Но нужно также помнить, что для того, чтобы мерчендайзинг был эффективен, необходимо, чтобы интересы производителя, дистрибьютора и продавца совпадали, а их действия были слажены и направлены на удовлетворение потребностей покупателя.
УДК 338.46
К.Т. Карапетян Группа СКД 3-1 Научный руководитель — д.э.н., профессор Тупчиенко В.А.
АНАЛИЗ РЫНКА СВАДЕБНЫХ УСЛУГ
Народная мудрость гласит: в жизни человека три главных события - рождение, свадьба и смерть. Каждое из них является базисом для мощной сферы услуг. На Западе на свадьбу давно не принято по отдельности заказывать ресторан, искать фотографа, приглашать пиротехника с салютом или нанимать музыкантов. Традиционно всей организационной суетой занимаются специализированные свадебные агентства -профессионалы, знающие, где что достать, и способные предложить любую услугу. Агентство может не только организовать традиционное мероприятие, но и придумать для свадьбы что-то оригинальное, например карнавал или праздник в национальном стиле, ограничений для фантазии никаких. Свадебными агентствами пользуются все слои населения, независимо от материального состояния каждый может подобрать организатора под любой, даже самый незначительный, бюджет.
По результатам исследований рынка свадебных услуг, в настоящее время на рынке существует более тысячи свадебных салонов и более 300 агентств по организации свадеб. Количество фирм динамично растет. Одной из причин такого роста является относительно небольшой стартовый капитал, необходимый для начала свадебного бизнеса, а также небольшой срок окупаемости. Так, для свадебного салона он составляет в среднем 10 месяцев, а в свадебный сезон срок окупаемости уменьшается до 1-4 месяцев. Однако, большое число новых свадебных салонов закрываются, не успев раскрутиться. Также необходимо отметить, что крупных специализированных свадебных агентств на московском рынке не более десятка. На них приходится половина оборота всех свадебных
агентств. Остальные деньги приходятся на услуги ЗАГСов, частников по объявлениям и тех, кто не обращается к услугам свадебных агентств.
В России свадебный бизнес находится в стадии становления. Тем не менее, эксперты оценивают емкость рынка свадебных услуг в Москве в размерах 90-230 млн.долларов. Около трети этих средств осваиваются специальными свадебными и околосвадебными
агентствами. По данным статистики, в 2005 году в Москве сыграно 78630 свадеб, что на 9,5% больше, чем в предыдущем году). Учитывая мировые тенденции (в Европе и Америке каждая пара заказывает свадьбу в свадебном агентстве, а в Японии за последние 5 лет количество пар, пользующихся услугами организаторов свадеб, увеличилось с 5% до 40%), в ближайшие годы российский рынок как минимум удвоится. Развитие этот рынка причем идет в основном не за счет роста числа свадеб, а за счет большей доли пар, которые решили обратиться за помощью по организации свадеб. Динамичный рост показывает и сегмент салонов свадебных платьев. Ежегодный оборот крупного свадебного агентства может составлять сотни тысяч долларов. Свадебные агентства обычно берут за услуги 10% от стоимости заказанных услуг, а некоторые предлагают пакет услуг, разделенный на классы по цене. Стоимость стандартного (самого дешевого) пакета услуг начинается от 1500 долларов и включает в себя полностью организацию свадьбы за исключением банкета (транспорт, букет невесты, прическа, тамада, Б1, фото- и видеосъемка и т.д.).
В Европе свадьба обходится в 10-20 тыс. евро. При этом основная статья расходов -свадебный обед, он составляет половину всех расходов на свадьбу ( от 60 евро на человека). Вторая статья расходов - свадебное платье невесты. Оно стоит в среднем около 2000 евро (примерно 10-20% от общих расходов). На свадебный букет и аксессуары к свадебному платью невеста тратит еще 350 евро. Свадебный кортеж (берется в аренду) стоит около 300 евро. Украшение церкви и/или места проведения торжества цветами -примерно 240 евро. Заказ свадебного оркестра - от 180 евро. Фотограф и видеооператор -по 900 евро каждый. По результатам исследований, в Москве в среднем затраты на свадьбу составляют 80-100 тыс. рублей (включая банкет). По данным участников рынка, самая дешевая свадьба на 35 человек гостей в Москве обойдется в 40 000 руб. (при условии самостоятельной организации праздника, покупки платья на рынке, без заказа
банкета в ресторане и количества гостей не более 30 человек). По некоторым данным, в минимальную сумму стараются уложиться 30% пар. Еще 60% пар тратят на свадьбу в среднем 80-100тыс.р. (включая банкет). И около 10% пар тратят на свадьбу более 300 тыс.руб.(включая банкет). На первом месте среди свадебных расходов
молодоженов стоит банкет в ресторане (от 23% до 60%). На втором месте - свадебные туалеты жениха и
невесты - на двоих от 18% до 35%. На третьем месте в зависимости от бюджета свадьбы стоит проведение свадьбы, обручальные кольца и расходы в ЗАГСе.
На рынке свадебных услуг у нас в настоящее время действуют довольно большое разнообразие игроков: это частные лица, специализированные свадебные агентства, свадебные салоны (последних в Москве больше тысячи), а также различные околосвадебные агентства (агентства по прокату автомобилей, фирмы организующие фейерверки, лазерные шоу, оформление помещения воздушными шарами и.т.д.)
Особенностью российского рынка свадебных услуг является его сезонность. Свадебный сезон начинается на Красную горку и заканчивается в декабре с рождественским постом. Поэтому специализированных свадебных агентств немного, в основном свадьбы организуют фирмы, занимающиеся еще и другими праздниками. Второй особенностью российского рынка является неготовность населения платить за организацию свадебных услуг, что связано с низким уровнем доходов россиян. Если на Западе принято заказывать проведение свадебного торжества в свадебном агентстве полностью, то в России, в подавляющем большинстве случаев, свадебной суетой занимаются тещи, сватья, дяди, тетки и прочие родственники. По мере роста доходов населения, ситуация изменяется в сторону более профессиональной организации. Также особенностью является множество нигде не зарегистрированных частных лиц, предлагающих услуги по организации свадеб. Многие из них занимаются данными услугами в свободное от основной работы время.
Существует мнение, что бизнес по организации праздников сейчас в моде. Многие открывают свадебные салоны, большинство из которых благополучно закрываются. По словам экспертов, свадебный бизнес капризен и специфичен и не все открывающиеся салоны проверку конкуренцией.
Еще одна тенденция — разделение свадебного рынка. Если раньше небольшие компании пытались заниматься сразу всем подряд, то сегодня идет конкретная специализация, а сопутствующие товары и услуги становятся темой для отдельного бизнеса. На рынке организации свадебных услуг сейчас наметилась тенденция проведения свадебных банкетов на выезде (в частных коттеджах, на природе, на теплоходе и т.д.). Так, по словам представителя отеля «Мариотт», количество выездных свадебных банкетов
увеличилось по сравнению с прошлым годом. Также интересной новинкой считается услуга огранизации шоколадных фонтанов (из черного шоколада, молочного и
белого). В Москве есть несколько фирм по прокату таких фонтанов (на свадьбы предоставляются вместе со специалистами).
Все большей популярностью пользуются свадебные туры для регистрации брака за границей. Но, в отличие от Европы, где мотивом организации свадьбы за границей является экономия (сыграть свадьбу за границей значительно дешевле, чем на родине - в несколько раз), в России мотивом является тяга к романтике. Такие туры у нас могут позволить себе только обеспеченные люди, так как расходы на свадьбу за границей по сравнению со свадьбой на родине увеличиваются в несколько раз.
Игроки рынка свадебных услуг утверждают, что для начала собственного бизнеса практически никаких крупных денежных вливаний не требуется, если только не возникло желание сразу выйти на солидный уровень.
При организации этого бизнеса на пути предпринимателя возникают следующие проблемы:
Проблема № 1. Позиционирование на рынке
Одна из первых задач, которые приходятся решать, начиная выпуск нового товара или услуги, - разобраться, на какую целевую аудиторию потребителей он будет рассчитан.
Проблема № 2. Снижение рисков
Свадебное агентство - очень рискованный проект. Во-первых, рынок этих услуг еще не сформировался. Придется потратить много времени на то, чтобы объяснить потенциальным клиентам, чем занимаются подобные фирмы и почему выгодно с ними работать.
Проблема № 3. Сезонность бизнеса
На московском рынке «праздничных» услуг работает нескольких десятков более или менее крупных фирм. Всем им присуща универсальность: они одинаково охотно проводят и корпоративные вечеринки, и презентации, и банкеты, и, конечно, свадьбы. Наш не особенно религиозный народ часто, планируя бракосочетание, ориентируется на православный церковный календарь. Почти никто не женится во время Великого поста или в мае. Настоящий свадебный сезон начинается в июне и заканчивается в октябре.
Дальше - снова затишье. Поэтому свадьбами можно ограничиться только в тех случаях, если вы рассматриваете бизнес как хобби, готовы переключаться на другие услуги на период «межсезонья» или ориентируетесь на небольшое число У1Р-клиентов, которые будут появляться раз в два месяца и приносить бюджеты в десятки тысяч долларов.
Проблема № 4. Аренда офиса
Проблема № 5. Взаимоотношения с подрядчиками
Проблема № 6. Взаимоотношения с клиентами
В договоре с заказчиком обязательно укажите, какие финансовые последствия будет иметь ошибка для вашей фирмы. Например, по нашему стандартному договору мы выплачиваем клиенту
20% стоимости услуги в случае, если она была оказана некачественно, и полностью возмещаем ее стоимость, если она не была оказана вовсе.
Но и ответственность клиента в договоре обязательно должна быть прописана.
УДК 696
А.С. Касимова РД 2-2
Научный руководитель — к.т.н., доц. Литвинов В.Н.
ГОУВПО «МГУС»
ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕКЛАМНОГО РЫНКА В
РОССИИ
Эксперты и крупнейшие рекламодатели считают 2006 год в целом шагом вперёд для рекламы в России. По их мнению, телевидение подарило новый подход к продвижению продукта: под спонсорство телевизионных проектов или передач снимались специальные ролики, интегрирующие продукт в программу. Так сок «Тонус» стал, по мнению экспертов, полноправным участником шоу «Звёзды на льду».
Так же среди принципиально новых явлений 2006 года эксперты Ассоциации коммуникативных агенств России (АКАР) отметили рекламу фильма «Дневной дозор», разработанную самими создателями картины, без помощи профессиональных рекламных агенств, как качественно новое явление в области рекламы развлечений.
Но, не смотря на это, как ледяной душ на голову: реакция тех, кому адресован
и т" и и и с» ..
данный продукт. Уже который год, самой заметной рекламой остаётся та, которая раздражает потребителя!
ПО данным ВЦИОМа:
1. 31% - реклама пива,
2. 12% - реклама, с элементами эротики;
3. 9% - реклама бытовой химии;
4. 6% - реклама мобильной связи.