Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РИСКОВ НАРУШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ И ЗРЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

АНАЛИЗ РИСКОВ НАРУШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ И ЗРЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
риски нарушения здоровья / миопия / болезни опорно-двигательного аппарата / профилактика заболеваемости / дети школьного возраста / гигиенический мониторинг / risks of health disorders / myopia / diseases of the musculoskeletal system / prevention of morbidity / school-age children / hygienic monitoring

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — И.И. Новикова, М.С. Шептунов, О.М. Куликова, М.А. Лобкис, С.П. Романенко

Введение. Сохранение здоровья школьников – одна из приоритетных задач современного здравоохранения. Цель исследования – разработать и апробировать методику оценки рисков нарушения осанки и зрения у детей школьного возраста. Материалы и методы исследования. Исследование проводилось в школах г. Новосибирска и г. Благовещенска. В исследовании приняли участие 302 обучающихся первой ступени обучения. Различия между структурами, задающими распределение детей по группам риска возникновения заболеваний, в экспериментальной и контрольной группах в ходе эксперимента оценивались с применением индекса В.М. Рябцева. Результаты и их обсуждение. Разработана новая методика количественной оценки рисков нарушений осанки и зрения у детей школьного возраста, позволяющая с достаточной точностью прогнозировать возникновение заболеваний у ребенка в динамике, в том числе под негативным воздействием факторов образовательной среды, разрабатывать профилактические мероприятия и осуществлять гигиенический мониторинг в школах. По результатам оценки риска нарушений осанки и зрения рекомендуется проведение разъяснительной работы с детьми и родителями о необходимости снижения рисков за счет «управляемых» факторов, а также проводить профилактические мероприятия в общеобразовательной организации. Определено, что применение разработанных профилактических мероприятий эффективно, если различия между структурами, определяющими распределение детей по уровням риска в начальный и конечный периоды времени, не превышает значения 0,15, рассчитанного по методике В.М. Рябцева, и при этом количество детей с выявленными нарушениями здоровья, со средним, выше среднего и высоким уровнем риска в конце исследуемого периода не увеличилось. В ходе апробации были получены результаты, свидетельствующие об эффективности разработанной методики. В контрольной группе, где не использовались адресные профилактические мероприятия, количество детей с высоким уровнем риска увеличилось, также среди обучающихся зарегистрированы вновь установленные случаи нарушений зрения и осанки. Заключение. Результаты исследования могут быть использованы при разработке систем гигиенического мониторинга, в научных исследованиях для выявления закономерностей возникновения заболеваний детей в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — И.И. Новикова, М.С. Шептунов, О.М. Куликова, М.А. Лобкис, С.П. Романенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE RISKS OF HEALTH IMPAIRMENTS IN SCHOOL-AGE CHILDREN AS A TOOL FOR THE PREVENTION OF POSTURE AND VISION IMPAIRMENTS IN GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS

Introduction. Preserving the health of schoolchildren is one of the priorities of modern healthcare. The aim of the study is to develop and test a methodology for assessing the risks of impaired posture and vision in school-age children. Materials and methods. The study was conducted in schools of Novosibirsk and Blagoveshchensk. The study involved 302 primary education students. The differences between the structures defining the distribution of children by risk groups for diseases in the experimental and control groups during the experiment were evaluated using the V.M. Ryabtsev index. Results and their discussion. A new methodology has been developed for quantifying the risks of posture and vision disorders in school-age children, which allows predicting the occurrence of diseases in a child with sufficient accuracy in dynamics, including the ones which progress under the negative influence of the educational environment factors, developing preventive measures and carrying out hygienic monitoring in schools. Based on the results of the risk assessment of posture and vision disorders, it is recommended to conduct explanatory work with children and parents about the need to reduce risks due to "controlled" factors, as well as to carry out preventive measures in a general education organization. It is determined that the use of the developed preventive measures is effective if the differences between the structures that determine the distribution of children by risk levels in the initial and final time periods do not exceed the value of 0.15 calculated by the V.M. Ryabtsev method and at the same time, the number of children with identified health disorders, with an average, above average and high risk level at the end of the study period did not increase. During the testing, the results were obtained, indicating the effectiveness of the developed methodology. In the control group, where targeted preventive measures were not used, the number of high-risk children increased, and newly established cases of visual and posture disorders were also registered among the students. Conclusion. The results of the study can be used in the development of hygienic monitoring systems, in scientific research to identify patterns of occurrence of children’s diseases in modern conditions.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РИСКОВ НАРУШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ И ЗРЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2024 - Vol. 31, № 2 - P. 48-52

УДК: 613.955 DOI: 10.24412/1609-2163-2024-2-48-52 EDN RPYEGP

АНАЛИЗ РИСКОВ НАРУШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ИНСТРУМЕНТ

ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ И ЗРЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

И.И. НОВИКОВА*, М.С. ШЕПТУНОВ**, О.М. КУЛИКОВА*, М.А. ЛОБКИС*, С.П. РОМАНЕНКО*, М.А. КУЗЬМЕНКО*

*ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора, ул. Пархоменко, д. 7, г. Новосибирск, 630100, Россия

"Управление Роспотребнадзора по Амурской области, ул. Первомайская, д. 30, Амурская область, г. Благовещенск, 675002, Россия

Аннотация. Введение. Сохранение здоровья школьников - одна из приоритетных задач современного здравоохранения. Цель исследования - разработать и апробировать методику оценки рисков нарушения осанки и зрения у детей школьного возраста. Материалы и методы исследования. Исследование проводилось в школах г. Новосибирска и г. Благовещенска. В исследовании приняли участие 302 обучающихся первой ступени обучения. Различия между структурами, задающими распределение детей по группам риска возникновения заболеваний, в экспериментальной и контрольной группах в ходе эксперимента оценивались с применением индекса В.М. Ряб-цева. Результаты и их обсуждение. Разработана новая методика количественной оценки рисков нарушений осанки и зрения у детей школьного возраста, позволяющая с достаточной точностью прогнозировать возникновение заболеваний у ребенка в динамике, в том числе под негативным воздействием факторов образовательной среды, разрабатывать профилактические мероприятия и осуществлять гигиенический мониторинг в школах. По результатам оценки риска нарушений осанки и зрения рекомендуется проведение разъяснительной работы с детьми и родителями о необходимости снижения рисков за счет «управляемых» факторов, а также проводить профилактические мероприятия в общеобразовательной организации. Определено, что применение разработанных профилактических мероприятий эффективно, если различия между структурами, определяющими распределение детей по уровням риска в начальный и конечный периоды времени, не превышает значения 0,15, рассчитанного по методике В.М. Рябцева, и при этом количество детей с выявленными нарушениями здоровья, со средним, выше среднего и высоким уровнем риска в конце исследуемого периода не увеличилось. В ходе апробации были получены результаты, свидетельствующие об эффективности разработанной методики. В контрольной группе, где не использовались адресные профилактические мероприятия, количество детей с высоким уровнем риска увеличилось, также среди обучающихся зарегистрированы вновь установленные случаи нарушений зрения и осанки. Заключение. Результаты исследования могут быть использованы при разработке систем гигиенического мониторинга, в научных исследованиях для выявления закономерностей возникновения заболеваний детей в современных условиях.

Ключевые слова: риски нарушения здоровья; миопия; болезни опорно-двигательного аппарата; профилактика заболеваемости; дети школьного возраста; гигиенический мониторинг.

ANALYSIS OF THE RISKS OF HEALTH IMPAIRMENTS IN SCHOOL-AGE CHILDREN AS A TOOL FOR THE

PREVENTION OF POSTURE AND VISION IMPAIRMENTS IN GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS

I.I. NOVIKOVA*, M.S. SHEPTUNOV**, O.M. KULIKOVA*, M.A. LOBKIS*, S.P. ROMANENKO*, M.A. KUZMENKO*

*Federal Budgetary Institution of Science "Novosibirsk Scientific and Research Institute of Hygiene" ofRospotrebnadzor,

7 Parkhomenko str., Novosibirsk, 630108, Russia **Department of Rospotrebnadzor for the Amur Region, 30 Pervomaiskaya str., Amur region, Blagoveshchensk, 675002, Russia

Abstract. Introduction. Preserving the health of schoolchildren is one of the priorities of modern healthcare. The aim of the study is to develop and test a methodology for assessing the risks of impaired posture and vision in school-age children. Materials and methods. The study was conducted in schools of Novosibirsk and Blagoveshchensk. The study involved 302 primary education students. The differences between the structures defining the distribution of children by risk groups for diseases in the experimental and control groups during the experiment were evaluated using the V.M. Ryabtsev index. Results and their discussion. A new methodology has been developed for quantifying the risks of posture and vision disorders in school-age children, which allows predicting the occurrence of diseases in a child with sufficient accuracy in dynamics, including the ones which progress under the negative influence of the educational environment factors, developing preventive measures and carrying out hygienic monitoring in schools. Based on the results of the risk assessment of posture and vision disorders, it is recommended to conduct explanatory work with children and parents about the need to reduce risks due to "controlled" factors, as well as to carry out preventive measures in a general education organization. It is determined that the use of the developed preventive measures is effective if the differences between the structures that determine the distribution of children by risk levels in the initial and final time periods do not exceed the value of 0.15 calculated by the V.M. Ryabtsev method and at the same time, the number of children with identified health disorders, with an average, above average and high risk level at the end

ВЕСТНИК НОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ - 2024 - Т. 31, № 2 - С. 48-52 JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2024 - Vol. 31, № 2 - P. 48-52

of the study period did not increase. During the testing, the results were obtained, indicating the effectiveness of the developed methodology. In the control group, where targeted preventive measures were not used, the number of high-risk children increased, and newly established cases of visual and posture disorders were also registered among the students. Conclusion. The results of the study can be used in the development of hygienic monitoring systems, in scientific research to identify patterns of occurrence of children's diseases in modern conditions.

Keywords: risks of health disorders; myopia; diseases of the musculoskeletal system; prevention of morbidity; school-age children; hygienic monitoring.

Введение. В настоящее время становятся актуальными вопросы оценки рисков нарушения здоровья детей школьного возраста. Современная цифро-визация, внедрение инновационных и информационных технологий в деятельность человека способствуют трансформации поведенческих паттернов, в том числе связанных с двигательной активностью, что способствует гиподинамии и увеличению количества заболеваний, связанных с ожирением, нарушениями осанки и зрения [1,2]. Увеличение времени работы с современными электронными устройствами также способствует росту заболеваемости населения, особенно резко отмечается динамика увеличения количества нарушений осанки и зрения у детей школьного возраста [3-5]. По статистическим данным Brien Holden Vision Institute к 2050 году 49,8% населения мира будут иметь миопию и практически каждый - нарушения осанки [6].

Возникает необходимость разработки современных методов, объективизирующих риски здоровью и необходимость реализации профилактических мероприятий, которые можно было бы реализовать в каждой общеобразовательной организации в реально существующих условиях, что, несомненно, будет способствовать снижению рисков нарушений здоровья [7]. Значительную часть времени ребенок проводит в образовательной организации над выполнением учебных и проектных заданий, в том числе с применением интерактивного оборудования и гаджетов. Мониторинговые мероприятия, реализуемые в общеобразовательных организациях в рамках производственного контроля, а также результаты контрольно-надзорных мероприятий в отношении факторов риска здоровью детей, должны не только визуализировать выявляемые проблемы, но и решать задачи снижения негативного влияния факторов внешней среды на развивающийся организм. Для обоснования решений поставленной задачи могут использоваться методы идентификации и количественной оценки фактических рисков здоровью [8,9]. Применение методов системного анализа и теории рисков позволит с достаточной точностью прогнозировать вероятность возникновения нарушений здоровья с учетом, действующих в общеобразовательной организации и семье факторов риска и стереотипов поведения, а также прогнозировать эффективность реализуемых профилактических мероприятий в снижении индивидуальных рисков здоровью детей.

Цель исследования - разработать и апробировать методику оценки индивидуальных рисков

нарушения осанки и зрения школьников.

Материалы и методы исследования. Алгоритм количественной оценки рисков возникновения нарушений осанки и зрения разработан с применением теории рисков и методов эконометрического анализа. Описание методики построения приведено в источнике [1].

Оценка рисков производится через анализ влияния негативных факторов на вероятность возникновения вышеуказанных нарушений по формуле:

где R - риск, 2,12 - поправочный коэффициент, учитывающий оптимальное значение порога отсечения при определении риска нарушений осанки и (или) зрения, составляет в 0,47.

Значение у задается выражением: у = -4,3589 + 4,1069 х1(Е11-1.5) + 3,0181х2 +

+1,9200х3 + 1,5057х4(е 4.1.-4.2), (2)

где х1 - факторы, обеспечивающие поддержание рациональной рабочей позы и профилактику зрительного переутомления, перенапряжения мышц спины и шеи от статической нагрузки (+/-), стандартная ошибка - 0,917, р=2,37*10-5; х2 - нерациональное использование ребенком электронных средств обучения, в том числе более 3 часов в сутки (+/-), стандартная ошибка - 0,769, р=8,74*10-5; х3 - дефицит в суточном бюджете времени на прогулки (+/-), стандартная ошибка - 0,9509, р=0,043; х4 - наследственная отяго-щенность (+/-), стандартная ошибка - 0,406, р=0,032.

Количественному значению вероятности формирования нарушений осанки и (или) зрения соответствует характеристика уровня риска R:

- «низкий риск» - R<0,05;

- «риск ниже среднего» - 0,054Я<0,25;

- «средний риск» - 0,254Я<0,75;

- «риск выше среднего» - 0,754Я<0,95;

- «высокий риск» - R>0,95.

Вероятность наступления события в текущем учебном году для группы значений «низкого риска» составляет менее 0,12%; для группы значений «риска ниже среднего» - от 0,12% до 2,94%; для группы значений «среднего риска» - от 2,95% до 26,53%; для группы значений «риск выше среднего» - от 26,54% до 42,57%; для группы значений «риск высокий» 42,58 - 46,23%.

Рациональная реализация профилактических мероприятий в отношении управляемых факторов (1-3) может суммарно снизить риски на 85,8%, в том числе по группе № 1 - на 39,1%, по группе № 2 - на 28,6%, по группе № 3 - на 18,1%.

10иККЛЬ ОБ ЖШ МЕБТСЛЬ ТЕСЫК0ШЫЕ8 - 2024 - Уо1. 31, № 2 - Р. 48-52

По результатам оценки риска нарушений осанки и зрения рекомендуется проведение разъяснительной работы с детьми и их родителями о необходимости снижения рисков за счет «управляемых» факторов (группы факторов 1, 2, 4), а также назначать проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений зрения и осанки, в том числе для детей: 1) с «низким» и «умеренным риском» - общие профилактические мероприятия (рациональный подбор мебели с учетом ростовой группы ребенка, контроль за рабочей позой ребенка во время занятий в школе и дома, контроль за уровнем освещенности рабочей поверхности и расстояния от органа зрения до рабочей поверхности, регулярные физкультминутки и гимнастика для глаз, ежедневные прогулки продолжительностью не менее 2-х часов в день, здоровое питание, сокращение экранного времени и т.д. с учетом результатов интервьюирования); 2) с «риском выше среднего» рекомендуется наряду с общими профилактическими мероприятиями назначать дополнительные специальные мероприятия (консультация офтальмолога и по показаниям медикаментозное и (или) аппаратное снижение напряжения аккомодации; прохождение обследования позвоночника методом компьютерной оптической топографии и консультация ортопеда, по показаниям ЛФК); 3) с «высоким риском» рекомендуется наряду с общими профилактическими мероприятиями и дополнительными специальными мероприятиями - основные специальные мероприятия (наблюдения у офтальмолога/врача ортопеда не реже 1 раза в учебную четверть, физиотерапевтическое лечение и витаминотерапия).

Апробация разработанной методики проводилась в общеобразовательных организациях г. Новосибирска и г. Благовещенска. Были определены контрольная и экспериментальная группы. В экспериментальной («=142) и контрольных (п=160) группах проводились два исследования, включающие количественную оценку рисков нарушения осанки и зрения у детей в начале и конце учебного года (2022-2023 учебный год). В экспериментальной группе (г. Новосибирск) в рамках реализации мониторинга проводились профилактические мероприятия, заключающиеся в реализации общих и персонифицированных профилактических рекомендаций по снижению факторов риска формирования у детей нарушений осанки и зрения. В контрольной группе такие мероприятия не реализовывались. Оценка различий между экспериментальной и контрольной группой проводилась с применением методов непараметрической статистики (критерий и Манна-Уитни).

Для оценки эффективности применения авторской методики был использован индекс В.М. Рябцева [11], который учитывает отношение фактической меры расхождений между значениями компонентов двух структур к их максимально возможному значению и является лучшим с точки зрения

гигиенической интерпретации экспериментальных результатов, так как имеет четкую шкалу значений и не завышает ожидаемые структурные изменения. Преимуществом интегрального коэффициента структурных различий В.М. Рябцева является также то, что он не зависит от количества градаций структуры в совокупности. Расчет индекса В.М. Рябцева осуществляется по следующей формуле:

-О2 2?=1№ + О2

(3)

где п - число элементов структуры; I - номер элемента; ¿1, - удельные веса признаков в структуре.

Чем выше значение данного показателя, тем больше различия в структурах, определяющих количество детей с разным уровнем риска в классе в заданный период времени.

Применение разработанных профилактических мероприятий на основании применения авторской методики оценки рисков эффективно, если различия между структурами, определяющими распределение детей по уровням риска в начальный и конечный периоды времени, не превышают значения 0,15, рассчитанного по методике В.М. Рябцева и при этом количество детей с выявленными нарушениями здоровья, со средним, выше среднего и высоким уровнем риска в конце исследуемого периода не увеличилось.

Результаты и их обсуждение. Перед началом эксперимента различий между группами школьников г. Новосибирска и г. Благовещенска с применением критерия и Манна-Уитни не выявлено (р<0,05). Результаты исследования, проведенного в первых классах общеобразовательных организациях г. Новосибирска и г. Благовещенска приведены в табл. 1.

Отмечается, что в начале эксперимента в структуре рисков в образовательных организациях преобладают дети с низким уровнем риска (29% в экспериментальной группе и 31% в контрольной), второе место в структуре занимают дети с уровнем риска ниже среднего (28% и 26% соответственно в исследуемых группах), наименьшее количество детей имеют высокий уровень риска (6% и 7% в экспериментальной и контрольной группах).

В экспериментальной группе в течение года проводились профилактические мероприятия, с учетом выявленных факторов риска здоровью.

В экспериментальной группе в конце учебного года при воздействии профилактических факторов распределение детей по группам риска изменилось незначительно, значение индекса В.М. Рябцева составило 0,12 (табл.). Количество детей, имеющих низкий риск нарушения здоровья, снизился. Часть детей перешла в группу с риском ниже среднего, следовательно, количество детей в данной группе увеличилось с 28% до 37%. Количество детей, имеющих уровень риска средний и выше, практически не изменилось (табл.). Количество детей с выявленными

1п =

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2024 - Vol. 31, № 2 - P. 48-52

исследуемыми патологиями не изменилось. Условия эффективности применения профилактических мероприятий выполнены полностью.

Таблица

Результаты исследования, проведенного в первых классах общеобразовательных организаций г. Новосибирска и г. Благовещенска

В контрольной группе распределение детей по группам риска изменилось значительно, индекс В.М. Рябцева составил 0,24. Профилактические мероприятия по снижению рисков возникновения нарушений осанки и зрения у детей не проводились, что обусловило усиление влияния факторов внешней среды на развивающийся организм ребенка, и привело к росту числа школьников, у которых выявлены заболевания опорно-двигательного аппарата и зрения. В структуре рисков на конец учебного года количество детей в контрольной группе, имеющих низкий риск нарушения здоровья, сократилось с 31% до 15%. Количество детей, имеющих риск нарушения здоровья ниже среднего, не изменилось. При этом увеличилось количество детей, имеющих средний уровень риска нарушения осанки и зрения с 9% до 16%. Количество детей, имеющих риск выше среднего, снизилось за счет их перехода в группу с высоким уровнем риска нарушения здоровья и группу детей, у которых выявлены в течение года указанные заболевания. К концу года впервые зарегистрировано 11 случаев нарушения осанки и

зрения у детей в контрольной группе.

Заключение. По итогам выполнения работы были сделаны следующие выводы:

1) методологическое применение расчётных процедур оценки рисков нарушений осанки и зрения у обучающихся позволяет на практике не только оценивать вероятность наступления неблагоприятных для здоровья эффектов, но и разрабатывать действенные программы профилактики, оценивать их эффективность - прогнозную и фактическую, оцифровав по сути значимость каждого мероприятия;

2) расчетные процедуры оценки рисков просты и легко реализуемы на практике;

3) использование методики оценки рисков позволяет проводить профилактическую работу непосредственно в общеобразовательной организации и во взаимодействии с родителями (законными представителями), обеспечивая высокую мотивацию к выполнению профилактических мероприятий;

4) анализ рисков нарушений осанки и зрения у детей школьного возраста в современных условиях может выполнять функцию действенного инструмента профилактики нарушений здоровья школьников.

Таким образом, на основании проведенного исследования, была апробирована методика оценки рисков нарушений осанки и зрения у обучающихся, проведена проверка ее чувствительности и адекватности поставленным задачам, проведены расчётные процедуры, наглядно демонстрирующие эффективность профилактических мероприятий, реализуемых в ходе образовательного процесса в течение учебного года.

Литература / References

1. Кузьменко М.А., Новикова И.И., Лобкис М.А. Сохранение зрения школьников как фактор сохранения трудового потенциала страны в современных условиях. Трудовое долголетие: инновационная кристаллизация проблем ранней диагностики, лечения, профилактики и реабилитации сердечно-сосудистых, респираторных и онкологических заболеваний: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием по программам инноваций в области медицины труда, Новосибирск 6-7 июня 2019 г. Новосибирск, 2019. С. 144-150 / Kuz'menko MA, Novikova II, Lob-kis MA. Sokhraneniye zreniya shkol'nikov kak faktor sokhraneniya tru-dovogo potentsiala strany v sovremennykh usloviyakh [Preserving the vision of schoolchildren as a factor of preserving the country's labor potential in modern conditions]. Trudovoye dolgoletiye: innovatsionnaya kris-tallizatsiya problem ranney diagnostiki, lecheniya, profilaktiki i reabili-tatsii serdechno-sosudistykh, respiratornykh i onkologicheskikh zabolevaniy: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konfer-entsii s mezhdunarodnym uchastiyem po programmam innovatsiy v ob-lasti meditsiny truda, Novosibirsk 6-7 iyunya 2019 g. Novosibirsk; 2019. Russian.

2. Усачева Е.В., Куликова О.М., Свечкарь П.Е., Семени-хина М.В. Качество медицинской помощи в круглосуточном стационаре в условиях пандемии COVID-19 // Сибирский научный медицинский журнал. 2023. Т. 43, № 2. С. 108-118. DOI: 10.18699/SSMJ20230212 / Usacheva YEV, Kulikova OM, Svechkar' PE, Semenikhina MV. Kachestvo meditsinskoy pomoshchi v

Количество детей, имеющих Экспериментальная группа (и=142) Контрольная группа (и=160)

До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента

Всего чел. % Всего чел. % Всего чел. % Всего чел. %

низкий риск нарушения здоровья, кол. чел. 41 29,00% 32 23,00% 49 31,00% 25 15,00%

риск нарушения здоровья ниже среднего, кол. чел. 39 28,00% 52 37,00% 41 26,00% 41 26,00%

средний риск нарушения здоровья, кол. чел. 13 9,00% 12 8,00% 15 9,00% 25 16,00%

риск нарушения здоровья выше среднего, кол. чел. 21 15,00% 19 13,00% 23 14,00% 12 7,00%

высокий риск нарушения здоровья, кол. чел. 9 6,00% 8 6,00% 11 7,00% 25 16,00%

Выявленные нарушения осанки и зрения, кол. чел. 19 13,00% 19 13,00% 21 13,00% 32 20,00%

Значение индекса В.М. Рябцева 0,12 0,24

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2024 - Vol. 31, № 2 - P. 48-52

kruglosutochnom statsionare v usloviyakh pandemii COVID-19 [Quality of medical care in a 24-hour hospital during the COVID-19 pandemic]. Sibirskiy nauchnyy meditsinskiy zhurnal. 2023;43(2):108-18. DOI: 10.18699/SSMJ20230212. Russian.

3. Bullimore M.A., Ritchie E.R., Shah S., Leveziel N. Risks and benefits of myopia control // Ophthalmology. 2021. Vol. 128, N 11. P. 1561-1579 / Bullimore MA, Ritchie ER, Shah S, Leveziel N. Risks and benefits of myopia control. Ophthalmology. 2021;128(11):1561-79.

4. Cortes-Ramirez J., Wilches-Vega J.D., Paris-Pineda O.M., Rod J.E., Ayurzana L. Environmental risk factors associated with respiratory diseases in children with socio-economic disadvantage // Heliyon. 2021. Vol. 7, N. 4. P. e06820 / Cortes-Ramirez J, Wilches-Vega JD, Paris-Pineda OM, Rod JE, Ayurzana L. Environmental risk factors associated with respiratory diseases in children with socio-economic disadvantage. Heliyon. 2021;7(4):e06820.

5. Enthoven K.A. Smartphone use is associated with refractive error in adolescents: a study of myopia apps // Ophthalmology. 2021. Vol. 128, N 12. P. 1681-1688 / Enthoven KA. Smartphone use is associated with refractive error in adolescents: a study of myopia apps. Ophthalmology. 2021;128(12):1681-8.

6. Rahman E., Islam S., Bishwas S., Moonajilin S. Physical inactivity and sedentary behaviors in the Bangladeshi population during the

COVID-19 pandemic: An online cross-sectional survey // Heliyon. 2020. Vol. 6, N 10. P. e05392 / Rahman E, Islam S, Bishwas S, Moonajilin S. Physical inactivity and sedentary behaviors in the Bangladeshi population during the COVID-19 pandemic: An online cross-sectional survey. Heli-yon. 2020;6(10):e05392.

7. Settu S., Swaminathan M. Environmental Factors in Myopia Progression // Advances in Ophthalmology and Optometry. 2020. Vol. 5. P. 49-59 / Settu S, Swaminathan M. Environmental Factors in Myopia Progression. Advances in Ophthalmology and Optometry. 2020;5:49-59.

8. Youngho K., Jonghwa L. Effect of the SNS-Based Physical Activity-Related Psychological Intervention on Physical Activity and Psychological Constructs among Inactive University Students // International Journal of Clinical and Health Psychology. 2022. Vol. 22, N 2. P. 100299 / Youngho K, Jonghwa L. Effect of the SNS-Based Physical Activity-Related Psychological Intervention on Physical Activity and Psychological Constructs among Inactive University Students. International Journal of Clinical and Health Psychology. 2022 ;22(2):100299.

9. Zhou J. School-based scoliosis screening of 139,922 multiethnic children in Dali, southwest China: a large epidemiological study // iS-cience. 2023. Vol. 26, N 12. P. 1-14 / Zhou J. School-based scoliosis screening of 139,922 multiethnic children in Dali, southwest China: a large epidemiological study. iScience. 2023;26(12):1-14.

Библиографическая ссылка:

Новикова И.И., Шептунов М.С., Куликова О.М., Лобкис М.А., Романенко С.П., Кузьменко М.А. Анализ рисков нарушения здоровья у детей школьного возраста как инструмент профилактики нарушений осанки и зрения в общеобразовательных организациях // Вестник новых медицинских технологий. 2024. №2. С. 48-52. DOI: 10.24412/1609-2163-2024-2-48-52. EDN RPYEGP .

Bibliographic reference:

Novikova II, Sheptunov MS, Kulikova OM, Lobkis MA, Romanenko SP, Kuzmenko MA. Analiz riskov narusheniya zdorov'ya u detey shkol'nogo vozrasta kak instrument profilaktiki narusheniy osanki i zreniya v obshcheobrazovatel'nykh organizatsiyakh [Analysis of the risks of health impairments in school-age children as a tool for the prevention of posture and vision impairments in general education organizations]. Journal of New Medical Technologies. 2024;2:48-52. DOI: 10.24412/1609-2163-2024-2-48-52. EDN RPYEGP . Russian.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.