Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЫНКА МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ С КОММЕРЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ'

АНАЛИЗ РЫНКА МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ С КОММЕРЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1380
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ / АНАЛИЗ РЫНКА / КОММЕРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ / MOBILE APPS / SOCIAL APPS / MARKET ANALYSIS / COMMERCIAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышева Ю.Г., Лагуткина К.В.

В статье раскрываются вопросы анализа коммерческого потенциала мобильных приложений, рассматривается проблема оценки эффективности мобильного приложения. Уделяется внимание анализу рынка мобильных приложений, его особенностям в России и за рубежом. Оценка коммерческого потенциала является актуальной темой для разработчиков мобильных приложений, поскольку им крайне важно иметь верное представление о коммерческом потенциале своего проекта. Авторы определяют оптимальные параметры оценки потенциала мобильных приложений. Предлагают систему показателей для определения эффективности приложений, дающих полную оценку предпринимательского потенциала мобильных приложений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE MARKET OF MOBILE AND SOCIAL APPS WITH COMMERCIAL POTENTIAL

The article reveals the issues of analyzing the commercial potential of mobile applications, examines the problem of assessing the effectiveness of a mobile application. Attention is paid to the analysis of the mobile applications market, its peculiarities in Russia and abroad. Assessing the commercial potential is a hot topic for mobile application developers, since it is extremely important for them to correctly assess the commercial potential of their project. The authors determine the optimal parameters for assessing the potential of mobile applications. They propose a system of indicators for assessing the effectiveness of applications that give a complete assessment of the entrepreneurial potential of mobile applications.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЫНКА МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ С КОММЕРЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ»

УДК 338.27

Чернышева Ю.Г., Лагуткина К.В.

АНАЛИЗ РЫНКА МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ С КОММЕРЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ

Аннотация

В статье раскрываются вопросы анализа коммерческого потенциала мобильных приложений, рассматривается проблема оценки эффективности мобильного приложения. Уделяется внимание анализу рынка мобильных приложений, его особенностям в России и за рубежом. Оценка коммерческого потенциала является актуальной темой для разработчиков мобильных приложений, поскольку им крайне важно иметь верное представление о коммерческом потенциале своего проекта. Авторы определяют оптимальные параметры оценки потенциала мобильных приложений. Предлагают систему показателей для определения эффективности приложений, дающих полную оценку предпринимательского потенциала мобильных приложений.

Ключевые слова

Мобильные приложения, социальные приложения, анализ рынка, коммерческий потенциал мобильных приложений.

JEL: M21

Chernysheva Yu. G., Lagutkina K. V.

ANALYSIS OF THE MARKET OF MOBILE AND SOCIAL APPS WITH COMMERCIAL POTENTIAL

Annotation

The article reveals the issues of analyzing the commercial potential of mobile applications, examines the problem of assessing the effectiveness of a mobile application. Attention is paid to the analysis of the mobile applications market, its peculiarities in Russia and abroad. Assessing the commercial potential is a hot topic for mobile application developers, since it is extremely important for them to correctly assess the commercial potential of their project. The authors determine the optimal parameters for assessing the potential of mobile applications. They propose a system of indicators for assessing the effectiveness of applications that give a complete assessment of the entrepreneurial potential of mobile applications.

Keywords

Mobile apps, social apps, market analysis, commercial potential.

Введение. Отправной точкой для создания первых мобильных приложений стало появление в 1990 году телефонов с экранами. Первыми программными обеспечениями для мобильных телефонов служили встроенные мобильные приложения, такие как, напри-

мер, телефонная книга. Со временем количество разработанных приложений увеличивалось и в них появилось множество дополнительных функций. Также с появлением на мобильном устройстве экрана стало возможным обмениваться небольшими текстовыми сооб-

щениями (sms). Чуть позже появилась возможность выхода в Интернет с телефона, что послужило началом разработки новой волны приложений, работавших от сети Интернет, и стало возможным устанавливать их на мобильный телефон, включая игры, музыку, картинки [1]. Сегодня на рынке огромное множество различных приложений, большинство которых являются бизнес-проектом. Но, к сожалению, нет четких критериев определения коммерческого потенциала для приложений.

Исследование рынка. Мобильное приложение - это программное обеспечение, разработанное специально для мобильных телефонов, смартфонов, планшетов, смарт-часов и других современных гаджетов. Данные приложения позволяют пользователям решить многие прикладные задачи, например получение геоданных, проверка электронной почты и другие узконаправленные задачи [2].

Помимо выполнения прикладных задач часто приложения имеют развлекательную функцию. На рынке мобильных приложений огромный выбор игр различного рода.

Разработка мобильных приложений производится в основном на всемирно известных операционных системах Android и iOS, но помимо них есть и другие операционные системы, которые популярны на азиатском рынке мобильных устройств.

Согласно ирландскому порталу StatCounter, доля операционной системы Android во всем мире за 2019 год составляет 74,3%; iOS - 24,76%; Windows - 0,12% [3]. В России схожая тенденция. Так, согласно порталу «Яндекс Радар», доля операционной системы Android за 2019 год оставляет 76,6%, удельный вес iOS - 23,15%, а на долю Windows приходится 0,18% [4].

Мобильные приложения полезны для потребителей и выгодны для разработчиков. Каждый пользователь с по-

мощью приложения удовлетворяет свои потребности, решает необходимые задачи, а создатели приложений получают прибыль от своей разработки за счет распространения рекламы в своем приложении, наличия платных подписок, платного распространения программ, создания контента на заказ [5].

На сегодняшний день в мире существует 4 основных вида мобильных приложений: игровые, промо-приложе-ния, контентные приложения, приложения социальных сетей.

В 2019 году компанией App Annie было проведено исследование рынка мобильных приложений. Полученные результаты показали, что российский рынок мобильных приложений непрерывно растет и является одним из самых быстрорастущих сегментов цифрового рынка. Доказательством этому служат ежегодные темпы прироста. Так, в среднем за период 2014-2019 гг. темпы прироста составили 15,2%. Но, несмотря на достаточно положительную динамику роста, рынок мобильных приложений в России значительно уступает темпам прироста на мировом рынке. Так, в среднем, за период 2015-2019 гг. средние темпы прироста мирового рынка составили 30,6%. Также стоит отметить, что россияне в 2019 году скачали 5125 миллионов приложений, это на 35% больше, чем в 2016 году. Мировой показатель за год - 204 миллиарда приложений, что на 46% больше результатов 2016 года.

Главным драйвером роста рынка мобильных приложений является развитие технологии 4G (LTE), увеличение пропускной способности каналов связи и скорости интернет-соединения на мобильных устройствах.

Пандемия 2020 года оказала сильное влияние на общее число мобильных приложений на рынке, которое достигло 5 млн, а количество скачиваний превысило 31 млрд. Из-за карантина отмечался резкий скачок спроса на приложения:

пользователи массово качали игры, смотрели сериалы, устанавливали мес-сенджеры, общались в Skype, Zoom и других приложениях, заказывали через них еду. Вместе с тем рынок постепенно возвращается к своему обычному состоянию.

В 2019 году показатель проникновения Интернета по РФ составлял около 79,8% (это около 94 млн человек старше 12 лет) [6].

Портал Hootsuite утверждает, что в России среднестатистический пользователь проводит в Интернете с мобильных устройств и планшетов в среднем 3 часа 14 минут [7].

За прошедший 2019 год на мировом рынке мобильных приложений лидируют приложения социальных сетей и мессенджеры: Facebook (2,271 млрд пользователей), YouTube (1,9 млрд) WhatsApp (1,5 млрд). Популярная социальная сеть Instagram в рейтинге находится на 6-м месте с аудиторией в 1 млрд пользователей [8].

В России, согласно данным исследовательской компании Mediascope, по числу скачиваний также лидируют приложения социальных сетей и мессен-джеры, такие как: WhatsApp (69% пользователей), YouTube (53%), ВКонтакте (51%), Сбербанк Онлайн (51%) [9].

Обсуждение проблемы. Практически каждое мобильное приложение -это бизнес-проект, главная цель которого - получение прибыли. Но каким способом будет происходить получение прибыли, разработчик решает для себя сам: получение дохода от размещения рекламы в своем приложении, наличие платных подписок, мобильное приложение как интернет-магазин и др.

На сегодняшний день сформировалась проблема оценки эффективности мобильного приложения. Для решения данной проблемы можно оценить приложение с точки зрения его коммерческого потенциала.

Коммерческий (предпринимательский) потенциал характеризует уровень

востребованности проекта на рынке и отражает его конкурентные преимущества [10]. Иначе говоря, это эффективность приложения и способность проекта приносить доход.

Оценка коммерческого потенциала проекта необходима, так как после этого возможно принять решение о продолжении или прекращении работы проекта.

На сегодняшний день разработано множество методик оценки коммерческого потенциала технологий, проектов. Чаще всего оценка коммерческого потенциала проекта происходит по следующим параметрам: степени новизны, ценности для потребителя, лояльности покупателей, оценке основных конкурентов, анализу рынка, опыту команды, финансовой привлекательности, способам коммерциализации, экономической (стоимостной) оценке проекта [11].

Для оценки также используют такие показатели оценки эффективности мобильных приложений, как: показатель Retention Rate (RR) - процент пользователей, которые вернулись к вам после скачивания; количество скачива-ний приложения; количество и доля транзакций в приложении; средний доход с пользователя (ARPU); средний доход с играющего пользователя (ARPPU); показатель эффективной стоимости установки приложения (eCPI); пожизненная ценность клиента (LTV); размер выручки от среднестатистического пользователя за все время использования продукта.

Вышеперечисленные показатели эффективности мобильных приложений могут быть рассчитаны с помощью специальных программ-статистик (метрик): AppTrace, AppAnnie, AppMetrica, Alexa.

Воспользоваться данными сервисами по аналитике мобильных сервисов могут только разработчики приложений, которые имеют специальный программный код мобильного приложения. В связи с трудностями получения данных для анализа оценить мобильное

приложение с точки зрения коммерческого потенциала часто сложно.

Недостатки рассмотренных показателей, на наш взгляд, заключаются прежде всего в том, что их нельзя в полной мере применить при оценке многих приложений, потому что большая часть из них не имеет однозначной интерпретации. Например, высокое или низкое значение показателя Retention Rate в зависимости от вида оцениваемого приложения оценивается по-разному. Для некоторых приложений высокие значения не нужны, а следовательно, он не позволяет корректно оценить эффективность. Также показатель лояльности клиентов является достаточно абстрактным. Лояльность не всегда непосредственно связана с высоким доходом от приложения. Количество скачиваний

Исходя из данных рисунка 1, в среднем рейтинг приложения Netflix составляет 4 балла с учетом баллов в Play Market и App Store. Данный показатель является высоким для мобильно-

также практически ничего не говорит об эффективности.

Можно дать характеристику коммерческому потенциалу мобильного приложения Netflix c помощью общей системы параметров определения коммерческого потенциала. Данное мобильное приложение будет рассматриваться с учетом загрузок на операционных системах Android и IOs.

Netflix - мобильное приложение американской одноименной кинокомпании Netflix, которая специализируется на производстве сериалов. Данное приложение дает возможность пользователям просматривать сериалы и фильмы производства компании Netflix.

Основные характеристики приложения представлены в таблице 1.

го приложения, что говорит о высоком уровне лояльности потребителя.

Рассмотрим основные характеристики для оценки коммерческого потенциала мобильного приложения в таблице 2.

Таблица 2 - Основные характеристики мобильного приложения

на примере Netflix

Степень новизны проекта Подобные приложения есть на рынке. Но мобильное приложение от Netflix имеет свою особенность: оно специализируется на предоставлении доступа к просмотру только собственных сериалов и фильмов

Полезность для клиента Просмотр фильмов, сериалов является хорошим времяпрепровождением для пользователей, особенно для киноманов.

Анализ основных конкурентов На российском рынке мобильных приложений существует несколько подобных сервисов. Главным конкурентом является он-лайн-кинотеатр ivi. Приложение было создано в 2011 году. В Play Market и App Store имеет более 10 миллионов загрузок. Приложение имеет в среднем 4,5 балла. Тарифный план приложения имеет четыре типа: ежемесячную подписку, подписку на три месяца, на полгода, на год

Таблица 1 - Рейтинг мобильного приложения Netflix

Мобильное приложение Netflix

В Play Market В App Store

Охват более 500 миллионов человек по всему миру

Рейтинг 4,5 балла (свыше 8 млн человек отставили отзыв 3,4 балла (свыше 1,5 тыс. человек)

Анализ рынка На рынке мобильных приложений большей популярностью пользуются игровые приложения и приложения в категории развлечений. Приложение Netflix относится к категории развлечений, что говорит о его потенциальном коммерческом успехе. В Play Market это приложение находится в списке рекомендаций редактора магазина приложений, а в App Store оно находится на 26-м месте в рейтинге популярных развлекательных приложений. Например, он-лайн-кинотеатры ivi, MEGOGO занимают 5-е и 30-е места соответственно

Слабые стороны Слабый интерфейс приложения; не все фильмы и сериалы имеют русские субтитры; сложность настройки субтитров; слабая обратная связь от администрации приложения; интерфейс только на английском языке; высокая цена подписки

Анализ лояльности пользователей Высокие положительные отзывы пользователей и критиков, как правило зарубежных, что подтверждается высоким рейтингом приложения

Опыт работы на рынке Около 4 лет (дата выхода на рынок мобильных приложений 2016 год)

Уровень рентабельности Прибыль приложения в 2018 году составила 1,2 млрд долларов, а выручка составила 15,8 млрд долларов [12]. Таким образом, рентабельность продаж приложения составляет 7,6%

Как видно из таблицы 2, с помощью данной группы позиций трудно оценить коммерческий потенциал и уровень полезности конкретного мобильного приложения. Эти данные дают только его общую характеристику.

Выводы. На выбор показателей эффективности значительное влияние оказывает специфика бизнеса, то есть категория мобильного приложения. Представляется, что оценку коммерческого потенциала приложения необходимо дополнять оценкой пользы его для потребителей. Одним из косвенных показателей пользы может служить не сам по себе показатель скачиваний, а количество удалений и временной промежуток, через который они были сделаны. Чтобы повысить пользу мобильных приложений, тем самым привлечь пользователей, а в результате повысить показатели доходности, например LTV, можно использовать тепловые карты, которые позволят узнать, как пользователи используют мобильное приложение (как они взаимодействует с интерфейсом, какие жесты используют, на

что кликают). Для лучшего понимания предпочтений пользователей можно применять поведенческую аналитику. В основе принципа поведенческой аналитики находится вопрос «почему?». Например, можно узнать, почему пользователь не завершил покупку в приложении или почему пользователь или группа пользователей не совершают нужное действие. Это позволит улучшить клиентский опыт, повысить полезность продукта для пользователя и тем самым повысить коммерческий потенциал приложения.

Библиографический список

1. Ломако В.С., Пашковский М.Ю. Мобильные приложения // Научно-техническое творчество аспирантов и студентов: мат-лы 45-й научно-технической конференции студентов и аспирантов. - Комсомольский-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2015. -С. 309-311.

2. Соколова В.В. Разработка мобильных приложений: учебное пособие /

Томский политехнический университет. -Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. - С. 26.

3. URL: https://gs.statcounter.com/ os-market-share.

4. URL: https://radar.yandex.ru/mobile.

5. URL: https://punicapp.com/blog/ pages/1046/tipy-mobilnyh-prilozhenij.

6. Скобелев В. Прирост интернет-аудитории в 2019 году обеспечили пенсионеры [Электронный ресурс] // РБК. - 2019. - URL: https://www.rbc. ru/technology_and_media/13/01/2020/5e1 876549a7947210b5ef636.

7. Kemp C. Digital 2020: global digital overview [Электронный ресурс] // Datareportal. - 2020. - URL: https:// datareportal.com/reports/digital-2020-global-digital-overview (дата обращения: 05.03.2019).

8. Сергеева Ю. Вся статистика интернета на 2019 год - в мире и в России [Электронный ресурс] // WebCanape. -2019. - URL: https://www.web-canape. ru/business/vsya-statistika-interneta-na-2019-god-v-mire-i-v-rossii/ (дата обращения:

05.03.2019).

9. URL: https://iz.ru/957239/2019-12-23/nazvany-samye-populiarnye-prilozheniia-v-rossii.

10. Рассказова В.В. Оценка коммерческого потенциала инновационного продукта // ИННОВ АТИКА-2015: сборник материалов XI Международной школы-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / под ред. А.Н. Солдатова, С.Л. Минькова; НГУ-ЭУ. - Томск: ООО «СТТ», 2015. -С. 664-668.

11. Шалгимбаева Д. Оценка коммерческого потенциала продукта или технологии при коммерциализации технологии [Электронный ресурс] // Rusnauka. - 2015. - URL: http://www. rusnauka.com/16_PN_2016/Economics/6_ 212829.doc.htm (дата обращения:

08.03.2020).

12. Рождественская Я. Выручка Netflix выросла на 35% в 2018 году

[Электронный ресурс] // Коммерсантъ. -2019. - URL: https://www.kommersant.ru/ doc/3858888 (дата обращения: 11.03.2020).

Bibliographyc list

1. Lomako V.S., Pashkovsky M.Yu. Mobile applications // Scientific and technical creativity of graduate students and students: Materials of the 45th scientific and technical conference of students and graduate students. - Komsomolsk-on-Amur: FSBEI HPE «KnAGTU», 2015. -Рр. 309-311.

2. Sokolova V.V. Development of mobile applications: a tutorial / Tomsk Polytechnic University. - Tomsk: Publishing house of the Tomsk Polytechnic University, 2014. - P. 26.

3. Access mode: https://gs.statcounter. com/os-market-share.

4. Access mode: https://radar.yandex. ru/mobile.

5. Access mode: https://punicapp. com/blog/pages/1046/tipy-mobilnyh-prilozhenij.

6. Skobelev V. The increase in the Internet audience in 2019 was provided by pensioners [Electronic resource] // RBC. -2019. - Access mode: https://www.rbc. ru/technology_and_media/13/01/2020/5e1 876549a7947210b5ef636.

7. Kemp C. Digital 2020: global digital overview [Electronic resource ] // Datareportal. - 2020. - Access mode: https://datareportal.com/reports/digital-2020-global-digital-overview (date of access: 03.05.2019).

8. Sergeeva Yu. All Internet statistics for 2019 - in the world and in Russia [Electronic resource] // WebCanape. -2019. - Access mode: https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-na-2019-god-v-mire-iv-rossii/ (date of access: 03.05.2019).

9. Access mode: https://iz.ru/957239/ 2019-12-23/nazvany-samye-populiarnye-prilozheniia-v-rossii.

10. Rasskazova V.V. Assessment of the commercial potential of an innovative product // INNOVATIKA-2015: Collection of materials of the XI International School-Conference of Students, Postgraduates and Young Scientists / Ed. A.N. Soldatova, S.L. Minkov; NSUEU. -Tomsk: Publisher: Limited Liability Company «CTT», 2015. - Pp. 664-668.

11. Shalgimbaeva D. Evaluation of the commercial potential of a product or

technology in the commercialization of technology [Electronic resource] // Rusnauka. - 2015. - Access mode: http://www.rusnauka.com/ 16_PN_2016/Ec onomics/6_212829.doc.htm (date of access: 08.03.2020).

12. Rozhdestvenskaya Ya. Netflix's revenue grew by 35% in 2018 [Electronic resource] // Kommersant. - 2019. - Access mode: https://www.kommersant.ru/doc/38 58888 (date of access: 03.11.2020).

УДК 338.27

Буйвол И. А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СИСТЕМНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ В РАМКАХ ЭКСТЕРНАЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

Аннотация

В статье рассматриваются структурные особенности антикризисного управления посредством вероятностного внедрения системного регулирования в условиях глобальных преобразований, вызванных экстернальными факторами. Проводится переосмысление ключевых положений национального и наднационального антикризисного системного регулирования.

Ключевые слова

Рецессия, экстерналии, антикризисное управление, трансформации, глобализация. JEL: F62, E37, E47

Buivol I.A.

SYSTEMIC REGULATION OF ECONOMIC CRISES WITHIN THE FRAMEWORK OF EXTERNAL RESTRICTIONS

Annotation

The article discusses the structural features of crisis management through the probabilistic implementation of system regulation in the context of global transformations caused by external factors. The key provisions of the national and supranational anti-crisis system regulation are being rethought.

Keywords

Recession, externalities, crisis management, transformation, globalization.

Введение. Исследования кризисов мировой экономики начала XX - XXI в. отражают качественные преобразования архитектоники структурных факторов их развития, расширяя элементарную базу до сетевого моделирования кризисных областей.

Прежде всего это вызвано усложнением капиталистической модели функционирования экономики, вовлекающей во внутрисистемные процессы все больше элементов и субъектов экономического взаимоотношения. Глобализация, либерализация, интернациона-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.