Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МЕТОДОВ ИСПЫТАНИЙ НА СТАТИЧЕСКУЮ ТРЕЩИНОСТОЙКОСТЬ АВИАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ'

АНАЛИЗ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МЕТОДОВ ИСПЫТАНИЙ НА СТАТИЧЕСКУЮ ТРЕЩИНОСТОЙКОСТЬ АВИАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
122
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПЫТАНИЯ / ТРЕЩИНОСТОЙКОСТЬ / КОЭФФИЦИЕНТЫ ИНТЕНСИВНОСТИ НАПРЯЖЕНИЙ К1С / R-КРИВАЯ / СТАНДАРТ / МАТЕРИАЛЫ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Швечков Е.И.

Проведено сравнение основных российских и зарубежных стандартов, регламентирующих методы испытаний на статическую трещиностойкость авиационных материалов при плоской деформации ( массивные полуфабрикаты) и плоском напряженном состоянии (листы). Установлено, что при близости большинства принципиальных положений рассмотренные стандарты имеют некоторые отличия, в целом незначительно влияющие на конечный результат испытаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF RUSSIAN AND FOREIGN STATIC CRACKING RESISTANCE TESTS OF AIRCRAFT MATERIALS

Main Russian and foreign standards which specify static cracking resistance tests of aircraft materials both in the case of plane deformation (massive semiproducts) and plane stress state (sheets) have been compared. It has been found that majority of the basic provisions of the standards are similar, but there are some differences which on the whole have insignificant effect on the final results of the tests.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МЕТОДОВ ИСПЫТАНИЙ НА СТАТИЧЕСКУЮ ТРЕЩИНОСТОЙКОСТЬ АВИАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ»

УДК 620.01(083.74)

АНАЛИЗ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МЕТОДОВ ИСПЫТАНИЙ НА СТАТИЧЕСКУЮ ТРЕЩИНОСТОЙКОСТЬ АВИАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Е.И. Швечков, докт. техн. наук (ОАО «ВИЛС», e-mail: info@oaovils.ru)

Проведено сравнение основных российских и зарубежных стандартов, регламентирующих методы испытаний на статическую трещиностойкость авиационных материалов при плоской деформации (массивные полуфабрикаты) и плоском напряженном состоянии (листы). Установлено, что при близости большинства принципиальных положений рассмотренные стандарты имеют некоторые отличия, в целом незначительно влияющие на конечный результат испытаний.

Ключевые слова: испытания; трещиностойкость; коэффициенты интенсивности напряжений К1с, К0, Кс, Kc ; Я-кривая; стандарт; материалы.

Analysis of Russian and Foreign Static Cracking Resistance Tests of Aircraft Materials. Ye.I. Schvechkov.

Main Russian and foreign standards which specify static cracking resistance tests of aircraft materials both in the case of plane deformation (massive semiproducts) and plane stress state (sheets) have been compared. It has been found that majority of the basic provisions of the standards are similar, but there are some differences which on the whole have insignificant effect on the final results of the tests.

Key words: tests; cracking resistance; stress intensity coefficients Kic, Kq, Кс, Kc ; Я-curve; standard; materials.

В России, США и ведущих странах Западной Европы разработаны национальные и отраслевые стандарты, регламентирующие методы проведения различных испытаний, в том числе на статическую трещиностойкость при плоской деформации (массивные полуфабрикаты) и плоском напряженно деформированном состоянии (обшивочные материалы). Определение характеристик трещи-ностойкости имеет особо важное значение для материалов, используемых в силовых элементах авиационных конструкций. Наряду с обычными механическими свойствами их широко используют при проектировании авиационной техники для обоснования ее ресурса и безопасной эксплуатации. Надежные статически обработанные экспериментальные данные о трещиностойкости, как правило, получают в процессе квалификации материалов. Для части полуфабрикатов из алюминиевых и титановых сплавов нижние

значения характеристик трещиностойкости указаны в технических условиях.

Достоверность и воспроизводимость результатов испытаний обеспечивается соблюдением требований, изложенных в нормативных документах. Некоторые положения российских и зарубежных нормативных документов о статической трещиностойкости имеют отличия, в связи с чем целесообразно провести их сравнение. Далее этот вопрос рассмотрен применительно к стандартам на методы определения характеристик статической трещиностойкости отдельно для массивных (плит, поковок, штамповок, профилей с толстой полкой) и обшивочных материалов (листов).

В обоих случаях суть испытаний на трещиностойкость заключается в статическом на-гружении образца с выращенной от надреза усталостной трещиной, как правило, с записью диаграммы «нагрузка Р-смещение V»

и последующем расчете параметров трещи-ностойкости по известным (для каждого типа образца своим) формулам механики разрушения, например [1, 2].

Методы испытаний на трещиностойкость в условиях плоской деформации

Основными стандартами, регламентирующими методы испытаний на статическую трещиностойкость (вязкость разрушения), в России являются [3], а в США и странах Западной Европы [4]. Государственный стандарт России разработан в 1985 г. Академией наук и рядом машиностроительных министерств, в том числе авиационной промышленности. В его основу положены методические разработки [5, 6], составленные с учетом опыта испытаний нескольких видов образцов из различных конструкционных материалов, в частности алюминиевых, титановых и никелевых сплавов. Имеется ряд отличий между методами испытаний, изложенными в [3, 4]. Одними из основных являются область их распространения и типы используемых образцов. Так, [3] устанавливает метод определения характеристик вязкости разрушения металлических материалов в температурном диапазоне от -269 до + 600 °С. По результатам испытаний определяют следующие характеристики.

1. Силовые - критические коэффициенты интенсивности напряжений К"1с и другие.

2. Деформационную - раскрытие в вершине трещины, 8с.

3. Энергетические - критическое значение 1 - интеграла ¡с или 11с.

Зарубежный стандарт [4] распространяется только на определение вязкости разрушения К1с. Энергетический и деформационный подходы рассмотрены в отдельных нормативных документах [7, 8]. При этом следует отметить, что на практике значения К1с используют существенно чаще других характеристик, особенно для авиационных материалов. В отличие от российского стандарта в [4] описана процедура испытаний хрупких материалов, имеющая свои специфические особенности, связанные с высокой скоростью роста усталостной трещины, что затрудняет ее наведение .

При испытании на вязкость разрушения используют несколько типов образцов. В [3] приведены четыре их типа и для каждого указаны области применения. Тип и размеры образцов выбирают исходя из целей испытаний, размеров и формы исследуемых конструктивных элементов, механических свойств материала, максимальной нагрузки испытательной машины и экономических соображений. Наиболее распространенными являются компактный образец с краевой трещиной на внецентренное растяжение (тип ВР) и плоский прямоугольный образец для испытаний на трехточечный изгиб (тип БНИ). Кроме того, в [3] приведены еще плоский образец в виде пластины (тип ЦНР) и цилиндрический с кольцевой трещиной для испытаний на осевое растяжение. Последний используют для исследования прутков, а образец типа ЦНР удобен при испытании листов с толщиной до 10 мм. Требования кзначениям К1с внесены в технические условия на поставку ряда полуфабрикатов из алюминиевых и титановых сплавов (плит, штамповок, поковок и массивных профилей).

В [4] для испытаний на вязкость разрушения также рекомендованы четыре типа образцов. Кроме общих с [3] образцов типов ВР и БНИ, дано описание компактных образцов на внецентренное растяжение в форме диска и изгиб в форме арки. Следует отметить, что если образец в форме диска также используют в России для испытаний материалов круглого сечения и для него составлена отраслевая методика контроля, то образцы в форме арки, насколько нам известно, в России не применяют.

Требования к геометрическим параметрам надрезов на образцах (прямой или шевронный), способам крепления к ним экстен-зометра (накладные призмы или концевые выступы), используемым при испытании приспособлениям, в [3] и [4] разнятся незначительно.

Сама процедура испытаний, изложенная в [3, 4], также отличается мало, хотя в [4] она изложена более подробно, отдельно касаясь каждого типа образца. Усталостную трещину на конечном этапе необходимо наводить при максимальной нагрузке цикла, соответствую -щей значению коэффициента интенсивности напряжений Ктах, не большему чем 0,6 К|с.

На начальном этапе допустимо нагружение при Ктах, равным 0,8 К|С [4] и 0,75 К|С [3]. Скорость статического нагружения на линейном участке диаграммы «нагрузка Р-смеще-ние V» в [3] должна соответствовать скорости роста коэффициента интенсивности напряжений в пределах (0,5-1,5) МПа • л/м /с, а в [4] -(0,55-2,75) МПа • Тм /с. Здесь же (в [4]) рассмотрен случай испытаний некоторых материалов при более высоких скоростях нагружения.

В [3, 4] различны эмпирические функции, входящие в формулы для расчета коэффициентов интенсивности напряжений Кд и зависящие от отношения суммарной длины трещины и надреза (а) к ширине (№) образца. Например, для компактного образца на внецентренное растяжение, соответственно, в стандартах [3] и [4] они записываются следующим образом:

А - I = 13,74

V №

1 - 3,380( -) + 5,5721 а

2-1

2 +

0,886 + 4,64а - 13,32(-) + № V №

+ 14,72V^3 - 5,6Vа) 4

1 - ^1 №

а 13/2

Несмотря на различное написание п — I

V №

значения Ко, рассчитанные с их использованием, практически одинаковы.

В российском стандарте [3] величину Кд принимают равной К1С, если Рс < 1,1 Рд и выполняются неравенства одной из двух групп:

1. tnk/t < 1 и Фс

I - t„

100% < 1,5%, где

*рк = 2,5

( К 12 К О

(ст0,2)

2. Vc < 1,2 Vo.

Здесь Рс - максимальная нагрузка на диаграмме «Р-^>;

Рд - расчетная нагрузка; ст0,2 - условный предел текучести; Фс - относительная толщина образца в зоне разрушения;

t - начальная толщина образца; tс - толщина образца в зоне разрушения; Vc и Vo - смещения берегов трещины, соответствующие характерным точкам на диаграмме «Р-^>.

В [4] величину Кд полагают равной К1с, если выполняются следующие два неравенства:

Рс т 1,1; 2,5 Ро

( к 12 к о

(ст0,2/

< № - а.

В [3], кроме того, допускается вычислять поправочную функцию по формуле:

П( -I = -5,219

V. №

1 - 5,739(--№

Для образца, испытываемого на трехточечный изгиб, они, соответственно, определяются как:

А - = 3,494

V №

1 - 3,396( + 5,839( а V № ( №

2п

или п - = -1,555

V №

1 - 5,546

№ J

=3 а

1,99 -

1 - %)( 2,15 - 3,93 а + 2,7а № ( № №

2 ( 1 + 2-)( 1 -

Л 3/2

В обоих стандартах отмечено, что если результаты испытаний не удовлетворяют сформулированным требованиям,то для определения К1с необходимо использовать образцы большей толщины.

В [4] также приведена информация, позволяющая оценить рассеяние экспериментальных данных и сравнить значения К1с,полученные на образцах нескольких типов, изготовленных из высокопрочных, однородных по составу и микроструктуре сплавов.

Помимо традиционного метода испытаний, изложенного в [3], в России широкое применение нашел метод многократного определения вязкости разрушения К1с на одном образце. Суть метода заключается в следующем [2]. Образец с предварительно выращенной усталостной трещиной статически нагружают, не допуская его полного разрушения. При этом записывают диаграмму «Р-^>. Нагружение прекращают либо после первого

скачка трещины, либо после достижения нагрузки, несколько большей, чем Рд, входящей в формулу для определения Кд,. Предусмотрена специальная процедура, позволяющая выявить момент остановки статического нагружения. Затем на образце вновь выращивают усталостную трещину. При этом ее прирост должен превышать зону пластической деформации, созданную при первом статическом нагружении. Далее процесс повторяют несколько раз, чередуя статическое нагружение и выращивание усталостной трещины. На поверхности излома образца после его разрушения четко видны чередующиеся зоны статического и усталостного подроста трещины. Замеряя прирост трещины (Да), полученный при статическом нагружении, устанавливают достоверность определения вязкости разрушения. Если размер да больше 2 % от длины начальной трещины, то значение Кд является достоверным и равным К|С, поскольку отклонение от линейности диаграммы «Р-У» обусловлено приростом трещины, а не пластической деформацией материала впереди ее вершины. По сравнению с традиционным описанный метод имеет ряд преимуществ. С его помощью проведено ис-

В

т

т

1,08В

1,16В

Сечение по надрезу I

Профиль надреза

Рис. 1. Образец с шевронным надрезом

следование влияния химического состава, режимов термической обработки и других технологических факторов на вязкость разрушения многих алюминиевых и титановых полуфабрикатов.

Для испытаний как при комнатной, так повышенной и пониженной температурах, удобен метод, предложенный в [9]. Его преимущество заключается в том, что он не требует записи диаграммы «нагрузка Р-смещение V», а следовательно, применения экстензометра. Испытания проводят на специальных образцах с острым шевронным надрезом (тип ОШН) определенной конфигурации и определенных размеров (рис. 1), отличных от приведенных в [3, 4]. Характерной особенностью образцов является независимость коэффициента интенсивности напряжений К|С в вершине трещины от ее длины. Значения К|С рассчитывают по формуле, в которую входят только максимальная нагрузка статического нагружения (Ртах) и ширина (В) образца.

К1с = 18,7Ртах/В3/2

На образцах типа ОШН можно также определять скорость роста усталостных трещин в широком диапазоне температур при фиксированных значениях амплитуды коэффициента интенсивности напряжений. Кроме того, целесообразно использовать их для оценки распределения К|с по толщине массивных полуфабрикатов, в частности длинномерных плит большой толщины.

Как в отечественной, так и зарубежной нормативной документации, не рассмотрена возможность оценки корректности результатов при разрушении образцов не в продолжение надреза (преимущественное разрушение большинства полуфабрикатов), а с поворотом к боковой поверхности, иногда перпендикулярно надрезу (рис. 2). Такое разрушение встречается при испытании образцов продольной (Д-П) ориентации в поковках и профилях некоторых алюминиевых сплавов из-за анизотропии свойств. Ввиду того, что зачетное разрушение при этом не реализовано, истинную величину К|с определить нельзя. Между тем требования

Рис. 2. Характер разрушения образцов направления Д-П, изготовленных из профиля сплава В95очТ2:

а - вид с боковой поверхности, б - вид со стороны излома

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к значениям К1с направления Д-П для поковок и профилей ряда сплавов внесены в технические условия. Увеличение толщины образца, посредством которого обычно достигают получения корректных результатов К1с, в данном случае не изменяет вида разрушения, поскольку с возрастанием толщины пропорционально увеличиваются и другие размеры образца. На наш взгляд, в этой ситуации целесообразно остановиться на одном из двух вариантов - либо отказаться от испытаний образцов продольной ориентации, имея в виду, что значения К1с для них всегда будут выше, чем в других направлениях, либо в технических условиях указывать требования не к значениям К1с, а к Кд.

Методы испытаний на трещиностойкость в условиях плоского напряженного состояния

К основным характеристикам статической трещиностойкости обшивочных материалов (листов) при плоском напряженном состоянии относятся:

1. Критическое значение условного коэффициента интенсивности напряжений КС.

2. Критическое значение коэффициента интенсивности напряжений Кс.

3. Остаточная прочность образца в нет-

нетто

то-сечении сттр .

4. Кривая сопротивления распространению трещины при статическом нагружении Я-кривая или Кд-кривая, которая в современной трактовке представляет зависимость между текущим значением коэффициента интенсивности напряжений Кд и приростом размера эффективной длины трещины Дае.

В России испытания на статическую трещиностойкость проводят в соответствии с требованиями методов, изложенных в отраслевых стандартах [10, 11]. Из зарубежных наиболее известен стандарт США [12], который описывает процедуру определения Я-кри-вой. Некоторыми самолетостроительными фирмами Западной Европы разработаны свои нормативные документы, например [13].

Как правило, во всех стандартах рекомендуют проводить испытания на образцах в виде пластины с центральным надрезом (тип ЦНР). Значительно реже и только при толщине листа более 6,0 мм допускают использование компактных образцов на внецентренное растяжение.

Основные отличия между методами испытаний в России и США заключаются в следующем:

- подходе к выбору размеров образцов;

- допускаемой величине максимальной нагрузке цикла при наведении усталостной трещины;

- условиях корректности получаемых характеристик вязкости разрушения;

- формулах для определения коэффициентов интенсивности напряжений.

В российском стандарте указаны конкретные размеры образцов и область их приме -нения. Рекомендованы образцы шириной В = 200, 300, 500, 750 и 1500 мм с минимальной рабочей длиной ^ = 2В и общей длиной близкой или равной 3В. Образцы с В = 200 и 300 мм используют при разработке новых сплавов, контроле качества продукции, а более широкие - при паспортизации и квалификации листов, а также анализе прочности конструкции. Длина надреза с учетом усталостной трещины должна быть (0,2-0,5)В.

В стандарте США отсутствуют данные об абсолютных размерах образцов. Их ширина

^ -немо

выбирается из того условия, чтобы сттр

была меньше условного предела текучести ст0,2. Также обязательным является выполнение условия: L1 > К*В, где К - коэффициент, зависящий от способа закрепления образца в захватах испытательной машины. Наименьшее значение коэффициента К (1,5) допускается принимать, если образец закрепляется между двумя пластинами с внутренней насечкой, зажимаемых несколькими болтами. Это обеспечивает равномерное распределение нагрузки на образце непосредственно у захвата. Таким образом, стандарт США допускает определение характеристик трещи-ностойкости на более коротких образцах, что имеет важное значение, особенно, при испы-

2 а0

тании широких листов. Величина —— в [12]

В

ограничена соотношением 0,25-0,4.

Некоторые авиационные фирмы Западной Европы при определении характеристик статической трещиностойкости традиционно используют образцы шириной 160 и 400 мм [13].

Одним из параметров, влияющим на достоверность результатов, является величина максимальной нагрузки цикла Ртах при наведении усталостной трещины. Подход к выбору Ртах в [10-12] различен. В стандартах России она выбирается из условия ст^е1™ < 0,5ст0,2, тогда как в стандарте США требуется выполнение условия Ктах/Е < 0,00013 м1/2 при страгивании трещины (подросте на первые ~0,65 мм) с дальнейшим снижением, найденным из условия Ктах/Е < 0,0001 м1/2. Здесь Ктах - значение коэффициента интенсивности

Е - мо-

вать при меньшей максимальной нагрузке цикла, удовлетворяющей требованиям [12].

Для получения корректных данных о вязкости разрушения во всех стандартах содержатся требования к минимальной ширине образца. Суть их сводится к тому, чтобы максимальное напряжение в нетто-сечении образца при его разрушении не превышало либо 0,8 ст0,2 [10, 11], либо ст0,2 [12]. Это обеспечивает преимущественно упругое поведение материала в сечении разрушения и дает возможность использовать при расчете коэффициентов интенсивности напряжений известные формулы механики разрушения. В [12], кроме того, приведена таблица, позволяющая выбирать требуемые размеры образца исходя из квадрата отношения максимального значения коэффициента интенсивности напряжений к его пределу текучести. Таким образом, стандарт США допускает использование менее габаритных образцов, что особенно важно для относительно пластичных материалов.

В [10-12] различны формулы для вычисления коэффициента интенсивности напряжений. Однако результаты расчета по ним отличаются не более чем на 1 %. Для образцов типа ЦНР в практике лабораторных испытаний чаще применяют формулу:

Ки =

Bt

паезео

п а( ~В

1/2

напряжений, соответствующее Рт дуль упругости сплава. Условия стандарта США являются более жесткими. Величина Ртах заметно (в 1,5-2,0 раза) меньше, а требуемое количество циклов для выращивания трещины в несколько раз больше, чем допускается в соответствующих документах Рос-п ,,у нетто

сии. Поэтому при определении КС и сттр ,

в расчетные формулы которых не входит эффективная длина трещины, зависящая от Ртах, целесообразно использование [10, 11]. Для более же точного построения И- кривой (особенно на начальном участке) и вычисления Кс усталостную трещину лучше выращи-

где Р - нагрузка;

В - ширина образца в сечении брутто; t - толщина образца; ае - половина эффективной длины трещины.

Как в отечественном, так и зарубежном, стандарте величину ае рекомендовано находить либо из графика нормализованной податливости, используя в качестве исходных данных кривую «нагрузка Р - смещение V», либо визуальным наблюдением за подростом физической (а0) длины трещины с последующей корректировкой на размер зоны пластической деформации. В [12], кроме того, приведена менее трудоемкая процедура аналитического расчета эффективной длины трещины, позволяющая автоматизировать построение Я-кривой. Погрешность ее опре-

деления не более 2 % в диапазоне изменения относительной длины трещины от 0,3 до 0,8.

Отдельно остановимся на вычислении коэффициента интенсивности напряжений Кс. Известны два подхода к его определению, по существу отличающиеся тем, какая нагрузка соответствует началу нестабильного разрушения образца. В [12] считается, что таковой является величина Р, определенная как точка касания Я-кривой и С-кривой, где последняя представляет изменение коэффициента интенсивности напряжений перед вершиной трещины с увеличением ее длины при фиксированном значении нагрузки. В стандарте [11] в формулу для Кс входит максимальная нагрузка. Получаемые значения Кс в этом случае выше, чем в [12]. Недостатком [11] явля-

Ксу, МПа • ^м

110

100

90

80

70

60

ь

1- 1-

1

■"—""с >

^тр

100

о, МПа

200

300

400

В, мм а

325

300

275

250

ч 4 -1

К Ч

>

1— о

о

100

200 300

В, мм

400

Рис. 3. Влияние ширины образца на Кс (а) и а.

(б)

нетто *тр

листов из алюминиево-литиевого сплава типа 1424Т1:

1, 2, 3 - продольное, поперечное и угловое (у = 45°) направления соответственно

ется то, что для пластичных материалов даже при использовании относительно широких образцов диаграмма «Р - V» не всегда имеет четко выраженный максимум, вследствие чего возникает погрешность в расчете эффективной длины трещины, а затем и Кс.

Большой объем экспериментальных данных о статической трещиностойкости листов, полученный в ОАО «ВИЛС» в соответствии с требованиями стандартов [10, 11] на образцах различной ширины из нескольких наиболее распространенных в авиастроении алюминиевых сплавов,позволил установить следующие закономерности:

-характеристики трещиностойкости зависят от ширины образца [14-16]. С ее увеличу ^ нетто чением значения Кс , Кс возрастают, сттр

уменьшается, а Я-кривая простирается в область более высоких текущих значений коэффициента интенсивности напряжений Кя и половины прироста эффективной длины трещины дае (рис. 3, 4). Из рис. 3 видно, что ха-

у нетто

рактер изменения Кс и сттр зависит также от ориентации образца. В руководящих технических материалах (РТМ), составленных в ОАО «ВИЛС», ФГУП «ВИАМ» и ФГУП «ЦАГИ»,

Кх, МПа • ^м 200

100 Дае

Рис. 4. Влияние ширины образца на вид й-кривых листов из алюминиево-литиевого сплава типа 1424Т1:

О, • - В = 760 мм; □, О, А, +, х - В = 400 мм

описан подход, позволяющий прогнозировать величины КС, Кс широких образцов на основе данных испытаний образцов меньшей ширины;

- между критическими коэффициентами

интенсивности напряжений Кс и КС имеется

зависимость Кс = КС (0,0972В + 1,2138

Это соотношение позволяет оценивать значения Кс, при определении которых требуется запись диаграммы «нагрузка-смещение», по результатам более простых испытаний.

Показано, что различие между Кс и КС возрастает с увеличением длины исходной трещины 2а0, но не более чем на 8 %;

- при нагружении тонких и широких образцов имеет место их «выпучивание» из плоскости образца в вершине трещины, снижаю-

щее характеристики трещиностойкости. На практике важны данные, полученные как с ограничением (применяют жесткие элементы в виде профилей или пластин, устанавливаемые в сечении надреза), так и без ограничения выпучивания.

Заключение

Основные положения российских и зарубежных стандартов, регламентирующих методы испытаний на статическую трещиностой-кость при плоской деформации и плоском напряженном состоянии, близки. Имеющие место отличия в типах и размерах используемых образцов, процедуре испытаний, формулах для расчета критических коэффициентов интенсивности напряжений, оценке корректности полученных экспериментальных данных не носят принципиального характера и мало влияют на конечный результат.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Черепанов Г.П. Механика хрупкого разрушения. - М.: Наука, 1974. - 640 с.

2. Кудряшов В.Г., Смоленцев В.И. Вязкость разрушения алюминиевых сплавов. - М.: Металлургия, 1976. - 296 с.

3. ГОСТ 25.506-85. Методы механических испытаний металлов. Определение характеристик трещиностойкости (вязкости разрушения) при статическом нагружении. - М.: Государственный комитет СССР по стандартам, 1985. - 61 с.

4. ASTM Е 399-05. Standard test method for linear-elastic plane-stain fracture toughness K1c of metallic material. Annual book of ASTM standards. Volume 03.01.2005. - 32 р.

5. РД 50-260-81. Методические указания. Расчеты и испытания на прочность в машиностроении. Методы механических испытаний металлов. Определение характеристик вязкости разрушения (трещиностойкости) при статическом нагружении. - М.: Издательство стандартов, 1982. - 56 с.

6. ОСТ1 90215-76. Металлы. Метод определения вязкости разрушения при плоской деформации (K1c). 1976. - 22 с.

7. ASTM Е 813-89. Test methods for J1c, a measure of fracture toughness. Annual book of ASTM standards. Volume 03.01.1995. P. 646-660.

8. ASTM Е 1290-93. Test method for crack-tip opening displacement (CTOD) fracture toughness measurement. Annual book of ASTM standards. Volume 03.01.1995. P. 866-875.

9. Скотников И.А., Кудряшов В.Г. К определению К1с на образцах с острым шевронным надрезом //

Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 1987. № 6. С. 63-66.

10. ОСТ 1 90356-84. Металлы. Метод определения статической трещиностойкости (вязкости разрушения) обшивочных материалов при плоском напряженном состоянии. 1984. - 31 с.

11. ОСТ 1 92122-88. Металлы. Метод определения кривой сопротивления распространению трещины при статическом нагружении (R- кривой) обшивочных материалов при плоском напряженном состоянии. 1988. - 32 с.

12. ASTM Е 561-98. Standard practice for R-curve determination. Annual book of ASTM standards. Volume 03. 2002. P. 525-537.

13.74-T-FG-02 Bestimmung ber R-kurve und der ripza-higkeiten bei verwendung von CCT-proben. Deutshe airbas.Handbuch der organisation kapitel 74, guali-tatsscicherung. 1991. - 13 р.

14. Нешпор Г.С., Кудрявцева Г.Д., Яблонский И.С., Пуль А.Н. Прогнозирование вязкости разрушения широких образцов с помощью R- кривых // Заводская лаборатория. 1990. № 4. С. 88-91.

15. Андреев Д.А. Влияние ширины образца на характеристики статической трещиностойкости листов из алюминиево-литиевого сплава типа 1420 // Технология легких сплавов. 1997. № 1. С. 28-30.

16. Швечков Е.И. Влияние геометрических параметров образцов на скорость роста усталостных трещин и вязкость разрушения листов из сплава 1424 // Технология легких сплавов. 2000. № 1. С. 7-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.