Научная статья на тему 'Анализ рисков при организации и ведении государственного адресного реестра федеральной информационной адресной системы на примере Удмуртской Республики'

Анализ рисков при организации и ведении государственного адресного реестра федеральной информационной адресной системы на примере Удмуртской Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА РИСКОВ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АДРЕСНЫЙ РЕЕСТР / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ АДРЕСНАЯ СИСТЕМА / КАЧЕСТВЕННЫЙ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ РИСКОВ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арсланова Г.Л., Манохин П.Е.

В субъектах Российской Федерации существует проблема разрозненности адресных сведений, что неизбежно влияет на состояние бюджета РФ. Решить эту проблему оказалось возможным благодаря созданию федеральной информационной адресной системы (далее ФИАС). Однако существующий механизм ведения этой системы имеет определенные недостатки. Целью работы стало авторское исследование рисков при организации и ведении ГАР ФИАС с помощью методов их качественного и количественного анализа. В результате был разработан реестр и матрица ранжирования рисков, определена стратегия реагирования на данные риски. Таким образом, управление рисками позволяет избежать их негативных последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Арсланова Г.Л., Манохин П.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ рисков при организации и ведении государственного адресного реестра федеральной информационной адресной системы на примере Удмуртской Республики»

территории Ярославской области и будет способствовать ее продвижению на российский и международный рынки. [1].

В качестве одного из элементов поддержки может явиться создание экспертного совета и комиссии по отбору перспективных инновационных проектов. Их целью будет являться стимулирование разработок и производства принципиально новых видов продукции, привлечение венчурных инвестиций, информационная поддержка, проведение патентной, образовательной, консалтинговой и иной работы по направлениям инновационного развития области.

Кроме того, с целью создания условий для развития инноваций в среде микро-, малых и средних предприятий, на промышленных предприятиях региона необходима разработка соответствующих нормативно правовых актов.

Неотъемлемым элементом экономического развития региона является развитие кадрового и информационного потенциала в сфере инновационной деятельности. [2]. Для подготовки кадров инновационной направленности необходима поддержка наукоемких разработок, в том числе молодежных, поиск партнеров для реализации малыми инновационными компаниями высокотехнологичных разработок, формирование имиджа Ярославской области как одного из инновационно-активных регионов России.

Предоставление грантов инновационно-активным предприятиям на проведение научных исследований, технологических и опытно-конструкторских работ также простимулирует экономический рост субъектов инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры.

Список использованной литературы:

1. Постановление Правительства Ярославской области от 24.08.2011 № 621-п

«О Концепции Областной целевой программы развития и поддержки инновационной деятельности в Ярославской области на 2012-2014 годы». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// https://www.lawmix.ru/zakonodatelstvo/766807/ (The article title on the page website. - [Electronic resource]/ -https://www.lawmix.ru/zakonodatelstvo/766807/).

2. Указ Губернатора Ярославской области от 27 февраля 2013 г. №110 «Об утверждении Концепции социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// (The article title on the page website. - [Electronic resource]/ -https://www.lawmix.ru/zakonodatelstvo/766807/) (The article title on the page website. - [Electronic resource]/ -https://www.lawmix.ru/zakonodatelstvo/766807/).

© Алексеева Е.В., Романович В.К., 2019

УДК 332.143

Г.Л. Арсланова,

магистр ИжГТУ им. М.Т.Калашникова

г.Ижевск, РФ E-mail: gul_ars95@mail.ru П.Е. Манохин,

канд. тех. наук, доцент Ижгту им. М.Т.Калашникова

г.Ижевск, РФ pmanohin@bk.ru

АНАЛИЗ РИСКОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АДРЕСНОГО РЕЕСТРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ АДРЕСНОЙ СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ

УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Аннотация

В субъектах Российской Федерации существует проблема разрозненности адресных сведений, что

~ 92 ~

неизбежно влияет на состояние бюджета РФ. Решить эту проблему оказалось возможным благодаря созданию федеральной информационной адресной системы (далее - ФИАС). Однако существующий механизм ведения этой системы имеет определенные недостатки.

Целью работы стало авторское исследование рисков при организации и ведении ГАР ФИАС с помощью методов их качественного и количественного анализа. В результате был разработан реестр и матрица ранжирования рисков, определена стратегия реагирования на данные риски. Таким образом, управление рисками позволяет избежать их негативных последствий.

Ключевые слова:

оценка рисков, государственный адресный реестр, федеральная информационная адресная система, качественный и количественный анализ рисков, управление рисками.

ФИАС - это федеральная государственная информационная система, которая обеспечивает использование, ведение и формирование государственного адресного реестра.

Формирование единого федерального ресурса, содержащего единообразную, достоверную, структурированную, общедоступную адресную информацию и стало целью создания такой адресной системы. Информацию об адресах можно получить через Интернет на портале ФИАС.

В ходе работы с органами местного самоуправления на территории Удмуртской республики была сформирована статистика внесения сведений об объектах в Государственный адресный реестр федеральной информационной адресной системы. Статистические данные показывают, что существующий механизм ведения и эксплуатации ГАР ФИАС в Удмуртской Республике имеет определенные недостатки.

Согласно статистическим данным на 01.04.2018 г. по Удмуртской Республике доля отработки органами местного самоуправления «проблемных» адресов составила 99,34 % (на 01.03.2018 составляла 99,5 %). Органами местного самоуправления УР всего признано некорректными 1415 адресов, соответственно они отсутствуют в ФИАС и в базе данных налоговых органов (Таблица 1).

Таблица 1

Статистические данные по количеству некорректных адресов в Удмуртской Республике, которые невозможно занести в ФИАС, за период с 20.06.2016 по 31.03.2018

Адреса, признанные некорректными по информации от :

УФНС ЗАГС ФМС Нотариусов

1415 73 1293 58

На рисунке 1 показаны отклонения при ведении ГАР ФИАС субъектами УР. Больше всего отклонений по Удмуртской Республике в ведении ГАР ФИАС у Игринского и Якшур- Бодьинского районов.

Рисунок 1. Отклонения количества фактически существующих населенных пунктов от внесенных в ГАР ФИАС на 2018 год

В случае отсутствия адреса в ФИАС, возникают следующие неблагоприятные последствия:

1. Налоговые органы не имеют возможности идентифицировать собственника с объектом недвижимости;

2. Становится невозможной постановка на налоговый учет граждан;

3. Становится невозможным начисление гражданам налогов и направление налогового уведомления в случае регистрации граждан по такому адресу;

4. Осуществление расчета суммы выпадающих доходов по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу не представляется возможным.

Таким образом, несоблюдение Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 443 «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ведет к прямым потерям бюджета субъекта РФ.

В статье произведена оценка рисков при организации и ведении ГАР ФИАС.

Цикл управления рисками включает следующие процессы: планирование, управления рисками, идентификацию рисков, качественный анализ рисков, количественный анализ рисков, планирование реагирования на риски, мониторинг и управление рисками [1].

Все риски, наступление которых отрицательно может сказаться на наполняемости ГАР ФИАС, показаны в таблице 2.

Таблица 2

Реестр рисков при организации и ведении ГАР ФИАС

Идентификация риска Анализ риска Реагирование

№ п\п Риск Вероятн ость наступле ния Влияни е риска Уровень риска* Мера реагирования Ответственный

1 Риски при ведении ГАР ФИАС

1.1 Отсутствие в ГАР ФИАС детализированного до уровня комнаты / помещения адреса объекта 0,7 0,3 0,21 Уменьшение. Детализировать адрес до уровня комнаты/помещения в соответствии с приказом Минфина от 05.11.2015 №171н "Об утверждении перечня элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, и правил сокращенного наименования адресообразующих элементов» ОМСУ

1.2 Наличие объектов в пределах населенных пунктов, имеющих адрес-ориентир 0,7 0,3 0,21 Уменьшение. Присвоить всем объектам, имеющим адрес-ориентир (аптечные и торговые сооружения/киоски, салоны сотовой связи, цветочные магазины, общепит быстрого питания и др.) точного адреса с номером через дробь или косую черту ( в соответствии с "Постановлением правительства РФ от 14.11.2014 № 1221 "Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов" ОМСУ

1.3 Отсутствие в ГАР ФИАС объектов, имеющих признаки "Машино-место" 0,7 0,3 0,21 Уменьшение. Присвоить адреса этим объектам исходя из планировочных схем автостоянок (включая многоуровневые) и паркингов, в том числе расположенных на территории торговых центров, многоквартирных домов, а также на обособленных автомобильных стоянках и парковках ОМСУ

1.4 Наличие земельного участка без точного адреса 0,9 0,3 0,27 Уменьшение. Присвоить таким земельным участкам точный адрес ( в соответствии с "Постановлением правительства РФ от 14.11.2014 № 1221 "Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов" ОМСУ

1.5 Нарушение сроков выполнения действий (операций) согласно календарному плану 0,3 0,6 0,18 Уменьшение. Предусмотреть штрафные санкции за просрочку ОМСУ, Минстрой УР

1.6 Присвоение некорректных адресов (не соответствующих "Правилам присвоения, изменения и аннулирования адресов») 0,5 0,85 0,43 Исключение. Присваивать адреса в четком соответствии с "Постановлением правительства РФ от 14.11.2014 № 1221 "Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов". В соответствии с п.7 Правил изменить некорректно присвоенные после 2014 года адреса ОМСУ

1.7 Формальный характер инвентаризации адресов. Сверка сведений, содержащихся в ЕГРН с информацией в ГАР ФИАС без рассмотрения фактически существующих объектов, не имеющих адресов 0,5 0,85 0,43 Исключение. Рассматривать в качестве объекта инвентаризации при разработке плана-графика не адрес, а фактический объект адресации. Минстрой УР

2 Риски при управлении проектом

2.1 Вероятность составления некорректного плана инвентаризации адресов со слишком сжатыми сроками 0,5 0,6 0,30 Уменьшение. Составить план-график инвентаризации совместно с органами местного самоуправления Минстрой УР, ОМСУ

2.2 Недостаточный или неэффективный контроль со стороны уполномоченного органа при ведении ГАР ФИАС 0,3 0,6 0,18 Уменьшение. Составить план-график инвентаризации адресов, предусмотреть штрафные санкции за его несоблюдение Минстрой УР

3 Технические риски

3.1 Нестабильный Интернет 0,3 0,5 0,15 Минсвязи УР

3.2 Техническая неполадка с порталами предоставления гос.услуг в случае предоставления в эл.форме через порталы 0,1 0,1 0,01 Минсвязи УР

3.3 Невозможность подключения к ГАР ФИАС 0,3 0,6 0,18 Уменьшение. Обеспечить подключение к ГАР ФИАС всем муниципалитетам Минсвязи УР

Следующим этапом управления рисками является их качественный и количественный анализ. Вероятность наступления риска и его влияние определены методом «мозгового штурма» (методом экспертной оценки).

Результаты анализа отражаются в виде матрицы ранжирования рисков (таблица 3).

Таблица 3

Матрица ранжирования рисков

ВЕРОЯТНОСТЬ ВЛИЯНИЕ

Несущественное Низкое Среднее Существенное Критическое

0,01 0,1 0,3 0,6 0,85

0,9 Весьма вероятное 0,01 0,09 0,27 0,54 0,77

0,7 Вероятное 0,01 0,07 0,21 0,42 0,60

0,5 Возможное 0,01 0,05 0,15 0,30 0,43

0,3 Маловероятное 0,00 0,03 0,09 0,18 0,26

0,1 Крайнемаловероятное 0,00 0,01 0,03 0,06 0,09

В матрице красным цветом выделены недопустимые риски, желтым цветом - оправданные, а зеленым - приемлемые риски. Такое представление рисков облегчает управление ими.

На следующем этапе было произведено планирование реагирования на риски (Таблица 2) в соответствии с ГОСТ Р ИСО 31000 - 2010. Менеджмент риска[3].

Таким образом, благодаря разработке и следованию рациональной стратегии на основе анализа управленческой структуры при реализации федеральной адресной системы можно избежать негативных последствий рисков, возникающих при ведении федеральной информационной адресной системы.

Список использованной литературы:

1. Дульзон А.А. Управление проектами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://portal.tpu.ru:7777/SHARED/v/VIZEPRES/elect/Tab/Project_ Manageme nt_ P_2.pdf / свободный. - (дата обращения: 16.04.2019).

2. Менеджмент риска. Принципы и руководство: ГОСТ Р ИСО 31000 - 2010 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/1200089640, свободный. - (дата обращения 16.04.2019).

3. О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 28.12.2013 Ж43-ФЗ (последняя редакция). Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Шкурко В.Е. Управление рисками проектов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/28845/1/978-5-7996-1266-5_2014.pdf, свободный. - (дата обращения: 16.04.2019).

© Арсланова Г.Л., Манохин П.Е., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.