Научная статья на тему 'Анализ рынка спортивного питания в г. Орле'

Анализ рынка спортивного питания в г. Орле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
405
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ПРОДУКТЫ СПОРТИВНОГО ПИТАНИЯ / SPORTS NUTRITION PRODUCTS / ОПРОС / SURVEY / ОЦЕНКА / EVALUATION / СПРОС / DEMAND / ТЕНДЕНЦИИ / TRENDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимов Денис Александрович, Соломченко Марина Александровна

Представленная статья является результатом маркетингового исследования рынка спортивного питания в г. Орле. Цель исследования это не определение спроса на продукты, предназначенные для спортивного питания в целом среди населения города, или же выделение наиболее конкурентоспособных «игроков» данного рынка. Исследование касалось спроса на виды спортивного питания и сегментирование целевой потребительской аудитории г. Орла, то есть, определение тенденций спроса (а значит, и потребностей, реальных или вмененных) среди тех потребителей, которые являются постоянными посетителями торговых точек, реализующих данный товар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF SPORTS NUTRITION MARKET IN THE CITY OF OREL

The presented article is the result of the study of the sports nutrition market in Orel. The purpose of the study is not to determine the demand for products intended for sports nutrition in General among the population of the city, or to highlight the most competitive "players" of the market. The study concerned the demand for sports nutrition and segmentation of the target consumer audience of the town Orel, that is, the determination of trends in demand (and hence the needs, real or imputed) among those consumers who are regular visitors to outlets selling this product.

Текст научной работы на тему «Анализ рынка спортивного питания в г. Орле»

УДК 613.2:796.01

АНАЛИЗ РЫНКА СПОРТИВНОГО ПИТАНИЯ В Г. ОРЛЕ ANALYSIS OF SPORTS NUTRITION MARKET IN THE CITY OF OREL

Максимов Денис Александрович

магистрант

Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Maksimov Denis Aleksandrovich undergraduate

Orel state university named after i. S. Turgenev

Orel, Russia

Соломченко Марина Александровна

кандидат педагогических наук, доцент зав. кафедрой «Теория и методика избранного вида спорта» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Solomchenko Marina Aleksandrovna Ph.D., associate professor department «Theory and methodology chosen spor» Orel state university named after i. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. Представленная статья является результатом маркетингового исследования рынка спортивного питания в г. Орле. Цель исследования - это не определение спроса на продукты, предназначенные для спортивного питания в целом среди населения города, или же выделение наиболее конкурентоспособных «игроков»} данного рынка. Исследование касалось спроса на виды спортивного питания и сегментирование целевой потребительской аудитории г. Орла, то есть, определение тенденций спроса (а значит, и потребностей, реальных или вмененных) среди тех потребителей, которые являются постоянными посетителями торговых точек, реализующих данный товар.

Abstract. The presented article is the result of the study of the sports nutrition market in Orel. The purpose of the study is not to determine the demand for products intended for sports nutrition in General among the population of the city, or to highlight the most competitive "players" of the market. The study concerned the demand for sports nutrition and segmentation of the target consumer audience of the town Orel, that is, the determination of trends in demand (and hence the needs, real or imputed) among those consumers who are regular visitors to outlets selling this product.

Ключевые слова: продукты спортивного питания, опрос, оценка, спрос, тенденции.

Keyword: sports nutrition products, survey, evaluation, demand, trends.

Продукты спортивного питания - это группа специальных пищевых продуктов, которые выпускаются преимущественно для людей, ведущих активный образ жизни, занимаются спортом и фитнесом. Они призваны удовлетворять потребности потребителей в эссенциальных нутриентах и биологически активных веществах из-за влияния на состояние организма человека при повышении физических нагрузок с целью достижения лучших результатов в спортивной деятельности, повышение силы и выносливости, укрепление здоровья, увеличение объемов мышц, нормализацию обмена веществ.

Сегодня такой сегмент рынка как спортивное питание динамично развивается через активный рост интереса к спорту среди населения. Степень развития спортивного питания связана с популярностью активного образа жизни и численности населения, регулярно занимается фитнесом и спортом.

Специализированные пищевые продукты, используемые для питания спортсменов, составляют отдельный сегмент рынка, очень быстро развивается. Мировой рынок спортивного питания даже несмотря на кризис активно растет.

Сегментация мирового рынка по компаниям-производителями приведена на рис. 1

Рис. 1. Распределение мирового рынка спортивного питания по компаниям-производителями в 2017 г.,%[1]

Можно отметить, что мировой рынок спортивного питания, по данным компании Eurominitor, достаточно диверсифицирован. 60,9% продаж приходится на товары различных производителей, не занимающих лидирующего положения на данном рынке. Наиболее объемны рыночные ниши у компаний Abbot Laboratories Inc. и Glanbia Pic. Следующая группа лидеров, обладающих от 2 до 5,5 % мирового рынка, составляет 5 компаний, среди которых есть как специализированные, так и диверсифицированные производители. Стоит обратить внимание, что значительная доля рынка спортивного питания (2%) принадлежит крупнейшему в мире производителю пищевых продуктов -компании Nestle SA, которой принадлежат бренды PowerBar и PowerGel. Под этими брендами выпускаются высокоуглеводной продукты (гели, батончики, жевательные конфеты, вафли, фруктовое пюре) для потребления до и во время

физической нагрузки, а также высокобелковые батончики для восстановления после физических нагрузок. Продукция компании предназначена прежде всего для представителей видов спорта на выносливость.

Сухие смеси остаются самым популярным форматом спортивного питания благодаря доступности и низкой цене (рис. 2). В то же время, наблюдается четкая тенденция к ежегодному увеличению доли батончиков, гелей, напитков.

Рис. 2. Распределение мирового рынка спортивного питания по видам продуктов за 2017 г., %

На российском рынке сегодня присутствует огромное количество брендов спортивного питания, однако, подавляющее большинство товаров зарубежного производства. Отечественные производители страдают из-за отсутствия надлежащей рекламы и налаженных каналов сбыта. Кроме того, существует определенный психологический аспект, поскольку потребители в выборе спортивного питания ориентируются на его безопасность и эффект, поэтому склонны доверять проверенным брендам.

На примере рынка спортивного питания г. Орла рассмотрим последние тенденции потребительского спроса.

Прежде всего, рынок спортивного питания в г. Орле как часть глобального онлайн-рынка открыт для товаров практически со всего мира. Также товары спортивного питания в определенном ассортименте продаются в аптеках. Но общие тенденции спроса удобнее всего изучать на примере сетей специализированной торговли, поскольку именно в них концентрируется целевая аудитория. Таким образом, в данном исследовании используется анализ рынка специализированной оффлайн-торговли спортивным питанием.

В г. Орле имеются следующие специализированные магазины спортивного питания:

1. SPORT FOOD Evolution (ИП Комоликов И.А.):

- г. Орёл, пл. Мира, д. 1;

- л. Тургенева, д. 40.

Оба магазина расположены в торговых центрах как точки продаж на арендной основе.

2. Магазин DORSS, расположенный в ТЦ Аэлита по адресу: ул. Московская, д. 42.

3. 2scoop, расположенный в ТМК Гринн по адресу: Кромское шоссе, д. 4.

4. Hard shop, находящийся по адресу: пл. Мира, д. 5. Расположен в арендуемом помещении на 1-м этаже жилого дома.

5. Гектор, расположенный по адресу: ул. Октябрьская, д. 27.

6. Сибирское здоровье. Пожалуй, единственный среди них неспециализированный магазин. Занимается продажей пищевых добавок, натуральных товаров по уходу, товаров здорового питания, в том числе, и товаров спортивного питания. Расположен по адресу: Набережная Дубровинского, д. 62.

7. Олимп (ИП Плохих М.А.), расположенный по адресу: ул. Покровская,

д. 13.

8. Gladiator, расположенный в цокольном этаже торгово-жилого комплекса по адресу: Комсомольская, д. 62.

9. Фитнес TIME, спортивный клуб. Расположен по адресу: ул. Полесская, д. 11 в цокольном этаже жилого комплекса. При этом, торговля спортивным питанием - не основной, а дополнительный профиль.

Что примечательно, практически все названные торговые точки находятся в непосредственной близости от городского стадиона имени В. И. Ленина, ориентируясь на поток посетителей в центральной части города, которые занимаются как непосредственно на стадионе, так и в расположенных вблизи спортивных клубах. На окраине города базируется только магазин Gladiator, а магазин DORSS находится в некотором удалении от района, примыкающего к стадиону.

Исследование проводилось среди посетителей точек продаж в вечернее время, с 17-00 до 20-00, когда наплыв посетителей максимален. При этом, в каждой из точек продаж было опрошено по 50 респондентов, без различия по полу и возрасту. Итого было опрошено 400 респондентов, что составляет остаточно репрезентативную выборку.

Опрос проводился на выходе из магазинов. Опрашивались только те посетители, которые совершили хотя бы одну покупку.

В таблице 1 представлены результаты опроса, целью которого было определить:

а) сходство потребительских предпочтений российских покупателей (в частности, на данном локальном рынке) с глобальными потребительскими предпочтениями;

б) определить степень диверсификации рынка спортивного питания по спросу;

в) выявить преобладание в потреблении российских и импортируемых товаров спортивного питания.

В таблице 1 суммы ответов не совпадают с общей численностью выборки, поскольку респондентам предлагалось назвать неограниченное число предпочитаемых брендов. Также на выходе предлагалось ответить на вопрос, какие товары каких именно брендов покупатели приобрели.

Таблица 1

Результаты исследования потребительских предпочтений брендов на рынке спортивного питания г. Орла

Производитель (бренд) Кол-во покупок % покупок Одобрение у потребителей % положительных отзывов

Abbot Laboratories Inc. 21 2,79 117 7,75

Cytosporting 26 3,45 124 8,21

General Nutrinion Centres Inc 17 2,25 173 11,46

Nestle SA 23 3,05 62 4,11

Optimum Nutrition 45 5,97 78 5,17

Genetic Lab (Россия) 73 9,68 196 12,98

Академия Т (Россия) 88 11,67 223 14,77

Pure Protein (Россия) 109 14,46 328 21,72

Прочие производители 352 46,68 209 13,83

ИТОГО 754 100 1510 100

В определенной мере потребительские предпочтения совпадают с общемировыми (потребителям хорошо знакомы товары Abbot Laboratories Inc., Cytosporting, General Nutrinion Centres Inc, Nestle SA). Что касается наиболее популярных российских производителей, то ими оказались бренды Genetic Lab, Академия Т, Pure Protein. В позиции, отмеченной «прочие производители» находится множество как отечественных, та и иностранных брендов, которые присутствуют на рынке спортивного питания г. Орла.

Можно выделить, что на рынке спортивного питания г. Орла преобладают товары иностранных брендов (35,81% покупок относится к товарам отечественных производителей и 64,19% - к товарам иностранных производителей). Это касается наиболее популярных российских производителей, поскольку подробный анализ. При этом, одобрение российских брендов выразили 49,47% респондентов. Таким образом, практически 50% аудитории покупателей спортивного питания в г. Орле имеют более высокое доверие к импортным товарам.

С целью сравнения предпочитаемых форм потребления был проведен также и опрос относительно типа потребляемых форм спортивного питания.

Таблица 2

Результаты исследования потребительских предпочтений брендов на рынке спортивного питания г. Орла

Производитель (бренд) Кол-во покупок % покупок

Сухие смеси 339 44,96

Батончики 75 9,95

Спортивные напитки 63 8,36

Другие продукты 277 36,73

ИТОГО 754 100

В целом, результаты опроса показывают существенную схожесть

с глобальной структурой потребления. 45% покупок приходится на сухие и таблетированные препараты. Энергетические батончики и спортивные напитки - это дополнительный сегмент, который не является основой спортивного питания, как при бодибилдинге, так и при фитнессе, а также прочих видах моделирующего спорта и обычных видов спорта (10 и 8% от общего числа покупок соответственно). На прочие формы товаров спортивного питания приходится 37% от общего числа покупок.

Таким образом, рынок спортивного питания г. Орла по формам потребляемых продуктов показывает схожесть со структурой потребления в общем, глобальном разрезе. При этом, что касается предпочтений по брендам (производителям) на российском рынке имеется значительная доля тех, кто в значительной мере доверяет российским производителям. Она составляет почти половину потребительской аудитории. Однако, следует отметить, что во многом при предпочтении товара российского и иностранного происхождения играет роль цена. Тем не менее, есть устоявшиеся предпочтения, показывающие, что товары для спортивного питания российского производства имеют достаточно высокий уровень доверия (при этом бренды Genetic Lab, Академия Т и Pure Protein лидируют). Вторая половина потребителей предпочитает импортное спортивное питание.

По численности специализированных магазинов спортивного питания города Орла можно сказать, что данный вид продукции пользуется довольно высоким спросом, и торговая сеть специализированных магазинов в достаточно высокой степени развита. При этом, в основном, магазины располагаются в привязке к спортивным объектам, посещаемым потребителями.

Литература

1. Галицкий, Е. Б. Маркетинговые исследования. теория и практика 2-е изд., пер. и доп. учебник для вузов / Е. Б. Галицкий, Е. Г. Галицкая. - Люберцы : Юрайт, 2016. -570 с.

2. Дунченко Н. И. Проектирование показателей качества новых продуктов на основе анкетирования потребителей / Н. И. Дунченко, И. Н. Игонина // Компетентность. - 2013. - № 2. - С. 47-52.

3. Котлер Филипп. Маркетинг в третьем тысячелетии : как создать, завоевать и удержать рынок : [Пер. с англ.] / Флип Котлер. - М. : АСТ, 2015. - 271 с.

4. Токарев, Б. Е. Маркетинговые исследования : учебник / Б. Е. Токарев. - М. : Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 512 с.

5. Тюрин, Д. В. Маркетинговые исследования : учебник для бакалавров / Д. В. Тюрин. - М. : Юрайт, 2013. - 342 с.

6. Токарев, Б. Е. Маркетинговые исследования : учебник / Б. Е. Токарев. - М. : Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 512 с.

7. Sports nutrition market research [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.euromonitor.com/sports-nutrition.

References

1. Galitsky E. B., Galitskaya E. G. Marketingovye issledovaniya. teoriya i praktika 2-e izd., per. i dop [Marketing research: theory and practice] 2nd ed.. and add.,. Lyubertsy,

Yurayt Publ, 2016, 570 p.

2. Dunchenko N. I., Igonina I. N. Proektirovanie pokazatelej kachestva novyh produktov na osnove anketirovaniya potrebitelej [Design of quality indicators of new products on the basis of survey of consumers]. Competence, 2013, no. 2, pp. 47-52.

3. Kotler Philip. Marketing v tret'em tysyacheletii : kak sozdat', zavoevat' i uderzhat' rynok [Marketing in the third Millennium : how to create, win and hold the market]. Moscow, AST Publ., 2015, 271 p.

4. Tokarev B. E. Marketingovye issledovaniya [Marketing research]. Moscow, Master Publ., INFRA-M Publ., 2013, 512 p.

5. Tyurin D. V. [Marketing research]. Moscow, Yurayt Publ., 2013, 342 p.

6. Tokarev B. E. Marketingovye issledovaniya [Marketing research]. Moscow, Master Publ., INFRA-M Publ., 2013, 512 p.

7. [Sports nutrition market research]. Access mode: http://www.euromonitor.com/ sports-nutrition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.