Научная статья на тему 'Анализ российского законодательства и его сравнение с международными актами в области образования искусственных земельных участков'

Анализ российского законодательства и его сравнение с международными актами в области образования искусственных земельных участков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
133
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСКУССТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / ИСКУССТВЕННЫЙ ОСТРОВ / КОНВЕНЦИЯ / КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ / УСТАНОВКА / СООРУЖЕНИЕ / ARTIFICIAL LAND / ARTIFICIAL ISLAND / CONVENTION / CONTINENTAL SHELF / INSTALLATION / CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ленкова Татьяна Алексеевна, Иванова Анастасия Андреевна

В данной статье осуществлен анализ правового регулирования образования искусственных земельных участков. Данный вопрос мало изучен и требует дальнейших исследований. Авторы статьи на основе анализа и сравнения законодательства Российской Федерации и международных актов делают вывод о необходимости создания единого международного акта по регулированию создания искусственных земельных участков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF RUSSIAN LEGISLATION AND ITS COMPARISON WITH INTERNATIONAL ACTS IN THE FIELD OF EDUCATION ARTIFICIAL LAND

This article analyzes the legal regulation of the formation of artificial land. This issue is poorly studied and requires further research. The authors of the article based on the analysis and comparison of the legislation of the Russian Federation and international acts make the conclusion about the necessity of creating a single international instrument to regulate the creation of artificial land plots.

Текст научной работы на тему «Анализ российского законодательства и его сравнение с международными актами в области образования искусственных земельных участков»

УДК 349.6

Ленкова Татьяна Алексеевна Иванова Анастасия Андреевна Уральский государственный юридический университет Институт государственного и международного права

Россия, Екатеринбург t.lenkova2017@yandex.ru Lenkova Tatyana Alekseevna Ivanova Anastasia Andreevna Ural State Law University Institute of State and International Law Russia, Ekaterinburg

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ЕГО СРАВНЕНИЕ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ АКТАМИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ Аннотация: в данной статье осуществлен анализ правового регулирования образования искусственных земельных участков. Данный вопрос мало изучен и требует дальнейших исследований. Авторы статьи на основе анализа и сравнения законодательства Российской Федерации и международных актов делают вывод о необходимости создания единого международного акта по регулированию создания искусственных земельных участков. Ключевые слова: искусственный земельный участок, искусственный остров, конвенция, континентальный шельф, установка, сооружение.

ANALYSIS OF RUSSIAN LEGISLATION AND ITS COMPARISON WITH INTERNATIONAL ACTS IN THE FIELD OF EDUCATION ARTIFICIAL

LAND

Annotation: this article analyzes the legal regulation of the formation of artificial land. This issue is poorly studied and requires further research. The authors of the article based on the analysis and comparison of the legislation of the Russian Federation and international acts make the conclusion about the necessity of creating a single international instrument to regulate the creation of artificial land plots. Key words: artificial land, artificial island, Convention, continental shelf, installation, construction

На данный момент широко распространена практика образования искусственных земельных участков на водных объектах. Существует ряд причин для создания таких земельных участков, но в большинстве случаев это связано с увеличением площади государств. Безусловно данный вопрос требует особого правового регулирования как на уровне государства, так и на международном уровне, в связи с чем данный вопрос является актуальным на сегодняшний день.

В Российской Федерации в 2011 году был принят закон [1], регламентирующий создание искусственных земельных участков, где под искусственным земельным участком понимается сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий, после ввода его в эксплуатацию такой объект признается земельным участком. На территории Российской Федерации законодательно закреплены термины как «искусственного земельного участка», так и «искусственного острова» [2]. Под искусственным островом в свою очередь понимается стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения на континентальном шельфе Российской Федерации объекты, имеющие намывное, насыпное, свайное основания, выступающие над поверхностью воды при максимальном приливе. Главное отличие в данных понятиях заключается в том, что искусственный земельный участок

располагается только в пределах территории Российской Федерации и может прилегать к суше, в отличие от искусственного острова, который располагается на континентальном шельфе.

Следует обратить внимание, что в международных актах понятие «искусственный земельный участок» отсутствует, вместо него используется термин «искусственный остров», это связано с тем, что данные документы регулируют отношения, складывающиеся в морских пространствах, оторванных от берегов государств, поэтому там невозможно строительство такой разновидности искусственно созданных участков, как полуостров, а возводятся только острова.

Порядок создания искусственных островов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне регламентируется Конвенцией ООН 1982 года [4], согласно этому документу, остров - это естественно образованное пространство суши, окруженное водой, которое находится выше уровня воды при приливе. Однако понятие «искусственный остров» не закреплено в данной Конвенции. Исходя из положений Конвенции можно провести следующее разделение между данными понятиями: вокруг искусственного острова может быть установлена только зона безопасности, но не территориальное море, также вокруг искусственных островов отсутствует исключительная экономическая зона и зона континентального шельфа. Такое разделение необходимо для того, чтобы у государств не возникало желание расширить свою территорию посредством создания искусственных объектов. Существенным условием возведения таких объектов государствами в открытом море является отсутствие нарушений прав других субъектов.

Широко употребление в международных правовых актах следующих терминов: установка, устройство, оборудование, сооружение. Проанализировав текст статьи Конвенции ООН, мы делаем вывод о том, что существенной разницы в данных понятиях нет, они используются в зависимости от контекста. Однако, между статусом «искусственный остров» и статусом «установка,

сооружение» необходима дифференциация. Главное различие заключается в том, что искусственный остров прочно закреплен в своем местоположении и его перенос или удаление невозможно без существенных потерь для его целостности, в то время как установки и сооружения носят временный характер и при достижении определенной цели могут быть разобраны и эксплуатируемы уже на другом участке. С необходимость разграничения данных понятий согласны не все правоведы, так была предложена следующая классификация искусственных островов и сооружений: (1) плавучие конструкции, стоящие на якоре; (2) стационарные сооружения, соединенные с морским дном с помощью балок и свай; (3) бетонные конструкции, в большинстве своем используемые в качестве нефтехранилищ, и (4) сооружения, созданные насыпным способом и предназначенные для разнообразных видов деятельности (строительство отелей, взлетно-посадочных полос, военных баз). Отсутствие закрепления таких понятий создает правовую неточность в их толковании и употреблении.

Огромное значение в регулировании создания искусственных земельных участков в международном праве занимают Женевские морские конвенции 1958г. В ст. 8 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. [5] говорится о том, что «наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения (the outermostpermanentharborworks), которые являются составной частью системы данного порта, рассматриваются как часть берега» для целей определения границ территориального моря. В соответствии с п.2 ст.5 Конвенции о континентальном шельфе 1958г. [6] только прибрежное государство имеет право «возводить, содержать или эксплуатировать на континентальном шельфе сооружения (installations) и иные установки (otherdevices), необходимые для разведки и разработки его естественных богатств», их положений этой статьи видно, что создание сооружение ограничивается целью - разработка и разведка естественных богатств. В отличии от Конвенции ООН 1982г. в Женевских конвенциях такого понятия

«как искусственный остров» отсутствует, используются лишь термины «установки, сооружения, оборудование».

Обратимся к зарубежному законодательству для более подробного анализа вопроса о регулирования создания искусственных островов. Согласно ст.2 Закону Канады о морских пространствах от 18 декабря 1996г. искусственный остров определяется как, «любое созданное человеком расширение морского дна (anyman-madeextension of the seabed)», причем «вне зависимости от того, находится ли такое расширение дна выше поверхности поверхлежащих вод или нет (whetherornot the extensionbreaks the surface of the superjacentwaters)», а к установкам и сооружениям относятся: (1) любое судно и якорь, якорная цепь или платформа для бурового устройства, которые используются вместе с ним; (2) любая морская буровая установка, платформа для разработки месторождений, подводная установка, насосная станция, жилые помещения, склады, погрузочная или разгрузочная платформа, земснаряд, плавучий кран, трубопроводоукладчик либо другая баржа или трубопровод, а также любой якорь, якорная цепь или платформа для бурового устройства, которые используются вместе с ним. Данное разграничение аналогично дифференциации данных понятий в Конвенции ООН 1982г.

Несмотря на отсутствие должного регулирования вопроса создания искусственных островов мировой практике уже известно немалое количество возведения таких островов. Приведем примеры. Международный аэропорт Кансай - аэропорт, представляющий собой крупный комплекс сооружений, построенный на искусственном острове, путем насыпи посреди Осакского залива близ города Осака (Япония). Необходимость создания искусственного острова была обусловлена высокой плотность населения региона Кинки. Строительство началось в 1987г и продлилось 7 лет. В настоящее время аэропорт функционирует.

Пальмовые острова - архипелаг искусственных островов, расположенных вдоль береговой линии Дубай (ОАЭ). Архипелаг состоит из трех островов, все

из которых имеют форму «пальмы»: Палм-Джумейра, Палм-Джабаль-Али, Палм-Дейра.

Мировые острова - искусственный острова общей формой напоминающие континенты Земли, созданные путем насыпи, расположенные в 4 километрах от береговой линии Дубая (ОАЭ). В отличии от остальных примеров данные острова не имеют иного сообщения с сушей кроме воздушного. Строительство производилось в период с 2003г по 2008г. На данный момент более 70% островов распроданы в собственность частным лицам.

Бурдж-эль-Араб - отель в Дубае (ОАЭ). Здание стоит в море на расстоянии 280 метров от берега на искусственном острове, соединённом с землёй при помощи моста. Строительство началось в 1994г. и было завершено в 1999г. Основной целью создания является привлечение туристов.

Принимая во внимание все вышесказанное, можно сделать вывод, что вопрос о регулировании создания искусственных земельных участков остается открытым, так как это явление довольно новое для нашего общества. Мы считаем, что необходима разработка международного акта, регламентирующего создание искусственных островов, положения которого будут ратифицированы всеми государствами. Это необходимо вследствие того, что создание искусственных земельных участков влияет на экологическое состояние всего мира. Данный нормативный акт должен будет определить более строгий порядок создания и регистрации искусственных островов, таким образом сократится нецелевое создание искусственных островов.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 19.07.2011 года N 246-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в

отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета.

- 2011.- N 159.

2. Федеральный закон от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" // Российская газета. - 1995.-N 237.

3. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997 г. - №48.

- Ст. 5493.

4. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года // Ведомости ВС СССР. - 1964 г. - N 43. - Ст. 472.

5. Конвенция о континентальном шельфе 1958 года // Ведомости ВС СССР. - 1964 г. - N 28. - Ст. 329.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.