Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЫНКА МЯСА ПТИЦЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ'

АНАЛИЗ РЫНКА МЯСА ПТИЦЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЯСО ПТИЦЫ / ПЕРМСКИЙ КРАЙ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / ОСНОВНЫЕ КОНКУРЕНТЫ / РЫНОК

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Рущицкая О.А.

В структуре потребления мяса существенную долю занимает мясо птицы. Практически все его производство в Пермском крае сконцентрировано на птицефабриках индустриального типа. На рынке мяса сформировался перевес в сторону продукции которая быстро окупается - мясо курицы, свинина. Также отмечается смещение спроса в сторону продуктов быстрого приготовления, полуфабрикатов. Возрастает спрос на охлажденное а не на замороженное мясо. В статье рассмотрены данные сельскохозяйственных организаций по производству мяса, анализируется рентабельность производства мяса птицы, выявлены основные конкуренты на данном рынке.In the structure of meat consumption a significant proportion of poultry meat. Almost all its production in the Perm region is concentrated on poultry farms industrial type. On the meat market has formed advantage in the direction of products that quickly pays for itself - chicken, pork. Also notes the shift in demand towards instant food products. The demand for chilled and not frozen meat. The article considers the data of agricultural organizations in the production of meat, analysed the profitability of poultry meat production, identified major competitors in this market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЫНКА МЯСА ПТИЦЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ»

АНАЛИЗ РЫНКА МЯСА ПТИЦЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ Аnalysis of poultry market of the Perm region

О.А.Рущицкая, к.э.н., доцент Уральский государственный аграрный университет (Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42)

Аннотация: В структуре потребления мяса существенную долю занимает мясо птицы. Практически все его производство в Пермском крае сконцентрировано на птицефабриках индустриального типа. На рынке мяса сформировался перевес в сторону продукции которая быстро окупается - мясо курицы, свинина. Также отмечается смещение спроса в сторону продуктов быстрого приготовления, полуфабрикатов. Возрастает спрос на охлажденное а не на замороженное мясо. В статье рассмотрены данные сельскохозяйственных организаций по производству мяса, анализируется рентабельность производства мяса птицы, выявлены основные конкуренты на данном рынке.

Ключевые слова: мясо птицы, Пермский край, рентабельность, основные конкуренты, рынок.

Summary: In the structure of meat consumption a significant proportion of poultry meat. Almost all its production in the Perm region is concentrated on poultry farms industrial type. On the meat market has formed advantage in the direction of products that quickly pays for itself - chicken, pork. Also notes the shift in demand towards instant food products. The demand for chilled and not frozen meat. The article considers the data of agricultural organizations in the production of meat, analysed the profitability of poultry meat production, identified major competitors in this market.

Keywords: poultry, Perm Krai, profitability, main competitors, market

Сельскохозяйственный комплекс Пермского края является стабильно развивающейся отраслью экономики края. В 2015 году произведено валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в сумме 45,8 млрд. рублей, в том числе в сельскохозяйственных организациях - 24,2 млрд. рублей. Индекс физического объема в хозяйствах всех категорий в сопоставимой оценке составил 98,8% к уровню 2014 года, в сельскохозяйственных организациях - 101,5%. По категориям сельхозпроизводителей продукция аграрного сектора в 2015 году распределилась следующим образом: 42,7% произведено хозяйствами населения, 53% - сельскохозяйственными организациями и 4,3% приходится на крестьянские (фермерские) хозяйства. Рост производства в сельскохозяйственных организациях и крестьянских фермерских) хозяйствах обеспечен увеличением объемов всех основных видов продукции животноводства. В результате по итогам 2015 года объемы производства в крестьянско-фермерских хозяйствах Пермского края увеличились на 30%, сельскохозяйственная отрасль в 2015 году показала рост в 5%.

Для сельского хозяйства края характерно животноводческое направление. В структуре товарной продукции доля продукции животноводства составляет более 80%. Основными производителями животноводческой продукции являются сельскохозяйственные предприятия, ими произведено 78% от общего объемов мяса, 76,6% - молока, 96% - яиц. В животноводческой отрасли наблюдается стабилизация поголовья крупного рогатого скота.

На 1 января 2016 года в хозяйствах всех категорий насчитывалось 248,4 тыс. голов крупного рогатого скота (100,6% к 1 января 2014 года), в том числе 104,5 тыс. голов коров (101,5%). Свиней содержалось 195,4 тыс. голов (99,9%), овец и коз - 81,1 тыс. голов (99,1%). Численность птицы составила 7446,8 тыс. голов (100,3%) .

По данным Пермьстата, в марте 2016 года в сельскохозяйственных организациях Прикамья произошло увеличение поголовья всех видов скота и птицы по сравнению с аналогичным периодом 2015-го года. Наибольшими темпами росло поголовье свиней (+6,9%) и коров (+3,2%).

Баланс производства и потребления мяса и мяса и мясопродуктов в Пермском крае

2010-2015г.

На рисунке представлен баланс производства и потребления мяса и мясопродуктов в Пермском крае. Как можно заметить из представленных данных, самообеспеченность края мясом и мясопродуктами невысока и составляет около 50% в 2010 г. и 47,7% в 2015 г., то есть в динамике самообеспеченность незначительно снижается.

Мясное птицеводство Пермского края в последние годы показывает уверенный ежегодный прирост производства продукции и является самой динамичной отраслью агропромышленного комплекса региона при наличии большого потенциала для увеличения спроса на продукцию из мяса птицы.

Рентабельность реализованной продукции 2014-2015 г.

Рынок мяса сейчас сконцентрирован на производстве птицы и свинины за счет их высокой рентабельности. В связи со значительным подорожанием кормов, выращивание крупного рогатого скота является менее выгодным. Себестоимость говядины повышается, что отрицательно влияет на спрос продукции, несмотря на врачебные рекомендации к употреблению данного вида мяса.

Перспективными считаются те фабрики, которые наладили самостоятельную реализацию продукции. Поэтому необходимо создавать максимально интегрированные формирования, позволяющие проводить полную переработку мясного сырья с использованием передовых технологий. Уже сегодня многие современные птицефабрики и свинофермы выращивают и совершают первичную обработку сырья в едином

производственно-технологическом цикле для того, чтобы сократить производственной цепочке.

Средние потребительские цены на мясо птицы 2010-2015г.

расходы в

Рынок мяса птицы Пермского края представлен предприятиями, направленными на выращивание мяса птицы промышленным способом. Структуру рынка можно условно разделить на четыре группы на основе дислокации основных игроков рынка. Первая группа представлена производителями мяса птицы, имеющими основные производственные мощности на территории Пермского края. Вторая группа составляет производителей соседних областей. В третью группу относятся «федеральные» производителей мяса птицы. В последнюю группу вошли импортные товаропроизводители. Практика показывает, что такое разделение позволяет различать основные конкурентные преимущества каждой группы. Рассмотрим представителей трех основных групп. Местные производители имеют ряд преимуществ, среди которых - высокая известность, лояльность покупателей, близость к рынку сбыта - основным торговым точкам, что позволяет расширять ассортимент продукции. Так, например, местные производители имеют возможность увеличивать продажи охлажденной продукции (продукции со сроком хранения не более 5 суток), в то время как федеральные и зарубежные марки предлагают только замороженную продукцию.

Основные конкуренты на рынке мяса птицы Пермского края

Местные производители Производители соседних областей Федеральные производители

АО «Пермская птицефабрика», ООО «Менделеевская», ОАО «Птицефабрика Комсомольская», ЗАО «Чайковская» ОАО «Птицефабрика Рефтинская», ЗАО «Уралбройлер», ОАО «Челны-Бройлер», ОАО «Глазов-Птица» ЗАО «Приосколье», Агропромышленный холдинг «БЭЗРК-Белгранкорм» - ТМ «Ясные зори»

Таким образом, как можно определить из представленной информации, наиболее крупным игроком рынка производства мясопродуктов является АО «Пермская птицефабрика». АО «Пермская птицефабрика» обеспечивает население Пермского края мясом птицы и полуфабрикатами почти на 80%. Продукция предприятия также успешно реализуется в торговых точках соседних областей.

Основными факторами и условиями, влияющими на состояние сбыта на рынке мяса птицы, являются:

- рост доходов населения и потребления мяса птицы;

- лояльность потребителей к местному производителю;

- развитие продаж в регионе, изменение структуры продаж, выпуск и развитие новых торговых марок;

- создание собственного сырьевой базы;

- изменение неновой политики эмитента - увеличение средней цены реализации продукции соответственно росту цен на сырье;

- модернизация производства и как следствие снижение затрат;

- усиление давления со стороны федеральных брендов;

- проведение активной рекламной и PR-кампании.

Список литературы

1. В Прикамье увеличилось поголовье скота и птицы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.agro.permkrai.ru/about/news/17277/ (дата обращения: 14.04.2016).

2. Куликова, Е. С. Территориальный маркетинг как элемент равновесия экономических интересов региона // Аграрный вестник Урала. - 2015. - № 2. - С. 84-88.

3. Основные показатели развития АПК за 2015 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.agro.permkrai.ru/analitika/itogi-razvitiya-agropromyshlennogo-kompleksa-permskogo-kraya/

4. Потребление основных видов продовольствия в Пермском крае [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.agro.permkrai.ru/analitika/rynok/

5. Рущицкая О.А., Куликова Е.С. Антикризисный маркетинг в системе развития современных предприятий. // Аграрный вестник Урала. 2015. № 11 (141). С. 82-84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.