Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ'

АНАЛИЗ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
745
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ / ГРУЗОПЕРЕВОЗКА / «АВТОПЕРЕВОЗКИ 4» / «4LOGIST» / «МЕГАЛОГИСТ» / INFORMATION TECHNOLOGY / INFORMATION SYSTEM / TRANSPORT COMPANY / CARGO TRANSPORTATION / “AUTOTRANSPORTATION 4” / “4LOGIST” / “MEGALOGIST”

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова Елена Юрьевна, Соловьев Никита Владимирович

В предложенной работе проводится анализ состояния бизнеса транспортных услуг в Российской Федерации, а также влияния конкуренции среди транспортных компаний на эффективность их работы. В статье дан также подробный анализ информационных технологий, применяемых на сегодняшний день в транспортной отрасли, и их влияние на повышение рыночной конкурентноспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE TRANSPORT COMPANIES’ INFORMATION SYSTEMS MARKET

The proposed work analyzes the state of the transport services business in the Russian Federation, as well as the impact of competition among transport companies on the efficiency of their work. The article also provides a detailed analysis of information technologies used today in the transport industry, and their impact on increasing market competitiveness.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ»

Борисова Елена Юрьевна1,

канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры Бизнес-Информатика

Соловьев Никита Владимирович2,

старший специалист

АНАЛИЗ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ

1 Северо-Западный институт управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы, г. Санкт-Петербург 2 ФКП « Управление Заказчика Капитального Строительства Министерства Обороны РФ, г. Санкт-Петербург

Аннотация. В предложенной работе проводится анализ состояния бизнеса транспортных услуг в Российской Федерации, а также влияния конкуренции среди транспортных компаний на эффективность их работы. В статье дан также подробный анализ информационных технологий, применяемых на сегодняшний день в транспортной отрасли, и их влияние на повышение рыночной конкурентноспособности. Ключевые слова: информационные технологии, информационная система, транспортная компания, грузоперевозка, «АвтоПеревозки 4», «4logist», «Мегалогист».

ANALYSIS OF THE TRANSPORT COMPANIES' INFORMATION

SYSTEMS MARKET

Abstract. The proposed work analyzes the state of the transport services business in the Russian Federation, as well as the impact of competition among transport companies on the efficiency of their work. The article also provides a detailed analysis of information technologies used today in the transport industry, and their impact on increasing market competitiveness. Keywords: information technology, information system, transport company, cargo transportation, "AutoTransportation 4", "4logist", "Megalogist".

Введение

В условиях рыночной экономики каждая организация вынуждена бороться с конкуренцией за существование на рынке, и одновременно эта борьба не должна оказывать существенное влияния на деятельность компании. В связи с этим становится очевидной необходимость перемен в управлении предприятием, в частности, осуществлении контроля и мониторинга над различными аспектами финансово-хозяйственной деятельно сти.

Транспортные компании оказывают существенное влияние на состояние и развитие экономики страны, в связи с чем представляют интерес для их изучения.

Основной задачей транспортных компаний в условиях высокой конкуренции на рынке является качественное обслуживание заказчиков по перевозке грузов. При этом должны соблюдаться сроки, установленные в договоре на оказание услуг, а услуги должны иметь стоимость ниже или такую же, как и у конкурентов. Таким образом, перед руководством компаний стоит задача разработки и принятия всех возможных мер для достижения высших позиций на рынке. - 1488 -

Материалы и методы

Эффективность деятельности любой организации во многом определяется качеством применяемого программного обеспечения, используемого в управлении. Качественная отлаженная работа программного обеспечения и применение информационных технологий позволяет предприятиям более оперативно вести свою деятельность, при этом затрачивая минимальное количество времени и трудовых ресурсов организации. Подтверждением повышения эффективности управления в различных областях народного хозяйства могут служить результаты, опубликованные в [1-14].

Транспортная отрасль на сегодняшний момент демонстрирует отрицательную динамику. За 2019 год объем коммерческих грузоперевозок уменьшился на 3,8%, при этом автомобильные перевозки уменьшились на 5,4% [15]. Для того, чтобы решить данную проблему и увеличить объем перевозок, следует внедрять научные подходы и новые технологии в отрасль.

В последнее время наблюдается активное применение информационных технологий в различных сферах жизнедеятельности человека, в том числе и на предприятиях.

На рисунке 1 представлены основные требования к информационной системе транспортного предприятия [16-19].

Функции информационной системы

ведение базы данных (запись, чтение, модификация, удаление)

хранение информации о заказах

хранение информации о перевозчиках

хранение информации о заказчиках

Рисунок 1 - Основные требования к информационной системе транспортного предприятия

Современный рынок информационных систем для автоматизации деятельности транспортных компаний достаточно большой. Рассмотрим те информационные системы, которые являются наиболее популярными, проанализировав их функциональные возможности.

1. Информационная система «АвтоПеревозки 4» представляет собой профессиональную компьютерную программу учета и управления работой парка собственной техники.

«АвтоПеревозки 4» позволяет производить учет по автотранспортной технике, выполненным работам, ремонтам и проведенным техническим осмотрам, горюче-смазочным материалам, контрагентам, осуществлять складской учет. Кроме того, система позволяет формировать и печатать путевые листы (также возможно использовать предыдущие данные); планировать технические осмотры; формировать и выдавать различного рода отчеты и сводки.

На рисунке 2 представлены основные преимущества данной информационной системы.

Рисунок 2 - Преимущества «АвтоПеревозки 4»

На рисунке 3 отражен интерфейс информационной системы «АвтоПеревозки 4».

Базируясь на рисунок 3, отметим, что эта информационная система имеет прозрачный интерфейс. Все функции, предлагаемые системой можно легко найти на ленте в меню.

Большинство сотрудников компаний при внедрении новых информационных систем испытывают трудности при освоении программного продукта. Чаще всего причиной этого является сложный интерфейс, неготовность сотрудников к освоению чего-то нового. В случае с рассматриваемой информационной системой такой проблемы удается избежать, так как интерфейс данной системы напоминает интерфейс Microsoft Office, что, безусловно, является преимуществом «АвтоПеревозки 4».

Стоимость базовой версии программного продукта без учета внедрения составляет 11-13 тыс. руб. Кроме того дополнительно предлагаются модуль для ведения

Рисунок 3 - Формирование отчета в программе «АвтоПеревозки 4»

складского учета, а также модуль планирования технического обслуживания и учета ремонта. Базовая стоимость дополнительных модулей составляет 4 тыс. руб.

2. «4logist» представляет собой облачное решение для транспортной и логистической компании. Программа предназначена для работы с автомобильными, железнодорожными, морскими, авиа и мультимодальными перевозками.

Для работы в программе имеются шесть блоков: запросы, заказы, клиенты, перевозчики, отчеты, документы.

На рисунке 4 представлена работа в системе в блоке «Заказы».

Русский @ УШ -—" ■ © СО

в* Запросы щ Клиенты о В Перевозчики Отчеты Ш 0 Документы Установки

Заказы ^ Рейсы та Полученные сч юта Платежи Произведенные плат ежи Статус грузов Расч. зарплаты Календарь

О ID: О Рейсы; О Сортировка:

Номер договора

Статус Статус

, Порвдсж По у&ыванс

X Очистить

Заказы: 3 Грузь

Статус заказа Дата заказа Клиент

Планируемый 2019-02-13 JSC SUM AJiaos

Планируемый 3019-02-13 ООО Metel invest

Планируемым 2016-07-17 ООО Stoä tratf

S Рейсы:

Размеры

Маршруты 11-28 RU Санкт

[ Статус ' ] +■ Изменить статуе + XML выгруЗ*Л

Вес: 26.7 Объем: 70.5 Сумма фрахта: 2372.33 EUR Сумма прибыли:

Фрахт Прибыль Пользователь Перевозчики Документы

100 ООО 571 33 Андрей ООО Mesa trani

iUB EUR Ссвзлбй ■ 800 EUR

(UT2342 f ) О

+ E*<sel 772.33 EU FL

12-05 1000 EUR 200 EUR

07-18 RU. Тоньпти - 0719 RU. Мосш 07-18 RU. Тоньяти - 0719 RU. Бухарест 11 -28 SY. Минск - 12-05 B£. Брюссель

1 EUR Тест

ООО Mega tra -800 EUR (LT2342 I )

Тест Перевозчик

(ABl I) О

Тест Перевозчик (ABl I) О

Счет клиенту 6 1000 EUR 2019 0213

ЦТ. 8<Ю EUR. 2013-03-75

Договоры:

Зэяекд клн«мто <201в-12-29> Заяекз поромгтжу (2013-12-29)

Рисунок 4 - Работа в блоке «Заказы» - 1491 -

Исходя из анализа рисунка 4, можно сделать вывод, что система имеет свой индивидуальный интерфейс, при этом, что немаловажно, рабочая область не перенасыщена информацией, что позволяет пользователю за минимальное время выполнить стоящую перед ним задачу.

Внедрение «4logist» на предприятие позволит упорядочить, а также оптимизировать все процессы, которые связаны с транспортно- логистической деятельностью; необходимые документы по перевозкам можно будет оформлять в автоматическом режиме, что позволит сэкономить время сотрудников компании и минимизировать вероятность ошибки при заполнении документации. Деятельность компании всегда будет легко проанализировать, получив необходимые отчеты в онлайн-режиме.

Анализ отзывов пользователей системы позволил сделать вывод, что «4logist» успешно используется многими компаниями и успешно автоматизирует их деятельность.

Для безопасности в системе используются HTTPS/SSL, удаленные сервера, AWS, распределения уровня доступа, выделенный IP-адрес.

Для выбора наиболее оптимального тарифного плана на сайте разработчика системы имеется онлайн-калькулятор, который позволяет произвести расчет на основе данных о количестве пользователей и типа оплаты. В случае годовой оплаты стоимость программного продукта составит 1021 руб. за пользователя.

3. Программа «Мегалогист» позволяет создавать задания на перевозку, планировать маршруты в ручном и автоматическом режиме, контролировать выполнение рейсов в онлайн-режиме, проводить анализ показателей деятельности предприятия и рентабельности доставки груза.

«Мегалогист» встраивается в программу 1С компании и позволяет логистам и водителям работать в единой среде.

Основным преимуществом системы является автоматическое планирование маршрутов. Данная возможность появилась благодаря интеграции «Мегалогист» с сервисом ведущего разработчика для автоматического планирования маршрутов magenta technology. На рисунке 5 представлены возможности, которые предоставляет данное решение.

Как и у «4logist», на сайте «Мегалогист» представлен онлайн-калькулятор для расчета стоимости лицензии на программный продукт. При этом расчет стоимости идет таким образом, что достаточно указать текущее или предполагаемое количество заказов в месяц, на основе этого будет рассчитана стоимость лицензии.

Разработчик отмечает, что лицензия на «Мегалогист» оплачивается один раз и не имеет ограничения на количество пользователей, количество заказов и срок действия. Анализ отзывов пользователей системы позволил выявить следующие положительные моменты внедрения: происходит сокращение транспортных расходов на 25-30%; увеличивается производительность работы в 1,5-2 раза; повышается клиентский сервис и качество доставки; возможность анализировать и проводить оптимизацию работы службы доставки.

Возможности интеграции

Строить оптимальный маршрут следования для каждой из машин в автоматическом режиме

Учитывать желаемые окна доставки

Планировать маршруты по гео-зонам

Учитывать грузоподъемность и вместимость машин, подбирать машины в зависимости от заказа

Применять различные стратегии оптимизации доставки

Учитывать в планировании доставки заказов, заборы у поставщиков, возвраты

Рисунок 5. Возможности интеграции «Мегалогист» и magenta technology

На рисунке 6 представлен пример работы системы «Мегалогист». Приведенный рисунок позволяет сделать вывод, что система позволяет пользователю наглядно отслеживать доставку грузов, однако стоит отметить, что система имеет достаточно сложный интерфейс, который обусловлен широкими функциональными возможностями системы.

Задания на поставку

Ш

с®

-V

О

Прибыл Коигрan

— г

И01 301» 21 00 J1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 ООООС 2MB выполняю

Э Мцшрупча м

01 г* 01 2019 20 12

Маршрут»«» шки 0000026ЭЭ Выг

Рисунок 6 - Мониторинг и диспетчеризация рейсов в «Мегалогист»

Результаты

В ходе анализа рассмотренных систем можно сделать вывод, что системы обладают огромной мощностью обработки информации и широчайшими возможностями. Наиболее интересной представляется система «Мегалогист». Несмотря на высокую стоимость, сложный интерфейс, система полностью отвечает требованиям большинства транспортных компаний. Однако отметим, что все представленные системы абсолютно разные, как и основные цели их внедрения.

Для первой системы, скорее всего, не потребуется обучение персонала, т.к. интерфейс будет знакомым для большинства. Вторая система имеет индивидуальный, но прозрачный интерфейс, предоставляя при этом широкие возможности. Последняя система является более совершенной, имеющей более широкие возможности, однако не каждой компании данные возможности окажутся необходимыми. В связи с этим компаниям необходимо выбирать систему в соответствии с задачами компании и индивидуальными предпочтениями.

На сегодняшний день применение в деятельности транспортных компаний информационных систем явилось решением многих существующих до этого проблем. Применение информационной системы на предприятиях транспортной отрасли позволит добиться следующих преимуществ:

- доставка груза заказчикам будет осуществлять за минимальное время;

- заказы станет возможно отслеживать;

- документооборот станет автоматизированным;

- вероятность ошибки при заполнении накладных, при осуществлении расчетов станет минимальна и приближена к нулю

- принимаемые руководством управленческие решения станут объективными, что позволит нести меньше финансовых потерь;

- у сотрудников появится больше времени на выполнение задач, которые на данный момент не представляется возможным осуществить с помощью информационной системы;

- повысится оперативность обработки информации.

Таким образом, внедрение новых технологий в работу транспортных компаний позволит получать им выгодные заказы и оправдать доверие заказчиков.

На основе результатов проведенного анализа была спроектирована и внедрена в работу компании ООО «Свитип» информационная система «Транспортно-логистическая компания».

Анализ предприятия позволил выявить структуру автоматизированной системы управления, представленную на рисунке 7.

Транспортная компания

Админи

-

Владелец

Заказчик

Рисунок 7 - Структура управления транспортно-логистическим предприятием - 1494 -

Подсистема «Администратор» реализует следующие функции: создание и просмотр рейсов, назначение водителя на рейс, контроль за исполнением рейса водителем, взаимодействие с заказчиком грузоперевозки, вносение в систему всей необходимой информации о рейсе, заказчике и характере груза и так далее.

Подсистема «Владелец» реализует вышеописанные функции, а также

анализировать статистику по выполняемым рейсам не только отдельно по каждому водителю или автомобилю, но и по всем автомобилям компании.

Подсистема «Водитель» реализует следующие функции: просмотр актуальной информации о свободных рейсах, возможность выбора одного из них; просмотр информации о предстоящих и выполненных рейсах, назначенных водителю; возможность изменения статуса рейса; общение с администратором, а так же с другими водителями.

Подсистема «Клиент» позволяет рассчитать приблизительную стоимость грузоперевозки, заполнив информацию о грузе, отправить в систему заявку на оформление грузоперевозки.

Подсистема «Грузы» реализует статистическую анализ всех количественных показателей компании.

Внедрение этой системы в работу компании позволило повысить доходы ООО на 20-25 процентов и сократить издержки на 30 процентов, что подтверждает влияние информационных систем на повышение конкурентноспособности компаний на рынке транспортно-логистических услуг.

Обсуждение и выводы

Использование информационных технологий позволяет организациям автоматизировать большинство процессов, на которые еще несколько лет назад приходилось выделять огромные человеческие ресурсы.

Информационные технологии, появившиеся в транспортной отрасли, позволяют добиться не только получения максимальной прибыли, но и минимальных издержек.

Таким образом, внедрение информационных систем в деятельность транспортных компаний представляет стратегическую ценность.

Список использованных источников

1. Лавлинский В.В., Лыков С.И., Лыков А.И., Обоимова В.Ю. Анализ методов оценки поставщиков товаров, использующих транспортные логистические компании //Моделирование систем и процессов. 2017. Т. 10. № 4. С. 43-49.

2. Волкова А.В., Гнездова Ю.В. Транспортные компании и причины их выбора //Перспективные направления научных исследований. сборник статей по материалам IV ежегодной научно-практической конференции. 2018. С. 63-67.

3. Моргунов Л.В., Курлаев Г.А., Никишин В.В., Кравченко Н.А. Как снизить транспортные расходы компании или оптимизация логистики. // Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации. сборник статей XXXIII Международной научно-практической конференции. 2019. С. 133-135. - 1495 -

4. Виноградов П.Н., Буров Н.Н. Влияние интернет-технологий на развитие логистических операций в малом бизнесе //Повышение управленческого, экономического, социального и инновационно-технического потенциала предприятий, отраслей и народно-хозяйственных комплексов. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Ф.Е. Удалова, В.В. Бондаренко. 2018. С. 31-34.

5. Зубков С.А., Евлаев А.Н. Транспортная отрасль в государственных планах цифровизации российской экономики //Управление развитием крупномасштабных систем mlsd'2019. Материалы двенадцатой международной конференции Научное электронное издание. Под общей ред. С.Н. Васильева, А.Д. Цвиркуна. 2019. С. 677-678.

6. Исмаилова Ф.Н. Транспортная отрасль как приоритет развития экономики региона //Вестник научных конференций. 2020. № 3-2 (55). С. 86-87.

7. Спешилова Н.В., Шарипова К.Р. Транспортная отрасль и грузоперевозки в россии: анализ состояния и тенденции развития в условиях цифровизации // Актуальные исследования. 2020. № 10-1 (13). С. 30-33.

8. РублеваА.А.,РублеваП.А.Цифровизациясистемуправлениятранспортными перевозками //Вопросы устойчивого развития общества. 2020. № 8. С. 261-264.

9. Романская В.А. Цифровизация транспортной отрасли российской федерации //Теории, школы и концепции устойчивого развития науки в современных условиях. сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2020. С. 89-91.

10. Белов Н.И., Чабанова Е.В. Совершенствование информационных систем и технологий в транспортной отрасли в условиях цифровой экономики //Актуальные проблемы и перспективы развития системы отраслевого транспортного образования. сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. Казань, 2020. С. 9-15.

11. Федорова М.Ю., Кропачева Н.Ю. Introduction of Mathematical Methods in Teaching Humanities Students. //Материалы 2-й Международной конференции по образованию, науке и социальному развитию (ESSD 2019), г. Чанша, Китай, 20-21 Июля 2019 г. Стр. 88-91.

12. Борисова Е.Ю., Гец О.В., Процик И.И. Автоматизация рассылки отчетов из аналитических приложений на платформе QlikView // Государство и бизнес: современные проблемы экономики: материалы XI международной научно-практической конференции, апрель 2019 СПб: Изд-во СЗИУ РАНХиГС, 2019

13. Байрамова С. С., Евдонин Г. А., Котов А. И. Модель избирательной кампании. //Управленческое консультирование . № 3 . 2017 c.115-124.

14. Каменева В.А., Маслова Ю.А., Ульзетуева Д.Д. Формализация процесса проектирования. Моделирование процесса проектирования сверхмалых космических аппаратов //Государство и бизнес. Современные проблемы экономики. материалы X Международной научно-практической конференции.

Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ. 2018. С. 238-245.

15. Обзор отрасли грузоперевозок в России. URL: https://ru.investinrussia.com/ data/file/ey-freight-transportaüon-survey-2018.pdf (дата обращения: 21.03.2020).

16. Авдеев Д. И. Внедрение информационных технологий в организацию смешанных перевозок грузов // Инновационная наука. 2017. №7. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-informatsionnyh-tehnologiy-v-organizatsiyu-smeshannyh-perevozok-gruzov (дата обращения: 21.03.2020).

17. Кулиев М. А. Современный рынок транспортных услуг России: проблемы и перспективы развития // Наука, техника и образование. 2017. №28 (38). URL: https:// cyberlenmka.ra/artide/n/sovremennyy-rynok-transportnyh-uslug-rossii-problemy-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 21.03.2020).

18. Шакирова Е. В., Будалов В. А. Информационная система для транспортных компаний // Актуальные проблемы современной науки. Изд-во: ООО «Издательство «Спутник+» (Москва). - №3, 2015. С. 319-320

19. Шепелин Г. И., Дубовик А. Ю. Современная проблематика информационных технологий в логистике // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-problematika-informatsionnyh-tehnologiy-v-logistike (дата обращения: 21.03.2020).

Дзюба Андрей Александрович,

студент кафедры Экономическая безопасность Матвеев Владимир Владимирович,

докт. техн. наук, канд. экон. наук, профессор кафедры Экономическая безопасность

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

г. Санкт-Петербург

Аннотация. Обоснован методологический подход к оценке экономической безопасности социально-экономических систем. Рассмотрен параметрический метод оценки экономической безопасности. Установлены критерии классификации бизнеса по количеству работников и годовому доходу. Проанализирована система оценки малого и среднего бизнеса с использованием «Индекса ОПОРЫ RSBI (Russia Small Business Index)». RSBI, разработанной Общероссийской общественной организацией «ОПОРА РОССИИ» совместно с Промсвязьбанком. Систематизированы критерии RSBI. Приведена динамика индекса RSBI в период коронавируса. Представлены фактические и ожидаемые значения компонент RSBI.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.