Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 3 (257).
Управление. Вып. 7. С. 37-41.
В. Д. Кузнецов
АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ И ИНДИЙСКОЙ МОДЕЛЕЙ ПОДДЕРЖКИ ОТРАСЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПУТЕМ СОЗДАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН И ТЕХНОПАРКОВ
Рассмотрены параметры особых экономических зон и технопарков. На основе сравнения налоговой нагрузки сделан вывод о недостаточном стимулировании развития компаний сектора информационных технологий в России. Предложены меры по стимулированию сектора путем изменения налоговых ставок.
Ключевые слова: налоговая нагрузка, особые экономические зоны, технопарки, экономика Индии, отрасль информационных технологий.
Из-за низкого уровня оплаты труда Россия является одной из наиболее привлекательных стран для расположения центров разработки программного обеспечения (ПО) иностранных компаний, размещения заказов на оффшорную разработку ПО, обслуживание информационных систем. По данной причине России в первую очередь приходится конкурировать за заказы с развивающимися странами, такими как Индия, Китай, Бразилия, Филиппины.
Сравнение России с Индией обусловлено наличием у Индии большого опыта развития сектора информационных технологий (ИТ). ИТ достигают 25 % индийского экспорта, примерно 60 % которого приходится на рынок США, 15 % на рынок Великобритании. Доля экспорта в обороте компаний достигает 92 %. Доля ИТ в экспорте России составляет менее 2 %. Также Индия является значимым конкурентом России на мировом ИТ рынке.
Основные факторы, влияющие на решение компании о размещении удаленного центра разработки: стоимость оплаты труда, наличие развитой инфраструктуры, стоимость аренды помещений, налоговая нагрузка, наличие квалифицированных кадров, низкие бюрократические барьеры, доступность (стоимость авиаперелетов, наличие прямых рейсов), экономические, политические и другие риски [4].
Рассмотрим влияние налоговой нагрузки на привлекательность региона для размещения центров разработки и обслуживания. Негативное влияние налоговой нагрузки на объем инвестиций в экономику и количество вновь созданных предприятий подтверждено в работах С. Джанкова [3], К. Хассетта, А. Матура [5]. Основным способом сокращения налоговой нагрузки индийских компаний является получение статуса предприятия технопарка ПО (STP
unit) либо размещение в специальных экономических зонах (ОЭЗ). Создание проекта технопарков ПО в 1999 г. стало одним из ключевых факторов роста отрасли информационных технологий Индии [6]. При этом срок действия льготной ставки по налогу на прибыль для предприятий технопарков ПО заканчивается в марте 2011 г. Сопоставление налоговой нагрузки на предприятия технопарки ПО, резидентов ОЭЗ Индии, резидентов Российских Техниковнедренческих ОЭЗ (ТВТ ОЭЗ) позволит обосновать уровень льготных налоговых ставок для компаний отрасли. Параметры налоговых систем приведены по состоянию на январь 2011 г.
Технопарки и особые экономические зоны в ИТ секторе
Услугу получения статуса предприятия технопарка ПО предоставляет организация «Технопарки ПО Индии» (Software Technology Parks of India) [9]. Организация создана в 1991 г. с целью стимулирования экспорта ПО. Технопарк ПО в Индии - статус, который получает коммерческая организация для упрощения процедуры экспорта и получения налоговых и административных преференций. Технопарк в сфере высоких технологий в России - форма территориальной интеграции организаций с целью осуществления инновационного предпринимательства. На данный момент в России не существует единой системы налоговых льгот для предприятий, входящих в технопарки. Льготы для таких предприятий либо отсутствуют, либо принимаются на уровне правительств субъектов федерации в рамках их компетенции. Таким образом, сравнить уровень налоговой нагрузки на предприятия технопарки ПО Индии и предприятия, размещенные в технопарках России, не представляется возможным.
Сравнительная характеристика технико-внедренческих особых экономических зон в России, технопарков программного обеспечения и особых экономических зон Индии
Критерий Техниковнедренческие особые экономические зоны Технопарки ПО (Software Technology Parks) Особые экономические зоны (Special Economic Zones)
Начало функционирования 2005 1999 2000
Требования к расположению компании Расположение и регистрация на территории ОЭЗ Любое расположение в Индии Расположение на территории ОЭЗ, ОЭЗ могут создаваться девелоперами в различных частях страны
Количество компаний резидентов 182 резидента, 46 из которых представляют ИТ сектор* 7007 зарегистрированных, 5814 экспортирующих* Нет данных
Срок регистрации До 43 дней От 7 до 42 дней Варьируется в зависимости от ОЭЗ
Количество предоставляемых для регистрации документов 5 8 Варьируется в зависимости от ОЭЗ
Налоговые льготы 1. Страховые взносы на обязательное страхование - 14 %, 2. Налог на прибыль организаций - 15,5 %, 3. Налог на имущество организаций - 0 %, 4. Транспортный налог - 0 %, 5. Земельный налог -0 % ** 1. Налог на прибыль - сокращен на 90 % от оборота экспорта, 2. Таможенная пошлина (Customs Duty) - 0 % 1. Налог на прибыль (Income Tax) - 0 %, 2. Минимальный альтернативный налог (MAT) - 0 %, 3. Налог на распределение дивидендов (DDT) - 0 %, 4. Налог на услуги (Service Tax) - 0 %, 5. НДС и центральный налог на продажи (VAT, Central Sales Tax) - 0 %, 6.Таможенная пошлина (Customs Duty) - 0 %
Требования к резидентам 1. Предприятие должно быть зарегистрировано на территории ОЭЗ. 2. Получить одобрение и заключить соглашение с ОАО ОЭЗ [1] 1. Предприятие должно получить одобрение и зарегистрироваться в STPI. 2. Реализация ПО на территории Индии не более 50 % от экспорта [8] 1. Предприятие должно получить одобрение Утверждающего комитета ОЭЗ. 2. Заключить договор аренды на земельный участок с девелопером ОЭЗ
Система «одного окна» + + +
* Данные на апрель 2011 г.
** Сроки действия льготных налоговых ставок варьируются.
Основные параметры ТВТ ОЭЗ, технопарков ПО и ОЭЗ Индии представлены в таблице. Технопарки ПО и ОЭЗ Индии начали функционировать раньше, чем ТВТ ОЭЗ, на 5 лет, что позволило им получить больший опыт в период роста ИТ сектора, охватить большое количество предприятий (7007 предприятий технопарков ПО по сравнению с 46 резидентами ТВТ ОЭЗ). Сложность регистрации, выраженная в требованиях к резидентам, количестве предоставляемых документов, сроках рассмотрения заявки примерно одинакова.
Некоторые ограничения ТВТ ОЭЗ:
• Площадь ТВТ ОЭЗ не может превышать
4 кв. км и не может располагаться более чем на трех раздельных участках территории.
• Резиденты ТВТ ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за её пределами.
• В ТВТ ОЭЗ не допускается размещение объектов жилищного фонда.
• ТВТ ОЭЗ объединяют не только компании сектора ИКТ, но и компании специализирующиеся на нано- и биотехнологиях, медицинских технологиях, электронике и других направлениях, что создает конкуренцию. Только 46 из 182 резидентов ТВТ ОЭЗ являются ИТ компаниями.
Индийские ОЭЗ также имеют схожие недостатки:
• Территориальная привязанность резидентов и отсутствие профильных ОЭЗ в отдельных регионах.
• Высокий спрос на землю и недвижимость на территории ОЭЗ, вследствие чего значительное повышение цен на участки и площади.
Преимущество индийских ОЭЗ в том, что любой гражданин, кооператив, общество или товарищество может подать заявку на создание ОЭЗ. Следовательно, предприятие может создать ОЭЗ на собственной территории для собственных нужд. По этой причине численность ОЭЗ составила уже 130, еще 584 зоны получили одобрение Утверждающего комитета [7]. 74 (57 %) ОЭЗ индии специализированы на ИТ. ТВТ ОЭЗ могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности, что накладывает серьезные ограничения на их создание. По этой причине существует только 4 ТВТ ОЭЗ, 3 из которых расположены в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге.
Преимущество программы индийских технопарков ПО - фокусировка на предприятиях
ИТ сектора, позволила сделать участие в программе доступным.
Иные налоговые преференции, которыми могут воспользоваться российские ИТ предприятия
• Кроме размещения в особых экономических зонах предприятия ИТ сектора имеют возможность сократить социальные взносы во внебюджетные фонды до 14 % от фонда оплаты труда [2]. Штат предприятия должен составлять не менее 50 сотрудников, 90 % выручки предприятия должны составлять доходы от разработки программного обеспечения. Для получения льготы компаниям необходимо пройти государственную аккредитацию. По состоянию на июнь 2011 г. аккредитацию прошли 1521 компаний.
• С 1 января 2008 г. реализация исключительных прав на ПО не подлежит налогообложению НДС. Однако операции по выполнению работ по созданию компьютерных программ по договору подряда облагаются НДС в общеустановленном порядке.
• Организации со среднесписочной численностью работников 100 и менее и доходом менее 60 млн р. по итогам года могут применять упрощенную систему налогообложения (УСН). При применении УСН уплата единого налога заменяет уплату НДС, налога на имущество, налога на прибыль организации, для индивидуальных предпринимателей - налога на доходы физических лиц. Кроме того, предприятия, доходы от ИТ которых составляют более 70 %, могут применять пониженную ставку страховых взносов на обязательное страхование - 26 %.
• Субъектами федерации ставка налога по УСН может снижаться с 15 % до 5 %. Субъекты, применяющие льготную ставку: Ставропольский край, Ямало-Ненецкий автономный округ, Липецкая область и другие.
Оценка налоговой нагрузки
На основании представленных данных произведем оценку налоговой нагрузки следующих налоговых режимов:
1. Основной режим налогообложения (ОСНО) без льгот по страховым взносам, без НДС (Россия).
2. ОСНО с льготами по страховым взносам 14 %, без НДС (Россия).
3. УСН, доходы за вычетом расходов 15 %, без льгот по страховым взносам (Россия).
4. УСН, доходы за вычетом расходов 5 %, с льготами по страховым взносам 26% (Россия).
5. УСН, доходы 6 % (Россия).
6. Налогообложение ТВТ ОЭЗ (Россия).
7. Общая система налогообложения (Индия).
8. Налогообложение ОЭЗ (Индия).
9. Налогообложение предприятий технопарков ПО (Индия).
Для оценки налоговой нагрузки рассчитаем показатель эффективной налоговой ставки по методике С. Джанкова [3]:
где ETR - эффективная налоговая ставка, TAX - сумма платежей по налогу T, уплачиваемых в бюджет, CP - прибыль до налогообложения. Показатель эффективной налоговой ставки показывает долю налогов в прибыли до налогообложения.
60
Результаты расчета представлены на графике. Основные выводы:
• Налоговая нагрузка на предприятия экспорта ИТ отрасли в Индии ниже российской. Высокие ставки налогов при применении ОСНО в Индии компенсируются простотой получения статуса предприятия технопарка ПО.
• Эффективная налоговая ставка для резидентов ТВТ ОЭЗ выше на 6,8 % чем ставка для ОЭЗ Индии. Следовательно, индийские резиденты ОЭЗ имеют большие налоговые преференции. Добиться той же ставки возможно снижением ставки страховых отчислений до
5 % либо налога на прибыль до 8 %.
• Ставка для технопарков ПО Индии ниже ставки при УСН 15 %. Достичь равных уровней ставки УСН 15 % и технопарков ПО индии возможно путем снижения страховых отчислений до 18 % либо ставки налога по УСН до 5 %.
50
40
30
20
10
lllllllll
ОЭЗ ОЭЗ УСН, ТПО OCHO УСН, УСН, OCHO OCHO ИНД РФ 5%, ИНД РФ, 6% 15% РФ ИНД
26%
14%
Эффективная налоговая ставка, %
Показатель рассчитывается для стандартизированного предприятия, предложенного в методике [3]. Для расчета показателя мы предлагаем внести следующие изменения в характеристики стандартизированного предприятия для отражения параметров предприятий отрасли ИТ:
• Коэффициент умножения считать равным 0 для складских запасов, оборудования, грузовика, стоимости сырья.
• Снизить коэффициенты умножения для земли с 30 до 15, здания с 40 до 20, общей стоимости активов с 250 до 165, оплаченного акционерного капитала с 102 до 17, сбыта с 1050 до 175.
• Повысить коэффициенты умножения для компьютеров с 5 до 30 и офисного оборудования с 5 до 30.
• Следует отметить то, что ставка для технопарков ПО Индии отличается от ставки ОСНО в России с объемом страховых отчислений 14 % только на 1 %. Поэтому данную льготу мы считаем обоснованной. Однако число предприятий, применяющих льготную ставку страховых взносов в России, в 5 раз меньше числа предприятий технопарков ПО в Индии. По данной причине мы считаем необходимым отменить требование к количеству сотрудников для получения льготы и упростить процедуру государственной аккредитации.
В ходе дальнейшего исследования планируется уточнить характеристики стандартизированного предприятия, произвести расчет эффективной налоговой ставки для предприятий различных размеров и сегментов рынка, уста-
новить влияние уровня оплаты труда на изменение объема прибыли до налогообложения.
Список литературы
1. О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации : Федеральный закон от 16 октября 2010 г. № 272-ФЗ // Справ.-правовая система «Консультант Плюс».
2. Об особых экономических зонах : Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ // Справ.-правовая система «Консультант Плюс».
3. Djankov, S. The Effect of Corporate Taxes on Investment and Entrepreneurship / S. Djankov, T. Ganser, C. McLiesh, R. Ramalho, A. Shleifer // American Economic Journ. : Macroeconomics. 2010. № 2. July. P. 31-64.
4. Farrell, D. Smarter Offshoring // Harvard Business Review. 2006. June. P. 84-90.
5. Hassett, K. A. Taxes and Wages. American Enterprise Institute for Public Policy Research / K. A. Hassett, A. Mathur. URL : www.aei.org/ docLib/20060706_TaxesandWages.pdf.
6. Messner, W. Working with India. Berlin : Springer, 2009. 176 p.
7. SEZ India. URL : www.sezindia.nic.in.
8. Software Technology Parks of India, Bangalore. URL : www.soft.net/stp-services/faqs. html.
9. STPI India. URL : www.stpi.in/writeread-data/mainlinkfile/1703051907RTI20n.pdf.