Научная статья на тему 'Анализ рынка топливных присадок в России и перспективы импортозамещения'

Анализ рынка топливных присадок в России и перспективы импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
750
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бензин / дизельное топливо / реактивное топливо / депрессорно-диспергирующие присадки / депрессорные присадки / противоизносные присадки / цетаноповышающие присадки / антистатические присадки / многофункциональные присадки / gasoline / diesel fuel / jet fuel / depressant and dispersant additives / lubricity additives / cetane improvers / antistatic additives / multifunctional additives

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Савеленко Всеволод Дмитриевич, Ершов Михаил Александрович, Махова Ульяна Александровна, Махмудова Алиса Эдуардовна, Подлеснова Екатерина Витальевна

Присадки для моторных топлив являются неотъемлемой частью нефтегазовой отрасли, позволяют поддерживать высокий уровень качества отечественного продукта. Тем не менее только малая часть присадок, потребляемая в России, производится внутри страны на основе внутреннего сырья. В статье представлен обзор наиболее крупных и важных типов присадок для бензинов, дизельного, реактивного и судового топлива. Проанализирован рынок их производства, доля различных компаний в потреблении данных присадок и доля импортозависимости. Изучены принципиальные химические соединения, оказывающие существенное влияние на уровень эксплуатационных свойств топлив, и соединения, получившие распространение в коммерчески доступных присадках. В результате по каждому блоку оценены перспективы и возможности по развертыванию отечественных производств депрессорно-диспергирующих, противоизносных, цетаноповышающих, антистатических и многофункциональных присадок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — Савеленко Всеволод Дмитриевич, Ершов Михаил Александрович, Махова Ульяна Александровна, Махмудова Алиса Эдуардовна, Подлеснова Екатерина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE FUEL ADDITIVES MARKET IN RUSSIA AND PROSPECTS FOR IMPORT SUBSTITUTION

Motor fuel additives are an integral part of the oil and gas industry and allow maintaining a high-quality level of the domestic product. However, only a small part of the additives consumed in Russia is produced domestically based on domestic raw materials. The article provides an overview of the largest and most important types of additives for gasoline, diesel, jet and marine fuels. The market for their production, the share of various companies in the consumption of these additives and the share of import dependence are analyzed. Fundamental chemical compounds that have a significant impact on the level of performance properties of fuels and compounds that have become widespread in commercially available additives have been studied. As a result, for each branch, the prospects and opportunities for the deployment of domestic production of depressant-dispersant, lubricity, cetane-boosting, antistatic and multifunctional additives were evaluated.

Текст научной работы на тему «Анализ рынка топливных присадок в России и перспективы импортозамещения»

УДК 665.6

https://doi.org/10.24412/2310-8266-2023-2-12-19

Анализ рынка топливных присадок в России и перспективы импортозамещения

Савеленко В.Д.1, 2, Ершов М.А.1, 2, Махова У.А.1, 2, Махмудова А.Э.1, 2, Подлеснова Е.В.3, Низовцев А.В.3, Тимофеева Т.В.3, Овчинников К.А.3, Никулин М.В.3, Решетов М.С.4

1 РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, 119991, Москва, Россия

2 ООО «Центр мониторинга новых технологий», 121205, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4889-2592, E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7772-0565, E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0009-0006-3795-3683, E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6917-9059, E-mail: [email protected]

3 ООО «Газпромнефть - Промышленные инновации», 197350, Санкт-Петербург, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9781-5879, E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9608-1794, E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4694-2402, E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0009-0004-6152-8391, E-mail: [email protected]

4 ПАО «Газпром нефть», 190000, Санкт-Петербург, Россия E-mail: [email protected]

Резюме: Присадки для моторных топлив являются неотъемлемой частью нефтегазовой отрасли, позволяют поддерживать высокий уровень качества отечественного продукта. Тем не менее только малая часть присадок, потребляемая в России, производится внутри страны на основе внутреннего сырья. В статье представлен обзор наиболее крупных и важных типов присадок для бензинов, дизельного, реактивного и судового топлива. Проанализирован рынок их производства, доля различных компаний в потреблении данных присадок и доля импортозависимости. Изучены принципиальные химические соединения, оказывающие существенное влияние на уровень эксплуатационных свойств топлив, и соединения, получившие распространение в коммерчески доступных присадках. В результате по каждому блоку оценены перспективы и возможности по развертыванию отечественных производств депрессорно-дис-пергирующих, противоизносных, цетаноповышающих, антистатических и многофункциональных присадок.

Ключевые слова: бензин, дизельное топливо, реактивное топливо, депрессорно-диспергирующие присадки, депрессорные присадки, противоизносные присадки, цетаноповышающие присадки, антистатические присадки, многофункциональные присадки.

Для цитирования: Савеленко В.Д., Ершов М.А., Махова У.А., Махмудова А.Э., Подлеснова Е.В., Низовцев А.В., Тимофеева Т.В., Овчинников К.А., Никулин М.В., Решетов М.С. Анализ рынка топливных присадок в России и перспективы импортозамещения // Не-фтеГазоХимия. 2023. № 2. С. 12-19. DOI:10.24412/2310-8266-2023-2-12-19

ANALYSIS OF THE FUEL ADDITIVES MARKET IN RUSSIA AND PROSPECTS FOR IMPORT SUBSTITUTION

Savelenko V.D.1, 2, Ershov M.A.1, 2, Makhova U.A.1, 2, Makhmudova A.E.1, 2, Podlesnova E.V.3, Nizovtsev A.V.3, Timofeeva T.V.3, Ovchinnikov K.A.3, Nikulin M.V.3, Reshetov M.S.4

1 Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University), 119991, Moscow, Russia

2 LLC Monitoring new technologies center, 121205, Moscow, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4889-2592, E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7772-0565, E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0009-0006-3795-3683, E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6917-9059, E-mail: [email protected]

3 LLC Gazpromneft-Industrial Innovations, 197350, St. Petersburg, Russia

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9781-5879, E-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9608-1794, E-mail: [email protected], E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4694-2402, E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0009-0004-6152-8391, E-mail: [email protected]

4 PJSC Gazprom Neft, 190000, St. Petersburg, Russia E-mail: [email protected]

Abstract. Motor fuel additives are an integral part of the oil and gas industry and allow maintaining a high-quality level of the domestic product. However, only a small part of the additives consumed in Russia is produced domestically based on domestic raw materials. The article provides an overview of the largest and most important types of additives for gasoline, diesel, jet and marine fuels. The market for their production, the share of various companies in the consumption of these additives and the share of import dependence are analyzed. Fundamental chemical compounds that have a significant impact on the level of performance properties of fuels and compounds that have become widespread in commercially available additives have been studied. As a result, for each branch, the prospects and opportunities for the deployment of domestic production of depressant-dispersant, lubricity, cetane-boosting, antistatic and multifunctional additives were evaluated. Keywords: gasoline, diesel fuel, jet fuel, depressant and dispersant additives, lubricity additives, cetane improvers, antistatic additives, multifunctional additives.

For citation: Savelenko V.D., Ershov M.A., Makhova U.A., Makhmudova A.E., Podlesnova E.V., Nizovtsev A.V., Timofeeva T.V., Ovchinnikov K.A., Nikulin M.V., Reshetov M.S. ANALYSIS OF THE FUEL ADDITIVES MARKET IN RUSSIA AND PROSPECTS FOR IMPORT SUBSTITUTION. Oil

& Gas Chemistry. 2023, no. 2, pp. 12-19. DOI:10.24412/2310-8266-2023-2-12-19

Введение

В условиях санкционного давления на логистические цепочки и торговлю между Россией и европейскими странами обнажилась зависимость нефтеперерабатывающей отрасли от импортной химии и оборудования. Ситуация коснулась и рынка присадок к топливам, поскольку большая часть используемых присадок - зарубежного производства. И хоть у некоторых заводов еще остались на складах запасы химии, они не бесконечны и уже начинают подходить к концу. Актуальной становится проблема поиска новых присадок, которые позволяли бы поддерживать качество выпускаемой продукции на требуемом уровне. Есть необходимость в оценке текущего уровня технологий и того уровня, который позволит реализовать производство присадок внутри России для потребностей российского рынка. Отдельно остро стоит вопрос с допуском присадок для реактивного топлива в связи с отсутствием в России механизма, позволяющего разрешить использование новых химических соединений.

Объекты и методы исследования

В качестве объектов исследования в данной работе выступают депрессорно-диспергирующие, противоизносные, цетаноповышающие, антистатические и многофункциональные присадки к моторным топливам. Анализ объема рынка производился с учетом данных Министерства энергетики РФ о мощностях производства топлив, паспортах их качества, об открытой информации из тендеров от нефтеперерабатывающих заводов по тоннажу и потребности. В денежном эквиваленте расчет произведен также с использованием тендерных стоимостей присадок. Химический состав присадок проанализирован на основе патентного анализа ведущих мировых научно-исследовательских компаний и производителей.

Депрессорно-диспергирующие и депрессорные присадки

Депрессорно-диспергирующие (ДДП) и депрессорные присадки (ДП) предназначены для улучшения низкотемпературных свойств топлив. Наиболее высокими температурами кристаллизации облада- ^^^ ют нормальные парафины, прямые Цщ углеводородные цепочки алканов [1]. Именно они при охлаждении начинают образовывать пространственную структуру, объединяясь друг с другом. Назначение депрессорного компонента для дизельного топлива - препятствовать росту кристаллов, однако возникновению кристаллов депрессор помешать не может. Поэтому при длительном хранении дизельного топлива только с депрессорной присадкой образовавшиеся мелкие кристаллы концентрируются на дне резервуаров [2]. Для того чтобы помешать их оседанию, необходим диспергирующий компонент, отталкивающий кристаллы парафинов друг от друга. Принцип действия депрессор-ных присадок к тяжелым и остаточным топливам такой же, как и у дизельных, но требования к седиментационной устойчивости обычно не предъявляются.

Суммарный рынок депрессорно-диспергирующих и де-прессорных присадок к топливам (включая вакуумный газойль и мазут) в России достигает порядка 23 тыс. т, или около 18 млрд руб., ежегодно. При этом ДДП как более востребованный и высокотехнологичный продукт занимают большую долю рынка, особенно в денежном эквиваленте (более 70%). Доля импорта в потреблении ДДП в 2021 году составляла 95%, так как отечественные технологии производства подобных присадок проигрывают предложениям ведущих мировых поставщиков (Infenium, Clariant, BASF). Наибольшая доля потребления ДДП приходится на Роснефть (рис. 1).

К эффективности ДП для тяжелых топлив предъявляются менее жесткие требования, поэтому в товарных присадках существует большая вариативность химических структур, а отечественные производители более конкурентоспособны.

Среди технологий депрессоров для дизельных топлив наиболее эффективными являются: сополимеры этилена и винилацетата (ЭВА); полиалкилметакрилаты (ПАМА); сополимеры эфиров малеинового ангидрида с а-олефинами. Среди технологий диспергаторов наиболее распространенными являются производные жирных аминов: продукт взаимодействия ЭДТА (этилендиаминтетрауксусная кислота) и жирных аминов; жирный амид фталевой кислоты; ал-килфенол-формальдегидная смола; амид олеиновой кислоты и ДЭТА; жирный амид малеиновой кислоты (рис. 2). Необходимо отметить, что мировые компании используют различные химические соединения в качестве диспергато-ра, иногда их несколько, работающих в синергизме друг с другом [3-5].

Организации отечественного производства депрессоров на основе сополимеров этилена и винилацетата препятствует отсутствие технологии и основного технологического оборудования (реактора высокого давления - 100 МПа и выше). Синтез ДП на основе полиалкилметакрилатов и сополимеров эфиров малеинового ангидрида с а-олефинами может быть налажен на действующих мощностях по выпуску акриловых полимеров. Но в этом случае будет наблюдаться острая конкуренция за производственные мощности и за сырье (прежде всего жирные спирты и олефины) с выпуском депрессорных и загущающих присадок для

Рынок ДДП и ДП в России

2•2023

Технологии депрессорно-диспергирующих и депрессорных присадок

Рынок противоизносных присадок

смазочных материалов. С учетом относительно невысоких капитальных затрат организация производства ДП указанного типа возможна на новых площадках и с использованием альтернативного сырья.

Тем не менее за 2022 год нефтеперерабатывающие предприятия не отказались от иностранных депрессоров, так как альтернативы им на сегодняшний день в России не появилось. Произошло перенаправление экспортных потоков, включая параллельный импорт, поставляются те же присадки/ концентраты ведущих мировых производителей, только другим путем. На территории России происходит либо перемаркировка, либо разбавление концентратов. В области дисперга-торов наблюдаются отдельные положительные тенденции к переходу на отечественный продукт, однако это не становится массовой практикой.

Противоизносные присадки

Противоизносные присадки (ПИП) необходимы для улучшения смазывающих свойств дизельных и реактивных то-плив, прошедших гидропроцессы. Жесткие требования к содержанию серы в дизельном топливе (10 ррт) приводят к тому, что многие сернистые соединения, характеризующиеся высокими смазывающими свойствами, удаляются из топлива [6].

Для реактивных топлив не существует таких строгих требований, как для дизельных, однако общее ухудшение качества нефти приводит к необходимости вовлекать в товарный керосин больше гидроочищенной фракции. Получаемая в процессе гидрокрекинга керосиновая фракция также нуждается в улучшении ее смазывающих свойств. Принцип действия присадок заключается в образовании

на поверхности металлов пленки, защищающей его от износа при трении [1].

Значительную часть российского рынка противоиз-носных присадок для дизельных топлив занимают отечественные производители, выпускающие продукцию под собственной товарной маркой и по собственной нормативно-технической документации. При этом в качестве сырья они чаще всего используют импортные низкозастывающие жирные кислоты таллового масла, поэтому истинная доля отечественных присадок не превышает 30%. В потреблении присадок к реактивному топливу ведущие российские производители топлив занимают примерно одинаковые позиции, что касается дизельных топлив, Роснефть преобладает (рис. 3).

Рис. 2

Технологии противоизносных присадок

Технологии цетаноповышающих присадок

Для обеспечения требуемых эксплуатационных свойств применяются узкие фракции жирных кислот с малым содержанием предельных кислот и высокой долей полиненасыщенных. Модификация структуры жирной кислоты -этерификация, амидирование или димеризация - также положительно сказывается на низкотемпературных свойствах активных веществ противоизносных присадок. Все перечисленные активные вещества обладают примерно одинаковой эффективностью, варьирующейся в зависимости от конкретного типа топлива, их промышленное производство может быть достаточно оперативно налажено в России (рис. 4).

Для применения в качестве противоизносных присадок в авиации в России допущены две импортные присадки: НТЕС 580 и ипюог J, а отечественное производство отсутствует [7]. На данный момент компания АЙоп прекратила выпуск присадки Н^ЕС 580, поэтому ее потребление носит лишь остаточный характер, а в перспективе ближайших лет 100% отечественного рынка ПИП для РТ будут представлены ипюог J, что представляет серьезную проблему для отрасли в связи с санкционным давлением на страну.

Для развития отечественного производства необходимо решить главную проблему - получение допуска к применению топлива с новой присадкой. Относительно малозатратный и оперативный протокол допуска будет обеспечен только для продуктов, идентичных по составу и свойствам ранее допущенным, - это димеры жирных кислот (активное вещество ипюог J) и дистиллированные нафтеновые кислоты по ГОСТ 13302 [8].

За 2022 год, несмотря на отсутствие гарантий по бесперебойной поставке отрасли противоизносной присадки для реактивных топлив, не произошло значимых изменений в структуре производства и потребления. Компании продолжают использовать имеющиеся у них запасы, а небольшие объемы поставок осуществляются через третьи страны. Что касается противоизносной присадки для дизельного топлива, ситуация изменилась в лучшую сторону: объем импортных жирных кислот талловых масел (ЖКТМ) снизился. Его заместили отечественные жирные кислоты растительных масел (ЖКРМ), что видно по снижению требований предприятий к температуре застывания присадки и сырья для ее производства.

Цетаноповышающие присадки

Цетаноповышающие присадки (ЦПП), или промоторы воспламенения, предназначены для улучшения воспламеняемости дизельных топлив. Их принцип действия связан с использованием молекул, распад которых происходит с образованием свободных радикалов, инициирующих воспламенение топлива. Чаще всего с этой целью применяются молекулы, имеющие в своем составе связи 0-0 (перок-сиды) [9] или 0^ (нитраты) [10] (рис. 5).

Единственной производящейся на данный момент в РФ цетаноповышающей присадкой является 2-этилгексилни-трат. Его выпуск осуществляется на двух предприятиях: ФКП «Завод им. Я.М. Свердлова» и ФКП «Бийский олеум-ный завод». Мощность этих предприятий составляет соответственно 14 тыс. и 12 тыс. т/год при фактических поставках около 10 тыс. и 5 тыс. т/год. Ключевым потребителем цетаноповышающих присадок среди нефтяных компаний является Роснефть - 11 тыс. т/год, что связано как с об-

Рынок цетаноповышающих присадок

2 • 2023

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

к

-о1

Технология антистатических присадок

Рынок антистатических присадок

■ ТАНЕКО

■ Газпром нефть

■ ЛУКОЙЛ

□ Роснефть

■ Башнефть

□ Другие

капливаясь до опасного предела. На практике эти присадки необходимы при заправке самолетов реактивным топливом и закачке малосернистых автомобильных топлив в танкеры (скорость которой ограничивают из тех же соображений) [1].

Объем рынка антистатической присадки для ДТ составляет примерно 90 т/год, или около 100 млн руб./год. В России производство беззольных антистатических присадок отсутствует, поэтому 100% внутреннего спроса удовлетворяется импортными поставками. Доминирующим поставщиком является компания Innospec со своими продуктами серии Stadis (425 и 450). Композиция антистатика от Innospec включает в себя сразу несколько функциональных компонентов: поли-сульфоны [11], алкиларилсульфокис-лоты, их соли [12] и полиэфирполиа-мины [13] (рис. 7).

Для организации промышленного выпуска в России требуется разработка технологии, получение допуска на применение. Крайне небольшой объем внутреннего рынка (рис. 8) не позволяет выйти на адекватную окупаемость проекта без диверсификации линейки выпускаемой продукции или поддержки инвестиций. В 2022 году спрос на антистатические присадки также покрылся иностранными производителями.

щей высокой выработкой дизельных топлив, так и с особенностями топлив отдельных заводов (в особенности АНК «Башнефть»), отличающихся низкими ЦЧ и малой приемистостью к ЦПП, которые обуславливают значительный расход присадки (до 1000 мг/кг).

Имеющихся мощностей для производства ЦПП в России достаточно для удовлетворения внутренних потребностей (рис. 6), тем не менее лимитирующим фактором при выпуске алкилнитратной ЦПП является дефицит ключевого сырья - 2-этилгексанола. В качестве альтернативы нитратам ведутся разработки пероксидных ЦПП, преимуществами которых являются более широкодоступное сырьевое обеспечение и отсутствие антагонизма с противоизносными присадками.

За 2022 год существенных изменений со структурой рынка цетаноповышающих присадок не произошло: продукт остался преимущественно отечественным. Лишь отчасти присутствует импорт китайских присадок.

Антистатические присадки

Использование антистатических присадок необходимо для улучшения проводимости топлива. При перекачке, перемешивании и других интенсивных процессах, при которых происходит трение слоев жидкости реактивных, дизельных топлив или бензинов между собой, может образоваться заряд статического электричества. Повышение проводимости позволяет заряду рассеиваться, не на-

Многофункциональные присадки к брендовым топливам

Основными компонентами современных многофункциональных присадок (МФП) являются детергенты (моющие присадки), антикоррозионные присадки и модификаторы трения. Помимо них в состав многофункциональных пакетов входят вспомогательные компоненты: деэмульгатор, антиокислитель, маслоноситель и растворитель. Их назначение заключается в улучшении совместимости присадок с бензинами и уменьшении потенциальных негативных эффектов при хранении и применении легированных бензинов (рис. 9).

Моющий компонент обеспечивает ключевую функцию многофункционального пакета и брендового бензина -способность поддерживать чистоту топливной системы. Соединения моющего компонента представляют собой неионогенные поверхностно-активные вещества (ПАВ), способные к вытеснению образовавшихся отложений с поверхности металла и солюбилизации зарождающихся смолистых частиц в топливе.

Антикоррозионные присадки, или ингибиторы коррозии, необходимы при перекачке топлива, при длительном хранении в баках автомобилей или металлической таре. Коррозия углеродистой стали в бензинах проходит по электрохимическому механизму в присутствии воды и растворенного кислорода. Содержание воды в топливе оказывает значительное влияние на скорость протекания процесса коррозии металла.

В ДВС непосредственно на полезную работу расходуется около 25% теплоты, выделившейся при сгорании то-

Рис. 7

Рынок многофункциональных присадок к брендовым топливам

плива, тогда как примерно 18% энергии топлива теряется в ходе трения деталей двигателя. Значительные потери приходятся на трение между поршневыми кольцами и стенками цилиндра. Именно здесь, и особенно в области верхнего поршневого кольца (наиболее труднодоступной для смазывания), преимущественно работает введенный в топливо модификатор трения. Потенциал модификатора трения по экономии может составлять до 1-3% дополнительной энергии топлива, переведенной в полезную работу.

Объем рынка многофункциональных присадок к брендовым топливам в 2021 году составлял около 4-5 тыс. т/ год, или 2-3 млрд руб./год. Среди их потребителей лидерство удерживают три компании с сильными топливными брендами: ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть» и «Роснефть». Доля импорта в потреблении МФП составляет примерно 95%, а ключевым поставщиком до кризиса являлся BASF со своей серией присадок Keropur, обеспечивающей более 65%

спроса на присадки для брендовых топлив компаний ЛУКОЙЛ и «Роснефть». Вторым по востребованности производителем выступает АЙоп с присадкой марки Н^ЕС, используемой для производства топлив Э^гме от компании «Газпром нефть».

По принципиальной химии ключевых компонентов можно выделить основные классы активных веществ:

- моющие компоненты для бензинов - основания Манни-ха [14], сукцинимиды [15], полиизобутиленмоноамины [16];

- модификаторы трения - эфиры [17] и амиды [18] жирных кислот;

- антикоррозионные компоненты - производные янтарной кислоты [19], димеров жирных кислот [20] и аммонийных солей жирных кислот [20];

- моющие компоненты для ДТ, аналогичные моющим компонентам для бензинов, но в виде четвертичных аммониевых солей [21, 22].

Основная сложность при организации промышленного выпуска МФП - отсутствие технологий, подтвержденных результатами испытаний, а также дефицит важных сырьевых компонентов - прежде всего олефинов требуемой молекулярной массы (рис. 10).

Ситуация за 2022 год по структуре производства МФП, с одной стороны, похожа на ДДП: компании в основном продолжают ввозить в страну иностранный продукт. Однако вместе с тем отмечается активность отечественных компаний в направлении разработки собственных МФП, поэтому наметилась тенденция в снижении доли импорта. Среди нефтеперерабатывающих компаний наиболее активно разработку собственной многофункциональной присадки ведет ПАО «Газпром нефть», так еще в прошлом году в паспортах на топлива О^тое и Опти можно было заметить отечественную присадку. В отличие от организации производства ДДП, где существуют сложнопреодоли-мые ограничения в технологической реализации (рабочее давление 100 МПа), в организации производства МФП таких ограничений нет. Наоборот, там больше возможностей из-за относительно простых условий синтеза компонентов присадки и большей вариативности в действующих химических веществах.

Технологии производства многофункциональных присадок к брендовым топливам

Рис. 9

Рис. 10

2 • 2023

Заключение

Рынок присадок для моторных топлив находится в разной зависимости от импорта. Наибольшая зависимость проявляется в случае депрессорно-диспергирующих присадок и противоизносных присадок для реактивного топлива. Ключевым вопросом в отношении отечественной противоизносной присадки для авиатоплива остается допуск к применению. При этом технологии их производства весьма просты и доступны. Производство российских де-прессорно-диспергирующих присадок ограничено дефицитом технологий и специального оборудования. С учетом относительно невысоких капитальных затрат организация производства депрессорных присадок возможна на новых площадках и при использовании альтернативного сырья.

Потребление антистатических и многофункциональных присадок находится в не менее сильной зависимости от импорта. Лимитирующим фактором для производства анти-ц статической присадки является небольшой объем внутреннего рынка. Окупаемость проекта будет зависеть от того, насколько широкое применение найдет данная химия в других отраслях. Что касается многофункциональных присадок, то тут играют негативную роль отсутствие отече-!| ственных технологий и дефицит некоторых видов сырья, необходимых !!®-! для синтеза компонентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В наименьшей зависимости от импорта находится рынок цетано-повышающих и противоизносных присадок для дизельных топлив. Мощностей по производству первых из них достаточно для обеспечения внутреннего потребления. По вторым - существуют развитые технологии, и при условии расширения сырьевой базы их количества также будет достаточно для внутренних потребностей.

За 2022 год компаниям пришлось адаптироваться к изменяющейся ситуации на рынке поставок присадок. В технологически сложных для реализации проектах присадок, например антистатических и депрессорно-диспергирую-щих присадок, не произошло коренных изменений в потреблении, оно также удовлетворяется за счет поставок путем параллельного импорта или замены на китайские аналоги. Иначе обстоит ситуация с более простой химией, противо-износными присадками для дизельного топлива и многофункциональными присадками. Здесь намечается тенденция в сторону отечественных производств и присадок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Данилов А.М. Применение присадок в топливах: справ. СПб.: Химиздат, 2010. 368 с.

2. Энглин Б.А. Применение моторных топлив при низких температурах. М.: Химия, 1968. 164 с.

3. Bettina Siggelkow, Werner Reimann, Matthias Krull, Ulrike Neuhaus, Markus Kupetz, Andre Graf. Clariant. Additives for improving the cold properties of fuel oils.CA 2593940 A1.

4. Scott Capitosti, Thomas S. CORRIGAN, David J. Aaserud, Jody A. Kocsis, Gregory Mathes, Anthony R. Frank, Elizabeth Schifer, James C. Ray. Lubrizol. Wax anti-settling additive composition for use in diesel fuels. CA 3162063 A1.

5. Irene Troetsch-Schaller, Ivette Garcia Castro, Michael Schroers, Uwe Rebholz, Dieter Faul, Anke Oswald. BASF.Copolymerisat und seine verwendungzurverminderung der kristallisation von paraffinkristallen in kraftstoffen. WO 2017/202642 A1.

6. Дорогочинская В.А., Данилов А.М., Тонконогов Б.П. Присадки к топливам и смазочным материалам: учеб. пособие. М.: Изд-во РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2017. 290 с.

7. Горюнова А.К. Разработка противоизносной присадки к топливам для реактивных двигателей на основе жирных кислот растительного происхождения: дис. канд. техн. наук: 05.17.07. М., 2021. 151 с.

8. Ощенко А.П., Матвеева О.А. Перспективы применения нефтяных кислот в качестве активного вещества противоизносной присадки к дизельным топливам высокого экологического класса // Российский рынок топливных присадок, реагентов и катализаторов 2022. Мат. конф. М.: ЦМНТ, CREON Energy, 2022.

9. Патент РФ № 2 735 083 МПК C10L1/188 Топливная композиция дизельного топлива / Аристов А.В. Опубл.: 28.10. 2020. Бюл. № 31.

10. Патент РФ № 2 780 865 МПК C10L1/23 Способ получения цетаноповыша-ющей присадки н-бутилнитрат / Лукъянцев В.А. Опубл.: 04.10.2022. Бюл. № 28.

11. Присадки к моторным топливам: технические требования, выбор. Департамент нефтепереработки и нефтехимии // Российский рынок топливных присадок, реагентов и катализаторов 2022. Мат. конф. М.: ЦМНТ, CREON Energy, 2022.

12. Jr Cyrus Pershing Henry. Compositions of olefin-sulfur dioxide copolymers and polyamines as antistatic additives for hydrocarbon fuels. US 3917466.

13. SandipBhowmik, NareshKottari, Chintalapati Siva Kesava Raju, Ramesh Kandanelli, Ravi Balasubramaniam. Polyethyleneamine salts of sulphonyl oleic acid and dual functional hydrocarbon fuel additive composition thereof. WO 2022/201171 A1.

14. Michael I. Naiman, Rudolf S. Buriks. Olefin-acrylonitrile copolymers and uses thereof. US 4333741A.

15. Nathaniel Cain, Michel Nuckols, John Loper, Lawrence Cunningham. Fuel compositions containing detergents derived from ethylene-alpha olefin copolymersioWO 2019/118124 (A1).

16. Stephan Hueffer, Peter Schwab, Klaus Fischer, Thomas Berg, Helmut Mach. Method for producing polyalkenylsuccinimide products, novel polyalkenylsuccinimide products with improved properties, intermediate products. US 8263535 B2.

17. Патент РФ № 2 478 694 C2 Многофункциональная присадка к автомобильным бензинам / Котов С.В., Тимофеева Г.В., Крылов И.Ф., Тыщенко В.А., Рудяк К.Б., Фомин В.Н., Ясиненко В.А., Суздальцев Н.И., Тарасов А.В., Емельянов В.Е., Скворцов В.Н., Котова Н.С., Родина М.А. Опубл.: 10.04.2013. Бюл. № 10.

18.Thomas Friedrich Bunemann, Dirk Kenbeek, Maria Christina Steverink-De-Zoete, GeertruiPietertjeVos. Lubricant or fuel composition comprising an amide as friction-reducing additive. AU 2002337418.

19. Allen A. Aradi, Dennis J. Malfer, Scott D. Schwab. Friction modifier additives for fuel compositions and methods of use thereof. US 6866690 B2

20. Leslie Wolf. Fuel stability additive. US 2003/0196372 A1.

21. Leslie R. Wolf, James J. Baustian. Corrosion inhibitor compositions for oxygenated gasolines. US 2013/0227878 A1.

22. Markus Hansch, JochenMezger, Marc Walter, Mathias Lohmann, Szilard

Csihony. Use of nitrogen compounds quaternised with alkylene oxide and hydrocarbyl-substituted polycarboxylic acid as additives in fuels and lubricants. WO 2021/063733 A1.

REFERENCES

1. Danilov A.M. Primeneniyeprisadok vtoplivakh [The use of additives in fuels]. St. Petersburg, Khimizdat Publ., 2010. 368 p.

2. Englin B.A. Primeneniye motornykh toplivprinizkikh temperaturakh [The use of motor fuels at low temperatures]. Moscow, Khimiya Publ., 1968. 164 p.

3. Bettina Siggelkow, Werner Reimann, Matthias Krull, Ulrike Neuhaus, Markus Kupetz, Andre Graf. Additives for improving the cold properties of fuel oils, Patent US, no. CA 2593940 A1.

4. Scott Capitosti, Thomas S. CORRIGAN, David J. Aaserud, Jody A. Kocsis, Gregory Mathes, Anthony R. Frank, Elizabeth Schifer, James C. Ray. Lubrizol. Wax anti-settling additive composition for use in diesel fuels. Patent US, no. CA 3162063 A1.

5. Irene Troetsch-Schaller, Ivette Garcia Castro, Michael Schroers, Uwe Rebholz, Dieter Faul, Anke Oswald. BASF. Copolymerisat und seine verwendungzurverminderung der kristallisation von paraffinkristallen in kraftstoffen [Copolymer and its use for reducing the crystallization of paraffin crystals in fuels]. Patent US, no. WO 2017/202642 A1.

6. Dorogochinskaya V.A., Danilov A.M., Tonkonogov B.P. Prisadkik toplivam i smazochnym materialam [Additives for fuels and lubricants]. Moscow, RGU nefti i gaza (NIU) im. I.M. Gubkina Publ., 2017. 290 p.

7. Goryunova, A.K. Razrabotka protivoiznosnoyprisadki k toplivam dlya reaktivnykh dvigateley na osnove zhirnykh kislot rastitel'nogo proiskhozhdeniya. Diss. kand. tekhn. nauk [Development of an antiwear additive for jet fuels based on vegetable fatty acids. Cand. tech. sci. diss.]. Moscow, 2021. 151 p.

8. Oshchenko A.P., Matveyeva O.A. Perspektivy primeneniya neftyanykh kislot v kachestve aktivnogo veshchestva protivoiznosnoy prisadki k dizel'nym toplivam vysokogo ekologicheskogo klassa [Prospects for the use of petroleum acids as an active substance of an antiwear additive for diesel fuels of a high ecological class]. Trudy conf. «Rossiyskiy rynok toplivnykh prisadok, reagentov ikatalizatorov2022» [Proc. of the conf. "Russian market of fuel additives, reagents and catalysts 2022"]. Moscow, 2022.

9. Aristov A.V. Toplivnaya kompozitsiya dizel'nogo topliva [Fuel composition of diesel fuel]. Patent RF, no. 2 735 083, 2020.

10.Luk"yantsev V.A. Sposob polucheniya tsetanopovyshayushcheyprisadki n-butilnitrat [Method for producing a cetane-enhancing additive n-butyl nitrate]. Patent RF, no. 2 780 865, 2022.

11. Prisadki k motornym toplivam: tekhnicheskiye trebovaniya, vybor. Departament neftepererabotki i neftekhimii [Additives for motor fuels: technical

requirements, choice. Department of oil refining and petrochemistry]. Trudy konf. «Rossiyskiy rynok toplivnykh prisadok, reagentov i katalizatorov 2022» [Proc. of conf. "Russian Market of Fuel Additives, Reagents and Catalysts 2022"]. Moscow, 2022.

12. Jr Cyrus Pershing Henry. Compositions of olefin-sulfur dioxide copolymers and polyamines as antistatic additives for hydrocarbon fuels. Patent US, no. 3917466.

13. Sandip Bhowmik, Naresh Kottari, Chintalapati Siva Kesava Raju, Ramesh Kandanelli, Ravi Balasubramaniam. Polyethyleneamine salts of sulphonyl oleic acid and dual functional hydrocarbon fuel additive composition thereof. Patent US, no. WO 2022/201171 A1.

14. Michael I. Naiman, Rudolf S. Buriks. Olefin-acrylonitrile copolymers and uses thereof. Patent US, no. 4333741A.

15. Nathaniel Cain, Michel Nuckols, John Loper, Lawrence Cunningham. Fuel compositions containing detergents derived from ethylene-alpha olefin copolymersyu. Patent US, no. WO 2019/118124 (A1).

16. Stephan Hueffer, Peter Schwab, Klaus Fischer, Thomas Berg, Helmut Mach. Method for producing polyalkenylsuccinimide products, novel polyalkenylsuccinimide products with improved properties, intermediate products. Patent US, no. 8263535 B2.

17. Kotov S.V., Timofeyeva G.V., Krylov I.F., Tyshchenko V.A., Rudyak K.B., Fomin V.N., Yasinenko V.A., Suzdal'tsev N.I., Tarasov A.V., Yemel'yanov V.YE., Skvortsov V.N., Kotova N.S., Rodina M.A. Mnogofunktsional'naya prisadka k avtomobil'nym benzinam [Multifunctional additive for motor gasoline]. Patent RF, no. 2 478 694 C2, 2013.

18. Thomas Friedrich Bunemann, Dirk Kenbeek, Maria Christina Steverink-De-Zoete, Geertrui Pietertje Vos. Lubricant or fuel composition comprising an amide as friction-reducing additive. Patent US, AU 2002337418.

19. Allen A. Aradi, Dennis J. Malfer, Scott D. Schwab. Friction modifier additives for fuel compositions and methods of use thereof. US 6866690 B2.

20. Leslie Wolf. Fuel stability additive. Patent US, no. 2003/0196372 A1.

21. Leslie R. Wolf, James J. Baustian. Corrosion inhibitor compositions for oxygenated gasolines. Patent US, no. 2013/0227878 A1.

22. Markus Hansch, JochenMezger, Marc Walter, Mathias Lohmann, Szilard Csihony. Use of nitrogen compounds quaternised with alkylene oxide and hydrocarbyl-substituted polycarboxylic acid as additives in fuels and lubricants. Patent US, no. WO 2021/063733 A1.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Савеленко Всеволод Дмитриевич, руководитель направления R&D, ООО «Центр мониторинга новых технологий», аспирант, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина.

Ершов Михаил Александрович, к.т.н., генеральный директор, ООО «Центр мониторинга новых технологий», доцент, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина.

Махова Ульяна Александровна, инженер-исследователь, ООО «Центр мониторинга новых технологий», аспирант, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина.

Махмудова Алиса Эдуардовна, руководитель производственного отдела, ООО «Центр мониторинга новых технологий», аспирант, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина.

Подлеснова Екатерина Витальевна, к.х.н., руководитель Испытательно-аналитического центра, ООО «Газпромнефть - Промышленные инновации». Низовцев Алексей Вадимович, в.н.с, ООО «Газпромнефть - Промышленные инновации».

Тимофеева Татьяна Викторовна, руководитель проектов, ООО «Газпром-нефть - Промышленные инновации».

Овчинников Кирилл Александрович, к.х.н., заместитель генерального директора по НИОКР, ООО «Газпромнефть - Промышленные инновации». Никулин Михаил Владимирович, к.х.н., генеральный директор ООО «Газпром-нефть - Промышленные инновации».

Решетов Михаил Сергеевич, начальник Департамента развития нефтепереработки и нефтегазохимии, ПАО «Газпром нефть». 2 • 2023

Vsevolod D. Savelenko, Head of R&D Direction, LLC Monitoring new technologies center, Postgraduate Student, Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University).

Mikhail A. Ershov, Cand. Sci. (Tech.), General Director, LLC Monitoring new technologies center, Assoc. Prof., Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University).

Uliana A. Makhova, Research Engineer, LLC Monitoring new technologies center, Postgraduate Student, Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University).

Alisa E. Makhmudova, Head of the Production Department, LLC Monitoring new technologies center, Postgraduate Student, Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University).

Ekaterina V. Podlesnova, Cand. Sci. (Chem.), Head of the Testing and Analytical Center, LLC Gazpromneft-Industrial Innovations.

Alexey V. Nizovtsev, Leading Researcher, LLC Gazpromneft-Industrial Innovations. Tatiana V. Timofeeva, Project Manager, LLC Gazpromneft-Industrial Innovations. Kirill A. Ovchinnikov,Cand. Sci. (Chem.), Deputy Director General for R&D, LLC Gazpromneft-Industrial Innovations.

Mikhail V. Nikulin,Cand. Sci. (Chem.), General Director, LLC Gazpromneft-Industrial Innovations.

Mikhail S. Reshetov, Head of the Department of Oil Refining and Petrochemistry Development, PJSC Gazprom Neft.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.