DOI 10.47576/2949-1878_2023_3_115 УДК 338.47
АНАЛИЗ РЫНКА ГРУЗОПЕРЕВОЗОК В РОССИИ
Тропынина Наталья Евгеньевна,
кандидат экономических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: Natalya_e@mail.ru
Куликова Оксана Михайловна,
кандидат технических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: fotooksana@yandex.ru
Аксенова Валерия Константиновна,
магистрант, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: ValeriaAks@yandex. ru
В статье рассмотрена ситуация в динамике на рынке автомобильных перевозок. Изучены основные показатели рынка и факторы, влияющие на отрасль. Проведен анализ распределения сил компаний на рынке.
Ключевые слова: рынок грузоперевозок; структура рынка автомобильных грузоперевозок; перевозка грузов; грузооборот; доля рынка.
UDC 338.47
ANALYSIS OF THE CARGO TRANSPORTATION MARKET
IN RUSSIA
Tropynina Natalya Evgenievna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, St. Petersburg, Russia, e-mail: Natalya_e@mail. ru
Kulikova Oksana Mikhailovna,
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, St. Petersburg, Russia, e-mail: fotooksana@yandex. ru
Aksenova Valeria Konstantinovna,
master student, St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, St. Petersburg, Russia, e-mail: ValeriaAks@yandex.ru
The article considers the situation in dynamics in the road transport market. The main indicators of the market and the factors influencing the industry are studied. The analysis of distribution of forces of the companies in the market is carried out.
Keywords: freight market; structure of the road freight transportation market; transportation of goods; cargo turnover; market share.
Транспортно-логистическая система играет важную роль в модернизации и совершенствовании экономики Российской Федерации в связи с огромной площадью территории страны и большими расстояниями между центрами производства и потребления. Основу грузовых перевозок в России составляют три ключевых вида транспорта: два магистральных (с дальними расстояниями транспортировки грузов и большими объемами грузооборота) - трубопроводный и желез-
нодорожный, и один пригородный (с малыми средними расстояниями и большим тоннажем) - автомобильный.
Структуру перевозки грузов по видам транспорта в динамике представим на рис. 1. В 2000-2022 гг. структура перевозок грузов несколько поменялась - доля автомобильного транспорта сократилась на 7 %, а доля железнодорожного, наоборот, увеличилась на 5 %.
Рисунок 1 - Структура грузоперевозок по видам транспорта за 2000 и 2022 гг.
К преимуществам автомобильного транспорта можно отнести его доступность и мобильность. Однако существует ряд ограничений, которые тормозят развитие автомобильных грузоперевозок, среди которых неразвитость дорожной инфраструктуры и большое число устаревших предприятий транспорта, действующих еще с советского времени. Расширение сети автомобильных дорог и увеличение количества грузовых автомобилей не в полной мере способствуют увеличению объемов перевозимых грузов. Автомобильные перевозки конкурентоспособны в первую очередь на более коротких расстояниях, а железнодорожный и воздушный транспорт чаще используются при дальних перевозках. Для обеспечения конкуренции на рынке необходимо проводить
постоянный мониторинг состояния конкуренции и оценивать степень монополизации рыночной власти [8].
Российский рынок автомобильных грузовых перевозок характеризуется невысокой долей коммерческих перевозок. Большая часть грузов транспортируется предприятиями для собственных нужд, а перевозки на коммерческой основе составляют лишь около четверти объема перевезенных грузов и половины грузооборота [2-7].
Для анализа показателей перевозки грузов и грузооборота рассмотрим определения и методологию расчета данных показателей, используемые Росстатом (приказ Росстата от 31.12.2020 № 874).
Перевозки грузов автомобильным транспортом - количество грузов в тоннах, пере-
везенных автомобильным транспортом, включающее суммарные объемы, выполненные по дорогам общего пользования грузо-перевозящими автомобилями (грузовыми, пикапами и фургонами на шасси легковых автомобилей) и автоприцепами [1].
Грузооборот автомобильного транспорта - объем выполненной работы при перевозке грузов с учетом расстояния перевозки. Определяется в тонно-километрах путем умножения веса перевезенного груза (включая груз, перевезенный на автоприцепах) за каждую ездку на расстояние поездки с последующим суммированием произведений по всем поездкам [1].
В объемы перевозок и грузооборот не включаются:
- перевозки нетоварного характера (например, очистка территории от бытового мусора, снега);
- перевозки почты и периодической печати;
- технологические перевозки грузов, осуществляемые без выезда на дороги общего пользования (в пределах территории отчитывающейся организации);
- внутрихозяйственные, внутризаводские, внутриобъектные, внутрикарьерные, внутри-построечные перевозки;
- перевозки грузов на автомобилях, сданных в аренду (в том числе финансовую);
- осуществление перевозок с использованием автомобильного транспорта при обслуживании линий связи и электропередач, трубопроводов, на научно-изыскательских, геологоразведочных и других работах, при которых автомобильные перевозки носят вспомогательный характер.
Перевозки грузов и грузооборот автомобильного транспорта, выполненные на коммерческой основе, включают объемы, выполненные юридическими лицами (кроме микропредприятий) и индивидуальными предпринимателями всех видов экономической деятельности, охваченных статистическим наблюдением, а также оценку объемов перевозочной деятельности, ненаблюдаемых прямыми статистическими методами, полученную по результатам дорасчета [1].
Источниками информации для определения объемов коммерческих перевозок грузов и грузооборота автомобильного транспорта являются агрегированные данные следую-
щих форм федерального статистического наблюдения. Общий объем коммерческих перевозок грузов и грузооборот автомобильного транспорта на коммерческой основе включает объемы, выполненные юридическими лицами (кроме микропредприятий) и индивидуальными предпринимателями, с учетом дорасчета объемов, ненаблюдаемых прямыми статистическими методами.
^общ — ^КС ^лп — ^нп — Удоист' ^ ^ = Скс + + °ип + , (2)
где:
- общий объем коммерческих перевозок грузов (коммерческий грузооборот) автомобильного транспорта;
- объем коммерческих перевозок грузов (коммерческий грузооборот) организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства;
- объем коммерческих перевозок грузов (коммерческий грузооборот) малых предприятий, кроме микропредприятий;
- объем коммерческих перевозок грузов (коммерческий грузооборот) индивидуальных предпринимателей;
идораеч{и дорасч)
- объем коммерческих перевозок грузов (коммерческий грузооборот), ненаблюдаемый прямыми статистическими методами.
Расчет коммерческого грузооборота выполняется в целом по всем категориям хозяйствующих субъектов по формуле:
где:
^иащк! ~~ общий коммерческий грузооборот за отчетный месяц (к) текущего года (1);
~~ общий объем коммерческих перевозок грузов за отчетный месяц (к) текущего года
Ц>би:1и - средняя дальность перевозки одной тонны груза на коммерческой основе за отчетный месяц (к) текущего года
В 2022 г., по данным Федеральной службы государственной статистики, было перевезено автомобильным транспортом 5 490 512 тыс. тонн, из них коммерческие 1 519 871 тыс. тонн. Грузооборот общий составил 285 133 млн тонно-км, в том числе на коммерческой основе 167 825 млн тонно-км. Грузооборот коммерческих перевозок в динамике представлен в табл. 1.
Таблица 1 - Грузооборот коммерческих перевозок в 2019-2022 гг., по данным Росстата
2019, млн тонно-км 2020, млн тонно-км 2021, млн тонно-км 2022, млн тонно-км
январь 9 899 10 167 10 417 11 472
февраль 10 683 10 957 11 426 12 313
март 13 089 12 180 13 586 14 254
апрель 12 834 11 467 13 009 13 503
май 12 731 11 720 13 027 13 561
июнь 13 050 11 945 13 358 14 040
июль 13 386 13 665 14 064 14 669
август 13 250 13 857 14 079 14 797
сентябрь 13 152 13 790 14 125 14 765
октябрь 13 389 13 307 14 457 15 051
ноябрь 12 934 13 225 14 130 14 830
декабрь 13 474 13 591 14 570 15 260
Итого 151 871 149 869 160 248 168 515
В 2020 г. виден небольшой спад грузооборота, связанный с пандемией. Однако в 2021 г. ситуация существенно улучшилась даже по сравнению с доковидным периодом. Наблюдается стабильный рост показателя в последние два года.
Более высокая доля в грузообороте по сравнению с объемом перевозок свидетельствует о более высокой средней дальности
коммерческих перевозок. Это, в свою очередь, позволяет сделать вывод о том, что коммерческие перевозки имеют конкурентное преимущество при перевозках в междугороднем и международном сообщении.
Динамика коммерческих перевозок в 2019-2022 гг. по месяцам представлена в табл. 2.
Таблица 2 - Перевозка грузов коммерческими перевозчиками в 2019-2022 гг., по данным Росстата
2019, тыс. тонн 2020, тыс. тонн 2021, тыс. тонн 2022, тыс. тонн
январь 104 747 104 918 94 523 98 301
февраль 105 987 115 949 99 962 104 598
март 124 892 124 410 121 631 121 359
апрель 123 693 108 182 119 459 120 653
май 126 547 112 363 125 625 127 886
июнь 131 160 114 857 132 522 135 835
июль 138 286 129 398 138 157 141 473
август 136 593 131 967 136 426 140 655
сентябрь 133 789 132 467 131 395 136 620
октябрь 138 703 125 181 129 778 135 280
ноябрь 127 557 121 222 123 944 130 293
декабрь 133 939 122 663 126 918 131 270
Итого 1 525 891 1 443 577 1 480 339 1 524 223
Из таблицы видно существенное снижение тоннажа в 2020 г., обусловленное пандемией коронавирусной инфекции. В 2021 г. ситуация стала выравниваться. Карантинные ограничения, вводимые в условиях пандемии, усложнили деятельность логистических операторов. Особенно заметно это сказалось на работе портов и таможни, оформление товаров стало занимать больше времени. Кроме того, в результате приостановления деятельности многих организаций во время режима «нерабочих оплачиваемых дней», а также по причине сокращения доходов россиян (а
значит, и платежеспособного спроса), наблюдалось снижение количества перевозимых грузов. Стоит отметить, что в период самоизоляции рост популярности электронной торговли позволил сдержать отечественный рынок грузоперевозок от большего спада.
В 2022 г. ситуация осложнилась политическими событиями и наложением санкций. Из-за роста цен на топливо и невозможности приобретения автозапчастей отрасль понесла убытки и вероятность банкротства менее устойчивых компаний. Однако многие грузо-перевозчики смогли наладить свою работу -
использование более сложных логистических цепочек для международных доставок, развитие восточного направления, переход на малогабаритные и экспресс перевозки.
Государство также оказывает меры поддержки логистическим компаниям:
- Утвержден перечень товаров для параллельного импорта, в который включены автомобили, запчасти и комплектующие.
- Автоперевозчики могут получить кредит по льготной ставке. Для организаций, занятых в области пассажирских автоперевозок, предусмотрены кредитные каникулы.
- Временно отменен весогабаритный контроль для автоперевозчиков, которые перевозят продукты питания, лекарства и товары первой необходимости.
- До 2023 г. Минтранс не будет поднимать тарифы для грузового транспорта на систему «Платон».
Важным показателем, характеризующим рынок грузоперевозок, является возраст транспортных средств. Представим количество зарегистрированных автомобилей и возрастную структуру в табл. 3.
Таблица 3 - Количество зарегистрированных автомобилей и их возрастная структура, тыс. шт.,
по данным Росстата
2010 г. 2015 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.
Грузовые автомобили - всего 5 414 6 230 6 540 6 564 6 664
из них: грузовые автомобили, находящиеся в собственности граждан 2 950 3 789 4 039 3 988 3 963
Грузовые автомобили - всего 100 % 100 % 100 % 100 % 100 %
в том числе находящиеся в эксплуатации, лет:
до 5 17,0 19,9 21,9 23,8 26,0
5.1-10 19,0 18,8 17,4 17,3 17,1
более 10 64,0 61,3 60,7 58,9 56,9
Из данной таблицы видно, что большая часть зарегистрированных автомобилей (59,5 %) приходится на физических лиц - индивидуальных предпринимателей, самозанятых. Возрастная структура показывает, что средний возраст ТС превышает 10 лет в 57 % случаев. Несмотря на положительную динамику до 2021 г., в 2022 г. объем парка грузовых машин, зарегистрированных организациями, составляет 2,62 млн ед. по состоянию на конец первого полугодия 2022 г.
В структуре парка грузовых автомобилей в России больше всего машин, изготовленных ранее 2013 г. Таких грузовиков числится в объеме 1,9 млн ед. На машины, произведенные в 2013 г., приходится 112 805 ед., а третья по численности возрастная группа -грузовики, изготовленные в 2021 г. - 98 337 ед. Объем российского рынка новых грузовых автомобилей по итогам сентября 2022 г. составил 7248 единиц, что на 13,5 % меньше, чем за тот же месяц прошлого года. Что каса -ется итогов 9 месяцев 2022 г., то за этот период объем российского рынка новых грузовых автомобилей составил 58,7 тыс. единиц - на 19,2 % меньше, чем в январе - сентябре про -шлого года.
Таким образом, можно предположить, что в 2022 г. количество ТС возрастом до пяти лет уменьшилось, а средний возраст техники вырос. Это связано с дефицитом грузовых автомобилей и запчастей, связанным с введенными санкциями, а также с существенным ростом цен.
Дефицит на рынке импортных грузовиков подтверждает структура продаж грузовиков по странам производства в 2022 г. Лидером рынка грузовиков остается отечественная марка KAMAZ, доля которой увеличилась до 37,1 % (в 2021 г. она составляла 34 %). Из 10 марок-лидеров на рынке, 4 марки являются отечественными и 6 марок представляют КНР.
Одним из основных факторов, оказывающих негативное влияние на отрасль автоперевозок, является изменение цен на топливо. С 2019 по 2022 г. цены на дизельное топливо выросли на 24 %, бензин АИ-92 на 8,6 %, АИ-95 на 11 %. Динамика изменения цен на топливо представлена на рис. 2.
На повышение стоимости перевозок также повлияла система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользова-
Рисунок 2 - Динамика стоимости топлива за литр, руб.
ния федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т - «Платон», которая функционирует с 15 ноября 2015 г. Тариф в 2015 г. составлял 1,53 руб./км, в 2022 г. - 2,54 руб./км, что выше первоначального тарифа на 40 %. В данной системе на 15.12.2022 зарегистрировано 759 тыс. гру-зоперевозчиков (1 718 175 ТС), из них 69 % физических лиц, 24 % юридических лиц, 7 % ИП. За все время действия системы в дорожный фонд было собрано 79,2 млрд рублей, которые направляются на обеспечение поддержания автомобильных дорог, финансирование строительно-ремонтных работ и улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры.
Таким образом, пандемия коронавирусной инфекции и политическая ситуация оказали существенное влияние на рынок автомобильных грузоперевозок, а именно сильно подорожали транспортировочные услуги, увеличился средний возраст ТС, в структуре в основном представлены отечественные марки и КНР.
На рынке автомобильных перевозок работают различные по структуре, масштабу и виду оказываемых услуг компании. Одни являются частью компаний розничной торговли и входят в крупные промышленные и аграрные холдинги. Другие представляют собой транспортно-логистических операто-
ров, часть из которых специализируются на перевозке сборных или комплектных грузов. Третьи оказывают комплексные логистические услуги. Публичные компании практически не представлены на российском рынке, а большинство перевозчиков - это физические лица и микропредприятия.
Рассмотрим данные грузоперевозок, представленные Росстатом в статистическом сборнике, в табл. 4.
Согласно данным Росстата за 2021 г., 13 % общего объема перевезенных грузов было доставлено индивидуальными предпринимателями, 27 % перевезено организациями без учета малого предпринимательства.
Касательно грузооборота, ситуация выглядит следующим образом: грузооборот индивидуальных предпринимателей составил 36,7 % от общего, грузооборот организаций -65,3 %.
Средняя дальность перевозки грузов автотранспортом - расстояние, на которое перевозится в среднем одна тонна грузов. Определяется делением грузооборота в тонно-километрах на объем перевозок грузов в тоннах. Из таблицы видно, что на протяжении 11 лет средняя дальность перевозок на коммерческой основе увеличивается, особенно быстрыми темпами растет показатель по организациям, следовательно, увеличиваются затраты на перевозку и потребность в увеличении автопарка. У индивидуальных пред-
2010 2015 2019 2020 2021
Перевезено грузов - всего,млнт 5236,4 5356,7 5735,3 5404,7 5490,5
е тем числе на коммерческой основе из них: 15692 15423 15259 1443,6 14S03
прелприним ат елями! физическими лицамгф 123,2 129)6 165,6 156,6 184,8
орт аниз алиями всех видов экономической деятельности (без субъектов малого прелвдиним ательег ва) 439,7 378,5 4133 406,8 403,5
Грлтлнин»рот- всего. мтрл т .км 199,3 247 Д 275(4 271,8 285,3
в том числе на коммерческой основе 93 J0 120,7 1519 1499 1602
из него выполнено:
прелприним ат елями l физическими 37 6 42,7 53,7 49,6 58,8
лицами)
орг аниз алиями всех видов экономической деятельности (без субъектов малого прелщиним ательст ва) 329 403 84,4 952 104,6
Средняя дальность перевозки одноё тонны гщ~за - всего. км зад 46,1 4S,0 503 52,0
в том числе на коммерческой основе 59,3 783 99.5 103,8 1082
из нее:
пре-лприним ат елями (физическими лицамхф 305,1 3293 324,4 317,0 3183
орт аниз алиями всех видов экономической деятельности (без субъектов малого пк дгшиы ательег ва) 749 127,7 2043 2339 2593
Таблица 4 - Показатели перевозки грузов в динамике за 2010-2021 гг., по данным Росстата
принимателей, напротив, с 2019 г. наблюдается сокращение дальности перевозок.
Для понимания ситуации рынка автомобильных грузоперевозок по компаниям и распределения сил на рынке рассчитаем и проанализируем некоторые показатели рынка.
Объем рынка автомобильных грузоперевозок в стоимостном выражении по оценкам SBS Consulting на 2020 г. приведен на рис. 3. Наблюдается стабильный рост объема грузоперевозок, с 2010 по 2020 гг. произошло повышение в 2,3 раза.
¡010 iöll iOli ШЭ rtlA /01S ZUIfr Í017 ¡OH) 201S MÍO
Рисунок 3 - Объем рынка коммерческих автомобильных грузоперевозок в стоимостном выражении,
по данным SBS Consulting, млрд руб.
Если в 20220 г. стоимость составила 861 000 млн руб., а перевезено груза было 1443,6 млн тонн, стоимость перевозки 1 млн тонн равна 596,42 млн руб., учитывая инфля-
цию 2021 г. на уровне 8,4 получим стоимость 644,14 млн руб. Объем рынка в 2021 г. составил 953 330 млн руб. Инфляция в 2022 г. находилась на среднем уровне 11,06 %. Тогда
перевозка 1 млн тонн составит 675,82 млн руб. Прогнозный объем рынка на 2022 г. в тоннах составит 1513 млн тонн, значит, в стоимостном выражении - 1 022 670 млн руб. С учетом инфляции выше прогнозных значе-
ний в 4 % расчетные показатели ненамного выше показателей, представленных в исследовании рынка компанией SBS Consulting (рис. 4).
™ ■ 771 I I ■ »I I ■ «7 ■ ■ 11"
20 15 2016 291/ ШИЛ ¡019 ЗМО 2021 1022 2<У21 ПОЛ ЗОИ
Рисунок 4 - Прогноз рынка коммерческих грузоперевозок по данным SBS, млрд руб.
Исходя из рассчитанного объема рын- зоперевозок крайне фрагментирован, будут
ка, рассчитаем рыночные доли крупнейших рассматриваться 17 организаций с наиболь-
компаний отрасли, результаты представим шей долей рынка. в табл. 5. Так как рынок автомобильных гру-
Таблица 5 - Рыночные доли крупнейших компаний на рынке коммерческих автомобильных грузоперевозок
Организация Выручка, млн руб., 2021 г Доля рынка, 2021 г
ООО «Газпромнефть - Снабжение» 37 120 3,89 %
ООО «ДМ» 36 256 3,80 %
ООО «Агро-Авто» 31 365 3,29 %
ООО «ИТЕКО РОССИЯ» 25 558 2,68 %
ООО «ДЛ-Транс» 17 695 1,86 %
ООО «АВТОТРАНС» 14 527 1,52 %
ООО «ОВЕРСАИЗ КОНСАЛТ» 12 530 1,31 %
ООО «Норильский промышленный транспорт» 12 473 1,31 %
ООО «МОНОПОЛИЯ» 9693 1,02 %
ЗАО «БРИДЖТАУН ФУДС» 8688 0,91 %
ООО «ФРИО ЛОГИСТИК» 8635 0,91 %
ООО «ВЕСТЕРН ПЕТРОЛЕУМ ТРАНСПОРТЭИШН» 7917 0,83 %
ООО «Автоколонна 2015» 7620 0,80 %
ООО «СИЛЬВА» 7202 0,76 %
ООО «КВТ-РУС» 7098 0,74 %
ООО «ДЖИИКСО ЛОДЖИСТИКС» 6723 0,71 %
АО «ЛОРРИ» 6652 0,70 %
Сумма долей по крупнейшим игрокам на рынке составила 27,04 %. Дальнейшие предприятия рассматриваться не будут ввиду незначительных долей на рынке. Физические лица, ИП и субъекты малого предпринимательства занимают большую долю рынка и могут быть представлены на крупнейшем агрегаторе Ати.су, на котором зарегистрировано 324 919 участников.
В результате проведенного анализа было выявлено: доля автомобильных перевозок в
общей структуре сократилась за последние 22 года и составила 67 %. Рынок автомобильных грузовых перевозок характеризуется невысокой долей коммерческих перевозок. Большая часть грузов транспортируется предприятиями для собственных нужд, а перевозки на коммерческой основе составляют лишь около четверти объема перевезенных грузов и половины грузооборота. Рассмотрев показатели грузоперевозок в динамике, отметим, что показатели грузооборота и
тоннажа стабильно растут в течение двух лет, после спада, связанного с пандемией. Проанализировав количество и возрастную структуру автомобилей, отметим, что 60 % грузовых автомобилей зарегистрировано на физических лиц, а средний возраст ТС пре-
Список литературы_
вышает 10 лет в 57 % случаев. Структура рынка автоперевозок неоднородна, большую часть рынка занимают субъекты малого предпринимательства и индивидуальные предприниматели, доля крупнейших компаний на рынке составляет 27 %.
1. Приказ Росстата от 31.12.2020 № 874 «Об утверждении официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об общем объеме коммерческой перевозочной деятельности грузового автомобильного транспорта». Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Анализ рынка автомобильных грузовых перевозок в России в 2017-2021 гг., прогноз на 2022-2026 гг. Перспективы рынка в условиях санкций. Исследовательское агентство BusinesStat, 2021.
3. Анализ рынка автотранспортных грузоперевозок в России. SBS Consulting, 2021.
4. Грузовые перевозки в России: обзор текущей статистики. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики, 2019.
5. Транспорт в России. 2022: стат. сб. / Росстат. Т 65. М., 2022. 101 с.
6. Транспорт России. Информационно-статистический бюллетень январь-декабрь 2020 года. Министерство Транспорта Российской Федерации, 2021.
7. Транспорт России. Информационно-статистический бюллетень, 2022 Министерство Транспорта Российской Федерации.
8. Тропынина Н. Е. Особенности применения индикаторов интенсивности конкуренции для оценки степени монополизации рыночной власти // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 4 (46). С. 91-97.
References _
1. Order of Rosstat No. 874 dated 31.12.2020 «On approval of the official statistical methodology for the formation of official statistical information on the total volume of commercial transportation activities of road freight transport». Access from the ConsultantPlus legal reference system.
2. Analysis of the road freight transportation market in Russia in 2017-2021, forecast for 2022-2026. Market prospects in the context of sanctions. Businessstat Research Agency, 2021.
3. Analysis of the road freight transportation market in Russia. SBS Consulting, 2021.
4. Cargo transportation in Russia: overview of current statistics. Bulletin on current trends in the Russian economy, 2019.
5. Transport in Russia. 2022: stat. sat. /Rosstat. T 65. M., 2022. 101 p.
6. Transport of Russia. Information and statistical Bulletin January-December 2020. Ministry of Transport of the Russian Federation, 2021.
7. Transport of Russia. Information and Statistical Bulletin, 2022 Ministry of Transport of the Russian Federation.
8. Tropynina N. E. Features of the use of indicators of the intensity of competition to assess the degree of monopolization of market power. Innovative economy: prospects for development and improvement. 2020. No. 4 (46). Pp. 91-97.