать эффективность работы в холодных условиях в течение продолжительного времени.

Совершенными природными средствами сохранения тепла считались пух и мех животных. Однако это дорогостоящие утепляющие материалы, и для них также характерны

некоторые недостатки. Например, использование натурального пуха может вызывать аллергию, и при стирке изделия происходит образование «комков» пуха.

Российский рынок нетканых утеплителей характеризуется следующими показателями:

- разнообразие ассортимента, областей применения, типов и марок, а также структур и свойств;

- увеличение объемов внутреннего производства и численности производителей (наряду с крупными производителями конкурентную борьбу ведут средние и мелкие);

- повышение конкурентоспособности за счет улучшения потребительских свойств и разумной ценовой политики, как следствие, постепенным вытеснением продукции импортных производителей;

- сезонность;

- тенденция развития и масштабы, а также наличие проблем;

- географическая ограниченность (т.к. основные производители сосредоточены в центральных регионах России).

В последние годы с учетом климатических условий России отечественными производителями разработаны и серийно выпускаются новые типы синтетических утеплителей, не уступающих по качеству лучшим зарубежным брендам, а по цене значительно ниже.

Традиционные виды утепленной рабочей одежды (телогрейка, ватник, тулуп) были заменены на более современные (комбинезоны, куртки, брюки, костюмы и т.д.), изготовленные с применением высокотехнологичных синтетических материалов. Такие материалы обладают положительными свойствами, характерными для натуральных высококачественных утеплителей, а также рядом других преимуществ. В частности, нетканые объемные теплоизоляционные материалы вследствие своей структуры и особенности строения волокон имеют более низкую теплопроводность, например, в связи с большим, чем в традиционных материалах, содержанием воздуха и снижением конвекции.

С появлением и развитием высокотехнологичных материалов расширяется сегмент рынка современных утеплителей для рабочей и специальной одежды [2]. Наибольшей популярностью на отечественном рынке пользуются нетканые объемные утеплители «Синтепон», «Тинсулейт», «Холлофайбер», «Шелтер», «Файбертек», «Термофинн» и многие другие.

Опрос среди швейных предприятий по применяемым утеплителям показал: более чем треть опрошенных российских швейников предпочитает использовать синтепон. Значительная доля предприятий продолжает использовать в качестве утеплителей в составе пакета одежды натуральные продукты: ватин и пухоперовое сырье. Далее по объему использования следуют утеплители нового поколения - файбертек (ТМ БШеЛес), тинсулейт (ТМ Тт8и1а1е корпорации ЗМ) и термофинн. Другие утеплители, в том числе новейшего поколения, не занимают в объемах потребления в совокупности более 3%.

Региональные особенности потребления по результатам опроса показали следующее: в закупках производителей Уральского и Сибирских экономических регионов, фабрик из Поволжского, Волго-Вятского и Центрально-Черноземного регионов доминируют ватин и синтепон.

Центральный регион отличается большей долей потребления пухоперовых материалов, а также материалов нового поколения на более крупных производствах.

В Москве и Петербурге потребитель может выбрать из широкого ассортимента материалов, поэтому есть возможность подобрать утеплитель в соответствии с функциональными особенностями запускаемой в производство одежды и заданным соотношением качества и цены. В результате потребительские предпочтения здесь мигрируют в сторону утеплителей нового поколения несмотря на их более высокую цену.

Своеобразие развития рынка синтепона в стране связано с быстрой и массовой реакцией предпринимателей на устойчивый спрос со стороны мебельных и швейных компаний. За последние четыре года количество производителей этого продукта в стране по официальной статистике увеличилось на 18%. Наиболее популярными поставщиками ватина оказались компании «Ультра-текс», «С-Текстиль», Фабрика № 2 (г. Пушкино Московской обл.). География поставок ватина в отличие от синтепона, более широка: например, компания «Овимэкс-одежда» из Западно-Сибирского региона закупает этот материал в Иванове.

Пуховое сырье закупается у российских производителей или его заготавливают и проводят необходимую обработку под свое производство собственными силами.

Материал «Файбертек», поставляемый белорусским предприятием на российский рынок, имеет лицензию, подтверждающую качество его соответствия аварийноспасательным средствам жизнеобеспечения и выживания (ФГУНПП «Аэрогеология») и сертификат соответствия МЧС РФ, поэтому его используют в составе пакетов костюмов, рекомендованных в целях защиты от пониженных температур и производственных загрязнений нефтепродуктами ОАО «Лукойл».

Основные показатели, по которым потребители выбирают утеплители (в порядке значимости): цена; предоставление отсрочек платежей или других льгот в ходе продаж; качество (в первую очередь, отсутствие дефектов); применимость материала к изделию, запускаемому в производство; экологичность. Последнее качество выделяют как значимое небольшие московские, питерские и новосибирские швейные компании, производящие верхнюю одежду для среднего класса [3].

В синтепоне потребители особо ценят, помимо дешевизны, легкость, объемность и практичность, а также защитные свойства. В ватине - дешевизну и технологичность (тяжелый, но дешевый, удобный по толщине). В пухоперовых материалах - защитные свойства и натуральность. В файбертеке - объемность, теплоизоляционные свойства, воздухопроницаемость, легкость, мягкость, формоустойчивость. В тинсулейте -термоизолирующую способность, мягкость, легкость, устойчивость к деформациям. В вальтерме - технологичность (можно не прикреплять к изделию, если оно специально сконструировано), теплостойкость, устойчивость к стиркам, неаллергичность.

Почти все производители, имевшие дело с утеплителями нового поколения, отмечают их более высокие, чем у синтепона, теплоизоляционные свойства и формоустойчивость. Единственным препятствием на пути освоения этими утеплителями более значительной доли российского рынка швейного производства остается только один фактор - цена [4].

Литература

1. www.textile-press.ru. (Дата обращения 08.09.2012).

2. Специальная одежда. 2012. №2 С. 5-8.

3. ЛегПром Бизнес Директор. 2006. №4. С. 3.

4. www.polimertex.ru. (Дата обращения 08.09.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.