Economics | Juvenis scientia 2017 № 7
19
УДК: 338.2 ГРНТИ: 06.61.43
АНАЛИЗ РЫНКА СУДОСТРОЕНИЯ И СУДОРЕМОНТА В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Э. В. Соловьев
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) Россия, 199178 г. Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., 57/43
ЕЗ Соловьев Эдуард Владимирович - [email protected]
В статье проведен анализ рынка судостроения и ремонта на международном уровне, представлено место России на данном рынке, а также темпы развития производства военных и гражданских судов. Рассмотрены причины замедленного развития судостроения и судоремонта в России. Проведена оценка рынка судостроения в динамике за последние несколько лет, как по всей России, так и в Санкт-Петербурге.
Ключевые слова: экономика, судостроение, государство, мировой рынок, рынок судостроения и судоремонта, военные корабли.
ANALYSIS OF THE MARKET OF SHIPBUILDING AND SHIP REPAIR IN THE DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMY
E. V. Soloviev
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration 57/43 Sredniy Ave., Vasilyevsky Island, 199178 Saint Petersburg, Russia
El Soloviev Eduard - [email protected]
In this article we analyze the market of shipbuilding and repair at the international level, represent the place of Russia in this market, as well as the pace of development of production of military and civil ships. The causes of slow development of shipbuilding and ship repair in Russia are considered. The estimation of the shipbuilding market dynamics over the past few years in St. Petersburg and in Russia is given.
Keywords: economy, shipbuilding, government, world market, the market of shipbuilding and ship repair, warships.
Отрасль судостроения в российской промышленности объективно относится к списку отраслей, обладающих большим научно-техническим и производственным потенциалом. На ее динамичное развитие и процветание в настоящее время направлено большое количество усилий и денежных средств. Однако данная отрасль является специфичной и развивать её крайне трудно, так как необходимы специалисты данной области.
Государство активно воздействует на различные рычаги поддержания отрасли, призывая предпринимать всевозможные попытки для выведения российской судостроительной отрасли на новые более высокие места в рейтинге стран всего мира. Как известно, специфическими особенностями отрасли являются высокая капиталоемкость продукции, длительность циклов разработки и постройки, а также высокая наукоемкость кораблей и судов. Помимо этого, особенностью судостроения является и то, что оно аккумулирует в своей продукции достижения большого числа отраслей промышленности, таких как электроника, машиностроение, металлургия и др. Исходя из этого, развитие судостроительных и морских технологий способствует развитию технологий в смежных отраслях промышленности и стимулирует развитие и модернизацию данных отраслей в целом. Особенно это важно в рамках развития регионального рынка судостроения [1].
Развитию судостроительной отрасли в последнее время уделяется большое внимание со стороны руководства страны.
Министр торговли и промышленности РФ В. Христенко в 2014 году на правительственном совещании под предсе-
дательством Владимира Владимировича Путина сообщил о планах Правительства РФ направить все усилия на развитие отечественного судостроения с целью удвоить объемы производства отрасли к 2015-2018 гг. Была также разработана специальная программа [2].
Рассмотрим мировой рынок судостроения (рис. 1, 2) и место России на данном рынке (рис. 3)
Положение России на данном рынке крайне неутешительное.
1]|н>чие t'-'ii Стая онitttrpvjoe дш (¡,7%
Юютейнероедзы
Рисунок 1 — Ведущие страны - владельцы судов в мировом торговом флоте, % по дедвейту [3].
По мнению экономистов, к 2030 году доля рынка вырастет с 0,3% до 3%, но это небольшой рост. И мы видим, что в нашей стране предпочитают покупать зарубежные судна. То же самое касается и ремонта: судовладельцы заказывают ремонт в зарубежных компаниях.
стРаны прочие Филиппины ЁВрОПЫ сРраны
Бразилия
2%
Южная Корея
Рисунок 2 - Мировой объем заказов новых судов, % на 2015 год [3]
Рисунок 3 - Место России на рынке судостроения [4].
На сегодняшний момент в России работает более 1000 предприятий, занимающихся судостроением и ремонтов судов различных категорий, а также разработкой и выпуском двигательного, гидроакустического, навигационного, палубного и других видов оборудования, судостроительных материалов и различных комплектующих для судов, некоторые предприятия осуществляют научную деятельность в области кораблестроения и морской техники [5].
Многие из крупных корпораций занимаются также грузоперевозками и другими услугами. Однако производство судов за последние несколько лет характеризуется спадом в нашей стране (рис. 4).
развитие гражданского судостроительства. Мы видим, что в России на развитие военного судостроения бюджет распределен в большей степени [6].
Судостроение в РФ делится на два главных центра: Северный и Западный. Северный регион сосредоточен вокруг Северодвинска, например, «Центр судоремонта Звёздочка» [7].
С собственности Западного центра судостроения РФ можно выделить такие предприятия:
1. ОАО «Адмиралтейские верфи», Санкт-Петербург
2. ОАО «Средне-Невский судостроительный завод», Санкт-Петербург
3. ОАО «33 судоремонтный завод», г. Калининград
4. ОАО «Светловское предприятия ЭРА», Калининградская область
5. ОАО «Прибалтийский судостроительный завод ЯНТАРЬ», Калининград
6. ОАО Завод «Красное Сормово», г. Нижний Новгород - специализируется на судах типа река-море
7. ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь», Санкт-Петербург, специализируется на боевых надводных кораблях и коммерческих судах различного назначения.
В Санкт-Петербурге работает также Балтийский завод. Всего в регионе «Ленинградская область» насчитывают около 50 компаний данной сферы.
Ни одно из перечисленных предприятий не входит даже в рейтинг «100 успешных судостроительных компаний мира» (рис.5) [7].
2010 2011 2012 21)13 2014 2015
Рисунок 4 - Производство судов в РФ (2015 г)
По рисунку 4 мы видим, что за последние два года возрастает производство военных кораблей. В 2013 году на производство таких кораблей было потрачено 208,9 млрд. руб.
В 2014 и 2015 затраты уменьшились, но на военные корабли Россия тратит больше средств и ресурсов, чем на
Рисунок 5 - Рейтинг наиболее крупных судостроительных компаний мира
Вернемся к анализу мирового рынка и места России в нем. По оценкам специалистов, создание одного рабочего места в судостроении влечет за собой появление 4-5 рабочих мест в смежных отраслях. В целом по миру насчитывается порядка 560 верфей, которые способны за год построить суда суммарным тоннажем около 60 млн. CGT (компенсированных регистровых тонн). Ключевое ядро мирового судостроения составляют около 170 верфей. Они обеспечивают 85% объема производства. Несомненным мировым лидером по объемам судостроения на сегодняшний день является Китай. На его долю приходится около 38% от общих заказов мирового рынка, а в строительстве малых и средних танкеров - около 70% от объема всего производства [8].
Ближайшим конкурентом поднебесной является Южная Корея, здесь выполняется порядка 33% мировых заказов. Благодаря колоссальным инвестициям в производство, страна смогла добиться колоссальных результатов. Далее
Есопот^ | Juvenis scientia 2017 № 7
21
идут Япония и США [9].
Производство этих стран менее интенсивное, однако, качество их продукции всегда высоко ценилось на мировом рынке. На сегодняшний день общее мнение относительно места России в мировом судостроении крайне пессимистично. Оно сводится к отсутствую реальных перспектив на равноправную конкуренцию в сегментах массовых судов. Конкурентные преимущества у нашей страны можно отметить лишь в сегментах ледоколов, судов специального назначения, морской техники для работы в высоких широтах, буксиров, а также в сфере военного кораблестроения.
Однако и этот технологический задел, безусловно, необходимо активно развивать. Спрос на продукцию судостроительной промышленности в России формируется преимущественно благодаря потребностям государства, обеспечивающего формирование заказов на строительство кораблей для нужд ледокольного и военно-морского флота, а также научно- исследовательских организаций. Значительно меньший процент обеспечивают заказы морских и речных пароходств, а также различных компаний-судовладельцев.
Отличительной особенностью судостроительной промышленности является то, что значительная роль принадлежит предприятиям, которые находятся в государственной собственности. На данных предприятиях производится преимущественно военная продукция - вспомогательные суда, боевые надводные корабли и катера, подводные лодки. По итогам 2014 года Россия занимает 0,6% по количеству заказанных судов и 0,3% по компенсированному валовому тоннажу от мирового объема. В течение года было заказано семь судов суммарным тоннажем 80,7 тыс. т.
Несмотря на очень маленькую долю России в структуре портфеля заказов по основным параметрам, в стоимостном выражении ситуация более оптимистична. Это связано с наличием на настоящий момент 9 ледоколов в портфеле заказов российских предприятий.
Стоимость крупнейших из них превосходит миллиард долларов США каждый. Постройка ледоколов производится на двух верфях - Балтийском и Выборгском судостроительных заводах. В существующих нестабильных экономических условиях получение таких крупных контрактов является очень позитивным фактором. На текущий момент правительство проводит активную политику по поддержанию и развитию судостроительной отрасли. Основным направлением является развитие судостроения для внутренних нужд страны, учитывая как речное, так и морское судостроение. Для его реализации России необходимо сосредоточиться на постройке собственных гражданских судов, позволяющих создать современный флот для перевозки строительных материалов, сырья и контейнерных грузов
Основными задачами российского судостроения, таким образом, являются модернизация существующих верфей и создание новых, современных. Несмотря на активную проводимую политику, существующие проблемы отрасли не решены в полном объеме, что приводит к снижению темпов развития. На начало 2014 года только 26% из общего количество эксплуатируемых российскими компаниями морских судов находятся под флагом России. В составе отечественного флота очень мало крупнотоннажных судов, да и средний возраст кораблей составляет порядка 21,6 лет, в то время как судна под иностранными флагами имеют средний возраст около 8 лет.
Общие проблемы отрасли можно объединить в четыре
большие группы:
- высокий уровень морального и физического износа основных фондов (активная часть основных производственных фондов в судостроении имеет износ около 70%);
- острая проблема с квалифицированными кадрами и устаревшие технологические и проектные решения (удельная трудоемкость производства в российском судостроении в 3-5 раз выше, чем за рубежом, а продолжительность постройки судов в 2-2,5 раза больше).
По данным на сентябрь 2015 года, как спрос, так и предложение вакансий в отрасли судостроение значительно снизилось по сравнению с соответствующим периодом 2014 года. Соискатели предъявляют более высокие требования к заработной плате и условиям труда, нежели те, которые предлагаются нанимателями, что приводит к отсутствию квалифицированных специалистов и заинтересованных и мотивированных рабочих на заводах отрасли:
- менее благоприятные по сравнению с зарубежными верфями условия финансирования реализации проектов по строительству судов (очень высокий уровень процента по кредиту и необходимых собственных инвестиций, отсутствие дотаций), а также высокий уровень таможенной и налоговой нагрузки (около 60-70% цены судна идет на закупку импортного оборудования, поставка которого помимо НДС облагается еще и таможенной пошлиной);
- ориентация на выпуск военной продукции и, соответственно, отсутствие наработанных логистических и иных схем в сфере гражданского судостроения.
У отечественной промышленности, в центрах судостроения в России, имеются огромные потенциалы по строительству кораблей и судов всех типов, но последние годы характеризуются катастрофическим снижением объемов заказов, однако Российское агентство по судостроению прогнозирует довольно оптимистичное будущее [10].
Согласно федеральным документам ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010 - 2020 гг.» и «Транспортной стратегии до 2030 гг.» в период с 2014 по 2020 гг. предполагается осуществить постройку 84 судов суммарным дедвейтом 4,2 млн т. С 2021 по 2030 гг. - 406 судов общим дедвейтом 11,7 млн т. [4].
Морской пассажирский флот планируется пополнить 80 судами различного класса. Кроме того, предполагается строительство порядка 400 единиц современных судов, обеспечивающих нужды флота, в том числе и за счет бюджетных средств. Как и для большинства отраслей промышленности, тяжелая рыночная ситуация в текущем году негативно сказалась и на судостроении.
Пришлось в сжатые сроки реагировать на внештатные ситуации. В настоящий момент встала проблема изыскания дополнительных средств для реализации планов укрепления национальной безопасности на море, а также освоении шельфовых месторождений углеводородов. Однако с текущими поставленными задачами в области военного и гражданского судостроения промышленность справляется очень успешно и, несмотря на сложившиеся условия, строит довольно оптимистичные, но реальные прогнозы на будущее.
Участники отрасли, потребители, поставщики оборудования и комплектующих, отечественные и зарубежные инвесторы и, конечно, государство очень заинтересованы в ее развития и активно работают над достижением поставленной цели [7].
Особенно заметно в нашей стране развитие военного
судостроения. За последние несколько лет инвестиции в эту отрасль увеличились на 15%. Однако сама отрасль нуждается в серьезном развитии и поддержке со стороны государства. Необходимо создавать мотивационные подход к развитию организации в данной сфере, чтобы обеспечивать рост конкурентоспособности российских судостроительных компаний [11].
Таким образом, чтобы сформировать конкурентоспособный облик военной судостроительной промышленности России на мировой арене, необходимо притворить в жизнь следующий комплекс мероприятий:
1. Координация и реализация стратегии в области развития судостроительной промышленности России, поддержка с помощью нормативной базы (постановлений Правительства РФ).
2. Развитие научно-технического потенциала, инновационной деятельности.
3. Поддержка развития производственного потенциала судостроительной промышленности.
4. Подготовка кадров в данной сфере.
5. Привлечение молодых специалистов как в нашей стране, так и с зарубежных стран.
6. Развитие социальных проблем.
7. Государственное регулирование процессов реформирования и развития отрасли судов и ремонта.
8. Всевозможное ресурсное обеспечение данной отрасли.
9. Техническое регулирование, стандартизация качества в данной сфере.
10. Поиск новый каналов сбыта отечественной продукции, сотрудничество с партнерами.
11. Обмен опытом между странам в данной сфере.
Так, например, в Балтийском заводе не так давно начали выпускать судна на воздушной подушке. Данное судно отличается своим небольшим размером, легкостью управления, вместительностью.
В военной судостроительной промышленности также можно отметить наличие стратегической программы «Развитие вооружения» на 2011 - 2020 гг. На данном этапе государственная программа реализована на 65%.
Итак, создание конкурентоспособного облика судостроительной промышленности может обеспечить для России достижения целей государства и бизнеса, которые так или иначе связаны с выпуском современной высокотехнологичной продукцией, инновационными технологиями.
Отметим, что Россия сумела в тяжелых условиях все-таки сохранить высокий уровень научно-технического потенциала, смогла расположить к себе множество уникальных разработок и оригинальных технологий в области военного судостроения, и сегодня стремится рассматривать военное судопроизводство как основу для роста высокотехнологичного сектора нашей экономики, промышленности. Известно, что морской потенциал может обеспечить благоприятное развитие и обороноспособность нашего государства.
Таким образом, судостроение представляет собой очень специфичную отрасль в силу того, что производимая продукция - это капиталоемкие объекты с длительным сроком строительства и эксплуатации, а также низкой серийностью.
Анализ рынка показал, что на мировом уровне доля РФ не превышает 0,3%, отечественные судовладельцы закупают в основном зарубежные суда. Однако на военное судостроение в России выделяется большая часть бюджета, нежели на гражданское судопроизводство. В 2014 году была разработана программа, которая предусматривает интенсивное развитие судостроения и судоремонта в России с целью выхода нашей страны на новые рынки. Пока, в нашей стране можно выделить всего два центра судостроения - Сверенный и Западный, где большинство приходится на Санкт-Петербург. В целом данная отрасль является перспективной для развития, особенно если направить все усилия на поддержку военного судостроения. В Санкт-Петербурге на данный момент около 50 предприятий данной отрасли, из которых военным судоремонтом и судостроением занимаются 12 компаний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кудряшов В.С., Миронов Д.Е. Стратегические подходы к формированию государственной кластерной политики на региональном уровне // Петербургский экономический журнал. 2014. №4. С. 75-80
2. Страны лидеры по судостроению // Ship&Boat. URL: http:// shipandboat.ru/%20novosti-sudostroeniya/13-ctrany-lidery-po-sudostroeniyu.html (дата обращения 19.07.17).
3. Итоги мирового судостроения 2014 года // Sudostroenie.info. URL: http://sudostroenie.info/analitika/16.html (дата обращения 20.07.17).
4. Судостроение в России // Ship&Boat. URL: http://shipandboat.ru/ novosti-sudostroeniya/6-sudostroenie-v-rossii.html (дата обращения 20.07.17).
5. Исследование. Судостроительная промышленность России. Итоги 2013 года. Прогноз до 2020 года // Информационное агентство InfoLine. URL: marketing.rbc.ru/download/research/ demofile_562949991318052 (дата обращения 21.07.17).
6. Кудряшов В.С., Иволга А.С. Пути выхода России из экономического кризиса в условиях ограниченности финансовых ресурсов // Инвестиции в России. 2016. №4. С. 41-44.
7. Стругов Л.А. Судостроительная промышленность России: состояние и перспективы развития //Военный парад. 2009. №5. С. 44-56
8. Шварев В.Б. Перспективы мирового рынка военного кораблестроения // Рынки вооружений. 2011. №4. С. 113-119
9. Кудряшов В.С. Анализ развития экономики европейских стран на основе кластерного подхода // Дизайн. Материалы. Технология. 2012. №3. С. 105-107
10. Кудряшов В.С., Тетерева Е.В. Прямые иностранные инвестиции в Российской Федерации (на примере банковской сферы) // Инвестиции в России. 2016. №2. С. 16-21.
Поступила в редакцию 20.07.2017