Научная статья на тему 'Анализ рынка розничной торговли продуктами питания в РФ'

Анализ рынка розничной торговли продуктами питания в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5725
624
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
продукты питания / продовольственные товары / розничная торговля / потребительский спрос / ритейлер / продовольственный дискаунтер. / food / food products / home shopping service / consumer demand / retailer / food discounter.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шибаршина Ольга Юрьевна

В статье проводится маркетинговый анализ розничного рынка продовольственных товаров в РФ, который на сегодняшний день остается одним из наиболее быстроразвивающихся и успешных ниш для ведения бизнеса. Автор характеризует современную ситуацию на данном рынке, выявляет проблемы и определяет тенденции его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE MARKET OF HOME SHOPPING SERVICE BY FOOD IN THE RUSSIAN FEDERATION

In article the marketing analysis of the retail market of food products is carried out to the Russian Federation which remains one of the most high-growth and successful niches for business today. The author characterizes a modern situation in this market, reveals problems and defines trends of its development.

Текст научной работы на тему «Анализ рынка розничной торговли продуктами питания в РФ»

6. Романов В.В., Туарменский В.В. Особенности сельскохозяйственной подготовки и переподготовки взрослого населения // Материалы международной научно-практической конференции «Новые технологии в науке, образовании, производстве» - Рязань: НП "Голос губернии", 2015. С. 82-87.

7. Солопов Е.В. Проблемы управления развитием сельских территорий // Материалы Всероссийской научной конференции молодых ученых «Устойчивое развитие сельских территорий: теоретические и методологические аспекты». -Ульяновск: УГАУ им. П.А. Столыпина, 2014. С. 231-237.

8. Шибаршина О.Ю. Государственное регулирование экономического роста // Сборник научных статей молодых преподавателей и аспирантов «Актуальные проблемы развития общества, экономики и права». - М.: ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2017. С. 93-99.

УДК 338.433

DOI 10.24411/2409-3203-2019-1920

АНАЛИЗ РЫНКА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ПРОДУКТАМИ ПИТАНИЯ В РФ

Шибаршина Ольга Юрьевна

к.с.н., заместитель заведующего кафедрой бизнеса и управления Филиал ЧОУВО «Московский университет им. С.Ю. Витте» в г. Рязани

Россия г. Рязань

Аннотация: В статье проводится маркетинговый анализ розничного рынка продовольственных товаров в РФ, который на сегодняшний день остается одним из наиболее быстроразвивающихся и успешных ниш для ведения бизнеса. Автор характеризует современную ситуацию на данном рынке, выявляет проблемы и определяет тенденции его развития.

Ключевые слова: продукты питания, продовольственные товары, розничная торговля, потребительский спрос, ритейлер, продовольственный дискаунтер.

THE ANALYSIS OF THE MARKET OF HOME SHOPPING SERVICE BY FOOD IN

THE RUSSIAN FEDERATION

Shibarshina Olga Yurievna

Ph.D., Associate Professor of the Department of Business and Management Ryazan branch of the «Moscow University the name of S.Y. Witte»

Russia, Ryazan

Annotation: In article the marketing analysis of the retail market of food products is carried out to the Russian Federation which remains one of the most high-growth and successful niches for business today. The author characterizes a modern situation in this market, reveals problems and defines trends of its development.

Key words: food, food products, home shopping service, consumer demand, retailer, food discounter.

Обеспечение населения продовольствием является одной из первоочередных задач экономических субъектов, задействованных в сфере розничной торговли продуктами питания [6]. Рассмотрим основных участников этого рынка:

- гипермаркеты - гиганты отрасли (площадь торговых помещений- 4-20 тыс. м2), реализуют как продовольственные, так и непродовольственных товары;

- супермаркеты - большие универсальные магазины, предлагающие полный ассортимент продовольствия, хозяйственные товары;

- дискаунтеры - торговые точки, характеризующиеся большим выбором товаров по сниженным ценам;

- магазины у дома - размещаются в жилых многоквартирных домах, удобны для большинства покупателей ввиду близости к месту проживания;

- остальные торговые точки, чаще всего тематические, например, Белорусская ярмарка.

Упорядочивание отечественного рынка розничной торговли продуктами питания началось еще в 1990-х годах. Именно в это время в российских регионах стали появляться первые большие магазины. Супермаркеты стали особенно популярными в крупных российских городах. В исследования рынка продуктов питания 90-х попадали такие ритейлеры как «Дикси», Metro Cash & Carry. Вслед за успехами зарубежных компаний, в России стали появляться собственные сети, занятые активным продвижением всего ассортимента продукции агрохолдингов, фермерских хозяйств, табачных фабрик и хлебозаводов [3].

Анализ рынка продуктов питания за последние годы показывает системные процессы пертурбации. Изменения происходят в смене права собственности, формате продаж (уход в формат стрит-ритейл), самом ассортименте. Начиная c 2000 года, в отрасли наметилось отчетливое расширение сетевого ритейла, который впоследствии занял лидирующие позиции на рынке, фактически оставив за бортом мелких предпринимателей. Структура предприятий продовольственной розницы в 2019 году представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Структура предприятий розничной торговли продуктами питания в РФ

в 2019 году

Характерной чертой современного российского розничного рынка продуктов питания является быстрый рост продовольственных дискаунтеров. Как показано на рисунке 1, они уже занимают первое место в структуре ключевых участников рынка (доля на рынке - 35%). Наметившийся рост дискаунтеров в целом по России обусловлен

предпочтениями населения. В числе таких достаточный ассортимент продовольствия, и его относительно доступная ценах. Являясь на сегодняшний день самым предпочтительным типом продуктовых магазинов, дискаунтеры работают в режиме экономичного супермаркета, постепенно переходя в статус hard discounter.

Второе место в ренкинге структуры продуктового ритейла остается за гипермаркетами, но с 2014 года доля этого типа магазинов на рынке упорно снижается. На 2019 год их остается не более 25%. Третье место за супермаркетами, удобно располагающимися в городской черте. На год 2019 их доля остановлась на уровне 15%. Магазины у дома, особенно в сетевом формате уверенно набирают обороты торговли, приближаясь к 15%. Десятая часть рынка остается за уличной торговлей, небольшими частными магазинчиками.

Проведенный анализ розничного рынка продуктов питания в РФ указывает на присутствие в отрасли ряда довлеющих факторов: отрицательной динамики котировок национальной валюты, зарубежных санкций. Отечественный АПК также подвержен влиянию низкой уверенности потребителя в условиях снижения доходов [1].

В то же время данные статистики российского продовольственного рынка отчетливо показывают положительную динамику объемов продаж в сегменте крупных торговых сетей. Вместе с тем, анализ рынка фермерских продуктов указывает на явное замедление темпов роста [8].

Экономические показатели торговли продуктами питания неизменно участвуют в сводной макроэкономической отчетности. Согласно оперативным данным, представленным Росстатом, рынок показывал устойчивый рост в течение 2018 года. Объемы торговли пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия (указанный формат сбора статистических данных ведется с 2008 года) продолжают ежегодный динамичный рост с 1999 года. Растет отрасль и в ежеквартальном выражении. В первом квартале ритейл продал на 3413,5 млрд. рублей, в третьем на 3799,2 млрд. рублей, с превышением аналогичных показателей предыдущего года (рисунок 2).

В более длительном временном периоде по розничному продовольственному рынку отмечается замедление темпов роста. Если в 2010 г. подъем рынка составлял 12,5% к прошлому году, то в 2018 году он прибавил менее 4%. При этом аналитики дают благоприятный прогноз: уже в IV квартале ожидается увеличение темпов роста до 7% к аналогичному периоду прошлого года (рисунок 2).

5000 4500 4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500

■ 1KB В2ке. ■ 3 не Ш 4 кв.

Рисунок 2 - Динамика оборота розничной торговли продуктами питания в РФ, млрд. руб.

2016 2017 2018 2019

Явно наметившаяся тенденция показывает переключение внимания населения на продовольствие в ущерб остальным сегментам потребления. В целом по стране в структуре объемов российской розничной торговли продукты питания на сегодняшний день уверенно занимают почти половину общего оборота. Согласно сводным данным, доля продуктового ритейла занимает 40% всего торгового оборота. При этом в исследованиях рынка продуктов питания выделяются сегменты реализации. Так, на долю алкоголя и табачных изделий приходится не менее 9-10% объемов продаж [4].

В анализе рынка продуктов немаловажное значение имеют показатели динамики потребления по регионам. Обороты торговли продуктами питания в розницу растут без исключения во всех российских регионах. Вместе с тем, отчетливо прослеживается разрыв потребления в зависимости от региональной принадлежности потребителя. Безусловно, это отрицательный фактор для отрасли, указывающий на сосредоточение торговых точек в местах наибольшего потребления [5].

Маркетинговый анализ розничного рынка продуктов питания показывает, что крупные федеральные сети занимают на нем ведущие позиции, нередко меняя стратегии развития на продвижение франшизы и дочерних предприятий. На фоне закрывающихся нерентабельных предприятий, исследовательскими агентствами зафиксировано 160 случаев открытия новых торговых точек. В лидерах остается торговая сеть «Магнит» (ЗАО «Тандер»), открывшая в 2019 году 31 новый гипермаркет. За ним следует X5 Retail Group N.V. (торговые сети «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель»). Третье место за «Ашаном». Предприятиям «Лента» и «Спар» достались 6 и 8 места соответственно (рисунок 3).

Иностранные компании также широко представлены на рынке. Узнаваемая торговая марка «Ашан» прибавила 7 торговых точек. На столько же увеличилось количество зданий «Метро». Региональные компании, которые продолжают удерживать на менее четверти рынка, - «Светофор», «Аникс», «Чибис» и «Пятью пять».

Лидеры рынка розничной торговли продовольственными товарами

□ Торговые обороты, млрд. рублей

742,96

633,58

313,63

149,95

227,16 209,45 193,99

□ □ □

75 62 58,02

□ 1=1 пл

J? J? J?

о1- # ^ оО ГР

* V У У У ° .с/

с/ , <<>А ^ .¿Г

sf

О0

о°

о°°

о°

Рисунок 3 - Торговый оборот лидеров розничного рынка продуктов питания в РФ в 2019 году

Маркетинговый анализ розничного рынка продовольствия будет не полным без изучения поведение покупателей. Исследование рынка продуктов показывает стабильное

наращивание потребления на душу населения. Если в 2010 году россияне тратили на питание 45 тысяч рублей, то к 2015 году эта цифра увеличилась до 74 тысяч рублей [2]. При этом затраты на пополнение запаса продуктов растут вне зависимости от динамики заработных плат. Эти цифры подтверждают тот факт, что спрос на еду и напитки остается на пике человеческих потребностей. Расхождение уровня потребления с индексацией доходов указывает и на то, что часть продуктов приобретается на кредитные средства.

Актуальное поведение потребителей характеризуется их сформировавшимися предпочтениями к качеству продуктов питания и другим критериям надежности продавца. Ведущим фактором спроса остается близость магазина к дому. Вне зависимости от того, владеет ли потребитель машиной или передвигается на общественном транспорте, никто не хочет ехать с продуктами примерно одинакового ассортимент через весь город. Цены как второй и немаловажный критерий, которому верен покупатель. Достаточные ассортимент и качество товара на третьем и четвертом местах рейтинга предпочтений. Наличие акций головной компании и ассортимент ценовых категорий также влияют на потребителя. На последнем месте, как это ни странно, бренд торгующей компании.

На сегодняшний день покупательский спрос имеет выраженную расчетливость и рациональность при совершении трат. Высокий уровень закредитованности населения, с одной стороны, должен снижать, потребление. С другой, появление ссудных средств обеспечивает приток на рынок лиц, заинтересованных в качественном (чаще импортном и фермерском) продовольствии.

Таким образом, удержание позиций на рынке достигается за счет удовлетворения предпочтений покупателя, борьбы за лучшие места для размещения торговых точек и хед хантинга [7]. В настоящее время розничный рынок продуктов питания продолжает испытывать значительное административное и бюрократическое давления. Наступает кризис в логистике, поэтому крупные предприятия выигрывают чаще за счет содержания собственной системы доставок.

В настоящее время остро стоит вопрос с качеством продукции. После введения экономических санкций российский рынок ощутил нехватку продовольствия, которую должны бы были покрыть отечественные производители. Временные перебои с ассортиментом закрываются за счет увеличения объемов поставок с партнерских баз или размещения заказов на молодых развивающихся предприятиях.

Российский рынок продовольствия находится на перепутье своего развития. Для активного роста, очевидно, не хватает катализаторов - снятия административных барьеров и введения упрощенного режима открытия новых торговых точек.

Список литературы:

1. Гравшина И.Н., Денисова Н.И., Кострова Ю.Б. Управление региональным продовольственным рынком (на материалах Рязанской области). - М.: ЧОУВО МУ им. С.Ю. Витте, 2016.

2. Иосипенко В.Д. Региональные особенности динамики спроса на продукты питания и различных форматов розничной торговли продовольствием // Региональные агросистемы: экономика и социология. 2018. № 1. С. 12.

3. Кострова Ю.Б. Формирование рыночной системы реализации продовольственной продукции в РФ // Материалы международной научно-практической конференции «Экономика и право: теоретические и практические проблемы современности». - Рязань: НОУ ВО МАЭП, Рязанский филиал. 2016. С. 120-124.

4. Кострова Ю.Б. Анализ и перспективы развития российского рынка розничной торговли // Материалы II Международной научно-практической конференции «Экономика и управление народным хозяйством: генезис, современное состояние и перспективы развития». - Воронеж: Воронежский экономико-правовой институт, 2018. С. 274-279.

5. Кострова Ю.Б., Шибаршина О.Ю. Анализ инфраструктурного обеспечения регионального продовольственного рынка // Сборник научных статей 8-й Международной научно-практической конференции «Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты». - Курск: ФГБОУ ВО ЮЗГУ, 2018. С. 118-121.

6. Кострова Ю.Б., Шибаршина О.Ю. Роль розничной торговли продуктами питания в обеспечении доступности продовольствия в Рязанской области // Modern Economy Success. 2018. № 3. С. 68-71.

7. Стрельцын М.И., Боровкова В.А. Направления инновационного развития розничной торговли сельскохозяйственными продуктами питания в России // Материалы научной конференции с международным участием «Неделя науки СПбПУ». - С-Пб: СПбПУ Петра Великого, 2016. С. 382-385.

8. Шибаршина О.Ю. Развитие рынка экологически чистых продуктов питания в РФ // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Современные аспекты биобезопасности продукции животноводства». - Орел: ФГБОУ ВО ОГАУ имени Н.В. Парахина, 2018. С. 154-158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.