Научная статья на тему 'Анализ рынка 3D-принтеров: состояние и перспективы'

Анализ рынка 3D-принтеров: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
760
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / 3D-ПЕЧАТЬ / 3D PRINTING / РЫНОК / MARKET / ИГРОКИ РЫНКА / MARKET PLAYERS / СЕГМЕНТ / SEGMENT / КОНЦЕНТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / CONCENTRIC MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Токарев Борис Евгеньевич

Представленные материалы являются продолжением предыдущей публикации, посвященной анализу технологий 3D-печати. Статья посвящена анализу состояния и перспектив рынка 3D-печати. В ней отражены результаты исследования по вторичным источникам мировых информационных ресурсов. Определены основные показатели мирового рынка, обсуждены прогнозные значения. Выявлены ключевые сегменты рынка. Предложена концентрическая модель рынка 3D-печати для анализа состояния и перспектив развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

3D Printers Market Analysis: State and Outlook

The presented materials are a continuation of a previous publication, dedicated to technology analysis in 3D printing. This article is devoted to analysis of state and prospects for 3D printing market. It deals with the findings of key global market indicators, discusses the forecasted values. The main segments of the market have defined. The concentric model market for 3D printing is proposed for analysis of a conditions and prospects of development.

Текст научной работы на тему «Анализ рынка 3D-принтеров: состояние и перспективы»

АНАЛИЗ РЫНКА ЭР-ПРИНТЕРОВ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Токарев Борис Евгеньевич,

к. т. н., доцент кафедры маркетинга Государственного университета управления, 109542, Москва, Рязанский просп. д. 99 tokarevboris@gmail.com

Представленные материалы являются продолжением предыдущей публикации, посвященной анализу технологий 3D-печати. Статья посвящена анализу состояния и перспектив рынка 3D-печати. В ней отражены результаты исследования по вторичным источникам мировых информационных ресурсов. Определены основные показатели мирового рынка, обсуждены прогнозные значения. Выявлены ключевые сегменты рынка. Предложена концентрическая модель рынка 3D-печати для анализа состояния и перспектив развития.

Ключевые слова: технология, 3D-печать, рынок, игроки рынка, сегмент, концентрическая модель.

Предлагаемый в данной статье анализ состояния рынка 3Э-прин-теров является логическим продолжением обзора используемых технологий, применяемых в таких устройствах, который был опубликован в работе [1]. В той же статье приведены результаты мониторинга разработчиков 3Э-прин-теров, которые продают свои принтеры в мире, включая российские компании.

3Э-принтеры начали серийно производиться в начале 00-х годов. В анализе 1Б1$'МогШ дгоир [2] констатируется, что рынок 3Э-пе-чати до текущего момента находился на нишевой стадии, но к текущему моменту времени уже преодолел начальную стадию и находится на быстрорастущем этапе жизненного цикла.

Согласившись с данным утверждением, мы приходим к пониманию того, что текущий этап состояния рынка 3Э-печати становится определяющим с точки зрения оценки его будущего развития.

По данным различных источников, в 2011 году в мире было продано около 23 тысяч 3Э-принте-ров, в 2012 — около 56 тыс., а ожидаемый объем продаж по итогам

2013 года — около 100 тыс. штук

[3] для моделей стоимостью ниже $100 тыс. Количество находящихся в эксплуатации 3Э-принтеров в мире к началу 2014 года мы оцениваем в 200 тыс. штук.

В ежегодных обзорах аналитической компании Wohlers Associates

[4] приводятся данные о стремительном росте этого рынка. Отмечается, что пик активности пришелся на период 2007—2009 гг., когда ежегодный рост инвестиций в 3Э-печать составлял 20—30%. Капиталовложения в 3Э-принтеры составили $1,5 млрд в 2012 году, и рост составил 15% по сравнению с 2011 годом. В обзоре Wohlers Report 2008 констатируется, что за период с 1993 по 2007 год ежегодные продажи росли более чем в 30 раз.

По данным Wohlers Associates

[5] в 2012 году мировые продажи 3Э-принтеров и сервисов к ним оценены в $2,2 млрд (рост 28%) против $1,7 млрд (рост 29%) в 2011 году. По данным этого исследования, рост продаж 3Э-прин-теров стоимостью ниже $5 000 в период с 2008 по 2011 гг. составлял свыше 300% ежегодно, однако резко упал до 46% в 2012 году.

В апреле 2013 года компания вТОХХ [6] сообщила о введении Индекса глобальной торговли 3Э-печати, который будет применяться к компаниям, получающим более 1% своих общих доходов от операций на рынке. Индекс, учитывающий первые 30 по капитализации компаний в мире, отражает оценку финансовыми рынками крупнейших предприятий, разрабатывающих и производящих 3Э-принтеры. Данный факт свидетельствует о значительном интересе бизнеса по отношению к данному рынку, а индекс станет применяться в анализе состояния рынка,конкуренции на нем и прогнозах будущего развития.

По мнению ряда авторитетных аналитических агентств рынок 3Э-принтеров входит в десятку главных перспективных динамично растущих рынков в мире. Компания ¡Б^МогШ [7] оценила этот рынок как очень перспективный наряду с рынками производства фармацевтических дженериков, изготовления солнечных батарей, разработкой игр для социальных сетей и продуктов зеленых технологий. Рост доходов, по оценке компании, в 2012 году составил

20%, и, по прогнозам, незначительно уменьшившись в 2013 году. К 2017 году ожидается рост доходов не менее 10%, составив около 14% среднегодового показателя.

В чем же бизнес и общество видят перспективы этого рынка? Опубликованный в 2011 году доклад Atlantic Council «Может ли 3Э-принтинг изменить мир?» [8] утверждает: «Распространение применения 30-печати будет иметь значительные последствия для мировой экономики. Производство и дистрибуция материальных продуктов может быть существенно де-глобализирована... Аддитивное производство находится на пути из развивающейся технологии в трансформирующую».

В отчете Transport Intelligence (2012 г.) [9] делается вывод, что «Новые технологии, которые сейчас развиваются, так революционно автоматизируют производство, что зависимость от дорогостоящей рабочей силы понижается настолько, что начнется процесс, обратный глобализации».

Прогноз глобальных трендов 2030 года Национального Разведывательного Совета США [10] провозглашает, что «Аддитивное производство сменит некоторые виды массового производства, особенно продукцию с высокой стоимостью». Согласно выводам доклада аддитивное производство сможет заменить традиционные процессы отливки деталей и обработку резанием, в особенности небольших и деталей на заказ в малых количествах или единичными экземплярами.

* Указывается модель принтера.

Наконец, наше рассуждение сводится к колоссальным перспективам аддитивных технологий по восстановлению деталей изделий. Если предположить, что такие технологии будут предложены рынку, то это позволит компаниям существенно сократить затраты на ожидание доставки и замены деталей и узлов.

Поскольку ЭЭ-принтеры имеют два ярко выраженных сегмента — корпоративного применения и для частного использования дома, то взрывной рост объема продаж можно ожидать от массового внедрения таких принтеров в личное пользование. Процесс формально можно сравнить с аналогичным проникновением компьютеров в 90-х гг., когда цена на компьютер промышленного назначения начиналась с $1 млн, а по мере роста производства снижалась до приемлемых в целях личного использования цен.

Аналитики приходят к выводу, что по мере распространения и признания ЭЭ-принтеров, последние смогут значительно увеличить показатель проникновения на рынке, как в производственных компаниях, так и в бытовых применениях. В настоящее время уже явственно проявляется тренд смещения из промышленной ЭЭ-печати в коммерческие применения, а оттуда — в домашнюю печать.

Проявления таких смещений мы отмечаем даже на отечественном рынке. По оценкам экспертов, в России в 201Э году в использовании находилось не более 5 тысяч ЭЭ-принтеров различного назначения. Предпринимательские шаги в данном направлении уже активно осуществляются. Например, в России в конце 201Э года в Интернете имелось большое ко-

личество предложений следующего характера: «Живу в Санкт-Петербурге. Напечатаю для Вас изделия из ABS или PLA (цвет по согласованию). Слой от 0.5 до 0.1 мм (обычно печатаю 0.25) Принтер ХХХ*

Стоимость печати 200 р./час + материал (обычно 10% от времени). Скорость исполнения — 1—3 дня. Возможна отправка почтой по России или курьерскими службами». География подобных предложений в Интернете простирается от Владивостока до Калининграда. Это свидетельствует, что предприниматели нащупали действующий спрос и настойчиво ищут новые сферы применения таких устройств.

В журнале The Economist [11] в статье « The Printed World» приводится мнение главы Wohlers Associates Терри Уолерса, одного из признанных экспертов в области 3Э-печати. Он отметил, что по состоянию на 2011 год более 20% произведенных на 3Э-прин-терах изделий являлись финишными продуктами, а не прототипами. Уолерс предположил, что к 2020 году объем производства рыночных продуктов вырастет до 50% с помощью таких технологий. На интернет-ресурсе его компании приведена следующая статистика доходов 3Э-печати [12] (рис. 1).

Посмотрим на объемные показатели рынка и прогнозные оценки. По мнениям экспертов рынок 3Э-принтеров вырастет до нескольких миллиардов долларов в ближайшие годы. Источник [13] оценил весь рынок 3Э-печати в 2012 году в $2 млрд. В Gartner Group[14] ранее прогнозировали, что объем рынка коммерческих

3Э-принтеров лишь только к 2016 году сможет достичь $2 млрд, однако, судя по всему, на рубеже 201Э—2014 гг. этот объем будет превышен.

Как водится, прогнозные оценки разных экспертов несколько расходятся, но всех их объединяет общая точка зрения на активный и значительный рост рынка в перспективе.

Т. Уолерс, оценил перспективы мирового рынка ЭЭ-печати в $3,1 млрд к 2016 году и в $5,2 млрд к 2020 году, и предположил, что рынок будет расти на 16% в год.

Аналитики исследовательской компании Lux Research [15] прогнозируют объем рынка 3D печати в $8,4 млрд к 2025 году.

Компания Global Industry Analysts, Inc. (GIA) [16] оценила мировой рынок ЭЭ-печати в $3 млрд только к 2018 году.

Компания Marketsand Markets в исследовании « Global Additive Manufacturing Market (2012 — 2017)» [17] уверена, что при показателе CAGR 13,5% с 2012 по 2017 гг. рынок вырастет до $3,5 млрд.

SmarTech Markets Publishing подготовила отчет «3D Printing Markets: Hope, Hype and Strategies» [18], в котором оценила рынок 3Э-печати, включая сами принтеры, программное обеспечение, 3D компьютерные модели и сканеры, а также сервис по обслуживанию принтеров в $5 млрд к 2018 году. В материалах компании приведена дорожная карта развития отрасли 3Э-печати.

Занимаясь поиском ответа на вопрос о том, в каких же странах в настоящее время наибольший объем рынка, мы видим, что это именно те страны, в которых стремительно развиваются наукоемкие технологии. По приведенной

в отчете Wohlers Associates [19] статистике: 3Э-принтеры поставлены в 67 стран мира, причем 71% парка машин сосредоточен в шести странах: США, Германия, Великобритания, Франция, Япония, Италия. Статистика продаж по географическому критерию [20] показана на рисунке 2.

В соответствии же с данными Wohlers Associates от 2012 года, уже около 40% установленных 3Э-принтеров находится в США, примерно по 10% в Японии, в Германии и в Китае. Эти факты сви-

л*х>

91 iJOO

seen

Ki.U т Tit

детельствуют о расширении границ рынка и активном проникновении в другие страны мира, тогда как первоначально рынок в основном был сосредоточен в США.

Данные Wohlers Associates по статистике продаж и прогноз продаж за 2013 год дают основание построить следующую динамику мировых продаж для 3Э-принте-ров, стоимостью не выше $5 тыс. (рис. 3).

Еще один существенный фактор связан с необходимостью загру-

м га -о" ю «к и? л

Рис. 1. Динамика роста доходов от продаж 3D-принтеров и услуг к ним

Азия 18%

Европа 15%

Рис. 2. Показатели продаж по регионам, % Источник: SEC Fillings.

120

100

80

]б0 Б

" 40 20

2007 2008 2009 2010

2011

2012 2013*

Рис. 3. Статистика продаж 3D-принтеров в мире, тыс. штук

* Предварительная оценка.

0

жать в 3Э-принтер компьютерные модели создаваемого на нем объекта. Таким образом, на данном рынке затраты потребителей связываются из трех составляющих: цена ЭЭ-принтера при покупке, стоимость картриджей, их заправки и обслуживания, и затраты на приобретение компьютерных электронных моделей. На рисунке 4 приведена структура распределения затрат владения ЭЭ-принтером [21]. Как из него видно, каждый из видов затрат распределяется примерно по трети. Можно с уверенностью сказать, что по мере роста производства принтеров доля стоимости собственно принтеров будет снижаться, а другие составляющие расти.

Весьма привлекательным для бизнеса выглядит статистика ежегодных доходов от продаж изделий, полученных с помощью 3D-печати [22], которая приведена на рисунке 5.

Такой стремительный рост доходов позволяет активно вовлекать в отрасль все новых разработчиков, производителей и потребителей.

По данным исследования Gartner Group [23], в 201Э году ЭЭ-прин-теры проданы на сумму $412 млн, увеличив объем продаж на 43% по сравнению с 2012 годом, когда тот составил $288 млн. При этом корпоративный сегмент приобрел принтеров на сумму $325 млн, в то время как сегмент конечных потребителей — на сумму около $87 млн. Прогнозируется рост свыше 60% в 2014 году - до $670 млн, из которых $536 млн придется на корпоративный сегмент, а $133 — на потребительский.

Совершенствование материалов и развитие материаловедения способствуют росту рынка за счет снижения стоимости самих прин-

теров и расходных материалов. Развитие спектра услуг ЭЭ-печа-ти, расширение возможностей их применения, появления большого количества предпринимателей в области оказания услуг и совершенствование технологий приведет к существенному снижению цен на принтеры. Целевые показатели цен на ЭЭ-прин-теры в настоящее время в экспертном сообществе обсуждаются на уровне $500 для домашнего использования и $10 тыс. для предпринимательских структур.

В настоящее время принтеры производственного назначения, значительно более высокой ценовой категории, — товар штучный, выпускаемый в год всего лишь единицами-десятками штук, очевидно под заказ.

Проанализируем области применения ЭЭ-принтеров и сегменты потребителей данного рынка. Отметим, что, по аналогии с традиционными принтерами, владение устройством печати

% 30 25 20 15 10 5 0

предполагает необходимость регулярной покупки расходных материалов. В случае с ЭЭ-принтера-ми — это картриджи, которые по мере необходимости нужно заправлять или заменять.

На текущем этапе можно выделить три сегмента потребителей ЭЭ-принтеров:

♦ промышленные предприятия-производители: принтеры обладают возможностями производить изделия с большими габаритными размерами и высокой производительностью, стоимость которых достигает нескольких миллионов долларов. Цены лазерных принтеров составляют миллионы долларов;

♦ предпринимательские и небольшие компании, оказывающие услуги на основе использования принтеров. Первые ЭЭ-принте-ры для предпринимательских структур стоили $175 тыс. К концу 201Э года принтер за $Э0 тыс. использовался для изготовления копии тазобедренного сустава. За $20 тыс. принтер со-

Принтеры и другие продукты 38%

Материалы 28%

Рис. 4. Статистика источников доходов, % Источник. SEC Fillings.

---

2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Рис. 5. Доля ежегодных доходов (%) от продаж изделий, полученных с помощью 3D-печати

здавал пластмассовые детали различного назначения; ♦ частные лица, приобретающие 3D-принтер для домашнего использования. Достижением текущего периода считаются модели Cube производства 3D Systems ценой от $1 299 и MakerBot Replicator 2 — от $2 200.

Снижение цен будет способствовать более интенсивному внедрению принтеров в бизнес. Инновационные компании смогут с меньшими рисками заниматься поиском возможностей применения услуг 3D-печaти.

С развитием рынка бизнес сможет не только перепродавать принтеры, но и предлагать услуги печати для потребителей. Возможно создание вендингового бизнеса продажи услуг 3D-печaти по моделям. Примером может служить существующий в США проект вендингового автомата Dreambox, который подключен к Интернету и в режиме удаленного доступа позволяет клиенту оформить заказ на изделие.

Ресурс The Next Web [24] опубликовал мнение известного специалиста в данной области Chris Anderson (компания 3D Robotics), высказавшего мнение, что в будущем 3D-принтеры будут окружать людей в повседневности, но путь до такой степени их проникновения очень длинный.

В компании IDTechEx [25] полагают, что наибольшее проникновение 3D-печaти состоится в нишах, которые можно обозначить как "do it yourself', т. е. в домашнем применении в виде различных хобби. Эксперты видят возможности их использования также для самостоятельного изготовления в домашних условиях некоторых деталей на замену вышедшим из строя.

Пользователи, которые не в состоянии самостоятельно содержать и обслуживать ЭЭ-принтер, смогут потреблять услуги ЭЭ-печа-ти в специализированных центрах. Вполне вероятно, что нишу коммерческой трехмерной печати займут печатные центры и киоски, которые в настоящее время оказывают услуги по сканированию, копированию и распечатке документов. Услуга ЭЭ-печати сможет стать доступной каждому человеку, если ее цена будет доступна основной массе потенциальных потребителей.

Экспертное сообщество в настоящее время видит основных потребителей в автомобилестроении, в медицинской и аэрокосмической отраслях. Публикуются мнения о возможности применения ЭЭ-принтеров в космических полетах. На рисунке 6приведена

статистика распределения текущих потребителей.

Резюмируя данные рисунка 6, отметим, что в текущий момент основными пользователями устройств ЭЭ-печати являются производственные компании и юридические лица. Доля в 14% частных потребителей невысока, но есть основания полагать, что она будет расти достаточно высокими темпами.

На рисунке 7представлены экспертные оценки продаж в миллионах долларов по отраслям и прогнозы на будущее [26].

Для практического использования ЭЭ-принтеров в изготовлении объектов требуется наличие их компьютерных электронных моделей. В некоторой степени это может сдерживать развитие дан-

Учебные заведения

6%

Рекламные агентства 17%

Частные потребители

Промышленные дизайнеры 13%

Архитекторы 13%

Производственные предприятия

23%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лаборатории НИОКР 14%

Рис. 6. Распределение потребителей 3D-печати Источник. Оценки экспертов.

Другие области

Потребительские продукты

Медицинская отрасль

Аэрокосмическая отрасль

Автомобилестроение

Bl.

□ 2012

□ 2013

□ 2014

□ 2015

0 100 200 300 400 500 600 700 800 $ млн

Рис. 7. Объем рынка 3D-принтеров и прогнозы по отраслям применения, млн $

ного рынка, т. к. создание модели происходит двумя путями: сканированием реального объекта или компьютерным моделированием (CAD). Для печати в настоящее время предлагаются услуги интернет-сервисов, таких как Thingiverse.com (каталог моделей), 3D Market (каталог моделей и сервис печати), BotQueue.com (софт) и другие. Но надо полагать, что «критическое значение» количества компьютерных моделей еще далеко от необходимого, поэтому данное направление будет развиваться вслед за продажами ЭЭ-принтеров, опережая по темпам роста.

Некоторые компании заявляют о наличии в их базе около 100 тыс. моделей для ЭЭ-печати. На сайте

[27] компании Makerbot была представлена 100-тысячная модель. В ноябре 2011 года Thingiverse насчитывал их 15 тысяч, а с января по март 201Э года на нем было уже 35 тыс. моделей, с марта по апрель — 60 тысяч, с апреля по май — 80 тыс. моделей. На дату исследования на сайте было размещено более 100 тыс. моделей и скачено более чем 21,1 млн

[28]. Этого мало, чтобы потребители обеспечили себе выбор и получение необходимых моделей. Их должны быть миллионы.

Сайты Shapeways и ¡.materialise позволяют потребителю, загрузив файл модели, по необходимости изменить масштаб изделия и выбрать материал, из которого он будет изготовлен, а потом заказать изделие и получить по почте. Бесплатное веб-приложение предлагает компания 3Dtin.

Следует учитывать, что для получения модели технологией сканирования потребуется дополнительное программное обеспечение для быстрой ЭЭ-оцифровки физических объектов.

Развитие рынка ЭЭ-печати может внести некоторые изменения в спрос на рабочую силу. Обслуживание таких принтеров формирует повышенные требования к квалификации персонала. Любопытно сравнение, которое можно провести с традиционным производством в военной и высокотехнологичных областях, где требуются малые количества оригинальных деталей. Ранее в таких производствах все держалось на ручной работе нескольких уникальных мастеров, которые могли сделать любую деталь. Однако их опыт, да и сами они, в настоящее время в стране практически утеряны. Поэтому технологии ЭЭ-печати создают потенциальные возможности для уникальных штучных производств. Отпадает необходимость перемещений, часто из одного города в другой, материалов, полуфабрикатов и изделий. По-видимому, такие производства смогут широко внедрить ЭЭ-печать на мелкосерийных и высококастомизированных рынках.

Приведенный выше анализ рынка позволяет сформировать принципиальную концентрическую модель рынка ЭЭ-печати, показанную на рисунке 8.

В основе данной принципиальной модели находятся технологии, реализация которых воплощается в производстве ЭЭ-прин-теров, использующихся для изготовления материальных пространственных объектов, приобретаемых непосредственно или в составе другого изделия потребителями. Независимо от производства принтеров и изделий формируется внешнее рыночное кольцо, обеспечивающее потребителей сервисными услугами, расходными материалами и компьютерными моделями.

Выводы. Анализ представленных данных и предложенной модели позволяет констатировать ключевые направления развития рынка ЭЭ-принтеров, которые состоят в следующем.

В области технологий: удешевление использования существующих технологий, поиск новых технологий, расширение спектра используемых в печати материалов.

В области производства 3D-принтеров: удешевление производства принтеров, увеличение количества производителей принтеров, появление независимых производителей картриджей.

Рис. 8. Концентрическая модель рынка 3D-принтеров

В области производства продуктов: снижение затрат на производство изделий на ЭЭ-принтерах, расширение сегментов применения ЭЭ-печати, повышение качества производимых изделий, повышение скорости печати.

В области потребления продуктов 30-печати: снижение цен на ЭЭ-принтеры, расширение областей использования принтеров, увеличение количества предпринимательских проектов, рост проникновения ЭЭ-принтеров в домохозяйства.

В области оказания сервисных и дополнительных услуг: рентабельность работы в сфере услуг ЭЭ-печати, рост количества компаний, предлагающих как обслуживание и ремонт принтеров, так и формирование компьютерных моделей для печати.

ЛИТЕРАТУРА

1. Токарев Б.Е., Токарев Р.Б. Анализ рынка 3Э-печати: технологии и игроки // Практический маркетинг. № 2. 2014.

2. http://www.ibisworld.com/industry/3d-printer-manufacturing.html.

3. http://www.gartner.com/resId=2598122.

4. Wohlers Report 2008, 2010, 2012.

5. http://wohlersassociates.com/2013report.htm.

6. http://www.stoxx.com/indices/index_information.htmPsymboNSTG3DPP.

7. www.ibisworld.com.

8. https://info.aiaa.org/SC/ETC/MS%20SubCommittee/Alice%20Chow_3D%20Printing%20Change%20the%20 World_April%202012.pdf.

9. http://www.transportintelligence.com.

10. Global trends 2030: Alternative worlds.

11. http://www.economist.com.

12. http://wohlersassociates.com/growth2010.htm.

13. http://3dprintingmarketresearch.com.

14. http://www.gartner.com/resId=2373415.

15. https://portal.luxresearchinc.com/research/report_excerpt/13277.

16. http://www.giiresearch.com.

17. http://www.marketsandmarkets.com/Market-Reports/additive-manufacturing-medical-devices-market-843.html

18. http://www.smartechpublishing.com/reports/additive-manufacturing/3d-printing-markets-hope-hype-and-strategies-3-2013.html.

19. http://wohlersassociates.com/, 2010 г.

20. SEC Fillings.

21. Там же.

22. Wohlers Report 2013.

23. http://www.gartner.com/resId=2598122.

24. http://thenextweb.com/insider/2012/12/08/behind-the-rise-of-the-3d-printing-revolution/#!sf0sE.

25. http://www.idtechex.com/research/reports/3d-printing-2013-2025-technologies-markets-players-000352.asp.

26. IDTechEx.

27. www.Thingiverse.com.

28. 3DBay.ru.

3D Printers Market Analysis: State and Outlook ^karev Boris E.,

Associate Professor of Marketing, Department of Marketing, State University of Management, Riazanskii prosp, 99, Moscow, 109542, Russia (tokarevboris@gmail.com)

The presented materials are a continuation of a previous publication, dedicated to technology analysis in 3D printing. This article is devoted to analysis of state and prospects for 3D printing market. It deals with the findings of key global market indicators, discusses the forecasted values. The main segments of the market have defined. The concentric model market for 3D printing is proposed for analysis of a conditions and prospects of development.

Keywords: technology, 3D printing, market, market players, segment, concentric model. REFERENCES

1. Tokarev B.E., Tokarev R.B. Analiz pynka 3D-pechati: tekhnologii i igroki [The analysis of 3D printing market: technology and players] // Practicheskiy marketing, no 2, 2014.

2. Available at: http://www.ibisworld.com/industry/3d-printer-manufacturing.html.

3. Available at: http://www.gartner.com/resId=2598122.

4. Wohlers Report 2008, 2010, 2012.

5. Available at: http://wohlersassociates.com/2013report.htm.

6. Available at: http://www.stoxx.com/indices/index_information.htmPsymboNSTG3DPP.

7. Available at: www.ibisworld.com.

8. Available at: https://info.aiaa.org/SC/ETC/MS%20SubCommittee/Alice%20Chow_3D%20Printing%20Changeyo 20the%20World_April%202012.pdf.

9. Available at: http://www.transportintelligence.com.

10. Global trends 2030: Alternative worlds.

11. Available at: http://www.economist.com.

12. Available at: http://wohlersassociates.com/growth2010.htm.

13. Available at: http://3dprintingmarketresearch.com.

14. Available at: http://www.gartner.com/resId=2373415.

15. Available at: https://portal.luxresearchinc.com/research/report_excerpt/13277.

16. Available at: http://www.giiresearch.com.

17. Available at: http://www.marketsandmarkets.com/Market-Reports/additive-manufacturing-medical-devices-market-843.html

18. Available at: http://www.smartechpublishing.com/reports/additive-manufacturing/3d-printing-markets-hope-hype-and-strategies-3-2013.html.

19. Available at: http://wohlersassociates.com/, 2010 r.

20. SEC Fillings.

21. SEC Fillings.

22. Wohlers Report 2013.

23. Available at: http://www.gartner.com/resId=2598122.

24. Available at: http://thenextweb.com/insider/2012/12/08/behind-the-rise-of-the-3d-printing-revolution/#!sf0sE.

25. Available at: http://www.idtechex.com/research/reports/3d-printing-2013-2025-technologies-markets-players-000352.asp.

26. IDTechEx.

27. Available at: www.Thingiverse.com.

28. Available at: 3DBay.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.