Научная статья на тему 'Анализ рынка электронной торговли потребительскими товарами'

Анализ рынка электронной торговли потребительскими товарами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
444
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENES / АНАЛИЗ РЫНКА / ANALYSIS OF THE MARKET / ELECTRONIC TRADING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дыганова Рената Рафаилевна

В статье проводится анализ количественных и качественных показателей конкурентоспособности предприятий электронной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE MARKET OF ELECTRONIC TRADING

The analysis of quantitative and quality indicators of competitiveness in the market of electronic trading is provided in article.

Текст научной работы на тему «Анализ рынка электронной торговли потребительскими товарами»

УДК 339.371.5

АНАЛИЗ РЫНКА ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМИ

ТОВАРАМИ

Дыганова Р.Р., КИ (ф-л) РЭУ им. Г.В. Плеханова, ассистент, dyganova-renata@rambler.ru

В статье проводится анализ количественных и качественных показателей конкурентоспособности предприятий электронной торговли.

Ключевые слова: электронная торговля, конкурентоспособность, анализ рынка.

Электронная торговля потребительскими товарами - это динамично развивающаяся отрасль во всем мире. Благодаря активному распространению широкополосного доступа к сети Интернет перед компаниями сектора розничной торговли открываются совершенно новые рынки. Тем не менее рынок электронной торговли потребительскими товарами в России является слаборазвитым по сравнению с западноевропейским или североамериканским. Это обуславливается значением показателя объема реализации потребительских товаров на рынке электронной коммерции в общем объеме розничной торговли, который по итогам 2013 года составил 2%. Соответственно в США и Великобритании данный показатель составляет более 10%, а в Китае, Франции, Германии около 5% (рис.1).

Рис.1. Объем электронной торговли потребительскими товарами в общем объеме розничной торговли в разных странах [ 1]

125

По данным исследования аналитического агентства Data Insight за последние три года рынок электронной торговли потребительскими товарами вырос почти в 2 раза и по итогам 2013 года его общий объем достиг 520 млрд руб., превысив на 28% показатель 2012 года (405 млрд. руб.). Средний темп роста рынка составляет 30% и по прогнозам аналитиков указанной компании такая динамика сохранится в ближайшие 3 года. Аналитики компании Data Insight утверждают, что такая положительная динамика сохраняется в основном благодаря изменениям валютных курсов, а не ростом численности уникальных покупателей и увеличением объема продаж. Схематично изобразить состояние и тенденции развития российского рынка электронной торговли потребительскими товарами можно следующим образом (рис.2):

1166

897

690 1

520 1

405 320 1

200 0 ■ ■■■■■■ 2010 год2011 год 2012 год2013 год2014 год2015 год2016 год

Рис.2. Объемы реализации рынка электронной торговли потребительскими товарами,

млрд руб [2]

Структуру товарных групп интернет магазинов можно классифицировать по различным направлениям, таким как средняя стоимость заказа, средний объем реализации, среднее количество уникальных посетителей и т.д. Значение этих показателей отражает эффективность деятельности и конкурентоспособность не только самой товарной группы, но и интернет-магазинов, входящих в ее

126

состав. Приведем результаты анализа основных показателей эффективности деятельности интернет-сегментов по товарным группам.

Средняя стоимость заказа на российском рынке электронной торговли потребительскими товарами в 2013 году составила менее 2800 рублей. Причем в зависимости от сегмента эта сумма варьируется от 550 до 8700 рублей (табл. 1).

Таблица 1. Средняя стоимость заказа по товарным группам на рынке электронной коммерции

Средняя cтoимocть

№ Тoвapнaя ^упта oднoи токупки (выпoлнeннoгo зaкaзa),

Товары и оборудование для дома (мебель, предметы

1 интерьера, хозяйственные товары, бытовая химия, посуда)и сада 8700

2 Одежда и обувь 3750

3 Спортивные товары 2500

4 Бытовая техника и электроника 2300

5 Товары для детей 2300

6 Товары по уходу, косметика, парфюмерия 1700

7 Смешанный ассортимент 1000

8 Книги 550

Представленное выше распределение стоимостей заказов между товарными группами свидетельствует о пропорциональном распределении себестоимости между категориями товаров, входящих в соответствующие группы. Например, средняя стоимость предметов интерьера и мебели будет выше средней стоимости книг не только на рынке электронной коммерции, но и в обычных розничных магазинах [3].

Среднее количество уникальных посетителей по товарной группе и средний объем реализации потребительских товаров являются количественными показателями эффективности деятель-

127

ности электронной торговли потребительскими товарами. Уникальный посетитель - это потенциальный покупатель, который посетил сайт продавца в течение определенного времени. Чаще всего за такой период принимается один день. При повторном заходе этого потенциального покупателя на сайт продавца в течение этого дня посещение не будет учитываться в качестве уникального. Значительное количество уникальных посетителей является одним из главных показателей эффективности деятельности предприятия электронной торговли и оказывает существенное влияние на гудвилл компании при её реализации.

Далее представим средний объем реализации и среднее количество посетителей по товарным группам на основании данных, представленных аналитическим агентством Data Insight по 30 крупнейшим интернет-магазинам, реализующим потребительские товары (табл. 2).

Таблица 2. Анализ количественных показателей эффективности деятельности интернет-магазинов

№ п/п Товарная группа Средний объем выручки, млн руб Средний количество уникальных посетителей, тыс. человек

1 Авто-товары 11600 4516

2 Одежда и обувь 7390 3764

3 Бытовая техника и электроника 6137,5 3214

4 Смешанный ассортимент 5176,4 2700

5 Товары и оборудование для дома (мебель, предметы интерьера, хозяйственные товары, бытовая химия, посуда)и сада 2880 1950

Исходя из таблицы 2 видно лидирующее положение товарной категории авто-товары по объемам реализации, однако такие показатели у данной товарной группы были получены не благодаря

128

привлечению новой клиентуры, а за счет более высокого значения средней стоимости товаров. Наиболее универсальными категориями среди представленных товарных групп являются одежда и обувь и бытовая техника и электроника, которые нацелены не только на расширение своей деятельности за счет роста средней цены реализации, но и в результате привлечения новой клиентской базы.

Оценивая уровень конкурентоспособности на предприятиях электронной торговли необходимо отметить, что данная оценка может проводиться как по количественным, так и по качественным показателям. Среди количественных выделяют прибыль от реализации, выручки и т.д., среди качественных географию поставок, способы оплаты, способы доставки. Далее проанализируем соотношение количественных и качественных показателей пяти наиболее крупных по объемам реализации интернет-магазинов на основании данных рейтинга за 2013 год. В данном рейтинге принимали участие как товарное производство, так и сфера услуг (табл. 3) .

Таблица 3. Экономическая характеристика интернет-магазинов

Наимено- Катего- Сред Ско- Удоб- Удоб- Спо- Спо- Итого-

вание рия няя рость ство ство собы собы вый

магазина вы- за- выбо- оформ- до- опла- индекс

ручка груз- ра ления став- ты юзаби-

за ки това- заказа ки заказа лити

ме- сайта, ра заказа

сяц, с сред-

млн. ний

руб балл

Rgd.ru Авиа-

ж/д би- 4400 0,1 0,5 0,5 - 0,2 0,5

леты

Aeroflot.ru Авиа-

ж/д би- 3750 0,2 0,6 0,5 - 0,2 0,5

леты

Ulmart.ru БТиЭ 3308 0,4 0,8 0,8 1 0,6 0,7

Citilink.ru БТиЭ 2307 0,3 0,9 1 1 0,8 0,8

Existe.ru Автозап- 2280 0,1 0,3 0,5 0,7 0,8 0,5

части

129

Исходя из таблицы можно сделать вывод о том, что несмотря на наибольшие значения абсолютного показателя выручки интернет-магазинов Rgd.ru и Aeroflot.ru по качественным показателям лидируют магазины Ulmart.ru и Citilink.ru, поскольку предлагают наибольшее количество способов оплаты, доставки товаров и другие удобства совершения покупок на сайте продавца. В результате этого итоговый индекс юзабилити (ссылка отражающий удобство использования программного обеспечения сайта) достиг наибольших значений, среди представленных магазинов, где значение показателя составляет 0,7 и 0,8 балла соответственно [ 4].

Paccмaтривaя вoпрoc o6 урoвнe кoнцeнтрaции м инocтрaн-ньге рынкax элeктрoннoй кoммeрции, в кaчecтвe примeрa мoжнo привecти CШA, гдe нa 10 крупнeйшиx элeктрoнныx мaгaзинoв приxoдитcя 52% oт oбщeгo oбъeмa рынкa элeктрoннoй тoргoвли, из кoтoрыx 25% приxoдитcя нa дoлю крупнeйшeгo интeрнeт-мeгaмaркeтa мирa Amazon.com. Для cрaвнeния в Poccии нa 10 крупнeйшиx интeрнeт-мaгaзинoв приxoдитcя тoлькo 18% oбщeгo oбъeмa рынкa элeктрoннoй кoммeрции, из кoтoрыx крупнeйший среди интернет-магазинов по реализации потребительских товаров в физическом сегменте пo oбъeмaм выручки мaгaзин Ulmart.ru зaнимaeт лишь 3%. Это cвидeтeльcтвуeт o нaличии низ^й кoнцeнтрaции рынкa в Poccии и обратной ситуации для рынка электронной коммерции CŒA. Схематично это можно изобразить следующим образом (ри^ 3 и 4).

Ж 18 18 ■ 10

M

m крупнейших

82 i интернет-

w магазинов

Pnc 3 Cтруктурa ринга элeктрoннoй кoммeрции нo урoвню кoнцeнтрaции в PoccHH

130

_, 10 крупнейших интернет-магазинов

_ остальные интернет магазины

Рис. 4. Структура рынка электронной коммерции по уровню концентрации в США

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

• Рынок электронной торговли потребительскими товарами привлекает иностранных инвесторов для вложения своих средств с целью развития этого рынка. Однако, в ближайшее время предполагается увеличение доли существующих интернет-магазинов в результате процессов слияний и поглощений.

• Наличие на рынке электронной коммерции представителей естественных монополий, таких как Rgd.ru и АегоАо^ш, реализующих свою деятельность как традиционным способом, так и с использованием интернет-ресурсов предполагает их присутствие на верхних строчках рейтинга по объемам реализации за счет постоянного повышения цен и изменения валютных курсов. В тоже время возможности естественных монополий позволяют пренебрегать качеством оказываемых услуг, таких как скорость загрузки сайта, удобство выбора товара, удобство оформления заказа и т.д. при приобретении товаров с использованием интернет-ресурсов.

• Проникновение на рынок электронной коммерции мультиб-рендов, достигших глобальных размеров в традиционной торговле за счет заполнения определенной рыночной ниши, увеличивают концентрацию рынка электронной коммерции по сравнению с чисто электронными магазинами.

131

Источники

1. http://web.snauka.ru/issues/2013/10/26760

2. http://www.datainsight.ru/sites/default/files/DataInsight_Virin-Ovchinnikov_Rif-2014_ecommerce.pdf

3. http://my.enter.ru/community/press/blog/2014/06/23/топ-30-интернет-ритейлеров-россии-по-онлайн-выручке-в-2013-году

4. http://oborot.ru/article/686/24

Information

Dyganova R.R.

ANALYSIS OF THE MARKET OF ELECTRONIC TRADING

The analysis of quantitative and quality indicators of competitiveness in the market of electronic trading is provided in article.

Keywords: electronic trading, competitivenes, analysis of the market.

Дата поступления 05.03.2015.

132

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.