УДК 339.138
АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА В СФЕРЕ МАРКЕТИНГА: ОСОБЕННОСТИ ТРЕБОВАНИЙ
РАБОТОДАТЕЛЕЙ В Г. КРАСНОЯРСКЕ
П. Д. Денисенко, Е. А. Сапожникова, А. А. Тхорова Научный руководитель - О. В Карпычева
Сибирский федеральный университет Российская Федерация, г. Красноярск, ул. Академика Киренского, 26 «А» E-mail:polina_denisenko_96@mail.ru
Исследуется рынок труда в сфере маркетинга: уровень спроса и требований работодателей к современным специалистам по маркетингу в г. Красноярске. Анализируются основные специализации маркетинга и их рейтинг. Выявляются особенности рынка труда в г. Красноярске и его тенденции. Объектом исследования в данной статье являются рынок труда г. Красноярска в сфере маркетинга.
Ключевые слова: Маркетинг, маркетолог, рынок труда, компетенции маркетологов, функции маркетолога, требования работодателя, HeadHaunter.
ANALYSIS OF THE LABOR MARKETING MARKETING: PECULIARITIES OF EMPLOYER REQUIREMENTS IN KRASNOYARSK
P. D. Denisenko, E. A. Sapozhnikova, A. A. Tkhorovа Scientific supervisor - O. V. Karpycheva
Siberian Federal University 26, Kirensky St., Krasnoyarsk, Russian Federation E-mail: polina_denisenko_96@mail.ru
This article explores the labor market in the sphere of marketing: the level of demand and requirements of employers for modern marketing specialists in Krasnoyarsk. The main marketing specializations and their rating are analyzed. The peculiarities of the labor market in Krasnoyarsk and its tendencies are revealed. The object of research in this article is the labor market in Krasnoyarsk in the field of marketing.
Keywords: Marketing, marketer, labor market, marketing competencies, marketer functions, employer requirements.
До недавнего времени российскими специалистами в данной области был проведен ряд исследований, в ходе которых проанализирован рынок труда в сфере маркетинга. По результатам данных исследований показаны основные тенденции на уровне российского рынка труда или в мировой практике. Данное исследование актуально и значимо, так как Красноярский край имеет определенную отраслевую специфику, которая непосредственно воздействует на требования работодателей, тенденции и развитие маркетинга по краю в целом.
Как в Красноярских, так и в российских вузах образовательная программа «Маркетинг» носит больше теоретический характер, несколько оторванный от реалий, практики и особенностей этого рынка. Что является достаточно серьезной проблемой для системы образования и обуславливает необходимость ее модернизации. [3]
Для выявления основных требований работодателей города Красноярска к профессии маркетолог, были подвергнуты анализу вакансии, размещенные сайте по поиску работы Head Haunter.
Секция «Маркетинг и коммерциализация космоса»
В ходе анализа выявлены наиболее востребованные специализации по направлению маркетинг:
1. Маркетолог
2. Интернет-маркетолог
3. Digital - маркетолог
4. Трейд-маркетолог
5. Маркетолог-аналитик
6. Менеджер по маркетингу
За последние годы прослеживается тенденция роста спроса на профессию «маркетолог». Данный факт подтверждается положительной динамикой hh-индекса в г. Красноярске. С февраля 2016 года по февраль 2017 года возросло с 1,9 до 2,1. Его значение минимально относительно среднего показателя hh-индекса, который равен 6,1. Столь высокий спрос на рынке труда обусловлен неудовлетворенностью работодателя уровнем квалификации соискателей, а именно: неспособность применить теоретические знания в процессе работы, отсутствие навыков в проведении презентаций, неграмотное составление отчетов. Это указывает на недостаток практики студентов на предприятиях во время обучения.
На основании анализа вакансий трейд-маркетолог, интернет-маркетолог, маркетолог-аналитик и маркетолог выявляется ряд проблем [1 - 2]:
— обязанности специалиста по маркетингу включают в себя полный функционал таких специализаций, как интернет-маркетолог, трейд-маркетолог, маркетолог-аналитик, что говорит о стремлении работодателя снизить издержки и повысить эффективность с помощью универсального специалиста, который заменит весь отдел маркетинга;
—ввиду широкого спектра обязанностей, эффективность труда специалиста по маркетингу значительно снижается и, чаще всего, следует большая текучесть кадров из отдела маркетинга.
Для формировании я более точных результатов, проведено анкетирование среди руководителей различных фирм. Всего 12% респондентов работают на предприятии, где имеется должность маркетолога как отдельная единица. Наибольшая доля опрошенных работает в фирме, где как таковой должности маркетолога нет, однако все его функции входят в обязанности других работников. Это говорит о слабом развитии маркетинга в городе Красноярске, а так же об отсутствии понимания необходимости в создании данной должности на предприятиях.
Среди основных функций маркетолога на предприятии, респонденты отмечают выполнение маркетинговых исследований (отметили 100% опрошенных) и различную аналитику (анализ продаж, мониторинг рынка, анализ прибыльности и т.д.). Четко прослеживается тенденция популяризации продвижения продуктов и услуг фирм в социальных сетях. Это обусловлено значительными темпами роста аудитории таких социальных сетей, как Вконтакте, Инстаграмм, Одноклассники, Фейсбук, Твиттер, и т.д. Однако работодатели часто остаются неудовлетворенны качеством продвижения в интернет-ресурсах, что также указывает на недостаток в образовательной программе курсов по интернет-маркетингу.
■ Присутсвует
■ Отсутсвует
Рис. 1. Наличие должности "специалист по маркетингу" в компании
Рекламная деятельность
Поддержка корпоративного сайта компании
Ведение базы данных клиентов
Продвижение компании в социальных сетях
Аналитика
Маркетинговые исследования
0% 20% 40% 60% 80% 100% 120% Рис. 2. Функции специалиста по маркетингу на предприятии
Таким образом, образовательные учреждения, готовящие специалистов по маркетингу, нуждаются в постоянном мониторинге рынка труда для актуализации образовательной программы.
Библиографические ссылки
1. Петушков А.В. Организация службы маркетинга на предприятии: науч. статья. М., 2012,
9 с.
2. Бруковская О.И., Петрушенко Т.А. Комплексная модель специалиста по маркетингу: науч. статья. М., 2015, 6 с
3. Сайт по поиску работы «HeadHaunter». [Электронный ресурс] М., 2017. URL: https://krasnoyarsk.hh.ru/ (дата обращения 17.03.2017)
© Денисенко П. Д., Сапожникова Е. А., Тхорова А. А., 2017
30%
30%
33.30%
33.30%
66,70%
100%