Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО РЫНКА РИТЕЙЛА'

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО РЫНКА РИТЕЙЛА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1774
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
розничная торговля / рынок ритейла / ритейлер / выручка / чистая прибыль / рентабельность / пандемия COVID-19 / retail / retail market / retailer / revenue / net profit / profitability / pandemic COVID19

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ю.А. Авдеева, А.И. Тимченко

В настоящее время российский рынок розничной торговли продуктами питания находится в стадии динамичного развития, на нем наблюдается высокая конкуренция между торговыми сетями, предлагающими широчайший ассортимент товаров на любой вкус. На сегодняшний день основными представителями ритейла России являются: АО «Тандер», АО «Перекресток», ООО «Лента», ООО «Метро», ООО «Окей». В статье авторами проводится сравнительный анализ крупнейших продуктовых ритейлеров России за 2018-2020 гг., а также рассматривается как пандемия повлияла на рынок ритейла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE RUSSIAN RETAIL MARKET

At present, the Russian food retail market is in a dynamic development stage; there is high competition between retail chains offering a wide range of goods for every taste. Today, the main representatives of retail in Russia are: АО «Тандер», АО "Перекресток", ООО "Лента", ООО "Метро", ООО "Окей. In the article, the authors conduct a comparative analysis of the largest food retailers in Russia for 2018-2020, and also consider how the pandemic has affected the retail market.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО РЫНКА РИТЕЙЛА»

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО РЫНКА РИТЕЙЛА

Ю.А. Авдеева, магистрант А.И. Тимченко, канд. экон. наук, доцент Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-11-1-6-14

Аннотация. В настоящее время российский рынок розничной торговли продуктами питания находится в стадии динамичного развития, на нем наблюдается высокая конкуренция между торговыми сетями, предлагающими широчайший ассортимент товаров на любой вкус. На сегодняшний день основными представителями ритейла России являются: АО «Тандер», АО «Перекресток», ООО «Лента», ООО «Метро», ООО «Окей». В статье авторами проводится сравнительный анализ крупнейших продуктовых ритейле-ров России за 2018-2020 гг., а также рассматривается как пандемия повлияла на рынок ритейла.

Ключевые слова: розничная торговля; рынок ритейла; ритейлер; выручка; чистая прибыль; рентабельность; пандемия COVID-19.

Ритейл является одним из самых успешно развивающихся секторов экономики. Масштабы его развития в России очень велики. Ритейл - компания, которая занимается розничной торговлей, главным отличием ритейла от оптовой торговли является то, что услуги и товары, предоставляемые ритейлом, не предназначены для дальнейшей перепродажи, а рассчитаны на конечного потребителя. Основная цель современного ритейла - затратить как можно меньше времени и трудовых ресурсов для обслуживания наибольшего количества покупателей.

По всей стране с 2015 наблюдается постепенное «освоение» географии сетевой розницей. Российский рынок продуктовой розницы по размеру занимает 5 место в мировом рейтинге. По данному показателю Россию опережают только Индия, Япония, Китай и США. Кроме того, развитие форматов торговли очень неоднородно по регионам России. Например, на долю Москвы и Санкт-Петербурга приходится около половины торговых площадей ги-пермаркетов, супермаркетов, дискаунтеров и других торговых сетей. На долю остальных городов-миллионников еще 30%. Та-

ким образом, на долю оставшихся жителей, которые составляют 75% населения страны, приходится пятая часть площадей торговых сетей.

Розничная торговля является одной из самых крупных отраслей в России: в 3,5 раза больше строительной отрасли, в 5,5 раз больше сельского хозяйства, в 13 раз больше телекома.

За последние пять лет потребительский рынок остается одним из наиболее устойчивых к рискам экономического развития секторов экономики. Торговая отрасль продолжает оставаться лидером по обеспечению занятости для населения: доля занятых в 2017 г. составила 15,7%, в 2018 г. - 16,0%, в 2019 г. 15,6%, в 2020 г. 15,7%.

Крупнейшими представителями розничной торговли России являются АО «Тандер», АО «Перекресток», ООО «Лента», ООО «Метро», ООО «Окей». На рисунке 1 представлена структура рынка ритейла. В 2020 г. доля топ 5 - составляет - 26,7%, традиционной торговли - 23,8%, прочей сетевой розницы -19,8%, несетевого формата - 12,5%, топ 100 9,7%, рынка и ярмарок - 7,5%.

1 Топ 5

Топ 100 (без топ 5)

Традиционная торговля

Рынки и ярмарки

Несетевые современные форматы

Прочая сетевая розница

Рис. 1. Структура рынка ритейла в 2020 г., %

АО «Тандер» было создано в 1994 г. Галицким Сергеем Николаевичем. В 1998 г. принято решение выходить на розничный рынок продуктов питания. С этого момента начинается серьезное развитие компании в сфере товародвижения и открытие многочисленных филиалов. На данный момент корпорация является холдинговой компанией и представляет несколько сетей: «Магнит у дома», «Магнит Семейный», «Магнит Косметик», «Магнит Аптека», «Магнит-Опт» [1].

АО Торговый дом «Перекресток» является частью ведущей продовольственной розничной компании в России - X5 Retail Group. Эта компания управляет магазинами нескольких форматов: дискаунтерами под брендом «Пятерочка», супермаркетами под брендом «Перекресток», гипермар-кетами под брендом «Карусель» [2].

Еще одним представителем продуктового ритейла России является ООО «Лента». Первый магазин (склад) был открыт в 1993 г., рассчитанный на оптового покупателя. Ассортимент представлял собой кондитерские изделия, алкогольную продукцию, самые популярные сорта чая и кофе. В 1999 г. открывается первый гипермар-кет, рассчитанный на розничную торговлю [3].

ООО «Метро» занимается розничной торговлей преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных

магазинах. ООО «Метро» было основано в Германии в 1964, но в России история этой компании началась в 2000 году. Уже год спустя, в ноябре 2001 года, в Москве были открыты два торговых центра организации. В последующие годы и по настоящее время ООО «Метро» развивается большими темпами по всему миру [4].

Одним из крупнейших торговых ри-тейлеров России является ООО «Окей», которое была создано в 2001 г. Группа «Окей» управляет сетью одноименных ги-пермаркетов и сетью дискаунтеров «Да!» [5].

Для проведения сравнительного анализа крупнейших ретейлеров России за 20182020 гг. рассмотрим основные показатели их экономической деятельности, динамику выручки и чистой прибыли, количество магазинов, рентабельность активов, продаж и коэффициенты ликвидности.

В таблице 1 представлена динамика активов и пассивов рынка ритейла за 20182020 гг. На протяжении всего анализируемого периода активы АО «Тандер» увеличились на 115925 млн. р., большую их долю занимают внеоборотные активы, а у АО «Перекресток» данный показатель уменьшился на 209397 млн. р., в свою очередь у ООО «Лента» активы увеличились на 2676 млн. р., при этом большую их долю составляют внеоборотные активы, так на конец 2017 они составили 69,6%, на конец 2018 г. - 62,4%, на конец 2019 г. -

s

53,3%, а на конец 2020 г. - 62,9%, у ООО «Метро» и у ООО «Окей» существенных изменений не произошло. По сумме долгосрочных кредитов и займов лидирует АО «Тандер» и АО «Перекресток», что специфично для данной отрасли, однако боль-

шая сумма заемных средств может привести к неплатежеспособности. Следует отметить, что у ООО «Метро» отсутствуют долгосрочные и краткосрочные заемные средства.

Таблица 1. Динамика активов и пассивов представителей розничной торговли за 20182020 гг.

Наименование компании 31.12.2017 г. 31.12.2018 г. 31.12.2019 г. 31.12.2020 г. Изменение

2018 г. 2019 г. 2020 г.

1. Активы (млн. руб.)

АО «Тандер» 442352 511893 539943 558277 69541 28G5G 18334

АО «Перекресток» 54486G 539534 345365 335463 -5326 -194169 -99G2

ООО «Лента» 225343 249425 278315 228G19 24G82 2889G -5G296

ООО «Метро» 123869 136964 145186 13992G 13G95 8222 -5266

ООО «Окей» 69623 7GG32 66328 69824 4G9 -37G4 3496

в т.ч. Внеоборотные активы (млн. руб.)

АО «Тандер» 243796 279969 28G448 284G25 36173 479 3578

АО «Перекресток» 381217 3341G4 152531 194741 -47113 -181573 4221G

ООО «Лента» 156914 155713 148269 143344 -12G1 -7444 -4925

ООО «Метро» 62677 628G3 55572 51621 126 -7231 -3951

ООО «Окей» 37358 45684 42735 45G19 8326 -2949 2284

2.Долгосрочные кредиты и займы (млн. руб.)

АО «Тандер» 2271G3 1G6315 95496 147588 -12G788 -1G819 52G92

АО «Перекресток» 16985G 182688 87153 11G8G4 12838 -95535 23651

ООО «Лента» 66477 11G866 85298 5GG76 44389 -25568 -35222

ООО «Метро» G G G G G G G

ООО «Окей» 232G6 2868G 25G93 2717G 5474 -3587 2G77

З.Краткосрочные кредиты и займы (млн. руб.)

АО «Тандер» 25658 135193 12G278 471G9 1G9535 -14915 -73169

АО «Перекресток» 1G3921 58663 34148 378G1 -45258 -24515 3653

ООО «Лента» 44969 2G819 68442 33G24 -2415G 47623 -35418

ООО «Метро» G G G G G G G

ООО «Окей» 6362 1734 1797 3763 -4628 63 1966

Далее рассмотрим розничную выручку крупнейших публичных ретейлеров. По данным рисунка 2 видно, что АО «Перекресток» и АО «Тандер» лидируют по сумме выручки за анализируемый период, так в 2020 г. у АО «Тандер» доля от всей выручки розничных представителей составила 49%, у АО «Перекресток» - 25 % и 26% приходится на всех остальных ритей-леров. Можно сделать вывод, что АО «Пе-

рекресток» является основным конкурентом АО «Тандер».

Таким образом, в 2018-2020 гг. почти половина всей доли выручки приходится на АО «Тандер», на втором месте АО «Перекресток». Следовательно, торговым сетям ООО «Лента», ООО «Метро», ООО «Окей» необходимо принимать меры по повышению товарооборота по сети.

ю

а «

ч

2000000 1S00000 1000000 S00000 0

А*

а4

гч/

2020 г. 2019 г. 2018 г.

ч о (-

12018 г. ■ 2019 г.

2020 г.

Рис. 2. Выручка рынка ритейла за 2018-2020 гг.

Рассмотрим чистую прибыль представителей розничной торговли.

В таблице 2 представлена чистая прибыль за 2018-2020 гг. рассмотренных ранее ритейлеров. В 2019 г. на первом месте по размеру чистой прибыли находится АО «Перекресток» - 21698 млн. р. Однако уже в 2020 г. ситуация меняется и на первое

Итак, за 2018-2020 гг. темп роста чистой прибыли АО «Тандер» составил 232,85%, АО «Перекресток» - 364,38%, ООО «Лента» - 214,39%, ООО «Метро» -280,18%, а ООО «Окей» - 172,27%. Как видно, АО «Перекресток» является лиде-

место выходит АО «Тандер» с 54535 млн. р. чистой прибыли. Следует отметить, что за исследуемый период у ООО «Лента» чистая прибыль увеличилась вдвое, у ООО «Метро» данный показатель вырос на 9474 млн. р., а у ООО «Окей» чистая прибыль увеличилась почти в 2 раза.

ром по темпу роста чистой прибыли, данный показатель в 2 раза больше темпа роста чистой прибыли ООО «Окей».

Более наглядно положение ритейлеров по чистой прибыли демонстрирует рисунок 3.

Таблица.2. Чистая прибыль сектора ритейла за 2018-2020 гг.

Название компании 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Чистая прибыль (млн. руб.)

1. АО «Тандер» 23377 12985 54435

2. АО «Перекресток» 5980 21698 21790

3. ООО «Лента» 6908 8136 14810

4. ООО «Метро» 5258 3460 14732

5.ООО «Окей» 238 91 410

Рис. 3. Чистая прибыль сектора ритейла за 2018-2020 гг.

Проанализировав чистую прибыль организаций, стоит отметить, что всем рассмотренным ритейлерам выгодно работать. Увеличение чистой прибыли позволяет предприятиям наращивать уставной капитал, выплачивать дивиденды, а также расширять торговые пространства.

Если говорить о площади магазинов, то по данному показателю лидирует ООО «Метро». АО «Тандер» продает свою продукцию в гипермаркетах (доля в продажах 12 %), площадь 2000 кв. м, и в супермаркетах «магнит у дома», площадь от 200500 кв. м. (доля в продажах 78 %). АО «Перекресток» предоставляет свою продукцию в супермаркетах, площадь которых более 800 кв. м. ООО «Лента» (площадь примерно 800 кв. м.) и ООО «Метро» (площадь более 10000 кв. м.) продают свою продукцию в гипермаркетах. ООО «Окей» предоставляет свою продукцию

В таблице 3 представлена динамика количества магазинов за 2018-2020 гг. Лидирующее место по общему количеству магазинов занимает АО «Тандер», на втором месте находится АО «Перекресток». Что касается ООО «Окей», то за исследуемый период не было открыто ни одного нового магазина.

как в супермаркетах (площадь 1300 кв. м.), так и в гипермаркетах (площадь 5000 кв. м.).

Далее рассмотрим рентабельность активов и продаж (рисунок 4). Рентабельность активов показывает эффективность использования активов компанией. В 2018 г. рентабельность активов у АО «Тандер» составила 4,9%, у АО «Перекресток» -1,1%, у ООО «Метро» - 4,0%, у ООО «Лента» - 2,9%, у ООО «Окей» - 0,3%. В

2019 г. Лидером по рентабельности активов был АО «Перекресток» - 7,9%, а в

2020 г. ООО «Метро» - 10,3%.

Таблица 3. Количество магазинов рынка ритейла за 2018-2020 гг.

Название компании 2018 г. 2019 г. 2020 г.

1. АО «Тандер» 18399 2G725 21566

2. АО «Перекресток» 721 852 921

3. ООО «Лента» 358 38G 393

4. ООО «Метро» 9G 93 94

5.ООО «Окей» 78 78 78

12,0 10,0 8,0 S? 6,0 4,0 2,0 0,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9,9

10,3

7,9

4,9

4,0

Is. I

3,1 í;

6,4 5,8

6,6

3,5

2,4 2,4 ,

1,8 1,8 U

. i _ .1

1,7 0,1 1

0,3 1

2018 г. 2019 г. 2020 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Рентабельность активов Рентабельность продаж

■ 1. АО "Тандер" и2. АО "Перекресток" ИЗ. ООО "Лента"

■ 4. ООО "Метро" ■ 5.ООО "Окей"

Рис. 4. Рентабельность активов, рентабельность продаж за 2018-2020 гг.

В 2020 г. по сравнению с предыдущим годом наблюдается рост рентабельности активов у всех рассматриваемых розничных сетей. За анализируемый период наименьшее значение рентабельности активов было у ООО «Окей»: в 2018 г. -0,3%, в 2019 г. - 0,1%, в 2020 г. - 0,6%.

Что касается рентабельности продаж, то данный показатель в динамике увеличивается у всех представителей ритейла. За 2018-2020 гг. темп роста рентабельности продаж АО «Тандер» составил 194,44%, АО «Перекресток» - 371,43%, ООО «Лента» - 177,78%, ООО «Метро» - 275%, а ООО «Окей» - 150%. Итак, АО «Перекресток» является лидером по темпу роста рентабельности продаж.

На рисунке 5 представлен коэффициент общей ликвидности за 2018-2020 гг. Этот показатель характеризует платежеспособ-

ность организации, способность погашать текущие обязательства. Так 2018 г. у всех представителей значения данного показателя были примерно одинаковые и находились в интервале от 0,8 до 1,2. В 2019 г. наибольшее значение коэффициента общей ликвидности наблюдалось у ООО Метро - 1,2, наименьшее - у АО «Перекресток» - 0,4. Следует отметить, что в 20182019 гг. значения данного показателя у всех ритейлеров было ниже нормативного значения 2, что свидетельствует о высоком финансовом риске. Однако уже в 2020 г. ситуация меняется и на первом месте по величине коэффициента общей ликвидности находится ООО «Тандер», со значением коэффициент равным 2,5, на втором месте ООО «Метро» (1,7), самый низкий коэффициент наблюдается у ООО «Окей» - 0,8.

■ 2G2G «2G19 2018 г.

1. АО "Тандер"

2,5

G,9

G,G

G,5

G,8 1$

1,5 2,0

ШКАЛА ЗНАЧЕНИЙ

2,5

Рис. 5. Коэффициент общей ликвидности за 2018-2020 гг.

Далее рассмотрим капитализацию рынка ритейла за 2018-2020 гг. (таблица 4). Капитализация АО «Тандер», АО «X5 Retail Group», ООО «Лента» за исследуемый период увеличилась, темп роста ри-тейлеров составляет 161,39%, 159,57% и 123,25%. Что касается ООО «Метро» и

ООО «Окей», то показатель уменьшился, темп роста составляет 50,16% и 67,72%. Как видно, лидируют по сумме капитализации в 2020 г. АО "X5 Retail Group" -747600 млн. р. и АО «Тандер» 577600 млн. р.

Таблица 4 -Капитализация рынка ритейла ^ за 2018-2020 гг.

Название компании 2018 г. 2019 г. 2020 г. Темп роста

Капитализация, млн. р. 2019 г. к 2018 г. 2020 г. к 2019 г. 2020 г. к 2018 г.

АО «Тандер» 3579GG 349GGG 5776GG 97,51 165,5G 161,39

АО "X5 Retail Group" 4685GG 5797GG 7476GG 123,74 128,96 159,57

ООО «Лента» 1G41GG 934GG 1283GG 89,72 137,37 123,25

ООО «Метро» 614 673 3G8 1G9,61 45,77 5G,16

ООО «Окей» 254GG 214GG 172GG 84,25 8G,37 67,72

Анализируя рынок российского продуктового ритейла за 2018-2020 гг., следует отметить, что в стране, как и во всем мире, произошли существенные изменения, которые были вызваны пандемией COVID-19. Так, пандемия вынудила государство в 2020 г. принять ограничительные меры. Пока большинство точек общепита и розничных продаж было закрыто или в лучшем случае работали на доставку, продуктовый ритейл оставался и остается бизнесом, который приносит прибыль. Этот

бизнес помогал многим торговым центрам сохранить поток покупателей.

Пандемия вносит коррективы, но экономическая ситуация рынка ритейла не меняется. В этот момент сектору ритейла необходимо было обратить внимание на ключевые моменты:

1) пересмотреть планы развития своих интернет-магазинов;

2) увеличить безопасность, которая стала ключевым моментом начала пандемии, в дальнейшем вопрос сохранил актуальность;

3) обратить внимание на то, что покупатели уходят в «магазины у дома», 2020 год стал особенно тяжелым для супермаркетов;

4) средний чек вырос, но покупатели реже приходят в магазин и закупаются на более длительный срок;

5) спрос в основном на продукты первой необходимости.

Все эти особенности требовали высоких затрат, а именно, на повышение безопасности в магазинах, на заказы через интернет, на бесконтактную доставку.

Рассмотрим, какие меры принимал рынок продуктового ритейла в 2020 г., а именно, вначале пандемии, конкретно на торговых представителях: АО «Тандер», АО «Перекресток», ООО «Метро», ООО «Окей», ООО «Лента».

АО «Тандер» для оперативного решения задач, связанных с влиянием пандемии, создало антикризисный штаб. Почти сразу, как стало известно об угрозе массовой заболеваемости, компания приняла меры по защите здоровья работников и покупателей. Ритейлер также трудоустроил 2,5 тыс. сотрудников, которые были вынуждены приостановить свою работу из-за коронавируса. Благодаря привлечению дополнительного штата АО «Тандер» смог поддержать стабильное функционирование магазинов и уровень сервиса в сложных условиях, а сотрудники других компаний получили возможность сохранить источник доходов. Также сеть «Магнит» предоставила 10% скидку социальным волонтерам и соцработникам для покупок товаров пенсионерам в период режима самоизоляции.

А X5 Retail Group представитель - АО Торговый дом «Перекресток» во время пандемии приглашал к трудоустройству всех, кто оказался в поиске работы в связи с введёнными мерами по противодействию распространения коронавирусной инфекции. Всего в период карантина Х5 Retail Group трудоустроила около 40 000 человек, также корпорация своими силами поставляла продовольствие в больницы на помощь врачам: 75,9 тонн продуктов были направлены в 79 больниц 17 регионов, все-

го помощь получили более 70 тысяч врачей. Компания оказывала помощь врачам и волонтерам: «Пятёрочка» и «Перекресток» предоставляли скидки соцработни-кам и волонтёрам. Пространство в магазинах было организовано таким образом, чтобы клиенты могли соблюдать дистанцию.

ООО «Метро» увеличивал заказы продукции по востребованным категориям в 5 раз, наращивает логистические мощности и подключает большее количество партнеров для онлайн-доставки. Компания ежедневно принимала все необходимые меры в отношении сотрудников, клиентов и партнеров, а также процессов и оборудования, чтобы сохранять и поддерживать высокий уровень безопасности в торговых центрах, на распределительных платформах, складах и в процессе доставки продукции.

Сеть гипермаркетов ООО «Окей» для пожилых людей ввела в своих магазинах «Время пожилых людей». С 8 до 9 утра ежедневно пенсионеры могут максимально комфортно и безопасно совершать покупки в магазинах. Ведется строгий мониторинг состояния персонала торговых точек. Перед началом смены все сотрудники проходят обязательную процедуру, персонал с малейшими признаками простудных заболеваний до работы не допускается.

ООО «Лента» запустила собственную экспресс-доставку. Пользователь может выбрать товары из ассортимента ближайшего супермаркета или гипермаркета. Каталог, в зависимости от размера магазина, из которого будут осуществлять доставку, содержит от 8 000 до 30 000 товаров. Также компания установила партнерские отношения с 36 службами доставки для выполнения онлайн-заказов. Обеспечивается безопасность в магазинах: сотрудники работают в масках и перчатках, на кассах и в отделах установлены защитные экраны.

Все эти особенности требовали высоких затрат, однако, благодаря проведенному выше сравнительному анализу, мы видим, что пандемия COVID-19 не оказала отрицательного влияния на данный сектор.

Библиографический список

1. Https://magnit-info.ru - Официальный сайт ПАО «Магнит». (Дата обращения 10.11.2021 г.).

2. Https://www.x5.ru - Официальный сайт «X5 Retail Group». (Дата обращения 10.11.2021 г.).

3. Https: //www.lentainvestor.com/ru - Официальный сайт ООО «Лента». (Дата обращения 10.11.2021 г.).

4. Https://www.metro-cc.ru/ - Официальный сайт ООО «Метро». (Дата обращения 10.11.2021 г.).

5. Https://www.okmarket.ru/ - Официальный сайт ООО «Окей». (Дата обращения 10.11.2021 г.).

ANALYSIS OF THE RUSSIAN RETAIL MARKET Yu.A. Avdeeva, Graduate Student

A.I. Timchenko, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Abstract. At present, the Russian food retail market is in a dynamic development stage; there is high competition between retail chains offering a wide range of goods for every taste. Today, the main representatives of retail in Russia are: АО «Тандер», АО "Перекресток", ООО "Лента", ООО "Метро", ООО "Окей. In the article, the authors conduct a comparative analysis of the largest food retailers in Russia for 2018-2020, and also consider how the pandemic has affected the retail market.

Keywords: retail; retail market; retailer; revenue; net profit; profitability; pandemic COVID-

19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.