Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЫНКА КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИИ '

АНАЛИЗ РЫНКА КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортно-экспедиционная деятельность / контейнерные перевозки / transport forwarding activities / containers shipment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н.А. Малыгин, Н.Е. Гильц

Проанализировано современное состояние рынка контейнерных перевозок Российской Федерации, выявлены основные тенденции в развитии данной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE RUSSIAN MARKET OF CONTAIENRS SHIPMENTS

The article illustrates the current state of the ccontainer’s shipment in Russia and also identifies the main trends in the development of this industry.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЫНКА КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИИ »

УДК 658

АНАЛИЗ РЫНКА КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИИ

Н. А. Малыгин Научный руководитель - Н. Е. Гильц

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: mr.malygin.nikita@mail.ru

Проанализировано современное состояние рынка контейнерных перевозок Российской Федерации, выявлены основные тенденции в развитии данной отрасли.

Ключевые слова: транспортно-экспедиционная деятельность, контейнерные перевозки. RESEARCH OF THE RUSSIAN MARKET OF CONTAIENRS SHIPMENTS

N. A. Malygin Scientific Supervisor - N. E. Gilts

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: mr.malygin.nikita@mail.ru

The article illustrates the current state of the ccontainer's shipment in Russia and also identifies the main trends in the development of this industry.

Keywords: transport forwarding activities, containers shipment.

При нынешних реалиях современной экономики рост эффективности процесса доставки грузов является приоритетным направлением сокращения издержек различных промышленных организаций, предприятий торговли и сферы услуг. В результате данного факта образовалась потребность формирования транспортно-экспедиционного обслуживания в самостоятельную отрасль транспортного комплекса. Транспортно-экспедиционное обслуживание выступает инструментом, который позволяет организациям отдавать на аутсорсинг многочисленные операции, связанные с отправкой, транспортировкой и получением грузов, а также заключать договоры на перевозку с каждым отдельным представителем рынка транспортно-экспедиторских услуг [1].

Одной из областей транспортно-экспедиционного обслуживания являются контейнерные перевозки, которые в последнее время набирают популярность за счет минимизации расходной части.

Российская Федерация обладает обширной транспортной инфраструктурой, включающей в себя автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный, а также трубопроводный транспорт.

Преимущественной целью государства в плане развития и функционирования транспортной системы Российской Федерации является создание преимуществ для экономического роста, увеличения конкурентных позиций национальной экономки посредством доступа к качественным и безопасным транспортным услугам [2].

Каждый тип транспорта включает в себя свою материально-техническую базу, документацию. Тип транспортного средства и характер предполагаемого груза влияет на способ перевозки: в контейнерах или на открытых платформах.

Грузовой контейнер - это единица транспортного оборудования многократного применения. Конструкция грузового контейнера обеспечивает сохранную перевозку одним

или несколькими видами транспорта. Типы и основные размеры крупнотоннажных универсальных контейнеров регламентируются стандартами ИСО 668.

Все контейнеры для грузоперевозок по своему назначению подразделяются на универсальные и специализированные. Универсальный контейнер - контейнер любого типа, не используемый для грузоперевозок по воздуху, для перевозки особых грузов, таких как газы, жидкости.

Универсальный контейнер - это полностью закрытый ящик с жесткими стенами и крышей из гофрированного железа, дозволяющие выдержать сильные удары и большие нагрузки. Среди универсальных крупнотоннажных контейнеров общего назначения самое большое распространение получили 20-футовые стандартные контейнеры (ёгу1ге1§к1), 40-футовые стандартные контейнеры (ёгу1ге1§к1;) и 40-футовые контейнеры повышенной высоты и вместимости (Ы§ЬсиЬе) [3].

В специализированных контейнерах обычно перевозятся какие-то отдельные виды грузов (жидкие, сыпучие, скоропортящиеся, чувствительные к температуре либо опасные). Данные контейнеры подразделяются на группы по типу материала, из которого они изготавливаются. В основном контейнерные перевозки используют на водном и железнодорожном транспорте.

Контейнерные перевозки во всем мире за последние 30 лет превратились в наиболее актуальный способ транспортировки грузовых номенклатур, что преимущественно для смешанных и международных сообщений. Доставка груза в контейнерах обеспечивает сохранность грузов, позволяет достичь большой экономии затрат на тару и упаковку и снизить расходы на погрузочно-разгрузочные операции. Как итог данных операций -ускорение сроков доставки грузов по логистической схеме «от двери до двери».

На территории Российской Федерации основная работа с контейнерами производится дочерней организацией ОАО «РЖД» - ОАО «Трансконтейнер».

В 2017 году доля «Трансконтейнера» в общем объеме железнодорожных контейнерных перевозок составляла более 50 %, в 2018 снизилась до 47,7 %, в первом полугодии 2019 года сократилась до 45,6 %. Снижение доли связано с увеличением конкуренции и открытием частных контейнерных терминалов под конкретные промышленные или торговые зоны.

Такое стремительное изменение объемов контейнерных перевозок подтверждается структурой размещения контейнерных терминалов ОАО «Трансконтейнер» вблизи только крупных региональных центров и значительной отдаленностью от промышленных городов средней и малой величины. На примере Иркутской области филиалы ОАО «Трансконтейнер» расположены только в городах Иркутск и Братск, и доставка крупнотоннажных контейнеров до получателей в других городах производится автомобильным транспортом.

Несмотря на это, существует большое количество подготовленной инфраструктуры на базе прежних грузовых дворов, находящихся в распоряжении Дирекций терминально-складских комплексов ОАО «РЖД», которые задействованы для выполнения операций с контейнерами в наименьшей степени. Данная политика минимального использования существующей инфраструктуры направлена на создание дополнительных преимуществ для ОАО «Трансконтейнер».

Номенклатура грузов, перевозимых контейнерными перевозками, расширяется ежегодно, и все больше пользователей транспортных услуг отдает им предпочтение.

Для определения динамики изменения контейнерных перевозок и возможного перевода различных грузопотоков на контейнерные перевозки был проведен комплексный анализ объемных показателей всей номенклатуры перевозимых грузов по железным дорогам Российской Федерации. При этом для исследования были взяты ежемесячные данные перевозимых грузов. Общая номенклатура грузов включала 65 позиций [4]. Гистограммы динамики общего количества погруженных грузов в вагонах и тоннах по ВСЖД представлены на рис. 1 и 2.

1180000 1170000 1160000 1150000 1140000 1130000 1120000 1110000

2016 2017 2018 2019

Рис. 1. Количество погруженных вагонов на ВСЖД

Согласно полученным данным, объемы грузов, погруженных в крупнотоннажные контейнеры, по ВСЖД с 2016 по 2019 год увеличиваются. Гистограммы динамики количества погруженных вагонов крупнотоннажными контейнерами по ВСЖД представлены на рис. 3.

74000000

72000000

70000000

68000000

66000000

2016 2017 2018 2019

Рис. 2. Количество погруженных тонн на ВСЖД

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что увеличение погруженных вагонов с крупнотоннажными контейнерами по ВСЖД с 2016 по 2019 год составляет более 17,7 %.

При этом увеличение погруженных тонн груза в крупнотоннажные контейнеры составляет 27,5 % за тот же период. Общий рост контейнерных перевозок обусловлен привлекательностью за счет более высокой скорости доставки, универсальности и перехода части других грузопотоков на контейнерные перевозки (эти грузопотоки ранее не предъявлялись к перевозкам в контейнерах).

11.1

50000 48000 46000 44000 42000 40000 38000

2016 2017 2018 2019

Рис. 3. Количество погруженных вагонов с контейнерами на ВСЖД

Так, объемы погрузки вагонов сборными грузами с 2016 по 2019 год снизились на 43 %, металлолома - на 23 %, муки - на 26 %. Значительное падение объемов перевозимых грузов по указанным позициям номенклатуры характеризуется переходом на автомобильный транспорт и на перевозку грузов в контейнерах. Все это позволяет сделать вывод, что

■ III

контейнерные перевозки становятся более конкурентоспособными на транспортном рынке. При этом возникает реальная возможность создания конкурирующих с ОАО «РЖД» организаций на данном направлении.

Библиографические ссылки

1. Ковалев Р.Н. Транспортно-экспедиционная деятельность: учебник / Р.Н. Ковалев. Екатеринбург: Урал.гос. лесотехн. ун-т, 2016. 87 с.

2. Эглит Я.Я. Управление транспортными системами: учебник / Я.Я. Эглит. - Санкт-Петербург: Издательство Феникс, 2018. 346с.

3. Миротин Л.Б Логистика: управление в грузовых транспортно-логистических системах: Учебное пособие / Л.Б. Миротин. М.:Юрист. 2017.

4. Статистика рынка железнодорожных перевозок // Сайт ОАО «РЖД» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// company.rzd.ru/ru/cargo.html.

© Малыгин Н. А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.