Научная статья на тему 'Анализ российского опыта построения системы управления персоналом на сервисных предприятиях'

Анализ российского опыта построения системы управления персоналом на сервисных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / ОСОБЕННОСТИ В РОССИЙСКИХ СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ / HUMAN RESOURCE MANAGEMENT / PARTICULARLY IN THE RUSSIAN PERSONNEL MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпова Елена Геннадьевна, Димова Кристина Борисовна

В России переход к рыночным отношениям дал толчок к переосмыслению подхода к управлению предприятиями сферы услуг и привело к резким изменениям направлений и механизмов структурных преобразований на современных предприятиях сферы услуг. Во времена неустойчивых экономических, политических ситуаций, частых кризисов, высокой конкуренции на рынках сферы сервиса принятие грамотных кадровых решений приобретает все большую значимость в стратегическом аспекте деятельности сервисных предприятий. Необходимо пересмотреть современный подход к управлению персоналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карпова Елена Геннадьевна, Димова Кристина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE RUSSIAN EXPERIENCE OF CONSTRUCTING A SYSTEM OF PERSONNEL MANAGEMENT IN SERVICE ENTERPRISES

In Russia, the transition to a market economy has given impetus to rethink the approach to business management services and has led to a sharp change of directions-tions and mechanisms of structural transformations in modern service industries. In times of unstable economic and political situation, frequent crises, highly competitive markets, the scope of the adoption service competent personnel decisions is becoming increasingly important strategically as-pects of the activities of service companies. It is necessary to revise ency--menny approach to personnel management.

Текст научной работы на тему «Анализ российского опыта построения системы управления персоналом на сервисных предприятиях»

0.6АК

www. sibac. info

Экономика и современный менеджмент: теория и практика

№ 9 (52), 2015 г

СЕКЦИЯ 5.

УПРАВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ОПЫТА ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА СЕРВИСНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Карпова Елена Геннадьевна

канд. экон. наук, ст. преподаватель кафедры сервисной и конгрессно-выставочной деятельности Санкт-Петербургского государственного экономического университета РФ, г. Санкт-Петербург

Димова Кристина Борисовна

магистрант 2 курса Санкт-Петербургского государственного экономического университета РФ, г. Санкт-Петербург E-mail: dkb 27@mail.ru

ANALYSIS OF THE RUSSIAN EXPERIENCE OF CONSTRUCTING A SYSTEM OF PERSONNEL MANAGEMENT IN SERVICE ENTERPRISES

Elena Karpova

candidate of economic sciences., a senior lecturer service and the congress and exhibition activities at St. Petersburg State University of Economics Russia, Saint Petersburg

Christina Dimova

master student 2 course at St. Petersburg State University of Economics Russia, Saint Petersburg

46

Экономика и современный менеджмент: теория и практика № 9 (52), 2015 г.

^ СибАК

www.sibac.info

АННОТАЦИЯ

В России переход к рыночным отношениям дал толчок к переосмыслению подхода к управлению предприятиями сферы услуг и привело к резким изменениям направлений и механизмов структурных преобразований на современных предприятиях сферы услуг.

Во времена неустойчивых экономических, политических ситуаций, частых кризисов, высокой конкуренции на рынках сферы сервиса принятие грамотных кадровых решений приобретает все большую значимость в стратегическом аспекте деятельности сервисных предприятий. Необходимо пересмотреть современный подход к управлению персоналом.

ABSTRACT

In Russia, the transition to a market economy has given impetus to rethink the approach to business management services and has led to a sharp change of directions-tions and mechanisms of structural transformations in modern service industries.

In times of unstable economic and political situation, frequent crises, highly competitive markets, the scope of the adoption service competent personnel decisions is becoming increasingly important strategically aspects of the activities of service companies. It is necessary to revise ency--menny approach to personnel management.

Ключевые слова: управление персоналом; особенности

в российских системах управления персоналом.

Keywords: human resource management; particularly in the Russian personnel management system.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что существующие, на сегодняшний день и на протяжении уже нескольких лет, условия экономической нестабильности страны сильно влияют на работу организаций в сфере услуг. Требуется пересмотр существующей и создания наиболее эффективной системы управления персоналом подходящей под условия России.

В России принято использовать готовые модели управления, многие из которых разработаны специалистами из других стран и не совсем подходят под экономические, социальные, национальные и другие особенности России. Основные черты управления персоналом на сервисных предприятиях страны являются пережитками Советского строя, являющимися давно не актуальными для современных коммерческих организаций. Это является причиной исполь -

47

0.6АК

www. sibac info

Экономика и современный менеджмент: теория и практика

№ 9 (52), 2015 г

зования и реализации принципов и методов управления, чаще всего заимствованных из стран Америки, Японии и стран запада.

Отечественные системы управления персоналом до сих пор находятся на этапе их становления. Их медленное развитие возможно связано с прошлым опытом тоталитарного строения общества и трудовых отношений в период социализма. В период резкого изменения ориентира при переходе к построению рыночной экономики отечественная система управления персоналом не смогла быстро адаптироваться к новым условиям, и как следствие это негативно сказалось на качестве управления персоналом и его дальнейшем развитии.

Т акая ситуация привела:

• во-первых, к снижению трудовой активности;

• во-вторых, к разрушению исполнительской дисциплины;

• в-третьих к разрушению управленческих связей;

• в-четвертых к ослаблению контроля над деятельностью сотрудников, отделов и организаций в целом;

• в-пятых к отсутствию (или недостаточному количеству) специально подготовленного компетентного в своей профессиональной деятельности сервисного персонала.

Все системы управления персоналом, в первую очередь, строятся на системе ценностей и особенностей менталитета общества. На настоящий момент не существует разработанной системы управления четко подходящей под особенности России. В прошлом, мотивом, побуждающим сотрудника к труду, было построение социализма и личный вклад деятельности людей в этот процесс. Совсем недавно основной мотив был направлен непосредственно на получение материальной выгоды. На сегодняшний же день кроме материальной выгоды начало активно развиваться стремление сотрудников к профессиональному обучению, личностному росту, приобретению ценного опыта.

Современный человек несет в себе желание развиваться, получать профессиональные навыки и знания, но в России состояние системы подготовки, переподготовки и обучения персонала на сервисных предприятиях являются неудовлетворительными.

Так одной из проблем в сфере услуг является нехватка сервисного персонала. По данным, взятым из исследовательского центра портала Superjob, можно проследить за динамикой спроса на персонал сферы услуг за период с марта 2015 по июль 2015 (Рисунок 1). Как видно на диаграмме спрос на сервисных работников с каждым месяцем увеличивается [3].

48

Экономика и современный менеджмент: теория и практика № 9 (52), 2015 г.

^ СибАК

www.sibac.info

Спрос на персонал категории "Услуги, ремонт, сервис”

12%

10%

8%

6%

4%

2%

0%

8%

март

апрель

11%

11%

10%

май

июнь

июль

□ март

□ апрель

□ май

■ июнь

■ июль

Рисунок 1. Динамика спроса на персонал сферы услуг

Возможной причиной этого может быть скорость подготовки персонал сферы сервиса. Современное образование не успевает готовить специалистов в ногу со временем. Также предположительной причиной спроса на сервисный персонал может быть уход временных работников, занятых в сфере сервиса. Как показывает собственное наблюдение, руководители сферы услуг имеют тенденцию нанимать временный персонал в период летних каникул школьников и студентов, которые ближе к началу учебного года покидают место работы.

Многие руководители сервисных организаций либо полагают, что не стоит затрачивать средства на обучение личного персонала, либо осознано экономят на этом бюджет, предприятия зачастую не предусматривают расходы на повышение квалификации персонала. Большинство руководителей предпочитают нанимать на работу сотрудников с уже имеющимся и нужным им уровнем квалификации. При таком подходе формирования коллектива трудно создать основу стабильной процветающей фирмы, а именно сплоченный, постоянный по составу коллектив высококвалифицированных работников подготовленных под специфику и цели предприятия [2, с. 67].

На российских рынках услуг для успешного развития деятельности предприятий сервиса руководителям и специалистам отделов кадров необходимо научиться рассматривать сотрудников как человеческий ресурс, как одно из основных средств получения прибыли. Для этого необходимо применять индивидуальный подход к каждому работнику, создавать комфортные условия для их эффективной деятельности, выстраивать дружественные отношений в коллективе (психологически комфортный климат), оказывать помощь в саморазвитии, что будет способствовать максимизации

49

0.6АК

www. sibac info

Экономика и современный менеджмент: теория и практика

№ 9 (52), 2015 г

труда сотрудников и эффективности деятельности предприятия. А также отойти от стереотипа, что персонал не требует дополнительных затрат на развитие повышение квалификаций [1].

Для повышения эффективности как управления в целом, так и управления персоналом российским сервисным компаниям необходимо формировать свою систему управления персоналом или перенимать опыт иностранных компаний с корректировкой под национальные, культурные, социально-экономические особенности страны, учитывая постоянную нестабильность.

Список литературы:

1. Уцениваете ли вы сотрудников // Современный мир: сайт. - [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.hr-journal.ru/ (дата обращения: 27.07.2015).

2. Хачатуров А.Е. Менеджмент в России и за рубежом // Все о теории и практике управлении бизнесом. — 2013. — № 2. — C. 115—122.

3. Superjob. Исследования: Основные показатели рынка труда [Электронный

ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.superjob.ru/ (дата

обращения: 24.08.2015).

ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ И МОДЕЛИ КАРЬЕРНОГО РОСТА И РАЗВИТИЯ

Мусоян Варвара Аршаковна

студент 4 курса СПбГЭУ, РФ, г. Санкт-Петербург E-mail: felisha705@gmail.com

Сысова Елена Леонидовна

ст.преподаватель СПбГЭУ, РФ, г. Санкт-Петербург E-mail: elensov@gmail.com

50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.