Научная статья на тему 'Анализ рисков инвестиционных проектов ИТ-услуг'

Анализ рисков инвестиционных проектов ИТ-услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронцов Ю. А., Груничев Ю. А.

Рассматривается работа ИТ-отдела в составе предприятия. Решается задача анализа рисков инвестиционных проектов ИТ-услуг, состоящая в принятии управленческого решения: какую схему работы ИТ-отдела использовать для предприятия данной категории и какие при этом будут количественные значения критериев экономической эффективности и риски. Исследуются различные схемы аутсорсинга и инсорсинга. В качестве метода решения задачи применяется финансовое имитационное моделирование работы предприятия c ИТ-отделом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ рисков инвестиционных проектов ИТ-услуг»

16 декабря 2011 r. 17:58

Т-Comm #10-2010

(Технологии информационного общества)

Анализ рисков инвестиционных проектов ИТ-услуг

Рассматривается /юбота ИТ-отдела в составе предприятия. Решается задача ашииза рисков инвестиционных проектов ИТ-услуг, состоящая в принятии управленческого решения: какую схему работы ИТ-отдела использовать для предприятия данной категории и какие при тюм будут коли• чественные значения критериев экономической э(/мрективности и риски. Исследуются различные схемы аутсорсинга и инсорсинга. В качестве метода решения задачи применяется финансовое имитационное моделирование работы предприятия с ИТ-отделом.

Воронцов К).Л.,

Зав. кафедрой ИТЭУ МГУСИ

Г румнчев Ю.Л.

Аспирант кафедры ИТЭУ МТУС'И

I. Постановка задачи. Рассматривается работа ИТ-отдела в составе предприятия. В качестве примера выбраны коммерческие предприятия оптовой торговли. Приняты следующие классификационные признаки предприятий [1]: численность работающих, годовой оборот, число автоматизированных рабочих мест (АРМ). И'Г-инфраструктура (КЕ), численность ИТ-псрсонала. Результаты классификации предприятий приведены в таблице 1.

Таблица 1

Классификация предприятий

Камгорш А В С

Параметр ^ <ма*>с) <СрсДМ**1 (крупное)

«•Стая •oicicHHvcrk сотрудники*. чп 92 200 ”00

Год«*и.п оборог млн руД До -101» До luoo оочее |00и I

АРМ. 01 4: 142 350

КВ, о 14“ 471 1214

КЕ №i 1 АРМ. сд 3.5 3.31 3.4"

'IitcicNHocu ИТ-псрсокала. чеч 2 5 S 1

Создадим каталог ИТ-сервисов по следующим ключевым факторам:

• название сервиса;

• описание сервиса — его назначение, основные функции и опциональные возможности;

• владелец сервиса — сотрудник ИТ-отдела;

• время предоставления сервиса;

• количество пользователей сервиса (кол-во АРМ) — в соответствии с классификацией работников предприятия, для которых будут предоставляться услуги;

• категории затрат — перечень прямых/косвенных, капитальных/операционных, постоян-ных/псрсмснных затрат, включаемых в стоимость сервиса с указанием элементов затрат.

Каталог ИТ-сервисов определим на укрупненном уровне детализации, достаточном для практической реализации предлагаемой методики расчетов. Каталог состоит из 3-х типов сервисов - базовый, подписной и заказной (табл. 2).

Базовые сервисы составляют фундаментальную часть И Г-инфраструктуры предприятия, и в дальнейшем только они подлежат рассмотрению.

Классифицируем сервисы в соответствии с их владельцами.

Зоны ответственности системного администратора ИТ-отдела:

• Файл-серверы, серверы удаленного доступа, электронной почты

• Шлюзы доступа в Интернет

• Службы DHSP. DNS. VPN. и т.д.

• Защита информации, антивирусная безопасность

• Управление правами доступа пользователей

• Сопровождение профильных БД, Клиент-Банков

• Резервное копирование

• Моннторинг использования ресурсов, контент-фильтрация

• Мониторинг работы сети и ведение документации

Зоны ответственности сервисного инженера И'Г-отдела:

• Эксплуатация СКС

• 11оддержка аппаратной части JI ВС

• Управление УА'ГС

• Поддержка пользователей

• Ведение учетной базы/инвентаризация

Таблица 2

Kaia.ioi ИТ-сервисов

Тип «р»ша mxveo

Гамрдшие

"Электронная почта Файлом* чрлммлншг Дрспп * «гтн и Пттрил Офнсмме qwjcm Г о тс пала сип,

IKVdicimw ИГ 1<юпки(кп1 III nawpAH Псрсзл'Ы лаинт Лошмш сеть Лмшвмрусим МШМ1Я

Приолипмс ЬМС 1ГЧМ YofwiiucMiic просыамн ERPCRM Бамк-кяисот

Проектирование м pt^uAotki IfT ар<штс1гт>рм ( грянем поставок оборуаемння

45

Распределим Базовые сервисы, представленные в каталоге. между специалистами ИТ-отдела с учетом специфики деятельности и квалификации каждого сотрудника (Таблица 3).

Таблица 3

Соответствие Базовых сервисов и их владельцев

Впалслеи сервиса ссршк-им*енер В іисчц сервиса сносимый администратор

• Пятацтт • Ііодзгрлм |Ч и-' МІІМІ • 1 и-юсомя сапь • КТ -поддержка • k«tKA 1Ы1Ц1Н1 • J wnpwwu гита • Файловое чрани.тшг • Обеспечение НТ-беюиасиосіи • Передача данных • Доступ к ЛВС п Интернет

Классифицируем сервисы по времени их предоставления (уровню обслуживания). При этом ограничиваемся значением продолжительности рабочего дня на предприятии в 8 часов. При этом учтем особенности функционирования ИТ-систсм. Например, сервисы, относящиеся к компетенции системных администраторов должны функционировать в режиме 24 часа/7 дней в неделю для обеспечения проведения регламентных работ по архивированию данных, обновлению систем и ПО. предоставлению доступа к корпоративной электронной почте, и т.д. Соответственно, представим таблично период времени, когда возможно предоставление обслуживания (тайминг) сервисов:

Таблица 4

Время предоставления сервиса

Классифицируем сервисы по уровням обслуживания (VIP, Улучшенный, Стандартный), что находит отражение при написании регламентов предоставления сервиса. В таблице перечислены общепринятые уровни предоставления Базовых сервисов:

Таблица 5

>ровни нре,досіавленмн Базовых сервисов

--^Уроаемв Паромет р Y1P Ул> 'наемный Стандартный

Врем» предоставления клп» С 22-ООч С S-ООч до 1«-00» O-ООч ло 18-СОч

Время реаыим на •ІМІВІЛГНТ Не боже 10 МИН для опросов по устріменшо сбоев Не болте Ю мни ала іа просо* ма обе яч жмваине Не боаес '0 мин ада «просо* по \страмеимн> сбоев Не болте 1 ч для запросов ма обслужи пиле Не ооке 1 ч ДЛЯ (апросов по устранению сбоев Не более 4 ч для опросов на обслуживание

Время четрлиеммя шішізгні а Ik более 1 ч Не более 2 ч Не боксе 8 ч

Время ■ылолмения «проса на <vV г, tinumir lie более 1 ч Не боке S ч Небоаее 1»ч

Допустимый суммарный просічи а месяи 4 ч. 1Ч

Время рсмиїві при жлрвмии специалиста во ■нгразк'чее «темя 2ч

Полученное описание работы ИТ-отдела предприятия позволяет найти количественное значение затрат на единицу сервиса (себестоимости), отнесенной к конкретной услуге, предоставляемой системным администратором ИТ-отдела для предприятий категории А, В. С и использовать их при расчете количественных критериев сравнения вариантов принятия решений.

Задача анализа рисков инвестиционных проектов ИТ-услуг состоит в принятии управленческого решения: какую схему работы ИТ-отдела использовать для предприятия данной категории и какие при этом будут количественные значения критериев экономической эффективности и риски.

Возможные варианты функционирования И'Г-отдела в рамках предприятия представлены в табл. 6.

Таблица 6

Вариант фмікипониронанни ИТ-оме.іа

Винчи сервиса ссрвншыы нмтт Глимипі час Влалелеп сервиса Тайминг -ос

• llc-uth ЮПНСЯЮІ Я • ітеьтриииаа пета 24

• IkUMflAU орпеммм Я • ’ '-І , 24

• і юсова сва* Я • Нифориы iVtmacHocik 24

я . ООмп.дян-«ш, 24

• Консультации S • 24

Aiuanwi ІП-.ЧД'П

ltlC|4XNM> ІГТч'ІД«Т

■iipnwi II!.11,1

IfTHtyiwf

ІГТ

6 І 6 6 І і S І «

1 і 2 І і І 3 s !'

S і і1 1

qtnnai Ї1МММЯМ

NPV. cw«

Аутсорсинг отсутствует, когда предприятие содержит полностью укомплектованный отдел ИТ. При частичном аутсорсинге предприятие передает функции по поддержке только Базовых сервисов. В случае полного аутсорсинга предприятие передает вес ИТ-функции на аутсорсинг При этом, в случае моделирования финансовой деятельности по предприятиям категорий В и С. в издержках учитываются затраты на руководителя ИТ-направления (ИТ-днрсктора). ИТ инсорсинг внутренний, когда предприятие содержит укомплектованный отдел ИТ, призванный предоставлять услуги для нужд собственно предприятия. ИТ инсорсинг внутренний + внешний, когда предприятие содержит укомплектованный отдел ИТ, специалисты которого за счет не полностью использованного рабочего времени предоставляют на внешний рынок услуги по поддержке Базовых сервисов.

Чистый приведенный доход вычисляется по формуле:

NPV — ^ CI- /(1 + Я)'-3 /С, ,/(1 + Я)

(I)

Риск (коэффициент вариации) вычисляется имитационным моделированием по формулам:

Сх„ =(^(} (АГРУ„ -М(ЫРУУ)11Ы))1М{ЫРУ). М{ЫРУ) = (^ ЫРУ„)! N. (2)

Имитационное моделирование проводится методом Монте-Карло N раз (К опытов прн различных случайных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

46

исходных данных) и получается набор значений NPV,, п~1...N. Коэффициент вариации С\р\ обычно вычисля-

ют в % и рассматривают как оценку риска, связанного с тем. что значение показателя NPV отклонится от своего математического ожидания M(NPV) (доля отклонения в среднем). Для интерпретации полученного значения риска С\|>\ используется шкала, представленная на рис. 1:

КИП С1СГКШ (ЯКи

сроки степень [исм . аыехчая стелет [Чол

Рис. 1. Шкала рисков

Таблица 7 Результаты моделирования организации предоставлении ИТ-услуг

2. Метод решения. В качестве метода решения задачи применяется финансовое имитационное моделирование работы предприятия данной категории с ИТ-отдслом [2]. Инструментальным средством моделирования является программа Project Expert. Для каждого варианта предприятия и организации работы ИТ-отдела разрабатывается финансовая модель, описание которой вводится в систему моделирования - описание проекта, описание компании, окружение, инвестиционный план, операционный азан, финансирование. Адекватность расчетов обеспечивается использованием в модели фактических финансовых документов реальных предприятий (па основе бухгалтерской отчетности). Затем проводится моделирование варианта на периоде жизненного цикла и вычисление финансовых и инвестиционных показателей. Далее выполняется анализ чувствительности модели. который заключается в изменении переменных и выделении таких, которые в наибольшей степени влияют на показатель NPV. Изменение факторных переменных принимается в диапазоне от - 50% до - 50% от расчетного значения показателя с шагом 10%. Наиболее значимыми переменными, влияющими на чувствительность NPV, являются цена сбыта и прямые издержки, что обуславливает их выбор в качестве стохастических переменных для последующего проведения имитации метолом Монте-Карло и вычисления рисков.

3. Результаты численных расчетов. Результаты численных расчетов приведены в табл. 7.

Выводы. Для всех категорий предприятий лучшей схемой предоставления И'Г-услуг является частичный аутсорсинг, когда предприятие передает функции по поддержке только Базовых сервисов на аутсорсинг. При этом риск по NPV изменяется в диапазоне от 0.2 до 0,62.

Прццу ии шторми

В 1с|чяи< I ИТчюн

' I Ц.мш w I 1П

|

46П<

4*1»

3*0040

<и?

I I

г I

I I

г !

Для прсдприятия-инсорссра лучшая схема работы такая. которая содержит укомплектованный ИТ-отдсл, специалисты которого за счет не полностью использованного рабочего времени дополнительно предоставляют на внешний рынок услуги по подпержке Базовых сервисов для других предприятий. При этом риск по NPV находится в диапазоне от 0.25 до 0,62. Во всех случаях величина риска меняется от средней до высокой и требуется разработка специальных схем управления рисками.

Литература

I Груничев К).А. ИТ-аутсорсинг - это выгодно?!. Журнал «Управление персоналом». №20, 2009. Интернет-издание.

2. Воронков К).А., Груничев Ю.А. Разработка методики количественной оценки экономической эффективности аутсорсинга ИТ-инфраструктуры предприятия. Тезисы доклада на Международном форуме информатизации (МФИ 2008), Москва. 2008. -С.297-298

3. ('моховик Г.Н. О методах количественной оценки рисков в инвестиционных проектах. Информатика и проблемы телекоммуникаций. Материалы российской научнотехнической конференции. Новороссийск, 2006.

•4 Ренин В.В., Е.шфсров В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. - М.: РИА “Стандарты и качество". 2004. - 408 с.

5. Готпнальк П., Солн-Сетер X. ИТ-аутсорсинг: построение взаимовыгодного сотрудничества / Пер. с англ. А. Петрова. А. Сатунина. - М.: Альпина Бизнес Букс. 2007. - 390 с.

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.