Научная статья на тему 'Анализ российского рынка органических продуктов питания'

Анализ российского рынка органических продуктов питания Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
1566
1655
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Николаева М. А., Калугина С. А., Карташова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ российского рынка органических продуктов питания»

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО РЫНКА ОРГАНИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ

НИКОЛАЕВА М.А.,

д.т.н. проф. кафедры «Товароведение и товарной экспертизы» РЭУ им. Г.В. Плеханова КАЛУГИНА С.А.,

к.т.н. доц. кафедры «Технологии продаж» РЭУ им. Г.В. Плеханова КАРТАШОВА Л.В.,

к.п.н. ГБПОУ «Образовательный комплекс «Юго-Запад»

В статье рассмотрено состояние и перспективы развития рынка органических продуктов, показаны особенности требований и нормативно-правового регулирования органической продукции в международной практике, представлены данные авторов об ассортименте органической продукции в обследованных супермаркетах города Москвы.

Ключевые слова: органическая продукция, рынок органической продукции, требования и ассортимент органической продукции.

В России приняты «Основы государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2020 года», в которых одним из ведущих направлений этой политики является обеспечение безопасности и биобезопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, внедрение инновационных нанотехноло-гий и биотехнологий в производстве пищи, а также технологий производства продуктов функционального назначения и продуктов органического производства [1]. Таким образом, одним из путей обеспечения здорового питания населения является производство и реализация органических продуктов. Это новая для России категория пищевых продуктов была впервые введена официально в СанПиН 2.3.2.2354-08. [2]

Органический продукт - пищевой продукт, произведённый с использованием технологий выращивания сырья без применения пестицидов, других средств защиты, химических удобрений, стимулирования роста и откорма животных антибиотиков, гормональных и ветеринарных препаратов, ГМО, не подвергнутых обработке использованием ионизирующего излечения. [2].

В международной практике принято следующее определение термина: «Органическая продукция (биопродукты) - это продукция, полученная в результате ведения сертифицированного органического производства в соответствии с требованиями стандартов и правил органического производства». [3]

Согласно СанПиН 2.3.2.2354-08 [2], удельная доля такого сырья для органических продуктов должна быть не менее 80%. Для его производства используются сельскохозяйственные поля, угодья, участки, фермы, на которых не применяются вышеуказанные способы обработки в течении двух лет, а для многолетних культур не менее трёх лет

до первого сбора сырья. Кроме того, при изготовлении органических продуктов используются только натуральные ароматизаторы и препараты из микроорганизмов или ферментов, разрешённых в установленном порядке. Не разрешается использование генетически модифицированных микроорганизмов или ферментов, полученных методом генной инженерии, а также материалов с неясным происхождением или неразрешимым для производства органических продуктов.

Уборочное и производственное оборудование, транспортные средства и контейнеры для органических продуктов должны иметь соответствующую маркировку («Только для органических продуктов»). После использования они должны подвергаться санитарной обработке и храниться в условиях, исключающих их загрязнение.

Транспортировка и реализация органических продуктов должна производиться только в упакованном виде с маркировкой «органический продукт» и сопровождаться документами, подтверждающими их происхождение как органического продукта, качество и безопасность, а также обеспечивающим прослеживаемость продукта. Импортируемые органические продукты должны проходить санитарно-эпидемиологическую экспертизу.

В 2.3.2.2354-08 регламентируются требования к условиям выращивания (содержания), производства, транспортирования и хранения органических продуктов растительного и животного происхождения. Кроме того, устанавливается перечень разрешённых пищевых добавок, технологических вспомогательных веществ, используемых при производстве органических продуктов. Приводятся перечни агрохимикатов, средств контроля за численностью вредителей и борьбы с болезнями растений, кормов разрешённых для производства органических продуктов.

Корма для животных, предназначенные для производства этих продуктов, должны быть приготовлены без использования химических растворителей, количество макро- и микроэлементов, витаминов, добавляемых в корма животных также регламентируются. Пастбища для выгула скота не должны на протяжении последних трёх лет обрабатываться какими-либо средствами, за исключением разрешённых СанПиН.

В зарубежных стандартах на органическую продукцию устанавливаются требования к ней, а также процедура сертификации сельскохозяйственных предприятий производителей органической продукции и порядок их контроля. Следует отметить, что в производстве органических продуктов сельское хозяйство занимает центральное место.

Основополагающим постулатом органической продукции является отказ от применения в их производстве минеральных удобрений, пестицидов, регуляторов роста, пищевых добавок и геномодифи-цированных источников.

К органической продукции предъявляются следующие требования. Они не должны содержать:

• генетически модифицированных организмов (ГМО), ГМ продуктов и их производных;

• химически синтезированных консервантов, красителей ароматизаторов, стабилизаторов и загустителей.

Кроме того, органические продукты должны производиться без использования:

• таких технологий как ультразвуковая обработка, химическая консервация, обработка фенолами и ПАВ, атомное расщепление, радиационная обработка, газация;

• сырья сельскохозяйственного происхождения, выращенного с использованием пестицидов, химических удобрений и другой агрохимии, гормонов и стимуляторов роста;

• сырья сельскохозяйственного происхождения, выращенного вблизи промышленных центров.

В Европе органические продукты производят в соответствие со стандартами «Общеевропейского соглашения по органическому производству сельскохозяйственной продукции» 2092/91 от 24 июня 1991 года». С 2009 года в ЕС действуют новые директивы по органическому производству 837/2007 и 889/2008. Основой американских стандартов является «Акт об органическом производстве продуктов питания», принятый в 1990 году. В ряде стран их также принято называть биопродуктами.

В обеспечении качества органических продуктов большую роль играет система сертификации биопродуктов. В её деятельности используются правовые нормы, устанавливающие обязательные требования в рамках государственного регулирования, а также отдельные стандарты, которые являются добровольными соглашениями. Сертификация, инспектирование и маркировка обеспечивают соответствие требованиям стандартов всего процесса сельскохозяйственного производства биопродуктов и их переработки до уровня конечной продукции.

Система сертификации органической продукции включает в себя специализированные сертифицированные и инспекционные органы. Таким образом, данная система (сертификация, инспектирование и маркировка) является гарантом соответствия стандартам всего процесса производства биопродуктов и их переработки, включая её маркировку, упаковку и доставку конечному потребителю.

Огромное значение в формировании межправительственных стандартов имеет Международная федерация движения экологического сельского хозяйства (англ. IFOAM). В 1980 году она сформу-

лировала «Базовые стандарты IFOAM относительно производства биопродуктов и их переработки». Федерация разработала также «Аккредитационный критерий IFOAM», на основе которого начала оценивать сертификационные учреждения на соблюдение указанных базовых стандартов.

Международная федерация движений экологического сельского хозяйства (IFOAM) объединяет свыше 700 активных организаций-участников в 100 странах мира. Кроме неё, функционирует Международная служба аккредитации в сфере экологического хозяйства (IOAS), основанная федерацией IFOAM. [3]

В феврале 2011 года IFOAM предложила систему органических гарантий и ввела новый мировой знак качества «Всемирный органический знак» (Global Organic Mark).

Основными документами, устанавливающими требования к органической продукции в мире можно считать следующие:

1. EU Regulation 2092/91 (EC 834/2007);

2. Codex Alimentarius Guidelines for Organically produced food 1999/2001;

3. IFOAM Basic Standard (IBS)

4. Нормативы «ЕС 834/2007», «ЕС 889/2008»;

5. National Organic Program (NOP, «Национальная Программа по Биопродуктам»);

6. Стандарты Japanese Agricultural Standard (JAS).

В настоящее время в мире пока ещё не существует единого международного стандарта производства биопродуктов. Это сдерживает рост мировых рынков продуктов питания и создают препятствия в торговле ими.

Постоянная проверка качества этапов производства продукции — это основной принцип всех систем сертификации органической продукции. Эксперты проверяют продукцию по 300-400 параметрам, прежде чем она попадёт на рынок. Всю органическую продукцию маркируют специальными знаками BIO, ECO, ORGANIC. Это основные виды обозначения органической продукции, которые можно встретить в магазинах России:

Все они подтверждают, что данные виды продукции соответствуют требованиям концепции выращивания и производства органических продуктов.

В московских магазинах также можно найти национальные знаки сертификации биопродуктов, такие как: национальный знак Германии «Печать БИО» (Bio-Siegel), французский знак «АВ» (сокращение от Agence Bio - Французское агентство по развитию и продвижению органического сельского хозяйства) и др.

Состояние рынка органической продукции (РОП) определяется состоянием источников его наполнения и характером спроса на био-продукты.

Оценка состояния мирового РОП показывает, что это сегмент продовольственного рынка характеризуется интенсивными темпами роста. Так, мировые продажи ОП выросли с 23 млрд. $ в 2002 г., до 52 млрд. в 2008 г. В мире РОП растёт с начала 1990 годов примерно на 20% в год. Учитывая растущей спрос прогнозируется бурный рост в ближайшем десятилетии примерно на 50% в год. [4]. Так, в США продажи ОП растут примерно на 17-20%, в ЕС - на 20%.

В ЕС доля сельхозугодий, занятых ОП, составляет примерно 3,9% от общего объёма площадей странами с высокой долей органического земледелия являются Лихтенштейн (26,9%), Австрия (18,5%), Швеция (12,6%), Италия (8,4%), Чехия и Греция (по 7,2%). Самые низкие показатели на Мальте (0,1%), Польше (0,6%), Ирландии (0,8%).

Реализация ОП производится в основном по четырём каналам сбыта: торговые сети (42%), специализированные магазины (28%), прямые продажи (10-20%), обычные продовольственные магазины (30%). Во Франции 30% продаж осуществляется через булочные и патиссерии. В США за 10 лет (с 2002 по 2012 гг.) количество предприятий, реализующих ОП, возросло в 3 раза, а в специализированных магазинах составило 100%.

В настоящее время ОП производится в 170 странах. Основные рынки сбыта - США (24,3 млрд €), Германия (7,6 млрд €), Франция (4,4 млрд €).

Во всём мире органические продукты стоят на 10-40% дороже, а в США - на 50%, в Европе - на 20%.

Сегмент ОП в мире составляет всего 1-2% от общего объёма продаж продовольствия [4]. Как уже указывалось, крупнейшим производителем ОП являются США, в которых объём продаж ОП достиг 3,7% от общего объёма продаж пищевых продуктов и 11,4% плодоовощной продукции от общего объёма ей продаж.

В России по заявлению министра сельского хозяйства РФ А. Ткачёва, производится всего 1% ОП от общего мирового их производства [5]. Однако эта доля могла быть выше, если бы часть фермеров (примерно 30-40%), производящих фактически ОП без минеральных удобрений, пестицидов и пр., могли бы сертифицировать свою продукцию.

Мешают этому два обстоятельства. Во-первых, отсутствие у таких фермеров финансовых средств не только на минеральные удобрения, пестициды и прочее, но и на оплату услуг экосертификации, во-вторых, явная недостаточность органов по эко-сертификации и инспекционных организаций. На сегодня в России функционируют всего 2 органа по экосертификации («Экоконтроль» и «Чистые росы» в Московской области») зарегистрировавшие официально Росстандарте системы добровольной сертификации. Кроме того, действует ещё 7 инспекционных организаций зарубежных организаций, действующих на территории России. [6].

Состояние российского рынка органической продукции характеризуется объёмами продаж (табл. 1)

Как видно из представленных данных, темпы роста продаж постоянно увеличиваются, причём наиболее интенсивно в долларовом исчислении (108128,5% по сравнению с 104,6-106,7% в рублях). Это обусловлено не только ростом продаж в физическом объёме, но и падением курса рубля по отношению к доллару и евро, тем более, что доля импорта на российском РОП, по оценкам разных экспертов, составляет от 90 до 96%.

По данным экспертов [5], доля органических продуктов в пищевой промышленности и сельском хозяйстве России составляет всего 0,1%, что явно недостаточно, так как спрос на них существует. Проведённые опросы показали, что 60% потребителей московских супермаркетов готовы платить повышенные цены за ОП [6].

Однако необходимо иметь ввиду, что органические продукты относятся к классу премиум, наценка на них может варьировать от 20 до 400%. Поэтому в настоящее время в России они не доступны основной массе потребителей и продаются в основном только в магазинах класса премиум («Азбука вкуса», «Глобус Гурмэ», «Зелёный перекрёсток», «Лавка Лавка», «Амбар» и др.). К тому же и ассортимент их ограничен 4-6 товарными категориями.

Проведённые нами исследования в трёх магазинах показали, что имеющиеся в них ассортимент ОП недостаточен для обеспечения полноценного питания населения. Данные представлены в табл. 2.

Как видно из представленных данных, в московских супермаркетах представлены в основном бакалейные, кондитерские товары, чай, кофе, пищевые концентраты, то есть продукты с естественно длительными или средними сроками хранения. И это не случайно, так как одним из недостатков ОП является небольшие сроки годности.

Из других групп имеются только молочные продукты (10 наименований), пиво и майонез. На день обследования (конец декабря 2015 года) в указанных магазинах отсутствовали мясные, рыбные, плодоовощные товары.

В значительной мере это объясняется тем, что указанные группы товаров являются скоропортящимися (кроме овощей) и при отсутствии консервантов или интенсивных технологий консервирования они долго храниться не могут. Поэтому вероятно такие товары распространяются непосредственно экопроизводителем.

В отличие от европейских стран и США в России функционирует три канала сбыта: торговые сети класса премиум (41%), специализированные, в том

Таблица 1. Объёмы продаж органической продукции в России (по данным [5].

года Объём продаж

млн дол. рост продаж, % млрд руб. рост продаж, %

2011 137 100,0 3,8 100,0

2012 148 108,0 4,05 106,6

2013 167 112,8 4,3 106,2

2014 175 104,8 4,5 104,6

2015 225 128,5 4,8 106,7

Таблица 2. Ассортимент органической продукции в обследованных супермаркетах г. Москвы

Количество видов ОП в магазинах

Категории и виды ОП «Азбука вкуса» «Глобус Гурмэ» Гастроном №1

Бакалейные товары:

- крупа 6 - -

- макароны - - 6

- мука пшеничная 2 - -

- масло льняное 1 - -

- масло оливковое 4 2 4

- масло рапсовое 1 - -

- масло соевое 1 - -

- масло тыквенное - 3 -

- кофе растворимый 1 - -

- чай (зелёный, чёрный, белый, с ягодами) 3 - 5

- фиточай

Кондитерские товары: 8

- мёд - -

- печенье

- сухофрукты (инжир)

Пищевые концентраты: 1 - -

- супчики 3 4 -

- каши 1 - -

- мюсли

-овсяные батончики

1 4

- 9 3

- 3 -

1 - -

Детское питание: - 17 16

- пюре - 8 10

- соки - 5 -

- фиточай - 4 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Соки, нектары - - 2

Молочные продукты

- биойогурт - - 10

- бифилайф - - 5

- биотворог - - 1

- кефир - - 3

- сыр - - 1

- - 2

- майонез - - 4

- пиво - - 4

числе интернет-магазины (26%) и прямые продажи от фермеров (13%).

Среди объектов, осуществляющих продвижение ОП на российском рынке, можно выделить три группы, каждая из которых отстаивает свои интересы:

1. Импортёры ОП зарубежного производства, занимающие большую часть РОП.

2. Производители ОП, осуществляющие прямые продажи своей продукции через небольшие частные магазины.

3. Фермеры, не сертифицировавшие свою продукцию, но маркирующие её орган-знаком «БИО» (около 70 предприятий, по данным [7]).

По сути дела, такая продукция без подтверждения соответствия является фальсифицированной.

В последнем случае эта продукция по качеству может быть и отнесена к органической, но не может называться так, если она не прошла экосертифика-цию и периодически не подвергается инспекционному контролю.

В перспективе Россия может стать одним из значительных участников мирового РОП, так как для этого у неё есть необходимые условия: экологически чистые районы и неиспользуемые, заброшенные земли, на которых более 10 лет ничего не засевается, а также рабочая сила.

Однако для того, чтобы это заработало, необходимо введение в действие ряда стимулирующих факторов:

- рост доходов населения, позволяющий увеличить спрос на ОП;

- осознание россиянами необходимости заботы о своём здоровье и здоровье своей семьи;

- распространение информации о полезности ОП;

- увеличение количества органов по экосерти-фикации;

- установление адекватных цен, так существующие ныне цены на российском РОП трудно назвать справедливыми (например, в интернет-магазине

предлагается «Дикий кофе» из Африки по цене 880 руб. за 200 г, т.е. 4400 руб. за кг, хотя в интернет-рекламе ничего не сказано о его полезных свойствах);

- принятие ФЗ «Об органической продукции», находящегося на рассмотрение в Госдуме разработке подзаконных актов, способствующих его применению.

Критический анализ органических продуктов ОП позволяет выявить их достоинства и недостатки:

Достоинства ОП: отсутствие или минимальное количество вредных для организмов веществ (токсических элементов, микотоксинов, антибиотиков, пищевых добавок, в том числе консерваторов, генетически модифицированных организмов и т.п.), которое подтверждается уполномоченными органами по сертификации. Использование в пищу органических веществ обеспечивает здоровое питание людей, что способствует предотвращению неинфекционных заболеваний.

Недостатки: высокие цены на органические пищевые продукты, в результате чего такие продукты экономически недоступны значительной части населения России. Так, в супермаркете «Азбука Вкуса» овсяные отруби специального помола «Dukan Son d'Avoine БИО» массой 500 г стоят 472 руб., тогда как обычные овсяные хлопья массой 500 г - 50 руб., то есть разница почти в 10 раз. При этом ожидать понижения цен не приходится вследствие высоких затрат на производство. Эти затраты обусловлены тем, что урожайность органической растительной продукции значительно ниже из-за отказа от ряда агротехнических приёмов (использования минеральных удобрений, пестицидов, биостимуляторов роста и т.п.). Хотя при рациональном подборе устойчивых к болезням сортов, применении органических удобрений урожай может быть не ниже.

Продуктивность экоживотноводства также снижается вследствие отказа от гормонов, антибиотиков и других ветеринарных препаратов.

Кроме того, экологическая сертификация на всех этапах жизненного цикла, без которой продукт не может быть признан органическим, связано с высокими затратами на процедуры сертификации и контроля.

Недостатком ОП являются и сокращённые сроки годности скоропортящихся продуктов.

Необходимо отметить, что российский рынок органической продукции находится в стадии становления. Доминирующее положение на нем занимает импортная органическая продукция. Удельная доля российских органических продуктов невелика.

В условиях экономических санкций и эмбарго на импорт продовольствия из ряда европейских стран

и США ожидать расширения ассортимента органических продуктов не приходится. Российские производители не стремятся активно развивать органическое производство, особенно в условиях кризиса и падения спроса это связано со значительными рисками. В таких условиях покупатели переориентируются на более дешевые товары.

В этой связи развитие отечественного органического производства требует государственной поддержки.

На современном этапе развития рынка органических продуктов следует отметить их физическую и экономическую недоступность для большинства россиян. Поэтому не приходится ожидать быстрого возрастания спроса на них, несмотря на неоспоримые достоинства: полезность и безопасность.

На сегодняшний день органические продукты доступны лишь небольшой группе обеспеченных потребителей, количество которых в условиях кризиса сокращается. Так, в 2015 году лишь у 10 % россиян доходы повысились, а у 49 - понизились.

В перспективе возможно расширение ассортимента и увеличение объемов производства органических продуктов, если повысится платежеспособность основной массы потребителей.

Ещё одним перспективным направлением является разработка и применение нормативно-правовой базы, обеспечивающей создание и поддержание установленных требований к качеству.

Важным направлением является разработка методов и средств идентификации, что позволите только обнаруживать случаи фальсификации, но и предупреждать их.

Литература

1. Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020года/ утв. Распоряжением правительства РФ от 25 окт. 2010г. №1873-Р.

2. СанПиН 2.3.2.2354-08 «Дополнения и изменения № 8 к санитарно-эпидемиологическим правилам СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» (зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2002, регистрационный номер 3326)

3. Интернет ресурс «Международная федерация движений экологического сельского хозяйства (JFOAM) https://test.org.ua/usefulinfo/food/info/63

4. Дворникова Е. Рост рынка органической продукции в России/ sozrf.ru/rast.

5. Брижинкие Т.И. Шиль Ю. Экологическое агро-производство и рынок органической продукции в России./ www.

6. Прокина Н. Земля и боль. Есть ли будущее у рынка органических продуктов./www.the-village.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.