УДК 339.13
Тостиков Р.А.
студент факультета Инновационных технологий Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
(Россия, г. Томск)
Гербер А.С.
студентка Гуманитарного факультета Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
(Россия, г. Томск)
Щербаченя А.Н.
студентка Гуманитарного факультета Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
(Россия, г. Томск)
АНАЛИЗ РЫНКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В статье проводится анализ рынка проигранного обеспечения, описывается классификация, а также проводится сравнительный анализ сервисов и их ранжирование.
Ключевые слова: рынок, программное обеспечение, анализ, бухгалтер.
В эру информационных технологий, характеризующейся глобальным сдвигом от традиционной индустрии, установленной индустриальной революцией, к оцифровыванной, компьютеризованной индустрии, основанной на трансфере информации, главная роль перешла к электронным машинам. Такой переход позволил оптимизировать многие виды деятельности, создать новые услуги и рынки. Одни из таких рынков стал рынок программного обеспечения.
Рынок программного обеспечения для бизнеса можно условно поделить на три категории:
• "программы для установки" (1C, инфо-бухгалтер, инфо-предприниматель, БухСофт, BC Бухгалтерия, Бест -5 Мой бизнес, СБИС++Бухгалтерия, Арча). Целевой аудиторией данного типа программ являются профессиональные бухгалтера организаций на любой системе налогообложения.
• "сервисы по аренде 1С" (ЛАЙВ!, 1C Fresh, Service Cloud, 1CAir). Целевой аудиторией данного типа программ являются профессиональные бухгалтера организаций на любой системе налогообложения.
• "самостоятельные сервисы" (Мое дело, Небо, БухСофт онлайн, Главбух, Мои финансы, Большая птица, Imboss, Ауби, Контур.Эльба). Целевой аудиторией данного типа программ являются профессиональные бухгалтера организаций, а также руководители малого бизнеса, либо ООО, либо ИП на УСН или ЕНВД [1].
Приведем более подробные характеристики указанных «самостоятельных» сервисов.
• Моё дело - первый в России сервис, который объединяет всё необходимое для ведения бухгалтерии через интернет в режиме "одного окна" и предоставляет пользователям актуальный экспертный контент. Всем клиентам бесплатно доступны персональные консультации экспертов, индивидуальное обучение, интеграция с банками.
• Контур.Эльба - электронный бухгалтер, в функции которого входит сдача отчетности через интернет для ИП и ООО, электронная отчетность на УСН и ЕНВД.
• БухСофт - готовое решение, которое либо уже удовлетворяет требованиям, либо требует незначительных усилий, чтобы особенности требований были бы учтены в программе в кратчайшие сроки. Подходит для всех видов организаций.
• Небо - онлайн сервис для ведения бухгалтерского учета. Позволяет вести приход и расход денег, вводить документы учета запасов, рассчитывать зарплату,
формировать отчеты. Формы отчетности регулярно и своевременно обновляются. Существует мобильное приложение.
• Мой Склад - первый в России интернет-сервис управления торговлей и складом. Его официальный запуск состоялся в феврале 2008 года. В 2011 году инвестором и совладельцем сервиса стала фирма 1С. На сегодняшний день Мой Склад входит в число лидеров российского рынка SaaS-приложений, сервисом уже воспользовались 300 000 компаний.
• Ауби - веб-сервис для ведения бухгалтерского учета. Подходит для любой системы налогообложения. Включает в себя модули: бухгалтерия, налоги, склад, торговля, производство, зарплата, кадры [3].
Сравним описанные выше сервисы с помощью метода анализа иерархии. Его основное преимущество заключается в попарном сравнении альтернатив отдельно по каждому критерию. Цель анализа - выявить среди веб-сервисов, занимающих менее 5% рынка, самый удобный, понятный и оптимальный по тарифу для начинающего индивидуального предпринимателя. В качестве альтернатив выберем следующие сервисы: Контур.Эльба, Мое Дело, Небо, Ауби, Бухсофт Онлайн, Главбух, Imboss, Мои финансы, Большая Птица.
По опросам большинства предпринимателей, экспертов компаний, занимающихся реализацией услуг облачных сервисов, были выделены следующие критерии отбора альтернатив: наличие круглосуточной технической поддержки, наличие подсказок в сервисе, наличие автоматического обновления веб-сервиса, дружественный интерфейс, стоимость использования за год. Для реализации метода анализа иерархий был использован специализированный сервис поддержки принятия решений MakeItRational [2]. После проведения оценки степени важности каждого критерия было установлено, что наиболее значимыми критериями отбора являются стоимость использования за год и наличие круглосуточной технической поддержки.
После анализа была выявлено, что на сегодняшний день на рынке присутствует два явных лидера по оказанию онлайн-услуг управления малым
бизнесом в формате облачных сервисов: Контур.Эльба и Небо. При достаточно высоких оценках по большинству ключевых критериев сервис Мое Дело имеет высокую стоимость услуг за базовый пакет и поэтому занимает только третью позицию в рейтинге описываемого программного обеспечения. Следующий сегмент включает в себя сервисы, имеющие примерно равные рейтинги - это Большая птица, Imboss, Бухсофт. Преимуществами этих сервисов является невысокая стоимость использования в силу того, что их функционал не осложнен и в первую очередь рассчитан на директора небольшой компании, а не на бухгалтера. К "аутсайдерам" в рамках выбранной критериальной базы можно отнести онлайн-сервисы Главбух, Мои финансы, АУБИ. Особенностью данных сервисов является то, что они готовы дорабатывать функциональность "под ключ", то есть разрабатывать персональные функции для той или иной компании.
Список литературы:
1. Энциклопедия маркетинга. Обзор рынка программного обеспечения [Электронный ресурс]. URL: https://www.marketing.spb.ru/mr/it/market_software.htm/ (дата обращения 08.08.2018)
2. ИНТУИТ [Электронный ресурс] / Облачные технологии управления малым и средним бизнесом - Режим доступа: https://www.intuit.ru/studies/courses/3528/770/info (дата обращения 10.08.2018)