Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЫНКА ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОБЛИГАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АНАЛИЗ РЫНКА ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОБЛИГАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОБЛИГАЦИИ / РЫНОК ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОБЛИГАЦИЙ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ОБЪЕКТЫ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / КОНЦЕССИОННЫЕ ОБЛИГАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аверин Никита Сергеевич

В научной статье представлены результаты анализа тенденций развития рынка инфраструктурных облигаций в Российской Федерации. Рассмотрена практическая роль инфраструктурных облигаций при модернизации объектов рыночной инфраструктуры Российской Федерации. Актуальность научного исследования на выбранную проблематику обусловлена тем, что эмиссия инфраструктурных облигацией при реализации проектов государственно-частного партнерства обеспечивает достижение стратегических целей государства при проведении модернизации рыночной инфраструктуры. В рамках данной статьи были рассмотрены основы реализации проектов государственно-частного партнерства при модернизации объектов рыночной инфраструктуры Российской Федерации, как основного фактора, способствующего развитию рынка инфраструктурных облигаций. Таже были рассмотрены теоретические аспекты понятия «инфраструктурные облигации», определены ключевые отличия инфраструктурных облигаций от корпоративных, выявлены актуальные проблемы и недостатки, которые тормозят развитие рынка инфраструктурных облигаций в России. Предложены возможные направления совершенствования системы выпуска и регулирования инфраструктурных облигаций, которые бы простимулировали перспективы их дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аверин Никита Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE INFRASTRUCTURE BONDS MARKET IN THE RUSSIAN FEDERATION

The scientific article presents the results of the analysis of trends in the development of the infrastructure bond market in the Russian Federation. The practical role of infrastructure bonds in the modernization of market infrastructure facilities of the Russian Federation is considered. The relevance of scientific research on the selected issue is due to the fact that the issue of infrastructure bonds in the implementation of public-private partnership projects ensures the achievement of the strategic goals of the state when modernizing market infrastructure. Within the framework of the article, the basics of implementing public-private partnership projects in the modernization of market infrastructure facilities of the Russian Federation were considered as the main factor contributing to the development of the infrastructure bond market. Theoretical aspects of the concept of “infrastructure bonds” were also considered, key differences between infrastructure bonds and corporate bonds were identified, actual problems and shortcomings that hinder the development of the infrastructure bond market in Russia were identified. Possible directions for improving the system of issuing and regulating infrastructure bonds are proposed, which would stimulate the prospects for their further development.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЫНКА ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОБЛИГАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ФИНАНСЫ. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ. КРЕДИТ

Анализ рынка инфраструктурных облигаций в Российской Федерации

Аверин Никита Сергеевич,1

аспирант Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: averin.n@bk.ru

В научной статье представлены результаты анализа тенденций развития рынка инфраструктурных облигаций в Российской Федерации. Рассмотрена практическая роль инфраструктурных облигаций при модернизации объектов рыночной инфраструктуры Российской Федерации. Актуальность научного исследования на выбранную проблематику обусловлена тем, что эмиссия инфраструктурных облигацией при реализации проектов государственно-частного партнерства обеспечивает достижение стратегических целей государства при проведении модернизации рыночной инфраструктуры. В рамках данной статьи были рассмотрены основы реализации проектов государственно-частного партнерства при модернизации объектов рыночной инфраструктуры Российской Федерации, как основного фактора, способствующего развитию рынка инфраструктурных облигаций. Таже были рассмотрены теоретические аспекты понятия «инфраструктурные облигации», определены ключевые отличия инфраструктурных облигаций от корпоративных, выявлены актуальные проблемы и недостатки, которые тормозят развитие рынка инфраструктурных облигаций в России. Предложены возможные направления совершенствования системы выпуска и регулирования инфраструктурных облигаций, которые бы простимулировали перспективы их дальнейшего развития.

Ключевые слова: инфраструктурные облигации; рынок инфраструктурных облигаций; государственно-частное партнерство; рыночная инфраструктура; объекты рыночной инфраструктуры; модернизация рыночной инфраструктуры; концессионные облигации.

Ое

см

О)

1 Научный руководитель: Куликова Елена Ивановна, к.э.н., доцент Департамента финансовых рынков и финансового инжиниринга Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

На сегодняшний день, ключевой проблемой управления развитием объектов рыночной инфраструктуры РФ выступает дефицит ресурсов, необходимых при проведении модернизации и капитального обслуживания. По этой причине государственные организации и управляющие инфраструктурных объектов страны находятся в активном поиске инструментов для реализации новых инвестиционных проектов и создания новых объектов рыночной инфраструктуры.

Актуальность научного исследования на тему «рынок инфраструктурных облигаций» обусловлена тем, что эмиссия инфраструктурных облигацией при реализации проектов на условиях государственно-частного партнерства (здесь и далее - ГЧП) обеспечивает достижение целей государства при модернизации объектов рыночной инфраструктуры.

Цель статьи - анализ тенденций развития рынка инфраструктурных облигаций в Российской Федерации.

Современный этап развития рыночной инфраструктуры России, характеризуется наличием следующих проблем:

1. Низкий уровень инвестиционной активности внутренних инвесторов и предприятий при капитальных вложениях в обновление основных фондов и мощностей.

2. Отсутствие механизма развития конкурентных отношений, что характеризуется низкой конкуренцией между предприятиями, осуществляющих реализацию инфраструктурных проектов.

Для обеспечения их решения необходимо использование механизмов реализации проектов ГЧП при модернизации объектов рыночной инфраструктуры и т.д.

Для социально-экономического развития общественного сектора России разработка проектов государственно-частного партнерства имеет важную практическую роль.

Можно выделить следующие факторы, которые подтверждают такую гипотезу [2; 3]:

1. Инвестиционные проекты ГЧП имеют положительный эффект при стимулировании роста инвестиционной привлекательности национальной экономики государства, привлекая новые инвестиции от частных компаний и инвесторов, а также увеличивая положительную деловую репутацию для потенциальных зарубежных партнеров, международных организаций и транснациональных корпораций и банков.

2. Формируется институциональная среда и факторы, которые стимулируют развитие общественных предприятий, ведь решение их инвестиционных задач происходит при поддержке государственного финансирования. При этом, дополнительным источником финансового обеспечения их хозяйственной деятельности становятся теперь частные институты и инвесторы, которые заинтересованы в приобретении возможности удовлетворить свои собственные потребности, связанные с потреблением общественных благ (например, многие крупные компании принимают участие в ГЧП, поскольку это позволяет удовлетворять потребности общественности на определенных территориях, где они выступают в роли градообразующих предприятий).

3. Создаются условия, при которых реализация государственной стратегии социального и экономического развития позволяет достичь наиболее высоких показателей результативности и оптимального соотношения между оценкой и объемом ресурсов, которые используются при разработке и реализации проектов.

Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что разработка проектов ГЧП является наиболее перспективным направлением решения задач в вопросах модернизации жилищно-коммунального комплекса, развития транспортной системы, объектов рыночной инфраструктуры, общественного сектора России и т.д. [4].

Анализируя сферу ГЧП в России, стоит отметить, для примера, что в коммунально-энергетической сфере реализовывается 83% всех проектов. Главной проблемой ГЧП при модернизации объектов рыночной инфраструктуры является наличие низкой инвестиционной мотивации у частных инвесторов.

Наличие данной проблемы объясняется следующими факторами:

1. Несовершенное тарифное регулирование государством в сферах, где устанавливаются централизованные цены за пользование услугами, которые предоставляются в рамках пользования инфраструктурных объектов.

2. Недостаток гарантий со стороны государства.

3. Низкий уровень доходности инвестиций.

4. Длительные сроки реализации проектов.

Чтобы обеспечить решение данной проблемы

и стимулировать инвестиционную активность экономических субъектов при реализации проектов по модернизации объектов рыночной инфраструктуры или строительства новых, для России необходимо проведение эмиссии инфраструктурных облигаций.

Инфраструктурная (концессионная) облигация - это облигация, выпускаемая частными корпорациями или государственными компаниями для финансирования строительства инфраструктурных объектов. Эмитент таких бумаг после строительства инфраструктурного объекта получает его в концессию на некоторое время.

Впервые выпуски инфраструктурных облигаций в российской практике произошли в 2010 году под реализацию инфраструктурных проектов по развитию транспортного комплекса страны. Минимальный объемы выпуска концессионных облигаций зафиксирован в объеме 1 млрд рублей, а максимальный в объеме 8,5 млрд рублей. Размещение практически всех инфраструктурных облигаций, кроме двух выпусков, осуществлялось по номинальной стоимости.

Так как срок окупаемости большей части инфраструктурных объектов достаточно большой и составляет от 7 до 10 лет, внедрение данного механизма было бы необходимым для решения вопросов по развитию объектов рыночной инфраструктуры или модернизации сферы жилищно-коммунального комплекса [1].

Можно выделить следующие характеристики и особенности инфраструктурных облигаций:

1. Инфраструктурные облигации применяются исключительно для финансирования проектов, важных для государства;

2. Обычно выпуск инфраструктурных облигаций входит в условия концессионного соглашения;

3. Срок обращения инфраструктурных облигаций достаточно большой и чаще всего входит в промежуток 15-25 лет;

4. Наибольшей популярностью на рынке инфраструктурные облигации пользуются у инвестиционных фондов и коммерческих банков.

5. Гарантирование выпуска инфраструктурных облигаций обеспечивается государством и банковскими институтами.

Роль инфраструктурных облигаций при финансировании проектов государственно-частного партнерства в рамках модернизации объектов рыночной инфраструктуры Российской Федерации заключается в решении следующих задач:

1. Обеспечивается финансирование крупных инфраструктурных проектов, модернизирующих рыночною инфраструктуры, транспортный комплекс или жилищно-коммунальное хозяйство государства.

2. Обеспечивается инвестиционная привлекательность рыночной инфраструктуры, транспортного комплекса или жилищно-коммунального комплекса, что привлекает дополнительные инвестиции без выпуска инфраструктурных облигаций.

3. Происходит реализация государственной программы по модернизации объектов рыночной инфраструктуры, что повышает уровень качества предоставляемых услуг населению и предприятиям.

4. Формируются инструменты, которые перекрывают дефицит бюджетного финансирования государством транспортной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.

5. Обеспечивается интенсивное развитие рыночной инфраструктуры, транспортного комплекса или жилищно-коммунального комплекса, а также реализация концессионных соглашений и проектов государственно-частного партнерства.

сз о

со £

гп Р сг

от А ш

Однако, на сегодняшний день, в соотношении с рынком корпоративных облигаций, инфраструктурные облигации составляют лишь 2,3%. Также стоит отметить, что объем инфраструктурных облигаций в России очень низкий и составляет лишь 1-2% от ВВП, тогда как в Китае в инфраструктурные облигации инвестируется около 10% от вВп. [10].

Такая низкая доля концессионных облигаций на рынке ценных бумаг России объясняется тем, что механизм ГЧП и концессионных соглашений в отечественной практике еще слабо развит. При этом, инвестиционно-привлекательные инфраструктурные проекты, чаще всего, сразу структурируют под кредитное финансирование, из-за чего выпуск под их залог инфраструктурных облигаций уже невозможен.

При анализе причин низкого развития рынка инфраструктурных облигаций в российской экономике можно выделить следующие характерные проблемы, среди которых [5; 9; 12]:

- отсутствие на уровне государства нормативно-правовой базы, которая бы юридически регулировала понятие «инфраструктурная облигация», из-за чего права и обязанности сторон размыты;

- ограниченный список целей, в рамках которых проводится эмиссия инфраструктурных облигаций;

- отсутствие требований, которые бы вынуждали раскрывать всю информацию о выпуске инфраструктурных облигаций на фазе реализации инфраструктурного проекта;

- отсутствие единого стандарта, который бы регулировал порядок действий при эмиссии инфраструктурных облигаций;

- высокие капитальные требования к реализации инфраструктурных проектов, что снижает инвестиционную привлекательность концессионных облигаций;

- длительные сроки реализации инфраструктурных проектов, из-за чего также снижается уровень инвестиционной привлекательности концессионных соглашений для частных инвестиций;

- отсутствие дополнительных налоговых льгот, которые бы стимулировали инвестиции на рынке инфраструктурных облигаций;

- неэффективные условия инвестирования в инфраструктурные облигации, что обусловлено конъюнктурой самого рынка;

- неэффективный существующий порядок присвоения рейтингов концессионным бондам. Отдельное внимание стоит уделить проблеме

влияния современных условий на развитие рынка инфраструктурных облигаций в 2022 году. Обусловлены они принятием новых экономических ^ санкций. Однако их влияние не прямое, а косвен-■I ное.

е Из-за того, что характеристикой инфраструк-й турных проектов является длительный срок их ° реализации, то соответственно процесс финансо-ав вого планирования и бюджетирования подвержен

более высокому негативному влиянию таких факторов, как нестабильность валютного курса российского рубля, включая его девальвацию, а также рост инфляции [6].

В 2022 году уже известно то, что уровень инфляции будет расти и это значительно повышает сметную стоимость большинства строительных работ. От их цены зависит эффективность реализации всего инфраструктурного проекта. Соответственно концессионные облигации, которые выпущены под данным проекты, будут для инвесторов убыточными, поскольку [7]:

- произойдет рост сметной стоимости строительных работ;

- финансовые вложения инвесторов не защищены от рисков девальвации рубля и роста инфляции;

- доходность инфраструктурных облигаций будет значительно ниже, чем средняя процентная ставка на финансовом рынке России, из-за чего инвестиции в те же ОФЗ будут финансово выгоднее.

Внедрение и развитие инфраструктурных облигаций в российской практике позволит решить основную задачу - обеспечить внебюджетное финансирование реализации инфраструктурных проектов государства в транспортном комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве [8].

Перспективы развития концессионных облигаций значительные, если будут решены основные проблемы, тормозящих их масштабирование и распространение, как популярного финансового инструмента и актива рынка ценных бумаг [11].

С целью стимулирования развития рынка инфраструктурных облигаций в экономике Российской Федерации необходимо рекомендовать следующие направления принятия действий и решений:

1. Создание финансового фонда, за счет средств которых будут предоставляться денежные субсидии под реализацию инфраструктурных проектов, выпускающих концессионные облигации.

2. Формирование пункта гарантии государством того, что в случае не реализации инфраструктурного проекта инвесторы концессионного соглашения получат обратно свои финансовые средства, равны номиналу инфраструктурной облигации.

3. Формирование пункта гарантии государством того, что в случае дефолта компании, которая занималась реализацией инфраструктурного проекта, инвесторы концессионного соглашения получат обратно свои финансовые средства, равны номиналу инфраструктурной облигации.

4. Создание пункта гарантии того, что сметная стоимость строительства при реализации инфраструктурного проекта не будет превышать запланированный показатель, чтобы инвесторы не понесли дополнительных убытков от ее увеличения.

5. Необходимо совершенствование ряда статей Федерального закона от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг», указания ЦБ РФ в части

включения инфраструктурных облигаций в Ломбардный список Банка России, установления единого порядка раскрытия информации эмитентами инфраструктурных облигаций.

6. Утверждение единой методологии выпуска инфраструктурных облигаций как для финансирования, так и для рефинансирования инфраструктурных проектов, что позволит упростить и сделать более «прозрачным» и процесс выпуска инфраструктурных облигаций.

7. Создание на Московской фондовой бирже специализированной площадке, где будут котироваться инфраструктурные облигации, что позволит сформировать условия для ведения биржевой торговли данным видом долговых ценных бумаг.

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы:

1. Инфраструктурные облигации в экономике Российской Федерации могут играть важную практическую роль. Их преимуществами выступает привлечение инвестиционных фондов и коммерческих банков к финансированию инфраструктурных проектов, стимулирование развития сектора государственно-частного партнерства и концессионных соглашений, а также обеспечение успешной модернизации объектов рыночной инфраструктуры, транспортного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства страны.

2. Причиной такой низкой доли концессионных облигаций на рынке ценных бумаг России объясняется тем, что механизмы ГЧП и концессионных соглашений в отечественной практике еще слабо развиты. При этом, инвестиционно-привлекательные инфраструктурные проекты, чаще всего, сразу структурируют под кредитное финансирование, из-за чего выпуск под их залог инфраструктурных облигаций уже невозможен. Отдельное внимание стоит уделить проблеме влияния современных условий на развитие рынка инфраструктурных облигаций в 2022 году. Обусловлены они принятием новых экономических санкций. Однако их влияние не прямое, а косвенное.

3. С целью перспектив развития рынка инфраструктурных облигаций необходимо решение наиболее актуальных проблем, среди которых отсутствие нормативно-правовой базы, ограниченный список целей эмиссии, отсутствие единого стандарта, отсутствие отраслевого ценового центра, высокие капитальные требования к реализации инфраструктурных проектов, длительные сроки реализации инфраструктурных проектов, отсутствие дополнительных налоговых льгот, неэффективные условия инвестирования в инфраструктурные облигации, а также неэффективный существующий порядок присвоения рейтингов концессионным бондам.

Литература

1. Гавриленко И.Г., Хакимов Т.М. Государственно-частное партнерство как инструмент повы-

шения инвестиционном привлекательности жилищно-коммунального хозяйства // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. № 4 (30). С. 116-127.

2. Аверкиева Е.С. Государственно-частное партнерство как институт стимулирования предпринимательской деятельности // JER. 2017. № 1.

3. Шелкунова Т.Г., Двадненко А.В. Роль государственно-частного партнерства в инфраструктуре России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 3-2.

4. Пешкова А.А. Анализ и развитие подходов к формированию и управлению государственно-частными партнерствами в России // Дискуссия. 2020. № 1 (98).

5. Тютюкина Е.Б., Тютюкина А.А. Развитие рынка инфраструктурных облигаций на современном этапе // Вестник Академии. 2020. № 1. С. 5866.

6. Комиссарова Д.А., Зубайдуллина Д.В. Перспективы использования инфраструктурных облигаций для финансирования проектов ГЧП // Вестник современных исследований. 2018. № 12.12 (27). С. 214-216.

7. Плотников А.В. Проектное финансирование с использованием инфраструктурных облигаций // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2019. № 1 (39). С.19-22.

8. Сучкова О.В. Перспективы использования инфраструктурных облигаций как инструмента долгового финансирования крупных инфраструктурных проектов в России // Вестник НГИЭИ. 2019. № 10 (101). С. 39-48.

9. Щербина Т.А. Проблемы использования инфраструктурных облигаций в России // Аллея науки. 2018. Т. 5. № 6 (22). С. 414-418.

10. Абрамян Г.А. Инфраструктурные облигации как инструмент привлечения инвестиций в регион и повышения конкурентоспособности его экономики // Социальные и экономические системы. 2020. № 5 (17). С. 180-190.

11. Никонорова А.Д. Инфраструктурные облигации: возможности и риски применения в России // Вектор экономики. 2020. № 6 (48). С. 53.

12. Сазыкина С.А. Инфраструктурные облигации: зарубежный опыт и риски применения в России // Научный результат. Экономические исследования. 2018. Т. 4. № 1. С. 94-98.

ANALYSIS OF THE INFRASTRUCTURE BONDS MARKET IN THE RUSSIAN FEDERATION

Averin N.S.1

Financial University under the Government of the Russian Federation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The scientific article presents the results of the analysis of trends in the development of the infrastructure bond market in the Russian Federation. The practical role of infrastructure bonds in the modernization of market infrastructure facilities of the Russian Federation is considered. The relevance of scientific research on the selected issue is due to the fact that the issue of infrastructure bonds in the

1 Supervisor: Kulikova E.I., Financial University under the Government of the Russian Federation.

C3

о

CO

от m Р от

от А

IE

implementation of public-private partnership projects ensures the achievement of the strategic goals of the state when modernizing market infrastructure. Within the framework of the article, the basics of implementing public-private partnership projects in the modernization of market infrastructure facilities of the Russian Federation were considered as the main factor contributing to the development of the infrastructure bond market. Theoretical aspects of the concept of "infrastructure bonds" were also considered, key differences between infrastructure bonds and corporate bonds were identified, actual problems and shortcomings that hinder the development of the infrastructure bond market in Russia were identified. Possible directions for improving the system of issuing and regulating infrastructure bonds are proposed, which would stimulate the prospects for their further development.

Keywords: infrastructure bonds; infrastructure bond market; public private partnership; market infrastructure; market infrastructure facilities; modernization of market infrastructure; concession bonds.

References

1. Gavrilenko Irina G.1, Khakimov Timur M. State-private partnership as a tool for increasing investment attractiveness of housing and communal services // FSBEI HE «Ufa State Petroleum Technological University», Ufa, Russian Federation. 2019. No 4 (30). P. 116-127.

2. Averkieva E.S. Public-private partnership as an institution for stimulating entrepreneurial activity // JER. 2017. No. 1.

3. Shelkunova T.G.1, Dvadnenko a.v. the role of public-private partnerships in the infrastructure of Russia // North Caucasus Mining and Metallurgical Institute, Russia, Vladikavkaz

4. Peshkova A.A., Analysis and development of approaches to the formation and management of public-private partnerships in Russia // Discussion. 2020. No. 1 (98).

5. Tyutyukina E.B., Tyutyukina A.A., Infrastructural bonds market development at the present stage // Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation. 2020. No 1. P. 58-66.

6. Komissarova D.A., Zubaidullina D.V. Prospects for the use of infrastructure bonds to finance PPP projects // Bulletin of Modern Research. 2018. No. 12.12 (27). pp. 214-216.

7. Plotnikov A.V. Project financing using infrastructure bonds // Theory and practice of service: economics, social sphere, technologies. 2019. No. 1 (39). pp. 19-22.

8. Suchkova O.V. Prospects for the use of infrastructure bonds as an instrument for debt fifnfncing of large infrastructure projects in Russia // Institute of Applied Economic Research, Moscow (Russian Federation) 2019. No 10 (101). P. 39-48.

9. Shcherbina T.A. Problems of using infrastructure bonds in Russia // Alley of Science. 2018. V. 5. No. 6 (22). pp. 414-418.

10. Abramyan G.A. Infrastructure bonds as a tool to attract investment in the region and increase the competitiveness of its economy // Social and economic systems. 2020. No. 5 (17). pp. 180190. 11.

11. Nikonorova A. D. Infrastructure bonds: opportunities and risks of application in Russia // Vector of Economics. 2020. No. 6 (48). P. 53.

12. Sazykina S.A. Infrastructure bonds: foreign experience and risks of application in Russia // Scientific result. Economic research. 2018. No. 1. S. 94-98.

a.

e

CM O)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.