тических работников к управленческой деятельности представлен в табл.3.
Таблица 3
Выраженность показателей личностного компонента
Показатель личностного компонента Уровень выраженности, балл
Управленческие способности 2,52
Качества руководителя АО 2,45
Стиль управления 1,63
Данные анализа свидетельствуют, что управленческие способности и качества руководителя личностного компонента представлены на высоком уровне, при этом стиль управления имеет низкий уровень выраженности.
Заключение
Таким образом, изучение общепсихологической составляющей готовности к управлению выявило недостаточный уровень сформи-
рованности определенных показателей, необходимых для управленческой деятельности. Во-первых, у фармацевтических работников нет выраженного желания осуществлять управленческую деятельность. Во-вторых, проявляется неуверенность в своих распорядительных качествах. На основе проведенного исследования возможна разработка конкретных научно-методических рекомендаций для организации управленческой деятельности в аптечных организациях. Также данные рекомендации могут быть полезны фармацевтическим работникам и будущим специалистам для повышения их конкурентоспособности на рынке труда, преподавателям для повышения качества профессиональной подготовки специалистов фармацевтической отрасли.
Сведения об авторах статьи: Алексеева Ксения Сергеевна - аспирант кафедры управления и экономики фармации с курсом фармации ИПДО ФГБОУ ВО ЯГМУ Минздрава России. Адрес: 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, 81. Тел./факс: 8(4852)72-56-33. Соколова Ольга Вячеславовна - к.фарм.н., доцент кафедры управления и экономики фармации с курсом фармации ИПДО ФГБОУ ВО ЯГМУ Минздрава России. Адрес: 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, 81. Тел./факс: 8(4852)72-56-33. E-mail: sova293@yandex.ru.
Лаврентьева Лариса Ивановна - д.фарм.н., доцент, зав. кафедрой управления и экономики фармации с курсом фармации ИПДО ФГБОУ ВО ЯГМУ Минздрава России. Адрес: 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, 81. Тел./факс: 8(4852)72-56-33. E-mail: lavl2004@mail.ru.
ЛИТЕРАТУРА
1. Веснин, В. Р. Менеджмент: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2006. - 504 с.
2. Волчанский, М.Е. Образ идеального специалиста-провизора в представлении студентов фармацевтического факультета / М.Е. Волчанский, А.К. Брель, В.В. Болучевская, Е.А. Клочкова // Бюллетень сибирской медицины. - 2011. - №5. - С.126-130.
3. Карпов, А.В. Психология менеджмента. - М: Гардарики, 2005. - 588 с.
4. Крупнова, И.В. Методическое обоснование оптимизации требований к фармацевтическому персоналу аптечных организаций: автореф. дис. ... канд. фармац. наук. - Пермь, 2009. - 25 с.
5. Михайлова, Е.А. Изучение особенностей труда руководителей аптечных организаций [Электронный ресурс] / Е.А. Михайлова, Н.И. Гаврилина // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №3. URL: www.science-education.ru/109-9220.
6. Соколова, К.С. Разработка компонентов готовности к управленческой деятельности фармацевтических работников [Электронный ресурс] / К.С. Соколова, Л.И. Лаврентьева, О.В Соколова // Медицинская психология в России. - 2013. - №4 (21). - URL: http://www.mprj .ru
7. Управленческие роли руководителей аптечных организаций на региональном уровне [Электронный ресурс]/ О.В. Соколова [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - N° 3. - С.630. - URL: http://www.science-education.ru/123-19774.
8. Шаленкова, Е.В. Анализ лояльности фармацевтического персонала аптечной организации / Е.В. Шаленкова, С.В. Петрова, С.В. Кононова, Д.Е. Баринов, Д.Х. Шакирова // Медицинский альманах. - 2011. - №1. - С.220-222.
УДК 615.15
© А.Р. Бадакшанов, А.С. Крензель, 2016
А.Р. Бадакшанов, А.С. Крензель АНАЛИЗ РЫНКА АТИПИЧНЫХ НЕЙРОЛЕПТИКОВ И ИХ ОСНОВНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Уфа
Целью работы явилось проведение анализа рынка атипичных нейролептиков и их основных потребителей в Оренбургской области. Объектами исследования явились оперативно-статистическая отчетность профильных организаций, осуществляющих лечение и реабилитацию больных шизофренией. В работе использовались системный, логический и маркетинговый методы анализа.
Динамика заболеваемости шизофренией и профиль пациентов из года в год остаются неизменными. Количество койко-дней в среднем вырастает на 10% и, соответственно, увеличивается бюджетная нагрузка на оказание помощи пациентам с шизофренией. Об этом свидетельствуют данные маркетингового анализа закупаемых атипичных нейролептиков, показывающие увеличение закупок на 73%, что обуславливает превышение количества выбывших больных над впервые госпитализированными. Однако наблюдается сохранение на одном уровне повторных госпитализаций пациентов с шизофренией, что может быть напрямую связано с меньшим в 2 раза количеством закупаемых атипичных нейролептиков в амбулаторном
сегменте рынка Оренбургской области. Таким образом, основная бюджетная нагрузка по лечению больных шизофренией ложится на стационары.
Ключевые слова: шизофрения, атипичный нейролептик, потребитель.
A.R. Badakshanov, A.S. Krenzel MARKET ANALYSIS OF ATYPICAL ANTIPSYCHOTICS AND THEIR MAIN CONSUMERS IN THE ORENBURG REGION
The purpose of the work was to conduct market analysis of atypical antipsychotic drugs and their main consumers in the Orenburg region. The object of the study was the operational-statistical reports of relevant organizations engaged in treatment and rehabilitation of patients with schizophrenia. We used systematic, logical, and marketing analysis techniques.
Dynamics of the incidence of schizophrenia and patients profile remain unchanged from year to year. The number of bed-days increased by 10%, with subsequent increase of budget burden for rendering medical care for patients with schizophrenia. This can be proved by market analysis of atypical neuroleptics, showing an increase by 73%, which results in the exceeding number of retired patients over the number of hospitalizations. However, there was a persistence at the same level of readmissions of patients with schizophrenia, it can be directly connected with less than 2 times number of purchased atypical neuroleptics in out-hospital segment of Orenburg region market. Thus, the main budget burden falls on inpatient care.
Key words: schizophrenia, atypical neuroleptics, consumer.
Психические заболевания являются актуальной проблемой общественного здравоохранения России с учетом многообразия их взаимно пересекающихся и взаимосвязанных клинических, гуманитарных и социально-экономических последствий [3].
Шизофрения - одно из наиболее распространенных психических расстройств, характеризуемых сочетанием продуктивной и негативной симптоматик, поведенческих и когнитивных нарушений. Это заболевание приводит к неблагоприятным социальным и экономическим последствиям. Данные проведенных исследований показывают значительное для общества в России экономическое бремя, обусловленное заболеваемостью шизофренией. До 40% психиатрического бюджета страны уходит на лечение больных шизофренией, что составляет 0,5% ВВП страны [2,3].
Для шизофрении характерны хроническое течение заболевания или течение с частыми обострениями, нарастающие изменения личности и высокий уровень инвалидиза-ции (до 40% больных шизофренией) [3]. В Оренбургской области 79% зарегистрированных пациентов с шизофренией являются гражданами трудоспособного возраста, что обуславливает важность постоянного улучшения качества помощи больным с психическими заболеваниями. Одним из основных
При этом количество койко-дней, проведенных пациентами с шизофренией в ста-
фармакотерапевтических средств в лечении шизофрении является применение атипичных нейролептиков.
Целью данной работы стало проведение анализа рынка атипичных нейролептиков и их основных потребителей в Оренбургской области. Материал и методы Объектами исследования явились оперативно-статистическая отчетность профильных психиатрических медицинских организаций Оренбургской области, осуществляющих лечение и реабилитацию больных с шизофренией, а также данные портала государственных закупок и базы «Аудит государственных и муниципальных закупок лекарственных средств в РФ». В работе использовались системный, логический и маркетинговый методы анализа. Результаты и обсуждение Как показали результаты исследования оперативно-статистической отчетности психиатрических больниц Оренбургской области, общее количество больных, поступивших в психиатрические стационары Оренбургской области в 2011, 2012 и 2013 гг., составило соответственно 6108, 6092 и 6155 человек, из которых 33% - это пациенты с шизофренией. Показатели общего количества госпитализаций и пациентов с шизофренией из года в год остаются неизменными (рис. 1).
■ Общее количество больных поступивших в психиатрические стационары Оренбургской области
■ Количество больных поступивших в психиатрические стационары с диагнозом шизофрения
стационары Оренбургской области
ционарах Оренбургской области в изучаемом периоде выросло с 44 до 54% от общего коли-
7000 6000
5000 --^Л-^Л--
4000
3000 --^Л-^Л--
2000 — — — ■ ■; ■
2011 2012 2013
Рис. 1. Динамика госпитализаций больных шизофренией в
чества койко-дней, проведенных в психиатрических стационарах (рис. 2), что увеличивает затраты бюджетных средств на обеспечение пациентов с шизофренией в психиатрических стационарах Оренбургской области.
Профиль пациентов с шизофренией существенно не меняется. Можно отметить лишь незначительное увеличение количества впервые
госпитализированных пациентов с 13 до 15%, а также рост числа, выбывших больных из стационаров, который в 2013 г. превысил количество госпитализированных больных (рис. 3), что свидетельствует об улучшении качества оказания помощи пациентам с шизофренией, находящихся в психиатрических стационарах Оренбургской области с 2011 по 2013 гг.
к Общее количество койко-дней, проведенных пациентами в психиатрических стационарах Оренбургской области .
(Числокойко дней Проведенные в психиатрических стационарах Оренбургской области пациентами с шизофренией
гон гои гои
Рис. 2. Динамика роста показателей койко-дней, проведенных в стационаре пациентами с шизофренией
Годы
12011 12012 2013
Рис. 3. Профиль пациентов с шизофренией в психиатрических стационарах Оренбургской области
В результате анализа числа заболеваний психическими расстройствами, зарегистрированных профильными учреждениями Оренбургской области, было установлено, что общее количество зарегистрированных больных
в течение года увеличилось на 8%, при этом количество мужчин увеличилось на 13%, женщин - на 3%. Это свидетельствует о том, что мужчины стали более подвержены психическим заболеваниям (рис. 4).
25000
20000
15000
10000
5000
I
1- Ь I « 5 Е: I 1!
^ О) си г. о» га ^
I э- со X хд-тх
<и х о <и >- х о
= 5 г: г 5 2-
ь 2 ! I1 й
е 2 у
О)
- а
о га ■§■
ь о ; 2 I-1
5 а. и
5 Ь ш
- £ Р
«и I
О. О)
ГО X
т =Г ге
12011 12012 2013
Ь й
ь § у
ш ас 5
1 2
Г ?
5 Ь
Рис. 4. Динамика заболеваемости и гендерный состав психических больных
Анализ возрастной характеристики больных шизофренией позволяет более индивидуально подходить к выбору фармакотерапии, лекарственных форм и дозировок. Это дает возможность спрогнозировать и обеспечить
наиболее адекватную лекарственную терапию больным шизофренией. Поэтому на следующем этапе исследования нами были проанализированы возрастные группы больных шизофренией. Результаты представлены на рис. 5.
1400 1200 1000 000 еоо 400 200 о
12011
I 2012 2013
О-14 лег 15-17лст 1819/101 20-39 лет 40-И лег бОлети
старше
Рис. 5. Возрастные группы больных шизофренией в Оренбургской области
Как видно из рис. 5, основная группа пациентов приходится на возрастную категорию от 20 до 60 лет, т.е. на лиц трудоспособного возраста.
Для оптимизации затрат государства на обеспечение психических больных необходимо выяснить, в каком из звеньев (амбулаторном или стационарном) на сегодняшний момент наблюдается наибольшая концентрация пациентов с шизофренией. Данные анализа количества пациентов в амбулаторном и стационарном звеньях представлены на рис. 6 и 7.
Количество больных, поступивших в психиатрические стационары с диагнозом шизофрения
■ Диспансерные больные из общего числа
зарегистрированных пациентов
■ Консультативные больные из общего числа
зарегистрированных пациентов Рис. 6. Количество стационарных и амбулаторных пациентов с психическими расстройствами
Как видно из рис. 6, около 55% пациентов с психическими расстройствами проходят лечение в стационарных условиях, следовательно, и бюджетная нагрузка распределяется соответственно. Данные на рис. 7 показывают, что стационарные больные с шизофренией составляют более 90%, соответственно, и бюджетная нагрузка в большей степени ложится на стационарное звено.
числа зарегистрированных пациентов с шизофренией
■ Консультативные больные из числа зарегистрированных пациентов с шизофренией Рис. 7. Количество стационарных и амбулаторных пациентов с шизофренией
Анализ затрат на закуп атипичных нейролептиков в Оренбургской области показал, что в 2013 г. было потрачено 47 632 680 руб., что на 73% больше по отношению к 2012 г. (рис. 8).
атипичных нейролептиков ■ Закуп атипичных
нейролептиков для льготного обеспечения
Рис. 8. Закуп атипичных нейролептиков в Оренбургской области
Как видно из рис. 8, госпитальный закуп атипичных нейролептиков составил 31 587 750 руб. (66%), а закуп для амбулаторного льготного обеспечения больных шизофренией составляет лишь 16 044 930 руб. (34%).
Далее был проведен анализ рынка атипичных нейролептиков, который показал, что в Оренбургской области в основном представлены 16 торговых наименований лекарственных препаратов (рис. 9, 10).
Как видно из рис. 9, в условиях стационара наиболее часто назначаются препараты Сероквель Пролонг, Сердолект, Сафрис, их доля составляет более 50% всех назначений. В
амбулаторных условиях (рис. 10) в основном используются препараты Сероквель Пролонг, Рисполент Конста, Сердолект, их доля также составляет около 50% всех назначений.
Анализ производителей атипичных нейролептиков показал, что 13 лекарственных препаратов всего ассортимента производятся зарубежными, и лишь 3 - отечественными компаниями.
30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%
■ ■ -
I
<6 Л,
Л? <# *
№
Л*?
#
V
Рис. 9. Доля рынка атипичных нейролептиков в госпитальном сегменте Оренбургской области
20,00% 18,00% 15,00% 14,00% 12,00% 10,00% 8,00% В, 00% 4,00% 2,00% 0,00%
I
I
I
6 .кС
¿У
£
Я/
& </ </ # # ^
л*
> /У
Рис. 10. Доля рынка атипичных нейролептиков в амбулаторном сегменте Оренбургской области
В ассортименте атипичных нейролептиков на долю воспроизведенных препаратов приходится менее его половины - 44%. Доля референтных (оригинальных) препаратов составила 56%. При этом большая часть бюджета на медикаменты в психиатрических учреждениях тратится на закупку оригинальных атипичных нейролептиков.
Выводы
Проведенные исследования показали, что динамика заболеваемости шизофренией и профиль пациентов в Оренбургской области остаются неизменными. При этом количество койко-дней выросло на 10%, соответственно, увеличилась и бюджетная нагрузка для оказания помощи пациентам с шизофренией. Отмечается увеличение закупок атипичных нейролептиков на 73%, что обуславливает превышение количества выбывших больных над впервые госпитализированными.
На рынке атипичных нейролептиков Оренбургской области представлены 16 лекарственных препаратов, из которых 13 производятся зарубежными и лишь 3 - отечественными компаниями. На долю воспроизведенных препаратов приходится менее половины ассортимента - 44%, доля оригинальных препаратов составила 56%. При этом большая часть бюджета на медикаменты в медицинских организациях психиатрического профиля тратится на закупку оригинальных атипичных нейролептиков.
Основная бюджетная нагрузка по обеспечению лечения больных шизофренией ложится на стационары, в то время как в западных странах финансы в основном расходуются на оказание амбулаторной помощи [2]. Тем самым удается сохранять пациентов с шизофренией в продолжительной ремиссии и добиваться их лучшей социализации в обществе.
Сведения об авторах статьи:
Бадакшанов Артур Рамилевич - к.фарм.н., доцент кафедры управления и экономики фармации с курсом медицинского и фармацевтического товароведения ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450008, г. Уфа, ул. Ленина, 3. E-mail: mepharm@bashgmu .ru.
Крензель Андрей Сергеевич - аспирант кафедры управления и экономики фармации с курсом медицинского и фармацевтического товароведения ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450008, г. Уфа, ул. Ленина, 3. E-mail: mepharm@bashgmu .ru.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бадакшанов, А.Р. Маркетинговые исследования и моделирование стратегии лекарственного обеспечения больных пограничными психическими расстройствами в республике Башкортостан и близлежащих регионах: автореф. дис. ... канд. фармац. наук. - М., 2002. - 16 с.
2. Психиатрия. Национальное руководство. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 624 с.
3. Экономическое бремя шизофрении в России / Е.Б. Любов [и др.] // Социальная и клиническая психиатрия. - 2012. - Т. 22, № 3. -С. 36-42.
4. Лечение острого периода шизофрении: рекомендации Всемирной федерации обществ биологической психиатрии (WFSBP) по биологическому лечению шизофрении / П. Фалкай [и др.] // Современная терапия в психиатрии и неврологии. - 2011. - N° 1. -С. 5-20.
5. Лозовая, Г.Ф. Применение компьютерных технологий в управлении лекарственным обеспечением населения. Программа оптимизации лекарственного обеспечения больных в стационарах Республики Башкортостан / Г.Ф. Лозовая, А.Р. Бадакшанов // Экономический вестник фармации. - 2002. - № 8. - С. 31.
УДК 615.03:61:551.4 © И.А. Джупарова, С.Г. Сбоева, 2016
И.А. Джупарова1, С.Г. Сбоева2 ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ - НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ФАРМАЦИИ
1 ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет», Минздрава России, г. Новосибирск 2ФГБОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Минздрава России, г. Москва
Статья посвящена фармацевтической географии - базовой теории взаимодействия влияния условий окружающей среды на здоровье населения и лекарственное обеспечение в пространстве и времени, анализа территориальных особенностей социально-экономического развития, демографической и экологической ситуации в России, общей и специфической заболеваемости и потребления лекарственных средств. Для сбора и анализа многочисленных факторных признаков и определения пространственно-территориальных связей лекарственного обеспечения и окружающей среды, а также для фармако-географического и типологического районирования был разработан инструментарий, включающий порядок сбора и обработки информации, характеризующей социальную инфраструктуру, демографическую и экологическую ситуации; процедуру формальной классификации факторных признаков и их агрегирование; таксонирование, т. е. объединение отдельных районов в единый класс по типологическим факторным признакам с применением корреляционно-регрессионного, факторного, кластерного анализа, метода многомерных группировок, математического моделирования и программирования, методов картографирования, расчетов коэффициентов локализации, диверсификации, показателя людности, заселенности, коэффициентов Джини, иерархии, индекса развития человеческого потенциала и т. п.
Ключевые слова: фармацевтическая география, окружающая среда, лекарственное обеспечение, медицинская помощь, лекарственные препараты.
I.A. Dzhuparova, S.G. Sboeva PHARMACEUTICAL GEOGRAPHY - A SCIENTIFIC DIRECTION IN PHARMACY
The article is dedicated to pharmaceutical geography - a basic theory of interaction effect of environmental conditions on health and pharmaceuticals in space and time, analysis of territorial peculiarities of the socio-economic development, demographic and environmental situation in Russia, general and specific morbidity and consumption of drugs. Special tools were developed to collect and analyze multiple factor variables and to determine spatial-territorial relations of drug supply and the environment, as well as for pharmaco-geographical and typological zoning. This technique included the procedure for collecting and processing information (characterizing the social infrastructure, demographic and ecological situation); procedure of formal classification of factor variables and their aggregation; zoning, i.e. the union of separate areas into a single class according to typological factor variables using correlation and regression, factorial, cluster, principal component analysis, a method of multi-dimensional groups, mathematical modeling and programming, mapping methods, calculation of localization ratios, diversification, index population size, population, the Gini, the hierarchy, the human development index, and so on. n.
Key words: pharmaceutical geography, environment, medicines provision, medical care, medicines.
С развитием рыночных отношений, жесткой конкуренции в производстве и реализации лекарственных средств, перемещением ответственности за развитие здравоохранения на уровень субъектов РФ происходит переориентация стратегии фармацевтической деятельности, повышается потребность в науч-
ном анализе, экономической оценке ситуаций на фармацевтическом рынке.
Особую актуальность в этой связи приобретает анализ влияния условий медико-географический среды, социально-экономической, демографической и экологической ситуаций на качество жизни.