Научная статья на тему 'Анализ рынка и конкурентоспособность горошка зеленого консервированного, реализуемого в Г. О. Самара'

Анализ рынка и конкурентоспособность горошка зеленого консервированного, реализуемого в Г. О. Самара Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
970
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОШЕК ЗЕЛЕНЫЙ КОНСЕРВИРОВАННЫЙ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / РЫНОК / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Насырова Ю. Г., Киселева М. Ю.

В статье приведены данные маркетингового исследования предпочтений потребителей данного вида овощных консервов и рассчитана конкурентоспособность наиболее востребованных торговых марок горошка зеленого консервированного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ рынка и конкурентоспособность горошка зеленого консервированного, реализуемого в Г. О. Самара»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

УДК 339.13

Ю.Г.Насырова

канд. биол. наук, доцент ФГБОУ ВО Самарская ГСХА,

г.о.Самара, РФ E-mail: [email protected] М.Ю.Киселева

к.с.-х. наук, доцент ФГБОУ ВО Самарская ГСХА,

г.о.Самара, РФ E-mail: [email protected]

АНАЛИЗ РЫНКА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ГОРОШКА ЗЕЛЕНОГО КОНСЕРВИРОВАННОГО, РЕАЛИЗУЕМОГО В г.о. САМАРА

Аннотация

В статье приведены данные маркетингового исследования предпочтений потребителей данного вида овощных консервов и рассчитана конкурентоспособность наиболее востребованных торговых марок горошка зеленого консервированного.

Ключевые слова

Горошек зеленый консервированный, потребитель, рынок, конкурентоспособность.

Производство и поставка на потребительский рынок овощных консервов имеют большое значение для населения, поскольку в значительной степени позволяют сократить затраты труда и времени на приготовление их в домашних условиях. Кроме того, использование современных технологий в консервной промышленности дает возможность вырабатывать высококачественную продукцию в широком ассортименте и удовлетворять разнообразные растущие потребности населения. Следует отметить, что овощные консервы богаты витаминами и минеральными веществами, в частности, потребление зеленого горошка снижает вероятность возникновения инфаркта, развития гипертонии и онкологии [4]. Таким образом, выбранное направление исследования имеет актуальное и практическое значение, целью которого является проведение маркетингового исследования рынка и изучение конкурентоспособности горошка зеленого консервированного, реализуемого в г.о. Самара.

Маркетинговые исследования - это форма бизнес-исследования и направление прикладной социологии, которое фокусируется на понимании поведения, желаний и предпочтений потребителей, конкурентов и рынков в диктуемой рынком экономике. Это комплексное понятие включает все виды исследовательской деятельности: систематический сбор информации, фиксацию и анализ данных по проблемам, стоящим перед исследователем [1, с. 12].

Маркетинговые исследования проводились в г.о. Самара с целью выявления потребностей потребителя, изучения их мнения о качестве и ассортименте горошка зеленого консервированного. Для этого была разработана анкета и было опрошено 100 респондентов, средний возраст которых составлял 25-55 лет.

Горошек зеленый консервированный предпочитают все опрошенные респонденты. И поэтому частота приобретения данной продукции была следующей: 40% потребителей покупают горошек зеленый консервированный реже одного раза в месяц; 30% опрошенных - один раз в месяц; 14% респондентов - один раз в две недели; 10% - один раз в неделю; 6% - три-четыре раза в неделю. Наиболее предпочитаемыми для потребителей оказались торговые марки горошка зеленого консервированного «Грин Рей» (30%), «6 соток» (18%), «Огородников» (16%), «Грядка удачи» (13%), «ЕКО» (9%), «Bonduelle» - 8%, «Globus» - 4% и 2% респондентов не обращают внимание на торговую марку продукта. При выборе горошка зеленого консервированного потребители, прежде всего, руководствуются ценой - 38%; обращают внимание на производителя или торговую марку - 21%, пользуются опытом предыдущих покупок и рекомендациями продавца по 15% опрашиваемых, 11% при покупке обращают внимание на рекомендации друзей и знакомых. В основном потребители покупают горошек зеленый высшего сорта - 72%, первого сорта - 25% и второго сорта - 3%. Наибольшее предпочтения потребители отдают потребительской таре горошка зеленого

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

консервированного, масса нетто которой составляет 425 г (72%) в меньшей степени 200 г (18%) и масса нетто 425 г - 10%. Большая часть потребителей готовы платить за потребительскую тару горошка зеленого консервированного массой нетто 425 г от 50 до 60 руб. - 72%, 50 руб. - 18%, более 60 руб. - 8% и для 2% респондентов цена не имеет значения. Реклама продукта влияет более чем на половину опрошенных, а именно на 63 человека, что составляет 63% от общего числа респондентов.

Таким образом, можно сделать вывод, что в основном респонденты предпочитают горошек зеленый консервированный высшего сорта в потребительской таре 425 г по цене от 50 до 60 руб. При этом приобретают его в по 1 или 2 банки за одну покупку, руководствуясь ценой и обращая внимание на производителя или торговую марку. Наиболее предпочитаемая потребителями торговая марка горошка зеленого консервированного «Грин Рей».

По результатам маркетинговых исследований для расчета конкурентоспособности был отобран горошек зеленый консервированный 5 торговых марок: «Грин Рей» (изготовитель ООО «Техада», Россия, Краснодарский край, станица Павловская); «6 соток» (изготовитель ООО«Агроинвест», Россия, КРБ, Урванский район); «Огородников» (изготовитель ООО «Кубанский консервный комбинат», Россия, Краснодарский край, Калининский район); «Грядка удачи» (изготовитель ЗАО «Полтавские консервы», Российская Федерация, Краснодарский край, Красноармейский р-н); «ЕКО» (изготовитель ООО «Славянский консервный комбинат», Россия, Краснодарский край, Славянский район).

Конкурентоспособность горошка зеленого консервированного определялась путем расчета комплексного показателя качества и интегрального (с учетом стоимости продукции).

Квалиметрический подход к оценке конкурентоспособности основан на сравнении качества товаров с качеством эталонных образцов (базовой моделью) или качеством товаров конкурентов [3, с. 24]. В качестве базовой модели использован гипотетический (идеальный образец) горошка зеленого консервированного, обладающий наиболее высокими потребительскими свойствами и соответствует требованиям ГОСТ Р 540502010 «Консервы натуральные. Горошек зеленый. Технические условия» [2] со средней ценой в данном сегменте.

При покупке горошка зеленого консервированного для потребителя имеют значение следующие показатели: внешний вид, цвет, вкус и запах, консистенция, качество заливочной жидкости, массовая доля горошка от массы нетто консервов, массовая доля хлоридов. Из этих показателей составлена номенклатура показателей конкурентоспособности, установлены средние значения весомости для потребителей (табл.1).

Таблица 1

Показатели конкурентоспособности горошка зеленого консервированного

Показатели конкурентоспособности Горошек зеленый консервированный торговых марок

«Грин Рэй» «ЕКО» «6 соток» «Огородников» «Грядка удачи»

Комплексный показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам 0,99 0,90 0,98 1,07 0,69

Комплексный экономический показатель конкурентоспособности 0,87 0,93 1,12 1,02 1,06

Интегральный показатель конкурентоспособности 1,14 0,97 0,88 1,05 0,65

Анализ таблицы показал, что конкурентоспособность горошка зеленого консервированного торговых марок «Огородников» и «Грин Рэй» больше 1, что свидетельствует о высоком уровне их конкурентоспособности. Наибольшей конкурентоспособностью характеризуется торговая марка «Грин Рэй (К=1,14), что обусловлено достаточно высокими потребительскими свойствами и ценой, близкой к средней, сложившейся на рынке. Также высокий уровень конкурентоспособности имеет горошек зеленый консервированный торговой марки «Огородников» (К=1,05), главным образом, за счет высоких потребительских свойств. Низкое значение интегрального показателя конкурентоспособности, меньше 1, было получено для горошка зеленого консервированного торговых марок «Грядка удачи» (К=0,65), «6 соток» (К=0,88), «ЕКО» (К=0,97). Снижение конкурентоспособности обусловлено более высокой ценой реализации

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

по сравнению с другими исследованными торговыми марками горошка зеленого консервированного и недостаточно высокими потребительскими свойствами.

Таким образом, наибольшей конкурентоспособностью обладает горошек зеленый консервированный торговой марки «Грин Рэй». Это то соотношение цены и качества к которому стремится потребитель.

Список использованной литературы:

1. Голубков, Е. П. Маркетинговые исследования: методология и практика [Текст] / Е. П. Голубков. - М.: Издательство «Феникс», 2009. - 89 с.

2. ГОСТ Р 54050-2010. Консервы натуральные. Горошек зеленый. Технические условия [Текст]. - Введ. 2012-01-01 - М.: Издательство стандартов, - 2012. - 16 с.

3. Еремеева, Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг [Текст] / Н. В. Еремеева, С. Л. Калачев. -М.: КолоС, 2006. - 402 с.

4. Маркетинговые исследования и конкурентоспособность рынка консервированного зеленого горошка, реализуемого в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elib.bsu.bu/bitstream/123456789/48920/1/avseenko

© Насырова Ю.Г., Киселева М.Ю., 2016

УДК 336.717

Д.В. Нехайчук

д.э.н., профессор КФУ им. В.И. Вернадского г. Симферополь, Российская Федерация Т.С. Челебиджанова магистрант КФУ им. В.И. Вернадского г. Симферополь, Российская Федерация

ОБ ОЦЕНОЧНЫХ ОПЕРАЦИЯХ ЗАЛОГОВОГО ИМУЩЕСТВА

Аннотация

В статье рассмотрены основные применяемые подходы к оценке залогового имущества. Определена роль залога в системе кредитования через обоснование залоговой стоимости. Подготовлены рекомендации по совершенствованию процесса оценки залогового имущества с учетом международных стандартов оценки.

Ключевые слова

оценка залога, затратный подход, рыночный подход, доходный метод, система кредитования, стандарты

оценки.

Важным финансово-экономическим инструментом рыночной экономики, обеспечивающим надежную защиту интересов кредитора, является залог. По мере углубления рыночных отношений в России сфера применения залога постепенно расширяется. Однако в условиях затянувшегося экономического кризиса, значительно возрастает опасность неисполнения должниками своих обязательств, хотя неплатежеспособность и недобросовестность их возможна и при стабильной экономике. Именно поэтому вопросы определения стоимости залога, в качестве основы для возмещения убытков от кредитных операций банков, сейчас чрезвычайно актуальны.

С активизацией рынка оценочных услуг, вопросам оценки имущества уделяют пристальное внимание В. Архипов, В. Галасюк, Г. Гриджук, И. Гохберг. Из иностранных авторов можно выделить А. Грязнова, А. Григорьева, Фридмана Дж., Харрисона Г.

Однако следует указать на отсутствие комплексных исследований по вопросам оценки стоимости различных видов залога, в том числе специфических - финансовых инструментов, интеллектуальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.