Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО СЕГМЕНТА РЫНКА СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КОНТЕНТОМ'

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО СЕГМЕНТА РЫНКА СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КОНТЕНТОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
323
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОНТЕНТОМ / CMS / WORDPRESS / 1С-БИТРИКС / JOOMLA / ВЕБ-САЙТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кислицын Е. В., Кислицына И. А., Журавлев Е. В.

Статья посвящена проблеме разработки и ведения веб-сайтов при помощи современных информационных технологий. Многофункциональность и наполненность веб-сайтов становится с каждым днем актуальнее и определяет перспективы устойчивого роста деятельности пользователей. К одной из таких технологий относится система управления контентом (англ. - Content Management System, CMS). Методологической базой исследования является концепции сетевой экономики и цифровых бизнес-моделей. В статье использованы такие методы исследования, как логический и сравнительный анализ, группировка и обобщение, а также методы статистического анализа. Цель исследования - провести сравнительный анализ российских систем управления контентом, позволяющих создавать и вести веб-ресурс. Приведены основные функциональные возможности CMS, её преимущества и недостатки. Рассмотрен рейтинг компании «iTrack» о популярных системах управления контентом на российском сегменте, составленный на опросе около 5 млн. доменов зоны RU. На основании рейтинга был проведен краткий обзор и анализ характеристик лидеров: WordPress, 1С-Битрикс, Joomla.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE RUSSIAN SEGMENT OF THE CONTENT MANAGEMENT SYSTEMS MARKET

The article is devoted to the problem of developing and maintaining websites using modern information technologies. The versatility and fullness of websites is becoming more relevant every day and determines the prospects for sustainable growth of user activity. One of these technologies is the content Management System (English - Content Management System, CMS). The methodological basis of the research is the concepts of the network economy and digital business models. The article uses such research methods as logical and comparative analysis, grouping and generalization, as well as methods of statistical analysis. The purpose of the study is to conduct a comparative analysis of Russian content management systems that allow you to create and maintain a web resource. The main functionality of the CMS, its advantages and disadvantages are given. The rating of the company "iTrack" on popular content management systems in the Russian segment, compiled on a survey of about 5 million domains of the RU zone, is considered. Based on the rating, a brief overview and analysis of the characteristics of the leaders was carried out: WordPress, 1C-Bitrix, Joomla.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО СЕГМЕНТА РЫНКА СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КОНТЕНТОМ»

Источники:

1. Голубцова А.А. Трансформация финансовой отчетности в соответствии с требованиями МСФО на примере материально-производственных затрат в ОАО «Нива» / А.А. Голубцова, Д.Н. Гогия, Н.В. Кузнецова // Новые реалии в инновационном развитии экономической мысли : Сб. науч. ст. по итогам V Межд. науч.-практ. конф., Краснодар, 15 декабря 2016 г. - Краснодар: КубГАУ, 2017. - С. 117-121.

2. Кремянская Е.В., Кремянский В.Ф., Переяслова Н.С. О развитии отрасли свиноводства на Кубани / Е.В. Кремян-ская, В.Ф. Кремянский, Н.С. Переяслова // Агропромышленный комплекс России: проблемы развития в условиях модернизации экономики. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию экономического факультета Кубанского госагроуниверситета. 2010. - С. 269-278.

3. Олех М.В. Модели отчета о прибылях и убытках, составленные в соответствии с МСФО (IAS) 1 / М.В. Олех, Н.В. Кузнецова // Стратегия развития современной экономической науки в условиях глобализации и трансформации экономики : Сборник статей по материалам III международной научно-практической конференции, Краснодар, 30 апреля 2015 года. - Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет, 2015. - С. 103-107.

4. Сорокина А.Е. Особенности оценки готовой продукции сельскохозяйственной организации в соответствии с международными стандартами / А.Е. Сорокина, Н.В. Кузнецова // Современная экономическая наука: теория и практика : Сб. науч. ст. по итогам IV Межд. молодеж. науч.-практ. конф., Краснодар, 18 декабря 2015 г. - Краснодар: КубГАУ, 2016. - С. 239-242.

5. Тхакахова В.А. Трансформация отчета о движении денежных средств в коммерческих организациях / В.А. Тха-кахова, Н.В. Кузнецова // Новые реалии в инновационном развитии экономической мысли : Сб. науч. ст. по итогам V Межд. науч.-практ. конф., Краснодар, 15 декабря 2016 г. - Краснодар: КубГАУ, 2017. - С. 166-169. References:

1. Golubtsova A.A. Transformation of financial statements in accordance with the requirements of IFRS on the example of material and production costs in OJSC "Niva" / А.А. Golubtsova, D.N. Gogia, N.V. Kuznetsova // New realities in the innovative development of economic thought: Sat. scientific. Art. following the results of the V Int. scientific-practical Conf., Krasnodar, December 15, 2016 - Krasnodar: KubGAU, 2017 .- S. 117-121.

2. Kremyanskaya E.V., Kremianskiy V.F., Pereyaslova N.S. On the development of the pig industry in the Kuban / E.V. Kremy-anskaya, V.F. Kremyansky, N.S. Pereyaslova // Agro-industrial complex of Russia: development problems in the context of economic modernization. Collection of materials of the International Scientific and Practical Conference dedicated to the 50th anniversary of the Faculty of Economics of the Kuban State Agrarian University. 2010 .- S. 269-278.

3. Olekh M.V. Models of the income statement compiled in accordance with IAS 1 / M.V. Olekh, N.V. Kuznetsova // Strategy for the development of modern economic science in the context of globalization and economic transformation: Collection of articles based on the materials of the III International Scientific and Practical Conference, Krasnodar, April 30, 2015. - Krasnodar: Kuban State Agrarian University, 2015.- S. 103-107.

4. Sorokina A.E. Features of the assessment of finished products of an agricultural organization in accordance with international standards / A.E. Sorokina, N.V. Kuznetsova // Modern economic science: theory and practice: Sat. scientific. Art. following the results of the IV Int. youth. scientific-practical Conf., Krasnodar, December 18, 2015 - Krasnodar: KubGAU, 2016 .- S. 239-242.

5. Tkhakakhova V.A. Transformation of the cash flow statement in commercial organizations / V.A. Tkhakakhova, N.V. Kuznetsova // New realities in the innovative development of economic thought: Sat. scientific. Art. following the results of the V Int. scientific-practical Conf., Krasnodar, December 15, 2016 - Krasnodar: KubGAU, 2017 .- S. 166-169.

EDN: PUWSHM

Е.В. Кислицын - к.э.н., доцент кафедры информационных технологий и статистики, Уральский государственный экономический университет, kev@usue.ru,

E.V. Kislitsyn - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Information Technologies and Statistics, Ural State University of Economics;

И.А Кислицына - ассистент кафедры информационных технологий и статистики, Уральский государственный экономический университет, karmanowa.ir@yandex.ru;

I.A. Kislitsyna - Assistant of the Department of Information Technologies and Statistics, Ural State University of Economics,

Е.В. Журавлев - обучающийся института цифровых технологий управления и информационной безопасности, Уральский государственный экономический университет, evg.usue@gmaiI.com,

E.V. Zhuravlev - student of the Digital Technologies of Management and Information Security Institute, UraI State University of Economics.

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО СЕГМЕНТА РЫНКА СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КОНТЕНТОМ ANALYSIS OF THE RUSSIAN SEGMENT OF THE CONTENT MANAGEMENT SYSTEMS MARKET

Аннотация. Статья посвящена проблеме разработки и ведения веб-сайтов при помошц современных информационных технологий. Многофункциональность и наполненность веб-сайтов становится с каждым днем актуальнее и определяет перспективы устойчивого роста деятельности пользователей. К одной из таких технологий относится система управления контентом (англ. - Content Management System, CMS). Методологической базой исследования является концепции сетевой экономики и цифровых бизнес-моделей. В статье использованы такие методы исследования, как логический и сравнительный анализ, группировка и обобщение, а также методы статистического анализа. Цель исследования - провести сравнительный анализ российских систем управления контентом, позволяющих создавать и вести веб-ресурс. Приведены основные функциональные

возможности CMS, её преимущества и недостатки. Рассмотрен рейтинг компании «iTrack» о популярных системах управления контентом на российском сегменте, составленный на опросе около 5 млн. доменов зоны RU. На основании рейтинга был проведен краткий обзор и анализ характеристик лидеров: WordPress, 1С-Битрикс, Joomla.

Abstract. The article is devoted to the problem of developing and maintaining websites using modern information technologies. The versatility and fullness of websites is becoming more relevant every day and determines the prospects for sustainable growth of user activity. One of these technologies is the content Management System (English - Content Management System, CMS). The methodological basis of the research is the concepts of the network economy and digital business models. The article uses such research methods as logical and comparative analysis, grouping and generalization, as well as methods of statistical analysis. The purpose of the study is to conduct a comparative analysis of Russian content management systems that allow you to create and maintain a web resource. The main functionality of the CMS, its advantages and disadvantages are given. The rating of the company "iTrack" on popular content management systems in the Russian segment, compiled on a survey of about 5 million domains of the RU zone, is considered. Based on the rating, a brief overview and analysis of the characteristics of the leaders was carried out: WordPress, 1C-Bitrix, Joomla.

Ключевые слова: система управления контентом; CMS; WordPress; 1С-Битрикс; Joomla; веб-сайт.

Keywords: intent management system; CMS; WordPress; 1C-Bitrix; Joomla; Website.

Ведение. В настоящее время интернет играет огромную роль в жизни всех людей. Он выступает не только способом быстрого обмена информацией, но и отличным инструментом для осуществления коммерческой деятельности путем создания веб-сайтов: интернет-магазин, сайт услуг, информационный сайт и т.п. С помощью веб-ресурсов можно значительно увеличить прибыль, оптимизировать бизнес-процессы и уменьшить расходы [1].

Существуют множество разнообразных решений по созданию сайтов, каждое из которых отличается по функциям и по стоимости. В большинстве случаев процесс создания происходит с помощью системы управления [2].

Система управления контентом (англ. Content management system, CMS) - это информационная система или компьютерная программа, используемая для обеспечения и организации совместного процесса создания, редактирования и управления контентом на сайте [3]. По причине реализации данной информационной системы в виде визуального редактора, отсутствует необходимость в наличии специальной подготовки и помощи программистов.

Каждая система управления контентом предоставляет множество функций, которые необходимы для создания и ведения сайтов различных видов [4]:

— возможность упорядочивания, создания и удаления страницы веб-сайта;

— формирование удобных средств навигации (меню, ссылки и т.п.);

— обеспечение коллективного управления содержанием сайта;

— наполнение страниц веб-сайта блоками содержимого разных типов (текст, списки, изображения, таблицы и т.п.);

— создание разделов различных типов (форумы, опросы, голосовая и т.п.).

По составу системы управления контентом бывают разными. Одни обладают неделимой архитектурой, другие состоят из множества блоков, существуют бесплатные и платные варианты.

Следует выделить основные преимущества системы управления контентом [5]:

— доступность разработки;

— простота разработки;

— возможность удаленного доступа;

— экономия времени;

— мобильность;

— обновление контента.

При наличии большого количества преимуществ, следует отметить и недостатки. К ним можно отнести тот факт, что, создавая сайт с помощью CMS платформы, можно получить результат похожий на многие другие в интернете. Кроме того, выбранная CMS может не всегда отвечать требованиям, задумкам владельца, несмотря на имеющуюся функциональность [6].

Цель настоящего исследования - провести анализ популярных на российском сегменте CMS платформ и определить наилучше решение, которое позволит создать и вести веб-ресурсы в зависимости от поставленной задачи.

Материалы и методы. Российский сегмент рынка CMS платформ занимает достаточно крупную долю российского рынка программного обеспечения в целом [7; 8; 9]. По результатам открытого исследования популярности CMS за 2021, предоставленном на интернет-ресурсе «iTrack», всего было опрошено около 5 млн. доменов зоны RU, из которых лидирующие позиции занимают следующие решения: WordPress (43,81 %), 1С-Битрикс (13,38 %) и Joomla (9,52 %). Остальные CMS

платформы занимают долю не более 3 % (рисунок 1). В рамках данной статьи будет взята ранее упомянутая тройка лидеров.

■ 14,90% ■ WordPress

■ 1С-Битрикс

■ Joomla

■ CMS.S3 ■ 45,81% -OpenCart

■ Tilda

■ Drupal

■ Wix

■ Evolution CMS

■ MODX Révolution

■ Прочие

Рисунок 1 - Исследование популярности CMS за 2021 год

(Составлено автором по результатам исследования популярности CMS за 2021 год. -URL: https://itrack.ru/research/cmsrate/#!cms-overall-tab)

WordPress относится к бесплатной системе управления контентом с открытым кодом, которая написана на языке программирования PHP (англ. Hypertext Preprocessor) и распространяется под GNU General Public License (Универсальная общественная лицензия GNU) [10]. Это стоит учитывать, потому что сайт на WordPress не будет работать на хостингах, которые не поддерживают PHP. В качестве базы данных используется свободная реляционная система управления базами данных (далее СУБД) MySQL. Популярность WordPress обусловлена своей простотой, хорошим средствам управляемости, а также оптимизацией и огромному количеству плагинов. Данная CMS подходит для любого типа сайтов: от одностраничных сайтов до интернет-магазинов. Для этого движок предлагает множество встроенных функций.

1С-Битрикс - коммерческая система управления контентом. Среди платных CMS в русскоязычной онлайн-среде продукт занимает лидирующую позицию. Эта система характеризуется широким функционалом, предназначенная для розничных и оптовых продаж [11]. Использование 1С-Битрикс для небольших сайтов невыгодно по причине высокой стоимости продукта. Присутствует простая и полная интеграция с такими продуктами фирмы «1С» как «1С: Бухгалтерия» и «1С: Предприятие».

Joomla, как и WordPress, относится к бесплатным CMS. Данная система написана на языках PHP и JavaScript. Использует в качестве хранилища базы данных СУБД MySQL или другие индустриально-стандартные реляционные СУБД. Система одинаково оптимальна для небольших страниц и крупных площадок. Главная особенность Joomla заключается в минимальном наборе встроенного программного обеспечения, который по необходимости можно всегда дополнить.

Чтобы явно определить наилучшее решение среди CMS было проведен анализ характеристик каждой из упомянутых систем управления контентом (таблица 1).

Таблица 1 - Анализ характеристик CMS*

CMS WordPress 1С-Битрикс Joomla

1 2 3 4

Бесплатно.

Условие доступа Расширенная версия (1500 руб. в мес.) для снятия ограничений функционала, объема хранилища и числа посещений Платно (от 5400 руб. до 72 900 руб.) Бесплатно

Уровень защиты Низкий Высокий, закрыт свободный доступ Низкий

Обновление Доступно Доступно, по лицензии Доступно

Монетизация Доступна

Сложность интерфейса Для новичков Для опытных Для новичков

Продолжение таблицы

1 2 3 4

Официальная техническая поддержка Отсутствует Присутствует Отсутствует

Системные требования PHP (версия 7.4 и выше); MySQL (версия 5.6 и выше); операционные системы Windows и Linux PHP (версия 7.1 и выше); MySQL (версия 5.6 и выше); операционные системы Windows, UNIX PHP (версия 5.3.10 и выше), MySQL (версия 5.5.3 и выше); операционные системы Windows, UNIX

Встроенные модули Поддержка RSS, настройка форм обратной связи, поиск по сайту и прочие. Большая часть плагинов в свободном доступе Поддержка решений компании «1С» и сторонних продуктов Модули для форумов, интернет-магазина, RSS. Расширение с помощью плагинов с официальных и посторонних источников

Скорость загрузки сайта Быстрая Быстрая Медленная

Система с разделением прав Присутствует

* Составлено автором по данным из официальных сайтов платформ. - URL:

https://wordpress.com/ru/; https://www.1c-bitrix.ru/; https://joomla.ru/

Результаты и обсуждения. Проведенный анализ позволил установить, что при выборе CMS, в первую очередь, стоит учитывать направленность желаемого веб-ресурса, требуемый функционал и имеющиеся ресурсы. Если необходимо создать защищенный и мощный проект, то следует сделать выбор в пользу платной CMS 1С-Битрикс. В ней нет ничего лишнего и код максимально оптимизирован для работы. При возникновении вопросов можно обратиться к действующей службе технической поддержки и найти решение. Главным недостатком является стоимость продукта и сложность в освоении.

Если на старте веб-ресурс не требует особых вложений, то стоит присмотреться в сторону бесплатных систем управления контентом таких как WordPress и Joomla. Обе CMS в достаточной мере доступные и универсальные, не имеют существенных недостатков. WordPress в основном используется для создания простых и небольших сайтов, при этом нет необходимости в высоких знаниях: в свободном доступе имеются большое количество обучающих ресурсов. Однако на WordPress довольно сложно поставить уникальный дизайн или функционал. Joomla же имеет большое количество бесплатно подключаемых модулей, доступных как на официальных ресурсах, так и на посторонних. Такая возможность позволяет создать действительно уникальный сайт. Следует грамотно подходить к выбору модулей, чтобы не уменьшать производительность веб-ресурса и исключить возникновение ошибок в случае отсутствия обновлений со стороны разработчика.

Источники:

1. Федоров Д.А. Покровская Н.Н., Голохвастов Д.В. Рынок заказной веб-разработки в 2021 году: адаптация бизнес-модели веб-студий к потребностям заказчиков // Известия СПбГЭУ. 2021. №2 (128). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/rynok-zakaznoy-veb-razrabotki-v-2021-godu-adaptatsiya-biznes-modeli-veb-studiy-k-potrebnostyam-zakazchikov (дата обращения: 12.04.2022).

2. Ананьев А.Д. Анализ CMS платформ, выявление достоинств и недостатков веб - сайтов // Глобус. 2020. №1 (47). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/analiz-cms-platform-vyyavlenie-dostoinstv-i-nedostatkov-veb-saytov (дата обращения: 12.04.2022).

3. Диева А.В. Проблема выбора CMS системы для разработки и продвижения web-сайта // ГИАБ. 2014. №9. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/problema-vybora-cms-sistemy-dlya-razrabotki-i-prodvizheniya-web-sayta (дата обращения: 12.04.2022).

4. Иванищева А.А., Комилов Х.И., Гехаев М.Д. Анализ бесплатных популярных CMS платформ по созданию web-сайта // Инновационная наука. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-besplatnyh-populyarnyh-cms-platform-po-sozdaniyu-web-sayta (дата обращения: 12.04.2022).

5. Мальцева В.В., Фролова А.С. Анализ web-технологий для создания онлайн-площадки // Молодой исследователь Дона. 2020. №2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-web-tehnologiy-dlya-sozdaniya-onlayn-ploschadki (дата обращения: 12.04.2022).

6. Ломовцев В.П., Баюров А.Е. Анализ и выбор CMS для создания сайта стартапов // Вестник науки. 2019. №2 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-i-vybor-cms-dlya-sozdaniya-sayta-startapov-1 (дата обращения: 12.04.2022).

7. Кислицын Е.В. Исследование рынка программных продуктов в России // Мир экономики и управления. 2019. Т. 19. № 2. С. 49-64.

8. Кислицын Е.В. Российский рынок программного обеспечения: конкуренция и потенциал развития // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2019. № 47. С. 19-33.

9. Кислицын Е.В. Информационно-технологический сектор России: трансформация конкурентной среды и оценка структурных сдвигов // Journal of New Economy. 2021. Т. 22. № 2. С. 66-87.

10. Герасимова А.В. CMS технологии как современное средство для создания веб-сайта // Наука, образование и культура. 2019. №6 (40). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/cms-tehnologii-kak-sovremennoe-sredstvo-dlya-sozdaniya-veb-sayta (дата обращения: 12.04.2022).

11. Логачева А.С. Характеристика и анализ систем управления контентом (СМС) для создания интернет-магазина // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2016. №12. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/harakteristika-i-analiz-sistem-upravleniya-kontentom-sms-dlya-sozdaniya-internet-magazina (дата обращения: 12.04.2022). References:

1. Fedorov D.A. Pokrovskaya N.N., Golokhvastov D.V. The market for custom web development in 2021: adapting the business model of web studios to the needs of customers // Izvestia of St. Petersburg State University of Economics. 2021. No. 2 (128). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-zakaznoy-veb-razrabotki-v-2021 -godu-adaptatsiya-biznes-modeli-veb-studiy-k-potrebnostyam-zakazchikov (date of access: 04/12/2022).

2. Ananiev A.D. Analysis of CMS platforms, identifying the advantages and disadvantages of websites // Globus. 2020. No. 1 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-cms-platform-vyyavlenie-dostoinstv-i-nedostatkov-veb-saytov (Date of access: 04/12/2022).

3. Dieva A.V. The problem of choosing a CMS system for developing and promoting a website // GIAB. 2014. No. 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-vybora-cms-sistemy-dlya-razrabotki-i-prodvizheniya-web-sayta (date of access: 04/12/2022).

4. Ivanishcheva A.A., Komilov Kh.I., Gekhaev M.D. Analysis of free popular CMS platforms for creating a website. Inno-vatsionnaya nauka. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-besplatnyh-populyarnyh-cms-platform-po-sozdaniyu-web-sayta (Date of access: 04/12/2022).

5. Maltseva V.V., Frolova A.S. Analysis of web technologies for creating an online platform // Young researcher Dona. 2020. No. 2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-web-tehnologiy-dlya-sozdaniya-onlayn-ploschadki (date of access: 04/12/2022).

6. Lomovtsev V.P., Bayurov A.E. Analysis and choice of CMS for creating a startup site // Bulletin of Science. 2019. No. 2 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-i-vybor-cms-dlya-sozdaniya-sayta-startapov-1 (date of access: 04/12/2022).

7. Kislitsyn E.V. Research ofthe software market in Russia // World ofEconomics and Management. 2019. V. 19. No. 2. S. 49-64.

8. Kislitsyn E.V. Russian Software Market: Competition and Development Potential // Tomsk State University Bulletin. Economy. 2019. No. 47. S. 19-33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Kislitsyn E.V. Information Technology Sector in Russia: Transformation of the Competitive Environment and Assessment of Structural Shifts // Journal of New Economy. 2021. V. 22. No. 2. S. 66-87.

10. Gerasimova A.V. CMS technologies as a modern tool for creating a website // Science, education and culture. 2019. No. 6 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/cms-tehnologii-kak-sovremennoe-sredstvo-dlya-sozdaniya-veb-sayta (date of access: 04/12/2022).

11. Logacheva A.S. Characterization and analysis of content management systems (CMS) for creating an online store // Actual problems of aviation and cosmonautics. 2016. No. 12. URL: https://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/harakteristika-i-analiz-sistem-upravleniya-kontentom-sms-dlya-sozdaniya-internet-magazina (date of access: 04/12/2022).

EDN: PQAJVS

Е.З. Климова - к.э.н., доцент кафедры экономики предприятий и организаций, Институт экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, mikhe-elena@yandex.ru,

E.Z. Klimova - сandidate of sciences (economy), associate professor ofthe department of economics of enterprises and organizations, Institute of economics and entrepreneurship, UNN;

И.А. Павлова - к.э.н., доцент кафедры экономики предприятий и организаций, Институт экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, irapavlova@mail.ru,

I.A. Pavlova - сandidate of sciences (economy), associate professor of the department of economics of enterprises and organizations, Institute of economics and entrepreneurship, UNN;

Ю.А. Макушева - к.э.н., доцент кафедры экономики предприятий и организаций, Институт экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, sjm2@yandex.ru,

Yu. A. Makusheva - сandidate of sciences (economy), associate professor of the department of economics of enterprises and organizations, Institute of economics and entrepreneurship, UNN.

КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ CLUSTER ANALYSIS OF E-COMMERCE DEVELOPMENT IN THE DIGITAL ECONOMY

Аннотация. Электронная торговля является одним из динамично развивающихся направлений современной экономики, это большая платформа для организации, ведения и развития любого бизнеса. Кроме того, компании используют digital-агентства для внедрения мероприятий по продвижению групп в социальных сетях или своего сайта с целью привлечения новых клиентов и увеличения лояльности действующих. В условиях постоянно изменяющихся условий необходимо поддерживать конкурентоспособность организации, поэтому важен переход от управления отдельными бизнес-процессами и функциональными подсистемами к системному управлению, основанному на применении цифровых технологий и подходов к осуществлению коммерческой деятельности, позволяющему объединить усилия для достижения целей бизнеса, как краткосрочных, так и стратегических.

В статье проведен анализ параметров, оказывающих влияние на развитие электронной торговли в различных странах. Реализация кластерного анализа на основе данных параметров позволила вывить группы стран по уровню развития электронной торговли. На основе проведенного анализа выявлены высокие показатели развития электронной торговли в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.